ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Карцев Александр Иванович
Нацбест-2008

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.20*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    7 августа 2008 года в книжном магазине БУКБЕРИ состоялась встреча лауреата премии ћНациональный бестселлер - 2008Ћ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА с читателями. Короткий отчет об этой встрече я представляю Вашему вниманию.


НАЦБЕСТ-2008

   7 августа 2008 года в книжном магазине БУКБЕРИ (1-я Тверская-Ямская ул., д.10) состоялась встреча лауреата премии "Национальный бестселлер - 2008" (и автора Артофвара) ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА с читателями. Короткий отчет об этой встрече я представляю Вашему вниманию.
   Букбери [Карцев А.И.]
   Захар Прилепин родился 7 июля 1975 г. Постоянный автор газеты "Генеральная линия / Лимонка" и сайта "Назлобу.ру". Колумнист журналов "Большой город", "Крупный план", "Русская жизнь", "Огонёк" и "Политический журнал".
   Образование: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет.
Школа публичной политики.
   Лауреат премий:
   2005: премия БРФ "Вдохнуть Париж".
   2005: премия издания "Литературная Россия".
   2006: премия "Роман-газеты" в номинации "Открытие".
   2007: всекитайская литературная премия "Лучший зарубежный роман года" - роман "Санькя" .
   2007: премия "Эксклюзив года" сайта Назлобу.ру за политическую публицистику.
   2007: премия "Ясная Поляна" "За выдающееся произведение современной литературы - роман "Санькя".
   2007: премия "России верные сыны" -- за роман "Грех".
   2008: премия "Солдат Империи" - за прозу и публицистику.
   2008: премия "Национальный бестселлер" -- за роман "Грех".
   2008: Премия "Бестселлер OZON.RU" - по результатам продаж в Интернет-магазине OZON.RU.
   Кроме того, французское издание книги Захара Прилепина "Патологии" получила во Франции престижную премию "Русофония" - за лучший перевод русской книги.
   http://www.zaharprilepin.ru/
  
   Захар Прилепин [Карцев А.И.]
   Прилепин. Все мои предки занимались крестьянским трудом. На исходе Советской власти моя семья перебралась в город Дзержинск под Нижним Новгородом, где в свое время родились Эдуард Лимонов и Олег Дерипаска - два разных таких человека. Работал разнорабочим, охранником, грузчиком. Самый большой отрезок времени, около 6 лет, я проработал в отряде милиции особого назначения (ОМОН). Ни о каком писательстве, разумеется, не помышлял. Но в 1998 году, у меня тогда был первый ребенок, произошел дефолт и я неожиданно выяснил, что прокормить семью на свои доходы у меня не получается. Я перебрался в Нижний Новгород. Я ничего не умел делать, кроме, как общаться с друзьями. Мечтал стать мерчендайзером. Случайно встретил одного знакомого, который предложил мне попробовать себя в роли журналиста. Я согласился. Вскоре стал главным редактором газеты "Дело". Было мне тогда 26 лет. Через два года я решил сесть за книгу. Это был роман "Патологии". Вначале он назывался по другому. Книга была о любви. Но чтобы читателям было поинтереснее, стал вставлять главы о Чечне. Я там пробыл около полугода. Решил поделиться с читателями своими впечатлениями и впечатлениями своих товарищей. Получилась книга о войне. Я отправил её Дмитрию Быкову, с которым мы тогда были немного знакомы. Он сказал мне какие-то напутственные слова, потащил рукопись в "Новый мир". Разумеется, ничего у него не получилось. Позднее я сам отправил ее по электронной почте. Так все и началось. Я написал "Патологии", роман "Санькя" и эту книгу с моим лицом на обложке ("Грех", прим. авт.). Осень выйдет еще две моих книги.
  
   Вопрос. Я знаю, что впервые роман "Патологии" вышел в журнале "Север". Это произошло случайно?
   Прилепин. Да. Когда я написал свою первую книгу, я, естественно, и в страшном сне не представлял, что это может называться литературой. Или может иметь какое-то отношение к литературному процессу. Я нисколько не сомневался, без кокетства, в смехотворности своего труда. Поэтому не полез в толстые журналы "Новый мир" и прочие "краснознаменные Звезды". Решил найти что-нибудь поскромнее. Зашел на сайт журнала "Север". Нашел там информацию, что свои первые вещи Левчухин, Шукшин и Белов печатали именно в этом журнале. Вот я и решил, что тоже начну с этого журнала. Тогда главным редактором там был ныне покойный Станислав Панкратов. Вот ему-то я и переслал свой роман. И он его издал. Я ему за это крайне благодарен. Позднее "Патологии" публиковались в "Роман-газете" у Юрия Козлова, замечательного писателя, к сожалению, по достоинству не оцененному.
  
   Вопрос. Творческие планы на ближайшее будущее?
   Прилепин. Осенью в Питере выйдет "Эссе о политике". И очень скоро - книга брутальных новелл "Ботинки, полные горячей водкой" - развеселые истории о мужских приключениях. Я делаю книгу для "Молодой гвардии", в серии "ЖЗЛ" ("Жизнь замечательных людей", прим. авт.), о замечательном писателе Леониде Леонове, который сейчас незаслуженно забыт. Одной из своих задач я вижу возвращение его имени и творчества в литературную среду. Биография его мне кажется очень интересной. Человек родился в 1899 году - в один год с Платоновым и Набоковым, на исходе века - в этом есть некий символ, своеобразный энергетический взрыв. Он прожил длинную жизнь и пережил всех на свете. Умер, по-моему, в 1994 году. Девяносто пять лет прожил - это огромная, колоссальная жизнь. За его биографию я взялся опять же по совету Дмитрия Быкова, который, по сути, и раскрутил "ЖЗЛ". Я полтора года копался в различных архивах. И с ужасом осознал, что жизнь Леонида Леонова совершенно необъятна. И что для написания этой книги мне придется изучать всю эту эпоху. У Леонова были своеобразные отношения с Булгаковым, Шолоховым, Есениным, Сталиным. В 1993 году патриоты выводили Леонова к Белому дому, как своеобразную икону патриотического движения. Леонов - лауреат Ленинской и Сталинской премий, депутат Верховного Совета СССР. А биография его совершенно не изучена, в ней колоссальные пробелы. В Архангельске в архивах я нашел упоминание о том, что во время революции, в восемнадцать лет, Леонов попал в белогвардейскую школу прапорщиков, стал белым офицером. Более того, его отец, Максим Леонович Горемыко (Леонов) был членом Комитета взаимопомощи союзникам (Антанте). Отец был арестован красными. Леонов же вступил в Красную армию и поехал сражаться под Перекоп. Всю свою жизнь он скрывал эти факты. Но это могло всплыть в любую минуту. Один из парадоксов истории - Леонов мог бы стать обычным иммигрантом.
  
   Вопрос. Когда вы поняли, что книги писать проще, чем делать все остальное? Когда осознали себя писателем?
   Прилепин. Нет, это очень громко сказано. Писателем я стал ощущать себя только тогда, когда мне стали приходить какие-то гонорары, премии, роялти. Подумалось, что если мне за это платят - наверное, я писатель. Вообще-то мне кажется, что пафос профессии писателя несколько преувеличен. Это нелепое представление. По сути, труд писателя - это лишь умение записывать свои мысли. Я достаточно быстро писал все свои книги. Но мне никогда не приходилось испытывать чувство вдохновения. Может быть, это связано с моим семейным положением? У меня трое детей, тяжело больная теща. Я живу в двухкомнатной квартире. Я писал по 20-30 минут на работе, где придется... Однажды я читал рассказ Эдуарда Лимонова, где он вспоминает, как издал свой первый рассказ. Он пишет, что все считали его писателем, а ему казалось, что он всех обманул и никакой он не писатель. Это ощущение не покидает и меня. Литература занимается тем, что из поколения в поколение фиксирует жизнь человека в различных обстоятельствах. Я прочитал всю военную прозу: Толстого, советских писателей. Подумал, у моих пацанов в Чечне все было немного по-другому. Вот и решил, напишу об этом. Важны не сюжеты, а ощущения: твои и людей, которые тебя окружают. Я долгое время, около девяти лет, учился на филфаке. И был уверен, что писатели существуют только в "чугунном" виде, стоят на площадях в виде памятников. И был очень удивлен, узнав, что есть писатели-современники, такие же молодые ребята, как и я. Для меня большой праздник покупать новые книги Димы Быкова, Романа Сенчина, который сидит в этом зале, Алексея Иванова, моего друга Сергея Шугунова, живущего в Сибири Михаила Тарковского. Все это дает пищу мозгу и радостное настроение.
   Захар Прилепин [Карцев А.И.]
   Вопрос. Поговорим о Вашем романе "Грех" - национальном бестселлере 2008 года. Как вы стали лауреатом?
   Прилепин. Я был в шорт-листе "Нацбеста" три раза. С "Патологиями", романом "Санькя" и в этот раз. Я старожил этой премии - постоянно сидел в номинантах. Я прекрасно понимаю: все, что ты хочешь болезненно и страстно - у тебя обязательно отнимут. Когда я приехал с "Грехом" в Санкт-Петербург, мне было все равно - а мне эту премию дали. Думаю, что эти законы будут действовать и дальше. Поэтому, на Нобелевскую премию мне совершенно наплевать (смеется).
  
   Вопрос. В какой период вы стали писать стихи? Они как-то не вписываются в ваш образ.
   Прилепин. В четырнадцать лет я приехал в большой город и написал свое первое стихотворение. В восемнадцать лет - завязал. Но потом, будучи взрослым человеком, некоторые из свои стихов я немного переделал.
  
   Вопрос. Ваши романы автобиографичны?
   Прилепин. Сначала я бравировал автобиографичностью своих романов. Но в какой-то момент мне стали задавать вопросы, типа: "Когда чеченцев расстреливалив "Патологии", вы где стояли?", я стал немного рефлексировать. Поэтому я пишу художественную прозу. Как говорят классики, все совпадения совершенно случайны. Просто я стараюсь писать о том, о чем имею представление. Мои рассказы не автобиографичны. Но, как говорил Горький, если хотите писать хорошие вещи, идите в жизнь.
  
   Вопрос. Олег Табаков сказал, что он в восторге от ваших рассказов. И мечтает поставить по ним спектакль. Есть ли у вас на этот счет какие планы?
   Прилепин. Да, недавно мне звонил Олег Табаков. Он так и представился: "Здравствуйте, вас беспокоит пожилой артист МХАТа Олег Табаков". Я обалдел от его голоса. Потом честно сказал его помощнице, что если бы мне позвонил Станиславский или Шекспир, я испытывал бы те же самые чувства. Табаков спрашивал, был ли я во МХАТе? Я ответил, что лет 25 не был в театре вообще. Не люблю оперу. Рассказал ему об этом, он рассмеялся, но не разочаровался во мне. Олег Павлович хочет, чтобы я написал пьесу. Два крутых режиссера выкупили права на "Санькю" и "Патологии". Они просят написать сценарии. Я этого делать не хочу, нет ни сил, ни желания. Мне недавно прислали сценарий по "Патологиям", переврали там все. Я говорю: "Хорошо". Не важно, какой фильм будет, главное, чтобы люди купили книгу.
  
   Вопрос. А кого вы видите в главной роли, если снимут эти фильмы?
   Прилепин. Есть такой режиссер Алексей Учитель, которого я очень уважаю. Он говорит, тебе самому надо сниматься в кино. Ты будешь круче, чем Гоша Куценко. Он пошутил, конечно. Мне все равно, кто будет сниматься в главной роли. Чадов младший или старший, молодой какой актер. Главное, чтобы лицо было неузнаваемо. А то появляется на экране Гоша Куценко - всем все понятно. Может быть, Джек Николсон?...
  
   Вопрос. Параллели в современной литературе не раздражают? Когда сравнивают роман "Санькя" с романом "Мать" Горького? Вас - с другими авторами?
   Прилепин. Параллель только одна - в романе "Санькя" есть мать и есть горькая жизнь. На мой взгляд "Мать" Горького очень плохая вещь. Мой роман лучше. Хотя Горький очень сильный писатель, этот роман словно бы написан не его языком. Мне мой преподаватель на филфаке рассказывал, что книга была написана, затем переведена на какой-то, чуть ли не румынский, язык. Потом исходный текст был потерян, и книгу пришлось переводить с этого языка на русский. Когда сравнивают мои книги с творчеством Шолохова - мне его рассказы не нравятся. С Ремарком... Я его тоже не люблю. Всех с кем сравнивают, не люблю. Вот Юрий Бондарев... С ним - да! Мне нравится совершенно другая литература. В частности произведения Эдуарда Лимонова. Хотя он и писатель совершенно другого уровня, европейский писатель, но он заразил меня своей энергетикой... Если сравнивают - это хорошо. Возможно, чтобы было понятнее.
   Читатели [Карцев А.И.]
   Вопрос. Каков тираж ваших книг?
   Прилепин. Общий? Книг? 70-60 тысяч. Я недавно стал интересоваться этим вопросом, залезать в рейтинги продаж. По этим рейтингам я обгоняю Минаева. Но почему-то я продал 50 тысяч, а он - полтора миллиона. Какое-то несоответствие. Это все странный, сложный вопрос. Это наша традиция. Писатели Вербицкая и Арцибашев имели тиражи больше, чем какой-то Чехов. Где сейчас эта Вербицкая?
  
   Вопрос. Есть ли у вас литературные агенты?
   Прилепин. Да, есть. В России и заграницей. Это общепринятая практика. Имя российского я вам не назову, потому что это очень известный человек. Заграничный агент "продал" меня четыре страны, в семи странах выходят мои рассказы.
  
   Вопрос. С появлением новых тиражей, не раздражает ли вас обойма старых вопросов?
   Прилепин. Меня это не раздражает. Вопросы всегда одни и те же. Я их знаю, мне легче на них отвечать.
  
   Вопрос. Дмитрий Быков написал прекрасное вступление к вашей книге. Как вы с ним познакомились?
   Прилепин. С Димкой? Познакомились по электронной почте, как и с другими сорока тысячами российских писателей. Я написал ему в письме, что мне очень понравился его роман "Оправдание". Что и я сам написал роман. И послал его ему. Он прочитал. Когда он приезжал, выступал в Нижнем Новгороде с концертом, я возил его на машине. Вообще Дима - уникальный человек. Как говорит один мой знакомый, Дима Быков - новый биологический вид. Потому что он ведущий двух радиопрограмм, двух телепрограмм. Автор, как минимум, двух новых ежегодных романов, нескольких сотен или тысяч ежегодных стихов, семи-восьми колонок в разных журналах, двух полос стихов. Когда она находит для всего этого время - мне совершенно не понятно. Мы как-то говорили на эту тему с Прохановым, он сказал, что это не Быков, а стадо быков. Да, Димка - новый биологический вид. Он читает всю современную литературу, знает всю классику. Смотрит все кино-новинки, гуляет каждое утро с собакой. И с детьми. Это немыслимый человек. Одна из загадок природы. Его надо вскрыть и изучать, как лягушку (смеётся). Не знаю, как ему все это удается. Но очень ему в этом завидую.
  
   Вопрос. Как получилось, что он написал это вступление?
   Прилепин. Да, никак. Он издается в том же издательстве "Вагриус", что и я. Лена Шубина попросила его написать вступление. Он и написал. Минут за семь, я думаю...
  
   Вопрос. Вы потому боитесь переезжать в Москву? Что как и Быков боитесь не найти денег на литературу?
   Прилепин. Вы правильно сказали, но я, как и Быков боюсь не найти денег не на литературу, а на квартиру в Москве. Если Дима Быков, при всех его сверх успешных тиражах, копит на квартиру уже лет восемь. И никогда, по-моему, не накопит. Он недавно по этому поводу написал блестящую статью. Вот я издаю книги, получаю премии... Это раз в триста пятьдесят больше, чем получает какой-нибудь заводской рабочий или учитель в школе. Я могу ходить в рестораны, кормить троих детей, жену, содержать няню и водителя. Но квартира в Москве - это совершенно другой уровень. Он для меня и для Димы Быкова совершенно немыслим. У нас есть национальный проект "Доступное жилье". Скажите, что нужно сделать, что сплясать, чтобы для меня- писателя это жилье стало доступным. Это невозможно!
   Читатели [Карцев А.И.]
   Вопрос. Удивительно. У вас трое детей, а сказок нет.
   Прилепин. Я рассказываю им разные ужасы в виде детского варианта "Патологий". У тебя в ухе живет паук... Дети в ужасе. А вы читали неадаптированные русские народные сказки? Это настоящая жесть.
  
   Вопрос. Хотел бы спросить вас о НБП?
   Прилепин. Есть такая партия. Недавно я был на радиостанции "Маяк" и на "Радио Культура". И везде задавали один и тот же вопрос: "Есть ли в этом какой смысл?" Я для себя давно уже дал ответ на этот вопрос. Поступок сам по себе является самоценной, простите за тавтологию, ценностью. Если дадут какой кусок власти - хорошо. Не дадут - ничего страшного. Главное, что из этого движения уже вышли десятки талантливых, неравнодушных молодых людей. Как говорится, делай, что должен. И пусть будет, как будет.
   Автограф Автора [Карцев А.И.]
  
  

Оценка: 9.20*6  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2015