ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Карелин Александр Петрович
"Если судьба дала тебе глаза..."

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
  • Аннотация:
    Некоторые размышления на злободневную тему...


"Если судьба дала тебе глаза - ты должен смотреть..."

"Ответственность - великая сила.

Она вывела человека из джунглей

Диких зверей..."

/З. Фрейд/

  
  
   Предисловие от автора
  
   Аварии, катастрофы, пожары, дорожно-транспортные происшествия, террористические акты... Они сотрясают страну из года в год, из месяца в месяц, редкий день не говорят в новостях о подобных бедах. Мы привыкли к сообщениям, они становятся нашей обыденностью, не каждый ужасается новым жертвам и разрушениям. Но так быть не должно. Мы должны, наконец, задуматься об истоках наших бед.
   Автор около полутора десятков лет уже проработал в ведомстве МЧС, знает о подобных проблемах страны более чем предостаточно, но до сих пор не привык к ним. Между тем всё более крепнет мнение, что во главе угла следует поставить безответственность. Да, именно человеческую безответственность. Об этом и пойдёт речь в миниатюре.
  
  
  
   *
   Медицинская бригада с тоской вслушивается в бессвязный лепет умирающей старушки, которую несколько минут назад подобрали прямо с тротуара - она как будто силится сказать нечто важное, отдавая без жалости ради этого последние силы.
   - Что она говорит? - спрашивает врач.
   - Она просит, чтобы кто-то покормил её кошку. В сумке есть колбаса и сметана, - удивлённо отвечает медсестра.
   Между тем, существует весьма распространённая теория об изначально присущем человеческой природе эгоизме в наш смертный час, согласно которой нас волнуют более всего своя и только своя судьба...
   Беда с этими старушками, качает головой врач. Склеротичка - сама помирает, а думает про какую-то кошку. Но именно то, как окружающие относятся к этой кошке, и показывает, что старушка в своём беспокойстве права - хотя, с другой стороны, наивна. Ибо её призывы, как и её жизнь, угаснут в пустоте. Сметану выкинут, ключ не заскрежещет в замке, а кошке уже не суждено увидеть человеческого лица.
   В наше время, видимо, смешные старушки, встающие со смертного одра и бредущие кормить скотину, мыть полы, уходят в прошлое. Самое время задуматься - что же это за люди такие были?
   Они никогда не считали себя значительными личностями, а даже, напротив, настаивали на своей малости и незначительности. Они - так уж их воспитали - как раз растворялись в окружающем мире и жили для других. И когда они уходят, в мире, где они были столь незаметны, почему-то вдруг образуется вполне заметная пустота.
   Самое главное, они отвечали за своих кошек, коров и чистоту полов. И уже это одно делало их значительными, поскольку незначительный человек не может за что-либо отвечать и ручаться. Сама по себе внутренняя готовность отвечать подразумевает претензию на значительность, готовность иметь дело с районным судом, милицией и ООН. Нельзя не поразиться гордыне смиренных богомольцев, ожидающих неотвратимого божьего суда - они верят, что Господь их примет, станет выслушивать их объяснения и судить, а не тяпнет по голове, не глядя.
   Далее, незначительный человек не способен влиять на окружающий мир, что превращает его ручательство и ответственность в фикцию для других, и в безумный риск - для него самого. Вы можете поручиться за то, что завтра не будет снега? Можете, но это абсурд, игра со случайностью.
   С другой стороны, он не может ни за что ручаться и отвечать, поскольку ему нечем ручаться и отвечать. "Если ничего не имеешь, нечего и терять, а кому нечего терять, того невозможно наказать или отмстить ему" (*).
   Именно этим обусловлен кризис, сокрушающий ныне наш мир, нашу страну. Влияние отдельного человека на окружающее возросло до внушительных, неописуемых масштабов. Любой шаг каждого из нас мигом отзывается на тысячах подобных нам и сотрясает землю. Восемнадцатилетние парни служат в частях, оснащенных ядерным оружием, склонный к алкоголизму трудяга вытачивает деталь для самолёта с несколькими сотнями пассажиров на борту, погруженные в мысли о домашних склоках дамочки обрабатывают многомиллионные платежи.
   Невозможно отвечать за то, что выходит за рамки нашего влияния, но в пределах своего влияния мы должны отвечать за всё - особенно если это влияние столь серьёзно. Но чем, скажите, пожалуйста, ЭТИ люди могут отвечать за свои неверные действия? Что сделать с теми, кто виноват в Чернобыле или катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, кто отравил речку или допустил масштабные пожары летом 2010 года, кто погубил больного на операционном столе или оказался виновным в возникновении пожара в кафе "Хромая лошадь"? Лишить зарплаты? Выгнать с работы, сбросить с самолёта, заковать навеки в кандалы? Мучить до конца жизни, заботливо её продляя?
   Всё не то, всё недостаточно. Каждый из нас может так много (испортить, по крайней мере), но владеет столь малым... Мы все как подростки, которые зачать ребёнка могут, а вырастить - нет. Мы действуем, не имея возможности отвечать за свои действия. "Ад не в состоянии вместить тех грехов, которые мы в состоянии совершить" (*). И, быть может, эта наша ненаказуемость и есть наказание за главный наш грех - грех Существования. Ибо тот, кто не может отвечать, обречен судить - и, увы, не только себя.
   Наверное, поэтому миф о собственной незначительности, беспомощности становится всё более популярен. Он освобождает не только от ответственности (её и так нет), а даже от самой необходимости отвечать. Возгласы "А что я мог сделать?" несутся со всех сторон. Раз ничего не мог, так ничего и не должен.
   Времена гордости за себя и свою профессию ушли. Все стремятся подчеркнуть свою пассивную, подчинённую роль. Военные "лишь выполняют приказы", врачи "лишь помогают природе", журналисты "лишь отражают события", чиновники "лишь строго следуют инструкциям".
   Подумаешь, твердят многие из них на все лады, если бы на моём месте оказался другой, всё было бы точно так же. Этот тезис помогает совместить в повседневной речи торжествующий крик значимости с унылым плачем незначительности. Мол, свобода - осознанная необходимость, пока делаешь то, что надо, можешь всё, а если рыпнешься - судьба сомнёт тебя и пришлёт на замену другого.
   Им суждена лёгкая смерть, ибо никакие кошки в последние секунды их волновать не будут. Упав утром в речку, они уже на работу не поспешат. Принимая во внимание некоторые сопутствующие обстоятельства, этому остаётся только порадоваться.
   Они, правда, забывают старую истину дорожного движения: никто не заметит, если ты не сядешь за руль, но если ты сел, то отвечаешь за всё. "Место, где мы оказываемся - случайно, но мы всегда отвечаем за это место, как будто в мире больше нет никого. Если судьба дала тебе глаза - ты должен смотреть". (*)
  
  
  
   Послесловие
  
   "Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват - он или я? С каждого надо спрашивать то, что он может дать. А власть, прежде всего, должна быть разумной". (Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц").
  
   *
  
   (* ) - Л. Кощеев "Эссе". Ек-бург. 1999 г.
  
  
   *
  
  
  
   И ЕЩЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
  
   Данная миниатюра была опубликована на одном из литературных сайтов и, к некоторому удивлению автора, нашла широкий отклик, причем ряд размышлений дополняет и расширяет поднятую проблему. Автор решился-таки небольшую часть из комментариев привести в сокращенном виде для авторов и читателей Артофвара - возможно, это тоже покажется интересным...
   "Наверное, это не столько миниатюра, сколько эссе на очень животрепещущую тему - ответственности человека за свою жизнедеятельность. Поэтому все посылы автора относительно разных аспектов раскрытия проблемы читаются органично и звучат убедительно. Образ умирающей старушки, беспокоящейся о голодной кошке, настолько красноречив и показателен, что даже не нуждается в дополнительной интерпретации: ответственность - это органика естества, рождённого для блага, а не наоборот. Казалось бы, знакомые вещи, а прозвучали свежо и ёмко..." (Светлана Демченко).
   "Прочитал и задумался...А ведь, действительно, уходит поколение сердобольных и неравнодушных. Периодически веду доверительные разговоры с представителями "поколения пепси" и что удручает - почти все находятся под прессингом той или иной депрессии. Молодые ребята, а ничего хорошего уже не ждут и не во что не верят... Жутко!!!" (Алекс Сидоров).
   "Не отводи глаза - хочется сказать. Очень верно расставлены акценты..." (Леонид Блох).
   "Бабушка не думала о своей смерти... Она думала, что дома её ждёт кошка... Она уходила с надеждой, что кто-то накормит питомца, потому что она бы это сделала для другого человека. Без громких слов и поступков такие люди, в первую очередь, отвечают за самих себя. Мне кажется, ей было легче. А вот когда человек надевает маску незначительности и беспомощности и, кстати, пользуется ей по необходимости, он прикрывает, таким образом, лень, непрофессионализм, пофигизм, слабость свою, безволие и т.д. "Я ни за что не хочу отвечать!" "Я за себя не хочу отвечать!" "Отвечайте за меня все!"... Такие люди думают только о себе..." (Ирина Рыкованова).
   "Замечательная публикация. Написано живо, эмоционально, образно. Очень своевременная, актуальная тема; предлагает задуматься, заново осмыслить роль каждого из нас в этой общей жизни" (Вера Великих).
   "Это очень серьёзное произведение, не оставляющее равнодушным и заставляющее в который раз задуматься и посмотреть, в первую очередь, в душу самому себе. Имеющий око да узрит, имеющий уши да услышит! Да, похоже, как ни грустно это сознавать, поколение, которое знало, что такое ответственность, уходит. Пустота чувствуется очень сильно. Вакуум какой-то. Почти поголовная безответственность, равнодушие, цинизм, жестокость царит в нашей жизни. По типу, день прошёл, я прожил, а после меня хоть потоп. Грустно-печально... Уходит поколение ответственных... Ну, что, сработала доктрина бескровной психологической войны; из нас делают то, что делают, то, чего мы достойны (!?) Все же почаще надо вспоминать А.де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили"... Слово ответственность имеет в основе корень "ответ". Надо начинать с себя, с маленького островка - семьи. Пока есть понимание, ответственность, забота, любовь, прощение, наш "шарик" будет вертеться. Очень серьёзная и актуальная статья. И чувствуется, что у автора просто сильно наболело... И не у него одного..." (Ирина Н. М).
   "Прекрасная миниатюра! Ах, как хочется увидеть генералов, порхающих с цветка на цветок... Но ещё больше хочется, чтобы каждый отвечал за свою кошку, свои слова, обязанности, поступки и всё то, с чем он идёт навстречу миру!" (Жанна Марова).
   "Сильная миниатюра. Напористо, интересно, читабельно. Думаю, инфантильность и нежелание отвечать за то, что не касается и не коснётся конкретно меня пришла (приходит) с новым строем. "Каждый кузнец своего счастья", а счастье не в профессионализме и не в ответственности, а в деньгах, добытых любым путём. Этим путём и идём, скорбя мимоходом о лучшем, что отмирает в нас..." (Анатолий Шинкин).
   "Замечательное произведение. Каждая фраза бьёт по никчёмности человека. Люди боятся говорить: "Я обязан", "Я сделаю", "Я отвечаю", "Я вступлюсь за человека, которого могут ограбить", "Я делаю хорошо своё дело", "Я не пью"...Эти фразы получили нарицательное значение. "Я - Белый Ворон в стае чёрного клёкота", - это мое заключение о роли некоторых смелых людей и своей роли..." (Владимир Мусатов).
   "Вы хорошо изложили размышления. Но, на мой взгляд, причина безответственности не только в сознании собственной незначительности, но и в безнравственности власти, не несущей никакой ответственности перед своим народом... Это тянется в России веками, продолжается и в наши дни..." (Владимир Врубель).
   "Очень внимательно прочитала... Уж не в ответе ли те, кто совратил народ привлекательностью полной свободы от культуры, самоуважения, ответственности? Величие и совесть маленького рядового человека в сильном чувстве ответственности за всё. Извращение совести бывает у тех, кто считает, что им всё простительно. У таких жизнь примитивно проста, ум притуплён, чувства разнузданы. Уж поистине, стрелка сломанного компаса навряд ли может указать путь совести и правде... Истинная ответственность бывает только личной. Снимая с себя ответственность, обнажаешь свою убогую сущность. Иногда дело тяжёлым якорем стопорится по причине малодушной трусости - ни за что не отвечать... И ведь что интересно: чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти, ибо люди прекрасно знают - "чем выше лезут обезьяны, тем видней срамные их изъяны". Я уверена, что мы все связаны сильной степенью ответственности друг перед другом, что вы выразительно и показали..." (Надежда Гридина).
   "Да, старое поколение уходит. Уходит, обиженное равнодушием тех, кто по долгу обязан был заботиться о нём. Но равнодушие идёт от отсутствия, прежде всего, совести. Нет сердечной теплоты, душевной боли за человека. "Каждый за себя, а сейчас и гораздо больше", - это девиз любого властвующего. Всегда существовал синдром "маленького человека", и он обоснован бесправием, незащищённостью. Хорошо, что написали об этом. Один вопрос - "Как изменить?"..." (Валентина Склизкова).
   "Размышления правильные. Только знаю людей, которые не знают, куда девать свои "видящие глаза"... Настолько обострено то, о чем написали. И равнодушие плохо, и ранимость, когда видишь чужую боль, - тоже плохо. Трудно на свете таким..." (Елена Близнецова).
   "Знаете, та власть, которая хотела сделать всех и каждого ответственными, а, значит, полноправными людьми, ныне проклята теми людьми, которые ответственными быть не могут... И, как ни странно, многие аплодируют этим проклятьям..." (Владимир Ус-Ненько).
   "Эх, но хочется всё же думать, что есть, есть(!), сохранился он, тот самый потенциал чистоты, чести, гордости, который поможет преодолеть эту черную полосу повального инфантилизма и безответственности..." (Давдангийл Гантумур).
   "И всё-таки основания для оптимизма есть! Ведь не все, не все "стремятся подчеркнуть свою пассивную, подчинённую роль", остаются и те, кто думает о сытости коров и кошек, те, кто горд за себя и свою профессию. Но тут приходится признать - дело в соотношении: сколько их таких? (Хотелось бы написать "нас таких", но... хочется остаться честным - "а всё ли я делаю, дабы не было стыдно за себя, за профессию, за страну..." (Игорь Агафонов).
   "Все верно. Размах безответственности поражает. Развалили Союз... Спалили летом леса и деревни, но "гонят пургу" на аномальное лето... Шушенская "бабахнула", но опять "дурачков" нашли из маленьких людей из прорабов... И это нормально? В стране кризис, а решили "милицию" на "полицию" переделать... Между прочим, в каждом отделе по четыре печати...Ну-ка, посмотрим: 99 регионов да помножить на 21 отдел в регионе, да на 1000 рубчиков народных на изготовление новых печатей - получится 2млн 79 тыс рубчиков... А вывески, а перерегистрация недвижимости и транспорта на нового собственника. А форма одежды... Размах поражает..." (Олег Борисенко).
   "Вы точны в суждениях. Написанное весьма тревожит. Это "колокольчик" для каждого из нас - предупреждение: "люди, не будьте равнодушными!" Отчего мы, в целом, стали инфантильны даже в судьбе своей? Почему зло совершается с нашего молчаливого согласия? Почему стало возможным не брать на СЕБЯ ответственность, бездумно считая, что найдётся другой, кто взвалит на себя это бремя и радостно будет его нести? Да, каждому жизнь - его крест. Но всегда ли мы готовы нести его сами, не перекладывая на чужие плечи? И всегда ли мы знаем то, что дано нам самим совершить? Жить - не бояться жизни? Неужто ещё не дошло наше эволюционное развитие до прихода таких "человеков"? Что же мы оставим после себя? Чем нас вспомнят потомки?.." (Мила Логвинова).
   "Замечательную тему подняли! Очень часто встречаю пассивные рассуждения, ссылку на свою незначительность. Читаешь мемуары некоторых бывших руководителей ЦК КПСС и КГБ СССР и постоянно слышишь их стенания о том, мол, "что они могли сделать?", "нам приказали"... Не война же была в то время. Мирное время...А страны не стало... Никто не мог им объяснить того, что приказы могут быть преступными, которые противоречат Конституции СССР. Удивительное дело: нарушить Конституцию можно, а приказ вышестоящего начальника нет... Все это порождает жуткую безответственность, в быту называемой "круговая порука"..." (Анатолий Клепов).
   "Вы встряхиваете людей, заставляете их думать, анализировать, сострадать... Мы думаем: "Что-то у нас в стране не то и не так", но напрасно отказываемся считать, что в этом и мы виноваты..." (Плайта).
   "А ведь всё потрясающе просто! У А.М. Володина в трагедии "Две стрелы" самое страшное предательство, по цепочке влекущее фатальный каскад смертельных событий с героями пьесы, начинается с утверждения предателя: "Я маленький человек... Ничего от меня не зависит". Володин гениально демонстрирует, что Человек НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МАЛЕНЬКИМ, ибо он - самая большая величина в природе Господа. Он - образ и подобие Его. А, значит, и мера ответственности Человека велика соответственно. А то, что современная цивилизация десятилетиями вытачивает из нас маленьких потребителей, лишая Человеческого, так это верное свидетельство об её архитекторах: они-то как раз Человеками не являются. Да, о двух ногах, о двух руках и голова, вроде бы, на плечах красуется. Но имя им - нелюдь. И обращение с этой нелюдью должно быть адекватным её сущности. Метафизическая схватка Человека с нелюдью разворачивается на наших глазах. Её фронт пролегает через Домодедово и Сколково, через Саяно-Шушенскую ГЭС и разбомблённый Белград, через Андронный Коллайдер и Уолл-стрит, через Белый дом и сердце каждого человека. Пощады в этой войне не должна ведать ни одна сторона. Но мы Человека, отравленного медленным ядом "гуманизма", никак не можем перевести через липкие путы "толерантности" и "политкорректности", "прав человека" и "ненасилия". Оттого пока(!) шаг за шагом сдаём позиции нелюдям, проигрывая нынешний этап войны... А те старушки, о которых вы упоминаете, по чистоте душевной, унаследованной с тех времён, когда эти липкие путы ещё не сформировались, нутром чуют правду жизни, состоящую в том, что если есть "враг рода человеческого", то никаких переговоров с ним быть не может! Но для этого нужно иметь много бОльшую силу Любви: к той же кошке, к цветку, живой былинке, наконец, ближнему своему..." (Михаил Журавлёв)...
  
  
  
  
  
   ***
  
  
  
  
  


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023