ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Карелин Александр Петрович
"Война или мир..."

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
  • Аннотация:
    Один год из истории войны. Политика национального примирения в Афганистане.


"Война или мир..."

"Лично я убежден, что без советских

солдат земля здесь /в Афганистане/

захлебнулась бы кровью..."

(Ким Селихов, писатель-публицист)

  
   Предисловие от автора
  
   Один год из истории войны в Афганистане (1979-89). Каким он был...
   С 15 января 1987 года в Афганистане была провозглашена политика национального примирения. Правительство и НДПА призвали к прекращению братоубийственной бойни ("Долой войну! Да здравствует мир!") Как он прошел, этот процесс национального примирения? Кто его поддержал, и кто противился ему? Удалось ли добиться желаемого результата? Об этом и о многом другом автор размышляет в данной статье.
  
  
  

1

  
   За годы войны 1979-1989 вражеская пропаганда немало потратила денег и усилий, чтобы очернить в глазах мировой общественности официальную власть в Афганистане, от которой, якобы, как от проказы, бросив свои обжитые места, бежали за рубеж не тысячи - миллионы афганцев. Действительно, спустя десятилетия, большая часть населения до сих пор находится на чужбине, главным образом в Пакистане и Иране.
   Многие из них попали в эти страны ещё задолго до Апрельской революции 1978-го года, оставили родину в поисках заработка и хлеба для своих голодный семей. Так, по старой, королевской ещё статистике, в те годы на самых грязных и тяжёлых работах в Пакистане и Иране было занято около 3 миллионов афганцев, перед которыми контрреволюция с первых дней войны сразу закрыла все пути на родину. К числу беженцев относят и полтора миллиона кочевников, которые, невзирая на военное время, с весной гонят отары овец с приграничных пастбищ на север, а к зиме вновь возвращаются на старые кочевые стоянки.
   Конечно, после апрельских событий 78-го бежали из Афганистана тысячи помещиков, королевских и даудовских чиновников, полицейских, офицеров старой армии, немало представителей интеллигенции, деятелей науки и культуры.
   Под воздействием враждебной пропаганды "от власти неверных" уходили за рубеж и простые, безграмотные дехкане, ремесленники и торговцы. Голод и нищета на чужбине, угрозы и соблазнительные награды за каждую голову убитых соотечественников привели этих обманутых людей под знамя контрреволюции. Так, за убийство солдата народной армии в душманских отрядах платили 15 тысяч афгани, за офицера, в зависимости от звания, от 30 до 100 тысяч афгани. За каждого убитого советского воина цена соответственно повышается вдвое. А за сбитый вертолёт или самолёт - 1 миллион афгани. Деньгами распоряжались, кто как мог. Дошло до того, что в душманских станах стали продавать женщин для утех и для обогрева в холодных палатках и пещерах: продавали на вес, как дрова.
   Душманы облагали налогами многие кишлаки в зонах боевых действий, под страхом смерти требовали от родителей направлять в свои отряды их детей. Для устрашения непокорных устраивали публичные казни, вырывали языки, отрезали уши и носы, выкалывали глаза, рубили на мелкие части несчастных.
   Но мятежники представляли и реальную власть в контролируемых районах. В занятых моджахедами провинциях Афганистана гражданская и военная власть принадлежала "амирам", которые избирались членами партии, контролирующей данную провинцию, всё это утверждалось в Пешаваре. В руководство провинции входили также заместитель "амира", военный командир, специалист по финансовым вопросам и "кази" (судья, который судил по законам шариата). Бывали и другие должностные лица. Например, там, где контроль осуществляли люди Хекматиара, были ещё ответственные по культурным вопросам и политический комиссар, отвечающий за агитационно-пропагандистскую работу среди местного населения.
   Первичной организацией движения мятежников являлся комитет, или база. Комитет контролировал округ или отдельный кишлак. Во главе комитета стоял директор, в подчинении которого находился его заместитель, казначей и военный командир. Комитет собирал налоги с населения, а также действовал как местный совет народных депутатов (как, например, в СССР): откликался по возможности на просьбы крестьян, разбирал жалобы. Кроме того, представители местной власти выдавали документы дезертирам из правительственной армии и сажали в тюрьму преступников. И, конечно же, комитет служил центром, координирующим боевые действия моджахедов в данном районе.
   Однако не вся жизнь афганской провинции находилась под контролем "амиров" и комитетов. Существовала параллельная структура - религиозная, которая не подчинялась партиям и группировкам. Например, в мечети любой мусульманин мог найти приют, хлеб и чай, которые приносили сюда местные крестьяне. В некоторых провинциях относительно богатые семьи держали приюты для беженцев и дезертиров, и никакой "комитетчик" не волен был здесь распоряжаться: частная собственность священна.
   Вообще противоречия между военно-политическими и религиозными структурами возникали довольно часто. Например, отряд моджахедов приводит на базу пленного. Для военного командира важно его допросить и сделать всё возможное, чтобы тот не сбежал к своим и не выдал местонахождение лагеря. Самый надёжный вариант - расстрелять его. Однако для священнослужителя этот пленный - заблудшая овца, которую необходимо вернуть в лоно ислама с помощью душеспасительных бесед. Вполне возможно, что этот человек ещё способен стать добрым мусульманином и влиться в ряды борцов с ненавистным режимом Наджибуллы. Таким образом, судьба пленного часто зависела от авторитета местного муллы.
  
  
  
  

2

   Борьбу против кабульского правительства вели свыше 70 оппозиционных партий, организаций и группировок. Их главная цель - свержение существующего строя в Афганистане. В отношении дальнейших перспектив развития общества единства у них не было: одна часть выступала за провозглашение Афганистана исламской республикой по образцу Пакистана или Ирана (что не одно и то же), другая - за восстановление дореволюционных порядков, в том числе монархии. Имелись и другие отличия (национальные, племенные, религиозные, партийные). Фактически оппозиция, выступавшая против режима НДПА, была конгломератом разрозненных и мало связанных между собой сил.
   Поэтому определение "оппозиция" применимо к мятежникам чисто условно, обобщённо. Их лидеры преследовали разные цели, часто вообще не признавая друг друга, боролись между собой. Итог: за время борьбы они не выдвинули единого руководителя, способного возглавить мятежное движение. Корни его глубоко уходили в народную культуру и состояли из трёх компонентов: ясные, обязательные для соблюдения представления о личной чести и самоуважении как необходимая основа самобытности, ценности личности; желание жить в соответствии с местными, весьма разнообразными традициями, обычаями; вера и ислам.
   Деятельность афганской оппозиции активно поддерживалась извне. Причём стратегия афганского сопротивления во многом основывалась на ожидании вмешательства в конфликт недружественных ДРА и СССР внешних сил, в первую очередь США и Пакистана. Для противодействия устремлениям СССР в этом регионе Соединёнными Штатами была создана соответствующая система, включавшая несколько направлений. Афганская оппозиция находилась в полной материальной зависимости от стран НАТО, мусульманских ортодоксальных режимов. Наряду с США наиболее активное участие в оказании всевозможной поддержки антиправительственным силам в Афганистане принимали Пакистан, Китай, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, ряд западноевропейских стран.
   Основное направление помощи афганской оппозиции: финансирование, поставки мятежникам оружия, боеприпасов, военного снаряжения, участие инструкторов и советников в военной подготовке моджахедов, обеспечение условий вывода советских войск из ДРА.
   Активную борьбу против режима НДПА и советского военного присутствия в Афганистане вели оппозиционные организации, штаб-квартиры которых были в Пакистане и Иране. Они имели сложившуюся структуру, включающую в себя руководящие органы, вооружённые формирования, систему учебных центров, баз снабжения, органов и средств пропаганды (радиостанции, печатные издания), а в контролируемых мятежниками районах - как уже отмечалось, так называемые "исламские комитеты". Кроме того, в США, Западной Европе, некоторых мусульманских странах оппозиция имела разветвлённую сеть представительств, филиалов, обществ, фондов. Через них осуществлялось финансирование, материальное обеспечение её партий и группировок.
   Моджахеды базировались на территории Афганистана, но действовали крайне разобщено. Они, как правило, не вели боевых действий с правительственными силами в "чужих" провинциях и зонах, противились всяким попыткам объединения, укрепления объединения, укрепления дисциплины, выработке элементов общей стратегии. Признавали только лидеров своей партии и полевых командиров. Эта разобщённость не позволяла добиваться ощутимых побед: мешали межпартийная вражда, местничество, религиозные и национальные разногласия. Борьба лидеров в Пешаваре обуславливала боевые стычки и на афганской территории.
   В среде оппозиции были глубокие разногласия по вопросам распределения поступавшей из-за рубежа помощи, раздела сфер влияния. Нередко между вооружёнными отрядами различной партийной и национальной принадлежности возникали боевые столкновения... Тысячи, возможно, десятки тысяч моджахедов погибли в междоусобных столкновениях.
   Со стороны стран, поддерживающих оппозицию, делались усилия для достижения единства моджахедов. Однако мятежники сталкивались с теми же трудностями, что и НДПА: основная особенность афганского общества - его разобщённость.
   Такова была ситуация в Афганистане на начало 1987 года. Она всё ближе приближалась к тупиковой. И тут было принято решение о провозглашении политики национального примирения. Руководством СССР оно было названо уникальным экспериментом.
  
  
  
  
  

3

   Накануне начала проведения политики национального примирения проводились широкомасштабные боевые действия по разгрому семи базовых районов, перевалочной базы, трёх перевалочных пунктов и 18 вооружённых отрядов оппозиции. Отрядом спецназа в районе Кандагара под руководством С. Бохана был разгромлен крупный караван, доставлявший вооружение моджахедам.
   Первая партия ПЗРК "Стингер" в количестве трёх штук была захвачена утром 5 января 1987 года юго-западнее Шахджоя, в районе кишлака Джилавур, дежурной группой 7-го батальона специального назначения, возглавляемой майором Е. Сергеевым. Обнаружив караван в движении, вертолёты МИ-24 нанесли по ним удар, а МИ-8 высадил десант. Под командованием командира роты старшего лейтенанта В. Ковтуна спецназовцы огнём стрелкового оружия уничтожили 16 мятежников, захватив снаряжённый "Стингер", два пусковых контейнера с аппаратурой запуска и одного пленного. Кроме того, был захвачен портфель- "дипломат" с полной документацией на "Стингер".
   Политика национального примирения (ПНП) начала проводиться с середины января 1987 года. Важнейшим документом, регламентирующим проведение ПНП, была Декларация Ревсовета ДРА "О национальном примирении в Афганистане". В ней, в частности, заявлялось: "С 15 января 1987 года соответствующим компетентным органом государства даются указания: прекратить огонь из всех видов оружия, приостановить ведение боевых операций; вернуть войска в пункты постоянной дислокации, перейти на регламент мирного времени; не наносить артиллерийские и авиационные удары по противнику, если он не представляет опасности для мирного населения; вооружённым силам ограничиться охраной государственной границы, государственных и военных объектов, обеспечением проводки колонн, выполнением сугубо оборонительных и экономических задач.
   В ответ на мирные шаги правительство ожидает прекращения обстрелов из любых видов оружия городов и кишлаков, воинских частей и воздушного транспорта, доставки и размещения на территории ДРА оружия и боеприпасов, минирования дорог, террористических актов и диверсий".
  
   Генеральный секретарь ЦК НДПА Наджибулла выступил с речью по кабульскому радио - разъяснил основные принципы новой политики. Он, в частности, сказал: "Я хочу обратиться к тебе, человек, к тебе, брат афганец! К тебе, крестьянин! Что принесла тебе война? Нищету, поборы, угрозы и запугивания. Выстрелы по ночам. Подумай и ответь на главный вопрос: тебе нужна война?
   ... Я обращаюсь к афганцам, к каждой афганской семье: что принесла вам война? Разрушенные очаги. Скитания в поисках крова. Подумайте, люди, и ответьте на главный вопрос: вам нужна война? Мы предлагаем мир!"
  
   В новых условиях главными органами примирения становились чрезвычайные комиссии национального примирения, создаваемые на кишлачном, волостном, уездном, провинциальном и общегосударственном уровнях. Их цель - достижение мира и согласия на соответствующих уровнях. Верховным органом примирения объявлялась всеафганская чрезвычайная комиссия национального примирения. Государство наделило комиссию всеми необходимыми правами.
   Было объявлено также о создании "джирг мира"; им предоставлялся ряд особых полномочий: по их просьбам должны были направляться на места врачебные группы и медикаменты, специалисты по ирригации и сельскому хозяйству, семена и удобрения в помощь крестьянам, а также бесплатные товары первой необходимости, включая поступающие по линии безвозмездной помощи СССР; давалось право решения вопросов о землевладениях, организации земельно-водной реформы на своей территории; они могли вносить предложения об амнистии некоторым лицам, заключённым под стражу, при гарантированном невозобновлении антинародной деятельности.
   Провозглашение ПНП кое-кто из высшего руководства в СССР посчитал настоящей панацеей от всех бед. Газеты не преминули откликнуться восторженными статьями. Одна из советских газет 87-го года писала: "Прошло немного времени с той поры, но нет сейчас ни одной афганской семьи, которая не откликнулась бы на страстный призыв партии. Медленно, с большими трудностями, но идёт, набирает силу этот исторический процесс прекращения многолетней братоубийственной войны. Каждый день приходят сообщения о сотнях и тысячах душманов, согласившихся на перемирие или сотрудничество с народной властью, тысячи кишлаков освобождены от бандитов мирным путём, потянулись к родным местам вереницы беженцев".
  
   Между тем обольщаться начальными успехами политики национального примирения, конечно, не следовало. Народ расколот. Расколоты племена. Расколоты семьи. Существовало стойкое мнение, что многие афганцы неискренни, не вызывают доверия, думают одно, говорят другое. Скорее всего, это мнение было от нежелания понять всю сложность ситуации. Между тем, вызвать афганцев, даже дружественно настроенных к СССР, на откровенный разговор, действительно, было очень трудно. В одной только афганской семье в четырёх поколениях насчитывалось 475 человек, при этом у этой жены афганского офицера и её двадцати родных братьев и сестер было по 5-10 детей. Так вот: едва ли не половина этой огромной семьи - "по ту сторону". И таких семей в Афганистане большинство. Эта женщина - всей душой за примирение, но вряд ли удастся уговорить её высказаться об этом публично. Чтобы сотрудничать с властью, выступать в её поддержку в печати, на радио и по телевидению, нужно иметь гражданское мужество - ведь это может стоить жизни. Но героев всегда меньше, чем обычных людей с их слабостями, страхом, постоянным вопросом: "Как-то ещё всё обернётся?"
  
  

4

   Для демонстрации своего стремления к общенациональному миру и согласию Ревсовет ДРА в 1987 году специальным указом объявил об освобождении из тюремного заключения лиц, находившихся под стражей, но давших слово не совершать впредь враждебных действий против режима НДПА. Ревсовет ДРА подтвердил: все граждане Афганистана, волею судеб оказавшиеся в стане врагов и покинувшие страну в результате гонений и обмана, но осознавшие свой патриотический долг, сложившие оружие, будут прощены Родиной и народом.
   Политика национального примирения вначале с энтузиазмом была воспринята народом, уставшим от многолетней войны. У части руководителей антиправительственных сил даже появились колебания, сомнения в целесообразности продолжения боевых действий. Усилились разногласия, соперничество между лидерами внешней оппозиции, обострились противоречия между полевыми командирами различной партийной принадлежности, их руководством за рубежом, что ещё раз подтверждало неоднородность оппозиции, политическую и религиозную. Некоторые идеи национального примирения восприняли эмигрантские круги в Западной Европе, включая бывшего короля Афганистана Захир-шаха.
   С правительством подписали договоры о сотрудничестве многие командиры вооружённых формирований внутренней оппозиции. Они вошли в состав территориальных и племенных войск. Хотя это сотрудничество было зыбким, неустойчивым, оно всё-таки способствовало стабилизации обстановки в определённых районах страны. Но в связи с отсутствием реальных шагов, способных привлечь на сторону правительства большую часть полевых командиров, этот процесс не стал массовым. Постепенно из-за недоверия населения к мероприятиям, проводимым НДПА, пассивности партийцев, противодействия оппозиции, отсутствия позитивных результатов инициатива стала ускользать из рук Наджибуллы.
   Улучшения обстановки, на что рассчитывали руководители республики, с обнародованием ПНП и прекращением правительственными силами огня не произошло. Как выяснилось, механизмы воплощения этой политики в жизнь были недостаточно продуманы и отработаны. Линию на национальное примирение не подкрепили практическими шагами. Декларативные заклинания о мире, согласии больше напоминали демагогические призывы. Нет, лозунгами добиться мира невозможно. Ведь не были устранены причины, породившие войну. Не были созданы условия для восстановления нарушенного баланса сил.
   Народ с настороженностью воспринял миролюбие режима, долгие годы проповедовавшего лишь насилие. Ничто не вынуждало оппозицию прекратить сопротивление, пойти на примирение: она контролировала большую часть территории страны, создала разветвлённую инфраструктуру, стала получать гораздо больше вооружения, боеприпасов, в том числе новейших. К тому же новая политика не учитывала интересов широких слоёв населения, вновь предусматривала доминирующее положение НДПА, хотя и создавалась видимость разделения власти. Как итог - она не принесла ожидаемого результата.
   В противовес мероприятиям государственной власти, проводимым в рамках новой политики, руководство оппозиции развернуло широкую кампанию по дискредитации и искажению её целей. Основная задача кампании - убедить население и отдельных главарей, с одобрением воспринявших курс на национальное примирение, не идти на переговоры с органами государственной власти, не прекращать вооружённую борьбу против неё до тех пор, пока из ДРА не выведут советские войска. Одновременно утверждалось: объявленная правительством политика национального примирения - свидетельство слабости режима НДПА, не сумевшего вооружённым путём разгромить мятежное движение; теперь режим пытается новой политикой расколоть оппозицию, привлечь путём обмана на свою сторону полевых командиров, а затем уничтожить их. Противники государственной власти расценили ПНП как первый шаг к полной капитуляции...
   Лидеры оппозиции после серии совещаний приняли однозначное решение - на компромиссы с правительством не идти, а добиваться насильственного свержения режима Наджибуллы, провозглашения в Афганистане исламской республики, где не будет места для НДПА. Моджахеды стремились продемонстрировать мировой общественности и афганскому народу, что только мятежное движение - реальная политическая сила, способная претендовать на власть в стране. Непримиримую позицию по отношению к новому курсу заняли полевые командиры наиболее крупных, активных формирований.
   После одностороннего прекращения правительственными войсками боевых действий существенного снижения подрывной деятельности оппозиции не произошло. Мятежники усилили интенсивность акций против госвласти, в особенности против советских войск. Количество обстрелов по сравнению с аналогичным периодом 1986 года увеличилось: объектов советских войск - в 3 раза, афганских объектов - в 2 раза. Наибольшую активность мятежники проявляли в восточных и юго-восточных приграничных районах ДРА, некоторых центральных и северных провинциях (Кабул, Каписа, Баглан, Кундуз, Тахар), районах Нижнего и Среднего Панджшера, зелёных зонах Кандагара и Герата, на крупных коммуникациях страны.
   Кроме того, они активизировали террористическую деятельность своих формирований, усилили пропаганду и агитацию.
   Из-за отказа "непримиримых" от предложенного сотрудничества, их твёрдого намерения продолжать боевые действия советские войска оказались в крайне сложном положении - прекратив активные действия, они фактически превратились в неподвижные мишени: несли неоправданные потери от обстрелов мятежников, количество которых с каждым днём увеличивалось. Таким образом, стремление выдать желаемое за действительность вновь привело к тому, что режим показал свою несостоятельность.
   Части 40-й армии по просьбам афганского руководства опять начали проведение совместных операций против вооружённых формирований оппозиции в "острых" районах (в провинциях Кандагар, Герат, Газни, Кундуз, Логар, Пактия, округе Хост, вокруг Кабула), а также боевые действия против караванов, доставляющих оружие, боеприпасы из Пакистана и Ирана для боевиков.
   Как показывает статистика, за полгода политики национального примирения напряжённость и масштабность боевых действий существенно не снизились. ПНП стала играть на руку оппозиции, расценивалась некоторыми партийцами как предательство революции. Но ничего другого не было ни у советских политиков, ни у Наджибуллы.
  
   Таким образом, продекларированная политика, ставившая целью национальное примирение, привела к ухудшению ситуации для НДПА. Она не стала панацеей от войны и средством для мира. Установить мир без победителей и побеждённых ещё мало кому удавалось. Политика национального примирения оказалась "пустышкой", пустой декларацией. Оппозиционные силы, контролировавшие большую часть территории страны, пользовавшиеся всё возрастающей поддержкой со стороны Запада, Пакистана и Саудовской Аравии, расценив призыв правительства НДПА к национальному примирению как слабость режима, активизировали действия для расширения зон своего влияния. Моджахеды понимали: пока в Афганистане находится ОКСВ, ни о каком захвате власти не приходится и думать. Их цель - любой ценой заставить Советский Союз вывести войска в максимально короткие сроки...
   В следующем, 1988-м году, вывод наших войск из Афганистана начался...
  
  
   *
  
  
   Использованные материалы:
  
   -Алексеев Г., Цыганник Н. "Интернациональная миссия", М. 1999г.;
   -Мунтян В. "Афганистан. Уроки истории", М. 1990г.;
   -Ляховский А. "Трагедия и доблесть Афгана", М. 2009г.;
   -Селихов К. "Афганистан: Трудным путём", "Литературная газета", октябрь 1987г.
  
  
   ***


По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023