ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Карелин Александр Петрович
"Нас свела незабытая нами война..."

[Регистрация] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Найти] [Построения]
  • Аннотация:
    Материалы социологических исследований. Свидетельствуют документы.


"Нас свела незабытая нами война..."

Нас свела незабытая

   Нами война.

   Я пришёл к ней незваным:

   Вот - я, вот - Она.

   Ничего необычного,

   Часто война

   Сводит:

   Лица - живых,

   Неживых - имена.

  

/Анатолий Голиков

"Посвящение"/

   Предисловие от автора
  
   После Великой Отечественной прошло уже 65 лет. Бомбы и снаряды, неразорвавшиеся на ней, находят до сих пор. После войны "афганской" минуло более двадцати одного года.
   Перечитывая сейчас вопросы проведённой два десятка лет назад анкеты, думаю, как ответил бы на них мой старый товарищ. Спокойный и добродушный, как актёр Борис Андреев в молодости, он едва ли стал бы на что-то жаловаться. Он вообще предпочитает ничего не рассказывать об Афганистане. И вдруг - внезапный, необъяснимый взрыв: едва не искалечил таксиста, позволившего себе какую-то бестактность в отношении "афганцев". А затем последовала ещё одна вспышка. Появился откуда-то поздно ночью, взвинченный, натянутый, как струна, и абсолютно трезвым голосом, хотя выпил, похоже, немало, повторял одно слово: "Взорву". И рассказывал про свой кошмар на работе, про начальника, который на всё и всех плевал, и о гранате, для начальника уже припасённой.
   Не знаю, была ли эта граната припасена на самом деле. Но - взорваться может.
   Одно очевидно сегодня. В обществе слишком рано начали забывать об этой войне, чего не скажешь о тех, кто с неё вернулся. Поиск истины может, как не раз бывало, и затянуться. А протезы и лекарства нужны сегодня. И жилье - сегодня.
   И льготы, решение о которых некоторые восприняли, похоже, как своего рода индульгенцию общества - тоже. А ведь насчёт реальности льгот сегодня большинство и тех, кто был в Афганистане, и тех, кто не был, отнюдь не заблуждается... Так что, говоря об общечеловеческих ценностях, которые должны стать решающими в наших оценках собственного прошлого, не забудем (как тоже бывало) о главной из этих ценностей - о человеке. О людях. О тех, кто вернулся с войны.
   Далее приводится материал двух социологических опросов, проведенных два десятка лет назад. Какие были бы ответы сейчас - остается только догадываться, но изменения неизбежны...
   И последнее. Социология - наука тонкая, поэтому не стоит говорить об "афганцах" вообще. Цифры, которые ниже приводятся - мнение почти 15 000 человек, которые приняли участие в пресс-опросе (первая часть исследования). Следует помнить, что за каждой из них - судьба, драма, жизнь...
  
  

Часть первая. Мнение "афганцев"

   Из письма одного из участников опроса: "Я один из тех, кто прошёл эту войну. Девять лет наши солдаты пахали на ней... Немного о себе. Пять лет кошмарные сны, стрессовые состояния, и это всё последствия двух лет службы. Льготы - это только бумага, они явно недостаточны. Главное для нас - восстановление здоровья, каждый второй потерял здоровье, а это значит, сколько мы будем жить? Нужно разработать программу "Афганец", нас около миллиона в СССР - неужели это нельзя осуществить в огромной стране? "Афганцы" - это отличные ребята, но есть среди нас наркоманы, алкоголики - это малая часть ребят. Очень обидно. Но наше общество, где мы существуем, подвело их к такой жизни. Я всегда буду защищать честь "афганца"... Дружбы, которая была в Афганистане, нет даже среди друзей и близких. Её больше не будет..." (Сержант К. Декабрь 1989г.)
  
   1. Вопрос анкеты: Как вы оцениваете участие наших военнослужащих в афганских событиях?
  
   Это был наш интернациональный долг - 35%
  
   Дискредитация понятия "интернациональный долг" - 19%
  
   Тяжёлый, но вынужденный шаг - 19%
  
   Горжусь этим - 17%
  
   Это наш позор - 10%.
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "На один из вопросов вашей анкеты я и моя семья ответили бы так. Главное - дать политическую оценку войны в Афганистане и помочь тем, кто вернулся с войны, а затем найти виновных и привлечь их к ответственности. Сейчас принято списывать всё на застойный период. Но ведь в каждом конкретном случае есть люди, отвечающие за то или иное решение. Так почему же не назвать их фамилии и привлечь их к ответу за содеянное? Замалчивание не даёт гарантии, что Афганистан не повторится.
   У нас растёт сын Андрей, ему пока 15 лет, и мы не хотим, чтобы в будущем по чьим-то необдуманным и преступным решениям наш сын прошёл такой же путь возмужания, как я и другие ребята-"афганцы"..." (Рядовой М. Декабрь 1989г.)
  
  
   2. Вопрос анкеты: Ваше отношение к последствиям участия наших военнослужащих в афганских событиях?
  
   Главное - оставить разговоры о войне и помочь тем, кто с неё вернулся - 66%
  
   Главное - дать правильную политическую оценку войны в Афганистане - 25%
  
   Главное сейчас - найти виновных и привлечь их к ответственности - 9%.
  
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "Пресс-опрос "После Афганистана" - это дело нужное. Только мне кажется, что дальше него вряд ли пойдёт... Вздохи и ахи только, извиняюсь, в прессе и на ТВ. Я не инвалид, ранений не имею, но хочу взять жене туфли (например), за ними огромная очередь, решился (!), достал льготное удостоверение и попытался пробраться к прилавку... Мне высказали от и до. После этого больше не ношу его вообще. "Я тебя туда не посылал", - вот и весь ответ. Обидно. Получается, что настоящие льготники только инвалиды, хотя против них я ничего не имею, к тому же видел своими глазами, как мои сослуживцы в "кровавой мясорубке" становились инвалидами. Но мы, те, кто вернулся, слава богу здоровыми, тоже ведь были ТАМ. А теперь дома всякий из толпы может послать меня подальше..." (Старший сержант И. Декабрь 1989 г.)
  
  
   3. Вопрос анкеты: Ваше отношение к льготам для ветеранов Афганистана?
  
   Льготы только на бумаге - 71%
  
   Они явно недостаточны - 17%
  
   Это то немногое, что может и должно делать общество - 7%
  
   Они неоправданны, как любые льготы - 5%.
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "Да, Афганистан - это школа жизни. Страна может опереться на этих парней в трудные времена. Но в случае, если где-то не будут относиться к ним с должным вниманием и люди озлобятся, не исключено, что эти силы могут использовать и противники перестройки в своих целях..." (Капитан С. Декабрь 1989 г.)
  
  
   4. Вопрос анкеты: Могли бы вы согласиться со следующими оценками, звучащими со страниц печати?
  
   "Афганцы" - из тех немногих, на кого может опереться страна в трудные времена - 72%
  
   Афганистан - лучшая школа жизни - 16%
  
   "Афганцы" - потерянное поколение - 8%
  
   "Афганцы" - сила, на которую будут опираться противники перестройки - 4%.
  
  
   Из письма одной из участниц опроса: "Я была в Афганистане два года, работала на центральном складе горюче-смазочных материалов лаборантом. Приходилось ездить в командировки в Баграм и даже через перевал Саланг. Сейчас страшно об этом даже вспоминать. Но забыть-то ничего невозможно! Иногда хочется вспомнить, поговорить, но нет такого собеседника, который бы выслушал внимательно и понял. А способен на это только тот, кто сам был "там". Другой человек просто не поймёт, и судить его за это нельзя.
   О том, что мы, служащие СА, тоже были в Афганистане, практически никто не вспоминает. Обидно. Ну как и для чего жить дальше? Если даже на работе, в родном коллективе, куда я вернулась после двух лет Афганистана, то и дело возникает вопрос о моём стаже: считать или не считать Афганистан? Устала я. Объяснять и доказывать - стыдно как-то. Отсюда и неудовлетворённость жизнью, недовольство собой. Приходят мысли о психической неполноценности - не знаю, как это точнее выразить. А ведь мне нужно растить сына. Ему только десять лет.
   Вот такой клубок получается, в котором и подорванное здоровье замешано - переболела в Афганистане малярией и брюшным тифом. И кому я такая нужна?" (Служащая СА О. Декабрь 1989 г.)
  
  
  
   5. Вопрос анкеты: Какие проблемы для вас наиболее остры?
  
   Жильё - 40%
  
   Поиск своего места в жизни, восстановление душевного равновесия - 35%
  
   Восстановление здоровья - 15%
  
   Материальные проблемы, бытовое обслуживание - 5%
  
   Создание семьи - 5%.
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "Впервые пишу в газету. Начну с просьбы. Мужички-киношники! Может, хватит из нас делать пушечное мясо? Поймите, вы, тугодумы, мы пришли назад ЖИТЬ, а не быть пугалом (какими вы нас делаете): "Граждане, живите честно, а то явится взвод головорезов - "афганцев", и всем вам кранты". Это читается в каждом вашем "фильме". Что вы знаете о нас, об этой бойне, каковой была эта война. Мы - люди! А прежде чем клеймить нас "потерянным поколением", пусть наше "гуманное общество" подумает на досуге: а может, и оно к этому как-то причастно?
   Знаете, если бы сейчас кинули по стране клич: "Добровольцы! Назад, в Афган!" - я бы ушёл... Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу (не у всех, конечно) и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще..." (Младший сержант Н. Декабрь 1989г.)
  
  
   6. Вопрос анкеты: Часто ли вы думаете о событиях, связанных с вашей службой в Афганистане?
  
   Часто (очень часто) - 60%
  
   Редко - 37%
  
   Я заставил себя обо всём забыть - 3%.
  
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "Очень люблю вашу газету "Комсомольская правда". Так держать! Прошу об одном: пишите ПРАВДУ! Какой бы она ни была! Пишите, надеюсь, что "афганцы" поддержат вас, и не потому, что эти ребята такие "непогрешимые и кристально честные идейные борцы" (как нас изображают), просто мы сами отличаем, где правда, а где ложь. Да, и в Афганистане не всё гладко было во взаимоотношениях, но там было всё понятно. Если он сволочь - он ничем свой сволочизм не прикроет и не замажет. Иное дело здесь...
   В заключение хочу добавить банальные, но важные слова. Люди! Будьте милосердны! Не обижайте бездомных собак, не бросайте стариков, не проходите мимо людской боли. Будьте человечными, люди!.." (Прапорщик А. Декабрь 1989 г.)
  
  
  
   7. Вопрос анкеты: В чём вы видите первоочередную сферу приложения сил для тех, кто прошёл Афганистан?
  
  
   Помощь друг другу - 34%
  
   Воспитание подрастающего поколения - 30%
  
   Наведение порядка вообще - 14%
  
   Участие в политической борьбе - 12%
  
   Борьба с правонарушением - 10%.
  
  
   Из письма одного из участников опроса: "Слышал, что есть случаи, когда бывшие "афганцы" сдают свои награды. Думаю, если они бросают свои награды - значит, так их заслужили.
   Знаю не понаслышке: за каждой медалью или орденом, как правило, не только труд и мужество одного человека, но и целого отделения, иногда взвода. За ними мужество твоего товарища, который, быть может, в этом же бою погиб, прикрывая тебя огнём. И значит, не от медалей отказываются - от памяти о боевых товарищах.
   Говорят, война в Афганистане была политической ошибкой. Если это так - пусть за неё отвечают политики. А боевые награды за честную службу уже не отменить, они не зависят ни от каких оценок.
   Уверен, ни один крестьянин, рабочий не отречётся от своих наград - за ними их пот и кровь..." (Подполковник А. Декабрь 1989 г.)
  
  
  
   8. Вопрос анкеты: Достаточно ли, на ваш взгляд, участия к тем, кто вернулся из Афганистана, со стороны остальных?
  
   Общества в целом - 12%
  
   Правительства - 18%
  
   Партийных и советских органов - 5%
  
   Прессы - 48%
  
   Старшего поколения - 10%
  
   Молодежи - 7%.
  
  
   Послесловие к пресс-опросу
  
   Комментарий психологической службы Союза Ветеранов Афганистана (Директор службы, кандидат психологических наук М. Магомед-Эминов): "Служба занимается проблемами психологической и социально-психологической реабилитации ветеранов Афганистана. Она проводит не только научно-методические разработки и обучение специалистов, но и работу по психологическому консультированию, психологической реабилитации с целью ликвидации последствий посттравматического стресса у ветеранов и их семей.
   Полученные при пресс-опросе данные будут использованы при подготовке и переподготовке специалистов, при психотерапевтической работе. Они помогут уточнить факторы травматического стресса, критерии дезадаптации, проблемы, с которыми сталкиваются ветераны в различных сферах жизни.
   Результаты анкеты позволили выявить общественное мнение по ряду вопросов, касающихся ветеранов Афганистана, самих событий в Афганистане, а также их последствий; настоящего положения и проблем ветеранов..."
  
  
  

Часть вторая. Мнение общества

  
  
  
   Центр изучения общественного мнения провёл по заказу Комитета по делам воинов-интернационалистов Верховного Совета СССР опрос об отношении к проблемам участников военных действий в Афганистане. Опрос был проведён в конце 1990 года по всесоюзной выборке, пропорционально представляющей основные социально-демографические группы населения СССР. Это мнение общества об "афганцах".
  
   1.Жестокие или мужественные?
  
   Как "афганская война" повлияла на тех, кому пришлось пройти через неё?
  
   "Война сделала "афганцев" равнодушными, циничными" - 5% опрошенных (среди девушек до 20 лет - 9%; среди парней такого же возраста - 3%).
  
   "Война сделала их жестокими, склонными к насилию" - 11% опрошенных.
  
   "Война сделала их стойкими, мужественными" - 16%.
  
   "Война искалечила их души" - 54% опрошенных (среди женщин 30-39 лет - 60%; среди женщин 40-49 лет - 72%; среди мужчин - 49%).
  
   Не отличают мужественность от жестокости (печально, но факт) - 14% опрошенных.
  
   Люди, выносящие приговор войне ("искалечила души "афганцев"), суровы и к обществу. Они, в особенности женщины, считают, что общество "с черствостью относится к ветеранам Афганистана".
   Люди, считающие, что "война сделала "афганцев" стойкими, мужественными", уверены, что общество в основном окружило ветеранов Афганистана любовью и уважением.
  
  
   2. Война - не школа
  
   Наши Киплинги, те, кто воспевал эту войну как средство для воспитания "настоящих воинов", сумели убедить в том, что:
  
   "Афганская война" - школа мужества - 37% (среди юношей, не служивших в армии);
   - 12% (среди вернувшихся из армии, не воевавших);
  
   Люди родительского возраста настроены ещё скептичнее насчёт подобного влияния войны - "не может такая война делать людей стойкими и мужественными" - 94% среди женщин в возрасте "солдатских матерей" (от 40 до 49 лет), среди "солдатских отцов" - практически 100%.
   Пожилые мужчины, носители "старой закалки", приближаются по мнению к своим внукам. Среди них более 30% верят в благое влияние войны на душевные качества её участников.
   Мнение о том, что война сделала "афганцев" "нетерпимыми ко злу", разделяют 17% опрошенных. Часто такой ответ выбирают мужчины старших возрастов, но женщины в возрасте "солдатских матерей" не разделяют совсем этой точки зрения.
  
  
  
   3. Солдатские матери
  
  
   Эта категория женщин обозначилась как особая группа в конце 80-х годов. Обострённые ситуации в армии и в обществе, конфликт между ними реализовался и в набирающем силу движении солдатских матерей.
   В движении принимают участие женщины, сыновья которых потеряли в невоюющей армии жизнь или здоровье. Но и вообще женщины в возрасте "солдатских матерей" вдвое реже, чем женщины в целом, считают, что общество относится к "афганцам" с любовью и уважением и вдвое чаще уверены в обратном - в том, что общество относится к ветеранам Афганистана "со страхом и неприязнью". Эти же женщины чаще, чем в среднем, выступают за то, чтобы увеличить льготы ветеранам "афганской войны". Они, очевидно, не могут простить обществу его отношение к войне, к её жертвам, таким же солдатам, как их сыновья.
  
  
   4. Опять в строй?
  
   Где наилучшим образом могут найти применение навыки и жизненный опыт вернувшихся с войны в Афганистане?
  
   "В любом деле" - 30% опрошенных
  
   "Воспитание молодёжи" - 20% опрошенных (среди юношей до 20 лет - 10%; среди недавно вернувшихся из армии - 7%; среди пожилых мужчин - 31%. Последняя цифра свидетельствует, что реакция данной группы в определённой мере вызвана привычной для них заботой о "воспитании молодёжи"; тогда как другие группы искали ответ на вопрос, как устроить судьбу участников войны в Афганистане)
  
   "Участие в добровольных отрядах по охране порядка" - 20% опрошенных.
  
  
   "Служба в профессиональных воинских формированиях" - 16% опрошенных
   Среди женщин такая позиция менее популярна. Женщины с высшим образованием и женщины 40-49 лет в наименьшей степени (10%) поддерживают переход в "добровольные отряды". Меньшего энтузиазма вызывает у женщин и идея перехода в "профессиональные формирования" (7%).
  
  
   "Помощь инвалидам, ветеранам" - 14% опрошенных (среди женщин такую идею поддерживают до 70%. Кстати, такого выбора широко придерживаются и сами "афганцы" - до 50%).
  
  
   5. Любовь или...
  
   Как, по-вашему, общество в целом относится к тем, кто воевал в Афганистане?
  
   "Общество относится к "афганцам" с чёрствостью" - 33%
  
  
   "Общество относится к "афганцам" со страхом и неприязнью" - 5%
  
  
   "Общество относится к "афганцам" с безразличием" - 18%
  
  
   "Общество относится к "афганцам" с любовью и уважением" - 44%.
  
  
  
  
   Вместо послесловия
  
  
   Отважный лётчик и великий гуманист Антуан де Сент-Экзюпери оставил всем нам большое литературное наследие. Его книги и статьи и сегодня актуальны, современны. Он много размышлял о природе войны, о человеке на войне и о предотвращении всех войн на земле. Ниже приведен отрывок из его статьи:
  
   "Не допытывайтесь, какие меры уберегали человека от войны. Спросите себя: "Почему мы ведем войну, хотя знаем, что она нелепа и чудовищна? Где таится противоречие? Где таится истина войны, истина столь всемогущая, что ей покоряются ужас и смерть?" Только найдя разгадку, мы перестанем сдаваться на милость слепой судьбе, как будто она сильнее нас. Только тогда мы убережемся от войны.
   Конечно, вы можете мне ответить, что вероятность войны заложена в человеческом безумии. Но тем самым вы отрекаетесь от собственной способности понимать. Точно так же вы могли бы сказать: "Земля вращается вокруг Солнца потому, что такова воля божья". Возможно. Но какими уравнениями эта воля описывается? На каком достаточно ясном языке мы можем описать это безумие и тем избавиться от него?
   Мне все-таки кажется, что "дикие инстинкты", "алчность", "кровожадность" неподходящие отмычки. Пользоваться ими - значит обходить самое, может быть, существенное. Это значит забывать о лишениях, связанных с войной. О готовности жертвовать жизнью. О дисциплине. О братстве, рожденном опасностью. Это значит, наконец, забывать обо всем, что поражает нас в солдате, в любом солдате, который согласился идти на лишения и смерть.
   В прошлом году я побывал на мадридском фронте, и, на мой взгляд, соприкосновение с настоящей войной дает больше, чем книги. Думаю, только от солдата можно узнать, что такое война".
  
   /Статья была напечатана в газете "Пари-суар" 2 октября 1938 г. /
  
  
   *
  
  
   Использованные материалы:
  
  
   - Леонов Б. "Неоплаченный долг", газета "Известия", сентябрь 1989 г.;
   -Кушнерёв С. "После Афганистана", газета "Комсомольская правда", декабрь 1989 г.;
   -Левинсон А. "Афганцы" дома", газета "Комсомольская правда", ноябрь 1990 г.
  
  
   ***


Печатный альманах "Искусство Войны"
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@rambler.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2010