Аннотация: В эту работу вошли три новых главы автобиографической стихопрозы.
ПАМЯТНИК
Каждый писатель в прошлом не раз и не два - читатель. Трудно
вообразить Маугли, вышедшего из лесу и принявшегося тотчас же писать... Вот и я иногда тожечитаю и перечитываю классиков. Читая "Памятник" Пушкина, датированный 1836-м годом, я долго не мог понять, чему же он так радуется в этом стихотворении? Своей удачно выполненной миссии? Но ведь слава достаётся иногда такой дорогой ценой, что она тебе уже может быть ине в радость! Увы, свою цену баловень судьбы Пушкин заплатит позже, уже после того, как напишет это стихотворение.
Пушкин слишком беспечен; он как будто не чувствует уже зависшего над ним дамоклова меча судьбы в виде рокового выстрела Дантеса. Блажен, кто не ведает! Иначе где поэту взять столько бьющего через край мажора, над которым не властны ни судьба, ни время?
Итак, я читал мажорного и потому странного для нынешних времён Пушкина, а в моей жизни в это время происходили тоже весьма странные события: я был влюблён - и, кажется, безо всякой надежды на взаимность. Точнее, эта взаимность была чересчур платонической, чтобы полностью удовлетворить мои чаяния.
И что-то мне подсказало переосмыслить старый, ещё Горациев "Памятник", который, как известно, лёг в основу пушкинского произведения. Я написал "Памятник" в миноре - стихотворение не о том, как велик поэт, а о том, как он страдает от несчастной любви на фоне всероссийской славы лучшего поэта. Было ли это в духе самого Пушкина? Мне кажется, он мог бы написать такое стихотворение о своей любви к Наталье Николаевне, если бы они были нашими современниками и жили, как и мы, в начале двадцать первого века. Потому что история у меня и Александра Сергеевича - одна и та же, а вот переживание её - разное. И дело здесь не столько в разности натур, сколько - в особенностях эпох, в которые нам выпало жить.
***
Себе я выстроил памятник,
И имя моё спасётся...
И только сердце, как маятник,
В груди виновато бьётся...
Ты из тоски меня вытащи -
Куда-то в сказку на небо...
Глаза влюбленных всевидящи,
Пусть даже чувства их слЕпы!
И душ наших звуки гласные
К согласным ищут дорогу,
И люди, такие раз-ны-е,
В любви не находят Бога...
И жизнь темна, как политика,
И вянут лавры и розы...
Какая чУдная лирика!
Какая грустная проза!
РИФМА-ЧЕЛОВЕК
Бог - поэт. Он мыслит ритмами и рифмами. Мы говорим, что в неразделённой любви нет Бога. Почему? Потому что Бог там, где есть рифма, пусть даже это неполное созвучие. Рифма - это всегда два слова, два человека. Бог ищет двух людей, мужчину и женщину, которые могли бы составить точную рифму для Его небесной поэмы. Но это безумно трудно: людей, из которых можно было бы составить потенциальную пару, очень много, и часто они разбросаны друг от друга на приличное по земным меркам расстояние. Нужна комбинация, которая помогла бы им встретиться.
Мысля рифмами-человеками, наверное, Всевышний вспоминает времена потерянного рая, когда первая в мире пара бродила по райским кущам - и была счастлива. Он рад помочь людям найти друг друга - и, таким образом, осуществиться в их земной жизни.
Однажды, на поэтическом сайте, мне понравились стихи девушки из далёкого снежного города,я поздравил её с Новым годом, она вежливо поздравила меня в ответ - и между нами завязалась переписка. Девушку звали Лада. А потом... она написала мне стихотворение, навеянное моей "Травой". Это были изумительные стихи. "Стихо за стихо" - так она это сформулировала:
***
И не ответит нам трава -
Ей, как и ветру, снятся дали -
Далёкий край, где нас так ждали,
Где нас ещё не предавали,
Где чьи-то нежные слова
Лечили обгоревший крик -
А ведь казалось - только пепел,
Но лик под маской - так же светел,
И ветром, прожигатель смерти,
Свободным стал ты - только миг
Есть - только жизнь - до сенокоса,
До зарева лесных пожарищ -
Когда ты знаешь, кто товарищ,
И искренне не понимаешь,
Что нет ответов, но - вопросы
Есть, только миг - живи, Поэт! -
Во имя? Красоты и правды -
Сгорал ты, поднимался, падал,
Но всё, что сохранил ты - надо
Для тех, кому несёшь ты - Свет...
Надо сказать, что стихи, как способ понимания друг друга, как перекрёстные радугии над миром, в котором мы живём, оказались необычайно энергетическим и целеустремлённым способом общения. Стихо за стихо...
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023