ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Карпенко Александр
Третья сторона медали

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:


   ТРЕТЬЯ СТОРОНА МЕДАЛИ Александр КАРПЕНКО
  
   Одно из заблуждений ума заключается в том, что любовь - якобы нечто статичное, неизменное, парящее в заоблачных высотах. Как бы высоко ни покоилось её основание, она обречена сгореть, если не будет стремиться "самой высоты выше".
  
   Сердце человека подобно дереву, и от самого человека зависит, где он его посадит - в тундре, в тропиках или на экваторе...
  
   Поэзия вечно стремится за пределы возможностей речи.
  
   То, в чём мы безвинно виноваты друг перед другом, следуя велениям своей природы, способно взрастить нас и сделать нас чутче. Поэтому людям следует чаще прощать друг друга. Может быть, именно это имели в виду французы, говоря: "Всё понять - всё простить"?
  
   Все поэты славят слово... Но, чем тоньше душевная организация человека, тем проблематичнее ему выразить себя в словах.
  
   Разные смыслы одного и того же стремления, сменяя друг друга на престоле, враждуют между собой в умах и сердцах.
  
   Одномерные люди ненавидят притчи и парадоксы: они полагают, что с ними лукавят - и держат их за дураков.
  
   Вчера я проклинал Тебя, Господи, за то, что Ты отнял у меня мою маму, вместо того, чтобы оставить её со мной, разбитую параличом. Сегодня я благодарен Тебе за то, что Ты избавил нас от жизни, которая была бы нам обоим в тягость, за то, что Ты сберёг мне так много времени и пространства для творчества!
  
   Чем большим количеством аккордов насыщаешь свою жизнь (любимая, дети, одиночество, творчество), тем прекраснее гармония - если, конечно, у тебя достанет таланта объединить ею всё это роскошество, подобно тому, как отдельные предметы мебели объединены в спальном гарнитуре.
  
   Мужчине быть слабым просто неприлично. Нет, не в физическом плане: это уже банально. В присутствии духа!
  
   Сила парадокса в том, что он, отрицая логику, логичен в её отрицании.
  
   Новая софистика. - Только убедишься в верности какого-нибудь суждения, как вдруг начинаешь понимать, что и противоположное суждение тоже имеет своё право на жизнь. Всё зависит от того, как мы мыслим - традиционно или парадоксально. И человек, постигший эту странность, способен легко запутать своего собеседника, поочерёдно доказывая ему правоту и неоспоримость и тезы, и антитезы.
  
   Не от всякого ума - горе. Ум сердца ещё никогда никому не мешал.
  
   Я, кажется, догадываюсь, что имел в виду Серен Кьеркегор под "повторением". Это можно представить себе как ницшевское "вечное возвращение" - но только в пределах судьбы одного человека. Это - рифма событий в масштабах космоса личности, космический цикл внутри самого себя, когда человек что-то в себе теряет, чтобы вновь найти - но уже на более высокой ступени самосознания. Ощущение потери и связанное с ним страдание воспламеняет цикл самовосхождения личности.
  
   О вращении человека вокруг своей оси. - Подобно небесным телам, которые совершают двойное движение вокруг своей звезды и вокруг своей оси, человек - тело земное - от рожденья вписан в большой космический цикл, регулируемый избытком и нуждой. Но этого мало - человек ещё и вращается вокруг своей оси, изменяясь подобно фазам Луны, ища и находя повторения различных фаз - символ своего развития. Но никто, даже сам человек, не может предугадать заранее период этого обращения вокруг самого себя.
  
   Человеку трудно бывает "оправдать" себя: люди расходятся во взглядах и враждуют между собой не словами, а сущностями.
  
   Иногда где "хуже", с обывательской точки зрения, - там жизнь, а где "лучше", там её нет и в помине. Поэтому поэт и философ, чаще бессознательно, предпочтут выбрать "хуже", но с жизнью, чем "лучше", но без неё. Их не остановит даже народная мудрость типа "от добра добра не ищут": полнота жизни слаще, она плодоносит стихами и самораскрытием.
   В этом смысле автор всегда "безнравственнее" просто исполнителя, потому что он всегда ставит на первый план богатство личного опыта. Нам ли трусливо избегать дуэлей с действительностью? Нам ли безропотно жаться по углам, даже помыслить не смея каким-нибудь отчаянным поступком прошибить потолок серой действительности - и вырваться на звёздный простор?!
  
   Вместо того, чтобы беспочвенно ревновать любимого человека, выслеживать его, ставить ему ловушки, по-моему, гораздо благороднее высвободить ему дорогу искушений, но верить при этом, что он останется с тобой!
  
   Мы исследуем свою душу - и в то же время считаем для себя естественным жаждать, и даже требовать, за это славы, хотя умение хорошо понимать свою душу уже само содержит в себе награду.
  
   "Третья сторона медали" - это вовсе не обод, соединяющий две её стороны. Это - семя, оплодотворённое венчанием двух сторон; это - ещё не рождённый наследник этого мистического брака - наследник, которому впоследствии суждено, подобно Зевсу, пожрать своих родителей.
  
   "Поэзия и правда". - Там, где много поэзии, чаще всего мало правды, так как поэзия хорошо заменяет людям правду.
  
   Чтобы поумнеть, вовсе не обязательно читать все книги подряд. Чтобы обрести стройность в своей душе, бывает достаточно прочесть одну-единственную книгу. Но, чтобы прочесть и понять одну книгу, бывает необходимо прочесть ещё какие-то книги, которые послужат человеку ступеньками лестницы, ведущей к самой важной для него книге.
  
   Наполненность и опустошённость переливаются друг в друга подобно тому, как пересыпаются песчинки в песочных часах, когда их переворачивают.
  
   Если человек, погружаясь в пучину какого-нибудь глубокого чувства, заранее предвидит, чем всё это закончится, значит, он слегка играет в это чувство, - иначе пучина чувства проглотила бы его вместе с его предвиденьем.
  
   Ницше сам себе много навредил очевидной карикатурностью слова "сверхчеловек", а также боксёрской стойкой, которую он принял против всего мира. Впрочем, это даже, скорее, не ошибки, а свойства личности: видимо, его воспламеняла отверженность - и он сперва неосознанно, а потом - уже намеренно обособлял себя от остальных людей, чтобы взобраться на свои высоты.
  
   Любовь "человеческая" и "не от мира сего". - Любовь "не от мира сего" смеётся над взаимными претензиями, над ревностью, над требованиями благодарности и тому подобными атрибутами земной любви.
  
   О двойственных ответах. - На наши вопросы о сущем порой единственно верными могут быть двойственные ответы, и от этого у людей, привыкших к одномерности, начинает "ехать крыша". Например, вопрос: "Напрасно или не напрасно гибли люди в том или ином месте?" Ответ: "И напрасно, и не напрасно". Быть может, ошибка заключалась не в том, что мы вели малые войны, а в том, что мы их дегероизировали.
  
   Мне кажется, сущность нашего времени - попытка преодоления одномерности во всех сферах жизни. Такое время следует обычно за временем отрицания, когда начинаешь понимать, что и то, что отрицалось, и то, что пришло ему на смену - то, что взросло на этом отрицании, имеет равные права на существование.
  
   Даже зависть и ревность полноценней безжизненности.
  
   Интересная книга - это не просто равноценный собеседник, заполняющий вакуум общения при отсутствии живого собеседника, - это ещё и друг, к которому ты всегда можешь прийти в гости в удобное для тебя время.
  
   Мы можем быть несправедливыми к людям оттого, что не заметили, что мир уже изменился.
  
   Не слишком воодушевляйся тем, что ты везде принят "на ура": стоит тебе сделать несколько шагов в ином направлении, как непременно найдутся завистники, инакомыслящие и просто недоброжелатели, которые со знанием дела возьмутся убеждать тебя в том, что лицо твоё, твой характер или то, что ты делаешь, мягко говоря, не лишено недостатков.
  
   То, как мало понимают нас другие люди, озабоченные только своей собственной жизнью, и склоняет нас принять одиночество, отгородившись частоколом от окружающего мира. Но долгое одиночество делает человека ещё беззащитнее, когда ему волей-неволей приходится сталкиваться с реальной действительностью.
  
   Человек растёт количеством и высотой своих искушений.
  
   Мне порой бывает трудно убедить людей в том, что мои работы достойны не меньшего внимания, чем книги умерших писателей. Они как будто говорят мне: "Ты сначала умри - а мы потом тебя почитаем..."
  
   Страх неполного самосвершения.
  
   Жизнь в чём-то похожа на гулящую женщину: она не бывает долго верна одному и тому же человеку.
  
   Убога нравственность, которая пытается заглушить в человеке его природу!
  
   Приобретающий ценную вещь с надеждой, что она со временем будет стоить ещё дороже, всегда рискует опростоволоситься: нет ничего нестабильнее, чем представления людей о ценности вещей!
  
   Поэт в своих стихах пишет о том, что он лучше всего не знает: о своей душе.
  
   Ты думаешь, что понял меня. Может быть. Но до какой степени? Понял ли ты мою сущность? Ты говоришь, что она скрыта от посторонних глаз. Но существует видимая часть айсберга, она доступна наблюдению без телескопа.
  
   - Это же никому не нужно!
   - Сейчас - да. Но не торопитесь с выводами: может так случиться, что вскоре ненужное станет предметом первой необходимости!
  
   О реинкарнациях потребности любить. - Как среди рыб есть невероятно живучие особи - например, вьюны, - так и среди людей встречаются экземпляры с повышенным арсеналом живучести. Потребность любить у таких людей многократно восстаёт из пепла, точно феникс, чтобы наполнить их внутреннюю жизнь новым содержанием.
  
   Девочка с тонким станом, как тебя угораздило родиться в городе, где превыше всего в женщине чтят пышные телеса и физическую выносливость? Но твоя красота не останется невостребованной. Пойдём со мной, я приведу тебя в страну, где ты станешь королевой!
  
   Как мы поступаем с чуждым нам миром? Вначале мы просто активно отторгаем его, затем - с удовольствием с ним враждуем, оттачивая чувство собственного достоинства; затем научаемся понимать и принимать этот мир - конечно, не порывая со своим - и чужой мир уже больше не вызывает в нас прежнего раздражения.
  
   Одним из величайших дерзновений русской мысли явилась в своё время "Философия общего дела" Николая Фёдорова, учение о необходимости воскрешения умерших предков. Сто лет тому назад воскрешение это казалось любопытным с духовной точки зрения, но нереальным - с практической. Новейшие открытия, в частности феномен клонирования, делают эту казавшуюся фантастической задачу вполне реальной. И здесь мы возвращаемся к чисто философскому обоснованию необходимости такого шага. Представим себе на миг, что все наши далёкие и не столь далёкие предки воскрешены. Трудно даже до конца вообразить, какую сумятицу, какой хаос это способно произвести! Жизнь человека может напрочь утратить свою ценность, раз её можно будет запросто воспроизвести и повторить, как магнитофонную запись. Но природу не так-то просто обвести вокруг пальца! Предполагается, что даже очень далёкий предок вынужден будет начинать свою жизнь с нуля, т.е. с пелёнок - причём никто не будет специально для него создавать оранжерею в виде быта и традиций того времени, в котором он жил. Вот и получится, что все воскрешённые окажутся нашими современниками - по воспитанию, объёму знаний и складу ума. Так стоит ли огород городить? Может, лучше просто чаще рожать детей?
  
   Часто серость - это постепенно утратившая свою звёздную величину яркость.

Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023