Как-то после коллективного просмотра спектакля "Идиот" по Федору Достоевскому мы с друзьями разговорились о роковЫх женщинах.
- Да их теперь почти нет, - сказал Сергей. Вывелись, как динозавры. Я не встречал ни одной, похожей на Настасью Филипповну. Вот это женщина! Теперь уже никто не стреляется из-за женщин, потому что женщин, из-за которых стоило бы стреляться, просто не осталось!
- Я бы не согласился с коллегой, - встрял Константин, профессор-лингвист. - Такие женщины есть, они просто немного изменились со времён Фёдора Михайловича.
- Друзья мои, - сказал я, давайте, чтобы нам не путаться, выясним, кого мы подразумеваем под роковой женщиной. Важно, чтобы мы говорили об одном и том же явлении! Итак, кто из вас возьмётся дать точное определение роковой женщины?
- Это женщина, магнетизм которой сводит с ума многих мужчин, - высказался Сергей.
- Согласен. А как вы думаете, какова природа этого магнетизма? Это какие-то флюиды или что-то другое? И вот что ещё интересно: всегда ли роковая женщина - красавица? Или - это желательно, но не обязательно? - спросил я.
- Вот я себя писаной красавицей не считаю, - сказала Ольга, единственная среди нас дама. - Когда-то, может, и была красивой, - лет в двадцать. Но должна вам честно признаться, что до сих пор испытываю на себе избыточное внимание мужчин. Неудобство этой чести для меня заключается в том, что большинство интересующихся мною мужчин хотело бы получить от меня любовь, а не дружбу или общение. Причём все знают, что моё сердце не свободно - и всё равно не прекращают своих попыток.
- Как интересно! - выдохнул Константин. - То есть словами этим людям невозможно объяснить, что надежды в этом случае излишни? Но они же не сумасшедшие?
- Нет, это весьма почтенные граждане, - сказала Ольга.
- Но что же их толкает к таким действиям? - спросил я.
- Иногда мне кажется, что это просто тщеславие. Мой муж - хорошо известный в мире человек, наверное, им хочется встать в ряд славных мужей, которые мною обладали.
- Но ведь ты и сама - далеко не рядовой человек! - воскликнул я. - Может быть, им лестно, что бы о них шептались в свете: "А вы знаете, господин Н. - любовник госпожи такой-то!" "Что Вы говорите! А я и не знал!"
- Вот вам и роковая женщина наших дней собственной персоной, - заключил Константин, кивая на Ольгу.
- В слове "роковая" корень - "рок", - сказал я. - Как вы думаете, для кого этот рок болезненнее - для самой женщины, или же для обступивших её со всех сторон мужчин?
- Для мухами облепивших её мужчин, - сострил Константин.
- Не знаю, как им, а мне точно не до смеха, - сказала Ольга. - Поэтому после изъявления подобных чувств часто принуждена бываю прекращать с этими людьми всякое общение. Самое удивительное, что подобное иногда происходит после нескольких лет знакомства и тёплых, дружеских отношений! Как будто бес вселяется в человека! Но теперь, слава Богу, это уже не Вертеры. Это - собственники. А собственники стреляться из-за дамы не станут. Они займутся поисками другой, столь же яркой, но более податливой женщины.
- На мой взгляд, изменилась сама природа роковой женщины, - сказал я. - Стало очень много совершенно свободных, не ограниченных никакими узами женщин, в любой момент готовых принять ухаживания мужчин. Но не всем мужчинам такие женщины интересны. Новая роковАя женщина хороша не только телом. Она должна была стать интегральной личностью. То есть одной привлекательности уже недостаточно, чтобы мужчины бегали за тобой косяками. Стали появляться более совершенные женщины, которые одинаково хороши на всех уровнях восприятия и потому малоуязвимы для критики. Более того, стали появляться женщины, "творящие" мужчин в такой же степени, в какой мы, мужчины, творим женщину.
- А я, - вмешалась в мой монолог Ольга, - готова доказать, что некоторые женщины теперь не уступают мужчинам и по творческому потенциалу. Они - поэты, они - художники, они рассматривают свою текущую жизнь как один из видов искусства!
- Вот-вот! - подхватил я. - А если такая женщина наделена ещё и природным магнетизмом, о котором мы уже говорили, если она ещё и немножко "ведьмочка", то это и привлекает к ней неиссякаемые взоры сильной половины человечества!
- Если мы свободны, нам приходится выбирать из такого огромного количества мужчин, что невольно мне на память приходит притча о буридановом осле, который не мог выбрать между двумя стогами сена, - сказала Ольга. - Планка понята на такую высоту, что часто то, что данный мужчина ей не соответствует, выясняется уже в процессе близкого общения. Отсюда - частые разводы, постепенный переход к жизни в гражданском браке и, в конце концов - просто боязнь близких отношений, как постоянных носителей разочарования.
- Я был женат на женщине, которую, можно сказать, вырастил, выпестовал, сделал художницей, философом, - признался Сергей, - а потом она неожиданно меня бросила, мотивируя это тем, что переросла меня, как творческая личность, и что ей надо расти дальше. Я же никак не ожидал от неё подобного подвоха: её любовь ко мне казалась такой неисчерпаемой, жить с ней было так интересно, что в какой-то момент я подумал: вот женщина, с которой я готов провести всю свою жизнь!Но произошла странная и страшная метаморфоза: узнав мои недостатки (или то, что показалось ей недостатками), эта женщина перестала видеть и мои достоинства, которыми она прежде так восхищалась! Можно сказать, она опустила меня в своём воображении так низко, что я не узнал себя самого!
- Любовь человеческая вообще область сплошных преувеличений и преуменьшений, - выпалил Константин. Мы сперва выдумываем человека, наделяем его всяческими достоинствами и категорически отказываемся видеть в нём то, что затмевало бы нашу ошеломляющую радость общения. Но потом происходит насыщение, более пристальное узнавание - и начинается неумолимый обратный процесс. И чем на большую высоту мы взлетаем в газах любимого человека, тем больнее потом падаем.
- Но так происходит со всеми! - не удержался я. - При чём же здесь роковые женщины?
- С роковыми женщинами процесс полураспада чувств происходит гораздо быстрее, - сказал Сергей. - Вчера ещё ты был боготворим, а сегодня ты - отработанный материал, и твоё место - на свалке истории. У роковых женщин темп жизни быстрее. Они проживают слишком много жизней!
- А разве это плохо? - вмешалась Ольга. - Проживать несколько жизней? Мы же проживаем их не одновременно! Хотя однажды я любила в одно и то же время двух разных мужчин, причём очень сильно. Но так сложилась жизнь, это - скорее исключение. Обычно мы снова обретаем способность любить только тогда, когда сердце уже опустело.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023