- Аннотация:
Пьеса по мотивам повести Бориса Васильева "Завтра была война" для постановки, в том числе, в школьных спектаклях.Перед тем, как начать писать эту пьесу, я посмотрел много театральных постановок, выложенных в Интернете, в том числе и фильм, одобренный самим Васильевым, и знаменитую постановку театра ЛенКома с Галиной Беляевой в роли Вики Люберецкой; в Интернете же на одном из ресурсов я нашёл и просто написанную пьесу для постановок школьных спектаклей. Что, с моей точки зрения, тут не так. Сама повесть как раз отразила реальность: грубо говоря, трагедию таких семей, как семья Люберецких, "списала" война - после страшных слов "Следующим годом был сорок первый..." никто уже в повести и в постановках не вспоминает о Вике. Фильм прямо заканчивается возгласом: "А подполье жило! Жило и било гадов!" Но в самой-то повести говорится о другом. Она и пробивалась к читателю тяжело, и, как верно пишет А.М.Возлядовская, только наиболее смелые учителя в середине 80-х начали, правда на уроках внеклассного чтения, проводить в школах её обсуждение. http://dugward.ru/publ/s75.html Несколько лет назад, когда моя дочь училась в школе, у активной учительницы появилась идея поставить школьный спектакль по повести, и мы даже стали это обсуждать, но... я с удивлением столкнулся с тем, что, по мнению этой учительницы, из повести нужно убрать все воспоминания о сталинских репрессиях, а сделать патриотический спектакль на ту тему, что все школьники должны быть готовы умереть за Родину. В таком духе, конечно, ничего писать я не стал, так как повесть ветерана Великой Отечественной Бориса Васильева не об этом - а то, что если нападёт враг, все должны защищать Родину, понятно и так. Но о самой возможности такой постановки задумался.
И в самом деле, сумеют ли современные девчонки и мальчишки понять и сыграть на сцене своих ровесников из далёких предвоенных лет? Да, сейчас сцена и экраны полным-полным именно патриотических, я бы сказал зачастую ура-патриотических постановок. Такие творения ретушируют, упрощают, наполняют народную трагедию и военных, и предвоенных лет пафосом... в то время как на войне и во время репрессий нет места пафосу, это всё наносное, это всё искажает суть того времени. И не только, прямо скажем - того времени. Поэтому и родилась идея написать пьесу, которая по возможности отразила бы трагедию тех лет, заставила зрителя переживать, сочувствовать героям, и задумываться, и представить себя на их месте: импульсивной, кристально чистой Искры Поляковой; романтичной Вики Люберецкой; практичного Сашки Стамескина. Это что касается подростков. А посмотреть историю, изложенную в повести, глазами её взрослых героев: героев Гражданской войны Ромахина и Люберецкого, бдительной (и ведь тоже искренней!) Валентины Андроновны, незаметного заводского мастера Коваленко? Так и родилась эта пьеса.
|