В соответствии с планом боевой подготовки в апреле должны были проходить сборы разведывательных подразделений дивизии на Рагунском учебном полигоне. Для более организованного его проведения командиром батальона было решено выслать от батальона рекогносцировочную группу для оборудования палаточного городка. Старшим группы был назначен парторг (партийный организатор) батальона майор Гаврилов Николай Иванович.
Николай Иванович не был войсковым разведчиком, но был хорошим организатором и порядочным офицером. К тому же он ранее служил в воздушно-десантных войсках, что также вызывало уважение. В состав группы входили еще два офицера, в том числе я и старший лейтенант Квачков С.Н. Для установки палаточного городка было выделено 19 солдат. Была и техника: БТР "Чайка" (КШ), учебно-боевые БМП-1 и БРМ-1К. Было и имущество для установки полевого лагеря, которое с трудом влезло в два вагона.
По плану предусматривалось, что рекогносцировочная группа через двое суток после погрузки на железнодорожный транспорт будет доставлена на железнодорожную станцию Рагун, на которую прибудет "Урал" с заместителем командира батальона. На нем планировалось перевезти палаточный городок.
Все приблизительно так и получилось. Но вместо двух суток, эшелон шел четверо суток. Хорошо, что паек взяли на пять суток. Не доезжая 10 километров до станции Рагун, эшелон вдруг остановился и машинист-немец стал что-то лепетать на своем языке. Опросили солдат на предмет знания языка, из 19 солдат в школе изучали немецкий язык пятеро. Всех пятерых представили машинисту, и они гурьбой, прямо с уст немца, стали переводить страшные истории о том, что до Рагуна он не поедет, так как там разобрана рампа для разгрузки техники. Он предлагает нам разгрузиться на этой станции Шоневальде, а до Рагуна всего 10 километров. Время было уже около 18 часов. Парторг дал команду на разгрузку имущества.
Но до Рагуна надо на чем-то доехать. Однако БТР "Чайка" перестал заводиться по неизвестной причине, а на учебно-боевой БРМ-1К не работает световая сигнализация. Моя учебно-боевая БМП была исправна, но предстояло совершить марш в городских условиях без всякого сопровождения и согласования с полицией, тем более что время было вечернее, час-пик на дорогах. Парторг спросил меня, как я сам подготовлен для вождения. Да, положено машину водить штатному механику-водителю, но обстановка неординарная, даже если бы он вел машину и что-нибудь случилось, все равно отвечать по полной программе. С парторгом решили, что за механика поеду я. Самое трудное было перестраиваться из одного ряда в другой. Кроме указателя поворотов использовали обыкновенные флажки, парторг сидел в люке и дублировал флажками направление движения БМП. Без приключений добрались до железнодорожной станции Рагун. Но заместителя командира батальона, который должен был по плану встретить нас, на вокзале не оказалось. Стали вместе с парторгом вспоминать все немецкие слова, чтобы допросить продавщицу билетов. "Мамаша! Ты видела гросс шефа?" - спрашивали мы, типа по-немецки. "Иншульдиген зи ми бите! Их никферштейн зи" - вторила она. А на вокзале уже ни души, немцы после 19 часов уже не гуляют и никуда не едут. Парторг принимает решение проехать на учебный полигон, туда должны были выйти разведывательные роты полков, и, может быть, у них есть транспорт, чтобы перевезти палаточный городок. Но до него больше пятидесяти километров, да еще несколько населенных пунктов, между которыми промежутков нет, так как у немцев одна деревня перерастает в другую, даже не разберешься, где какая. Делать нечего. Садимся на БМП и, с уверенностью бывалых солдат едем на Рагун. На одном из участков дороги практически чуть не столкнулись с рейсовым автобусом, буквально разминулись в три-четыре сантиметра. Километров через тридцать стали появляться промежутки между населенными пунктами, дорога покрыта обточенным камнем. Стал накрапывать дождик. В одной из деревень дорога круто поворачивала направо, выскочил из-за поворота и задел стену какого-то сарая, не останавливаюсь, еду дальше. Минут через пятнадцать слышим вой полицейской машины. Даю обороты, да так, что машину разогнал до 73 км/час. На сырой брусчатке машина не удержалась, понесла в кювет, но я вовремя среагировал и выровнял машину. Она пролетела между деревьями на обочине, а за ними поле - подсолнухов. Влетаю в него, через пару сотен метров останавливаю БМП и глушу двигатель, выключаю световую сигнализацию. Хорошо, что пошел дождик, не такой уже и сильный, но вполне приличный, чтобы смыть за пятнадцать минут наши следы на дороге и обочине. Вскоре пронеслась полицейская машина, но полицейские нас не увидели. "Пронесло!" - сказал парторг. "Пронесло" - ответил я.
Еще прождали полчаса. Молча сели в машину и поехали дальше. Добрались до Рагуна. Это тоже по площади не маленький учебный полигон. Парторг спросил меня: "И где же здесь искать разведчиков?" Я, конечно, мог сказать, где их искать, но сдержался. "Только бы на БМП не ехать обратно"-подумал я. Это ни к чему хорошему не приведет. Лучше разведчиков поискать на полигоне, соляры (топлива) в машине еще достаточно.
Вспоминаю основные способы ведения разведки: наблюдение, подслушивание, опрос местных жителей, допрос военнопленных (мы же в Германии).
Наблюдение. Темно, как бы ни вглядывались в стороны горизонта, ничего не видно.
Подслушивание. Тишина, как бы ни вслушивались по сторонам горизонта, ничего не слышно.
Опрос местных жителей. Не ходят здесь люди, граница полигона. "Стой! Стрелять буду!" - прибитая гласит дощечка на дереве. А гансы - народ дисциплинированный, раз написано - нечего соваться туда, куда не надо.
Допрос военнопленного. Только подумал, как вдруг в свете фары-луны показалась фигура до боли, напоминающая нашего солдата. Я резко рванулся в темноту и в самом деле увидел солдатика, который нес охапку веток и хвороста. "Ты кто такой?" - строго спросил я. "Я - разведчик-пулеметчик первого разведывательного взвода, разведывательной роты, 433 мотострелкового полка, ефрейтор Найденов" - проговорил он. Я также представился ему, потому что увидел толкового, бодрого солдата, а когда услышал, что он разведчик, даже обрадовался. Да и фамилия его соответствовала создавшейся ситуации. Через пять минут знакомства, мы поняли, что нам повезло, а через полчаса были на месте, куда прибыли разведывательные роты дивизии на сборы разведывательных подразделений.
Парторг встретился с командирами разведывательных рот, договорился с ними о выделении транспорта. Всю ночь перевозили палаточный городок, а потом еще четыре раза переносили, пока начальнику разведки не понравился ландшафт для проведения сборов разведчиков.
Благодаря ефрейтору Найденову рекогносцировочная группа выполнила поставленную задачу.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023