ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Кириллов Борис Яковлевич
Уход От Ракеты

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.71*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    При перелете по маршруту вертолет в котором летел командир дивизии был обстрелян с ПЗРК. Только благодаря мастерству пилотов вертолет смог уйти от ракеты.

  После майских праздников командир эскадрильи (комэск) приказал подготовиться к вылету в Меймене. Мы должны были перевезти туда группу офицеров во главе с командиром 201 мотострелковой дивизии(МСД). Там развертывалась эскадрилья с вертолетного полка, батальон от 201 дивизии и другие части. Командир дивизии(комдив) ехал для проверки этих частей.
  
  Наш маршрут шел по северу Афганистана. С Кундуза до Мазари Шериф, потом до Шибаргана там дозаправка, далее полет на Меймене. На обратном пути мы должны были сесть на площадку рядом с мотострелковым полком в Ташкургане. Там переночевать и вернуться в Кундуз.
  
   Погода позволяла это сделать. Как всегда мы были подняты в 4.30. умывшись, мы побрели на завтрак. Леночка, покормив нас, пожелала нам счастливого пути. Мы, поблагодарив ее сели в машину комэска и доехали до вертолетов. Правда, ехать пришлось в 5 на заднем сидении, УАЗик это выдержал. Доехав до вертолетов, мы расчехлили их и опробовали.
  
  Вскоре к нам подъехали 3 УАЗа и санитарка. Из УАЗов вылезли комдив и группа офицеров. Комэск построил нас и отдал рапорт. Комдив сказал "вольно" потом с каждым поздоровался за руку. После этого комэск доложил о маршруте полета. Я показал комдиву карту. Он осмотрел маршрут, дал на него свое согласие. Потом сказал комэске:
  - Там в санитарке сухой паек и вода, куда это можно поставить?
  Я с борттехником Сергеем и Николай с Петром весь сух пай и воду в термосах расставили по вертолетам. После этого группу офицеров разделили поровну, разместив их в двух вертолетах, на нашем вертолете летел комдив с ординарцем, начальник штаба, начальник тыла, особист, два прапорщика с разведбата. На другом вертолете сопровождающие офицеры и 4 разведчика. После запуска и разрешения на выруливание. Мы вырулили на полосу. После разрешения РП* взлетели.
  
  Полет до Шибаргана прошел хорошо. Мы приземлились туда, хотели попроситься искупаться, но комэск нам не разрешил сказав, что у нас мало времени. Дозаправились, мы полетели дальше. Через 50 минут полета мы стали подходить к Меймене. Перелетев перевал на 2500 метров, перед нами открылась красивая зеленая долина, солнце ярко светило в глаза, мы перешли на снижение. Солнце слепило глаза комэске. Он сдвинул со лба светофильтр, я надел очки от солнца.
  
   Впереди показался дувал. Он был прилеплен к скале, от него шла тропа. Мы пролетели его на 600 метров, оставив его справа. Вдруг молчание в эфире нарушил крик:
  - Командир по вам пуск!
  Я стал нажимать на пульт отстрела ловушек АСО-2В*.Потом посмотрел в зеркало которое было закреплено на борту, по нему можно было увидеть ,что находилось на земле справа внизу, за хвостом. Там я увидал белый дым и инверсионный след от ракеты. От вертолета стали уходить по 4 яркие ракеты с каждой стороны. Комэск в это время направил вертолет в сторону солнца. Вдруг вертолет резко стал снижаться влево и вниз. Я продолжал отстреливать ракеты ловушки, переключив на серию по 8 ракет с каждой стороны.
  
   Мы увидали, как ракета пошла за ловушками. В это время ведомый обстреливал место от, куда был произведен пуск. Мы теперь шли у него в хвосте. Как только он начал уходить вверх, чтобы перестроиться к нам в хвост, из дувала выскочил дух, таща на плече какую- то трубу. Сергей не ожидая команды, открыл по нему огонь из пулемета, я стрелял из автомата. Комэск наклонил вертолет и дал залп НАРС *амии четыре ракеты вылетели из блоков. На месте духа были взрывы. Мы пролетели мимо дувала, обстреливая его из пулемета и автомата. Комэск сказал в эфир ведомому.
  - 305 всади ему пару ракет, чтобы больше не стрелял.
  - 301 понял.
  Когда мы сделали разворот, то увидали как от ведомого отделидись 4 НАРС (а) и полетели в дувал. Две ракеты вошли точно в окно, две разорвались в стене дувала, не причинив ему вреда. Зато после двух первых из дувала раздался взрыв, вынесший от туда какое то белое тряпье. Мы еще сделали один заход над дувалом, за ним распластав руки, лежали двое духов, рядом лежала труба, вокруг было несколько воронок. Сергей дал очередь по трубе, трасса прошла точно по ней, но взрыва не последовало. Мы прошли над дувалом на высоте 100 метров, больше по нам никто огонь не открывал. Мы продолжили свой полет.
  
  Дверь в пилотскую кабину открылась, показалось испуганное лицо адъютанта комдива, он спросил:
  - Товарищ полковник спрашивает, что случилось? Почему мы так резко стали набирать высоту, потом падать?
  Я ответил.
  - Передайте комдиву, что по нам был пуск ПЗРК.* Пришлось уходить от ракет.
  - Сейчас через несколько минут будет аэродром Меймене.
  Мы на 300 метрах прошли над городком и опустились на грунтовую полосу аэродрома Меймене. С грунтовой полосы мы вырулили на железную полосу и гремя по ней стали подруливать к ждущим нас офицерам. Подрулив, мы выключились, Сергей закрепил стремянку. Комдив и сопровождающие вылезли из вертолета. После принятия рапорта комдив пошел осматривать место расположения батальона и других помещений.
  
  Мы с Сергеем осмотрели вертолет, все было нормально. В блоках оставалось 28 ракет. Запас патронов для пулемета был, но надо было снаряжать еще ленту. Мы этим с Сергеем и занялись. Приспособление для набивки лент было похоже на мясорубку. Снизу подавалась пустая лента, а в раструб засыпались патроны. Один крутил ручку, другой направлял пустую ленту, чтобы ее не перекосило. Подходя к раструбу в пустую ячейку ленты, шток загонял патрон, шестерня убирала заряженную ячейку, пододвигая пустую. Через 20 минут лента была заряжена. Мы уложили ее в специальный ящик. Сделав свои дела, мы решили осмотреться.
  
  Метрах в 50 от нас лежали остатки сгоревшего самолета. По хвостовому оперению мы определили, что это был ЯК-40 афганской авиакомпании. Мы подошли к нему. Вокруг были воронки от миномета. Увидав это мы, стали оглядываться, ощущения были не очень приятные. Мы подошли к нашему вертолету. В это время к нам подошел майор, он увидав нашего комэска подошел к нему и стал его обнимать. Это оказался земляк комэски. Он был комбатом строительной части, которая строила металлическую полосу. Мы спросили про самолет ЯК-40. Он сказал:
   - Этот самолет был обстрелян из минометов неделю назад. Здесь часто стреляют, особенно по ночам. Мы отвечаем им тоже из минометов. Вот на этой недели обещали прислать самоходки "Акации". Тогда они по нам перестанут стрелять безнаказанно. Вы сюда с ночевкой?
  Комэск сказал:
  - Нет, ночевать мы наверное будем в Ташкургане.
  Сергей увидал направляющуюся к нам группу офицеров. Он сказал:
  - Командир комдив к нам идет.
  Комэск распрощался со своим другом, все построились. К нам подбежал ординарец крикнул:
  - Запускаемся!
  - По вертолетам!
  Сказал комэск, мы стали занимать свои места и запускать двигатели.
  
   Вскоре вертолеты работали на малом газе. Комдив распрощался с провожающими и залез в вертолет, за ним залезли те кто с ним прилетел. Сергей заскочил последним в вертолет и убрал лесенку. Закрыв дверь, он вернулся на свое место за пулеметом. Мы взлетели, развернулись и пошли в сторону Шибаргана. В дверь постучались, я открыл ее, это был комдив он спросил разрешения посмотреть из кабины. Комэск посадил его на место борттехника. Сергей в это время сидел за пулеметом. Мы подлетали к тому месту, где по нам стреляли из ПЗРК. Там собралась какая-то кучка людей. Сергей спросил:
  - Командир разогнать их?
  - Нет, мы набираем высоту и уходим от них.
  Потом он сказал в эфир:
  -305 огонь не открывать, уходим с набором.
  -305 принял, огонь не открывать.
  Мы с набором высоты и скольжением стали отдаляться от дувала. Снизу по нам огонь не открывали. Видно урок не прошел даром. Мы без особых приключений долетели до Шибаргана. Там мы заправились, подкрепились сухим пайком и вылетели на Ташкурган. В 18.00 мы садились на площадку Ташкурган.
  
  После выключения комдив с комэской в сопровождении встречающих пошли в сторону городка. Мы заправив вертолеты, осмотрев их зачехлили и закрыли. Потом сдали их под охрану. Все сделав пошли тоже в сторону городка. Нам на встречу вышел капитан, он проводил нас в столовую. После того как мы покушали, он отвел нас в палатку, там стояло 6 коек. Он спросил:
  - Если хотите, то у нас не плохая баня. Комдив с вашим ведущим пары, сейчас парятся.
  - С большим удовольствием.
  Сказал командир ведомого вертолета Анатолий.
  Капитан повел нас в баню. Баня действительно была хорошая. После бани мы легли спать.
  
  На следующее утро нас разбудили в 8.00. мы умылись, позавтракали. После этого пошли к вертолетам. Через час подошел комэск и сказал:
  - В 11.00 взлетаем домой.
  В 10.50 мы запустили вертолеты, ровно в 11.00 вместе с комдивом и сопровождающими, мы взлетели на Кундуз. Комдив опять сидел на месте борттехника, наблюдая за красивыми горными пейзажами. Через 40 минут мы приземлились на полосе аэродрома Кундуз. Зарулив, на стоянку, мы выключились. После остановки лопастей Сергей вылез и поставил стремянку. Комдив и сопровождающие вылезли. Мы построились, комдив поблагодарил за полет, пожал каждому члену экипажа руку. Потом сел в машину и все уехали. Мы заправились, зачехлили вертолеты после чего сдали их под охрану.
  
  Про пуски по нам из ПЗРК, напомнил через день комэск на разборе полетов. Он всему летному составу объяснил, как надо уходить от ракеты с тепловой головкой. Так же рассказал и ведомый, что он видел. Были разработаны схемы ухода.За время пребывания эскадрильи в Кундузе, по нашим вертолетам было еще 11 пусков ПЗРК. Одним из этих пусков через три месяца, был подбит вертолет МИ-8 экипаж погиб. Правым летчиком в этом экипаже был мой заменщик старший лейтенант Сергей Курбола. Вечная им память.

Оценка: 7.71*11  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023