ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Кириллов Борис Яковлевич
В память о моих сослуживцах

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о моем заменщике Сергее Ивановиче Курбала, который погиб, вместе с экипажем через четыре месяца после прибытия в Афганистан.Вечная память всем, кто погиб в вооруженных конфликтах.

  
  С Серёжей Курбала я заочно познакомился в двадцатых числах апреля 1983 года. Тогда на его имя стало приходить много писем написанные красивым женским почерком. Причём писем ежедневно приходило по пять штук. Всем было интересно кто же это такой Сергей Курбала. После очередного вылета, когда мы вернулись вечером в расположение эскадрильи. Меня встретил Юра и сообщил:
  - Борис выставляйся, к тебе прибыл заменщик!
  Я очень обрадовался этому известию. Первым делом я спросил:
  - Куда его поселили?
  - В ресторане. Там у вас много свободных коек. Ребята пока в госпитале и вернуться не раньше, чем через две недели. За это время заменщика введут в строй, и ты полетишь домой.
  Сказал мне Юра.
  Я пошёл в сторону нашей комнаты. Зайдя, я увидал приятного черноволосого молодого человека среднего роста. Мы познакомились, я ему сказал:
  - Теперь понятно. Кому шли эти письма. Если не секрет, кто тебе писал?
  - Не секрет. Это писала моя жена.
   Мы с Сергеем очень хорошо поладили. Да и человек он был замечательный. Весёлый, жизнерадостный, тем более наша военная карьера была одинаковая. Оба летали в аэроклубе на МИ-1, курсы переучивания на МИ-4 в Аткарске, написали рапорта о службе в вооружённых силах СССР. Только я учился на курсах в Саратовском ВВАУЛ. Серёжа заканчивал такие же курсы младших лейтенантов в Сызранском ВВАУЛ. Вместе до Афганистана служили на Дальнем востоке. Я уезжал из Хабаровска, а он служил в посёлке Обор в ста сорока километрах от Хабаровска. Я тогда его спросил:
  - Серёжа, как ты сюда попал?
  Он сказал.
  - Я в начале службы на Дальнем востоке, написал рапорт просился в добровольно в Афган. Тогда был холостяком, все друзья поехали, я тоже написал рапорт. С нашей части отобрали четыре экипажа. Остальным сказали, что полетим через год. Я забыл о своём рапорте, женился три месяца назад. Тут по приезду из отпуска меня и "обрадовали", что я еду по замене в Кундуз ДРА. Вот я и оказался здесь. Мне в штабе округа сказали, что после этой командировки меня поставят на должность командира экипажа. Так, что мне есть смысл находиться здесь. Я повёл его на ужин. В столовой за столиком, где мы когда то сидели экипажем, было два свободных места. Одно место занимал наш бывший бортовой техник Яков, который был комиссован по тяжёлому ранению. Второе место занимал другой борттехник тот лежал в госпитале в Ташкенте с паратифом. Мы сели за столик, Сергей выбрал место, на котором сидел Яков. К нашему столику подошла официантка Леночка. Я познакомил её с Сергеем, сказав при этом:
  - Леночка познакомься, это мой заменщик.
  Сергей пожал протянутую ладошку. Лена сказала, что есть на ужин. Хотя как всегда выбора не было. Принесла нам порции и налила чаю. Вскоре в столовую прихромал Юра. Мой бывший командир экипажа. Я познакомил Сергея с ним. Поужинав, мы направились в сторону аэропорта.
  
   После ужина мне надо было идти на постановку задач. После постановки задач на вечернем построении командир эскадрильи представил Сергея личному составу эскадрильи. Сергея назначили правым лётчиком, в экипаж капитана Конева А.В. Штурману звена была поставлена задача по ускоренному курсу ввести в строй Сергея. Когда мы пришли к себе в комнату там уже находились все наши соседи. Личный состав в комнате поредел почти на наполовину. Из шестнадцати человек в комнате теперь было девять. Все познакомились с Сергеем и выбрали ему временную койку. Летчика оператора, которого три дня назад увезли в Ташкент с желтухой. Инкубационный период у нас у всех прошёл. Как сказал доктор, у нас у всех кто остался, выработался иммунитет на желтуху. Всё равно мы старались себя обезопасить. Делали необходимые мероприятия: влажная уборка, мытьё рук и другие способы. Хотя все прекрасно понимали, что это не поможет. Вечером решили немного выпить за приезд Сергея. Он пытался отказаться , но его переубедили. Выпили по кружке браги на ночь. Вскоре все улеглись спать, на следующее утро предстоял вылет.
  
  Утром как всегда, я с Николаем поднялся на вылет. Прилетели мы только в семнадцать часов. После бани пришли в комнату. Сергей учил аэродинамику. Я спросил:
  - Сережа, зачем тебе это?
  - Так надо сдавать зачёты комэске, аэродинамику, НПП, инструкцию вертолёта.
  Сказал он.
  - Да ты что не занимайся ерундой. Ты лучше склей карту района полётов и нанеси на неё площадки и последние разведданные, где есть ПВО противника. Вот об этом он тебя точно спросит. Да по вооружению. Аэродинамику, я думаю он так поставит. Я тебе скажу, когда к нему лучше подойти.
  Сергей тогда мне сказал:
  - Я вот не пойму, почему меня поставили к другому командиру экипажа. Я же должен менять тебя. Значит, я должен летать с командиром эскадрильи.
  - Я тоже не понимаю.
  Сказал ему я.
  На следующий день я спросил у комэски:
  - Товарищ командир. Разрешите обратиться?
  - Обращайся!
  - Старший лейтенант Курбала мой заменщик?
  - Да, твой!
  - Почему же он летает с другим командиром экипажа , а не с вами.
  - Ты должен ждать, когда приедет из госпиталя штурман эскадрильи. Он сейчас отдыхает в санатории.После болезни четырнадцать дней. Как он приедет, ты поедешь по замене к новому месту службы. Так, что работай. Ещё вопросы есть?
  - Вопросов нет.
  Ответил я.
  
  В этот же день Сергей по моей наводке подошёл к комэске сдавать зачёты. Как я и предполагал, комэск его спрашивал о вооружении вертолёта, где какие места сосредоточения ПВО в районе полётов. Ночью на плановых полётах вокруг аэродрома, он проверил технику пилотирования Сергея с правой чашки( правого сидения) его рабочего места. Через день, когда мы летели, комэск сказал:
  - Отличный будет лётчик, хорошо твой заменщик летает. Отлично управляет вертолётом. Надо будет ему показать, как надо сажать вертолёт в этих условиях. Недельку полетает со своим командиром пооботрётся, а потом я ещё раз слетаю вместе с ним. Так ему и передай,пусть готовится. Через неделю, комэск запланировал Сергея на вылет вместо меня. Сергей вечером после вылета, пришёл в наше помещение ресторана довольный. Он стал рассказывать как они летали на перехват каравана. Как комэск уводил вертолёт от открывшего по нему огонь пулемётчика. Как он метко уничтожил его неуправляемыми ракетами. Рассказал, что комэск показал, как надо сажать вертолёт в горах "По вороньи". После этого он вынул из парашютной сумки две большие металлические коробки цейлонского чая, сказал:
  
  - Это десантники передали и сказали, какое- то слово.
  - Бакшишь?
  Спросил я.
  - Да, точно это слово.
  Вечером на построении комэск объявил Сергею Курбале и бортовому технику Сергею Яблочкину благодарность. За успешное обнаружение каравана с оружием. Сергей был доволен, наконец, он побывал на настоящей операции. Он тут же сел писать письмо своей жене. Я посоветовал ему не писать об этом. Сергей спросил:
  - Почему мне нельзя писать?
  Я ответил.
  - Ты же давал подписку о том, что не будешь говорить куда поехал в командировку.
  Сказал я.
  - Так моя жена знает, куда я поехал.
  Ответил Сергей.
  Я ему рассказал:
   - Когда я написал своему дядьке, капитану милиции об одной операции, в которой участвовал. К нему письмо пришло всё замазаное. Очень хорошо работает военная цензура. Так будет и с твоим письмом. Лучше пиши, как мы живем и что сажаем в городке деревья.
  Сергей не послушался меня и написал в письме, о караване. В ответ получил кучу писем от жены, где она ему высказывала о том, что он присылает ей замазанные и перечёркнутые письма. Больше о том, как летал и где, он не писал. За этот месяц, пребывания вместе, мы очень сдружились, Сергей очень интересно рассказывал о том, как он охотился в тайге.Он был фанат охоты, знал повадки всех зверей. Когда из отпуска приехал штурман эскадрильи. Комэск разрешил мне больше не летать, а готовиться к замене.
  
  Я потихоньку стал сдавать оружие, карты, получил служебный синий паспорт, удостоверение личности офицера, документы, аттестаты и предписание к новому месту службы. По традиции мы поменялись защитными шлемами (ЗШ) и Сергей перебрался на мою койку. В этот же вечер на вечернем построении комэск объявил, что 25 мая 1983 года я через Хайратон по мосту покину Афганистан. Вечером мы хорошо выпили по этому поводу. В 9.00 с нашей эскадрильи летела пара на Хайратон. Друзья помогли мне донести мои вещи парашютную сумку, чемодан до вертолёта. После вчерашнего, я плохо себя чувствовал. Договорились с Сергеем встретиться в Союзе.Тепло попрощавшись с заменщиком, я залез в вертолёт. Тогда мы не знали, что это была наша последняя встреча. 25 мая 1983 года в 14 часов 47 минут по Московскому времени я вступил на землю СССР, на этом закончилось моё исполнение интернационального долга народу Афганистана.
  
  После прибытия к новому месту службы в г. Хабаровск я был направлен в разведывательный полк на должность руководителя посадки самолётов. С Сергеем Курбала, я два месяца переписывался, он писал мне о моих сослуживцах. 15 августа 1983 года я вернулся утром после дежурства. Меня встретила дежурная по общежитию. Она держа за спиной письмо, сказала:
  - Пляши!
  Я ответил.
  - Скажи, от кого это письмо.
  Она сказала номер в/ч п/п 79088.
  Я наотрез отказался плясать и сказал:
  - Это письмо из Афганистана и почерк мне не знаком. Что-то случилось. Дежурная отдала мне письмо. Когда я прочитал письмо,у меня на душе стало тоскливо.
  
  Письмо написал мой сослуживец Николай , в нём он писал, что 7 августа 1983 года южнее Кундуза был сбит вертолёт Ми-8 экипаж погиб. В составе экипажа были командир экипажа старший лётчик капитан
  КОНЕВ А.В., правый летчик старший лейтенант КУРБАЛА С.И., бортовой техник- стрелок старший лейтенант ЧЕРКАШИН С.Д., стрелок прапорщик Горохов. В конце была приписка, БОЛЬШЕ С НАМИ ИХ НЕТ.
  
  ИЗ БОЕВОГО ДОНЕСЕНИЯ КОМАНДИРА 254 ОВЭ В/Ч П/П 79088.
  
  7 августа 1983 года 27 километров южнее Кундуза. Группа из четырех вертолётов МИ-8 обнаружила банду душманов. Ведущий группы командир эскадрильи принял решение уничтожить банду. При нападении на банду, по вертолёту командира эскадрильи был открыт сильный огонь из двух крупнокалиберных пулемётов. Ведомый вертолёт, пилотируемый старшим лётчиком капитаном Коневым А. В., огнём из бортового оружия уничтожил два крупнокалиберных пулемёта. При выходе из атаки вертолёт ведомого, попал под огонь 30 миллиметровой скорострельной зенитной пушки "Орликон". Командир экипажа, капитан Конев А.В. ,бортовой техник старший лейтенант Черкашин С.Д. были убиты., правый лётчик старший лейтенант Курбала С.И. был тяжело ранен, но до последнего момента боролся. Пытался посадить подбитый вертолёт. Были перебиты тяги управления рулевым винтом. Вертолёт неуправляемый упал на землю и разрушился. Старший лейтенант Курбала С.И., и стрелок прапорщик Горохов А.М. погибли.
  
  Старший летчик вертолёта МИ-8 в/ч п/п 79088 капитан Конев Александр Васильевич 28.08.1955. В ДРА с августа 1982года имеет 484 боевых вылета. Участвовал в двух операциях Нахрин, Мармоль. Перевёз более 20 тонн различных грузов, в составе эскадрильи и лично уничтожил 6 ДШК, 3 миномета, более 150 бандитов перевез более 300 человек. 7 августа 1983 года, огнем бортового оружия уничтожил два ДШК открывшие огонь по командиру эскадрильи, тем самым обеспечил прикрытие своего командира. При выходе из атаки был подбит замаскированной зенитной пушкой. Умер от ран. Командованием представляется, награждению к ордену "Красного знамени" Посмертно.
  
  Правый лётчик вертолёта МИ-8 в/ч п/п старший лейтенант Курбала Сергей Иванович 23.11.56. г. В ДРА с апреля 1983 года . За это время выполнил 98 боевых вылетов. Лично при бомбометании уничтожил два склада с оружием и боеприпасами. 7 августа 1983 года. Будучи сам тяжело раненым пытался спасти подбитый вертолёт. До последнего момента боролся, пытаясь посадить подбитую машину. Тяги рулевым винтом оборвались вертолёт стал неуправляемый и столкнувшись с землёй разрушился. Ст. лейтенант Курбала С.И. погиб. За мужество и героизм командованием представляется к ордену "Красное знамя".Посмертно.
  
  Бортовой техник вертолёта МИ-8 в/ЧП/п 79088 старший лейтенант Черкашин Сергей Дмитриевич 17. 05. 59. В ДРА с августа 1982 года. Совершил 560 боевых вылетов. Лично участвовал в двух операциях Нахрин и Мармоль. Перевёз более 20 тонн грузов более 400 пассажиров, лично из пулемёта уничтожил, 6 расчётов ДШК и более 170 бандитов. При выходе из атаки вертолёт МИ-8 был подбит из 30 мм пушки, ст.лейтенант Черкашин С.Д. был убит.
  Командованием представляется к награде орденом "Красная звезда". Посмертно.
  
  Старший механик в/ч п/п 79088 прапорщик Горохов Алексей Михайлович 7. 04. 53. В ДРА с августа 1982 года. Совершил 48 боевых вылетов. 7 августа 1983 года. Был стрелком в задней полусфере вертолёта МИ-8. Огнём своего пулемета лично уничтожил 50 бандитов. Погиб при столкновении вертолёта с землёй. Командованием представляется к награде медалью "За отвагу" Посмертно
  
  СЕЙЧАС.
  Капитан КОНЕВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ посмертно награждён орденом "Красная звезда" похоронен у себя в поселке. В его память земляки проводят лыжный кросс. Его именем названа улица в его поселке.
  
  Старший лейтенант КУРБАЛА СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ посмертно награждён орденом "Красная звезда" похоронен в г. Ярославль на кладбище " Песочное".
  
  Старший лейтенант ЧЕРКАШИН СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ посмертно награждён орденом "Красная звезда" похоронен у себя на родине, его именем названа улица его родного города.
  
  Прапорщик ГОРОХОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ посмертно награждён медалью "За отвагу" похоронен у себя на родине.
  
   О такой же трагедии написал замечательную песню автор и исполнитель Николай Анисимов. Песня называется "Последний монолог"вот её слова: Небес родных голубизна Мне снится ночи напролёт Там в Белоруссии весна, А здесь сам чёрт на разберёт Увы, всё было не во сне Войны той шёл последний год И под Кабулом весь в огне В ущелье падал вертолёт... Кабина полная огня Окончен мой последний бой В ближайшем будущем меня Ждёт смерть в стране совсем чужой Зажат я огненным кольцом 'Мой борт горит!!!' - кричу в эфир Навек безжизненным лицом Уткнулся в ручку командир. И за спиной борттех молчит Проклятый холодок внутри А ДШК - тот всё стричит Да не один - их штуки три. Во идиоты, что стрелять... И так горю - уже предел Мне больше в жизни не летать Каюк мне здесь. Я... Я прилетел. А в это время за рекой Там, где в бою не умереть У русской матери одной Вдруг сердце начало болеть Увы, всё было не во сне Войны той шёл последний год И под Кабулом весь в огне В ущелье падал вертолёт... Ревёт и стонет вертолёт Не хочет тоже умирать Нам с ним сегодня не везёт Летать ещё бы и летать... А о себе уж я молчу Сейчас бы спирта мне - до дна В последний путь к земле лечу Ах, эта чёртова страна!.. В ушах радистки слёзный крик: 'Борт 37! Ответьте мне!' А жизни мне остался миг Молчу как рыба - весь в огне. А здесь угрюмые места В ущелье падать глубоко Хоть схоронили б - во мечта Да наши где-то далеко... А в это время за рекой Как будто свет вокруг погас У русской матери одной И слёзы капали из глаз Увы, всё было не во сне Войны той шёл последний год И под Кабулом весь в огне В ущелье падал вертолёт... Судьба здесь видно не причём Хоть не такого ждал конца Я не жалею ни о чём Вот жаль лишь маму и отца А говорят пред смертью в раз Перед глазами жизнь пройдёт И надо ж было сбить им нас И борт наш вряд ли кто найдёт Так неохота умирать В огне я вспомнил здесь о ней Я так хочу её обнять И жить охота - хоть убей... Я вспомнил тот осенний вечер... Под грохот пуль - горох о стенку Я вспомнил даже нашу встречу Я вспомнил всё! Ах, Ленка!...
  
   ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ГЕРОЯМ. ИХ ИМЕНА БУДУТ В НАШИХ СЕРДЦАХ.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023