Аннотация: В статье рассказано о противоборстве советских и американских военных интеллектуалов
Полковник МОИСЕЕВ АНАТОЛИЙ
ПЕТРОВИЧ
Почетный гражданин города Ханоя.
Родился 12.06.1926 г. в Орловской области. Трудовую деятельность начал в 1942 г.
В Красной Армии с апреля 1943 г.
На фронте с октября 1943 г. до конца войны: наводчик - заместитель командира орудия 242-го зенитного артиллерийского полка Белорусского фронта.
С апреля 1950 по апрель 1952 гг. курсант Житомирского Краснознаменного зенитно-артиллеристского училища. После окончания училища направлен в 236-й ордена Ленина, Путиловско-Кировский, гвардейский, зенитно-ракетный полк, где продолжал службу на должностях техника, начальника мастерских, заместителя командира технического дивизиона по ракетному вооружению.
С сентября 1967 по август 1968 гг. участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в должности старшего группы советских военных специалистов технических дивизионов ЗРВ ВНА.
С 1970 по 1977 гг. старший инженер 4-го ГУ МО СССР.
С января 1975 по январь 1977 гг. спецкомандировка в Ливию.
Награжден орденами "Отечественной войны" II ст., "Красной Звезды" и 15-ю медалями в т.ч. "За боевые заслуги" и вьетнамской медалью "Дружбы".
Умер 25.05.06 г. в Москве.
ХАНОЙСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
В сентябре 1967 года пассажирские поезда Москва-Пекин и Пекин-северовьетнамская граница после двухнедельной задержки в китайской столице доставили меня в числе 14 офицеров-ракетчиков в Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ). Мне - майору, бывшему заместителю командира технического дивизиона по инженерно-ракетной службе 236-го гвардейского зенитно-ракетного полка Московского округа ПВО, предстояло занять должность старшего группы специалистов технического дивизиона зенитно-ракетных полков Вьетнамской Народной армии (ВНА). В мои обязанности входили контроль и оказание помощи личному составу частей в эксплуатации ракет, заправочного технологического оборудования, их сборке, проверке подъемных механизмов, компонентов топлива и транспортно-заряжающих машин. Мы состояли в штате Старшего Группы советских военных специалистов при командующем ЗРВ ВНА. В то время СССР поставлял во Вьетнам зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-75 "Двина", которые показали себя отличным оружием в борьбе с американской авиацией.
В налетах на северовьетнамские объекты, как правило, участвовали одновременно более сотни бомбардировщиков и истребителей. Их целью было разрушить до основания экономику этой с и тем самым принудить ее к капитуляции.
Так, например, в октябре 1967 г. авиация США совершила 4 тыс. 830 самолетовылетов и нанесла удары по 158 объектам, а в ноябре - 3 тыс. 100 самолетовылетов, бомбардировкам подверглись 90 объектов. Ежесуточно проводились и разведывательные полеты. В дневное время самолетами SR-71, а ночью - самолетами морской авиации А-6. Особенно ожесточенно бомбили: город Ханой и его пригородные районы, порт Хайфон с причалами, стратегические железнодорожные и шоссейные дороги Ханой-Хайфон и Ханой-южная граница Китая, по которым доставлялись военные и экономические грузы для ДРВ.
Осенью 1967 г. участились налеты и бомбежки столичного пригорода - района Кимлиен и расположенных на его территории технологического института, построенного с помощью Советского Союза, штаба Войск ВВС и ПВО ВНА и гостиницы, в которой проживала часть наших специалистов. Из-за большой угрозы для жизни СВС решением вьетнамского Правительства мы были эвакуированы в населенный пункт, расположенный в джунглях в 20-25 км от Ханоя (зона Б).
Поставленные задачи по уничтожению объектов американские пилоты в основном выполняли, но при этом несли большие потери. С целью их уменьшения и снижения эффективности применения ЗРК ПВО ДРВ американцы применяли различные способы борьбы: активные и пассивные помехи, удары самонаводящимися ракетами типа "воздух-земля" ("Шрайк") по станциям наведения ракет (СНР) огневых дивизионов, бомбардировки позиций технических дивизионов (ТДн).
Однако во взаимодействии с советскими военными специалистами вьетнамские ракетчики научились эффективно применять свое грозное оружие и продолжали наносить ощутимые потери американской авиации. К примеру, только в октябре в проведенных 212 боях они уничтожили 88 и повредили 39 самолетов противника, причем расход составил 3,86 ракеты на одну цель. Вьетнамское командование ежедневно обнародовало количество сбитых самолетов противника. Для этой цели в городах на специальных щитах после каждого боя записывались все данные с нарастающим итогом.
Но американцы продолжали совершенствовать способы борьбы с нашими ЗРК. Одним из них явилась разработка и применение активных помех по каналу радиовизирования ракет. Дело в том, что в "сердце" ракеты - блоке ФР-15 - находятся два канала: радиоуправления и радиовизирования. Последний позволяет непрерывно "сообщать" сигналом ответа на сигнал запроса СНР координаты ракеты, с помощью которых станция вырабатывает и выдает команды управления ракетой.
Еще в сентябре-октябре в боевой обстановке на экранах наших СНР были отмечены единичные случаи появления слабых активных помех по каналу радиовизирования со стороны противника. Но тогда этому явлению не придали должного внимания, так как специалисты - представители главных конструкторов - считали, что теоретически применение таких помех по каналу радиовизирования возможно, но практическая вероятность их постановки была очень мала. И действительно, до декабря такие помехи больше не появлялись
Как сейчас помню, все кардинально изменилось 15 декабря 1967 года. В этот день большая группа американских самолетов, выстроившихся словно для парада, совершила очередной налет на Ханой и прилегающие районы. Как только они вошли в зону поражения наших дивизионов, как обычно, был открыт ракетный огонь на поражение. Было выпущено в общей сложности 29 ракет, 11 из них упали: станции наведения их захват не осуществили, так как американцы впервые массировано применили свою новинку - помехи по каналу радиовизирования. Канал был полностью заблокирован и в итоге СНР "ослепли": они не видели своих ракет, а второй канал - радиоуправления - не мог осуществить управление полетом ракет, не имея их координат. Неуправляемые ракеты, имеющие огромную кинетическую энергию, падали куда попало, сметая все на месте падения: соединяясь, компоненты топлива взрывались с выбросом огромного пламени, а в довершение всего взрывалась боевая часть.
Противник же, отбомбившись, без потерь возвратился на свои базы.
Этот случай резко негативно отразился на моральном состоянии вьетнамских ракетчиков и местного населения.
По поводу случившегося Правительство ДРВ обратилось за помощью в Посольство СССР. Посол в Ханое И.С. Щербаков незамедлительно провел совещание с нашими военными специалистами по этому вопросу. На нем присутствовал ограниченный круг лиц, в том числе: Старший Группы СВС генерал-лейтенант В.Н Абрамов, старший группы специалистов ЗРВ генерал-майор Н.И. Кульбаков, представитель Главного конструктора по СНР А.М. Елисеев и еще несколько человек-специалистов.
И.С. Щербаков сообщил, что после его доклада в Политбюро ЦК партии о сложившейся ситуации, руководство страны дало указание нашей промышленности принять срочные меры по восстановлению боеспособности зенитно-ракетных комплексов во Вьетнаме. Далее посол сказал, что одновременно Москва поручила ему обратиться к специалистам, командированным в ДРВ, с предложением провести (в меру своих возможностей) необходимые дополнительные работы и мероприятия, направленные на срыв мер противодействия американских ВВС советским ЗРК.
В процессе длительной и жаркой дискуссия мы пришли к выводу, что в сложившихся условиях есть единственный выход - самостоятельно провести эксперименты по перестройке рабочих частот СНР и ответчиков ракет, и одновременно повысить мощность передатчиков ответного сигнала ракет.
Выступивший представитель Главного конструктора СНР А.М. Елисеев сказал, что перестройка на предлагаемый диапазон частот СНР может быть произведена без особых трудностей и в сравнительно короткий срок - несколько дней.
Для экспериментального определения количественных и качественных параметров и возможностей перестройки блока управления ракеты, мною было предложено вскрыть отдельные ракетные блоки ФР-15, с последующим документальным оформлением полученных результатов.
Посол поинтересовался: "Что для этого необходимо и сколько потребуется времени?"
Я доложил, что для получения опытных данных необходимо: доставить из ЗИПа (запасных частей) 15-20 блоков ФР-15, КИПС (контрольно-испытательная передвижная станция) для автономных и комплексных проверок ракет и их блоков, передвижную электростанцию и три дня работы.
Несмотря на категоричные возражения представителей Главного конструктора против вскрытия блоков ФР-15 (по причине их особой секретности), всю ответственность за проведение предстоящего эксперимента взял на себя Посол И.С. Щербаков.
Он сказал: "О какой секретности блоков может идти речь? Американцы уже раскрыли этот "секрет", применили помехи и забивают ими частоты управления наших ракет. Я разрешаю проводить предложенные эксперименты".
В результате договоренности на совещании было принято предварительное решение: немедленно приступить к работе и по возможности увести перестраиваемую частоту до 3 МГц. в большую сторону.
Сразу после совещания наша группа, в которую входили полковник И. Шерстобитов, капитан В. Гончаренко, старшие лейтенанты Б. Асламов, В. Берлог, А. Копейкин, Н. Чирков и др., приступила к работе. Мы трудились непрерывно, без сна и отдыха, в джунглях трое суток. К счастью, параметры в блоках ФР-15 имели некоторый запас индуктивности и емкости и позволяли произвести перестройку частоты и увеличить мощность ответчика. Но диапазоны частот перестройки блоков оказались разными. Поэтому по окончании экспериментальных работ мы на очередном совещании приняли решение: часть ракетных комплексов в полках перестроить на частоту до 3 МГц., часть - на 1,5 МГц., а остальные оставить без изменения.
Такое решение предполагало, что наличие трех различных диапазонов частот на определенное время введет американцев в заблуждение, и позволит нам в кратчайший срок сформировать и поставить в засаду в районе Ханоя по одному перестроенному ЗРК с одним боекомплектом ракет. До наступления Нового года эта задача была выполнена. Однако из-за ненастной погоды ВВС США полеты временно прекратили.
В начале января 1968 г. метеоусловия улучшились, и американцы решили осуществить новый налет на северо-вьетнамскую столицу с применением все тех же помех по каналу радиовизирования. Но на этот раз их ждало горькое разочарование. К их появлению мы были готовы. Все наши СНР работали в трех режимах. Пуск ракет для ЗРК, работавших в номинальном (не перестроенном) режиме, не предусматривался.
Первым же залпом находившийся в засаде комплекс, перестроенный на 3 МГц. сбил ведущий самолет противника. Американские пилоты такого поворота событий явно не ожидали. В панике их строй рассылался, и армада повернула на обратный курс. Наш эксперимент удался.
Работы по перестройке ЗРК всех 10 зенитно-ракетных полков ВНА продолжались ускоренным темпом. Каждый день количество перестроенных ЗРК увеличивалось. Это был поистине титанический труд: после перестройки частотных параметров более тысячи ракет, была проведена их автономная и комплексная проверка, сортировка по полученным частотным характеристикам, дополнительная маркировка с записью в формулярах об измененных параметрах и соответствующее перерассредоточение их. Во всех ЗРК и ТДн с вьетнамским офицерским составом и ведущими специалистами проведены занятия и консультации. В ходе работ по перестройке решались также научно-технические проблемы по повышению эффективности ЗРК в условиях активных шумовых помех по ответному каналу. Боеспособность ЗРВ ПВО Вьетнама была полностью восстановлена.
Теперь, как и раньше, в ходе налетов агрессоры стали нести большие потери. За полтора месяца 1968 г., начиная с 1 января, в ходе проведенных первых 12 стрельб был осуществлен пуск 20 ракет, при этом были сбиты 5 американских самолетов F-105. Уже в последующих 20 стрельбах было израсходовано 27 ракет. В результате были уничтожены 9 самолетов противника.
Таким образом, отличное знание боевой техники, инициатива, смекалка и настойчивость советских специалистов смогли обеспечить поддержание на высоком уровне эксплуатационных и боевых качеств ЗРК С-75, а значит и авторитет нашей страны, и сорвать планы американской военщины. О проделанной работе было подробно изложено в акте, направленном из Ханоя в Москву, в адрес Главнокомандующего Войсками ПВО страны.
К слову, отечественная промышленность только в апреле 1968 г. прислала во Вьетнам новые элементы для доработки блоков ФР-15 в виде заглушек к ним. Эффективность этих доработок проверить не удалось, так как, учитывая неблагоприятную обстановку, сложившуюся для авиации США во Вьетнаме, ее налеты на ДРВ были прекращены до конца года.
В заключение хочу еще раз с благодарностью назвать фамилии моих товарищей по трудной, но почетной совместной службе во Вьетнаме, не жалевших ни своих сил, ни времени для поддержания высокой боевой готовности зенитно-ракетных комплексов Вьетнамской Народной армии. Это:
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023