ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Крапива Иван Исаевич
О военно-политической обстановке внутри и вокруг Приднестровья

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экспертный анализ интервью украинского редактора "Европейской правды" Сергея Сидоренко с руководителями Молдовы и Приднестровья. В целом результаты интервью, проведённого Сидоренко, вскрыли основные цели и направления внутренней политики на приднестровском направлении.

   Интервью [Крапива Иван Исаевич]
  
   "Европейская правда" стала первым украинским СМИ, взявшим детальное интервью один на один с Вадимом Красносельским и Спикером парламента Молдовы Андрианом Канду. Сидоренко считает нужным подчеркнуть: что постмайданное руководство Украины не признает представителей Тирасполя и потому не называет Красносельского "президентом" - но тем не менее, считает, что украинцы все равно должны знать, что происходит в соседнем регионе.
  
   Следует напомнить Сидоренко, что украинцы, проживающие на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики являются одной из трёх основных национальностей республики, наряду с молдаванами и русскими. По данным переписи только 2004 года в ПМР насчитывалось 160 069 украинцев (28,8%).
  Рыбницкий район
  37 554 -45,4 %
  Каменский район
  11 610 -42,6 %
  город Тирасполь
  52 481 -33,0 %
  Дубоссарский район
  10 594 -28,3 %
  Слободзейский район
  20 772 -21,7 %
  город Бендеры
  18 725 -17,8 %
  Григориопольский район
  8 333 -17,4 %
  Всего
  160 069 -28,8 %
  
   Сегодня, в связи с внутриполитической обстановкой сложившейся в последние годы в Украине, иметь место увеличение миграции населения из Украины на ПМЖ в Приднестровье.
   При этом Украина не то, чтобы не дает выхода из гражданства, а намеренно затягивает данный процесс. В части пенсионного обеспечения граждан Украины проживающих в Приднестровье,то данный вопрос вообще не рассматривался как прошлой, так и нынешней "властью" Украины.
  Попытка сдвинуть переговорный процесс с места Леонидом Кожарой, в период председательства Украины в ОБСЕ в 2013 году, безуспешно канула в пучинах майдана в Киеве. При этом Министр иностранных дел Леонид Кожара отметил, что Украина успешно завершила председательство в ОБСЕ, и наладила связи с Россией. После майдана 2014года нардепы Украины проголосовали за увольнение Леонида Кожары с должности министра иностранных дел.
  
   И так, интервью с Сидоренко показало, что молдавский путь реинтеграции двух берегов Днестра, оказался безуспешен и малосостоятельный.
   Если раньше как заявляет Сидоренко, Тирасполь хотя бы на словах допускал воссоединение с Молдовой, то в его беседе Красносельский он исключает такую возможность.
  На данный момент в Тирасполе взяли жёсткий курс на независимость и присоединение к РФ. Узаконили российский флаг, который теперь висит на всех приднестровских госучреждениях.
   На выбор российского курса не повлияло даже то, сетует Сидоренко, что почти весь экспорт из Приднестровья идет в ЕС, Молдову и Украину.
  
   Далее - предагаем диалог Сергея Сидоренко и Вадима Красносельского, содержания которого, вполне достаточно чтобы делать выводы.
  
   Сергей Сидоренко
  - У вас за спиной - российский флаг. Это вообще нормально?
  
   Вадим Красносельский
  - Это не российский флаг. По нашему законодательству, это - флаг Приднестровской молдавской республики.
  
   Сергей Сидоренко
  - То есть вы легитимизировали российскую госсимволику?
  
   Вадим Красносельский
  - Нет. К примеру, у Сербии тоже очень похожий флаг, правильно?
  
   Сергей Сидоренко
  - Он другой, цвета наоборот расположены.
  
   Вадим Красносельский
  - И на нем герб - но ведь он похож. А теперь посмотрите на российский триколор... точнее, просто на триколор. Какая у вас с ним ассоциация?
  
   Сергей Сидоренко
  - Очень четкая. Россия для нас - государство-агрессор, этим флагом вы декларируете, что связаны с агрессором.
  
   Вадим Красносельский
  - У меня другая позиция.
  Приднестровье - это не осколок Советского Союза, а часть когда-то единой Российской империи. А триколор - это также флаг государства под названием Российская империя, в котором были вместе и Украина, и Россия, и мы.
  Два года назад Верховный совет Приднестровья принял закон, что этот триколор - это второй флаг приднестровского государства. А если он при этом похож на еще чей-то флаг - ну что ж, значит так и есть.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вы осознаете, что для Украины это все равно - символика агрессора?
  
   Вадим Красносельский
  - Что касается агрессора - это ваше внутреннее дело, вы нас туда, извините, не подтягивайте. Вы вместе с Россией проблемы заварили и без нас их будете решать. Не надо нас втягивать в орбиту своих отношений.
  
   Сергей Сидоренко
  - А я считаю, что...
  
   Вадим Красносельский
  - Это ваше дело. Я знаю ваше отрицательное отношение к современной России, и это внутреннее дело Украины.
  Не собираюсь вас уговаривать или агитировать, но та территория, которая называется современной Украиной, при Российской империи имела хорошие показатели и уровень жизни. Это потом большевики все извратили. Я антибольшевик, поэтому меня агитировать за советскую власть не стоит.
  Я приверженец монархизма, ограниченного конституционного монархизма, и беру за основу опыт Российской империи.
  
   Сергей Сидоренко
  - При этом в Приднестровье размещаются российские военные. Из современной России - именно той, что напала на Украину.
  
   Вадим Красносельский
  - Я все понимаю. Я же смотрю иногда украинские телеканалы - у нас транслируются и "1+1", и "Интер", и "Украина", и другие. И мы их не изымаем из пакета, как и российские СМИ.
  Мы очень демократичны. Каждый житель Приднестровья может посмотреть всю пропаганду, всю информацию и сделать свои выводы. Разве это неправильно?
  Так вот, что касается государства-агрессора, я скажу так: нападает - значит объявляйте войну. Если бы на нас кто-то напал, мы бы, наверное, объявили войну этому государству, как в 1992 году.
  И успокойтесь вы насчет флага. Не во флаге проблема. Не надо упираться в то, что абсолютно не влияет на ситуацию. Когда сюда приезжает украинский посол в Молдове Гнатишин или представитель президента Крыжановский (спецпредставитель Украины по приднестровскому урегулированию. - ЕП), они не задают вопросов о флаге, потому что это второстепенно. И они не задают вопросов, потому что они знают, с чем связана эта символика.
  Вот, у нас еще есть символика (Красносельский показывает на резной герб над его рабочим столом). Видите: на гербе серп, молот и звездочка. Досталось нам, конечно же. А как по-другому? Что теперь, Приднестровье закрывать от этой символики, или символику менять?
  
   Сергей Сидоренко
  - В российском присутствии в Приднестровье нас больше беспокоит, не откроется ли для нас западный фронт.
  
  Вадим Красносельский
  - К сожалению, вокруг Приднестровья рисуют много таких страшилок. Помню, как один депутат говорил, мол, в Приднестровье приземлилось 98 МиГов и СУшек российских. Ну, у нас есть аэродром, который не действует. Но как они могут приземлиться, облетев Молдову и Украину? Из космоса упали? Или другой говорит, что тут танковые дивизии стоят, готовые к броску. Господи, откуда бы они взялись? Да нет у нас таких военных сил!
  Конечно же, у нас стоят миротворческие силы и оперативная группа российских войск. Напомню, что в 1992 году они здесь остановили кровавый конфликт, сгенерированный бывшими коммунистами, поэтому мы к российским военным относимся очень тепло. Вы их считаете оккупантами, но у нас-то не поменялось отношение.
  И кстати, в составе миротворческого контингента постоянного находятся наблюдатели от Украины, 10 офицеров, которые ходят в украинской военной форме по городу, и никто их за это тут не дергает за рукав.
  А теперь - о гарантиях того, что нападения не будет.
  Первая гарантия - это военная логика. Для каких-либо захватнических действий необходимы вооружение, силы и средства, которых здесь просто нет! У меня военное образование, я отлично это понимаю. Хотите - спросите у своих наблюдателей.
  И второе - это мои личные гарантии, что из Приднестровья не будет никаких агрессивных действий в отношении Украины. В том числе - со стороны российских войск в Приднестровье.
  
   Сергей Сидоренко
  - На прошлой неделе появились новости о представительстве Приднестровья в Москве. Что с ним происходит и зачем оно вам нужно?
  
   Вадим Красносельский
  - Я даже больше скажу: если будет желание, мы откроем представительство Приднестровья и в Киеве.
  Сергей Сидоренко
  - Не думаю, что Украина даст на это согласие.
  
   Вадим Красносельский
  - Вот видите, а со стороны Москвы такое согласие есть.
  Дело в том, что у нас многие выезжают в Россию и Украину - на заработки, к родственникам или еще куда. Кроме того, у Приднестровья есть обширные культурные, гуманитарные, экономические связи и с Украиной, и с РФ. Кто-то же должен защищать наших людей, юридических лиц, предпринимателей в Москве или в Киеве?
  Мы не можем там открыть посольство или консульство, ведь мы непризнанное государство. Но кто нам запретит зарегистрировать общественную организацию, НПО? Именно так мы создали в РФ свое представительство. Будет желание Киева - откроем такое представительство и у вас. И вы зря говорите, что это невозможно.
  
   Сергей Сидоренко
  - В свое время была информация, что представительство возглавит Александр Караман (известный как один из главарей так называемого "ДНР". - ЕП). К счастью, в итоге выбрали другую кандидатуру.
  
   Вадим Красносельский
  - Не рассматривалась сейчас кандидатура Карамана, это провокаторы подлили масла в огонь.
  Караман действительно был назначен, но это было еще в начале 2017 года.
  Тогда еще не было представительства как такового, не было создано общественной организации. Но потом он был от этой должности отстранен, и мы на этом поставили точку.
  
   Сергей Сидоренко
  - Украина просила о его замене? Или вы сами решили?
  
   Вадим Красносельский
  - Это наше решение. Оно, наверное, совпало с мнением кого-то другого, но все же это наше внутреннее дело.
  Мы Карамана назначили, мы его и сняли.
  А теперь, когда уже встал вопрос о необходимости открытия представительства, был назначен Манаков - юрист, вице-президент гильдии адвокатов России. Причем документ о его утверждении датирован ноябрем прошлого года - мы просто только сейчас обнародовали эту информацию.
  
   Сергей Сидоренко
  "На складах в Приднестровье есть бомбы с гексогеном"
  - Что со складами вооружения в селе Колбасна, что возле украинской границы? Это сложный и важный для Украины вопрос.
  
   Вадим Красносельский
  - И для нас тоже - еще больше, чем для Украины.
  Опять же, у вас гуляют страшилки, якобы Приднестровье против вывода российского вооружения из Колбасной. Это немножко не так. Я постоянно веду переговоры об этом с серьезными дипломатами, но должен говорить аргументировано, а не по принципу "я не хочу!". Это не разговор, это дурь.
  Есть три принципиальных вопроса. Первый: чья собственность в Колбасной? Российской Федерации. Второй вопрос: кто ее охраняет и обороняет? Тоже РФ. И третий - вопрос экологии. Это уже наш вопрос.
  Один из крупнейших в Восточной Европе военных складов расположен в селе Колбасна в Приднестровье, в нескольких километрах от украинской границы. Среди прочего, там хранятся оружие и боеприпасы, вывезенные из Восточной Германии и Чехословакии с выводом советских войск. Россия, контролирующая склады, не позволяет провести их независимый аудит. Часть боеприпасов лежит там с 1940-х годов, что делает невозможным их использование или вывоз в РФ.
   Домыслы украинского корреспондента Сидоренко о том, что неоднократно сообщалось о случаях незаконной торговли оружием якобы из Колбасной, носят характер очернения Приднестровья на почве неприязни постпмайданной власти Украины к России.
  Теоретически есть три варианта, что делать с этим вооружением: либо дальнейшее хранение, либо утилизация на месте, либо вывоз через Украину в РФ. И это сперва нужно решить с собственником, то есть с Россией. (В формате 5+2) есть Украина, ОБСЕ, ЕС и США. Так вот, пожалуйста, оставьте нас в покое и договаривайтесь. И когда вы с РФ договоритесь о хранении, утилизации либо вывозе - тогда приходите ко мне, я созову экологов и мы будем решать, на каких условиях можно либо хранить дальше, либо как утилизировать или вывозить.
  Специалисты говорят, что уничтожать эти боеприпасы в открытом грунте нельзя. Там есть бомбы с гексогеном, с радиусом поражения и заражения 50 километров, что захватывает Украину и Молдову, не говоря уже о Приднестровье.
  Утилизировать можно, если построить там завод по переработке. Хотите так? Ради Бога! Но этот вопрос не ко мне - а к собственнику.
  
   Сергей Сидоренко
  - То есть вы не хотите с Россией говорить, а хотите, чтобы этим занимались другие?
  
   Вадим Красносельский
  - Да, это так. Есть такая фраза: "вопрос не по зарплате". Эта проблема не нашего уровня. Если в ее решении заинтересованы Украина, ОБСЕ и ЕС - пожалуйста, говорите с Россией, а я приму ту формулу, которая будет выработана. Решите вывозить? Да, пожалуйста. Вывозим, только соблюдая все экологические нормы. Решите хранить дальше - да пожалуйста, храните.
  
   Сергей Сидоренко
  - Я понимаю, что с Россией надо вести переговоры, но по логике это должно делать Приднестровье, а страны-посредники могут только помогать. Не могу представить, чтобы в Украине были чужие склады, а мы бы сказали: пусть кто-то другой о них договаривается.
  
   Вадим Красносельский
  - Нет. Если у вас в Украине будет американская база, то они будут вести переговоры, а Украина будет принимать в этом участие только с точки зрения обеспечения их договоренности. Поэтому не надо вешать на Приднестровье такие задачи, о которых говорят "не по Сеньке шапка".
  
   Сергей Сидоренко
  - Время от времени в Приднестровье звучит идея о присоединении к РФ. Вы действительно рассматриваете такую возможность?
  
   Вадим Красносельский
  - Всегда надо руководствоваться мнением народа, а народ высказался в 2006 году на референдуме. Приднестровцы проголосовали за независимость Приднестровской молдавской республики с последующим ее присоединением к РФ. Но ни о каком присоединении речи быть не может, пока нет признания нашей независимости мировым сообществом.
  Это - первый шаг. Мы должны стать членами ООН и остальных международных институтов - а потом будем делать так, как выскажется народ.
  
   Сергей Сидоренко
  - Потому вы и приводите свое законодательство к российскому?
  
   Вадим Красносельский
  - Мы действительно проводим гармонизацию законодательств между Приднестровьем и РФ. Конечно, есть нюансы: у нас разные конституции, Россия большая и федеративная, а мы унитарные и маленькие и так далее, поэтому невозможно абсолютно все загнать под гармонизацию.
  Но возьмем, например, гражданское или административное законодательство. Чтобы придумать закон, выработать его, полностью довести до ума его концепцию, в России работают целые институты.
  Зачем нам тратить время и средства на разработку того, что уже есть?
  Не проще ли взять закон РФ, доработать под Приднестровье и принять в установленном порядке?
  
   Сергей Сидоренко
  - На уровне логики это воспринимается как подготовка вашего дальнейшего вступления в Россию.
  
   Вадим Красносельский
  - Может быть и так, кто его знает.
  
   Сергей Сидоренко
  - А почему Россия не признает вашу независимость?
  
   Вадим Красносельский
  - Мы обращались в РФ о признании неоднократно. Наверное, не созрели условия международного характера для этого.
  А вообще, я всегда говорю, что признание - вопрос сугубо тактический: собрались и признали. Прежде всего, нам самим надо быть готовыми к признанию, вот в чем главная суть. Нужны самостоятельные институты власти, денежно-кредитная политика, налоговая политика, правоохранительные структуры, все институты государственности.
  А признание - дело такое. Завтра возьмут и признают. Может, не только РФ, а Украина признает нашу независимость - кто знает?
  
   Сергей Сидоренко
  - Уверен, что Украина не признает.
  
   Вадим Красносельский
  - Вы зря так, не надо быть таким уверенным.
  Если бы вам кто-то в 1986-87 году сказал, что распадется Советский Союз, вы бы на него посмотрели, как на сумасшедшего - но это произошло. Или, допустим, кто 10 лет назад думал, что Россия с Украиной фактически будут находиться в состоянии войны? Холодной или горячей, не важно.
  Вы говорите "Я даю гарантии", а гарантий не надо давать.
  Не нам решать с вами. За нас решат, не переживайте.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вы говорите о независимости. Но переговоры о приднестровском урегулировании в формате "5+2" предполагают, что все завершится реинтеграцией, то есть воссоединением Молдовы с Приднестровьем.
  
   Вадим Красносельский
  - На мой взгляд, сегодня это уже невозможно.
  Вообще, чем отличается Приднестровье от Донецка и Луганска? Есть две разницы.
  Во-первых, Советский Союз распался с согласия коммунистической элиты и западных партнеров. В результате этого добровольного раскола было образовано и Приднестровье. А Донецк и Луганск появились в результате совершенно других движений. У вас негативная энергетика - столкновение, война, агрессия. А у нас все в плюсе, с точки зрения геополитических процессов.
  Но есть и второй момент, он основной. Современная Украина юридически не отказывалась от Донецка, от Луганска и от Крыма.
  
   Сергей Сидоренко
  - И Молдова тоже не отказывалась от Приднестровья.
  
   Вадим Красносельский
  - Да, что вы говорите!
  
   Сергей Сидоренко
  - Да, утверждаю это. Возможно, на уровне заявлений отдельных политиков - но на уровне государства отказа не было.
  
   Вадим Красносельский
  - Послушайте меня: она отказалась, уважаемый Сергей. И посол Украины, и посол России, и посол США, и все послы европейских государств прекрасно знают об этом юридическом факте. 23 июня 1990 года парламент Молдовы принял две декларации. В первой - заявил о выходе из Советского Союза и верховенстве законов Молдовы. Во второй - на базе признания ничтожным пакта Молотова-Риббентропа, Молдова заявила о выходе из состава Молдавской ССР и о незаконности создания Молдавской ССР. А МССР, напомню, была образована путем слияния в 1940 году Бессарабии и МАССР.
  Признав ничтожным это слияние, Молдова юридически отказалась от нас.
  
   Сергей Сидоренко
  - Я знал об этом аргументе, поскольку он от вас звучал и раньше, но не могу с ним согласиться. Не было там отказа Молдовы от Приднестровья. Более того, есть Хельсинкский заключительный акт...
  
   Вадим Красносельский
  - Да какой Хельсинкский акт после распада Советского Союза! О чем вы говорите! Лучше я спрошу у вас: а как вы оцениваете решение парламента по выходу Молдовы из состава МССР?
  
   Сергей Сидоренко
  - Все же прошу вернуться к вопросу о возможности воссоединения Молдовы. Вы говорите, что это и не рассматривается как вариант?
  
  Мы видим что украинский журналист Сергей Сидоренко задавая очередные провокационные вопросы намеренно уходит, а точнее выскальзывает от ответа на поставленный ему Красносельским вопрос.
  
   Вадим Красносельский
  - Нет.
  
   Сергей Сидоренко
  - Но формат "5+2" предполагает, что реинтеграция Молдовы безальтернативна. Зачем тогда сохранять "5+2"?
  
   Вадим Красносельский
  - Вы же не дослушали, вы перебиваете. Послушайте дальше.
  Итак, 23 июня - это была начальная точка. Потом (после конфликта в Приднестровье. - ЕП) был образован формат "3+2", который превратился в "5+2". А затем было принято решение о создании федерации Молдовы и Приднестровья. По этому решению Молдова должна была поменять свою Конституцию и законодательство для создания федеративного устройства. Она этого не сделала! Приднестровье ратифицировало меморандум Козака, но президент Молдовы отозвал свою подпись под ним.
  Так что Приднестровье как раз все делало, чтобы мирным путем прийти к общности проживания, а Молдова нас постоянно отталкивала.
  Меморандум о принципах преобразования Молдовы в федерацию был разработан в 2003 году по инициативе Дмитрия Козака, спецпредставителя президента РФ. Документ был подписан тогдашними лидерами Приднестровья и Молдовы, но вызвал протесты политической элиты Кишинева, поскольку давал непропорционально высокий вес пророссийским регионам (Приднестровью и Гагаузии), гарантируя для них вето при принятии любых законов. В последний момент Молдова отказалась от данного плана.
  В результате Приднестровье остается в статусе независимого государства, и это продолжается уже 28 лет. Мы - потерпевшие в результате того, что кто-то не может договориться.
  Но помимо политических вопросов, есть проблемы обычных людей, вопросы экономики, культуры и так далее. Их тоже надо решать. Именно для этого нужен формат "5+2", который решает вопросы и культурные, и гуманитарные, и экономические, и логистические - а уже потом, когда к этому будут стороны готовы, может перейти к политическим.
  Если кто-то хочет уже сейчас перейти к диалогу о статусе Приднестровья - пожалуйста, открывайте "ящик Пандоры".
  Но только вопросом номер 1 в этой корзине будет юридическая оценка решения парламента Молдовы от 23 июня 1990 года. Пусть скажут, что это было? Может, нам это даже выгодно будет, может, нас после этого признают.
  "5+2" - формат переговоров о приднестровском урегулировании, созданный в 2005 году. Молдова и Приднестровья ведут диалог при посредничестве ОБСЕ, России, Украины и при участии США и Евросоюза как наблюдателей. Все вопросы разделены на три "корзины": социально-экономические проблемы и права человека, юридическое сотрудничество Молдовы и Приднестровья, политическое урегулирование конфликта, включая статус Приднестровья в составе Молдовы. Переговоры по "третьей корзине" до сих пор не открыты.
  
   Сергей Сидоренко
  - Есть какие-то условия, при которых все же можно будет говорить о реинтеграции Молдовы? Или Тирасполь в принципе не готов к диалогу на эту тему?
  
   Вадим Красносельский
  - Я, как президент, не имею права отходить от концепции, которая прописана в нашей конституции и поддержана на референдуме. Поэтому я говорю только о независимости Приднестровья и его международном признании. Если потребуется вновь услышать мнение народа - проведем референдум, и как народ решит, так и сделаем.
  
   Сергей Сидоренко
  - А если вернуться к идее федеративного статуса Приднестровья в составе Молдовы?
  
   Вадим Красносельский
  - Скажу вам откровенно, это уже не актуально.
  Понимаете, чтобы куда-то идти в гости, надо, чтобы там, куда мы идем, были такие условия, чтобы мы чувствовали: там лучше. А на сегодняшний день в Молдове хуже, чем у нас, понимаете!
  Зачем нам туда идти, если там хуже?
  
   Сергей Сидоренко
  - Вы имеете в виду экономику?
  
   Вадим Красносельский
  - И политику, и экономику, и налоговую часть.
  Вас когда друзья зовут в гости, вам же не говорят: "Уважаемый Сергей, вы придите в гости, но со своим огнетушителем. У нас дома может быть пожар, так что вы должны его и потушить". А именно это происходит там сейчас. Нас зовут в гости туда, где пожар!
  Я с большим уважением отношусь к молдавскому народу. Но прежде чем нас к себе звать, создайте условия - и пусть народ решает, когда он эти условия увидит.
  
   Сергей Сидоренко
  - Молдова движется к ЕС. Возможно ли, что такой же вектор выберет Приднестровье?
  
   Вадим Красносельский
  - Если Молдова куда-то идет, то это их внутреннее дело. И если там победят прозападные силы, нацеленные на интеграцию с ЕС, мы будем с ними вести диалог. Победят провосточные - будем с ними вести диалог. Пусть их народ определяет, куда им двигаться.
  А наш народ определился. Наш путь в любом случае - это независимость Приднестровья. С дальнейшим вхождением в состав РФ.
  Но будет глубочайшей ошибкой считать, что Приднестровье - против Евросоюза.
  Мы не против ЕС, просто каждому свое.
  ЕС создал систему, которая исключает военные конфликты на его пространстве, и это очень хорошо. Только ради этого я буду выступать за единство Евросоюза, если меня спросят. Но у наших народов тоже есть свои традиции, которые тоже стоит уважать.
  
   Сергей Сидоренко
  - Тем не менее, бизнес и жители Приднестровья сейчас пользуются преференциями, которые получила Молдова в рамках интеграции с ЕС - речь о безвизе и свободной торговле.
  
   Вадим Красносельский
  - Что касается безвиза, это не совсем так. Паспорт Приднестровья сам по себе не дает права на поездки в ЕС. А вот те граждане Приднестровья, у которых есть также паспорт Молдовы либо Украины, пользуются безвизом. А у кого просто российский паспорт - должны получать визу.
  Что касается экономики, то по соглашению об ассоциации (между Молдовой и ЕС. - ЕП) у нас действительно есть беспошлинная торговля с Евросоюзом.
  Да, доля ЕС в нашем экспорте - это 36%, Молдовы - 30%, Украины - порядка 20%, России - 10%. Да, ЕС действительно снял пошлины на наши товары. Наши производители свободно торгуют с ЕС, хотя вынуждены для этого регистрировать предприятия по временной схеме в Молдове, проходить таможенные процедуры. И это нормально. И с Украиной тоже торговля проходит по такой же формуле.
  
   Сергей Сидоренко
  - То есть вы не планируете идти в ЕС, но пользуетесь преференциями для 36% своего экспорта. Не думаете, что в какой-то момент Молдова, условно, выставит за это счет?
  
   Вадим Красносельский
  - Такой счет должна выставлять, наверное, не Молдова, а сам ЕС. Конечно же, это вполне возможно, и все это отлично понимают. Но мы же не должны запрещать такую торговлю? Ни в коем случае! Наоборот, мы должны развивать экспорт и в ЕС, и в Россию, и в Украину.
  И речь не только о торговле. В июне я пригласил сюда всех руководителей дипломатических миссий в Молдове. Приехали 18 послов из всего ЕС, США, России, Украины, Белоруссии, Турции. Даже румынский посол впервые приехал в Приднестровье. И мы призвали их инвестировать в приднестровскую экономику. У нас ведь очень демократичное инвестиционное законодательство! Мы максимально боремся с коррупцией, минимизируем ее на уровне чиновника. Как результат, к нам уже зашли румынские инвесторы. Объем инвестиций в 2018 году, по сравнению с 2017, вырос на 165%, и это в первую очередь европейские инвестиции. И что в этом плохого?
  
   Сергей Сидоренко
  - А как вам Россия помогает? Какие существуют программы - финансовой помощи и не только?
  
   Вадим Красносельский
  - Вот почему-то, когда речь заходит об РФ, все сразу говорят о финансовой помощи. Да мы не попрошайки! Ходить с протянутой рукой некрасиво.
  В отношениях с Россией мы выделяем несколько направлений. Первое - военно-политическое, формат "5+2" и миротворческая операция. Тут все понятно. Второе - культурно-гуманитарное. Тут тоже все понятно: общий народ, много граждан России в Приднестровье. И третье - экономическое направление, но ни в коем случае не в виде подачек, а за счет улучшения экономического климата.
  Для этого работать надо с РФ, чтобы они где-то пошлины отменили, где-то НДС пролонгировали, улучшали условия для бизнеса, и, конечно, инвестировали в приднестровскую экономику.
  А просить у них постоянно деньги - это как минимум нахальство. России сейчас тоже тяжело, как мне кажется.
  Как именно помогает Россия? Она дает доплаты нашим пенсионерам, по 100 с чем-то (приднестровских. - ЕП) рублей каждому, независимо от гражданства.
   И есть еще газовая составляющая, это тоже не секрет. По договоренности, мы берем газ у РФ на наши внутренние нужды, а денежные средства, которые платят за газ физические или юридические лица - поступают в бюджет республики. Это нормально, все открыто, прозрачно.
  
  Поставки газа - ключевая финансовая помощь РФ непризнанной республике. Приднестровье отбирает газ из транзитной трубы без оплаты за него, но при этом собирает оплату у потребителей, а также сжигает газ для централизованного отопления и электрогенерации. Не имея стимула для энергосбережения, республика стремительно наращивает долг за отобранный газ, он уже приблизился к $7млрд, в шесть раз выше ВВП Приднестровья. Долг накапливается на балансе АО "Молдовагаз", крупнейшие акционеры - "Газпром" (50%), правительство Молдовы (>35%), администрация Приднестровья (>13%). В отличие от Украины, которая сразу категорично заявила о непризнании долга за газ, поставленного "Газпромом" донецким и луганским сепаратистам, Молдова таких юридических шагов не предпринимает. Механизмы ликвидации долга не разработаны, делает свой вывод Сидоренко.
  
   Сергей Сидоренко
  - Рискну предположить, что успехи Приднестровья основаны как раз на коммунистическом методе поставки газа. Вы же за него не платите, а долги накапливает Молдова.
  
   Вадим Красносельский
  - Секундочку, почему же в 2015-2016 году был спад экономики, а в 2017-2018 у нас рост? Потому что значение имеют внутренняя дисциплина, отсутствие коррупции и воровства.
  Конечно, помощь также велика, никто же не отрицает. Но я считаю, что мы энергетически очень самодостаточны. Газовая труба идет через нас ("Газпром" экспортирует газ на Балканы транзитом через Молдову. - ЕП). Мы обеспечиваем транзит газа, и нам Россия платит определенную сумму денежных средств в газе, порядка $25 млн. Это бизнес.
  У нас есть Днестровская ГРЭС и Дубоссарская ГЭС. Мы сами вырабатываем и экспортируем электроэнергетию.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вот только для производства электроэнергии вы используете газ, который вам достается бесплатно.
  
   Вадим Красносельский
  - Не бесплатно. Ну кто сказал, что бесплатно? Бесплатно даже сыр в мышеловку никто не кладет.
  
   Сергей Сидоренко
  - Потому что вы за него не платите, а долги накапливает Молдова.
  
   Вадим Красносельский
  - Долги накапливаются на коммерческом предприятии "Молдовагаз". Раз это коммерция, то пусть собственники и разбираются (прим: одним из собственников является администрация Приднестровья. - ЕП). А когда Приднестровье будет признано, мы возьмем этот долг на свои плечи, как признанное государство. Просто сейчас - пока мы не субъект международного права - другой формулы не существует.
  Поэтому нужно признавать Приднестровье, и мы однозначно узаконим свои отношения со всеми экономическими субъектами в этой части.
  
   Сергей Сидоренко
   - В Украине время от времени сообщают о том, что некий злоумышленник, нарушив закон, скрылся в Приднестровье. Самый громкий случай - подрыв венгерского культурного центра в Ужгороде. (Глава ОГА Москаль тогда заявил, что заказчик взрыва - житель Приднестровья и якобы даже сотрудник спецслужб.)
  
   Вадим Красносельский
  - Да, помню. Это все были пустые разговоры и никаких доказательств не было представлено. И мне хочется спросить - если это правда, то что тогда делают посол Украины в Молдове или представитель Украины в Приднестровье? Почему за год не было какого-либо запроса в наш адрес с их стороны? Почему Украина не назвала этого гражданина, почему не было желания, чтобы мы выдали его?
  Это был фейк! Кому-то захотелось сказать: вот это все террористы из Приднестровья. Но так делать некрасиво.
  А что касается реальной преступности, то я, как бывший министр внутренних дел, скажу, что преступники национальности не имеют, и потому мы выдаем тех, кого разыскивают. В прошлом году мы выдали США парня, который совершил компьютерные мошенничества - за ним американцы приехали. И таких примеров у нас масса, точно так мы готовы выдавать и Украине преступников, которые пытаются здесь спрятаться.
  Да, мы не выдаем граждан Приднестровья - так же, как Украина не выдает граждан Украины. Это нормально. Но если такое лицо совершило преступление в Украине и пытается скрыться у нас - присылайте материалы, и мы его засудим здесь, если он этого заслуживает. Никаких проблем с этим нет.
  А что касается того случая в Ужгороде - то это просто была неправда.
  
   Сергей Сидоренко
  - В завершение разговора не могу не задать прямой вопрос. Крым чей?
  
   Вадим Красносельский
  - Чей Крым - это вопрос следствия, а не причины. А причина состоит в столкновении геополитических соперников на территории Украины. В результате этого столкновения по законодательству Украины Крым - украинский, по законодательству России Крым - российский.
  
   Сергей Сидоренко
  - А лично вы как считаете?
  
   Вадим Красносельский
  - Я считаю так, как по закону одного государства и другого.
  И задавайте этот вопрос тем, кто отдавал Крым в 2014 году. Думайте о целостности Украины внутри Украины, а не в Приднестровье. Я уже говорил эту фразу: это "вопрос не по зарплате", и вопрос весьма некорректный.
  
  Далее - идёт диалог Сергея Сидоренко и Спикера парламента Молдовы Андриана Канду, которого также вполне достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы.
  
  А в поддержке со стороны Украины в Молдове практически уверены, делает вывод Сидоренко - недаром нынешняя власть Молдовы безоглядно поддерживает Киев в конфликте с РФ не только на словах, но и на практике. Обо всем этом, о проблеме Приднестровья и о реальности коалиции с пропутинскими силами в интервью одного из лидеров действующей молдавской власти Андриана Канду для "Европейской правды".
  
   Сергей Сидоренко
  - Через три недели в Молдове пройдут выборы. На что вы рассчитываете по их итогам?
  
   Андриан Канду
  - Я надеюсь, что в конечном счете мы создадим проевропейское большинство и прозападное правительство.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вот только сейчас все прогнозы говорят, что самый высокий результат получат социалисты.
  
   Андриан Канду
  - А я не уверен, что они выйдут на первое место. Они "падают". Их поддержка уже ниже, чем была год или два года назад, а впереди еще месяц кампании.
  Соглашусь, социалисты могут оказаться первыми.
  Но в этом случае у них наверняка не будет голосов, чтобы самостоятельно создать большинство. И вот тогда проявится роль нашей партии, ведь именно у нас есть способности, умения, опыт создания коалиции. И это будет коалиция с прозападными взглядами.
  
   Сергей Сидоренко
  - С кем вы будете объединяться?
  
   Андриан Канду
  - Я вижу объединение с нашим соперником, оппозиционерами из ACUM. Да, сейчас они заявляют, что не будут работать с нами в следующем парламенте, но "никогда не говори никогда". Для этого после выборов мы будем считать, думать, искать возможности привлечь как представителей ACUM, так и других независимых парламентариев.
  
   Сергей Сидоренко
  - Не могу представить, как ACUM согласится работать с вашей партией. А лично вас они поставили на одно из первых мест в "списке позора" на своем официальном сайте.
  
   Андриан Канду
  - Мы тоже можем составить черный список представителей ACUM - но надо отложить в сторону эмоции и прошлые обиды.
  Речь идет не обо мне и не об Андрее Нэстасе. Речь идет, впрочем, и не о Владе Плахотнюке, а о будущем Молдовы. Поэтому я верю, что и они в конце концов выберут интересы Молдовы - а не эмоции и политические интересы, или даже интересы отдельных людей.
  
   Сергей Сидоренко
  - Но мосты уже сожжены. ACUM отвергает сотрудничество с вами и называет лидеров ДПМ преступниками.
  
   Андриан Канду
  - Я все равно не злюсь на Майю Санду и не имею ничего персонально против Андрея Нэстасе. Все равно придется садиться вместе, договариваться, прописывать принципы, ценности, на основе которых мы сможем вместе работать в следующем правительстве.
  Конечно, если они категорически откажутся - мы не сможем их заставить.
  Но давайте подождем, что будет после выборов.
  
   Сергей Сидоренко
  - Помню последние выборы в Чехии, где победила партия одиозного Андрея Бабиша, но все остальные выдвинули условие - пойдут в коалицию, только если Бабиша не будет в правительстве. Возможен ли похожий сценарий в Молдове?
  
   Андриан Канду
  - Все варианты возможны. Я даже не исключаю возможность правительства меньшинства.
  И законодательство и демократические традиции не требуют от нас иметь большинство. Правительство вполне может работать и от партии меньшинства, если есть джентльменское соглашение с другими группами в парламенте, что они поддержат формирование правительства и отдельные его решения, но останутся за пределами правительства.
  Именно так произошло в Чехии - и так было в Молдове в начале 2015 года. Тогда коалиция из двух партий, которая сформировала правительство во главе с Габуричем, насчитывала менее половины депутатов, но была неформальная договоренность о поддержке с другой партией, которая была за пределами коалиции. И это продолжалось полгода!
  
   Сергей Сидоренко
  - А коалиция с социалистами возможна?
  
   Андриан Канду
  - Не вижу такой возможности. У нас слишком большие различия в фундаментальных, критически важных вопросах.
  Пример - их отношение к тому, что происходит в Украине. Социалисты и их фактический лидер, президент Додон, до сих пор не признали, что Россия незаконно отобрала Крым у Украины. До сих пор! А мы с самого начала это говорим, называем Крым оккупированной территорией. И у нас действительно хорошие отношения с украинской властью, и хороший прогресс за последние три года. То же самое можно говорить и о наших отношениях с Румынией, вторым нашим соседом. Или возьмем наш европейский вектор и наши отношения с Евросоюзом - в этом мы принципиально расходимся с социалистами, так как бы мы с ними могли сотрудничать?
  Так что такой коалиции я не вижу.
  
   Сергей Сидоренко
  - Значит, ACUM не хочет вас, вы не хотите социалистов - остается роспуск парламента и новые выборы? Некоторые говорят, что это - наиболее вероятный сценарий.
  
   Андриан Канду
  - Это нормальный сценарий, такое бывает и в других государствах. По конституции Молдовы новое правительство должно заработать в течение трех месяцев после выборов. Если его не удастся создать - идем на новые выборы.
  И хотя я не исключаю такой возможности, мы будем работать над тем, чтобы этого избежать. Новые выборы принесут нестабильность - сначала политическую, а затем и экономическую. Поэтому мы будем делать все, чтобы не допустить перевыборов. Но избежать их невозможно, если партии-победители выборов откажутся от переговоров.
  Если ACUM скажет, кто не хочет с нами даже говорить, и если другие игроки в парламенте не согласятся на правительство меньшинства - тогда парламент будет распущен через три месяца после выборов.
  
   Сергей Сидоренко
  - Прозападная оппозиция предполагает также сценарий уличных протестов в случае, если, по ее мнению, выборы будут фальсифицированы. Они уже собирают доказательства нарушений.
  
   Андриан Канду
  - Оппозиция всегда будет говорить о злоупотреблениях или незаконности, потому что они слабые, они изначально находятся в позиции лузеров. И поэтому они либо играют роль жертвы - либо говорят о нарушениях. Вместо этого мы максимально заинтересованы в том, чтобы выборы были всеми
  признаны как честные и свободные.
  
   Сергей Сидоренко
  - Как бы там ни было, лидер рейтингов сейчас - пророссийская Соцпартия. Очень беспокоит, не возрастет ли до следующих выборов популярность пророссийских сил. Для Украины будет настоящей катастрофой, если мы увидим "еще одну Россию" к западу от своих границ.
  
   Андриан Канду
  - И не только для Украины. Этот вопрос - сверхчувствительный для всего региона, и для ЕС, и для стран НАТО.
  Я напомню, в Молдове уже есть территории, оккупированные РФ, а именно Приднестровье. И мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить приход к власти в этой стране любого, кто бы углубил отношения с Россией и создал новую проблему с безопасностью и для Украины, и для региона в целом.
  Россия не должна получить очень важную роль в Молдове.
  Молдова - это западное государство, с будущим в Евросоюзе и с евроатлантическими интересами. Мы будем строить здесь западное общество, а не аналог того, что мы видим в России.
  
   Сергей Сидоренко
  - Евроатлантические интересы? Вы что, идете в НАТО?
  
   Андриан Канду
  - Нет, я употребляю слово "евроатлантические" в том смысле, что у нас должно быть стратегическое сотрудничества как с ЕС, так и с Соединенными Штатами. За прошедшие два года мы действительно развили крепкие, хорошие отношения с США.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вы упомянули о хороших отношениях с ЕС во время правления вашей команды. Но это было до недавнего времени - все изменилось после отмененных выборов мэра Кишинева.
  
   Андриан Канду
  - Наши отношения действительно пострадали из-за эмоций после решения по выборам мэра.
  Но ничего необратимого не произошло - после выборов в Молдове и в Европейском парламенте отношения наверняка восстановятся.
  Выборы мэра Кишинева в мае-июне 2018 года были внеочередными - после ареста предыдущего мэра и всей его команды по обвинению в коррупции столица Молдовы осталась без руководства. Кандидатка от власти проиграла, во второй тур вышли два кандидата от оппозиции - Чебан из пророссийской Cоцпартии с 41% и прозападный Нэстасе с 32%. Провластные медиа поддержали Чебана, но в голосовании 3 июня неожиданно победил Нэстасе с 52,6%.
   19 июня победу Нэстасе отменил столичный суд, впоследствии решение подтвердила апелляционная инстанция. Основанием для отмены стал facebook-пост, в котором Нэстасе призывал избирателей приходить на участки. Несмотря на отсутствие призывов за или против конкретного кандидата суд признал этот пост "агитацией", которая запрещена в день голосования. Ни повторный второй тур, ни новые выборы так и не были назначены.
   В наших отношениях с ЕС могут быть взлеты и падения, могут быть эмоции и недостаток коммуникации, или какие-то предубеждения. Но несмотря на это, будущее нашего государства - на 100% в ЕС. Сейчас мы ассоциированы с ЕС, а однажды - возможно, уже скоро - станем страной-кандидатом. Да, многое зависит от того, как будет выглядеть ЕС через 5-10 лет, но все равно, это - наше будущее.
  
   Сергей Сидоренко
  - Вы вообще понимаете, насколько это разрушило доверие со стороны ЕС? Ведь выборы - это святое.
  
   Андриан Канду
  - Даже если был нарушен закон?
  
   Сергей Сидоренко
  - Не могу согласиться, что было нарушение, и в Евросоюзе его не видят.
  
   Андриан Канду
  - Я юрист, и у меня есть вопрос о пропорциональности решения суда. Я все же верю, что именно здесь закон был нарушен, но считаю, что санкция была слишком жесткой. По моему мнению, надо было просто объявить новый второй тур выборов между теми же кандидатами.
  Но решение суда должно выполняться - нравится оно или нет.
  Да, то, что произошло летом, действительно взволновало многих - в том числе нас.
  (Примечание ЕП: создавалось впечатление, что, перейдя к воспоминаниям, спикер начал нервничать, но вскоре взял себя в руки)
  Это решение суда разрушало то, что мы делали последние три года. В тот день, когда оно было вынесено, я вместе с премьером был в Вашингтоне. Он встречался с Помпео, у меня были запланированы встречи в Конгрессе, а еще через четыре дня планировалось заседание правления МВФ по кредитованию Молдовы. Представьте, как в этих условиях нас шокировало это решение суда!
  Оно было неожиданным и прежде всего вредило самой власти! Все наши усилия, все наши достижения были разрушены в одно мгновение! И доверие к нам тоже! Но ни я, ни премьер не могли это предотвратить, никак! Я же не возьму телефон и не позвоню судье, правда? И когда некоторые послы звонили мне или премьеру и говорили: "Сделайте что-то с этим", я отвечал: "С удовольствием! Скажите, что именно, и я сразу сделаю. Но с судьями я говорить не буду, потому что это будет нарушение закона".
  Да, можно изменить законодательство, чтобы такого больше не повторялось, и мы это сделали. Мы отменили правило "дня тишины", которое просто не имеет смысла в XXI веке - потому что во времена "Фейсбука" и интернета избежать агитации невозможно. Мы убрали запрет на ведение кампании в день голосования, которая, собственно, и стала основанием для отмены выборов.
  
   Сергей Сидоренко
  - Сомневаюсь, что пост Нэстасе с призывом прийти на выборы вообще был агитацией. Но вопрос даже не в этом. Я же не из Германии приехал, а из Украины, и прекрасно понимаю пределы "независимости" судей в наших государствах. Не верю, что выборы мэра столицы по таким сомнительным причинам суд отменил не "по звонку".
  
   Андриан Канду
  - Окей, давайте тогда я спрошу: кто выиграл от отмены местных выборов?
  
   Сергей Сидоренко
  - Это не показатель. Политики иногда принимают решения, которые вредят им самим. Бывают и просто эмоциональные решения.
  
   Андриан Канду
  - О, нет-нет-нет-нет-нет!
  В нашей команде эмоций не бывает.
  Никогда. Вообще. И в команде, и в Демпартии в целом. Поинтересуйтесь историей и опытом нашей команды, и вы убедитесь: ни одно наше решение не основывалось на эмоциях. Никогда.
  Поэтому давайте посмотрим, кому это было выгодно.
  
   Сергей Сидоренко
  - Выиграла от отмены выборов только одна сила - Россия.
  
   Андриан Канду
  - Вернусь к нашему опыту. Наша команда - то есть мы вместе с премьером Филипом, лидером партии Плахотнюком - постоянно боремся с Российской Федерацией! Наше противостояние с Россией продолжается последние три года.
  Это мы высылали российских дипломатов, это мы объявляли Рогозина персоной нон грата. Мы почти ежедневно возвращаем россиян из нашего аэропорта, запрещая им въезд в Молдову - начиная с так называемых российских "журналистов" и так далее. Власти России открыли фальсифицированное уголовное преследование против руководителей нашей партии, чтобы охотиться за нами силами Интерпола. Были угрозы нам и нашим семьям.
  Согласитесь, мы не могли принимать никаких решений в пользу России.
  Наша партия тоже не выиграла - это решение нанесло удар по позициям, репутации, рейтингах ДПМ. Мы потеряли 3-5% популярности. А вот Нэстасе - выиграл. Он предстал как жертва, и его популярность возросла.
  
   Сергей Сидоренко
  - Перед приездом к вам я общался с лидером самопровозглашенного Приднестровья Красносельским, и он заверил, что не воспринимает ни одного варианта мирного урегулирования, который предусматривал бы воссоединение с Молдовой.
  
   Андриан Канду
  - Возможно, это его личное мнение.
  Оно, конечно, имеет значение, ведь он - лидер Приднестровья, избранный народом.
  Но дело в том, что принимать решения о будущем Приднестровья - это вопрос не только к Красносельскому. Решения будут принимать немало игроков, включая, конечно же, и правительство Молдовы. Ведь легитимное правительство всей Молдовы - в Кишиневе, а не в Тирасполе. И конечно, в переговорах примут участие и Украина, и США, и Россия, и ЕС, и ОБСЕ. Ведь разрешение спора по Приднестровью - это вопрос международного значения.
  И я уверен, что однажды - хотя, к сожалению, не завтра и, видимо, не в ближайшее время - но в среднесрочной перспективе мы сможем договориться о возврате Приднестровья в статусе автономии и о начале реинтеграции. Причем на практике это уже началось - нам нужно будет только продолжить то, что мы уже делаем.
  
   Сергей Сидоренко
  - Будет ли в этом заинтересована Россия? И на каких условиях?
  
   Андриан Канду
  - Конечно же, Россия хочет сохранить контроль в Приднестровье. Вопрос в том, какие именно гарантии Россия получит в обмен на свой уход из Молдовы.
  Лично я верю: мы можем договориться, если Россия получит гарантии невступления Молдовы в НАТО, а также гарантии того, что Молдова не объединится с Румынией, гарантии того, что российское население не будет лишено прав, гарантирующих меньшинствам международные стандарты.
  Тогда сможем договориться о международной миротворческой миссии в Приднестровье, а не российской, о вывозе (или ликвидации) огромного хранилища оружия, которое там находится. А мы при этом предоставим Приднестровью максимально широкую автономию - шире даже той, которую имеет Гагаузия.
  И если эта договоренность получит международное благословение, если ее поддержат крупные международные игроки - то приднестровский вопрос будет решен.
  
   Сергей Сидоренко
  - Что будет с движением Молдовы в ЕС?
  
   Андриан Канду
  - А вот здесь не может быть никаких дискуссий. Это - однозначно наше будущее.
  В этом вопросе компромиссов быть не может.
  Это - не та цена реинтеграции Молдовы, о которой может идти речь. Если выяснится, что цена - это отказ от евроинтеграции, то наш ответ будет - нет, мы не готовы платить такую цену.
  
   Сергей Сидоренко
  - К слову, один из ценников реинтеграции уже известен. Это $7 млрд газового долга перед РФ, накопленного за эти годы Приднестровьем. Это невероятно высокая сумма, она постоянно растет, и правительство Молдовы от него не отказывается.
  
   Андриан Канду
  - Объясню. Еще около пяти лет назад был единый газовый счет в "Газпроме" - это счет Молдовы. Но сейчас учет разделен. Есть тот объем газа, который использовала Молдова - и он довольно умеренный. Мы выплачиваем "Газпрому" эту часть долга. И есть второй счет, на котором накапливается долг Приднестровья - его мы не выплачиваем.
  При этом все понимают, и Россия понимает, что не может просто требовать от нас уплаты этого долга.
  Во-первых, это не долг правительства Молдовы. Это - долг коммерческой компании "Молдовагаз", две трети (акций) которой управляются Москвой. Во-вторых, если однажды Россия потребует от нас уплаты этого долга, то мы можем выдвинуть встречное требование - о финансовой компенсации присутствия РФ в Приднестровье и за оккупацию 11% территории Молдовы. Конечно, возникает вопрос, сколько это может стоить - но это не проблема, мы найдем международную компанию, которая сделает такую оценку, и подведем баланс, кто еще кому в итоге должен заплатить.
  
   Сергей Сидоренко
  - Но почему бы вам не сделать официальное заявление об отмежевании от этого долга - как сделала Украина, когда "Газпром" попытался поставлять газ на Донбасс по схожей схеме?
  
   Андриан Канду
  - Мы много раз это говорили.
  
   Сергей Сидоренко
  - Юридически оформленного заявления, которое снимало бы этот вопрос, похоже, не было. Никаких публичных упоминаний об этом нет. Более того, правительство даже не стало опровергать заявление президента Додона, когда тот недавно во время визита в Москву признал этот долг.
  
   Андриан Канду
  - Могу заверить: в газовых отношениях с РФ вы скоро увидите много изменений, как только мы достроим газопровод Унгены - Кишинев для поставки газа из Румынии. Он должен быть полностью введен в эксплуатацию в конце этого года или в начале следующего. Когда это произойдет, вы увидите полную смену политики, заявлений, тональности в отношениях правительства Молдовы с РФ по поставкам газа. Изменится многое, и вы это заметите.
  А что касается Додона - мы на его слова часто просто не обращаем внимания.
  У него в Молдове есть голос, но нет рук. По конституции его должность - чисто символическая, поэтому у нас нет необходимости беспокоиться из-за его заявлений.
  Да, он летает в Москву или еще куда-то. Недавно он там сказал, что Молдова становится наблюдателем в ЕврАзЭС. Мы тогда просто заявили - забудьте. Не Додону решать, кем является и где находится Молдова.
  Решения в нашей стране принимают правительство и парламент.
  А на Додона вы внимания не обращайте.
  
   Процитируем заново слова Андриана Канду: "Лично я верю, мы можем договориться, если Россия получит гарантии невступления Молдовы в НАТО, а также гарантии того, что Молдова не объединится с Румынией, гарантии того, что российское население не будет лишено прав, гарантирующих меньшинствам международные стандарты.
  Тогда сможем договориться о международной миротворческой миссии в Приднестровье, а не российской, о вывозе (или ликвидации) огромного хранилища оружия, которое там находится. А мы при этом предоставим Приднестровью максимально широкую автономию - шире даже той, которую имеет Гагаузия.
  
  Без особого пафоса и афиширования в СМИ глава молдавского оборонного ведомства Еуджен Стурза совершил визит в Брюссель, пишут 06.02.2019 года "Молдавские Ведомости". В европейской столице Стурза провел целый ряд встреч с высокопоставленными представителями Североатлантического альянса, в частности, Верховным главнокомандующим союзных сил в Европе (SACEUR), генералом Кертисом Скапарротти и постоянным представителем США при западном военном блоке госпожой Кей Бейли Хатчисон.
  
  Как стало известно, европейское турне Стурзы стало возможным по итогам его встречи с послом США в Кишиневе полковником Дереком Дж. Хоганом. Напомним, что последний является офицером американской военной разведки Defense Intelligence Agency и ранее активно занимался военно-дипломатическими проектами североамериканского государства в Пакистане и Афганистане.
  
  Итак, еще в конце января представитель Вашингтона в молдавской столице предложил Стурзе сохранить пост главы оборонного ведомства при выполнении им ряда условий и требований 'старший товарищей'. Получив принципиальное согласие действующего министра обороны, Дж.Хоган связался с кураторами из Пентагона, которые и организовали инструктаж представителями Кишинева в Брюсселе.
  
  По информации пресс-релиза, распространенного молдавским правительством, основной и единственной темой, обсуждаемой в рамках визита Стурзы в столицу Бельгии, было военно-техническое сотрудничество Молдовы с США и НАТО - модернизация систем вооружения молдавской национальной армии. Однако даже сами представители Североатлантического альянса не отрицают того, что основные вопросы, обсуждаемые с главой молдавского оборонного ведомства были несколько иные... В частности, руководитель минобороны Молдовы получил подробные инструкции по 'борьбе с российским влиянием в регионе' (из твиттера постпреда США при НАТО г-жи Хатчинсон) уже после парламентских выборов, намеченных в днестровском регионе на 24 февраля.
  
  Бюро связи НАТО и молдавское оборонное ведомство должны будут провести независимые исследования и доложить руководству альянса риски вступления республики в НАТО: вероятность отделения Гагаузии и Тараклийского района, а также методы борьбы с сепаратистами в Бельцах.
  
  Справка
   3 октября 2007 года в Кишиневе, при поддержке Департамента публичной дипломатии НАТО в Молдавском госуниверситете прошла торжественная церемония открытия Центра информации и документации НАТО.
   В 2008 г. в рамках Управления европейской интеграции и международного сотрудничества Академии Наук был создан Пункт информирования программы НАТО.
   Во исполнение Плана сотрудничества, согласно Постановлению Правительства Молдовы ? 1295 от 13 ноября 2006 г.,
  в 2007-2008 годах в СИБ Молдовы был создан Антитеррористический центр, имеющий одной из своих целей - участие в операциях НАТО.
  
  Что такое нейтралитет на примере постмайданной Украины?
  7 февраля 2019года Верховная рада приняла закон о внесении поправок в Конституцию Украины. В соответствии с ними стратегическим курсом страны названо вступление в НАТО и Евросоюз.Напомним, что проект изменений был внесен президентом Петром Порошенко недавно - в сентябре 2018 года. Парламент в осеннюю сессию оперативно поддержал его в первом чтении и направил в Конституционный Суд. Суд тянуть резину не стал и уже в конце ноября одобрил изменения.
  
   О невмешательстве США во внутреннюю политику Молдовы
  Посол США в РМ Дерек Хоган 6 февраля 2019 года фактически обвинил социалистов в том, что они 'пытаются разделить общество, повысить напряжение, поднимая этно-лингвистические и геополитические вопросы, стремясь отвлечь граждан от насущных проблем', пишут "Молдавские Ведомости".
  Посол США в Молдове Дерек Хоган агитирует за проамериканских участников выборов - Демпартию и ACUM.
  Ушам своим не веришь, слыша, как дипломат, в работе которого ценится, прежде всего, позиция невмешательства, так открыто и бесцеремонно агитирует в чужой стране молодое поколение, настраивая в ходе парламентских выборов избирателей против одной из партий!
  
  Свою речь Хоган произнес во вторник перед студентами факультета международных отношений и публичной администрации Молдавского госуниверситета. Он заявил, что 'Молдова сталкивается с вызовами своей свободе, суверенитету и независимости как изнутри страны, так и из-за рубежа', имея в виду, естественно, на Россию. А намекая на грядущую победу социалистов на выборах, в которой никто не сомневается, оценил ее так: 'Сейчас - не время для шага назад'.
  
  Почему Россия - это путь назад, а США - это путь вперед?
  Уже не удивляет то, что Хоган обещал Молдове поддержку США в случае прихода к власти пророссийских сил. Эта позиция американцев - всегда приходить на помощь - хорошо известна всему миру.
  Только в декабре и 2018 года и в январе в рамках этой 'помощи' по Афганистану, например, было нанесено 10 авиаударов. Погибло более 60 гражданских лиц. Только за неделю было убито 35 афганцев. 24 января в провинции Гильменд погибли 16 человек, на следующий день был нанесен удар по похоронной процессии, скончались еще 13 афганцев. И все это не освещается и не комментируется,пишет Михаил Бородинский.
  
   Дерек Хоган [Крапива Иван Исаевич]
  
  31 января 2019года в Приднестровье повторно прибыла делегация Посольства США в Республике Молдова во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Дереком Хоганом с советником Чарльзом Веттером.
  Во встрече также принял участие глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Виталий Игнатьев.
  Группу дипломатов принял глава ПМР Вадим Красносельский. Это вторая встреча Вадима Красносельского и Дерека Хогана, сообщает пресс-служба ПМР.
  
  Вадим Красносельский отметил конструктивизм реализуемых двусторонних проектов в культурно-образовательном секторе. Он выделил роль Центра американской культуры при Приднестровском государственном университете.
   Справка
   Вызывает особый интерес тот факт, что приднестровские русскоязычные выпускники ПГУ по специальности программист, активно задействованы НПО США в Тирасполе. Они имеют частые командировки в США за счёт американской фирмы. Характер и цель из работы вызывает большие вопросы?
  По словам Дерека Хогана, на данный момент налажен системный диалог с приднестровским МИДом, и он рассчитывает на продолжение активного взаимодействия, сложившегося между посольством США и приднестровской стороной.
  
  Напомним, ранее аналогичные консультации американские представители провели с премьер-министром Молдавии Павлом Филипом. Глава молдавского правительства проинформировал своих партнеров о результатах детальности властей по ряду направлений, стороны также обсудили политико-экономическую ситуацию в республике и регионе.
  
  Дерек Хоган, подтвердив активность позиции США в работе 'Постоянного совещания...', подчеркнул, что американское посольство и Штаты в целом стремятся сделать всё от них зависящее, чтобы способствовать мирному урегулированию молдо-приднестровского конфликта.
  
   Однако несмотря на участие США в переговорном процессе, главной гарантией мирного разрешения приднестровского конфликта является контингент российских миротворцев. Военные РФ обеспечивают спокойствие в регионе с 1992 года.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018