Складывающаяся после президентских выборов 2020 года, внутриполитическая ситуация в Молдавии, ставит на первое место вопрос, может ли новый вооруженный конфликт на Днестре, перерасти в полномасштабную войну между НАТО и Россией?
Обратимся в начале к военной стратегии НАТО на ближайшие 10 лет
Россия регулярно проводит "устрашающие военные операции в непосредственной близости от стран - участниц НАТО" и угрожает их безопасности. Об этом говорится в стратегическом отчете альянса в 2020 году.
"НАТО должно адаптироваться к более требовательной стратегической среде, отмеченной возвращением системного соперничества, настойчиво агрессивной России, подъемом Китая и растущей ролью прорывных технологий", - сказано в документе.
В НАТО также заявили, что "российское правительство стремится к гегемонии над бывшими советскими республиками и подрывает их суверенитет и территориальную целостность, стремясь преградить путь странам", которые хотят присоединиться к НАТО.
В частности, Россия продолжает свою "агрессию" на Украине и в Грузии, считают в организации.
В связи с этим Североатлантический альянс должен укреплять партнерство с этими "уязвимыми демократиями", которые хотят присоединиться к НАТО и "находятся под постоянным внешним и внутренним давлением" со стороны Москвы, говорится в отчете.
"В перспективе до 2030 года Россия, скорее всего, останется главной военной угрозой для Североатлантического альянса", - утверждают авторы отчета.
Однако альянс должен сохранять двусторонний подход к России, который заключается и в сдерживании, и в диалоге. Отвечая на исходящие от Москвы угрозы, блок должен "оставаться открытым к обсуждению мирного сосуществования" и реагировать на "конструктивные изменения" в поведении России, отмечается в документе.
Российский постпред при альянсе Александр Грушко заявил, что НАТО, стремясь таким образом противостоять России, "черпает вдохновение в схемах холодной войны".
Вернемся к истории о существования договорённости о нерасшире́нии НА́ТО в Восто́чную Евро́пу, после умышленного развала СССР Горбачевым, при непосредственном пособничестве со сторон стран НАТО
Вопрос о существовании договорённости о нерасшире́нии НА́ТО в Восто́чную Евро́пу, предположительно достигнутой в каком-то виде в форме ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году, является одним из конфликтных моментов в отношениях России и НАТО.
Российские власти утверждают, что такая договорённость имела место в устной форме и альянс своим расширением её нарушил.
Руководители же альянса утверждают, что такого обещания не давалось и что такое решение могло быть принято только в письменном виде.
Сам экс-президент СССР Михаил Горбачёв высказывался в отношении существования "гарантии нерасширения НАТО на восток" противоречиво, подтверждая её существование в одних интервьюи опровергая в других.
В научном сообществе мнения по поводу существования или отсутствия договорённости о нерасширении также расходятся.
Предложение о нерасширении НАТО в восточном направлении, бывшее одним из способов взятия западными странами инициативы в вопросе объединения Германии и снижения возможности влияния СССР на этот процесс имело своей основой положения речи министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера в Тутцинге, озвученной 31 января 1990 года.
В ней министр, в числе прочего, призвал НАТО недвусмысленно заявить: "что бы ни происходило в странах Варшавского договора, расширения территории НАТО на восток, то есть ближе к границам Советского Союза, не будет".
Выступление Геншера было подготовлено им без согласования с канцлером ФРГ Гельмутом Колем, которому он приходился политическим конкурентом в преддверии приближавшихся парламентских выборов и у которого он стремился "перехватить лавры объединителя Германии", вместе с тем его предложения вызвали интерес в среде руководства западных стран, которое начало рассматривать возможность добиться согласия СССР на объединение Германии в обмен на ограничение расширения НАТО.
2 февраля министр изложил свой план госсекретарю США Джеймсу Бейкеру, а 6 февраля - министру иностранных дел Великобритании Дугласу Гёрду. Геншер пояснил, что предложенное ограничение было бы применимо как для ГДР, так и для восточноевропейских стран.
Через 10 дней после выступления в Тутцинге, Геншер повторил свои слова в беседе с Шеварнадзе: "Нам понятно, что членство в НАТО порождает сложные проблемы. Однако, одно нам ясно: НАТО не будет расширятся на восток".
Ещё через два дня Геншер повторяет утверждение на пресс-конференции с Бейкером в Вашингтоне: "Как я сказал, у НАТО нет намерений по расширению на восток".
9 февраля 1990 года на встрече с министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе Джеймс Бейкер заявлял, что США стремятся к объединённой Германии, которая останется "прочно привязанной к НАТО", обещая вместе с тем "железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут продвигаться на восток"
Позднее в тот же день, на встрече с президентом СССР Михаилом Горбачёвым, он признал что "Советскому Союзу и другим европейским странам важно иметь гарантии того, что если Соединённые Штаты будут сохранять в рамках НАТО своё присутствие в Германии, то не произойдёт распространения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении".
Когда Горбачёв ответил Бейкеру, что "расширение зоны НАТО является неприемлемым", Бейкер согласился с этим.
Глава советского государства в ответ заявил Бейкеру, что "многое в том, что вы сказали, представляется реалистичным" и призвал "думать над этим". Бейкер на состоявшейся в тот же день пресс-конференции в Москве обнародовал получившийся обмен, сказав, что США предложили, для смягчения озабоченностей "тех, кто восточнее Германии", не допустить расширения сил НАТО в восточном направлении и заявил, что объединение Германии, согласно позиции США, вряд ли возможно без "определённых гарантий безопасности" в отношении продвижения сил или юридсикции НАТО на восток.
Позднее, в своём пресс-выпуске от 13 февраля, разосланном в посольства, Госдепартамент США указал, что "госсекретарь дал понять, что США поддерживают объединённую Германию в НАТО но готовы обеспечить, что военное присутствие НАТО не будет расширяться далее на восток"[
Основным вопросом в контексте предполагаемых гарантий нерасширения НАТО на восток является вопрос о том, являются ли заверения февраля 1990 года формой обязательства?
Противники утверждения о договорённости рассматривают заявления 1990 года, как дипломатический манёвр Запада с целью "прощупать" позицию советского руководства и, как позднее выразился Геншер, "помочь ему преодолеть препятствие" к объединению Германии[, а не как обязывающую договорённость.
В этой связи подчёркивается, что Советский Союз "не смог" получить письменных гарантий о нерасширении НАТО, утверждается, что США с ФРГ лишь "кратко намекнули", что таковое "может быть предметом переговоров", что "если отсутствуют юридические обещания о будущем членстве и размерах НАТО, то нет ничего, что могло бы рассматриваться как "нарушенное"".
Сам Михаил Горбачёв в интервью "Российской газете" и её зарубежным приложениям утверждая, что "вопрос о "расширении НАТО" в те годы вообще не обсуждался и не возникал", вместе с тем назвал расширение НАТО на восток "нарушением духа тех заявлений и заверений, которые нам давались в 1990 году"[
В связи с вопросом о существовании договорённости поднимается и проблема субъекта, который имел право давать гарантии от имени НАТО. Руководство самого альянса в своих заявлениях подчёркивает, что такое решение могло быть принято только путём консенсуса всех стран-членов блока (то есть не в форме "единоличной "гарантии"" кого-либо).
Мэри-Элис Шарот пишет, что советское руководство "можно простить" за то, что оно исходило из "руководящих позиций" США и ФРГ в альянсе и что таковой их характер подтверждается рядом документальных свидетельств; Горбачёв, следовательно, имел "разумные основания" полагать, что если доверенный представитель США делает заявления о будущем НАТО, повторённые в скором времени и главой западногерманского государства, то эти заявления имеют вес. Отмечая, что решения США, СССР и Западной Германии о будущем альянса потребовали бы согласия самого альянса, она вместе с тем пишет, что "в политическом климате 1990 года обеспечить таковое было бы возможно". Шифринсон также пишет, что с учётом "доминирования США в НАТО и их гипертрофированного влияния на объединение Германии" понимание американской политической линии того времени является ключевым в вопросе о существовании договорённостей о не расширении НАТО.
Общий вывод из вышеперечисленного такой, что с учётом "доминирования США в НАТО Горбачева просто обманули.
Россия, ставшая правопреемник СССР, оказалось перед юридическим фактом, на который ссылаются США и НАТО, при выстраивании военной доктрины НАТО в современных условиях.
О военной стратегии построения обороны в СССР до 1990 года
В соответствии с планом верховного командования, построение обороны СССР осуществлялось на западном стратегическом на правлении по трем оборонительным рубежам.
Первый оборонительный рубеж проходил по странам Варшавского договора, где были сосредоточены военные группировки постоянной готовности в ГСВГ и ЮГВ.
Второй оборонительный рубеж проходил по республикам бывшего СССР Белоруской ССР. Украинской ССР и Молдавской СССР, где были сосредоточены военные группировки сокращенного состава и подразделения постоянной готовности.
Третий оборонительный рубеж проходил по западной окраине России и части восточной Украины.
С уничтожением СССР, противостояние НАТО не исчезло, а приобрело более агрессивный и настойчивый характер гегемонии во главе с США, с учетом ослабленных возможностей России выразившихся в потере военно-технических и людских ресурсов.
Россия в ускоренном плане была вынуждена осуществить реорганизацию, перевооружение российской армии и переформирование военных округов.
Помимо этого по инициативе России в замен Варшавского договора (Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г.) в мае 1992 года ряд новых независимых стран - бывших республик СССР создали и подписали "Договор о коллективной безопасности". Сегодня в его состав входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
О попытке примириться
7 мая 1954-го, Москва официально предложила принять Советский Союз в НАТО. Однако эту инициативу отвергли.
Организация Североатлантического договора, основанная в апреле 1949-го 12 странами, создавалась как средство коллективной самообороны против возможного агрессора, в первую очередь СССР. Советское руководство пыталось противодействовать расширению альянса. Так, используя экономические и дипломатические методы, Москве удалось уговорить не вступать в НАТО Швецию, Норвегию и Финляндию.
В Советском Союзе НАТО считали не оборонительным союзом, а агрессивным. СССР был единственной страной антигитлеровской коалиции вне НАТО. Москва настаивала на том, что блок может стать оборонительным, только приняв в свои ряды Советский Союз. В марте 1954-го из Кремля отправили официальную заявку на вступление в альянс.
"В этом случае Организация Североатлантического договора перестала бы быть закрытым военным объединением государств, - говорилось в документе. - Она была бы открыта для других европейских стран, что вместе с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе стало бы важным подспорьем для укрепления всеобщего мира. Советское правительство полагает, что решение возникающих в этой связи вопросов может быть достигнуто к удовлетворению всех заинтересованных стран и поможет в установлении более прочного мира и высокой безопасности для всех народов".
Через полтора месяца, 7 мая 1954-го, был опубликован официальный отказ со следующей формулировкой: "Участники организации объединили средства обороны, чтобы коллективно гарантировать безопасность, которую они не могли обеспечить индивидуально перед лицом военного превосходства Советского Союза, достигнутого им в Европе начиная с 1945 года, и направленной на Запад экспансии политической, экономической и военной систем, подчиненных его единоличному контролю. Организация Североатлантического договора носит исключительно оборонительный характер".
Подчеркивалось, что страны НАТО обмениваются информацией свободно и в полной мере, а все решения принимаются единогласно. Советский Союз в качестве участника альянса смог бы наложить вето на любое решение, что ставило бы под угрозу совместную систему обороны.
О политике НАТО на территории постсоветских стран
Несмотря на прекращение существования СССР и Организации Варшавского Договора (ОВД) военно-политический блок НАТО, возглавляемый Соединенными Штатами, продолжил свое существование. Хотя, как известно, основная цель НАТО виделась в отражении агрессии со стороны СССР-ОВД, поэтому было бы логично предположить, что после ликвидации потенциального противника эта организация также теряет всякий смысл своего существования. Однако на деле оказалось иначе.
В период с 1952-2014 гг. НАТО прошло шесть этапов расширения. На четвертом, пятом и шестом к сотрудничеству были привлечены бывшие союзные республики, а также государства-члены бывшего ОВД.
Невзирая на договоренности с Советским Союзом о непродвижении НАТО на Восток, при условии если СССР не будет против вступления объединенной Германии в состав Североатлантического Альянса (9 мая 1955г.), НАТО наоборот стала наращивать свой военно-технический потенциал.
В марте 1999 г. в состав Альянса вошло три страны-участницы бывшей Организации Варшавского Договора - Польша, Венгрия и Чехословакия. После отказа Югославии войти в НАТО, невзирая на Устав ООН, Североатлантический Альянс начал военные действия по отношению к ней.
В 2004 году были присоединены еще большее количество бывших союзных республик: Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Словения, Словакия и Румыния. Летом 2008 г. к НАТО были присоединены Албания и Хорватия.
Таким образом, военно-политический блок НАТО стал одним из основных механизмов обеспечения безопасности в Европе при уменьшении влияния на региональном уровне ОБСЕ, а на международном - ООН.Кроме того, расширение НАТО на восток и размещение военных баз на территории постсоветских стран, находящихся вблизи российских границ представляют серьезную угрозу национальной безопасности России, что негативно может сказаться на стабильности международной обстановки. По мнению ряда российский экспертов, "расширение НАТО на восток привело к изменению соотношения сил в пользу Альянса на европейском театре военных действий".
Вскоре НАТО объявила зоной своих стратегических интересов всё постсоветское пространство и начала продвигаться на Восток, заключая с ближайшими соседями России двусторонние соглашения. Процесс расширения НАТО на Восток затрагивает пять стран Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Таджикистан, а также страны Восточной Европы и Закавказья: Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан.
Эти страны создадут сплошную линию вдоль границ России, и сыграют тем самым, роль "кольца Анаконды", когда Прибалтийские страны ограничивают доступ к Балтийскому морю, Грузия к Черному, сухопутное западное направление зависит от Молдавии и Украины.
При этом, подчеркивалась необходимость установления прямых контактов с постсоветскими государствами без участия России. Вступление в НАТО стран СНГ означает для России отказ от импорта в эти страны российского вооружения и военной техники и, кроме того, представит угрозу безопасности России в связи с приближением американских войск к российским границам в связи с тем, что НАТО сможет оперативно развертывать военные группировки в любом направлении. Кроме того, сегодня нет ни единого военно-политического блока, способного противостоять НАТО-США, чувствуя свою безнаказанность, они нарушают международное право, не считаются с СБ ООН, т.е. практически ничем не ограничены в своих действиях.
Для привлечения новых независимых государств к сотрудничеству с Альянсом был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), а уже в 1994 году стала реализовываться программа "Партнерство ради мира" (ПРМ), к которой присоединились практически все государства бывшего СССР, кроме Таджикистана, подписывались двусторонние соглашения.
Программа ПРМ по сути является первой ступенью для вступления в НАТО. Цель данной программы - военное сотрудничество новых независимых государств с НАТО по таким направлениям как: борьба против терроризма, нераспространения ОМУ, кризисное урегулирование, контроль над вооружениями, противоракетная оборона, спасение на море, проведение военных реформ.
Позже в 1997 г. был учрежден Совет Евроатлантического Партнерства (СЕАП), участниками которого стали также постсоветские страны.
Активное сотрудничество Азербайджана, Грузии и Украины с НАТО в военной сфере предусматривает, что в дальнейшем они станут полноправными членами Североатлантического Альянса. Но если Грузия и Украина целиком и полностью попали под влияние США, то Азербайджан еще не определился со своим выбором. Поэтому в 2003 г. "Азербайджан был включен в зону ответственности американского командования в Европе". Кроме того, США активно развивают союзничество с Казахстаном. Хотя в Казахстане нет пока военных баз НАТО, тем не менее есть договоренность об использовании воздушного пространства войсками НАТО в Афганистане.
Таблица 1. Военное и военно-техническое сотрудничество США со странами Центральной Азии:
Узбекистан подготовка офицерских кадров Узбекистана в ведущих военно-образовательных учреждениях США;
сотрудничество в сфере безопасности (охрана границ, противодействие терроризму);
подключение Узбекистана к программам Зарубежное военное финансирование (Foreign Military Financing) и Передача излишков вооружений (Excess Defense Articles);
транзит невоенных грузов США в Афганистан;
построение американского тренировочного лагеря в г. Турсунзаде (60 км от Душанбе);
Туркмения сотрудничество в сфере топливных поставок и тылового обеспечения коалиционных войск в Афганистане;
сотрудничество в области борьбы с терроризмом и наркотрафиком;
планы по размещению американской военной базы в городе Мары на юге Туркмении;
Киргизия строительство тренировочного центра на юге Кыргызстана;
использование инфраструктуры аэропорта Манас для транзита грузов и личного состава Пентагона в Афганистан;
строительство Объединенного учебного центра на базе войсковой части в поселке Кой-Таш;
строительство антитеррористического учебного центра в Баткенской области;
строительство военного госпиталя в селе Беш-Кунгей;
строительство учебного комплекса для отряда сил спецназа "Скорпион" в г. Токмак;
Таджикистан подписано свыше 30 документов в сфере военно-технического сотрудничества, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;
оказание военно-технической помощи в различных областях сотрудничества;
вступление в Программу экспортного контроля и безопасности границ;
присоединение к программе НАТО "Партнерство ради мира" (в список частей и подразделений, готовых к участию в операциях и учениях НАТО вошли: пехотный взвод, группа офицеров штаба и группа военных врачей);
организация обучающих курсов для сотрудников правоохранительных органов;
участие РТ в курсах по тактическому и оперативному гражданско-военному сотрудничеству;
Казахстан переоснащение системы ПВО на "американский лад";
размещение ПРО в казахстанской акватории Каспия;
переоснащение военной системы Казахстана (поставка компьютеров, планы по замене российских зенитно-ракетных комплексов на американские);
установление военного контроля над пространством Каспия.
Такое повышенное внимание США к странам Центральной Азии в первую очередь, обусловлено:
А) геополитическим положением:
- при условии развитой транспортной инфраструктуры, регион может соединять ключевые мировые регионы;
- играет важную роль в борьбе с международным терроризмом и распространением наркотиков, прежде всего поступающих из Афганистана;
- позволяет создавать маршруты газо-и нефтепроводов в обход России;
Б) наличием полезных ископаемых:
- энергетические ресурсы.
Что же касается сотрудничества России-НАТО, то 27 мая 1997 года в Париже был подписан "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора".
Для российской стороны этот акт не играл какой-то особой роли: стороны заявляли, что они не рассматривают друг друга в качестве противников, общая цель выражается в "преодолении остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия, и сотрудничества"[ . Кроме того, Россия не может применить право вето в случае несогласия с позицией НАТО (в рамках Совета Россия-НАТО). А вот для НАТО Акт был крайне важен по ряду причин:
1. в документе отражается, что "НАТО расширила и будет расширять свои политические функции...она будет развивать и далее широкое и динамичное сотрудничество с государствами-участниками ОБСЕ, в частности, через "Партнерство ради мира", т.е. официально заявляется о планах продвижения Альянса на Восток;
2. подписав этот Акт, Россия соглашается не только с включением в НАТО стран Восточной Европы, но и стран СНГ;
3. акт лег в основу укрепления позиций сторонников расширения НАТО внутри самого Альянса;
4. Россия "подала пример" постсоветским странам о заключении двусторонних соглашений с НАТО (в т. ч. и после подписания в 1994 г. программы НАТО "Партнерство ради мира");
5. НАТО позиционируется после подписания соглашения как единственный механизм, способный обеспечить безопасность в Европе.
Проблема продвижения НАТО к границам России на современном этапе
На сегодняшний день в зону ответственности США-НАТО входят все постсоветские страны. Однако, политика Запада и России по отношению к странам СНГ существенным образом отличается. Если Россия, как полагают российские военные эксперты, "стремится удержаться в бывших советских республиках, создать возможности для их политической, экономической и военной интеграции, то США преследуют стратегическую цель вытеснения России с постсоветских "окраин" и предотвращения их сплочения вокруг Москвы".
Российские исследователи справедливо замечают, что "российская геополитика является пассивной, в то время как США, НАТО и европейский союз целенаправленно реализуют здесь свои политические интересы".
Бжезинский, в свою очередь разработал концепцию "двух путей" расширения НАТО на Восток. По его замыслу, в НАТО следовало привлечь не только все страны бывшего СССР, но и саму Россию "для оказания помощи в создании новой трансконтинентальной системы коллективной безопасности", что явилось бы гораздо более масштабным проектом, чем даже "расширенная НАТО". Важным шагом к созданию этой системы было бы подписание договора о глобальной безопасности НАТО-России. "Расширенный Запад, объединяемый общей территорией и общими принципами, будет лучше справляться с намечавшейся в некоторых частях Евразии склонностью к религиозной нетерпимости, политическому фанатизму или растущему воинствующему национализму, предлагая более заманчивые экономические и политические альтернативы". Бжезинский в своей концепции выдвинул идею, что если бы США приняли концепцию расширения НАТО и одновременно предложили бы России быть также вовлеченной в этот процесс расширения, то российско-американские отношения могли бы быть гораздо теплее. Эти "упущенные возможности" привели, по словам Бжезинского, к недоверию российского руководства не только к США, но и к НАТО в целом.
Профессор Оксфордского университета и сотрудник Женевского центра политики безопасности С. Макфарлейн в своей работе "Соединенные Штаты и регионализм в Центральной Азии" пишет, что "Интервенционистская политика государств (в частности США по отношению к постсоветским странам) может подтолкнуть региональные страны к созданию системы коллективной обороны. Государства, не принадлежащие к региону, могут поощрять создание систем кооперации, преследуя либо свои собственные интересы в регионе, либо пытаясь создать противовес растущему влиянию другой державы". Иными словами, если соединить эти два взгляда Бжезинского и Макфарлейна, то получится, что Россия могла бы и не создавать Организацию Договора о коллективной безопасности и стремиться к интеграции со странами бывшего СССР, так как была бы полностью убеждена, что уже интегрирована в систему общей безопасности. Однако, принимая во внимания слова З. Бжезинского, что "Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией", можно сделать вывод, что в этой "новой трансконтинентальной системе коллективной безопасности" Россия вряд ли бы играла одну из ключевых ролей в принятии каких-либо решений.
О политике НАТО на территории Украины
Тема сотрудничества с НАТО каждый год звучала в Верховной Раде при всех президентах, достигая порой симфонического звучания. Брюссель, как подобает профессиональному пикаперу, ухаживал и вселял надежды, что Киев ждут в любой момент.
В 1997-м в Мадриде подписана "Хартия об особом партнёрстве". В Киеве открылся Центр информации и документации НАТО. В ноябре 1998-го Кучма подписал "Программу сотрудничества Украины с НАТО" и Украина от авансов перешла к близости: в апреле 1999-го, в Киеве открылось посольство НАТО. А в июне того же года Украина поддержала операцию блока на Балканах, закрыв своё воздушное пространство для российских самолётов, летевших в Приштину. В 2000-м, впервые в истории НАТО, ежегодная встреча Североатлантического совета прошла за пределами альянса, в Киеве. А еще в 1999-м и 2002-м Кучма организовал два двусторонних саммита "Украина-НАТО". Это было не особое стремление второго президента. Это была цена, уплаченная за то, чтобы США погасили скандал вокруг него в связи с исчезновением журналиста Гонгадзе, публикацией пленок Мельниченко и "кольчужного дела".
В 2002-м Кучма заключает "Индивидуальный план партнёрства с НАТО". Это была бижутерия, но СМИ выдали его за обручальное кольцо. Как видите, запад крепко держал незадачливого Леонида Даниловича за чресла. Получив от него желаемое, он стал не нужен. И под ритмы "оранжевого майдана" в кабинет Кучмы вошел Ющенко. При нем сотрудничество с НАТО приобрело формат "Ускоренного диалога", якобы первый шаг на пути вхождения в альянс. Но это была легенда, и все это понимали. Поэтому в 2008-м Ющенко, Тимошенко и Яценюк пишут письмо с просьбой записать Украину в "План действий по членству в НАТО". Это была реальная очередь в блок, однако Киев получил отказ. Потому как планов принимать Украину у Брюсселя никогда не было. Крушение иллюзий привело к тому, что Янукович вернул Украине внеблоковый статус и заморозил сотрудничество с альянсом. Последняя практическая мера во исполнение плана действий Украина-НАТО: в 2013 году был отменен призыв в ВСУ. По причине дремучести в феврале 2014-го это поставили злосчастному четвертому президенту в вину по статье "государственная измена".
Вычеркнув Януковича, США получают всю Украину, без Крыма и части Донбасса. Это было досадно, но все равно богатая добыча. Порошенко отменил внеблоковый статус, а в 2019-м вступление в НАТО было записано в Конституцию. Согласившись жить гражданским браком, без росписи и венчания, Украина очутилась в роли то ли наложницы, то ли любовницы. С тех пор власти делают все, чтобы их не бросили. Ради этого могли бы даже пригласить войска США или НАТО. Но Вашингтон рекомендовал не делать этого. Впрочем, совместное хозяйство росло и ширилось. Кроме Яворовского полигона, на котором ежегодно проводятся совместные учения, Киев приглашает как можно больше иностранных советников, кураторов и военных к себе. Они пребывают во всех штабах и базах, им показывают все - секретов нет, всё можно. По "Плану действий" с 2002 года разрабатываются ежегодные, календарные планы мероприятий. Но это не заслуга Порошенко. С 2004 года (при Кучме) действует закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины.
В 2014 году был реализован проект 2009 года по созданию первого реального подразделения как в НАТО, со штабом во Львове - "Литполукрбриг". Бригада из трех полков, один украинский, из полутора тысяч солдат и офицеров. Он совместный с Литвой и Польшей, но командир украинец, Дмитрий Братишко. Это маркер более глубокого сотрудничества в виде секретного плана поддержки Украины принятого после саммита НАТО в Ньюпорте. Но что-то пошло не так, и штаб Литполукрбрига разместился в Люблине. Несет службу с января 2016 года, начиная с учений Brave Band. Обучают инструкторы армии США. Кроме них военные НАТО проводят ежегодные тренинги в самых разных сферах. Это морские Sea Breeze - последние состоялись в июле 2019-го в северо-западной части Черного моря, Николаевской, Херсонской и Одесской областях. С этого года они включают в себя действия и на реках. Rapid Trident - в Западной Украине. В этом году впервые тренировки шли с применением боевого оружия и боевых стрельб. Крупнейшие сухопутные маневры в восточной Европе. Breaking defence - последние прошли и июле 2019-го, уже при Зеленском.
Сегодня военные США и НАТО - часть городского ландшафта Украины. Их везде пускают, им можно все. Киев предпочел бы, чтобы они взяли на себя оборону Украины, а лучше всего напали на Россию. Это не шутка, об этом круглосуточно вещают все эксперты, в том числе официальные, во всех СМИ и социальных сетях. Речь о базах не идет. Власти разрешили бы это сделать вчера, но сожитель не имеет планов женитьбы. Боясь остаться брошенной с детьми от Сороса, власть привлекает военных НАТО и США любыми путями. Американцы инспектируют даже плотины и мосты, модернизируют несколько украинских военно-морских баз, в Очакове и Николаеве. И вот здесь очень важно расшифровать то, что по программе Нанна-Лугара называлось охраной ядерных объектов. С 1992 года американские спецы курируют атомные станции, склады радиоактивных отходов (на которых зарабатывает все тот же Bechtel), военные арсеналы и абсолютно всю инфраструктуру, связанную с ядеркой. Но самое главное, что этот протекторат закреплен не Порошенко и Ко. А Ющенко, в 2008 году, в Бухаресте.
У НАТО свои планы. Они предполагают в первую очередь глубокую военную разведку обо всем происходящем в сфере энергетики. Отсюда растут щупальца политконсультаций со страной-сожительницей, насаждение кураторов, консультантов, бизнесменов, тренеров и всех видов агентуры. Для надежности в эту сферу включены вопросы физической защиты объектов - это уже реальные военные. От Киева требуется полная прозрачность и безотказность. И в 2017 году на Украине провели первые учения по противодействию "агрессорам" (ясно, каким). Пока что - командно-штабные. Проваливаясь с позором на выборах в полную неизвестность, Порошенко продолжал помогать западным партнерам записывая в соцсетях обращения к Зеленскому, который с ним не общался, с рекомендациями, как правильно служить НАТО и США. Пятый президент дает советы шестому до сих пор, несмотря на то, что на него заведено более десятка уголовных дел и арест - дело ближайших месяцев. Преданность Западу граничит с героизмом.
Зеленский же и так следует в русле Порошенко. Все упомянутые учения проведены уже при нем, намерения членства в НАТО Зеленский подтвердил, Брюссель сразу после избрания посетил. Пресловутые "Джавелины" на территории Украины охраняют американские морпехи. Слухи о размещении военных объектов США и НАТО в Сумах, Шостке, Харькове и Мариуполе не прекратились. Буферному государству, очевидно, быть. Но Брюссель все равно не женится. Зачем?
Случись самое худшее, буфер превратится в пыль первым.
О политике НАТО на территории Республики Беларусь
Политический режим в Белоруссии должен уважать право граждан на мирные протесты. Об этом, 27 августа2020 г., заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Напомним, в Белоруссии продолжают проходить акции протеста против результатов президентских выборов 9 августа. На них, согласно официальным данным, победил Александр Лукашенко.
Страны ЕС, США и НАТО осудили практику силовых разгонов протестующих в Белоруссии, при этом имеет место тактика двойных стандартов, практика силовых разгонов протестующих с несанкционированных митингов, характерна как для США, где настоящее время так и не определились кто Президент, так и для стран Европы Польши и Франции.
2 декабря 2020г. президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил серьезную обеспокоенность в связи с наращиванием военного присутствия США и Североатлантического альянса у западных границ Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
"Мир в очередной раз стоит на пороге развязывания неконтролируемой гонки вооружений. Обостряются самые опасные явления, а именно военное противостояние между мировыми центрами силы... Серьезную обеспокоенность вызывает наращивание военного присутствия США и НАТО у западных границ ОДКБ", - заявил Лукашенко,
Он пояснил, что в первую очередь речь идет о размещении дополнительного американского контингента в Польше и ее планах по созданию новых объектов военной инфраструктуры. "Мы отчетливо видим увеличение системных мероприятий военного характера на территории этой страны и в государствах Балтии", - сказал Лукашенко.
По его словам, вместе с тем под прицелом военной активности находятся не только национальные интересы Белоруссии. "В данном контексте следует рассматривать и заявления НАТО о разработке некоей новой стратегической концепции. Полагаю, уже всем ясно, против кого и чего она будет направлена", - сказал белорусский лидер.
Лукашенко подчеркнул, что Белоруссия в этом году испытывает на себе откровенное вмешательство во внутренние дела, в том числе через провоцирование гражданского недовольства. По словам белорусского лидера, силы извне предлагают поменять власть, законы и социальные ориентиры.
Президент Белоруссии отметил, что стране угрожают санкциями, разрушением экономики и инфраструктуры, изменением морально-нравственных основ общества.
"Особенно обращает на себя внимание буквально оголтелое поведение Польши и стран Балтии против Беларуси. Причем мы отчетливо видим, что их действия обеспечивают реализацию собственных интересов и направлены на повышение своей значимости в Евросоюзе. И я хочу, чтобы о недостойном и бессовестном поведении политиков услышали простые люди этих соседних с нами стран", - заявил Лукашенко.
О политике НАТО на территории Молдавии
Президентские выборы, которые состоялись в Молдове в воскресенье, фактически разделили страну и её граждан. Несмотря на победу Майи Санду, это ещё не конец политическим баталиям. Так как реальные рычаги власти не у президента, а у правительства и парламента. Кроме того, после выборов разделение людей, поддерживающих правых и левых, стало ещё более разительным, - такое мнение высказал эксперт в области политики Игорь Боцан.
В части честности прошедших президентских выборов в Молдове, то их нельзя назвать честными и демократичными. Имели место подкуп избирателей как в селе Варница находящегося под юрисдикцией Молдовы, так и за рубежом, а также противоправные действия группы лиц, не допускавших граждан Молдовы к голосованию.
На пример по данным свидетелей, лиц участвовавших в голосовании стоимость голоса отданного за Санду на Варнице оценивалась в 400 молдавских лей, за Додона 200 приднестровских рублей. Вопрос кто и с какой целью финансировал?
18 ноября 2020 года избранный на не принявший должность и присягу на верность Молдове президент Майя Санду провела встречу с послом США в Молдове Дереком Хоганом, на которой они обсудили текущую ситуацию в Молдове.
После встречи с послом США в Молдове Дереком Хоганом 20 ноября 2020 года глава проевропейской Партии действия и солидарности Майя Санду, победившая на выборах президента Молдавии, выступила за вывод российских миротворцев в рамках урегулирования в Приднестровье. Об этом она заявила в интервью украинскому изданию "Европейская правда".
Урегулирование ситуации в Приднестровье должно предусматривать полный вывод российских миротворцев из региона, отметила она.
"Я выступаю против федерализации Молдавии, я не поддерживаю варианты, которые предлагал Додон (предыдущий президент Молдавии. - Ред.) с его партией. Потому что они хоть и не давали четких предложений, но говорили о федерализации. Уверена, что мы найдем формат решения конфликта. И он должен включать полный вывод российских войск с территории Молдавии", - сказала Санду.
При этом политик констатировала, что формат урегулирования еще не найден.
30.11.2020 Оперативная группа российских военных должна быть выведена с территории Приднестровья. Об этом на пресс-конференции в понедельник, 30 ноября, заявила избранный президент Молдавии Майя Санду.
"Когда мы говорим о российском присутствии, есть два аспекта. Первый - это оперативная группа Вооруженных сил. В отношении этой оперативной группы не было согласия Республики Молдова. Позиция государства заключается в том, что эти войска должны быть выведены, как и боеприпасы, которые, по словам российской стороны, охраняются", - приводит слова Санду портал Jurnal.md.
По ее словам, в Приднестровье давно нет опасности военных действий. В связи с этим Санду настаивает на том, чтобы сделать миротворческую миссию гражданской - под эгидой ОБСЕ.
Особый интерес вызывает факт повышенной активности в данный момент американского посла.
Посол США Дерек Хоган в понедельник представил военного советника-эксперта из США афроамериканку Карен Бонаби, де-факто навязал американского куратора Министру обороны Молдовы Виктору Гайчуку.
Как пишут СМИ американская сторона считает, что опыт американского специалиста призван повысить эффективность оборонной структуры в рамках программы "Партнерство ради мира", указанного выше в разделе "О политике НАТО на территории постсоветских стран".
Запрос о назначении американского эксперта в Департаменте трансформации был подан бывшим советником экс-премьера Влада Филата, также и экс-премьера Юрия Лянкэ, Министром обороны Молдавии Евгением Стурза в 2018 году, поясняют в Министрестве обороны Молдовы в связы с возникшими впросами у граждан страны.
Справка:
Еуджен Стурза был назначен министром обороны во вторник, 24 октября, в результате подписания соответствующего указа председателем парламента Андрианом Канду, который для этого временно исполнил обязанности главы государства. Министр обороны Молдавии с 24 октября 2017 по 8 июня 2019 года.
Американский эксперт не является сотрудником министерства обороны Молдовы пояснят в министерекстве. Командировку эксперта в Управлении трансформации министерства обороны полностью финансируется правительством США.
Американский эксперт будет работать с должностными лицами Управления трансформации для оказания помощи (экспертизы) в проведении мероприятий в рамках программы 'Партнерство во имя мира' и других программ помощи, финансируемых США.
Карен Бонаби поделится своим мнением об эффективной реализации совместных программ и проектов, направленных на укрепление сотрудничества между Республикой Молдова и США в оборонном сегменте', - говорится в сообщении министерства обороны.
'Республика Молдова является нейтральным государством, и назначение эксперта Карен Бонаби на эту должность не противоречит статусу нейтралитета, предусмотренному Конституцией Республики Молдова, и не представляет собой вмешательство во внутреннюю деятельность Национальной Армии.
Управление трансформации предположительно имеет цель, подготовить Национальную армию Молдовы, для последующего вхождения в состов военного контингента НАТО и направлено как констатируют в военном ведомстве, на укрепление сотрудничества между Республикой Молдова и США в оборонном сегменте.
В интервью Санду на провокационные вопросы Гордона обиняет Игоря Додона во лжи и коррупции в Молдове после изгнания Плахотнюка, также характеризует его как слабого руководителя.
Санду утверждает, что Додон потерял доверие в России. Не поддерживал связи с Киевом после майдана, США и Румынией.
Санду, мы будем и дальше требовать вывода российских войск из Молдовы. Санду, также обвиняет Приднестровье в контрабанде в частности при использовании российского газа. Для нас не приемлема федерализация Молдовы так как это дало бы Приднестровью права во внешней и внутренней политике Молдавии,- заявила Санду.
Действующий президент Молдовы Игорь Додон остро отреагировал на заявление избранного президента Майи Санду о выводе миротворцев России из Приднестровья и выразил надежду, что Россия и в дальнейшем будет помогать молдавскому народу. Об этом Додон заявил в интервью телеканалу. НТВ Молдова. Последние заявления Майи Санду по поводу Приднестровья Игорь Додон считает серьёзной ошибкой.
- Учитывая предвыборные заявления Санду о евроатлантической солидарности, когда Молдавия может начать процесс вступления в НАТО? Пойдет ли НАТО на это?
Реализовывать прозападный курс Санду сможет только тогда, когда пройдут парламентские выборы, и она получит вместе с партнерами большинство в парламенте. Президент в Молдове не возглавляет исполнительную власть, и поэтому пока пост президента не дополнен составом правительства, реализовывать некий курс будет достаточно сложно.
О ситуации в Приднестровье
Глава Приднестровья Вадим Красносельский отреагировал на призывы избранного президента Молдавии Майи Санду вывести российских миротворцев из непризнанной республики и заменить их наблюдателями ОБСЕ. По словам политика, который дал 02.12.2020 г. интервью "Парламентской газете", в Кишиневе снова искусственно раздувают проблему.
В Тирасполе уверены, что подобные заявления безответственны, поскольку уводят стороны от реального диалога и носят явно предвзятый характер. Между тем никаких правовых оснований для изменения формата миротворческой миссии и вывода оперативной группы российских войск по-прежнему нет.
Возможен ли военный конфликт вокруг Приднестровья?
"Обстановка складывалась не без проблем и в целом была неспокойна", - заявил Президент РФ Владимир Путин на саммите ОДКБ 02.12.2020 г.
Владимир Путин: "Имею в виду вспыхнувший в сентябре вооруженный конфликт в районе Нагорного Карабаха с участием государства-члена ОДКБ, а также послевыборные события в Белоруссии, которая столкнулась с беспрецедентным давлением из вне, и внутриполитическую ситуацию в Киргизии тоже имею в виду".
Когда Санду возьмется за устранение "фактора дестабилизации", как она называла присутствие российских миротворцев в Приднестровье?
- Думаю, этим она будет заниматься все время. Она не может сама убрать российских миротворцев. Но будет всячески стараться затруднить их работу и говорить о необходимости завершения их миссии. Это для нее и ее западных спонсоров - вопрос номер один. Они понимают, что это действительно важный момент для России и рычаг ее сдерживания. Но пока она ничего не может с ним сделать,- ответил эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
- Пойдет ли Санду на военное решение приднестровской проблемы?
- Думаю, от нее это не зависит. Это зависит от Запада. На мой взгляд, сейчас этот вопрос очень рано ставить. Никакой конкретики быть не может, и никто, собственно говоря, не собирается сейчас ставить этот вопрос.
Для Санду и ее политических спонсоров важно создать реальные инструменты сдерживания России и давления на Россию. Что касается военного решения приднестровской проблемы, его актуальность еще не наступила ни для Санду, потому что она только президент без исполнительной власти, ни для Запада, который будет присматриваться к ситуации,- констатировал факт Владимир Брутер
О свадьбе 'Фигаро'
Возможен ли счастливый 'брак' женатого Вадима Красносельского представляющего Приднестровье и никогда не бывшей замужней 48 летней гражданки Румынии домны Санду, представляющей часть правобережной Молдавии без Гагаузии, которая ненавидит 'жениха', а её саму лихорадит и трясёт с 1990 года?
Последний кандидат в президенты от избирательного блока Unirea Дорин Киртоакэ перед зданием парламента заявил, что одна из главных целей его программы - объединение с Румынией. Этому, по мнению бывшего мэра, могут помешать жители Гагаузии и Приднестровья, которых он охарактеризовал как 'сепаратистов'. Жители этих регионов и другие русскоязычные граждане страны, по мнению Киртоакэ, планируют подделать результаты выборов главы государства. Додон с помощью России, 'сепаратистов' из Приднестровья, Гагаузии, а также своих людей в северных и южных районах намерен все сфальсифицировать. 'Они хотят украсть у нас голоса, но мы должны им помешать',- заявляет Киртоакэ.
'Мы должны провести общенациональный референдум, - заявил он в эфире общественного телеканала 'Молдова-1'. - Народ должен решить, имеют ли гагаузы право на автономию. Мы их слишком избаловали. У них государство в государстве. Им дали то, чего они не заслуживали'.
Свою неприязнь к автономии выразила и Санду, будучи в должности министра образования. Она потребовала через суд отменить закон Гагаузии 'Об образовании'. На заседаниях правительств Филата, Лянкэ и Габурича она также голосовала за отмену политических полномочий и намеренное снижение административного потенциала автономии путем закрытия в Комрате офисов правительственных служб и агентств, в результате чего власти региона столкнулись с невозможностью регулировать самые рядовые вопросы, в том числе касающиеся изучения гагаузского языка, развития и поддержки образовательного процесса.
Ранее 20 октября 2020 года, директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин сообщил, что Госдепартамент США предписал американскому посольству в Кишиневе настраивать оппозицию на организацию массовых протестных акций в случае переизбрания на должность президента Молдавии Игоря Додона.
'В воскресенье, 6 декабря 2020 года, на площадь Великого Национального Собрания мы придём, чтобы сказать ворам, что их время прошло. Они уже не могут уйти красиво. Они могут уйти только позорно, потому что все воевавшие против собственного народа были изгнаны', - также сказала Майя Санду.
Санду также заявила, что сегодня будут поданы апелляции в Конституционный суд и запрос об отмене антинародных законов.
Что произошло до этого?
Утром 3 декабря у здания парламента собралось около тысячи человек, пришедших по призыву Майи Санду протестовать против инициативы социалистов вывести Службу информации и безопасности (СИБ) из подчинения президента. Пока перед зданием парламента протестующие кричали 'Позор!' и 'Долой!', в зале заседаний тоже бушевали страсти.
Депутаты от PAS и DA, которых поддержали демократы, потребовали убрать из повестки проекты госбюджета и налогово-бюджетной политики, заявив, что эти проекты антинародные. Оппозиция заблокировала трибуну, а затем и проход к ней, не давая главе минфина представить проекты, устроили на заседании хаос, сломали микрофоны и мониторы в президиуме, облили водой депутатов. Между депутатами от оппозиции и социалистами завязалась потасовка.
Поясним, 3 декабря ближе к вечеру, на пленарном заседании депутаты от партий ПСРМ, ШОР и Pentru Moldova приняли ряд резонансных законопроектов. В частности, принят в окончательном чтении закон, согласно которому Служба информации и безопасности (СИБ) переходит из подчинения Президента в подчинение Парламенту, а республиканский стадион возвращен в собственность государства. Закон от 2018 года, подразумевавший передать территорию стадиона Посольству США, аннулирован.
Кроме того, в первом чтении депутаты утвердили:
Проект поправок в Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах, отменяющий запрет на ретрансляцию в Молдове российских новостей и информационно-аналитических программ.
Пакет законодательных поправок, касающихся статуса Гагаузии.
Законопроект, обязывающий производителей лекарств печатать инструкции к ним и на государственном, и на русском языках.
Проекты налогово-бюджетной политики, государственного бюджета и бюджета социального страхования.
Принятие законов, в частности о статусе русского языка и возобновлении фунуционирования российских СМИ в Молдове, вызвало бурю гнева у унионистов и комбатантов.
После данного заседания действующий президент Молдавии Игорь Додон выступил с обращением к гражданам
Уважаемые граждане, печально для страны, когда политические перемены предполагают не больше порядка и эффективности управления, а вызов нестабильности, хаоса и дальнейшего продвижения ненависти.
А именно такое шоу - нестабильности, хаоса и ненависти - сегодня в парламенте продемонстрировали правые дроби. Замечаю, что некоторые люди не могут выбраться из эмоций предвыборной кампании и извиняюсь, что вместо того, чтобы демонстрировать высокую культуру, некоторые так называемые ′′ добрые люди ′′ вели себя жестоко и смело на трибуне важнейшего политического для страны страна - ревела, брызгала водой, ударила, заблокировала уведомление министров, сломала микрофоны.
Я принял решение избирателей 15 ноября. Не протестовал, не звонил людям на улицах, не блокировал процедуру передачи мандата президента. Ведите себя тоже уважительно, не призывайте к насилию и дестабилизации, потому что государство выше вашей воли, а политические решения в законодательном органе принимаются большинством голосов, а не кулаком.
Уважаемые депутаты, какую модель поведения вы предлагаете горожанам? Что должны думать простые люди о избранных людях? Что думают о нас иностранные чиновники, о политическом классе? Некоторые вроде вас уже уничтожили президентство и парламент 7 апреля 2009. года. Хотите повторить их ′′ героические ′′ действия и снова поджечь госучреждения?
Призываю вас успокоиться и осознать свою огромную ответственность.
Демократия означает диалог, проблемы, ссоры, если надо, но в пределах здравого смысла, с цивилизованным подходом и уважением к оппоненту и особенно к гражданам, свидетелям того, что делают политики. Если вам не нравятся законопроекты, придумывайте поправки, с альтернативами, обращайтесь в Конституционный суд, откладывайте их голос, все-таки, но не превращайте парламент в абсурдный театр или боксерский ринг.
Напоминаю вам, дамы и господа Члены, что у вас новый избранный Президент. А еще напоминаю, что сегодня нет коалиции правительства, но такую коалицию может создать Миссис Майя Санду и ее последователи в парламенте, включая участие г-на Канду, Филипп и другие. У вас достаточно голосов, если вы будете искать.
Я сказал и повторяю: если вам не нравится правительство Чику, инициируйте его отставку, снимите его и выберите другого премьера или можете организовать досрочные парламентские выборы. Но соблюдайте правовые процедуры. И не требуйте в конечном итоге, потому что у вас нет такого права, ни юридического, ни морального, ни политического.
Социалисты не могут позволить себе отказаться от своих управленческих обязанностей сегодня, на грани зимы, в условиях полной пандемии и экономического кризиса. Хочешь другое Правительство, бери ответственность, но не превращай все в хаос, потому что сотни тысяч людей будут страдать от твоих деструктивных действий.
Народ ожидал чего-то другого от политического класса, а не того, что увидел сегодня.
Есть у Майи Санду идея как решить приднестровский конфликт. Разобраться с левобережным русскоязычным регионом она собирается, придя к власти, по примеру киевлян, пытающихся вооруженным путем обуздать 'мятежные' регионы на юге-востоке Украины. Об этом бывший премьер-министр заявила в мае в интервью украинскому журналисту Александру Гордону:'Мы очень надеемся на поддержку официального Киева в этом вопросе, потому что по-другому решить ситуацию в Приднестровье мы не сможем'.