ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Лисовой Владимир Иванович
Некоторые моменты об уничтоженной на аэродромах 22 июня 1941 года советской авиации

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так что же уничтожили на советских аэродромах 22 июня 1941 года?

  Причины поражений начального периода войны многолетний источник жарких споров, где истина тонет в массе домыслов, пропагандистских штампов и, мягко говоря, ошибочных выводах которые нередко усугубляются предвзятостью автора.
  Особенно "неоценимый вклад" в это дело вносят так называемые историки.
  Которые с какого-то перепугу вообразили себя специалистами военного дела, чтобы выносить суждения и оценки по тем событиям.
  
  
  Возьму для начала такой распространённый миф, как: советская авиация была уничтожена на аэродромах. ( В конце-концов, я же авиатор).
  
  
  Миф, который якобы подтверждается как самими участниками боёв в те дни, - Нас бомбят немецкие самолёты, а наших истребителей нет! Так и архивными данными (все цитаты из журнала "Авиация и космонавтика"):
  "По данным немцев, в первый день войны на земле было уничтожено 888, а в воздухе - 223 советских самолетов. Эти данные не намного отличаются от данных, содержащихся в советских официальных источниках: всего потеряно около 1200 самолетов, из них 800 - на аэродромах."
  И даже если сослаться на то, что архивные данные как минимум могут быть ошибочными, то есть ещё и масса фото, которые уже не соврут. Вот, например:
  http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/10/i15.jpg
  И на основании этих неоспоримых фактов, бравые историки пишут свои обличительные и разоблачительные опусы.
  Ну что же, самым правильным будет начинать с главных улик, фото. Они же не врут.
  Вот, очень любопытное фото:
  http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2016/05/ullstein_high_00195656.jpg
  На нём не какие ни будь устаревшие морально бипланы, а вполне ещё боеспособные истребители И-16 захваченные немцами на аэродроме.
  Кто-то, насчитав, сколько самолётов в кадре, ужаснётся, но я же не невежда-историк. Умею видеть, что на фото.
  Вот первое, что бросается мне в глаза, так это нетронутая высоченная трава бурьян вокруг самолётов.
  Уже только по одной этой детали, можно сделать два вывода:
  - Эти самолёты давно не летают. Уж мне, хорошо знакомому с особенностями полевых аэродромов не знать, во что превращается травяной покров на стоянке действующих самолётов.
  - Эти самолёты не находятся в боевом расчёте, проще говоря списанные и дожидаются утилизации. Иначе бы, согласно регламента, ту же самую траву вокруг оных аэродромные службы будут регулярно скашивать.
  Ну и более пристальный разбор:
  - Самолёт Љ 10, ничто иное, как И-16 тип 5 первых серий.
  - Самолёт Љ 9, тип более новый, но очень показательно отсутствие винта.
  - Открытые капоты пулемётов на крыльях свидетельство того, что оружие демонтировано, а поскольку самолёты списаны, никто не удосужился капоты закрыть.
  Другими словами, это ничто иное, как так называемый "железный ряд".
  Вот так он выглядит сегодня:
  http://static.panoramio.com/photos/1920x1280/74296138.jpg
  http://static.panoramio.com/photos/large/74296146.jpg
  Больно смотреть на эти фото. Где-то среди этих бедолаг и те Ми-8Т на которых я учился в далёком 1984 году. Им и тогда было в среднем 14 лет, а ведь прошло уже 32 года...
  
  Но, оставим лирику и вернёмся в 1941 год. Какова тогда была обстановка в авиационных полках, особенно в первом стратегическом эшелоне.
  А тогда, шло ни много ни мало, как освоение новой техники. Процесс весьма болезненный для авиации. Как для лётного, так и для технического состава. Многие прежние навыки, привычки, алгоритмы приходится менять и нарабатывать новые. Старые знания тоже устарели и заново налегай на теорию.
  Чтобы смягчить неизбежное падение боеготовности практически до нуля, боевые полки переучивают не всем составом сразу, а по эскадрильям.
  Причём, переучивание может быть как центрах переучивания (лучший вариант), когда эскадрилья всем составом убывает в центр, а по окончанию срока переучивания возвращается в часть уже на новые машины, так и непосредственно в части.
  Второй вариант хуже, но при массовом переучивании неизбежен.
  Опущу детали переучивания лётчиков, хоть там тоже полно сложностей, ибо главная "радость" здесь для инженерно-технического состава полка.
  Ибо покуда лётный состав не освоит боевое применение минимум днём в простых метеоусловиях, в эскадрилье двойной штат машин.
  На техников самолётов в это время жалко смотреть. Мало того, что у новенького "Яшки" по причине "детства конструкции" ломается то одно, то другое. Так и старичка "Ишака" поддерживать в боевой готовности надо. Даром что он давно освоен, почтенный возраст начинает сказываться. То и дело в очередного агрегата ресурс вышел. Менять надо, да где взять, промышленность не поспевает.
  А вышестоящим штабам плевать на эти тонкости, требуют от руководства полков отчитаться за исправность самолётного парка. Иначе, вы, командир полка на пару с инженером не только с должности слетите, а можете и головой поплатиться.
  И начинается армейская смекалка. Радость, когда кокой самолёт списан по выработке ресурса пленера, но осталось на нём полно агрегатов, которые оный ресурс ещё имеют. Это же кладезь запчастей.
  Но что делать, когда на одном из, к примеру, десяти И-16 вышел из строя двигатель, а заменить нечем?
  Доложили наверх, подали заявку по линии материально-технического снабжения.
  Только снабжение, это одно, а командование другое. Снабжение примет заявку и неизвестно когда обеспечит оную, а командование потребует в определённый срок (не помню сейчас точно сколько, вроде как неделя), ввести самолёт в строй.
  И что делать инженеру? Да ничего другого, как к концу срока (если новый движок не пришёл), снять его с другого И-16, а туда поставить неисправный. После чего доложить о восстановлении самолёта и о том, что вышел из строя другой.
  Идиотизм? Не спорю. Зато неделю ещё времени выиграли, а там глядишь снабжение и разродится.
  Но вот, прошло время, эскадрилья освоила новые самолёты и старые выведены из её штата. Только радости от этого мало. Они хоть и за штатом, но числятся за полком. Более того, если верхи решат перегнать эти самолёты в другую часть, то нужно уже довести до лётного состояния все, в ущерб оставшимся в штате старым машинам. Уж поверьте, принимающий оные лётный и технический состав проявит принципиальность в полной мере.
  Настоящая радость, если наверху оценив оставшийся ресурс и боевую ценность "старичков" даст команду на списание.
  Теперь о хранении этого авиахлама.
  Если, боевые машины распределяются по ангарам (это редко), капонирам (обычная практика), урываются, зачехляются, маскируются, то старьё, выстраивается где ни будь в ряд на отшибе аэродрома, чтобы не мешало.
  Естественно, будучи более заметным и попало первым под удар вражеской авиации.
  И как думаете, сильно опечалил этот факт командиров полков да инженеров?
  Ага, сейчас. Этим и объясняется тот факт, что по нашим данным на аэродромах уничтожено самолётов больше, чем по немецким.
  Педантичные немцы сняли и учли данные с плёнок фотофиксаторов.
  Наши же инженеры под шумок списали одним махом весь балласт.
  И на самом деле, никаких ощутимых потерь советская авиация в первые дни не понесла.
  Во-первых, у нас на западной границе было порядка 10 743 самолётов (пусть даже большинство устаревших), тогда как у немцев всего 3909 и плюс 964 их союзников.
  Во-вторых, как стало ясно, основные потери пришлись на авиахлам, который только на бумаге был боевыми самолётами.
  http://waralbum.ru/wp-content/uploads/2010/10/minsk-aerodrom2.jpg
  И как показывают сухие цифры, "уничтоженная советская авиация" довольно серьёзно огрызалась:
  "В период с 22 июня по 5 июля люфтваффе потеряли на Восточном фронт-те 807 самолетов (в это число входят полностью уничтоженные и требующие капитальной) ремонта). С 6 июля по 2 августа - еще 843 самолета. Всего же с утра 22 июня по 31 декабря 1941 года боевые потери немецкой авиации составили 4543 самолета, из них 3827, или 82 процента, - на Восточном фронте. По летному составу потери люфтваффе таковы: общие потери убитыми, ранеными и пропавшими без вести - 7666 человек, из них 6052 или 79 процентов -на Восточном фронте.
  
  Командование люфтваффе в своих донесениях отмечало, что с началом войны на Востоке разрыв между потерями самолетов, летного состава и получаемым пополнением постоянно увеличивался.
  
  Вот данные из подлинных немецких документов. Командующий авиацией при группе армий 'Юг' информировал штаб люфтваффе о потерях самолетов-разведчиков за период с 22 июня по 4 октября 1941 года: 'Уничтожено противником 97 наших разведывательных самолетов. Погибло летного состава 92 человека. Ранено 41. Эти потери в основном от истребителей противника. Кроме того, уничтожено самолетов транспортных и связи, которые подчинялись этим эскадрильям, 27. Погибли и повреждены еще 38 самолетов без воздействия противника. Примечание: самолеты, про-лучившие в боях повреждения и восстановленные в частях, в учете не указаны'. Штаб группы армий 'Юг'. По сути дела это был провал 'блицкрига' и для авиации тоже.
  
  Сравнивая потери люфтваффе за один месяц на Восточном фронте с теми, что имелись за такое же время в период 'битвы за Англию' и при захвате Германией европейских стран, приходим к однозначному выводу: в России немцы теряли больше и самолетов, и летчиков."
  Основные проблемы советской авиации начались позже. Когда вермахт разрушил снабжение авиачастей, когда из-за эвакуации катастрофически упало производство самолётов, боеприпасов, понёс большие потери лётный состав.

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023