История Воронежского края весьма запутана нашей классической наукой. Дело в том, что ученые как некое заклинание повторяют, что в конце I-го тысячелетия до нашей эры в степном Придонье проживали ираноязычные скифо-сарматские племена. Позже по их словам, т.е. во II веке в степном Придонье поселились ираноязычные аланы, а в IV веке через придонские степи прошли гунны - якобы тюркоязычный народ, сформировавшийся в Центральной Азии. Затем в Придонье появляются опять-таки тюркоязычные болгары. Что здесь является правдой? Судите сами.
1. Упоминания о Воронежах, воронах и прочем.
Будем пользоваться терминами историков, и начнем с самого имени города. Сначала необходимо выяснить, о каких Воронежах идёт речь в совершенно различных и не связанных друг с другом летописях? Один из них упоминается в Подолии, то есть Западной Украине, второй по сей день пребывает на территории Сумской области к югу от Шостки, третий - это современный город Воронеж. Есть и четвертый - на Оке около города Воротынска. Далее будут изложены факты, а читатель пусть сам делает выводы.
Городское летоисчисление города Воронежа ведется с 1586 года, когда была построена первая деревянная крепость на одноименной реке. В 1590 году крепость была сожжена казаками, но позднее вновь восстановлена. Российский историк и писатель Василий Николаевич Берх (1781-1834) про основание крепостей в здешних краях писал : "... для обуздания [крымских татар при Алексее Михайловиче] были поставлены города: Урыв, Усмань, Воронеж и учреждены слободские полки Ахтырский, Сумской, Харьковский и Острогожский или Рябининский". Сейчас почти не подлежит сомнению, что имя "Воронеж" происходит от названия, созвучного с располагавшимися поблизости реками Великая Ворона (Воронеж) и просто Ворона, несущими свои воды соответственно через современные города Воронеж и Борисоглебск. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в статье "Воронеж, река Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерний" сообщает об этом топониме: "Была известна в старину под названием "Великой Вороны", в отличие от соименной ей реки, окаймляющей Воронежскую губернию с восточной стороны. Воронеж составился из слияния двух рек, из коих одна называется Лесным Воронежем, а другая - Польным (степным) Воронежем. Лесной Воронеж вытекает из Ряжского уезда Рязанской губернии, у села Воронежские Верхи, врезывается в Тамбовскую губернию, где после 160-верстного течения соединяется с Польным Воронежем, в 17-ти верстах южнее города Козлова (Мичуринска). Отсюда, собственно, и начинается течение настоящего Воронежа, который, направляясь к югу и юго-западу, вступает на границе Усманского уезда в Воронежскую губернию, где в 8 верстах ниже губернского города впадает в Дон, образуя своим устьем дугообразную луку, известный в русской истории Червленный Яр, местонахождение которого до последнего времени не было определено". Вот такая информация. Но гораздо интереснее вопрос, от чего же произошли названные имена?
Мы ведь уже знаем от ученых, что в воронежском краю жили ираноязычные народы! На самом деле это действительно так. В частности, ведическая литература оставила множество упоминаний про некоего Варуну, который в древнеиндийской мифологии был богом небесных вод, охранителем истины и справедливости, являясь главным из так называемых "адитьев". Наряду с Индрой он является величайшим из богов ведийского пантеона - именно так в древнеиндийской мифологии называется группа богов - сыновей богини Адити. Обычно упоминают семерых из них: Варуну, Митру, Арьямана, Бхагу, Аншу, Дакшу, Индру, причем в "Ригведе" Варуна частенько действует в "паре" - либо с Митрой, либо Индрой.
Несмотря на то, что Варуна являлся владыкой вод, в Ригведе можно встретить следующие строки : "7. В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия Держит прямо вершину дерева". Так что с данным божеством вполне может быть связана и воздушная стихия, тем более что в следующей, 25-й главе, так и названной "К Варуне" об этом говорится совершенно недвусмысленно: "7... знает след птиц, летающих по воздуху, знает челны морские.... 9. он знает путь ветра, широкого, высокого, сильного...". Что же, тут можно припомнить, что море Ворукаш, отождествляемое с Каспием, упоминается также в Авесте или Зенд-Авесте. Про язык, на котором были написаны священные книги иранцев нам известно от Вильяма Жонеса - Президента Бенгальского общества, а также лорда Гастингса, которому были показаны древние книгохранилища браминов, писаных на "язык Зенд, коего Санскрит есть только отрасль". Именно от лорда европейцы узнали о существовании гипотезы, что египтяне, индийцы, китайцы, ассирийцы суть только поселенцы от жителей Персии или Ирана .
Но вернемся к Варуне, ведь в переводе с санскрита это слово значит "западный, водяной, рыба ". Его образ весьма и весьма схож с образом Перуна - бога неба, атмосферных вод, огня, грома и молнии славянской мифологи, и даже само имя Варун-Парун-Перун вполне может происходить от Па - пить. Можно вспомнить также передвижение колесницы Перуна по небесному своду, его совместную деятельность с Волосом, а также Аруну - колесничего солнца (!); имя которого можно перевести с санскрита как "заря" или "красный цвет". Конечно, могут возразить, что Перун тоже упоминается в "Ригведе" около 30 раз под именем Парджанья. Но дело в том, что он в основном имеет значения "дождевой тучи" или бога грозы и дождя.
А Варуна не таков, да и аналогия с ним имеется! Византийский историк Агафий Миринейский (536-582) упомянул славянского воина, имевшего имя Сваруна, который состоял на службе у визанитийцев и отличился в бою с мисимиянами-персами (т.н. "персидская война 555 года") . Имя "Сварун" нес в древности верховный бог славянского пантеона Сварог. Впрочем, достаточно о славянских богах, а также санскрите, ведь благодаря трудам многих исследователей можно привести тысячи и тысячи слов, одинаковых в этих двух языках - недаром же Гильфердинг после проведенного исследования еще 150 лет тому назад писал :
"...Язык славянский, взятый в совокупности, не отличается от Санскритского никаким постоянным, органическим изменением звуков. Некоторые особенности, в нем находимые, как-то шепелеватое "p" чехов и поляков и др. развились уже в позднейшую, историческую эпоху и принадлежат только немногих из их наречий, в целости же повторяю, славянский язык не имеет ни одной особенности, чуждой Санскритскому. Это свойство разделяет с ним язык Литовский, тогда как все прочие Индо-Европейские языки подчинились разным звуковым законам, которые исключительно свойственны каждому из них в отдельности. Таким образом, в лексическом отношении языки славянский и литовский находятся в ближайшем родстве с санскритским и вместе с ним составляют в индо-европейском племени как бы отдельную семью, вне которой стоят языки персидский и западно-европейские".
Очень любопытно также то, что в соответствии с санскрито-русским словарем, составленным К.А.Коссовичем в 1854 году, Варуну именовали еще так - "Бабай" (бабаh или бабаj - 'одно из названий бога Варуны')!
2. Скифы и сарматы в Придонье.
Пока же необходимо обратить свое внимание на скифо-сарматские племена, ведь поселения на территории Воронежа существовали с весьма отдаленных времен. В левобережной части города, недалеко от Нового моста, до сих пор сохранился 41 курган, которые в исторической науке получили имя "Частых курганов". Ведь как мы уже знаем историки утверждают, что изначально в этих краях жили скифо-сарматские, позднее пришли тюркские племена, и лишь с IX века начали появляться восточные славяне. Во всяком случае, в сарматских и скифских погребениях в пределах Воронежской области, которыми являются урочище "Частые курганы" на северной окраине Воронежа - в районе улиц Невского и Мордасовой, а также селе Чертовицкое Рамонского района, урочище "Бугрики" в Лискинском районе, были найдены искусн исполненные ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы.
Но предварительно необходимо разобраться, чем же отличались скифы от сарматов? Многочисленных свидетельств древних историков и летописцев, рассказывающих о происхождении последних от амазонок, и доказывающих тождественность со скифами по языку и обычаям приводить не буду, сообщу лишь слова Геродота про один савроматский народ - меланхленов, который "...производил себя от мидян и носил мидийскую одежду". По Страбону он же "следовал персидским обычаям, за исключением того, что пользовался маленькими, косматыми лошаденками". В работе Арриана Флавия "Диспозиция против аланов" упомянутые этнонимы по-прежнему эквивалентны - автор дважды говорит о коннице савроматов и аланов , а в третьем месте заменяет последнее название на скифов .
Вся разница между скифами и сарматами (впрочем, как и савроматами) заключалась лишь в том, что скифы упоминаются в здешних краях как более ранние жители, оставившие следы своего пребывания в основном до новой эры, а сарматы - в более поздние времена. Во всяком случае, знаменитый скифский сосуд 1910 года из Воронежского музея был найден во время раскопок "Частых курганов" и хранится ныне в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Сравнительно недавно ученому Дмитрию Сергеевичу Раевскому (1941-2004) удалось истолковать сюжет рисунков как отражение одной из легенд о происхождении скифов. Троекратно изображенный на сосуде пожилой бородатый воин не кто иной, как Геракл, устроивший испытание своим трем сыновьям, зачатым полуженщиной-полузмеей: Агафирсу, Гелону и Скифу. Как известно, победил в данном соревновании самый младший из братьев - Скиф, единственный безбородый среди всех персонажей, натянувший тетиву на отцовский лук, и получивший право на царство. Старшие сыновья не справились с испытанием и были вынуждены покинуть страну - причем потомки Агафирса оказались не где нибудь, а в Шотландии - там их называли пиктами. Из чего можно сделать вывод, что приводимое изображение является принадлежностью царских скифов, зачастую ведших оседлый образ жизни и оставивших этому множество свидетельств. Зато многие другие памятники раннего железного века Подонья оставлены "нескифскими" племенами упоминавшихся уже меланхленов. Может быть, они и были теми самыми сарматами? Вот что про их образ жизни писали в древности: "Скифы-кочевники жили сначала в Азии... Скифы не имеют ни городов, ни укреплений, но передвигают свои жилища с собой и все они - конные стрелки из луков. Пропитание себе скифы добывают не земледелием, а скотоводством и жилища свои устраивают на повозках... Скифские женщины постоянно сидят на своих повозках и занимаются женскими работами... Скифы доят кобылиц и ослепляют рабов, бьющих масло... В жертву приносятся всякие домашние животные, преимущественно лошади. При похоронах царя убивают пятьдесят лошадей"
Так что все перечисленные традиции весьма хорошо согласуются с Геродотом, писавшим: "От моря внутрь страны до меланхленов, что живут над скифами - 20 дней пути" - и это как раз интересующий нас район!
Визанитийчская энциклопедия "Суда" сообщает, кто были скифы
3. Аланы, гунны и готы.
Следующий народ, который якобы пришел на место скифов и сарматов, были аланы. Лукиан Самосатский писал про основное отличие аланов от скифов : "...Так говорил Макент, по одежде и по языку похожий на алана, потому что и то и другое у аланов одинаково со скифами, только аланы не носят таких длинных волос, как скифы...". Кстати, у Егора Классена тоже встречаются вышеперечисленные названия племен и народов, причем взятые из русского языка - интересно то, что даже переводы их имен согласуются с греческими историками и писателями! Он писал, что на Руси жителей различных областей издревле звали "...одних лапотниками , других махланами или зипунниками, третьих аланниками", поясняя, что последними были люди, занимающиеся скотоводством "от Алань - низменное место, удобное для пастбища и покоса" . В подтверждение его слов можно привести толковый словарь В. Даля, изданный в 1912 году, кторый приводит следующие значения слова "Ялань": "ж. елань, твер. тамб. влад. перм. ровное, безлесное место, травное, но окруженное лесом и открытое ветрам и солнцу. Яланки, пролески, прогалины. Яланный, к ялани относящ". Еще один - "Словарь русских народных говоров" свидетельствует: "алань (то же ялань) для центральных районов РСФСР в значении " низменное травянистое место, удобное для пастбищ и покоса"; елань".
То, что при упоминании меланхленов-махланов речь шла именно о зипунах, то есть одежде, свидетельствовал Геродот: "Меланхлены все носят черные одежды, откуда и произошло их наименование, а образ жизни ведут скифский...". Низами или шейх Низамоддин Абу-Мохеммед Ильяс ибн-Юсоф (1141- ок. 1203) тоже считал русов и аланов единым народом, про которых Дувал, назначенный Александром Македонским правителем Кавказа, докладывал :
Повелитель! В Абхазии толпища русов.
Помоги, государь! Набежали враги,
Полонили весь край! Помоги! Помоги!
Из аланов и арков полночным отрядом
Вся страна сметена, словно яростным градом
Впрочем, достаточно об аланах, ведь пора уже обратиться лицом к гуннам, тем более что кто-то весьма безапелляционно утверждал, что они были поголовно тюркоязычным народом! Несмотря на то, что по данному вопросу существуют прямо противоположные мнения - тут нельзя не вспомнить главного летописца походов этого народа Прокопия Кесарийскоого (Procopius, Procopii Caesariensis) - выдающегося византийского историка и писателя, родившегося между 490 и 507 годами н.э., а умершего около 570 года. В своей работе "Война с готами" при описании славян и антов он сообщал: "Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы...".
Сага о Тидреке Бернском указывает местопребыванием Атиллы город Брандинабург-Бранденбург и сообщает, что к востоку от страны гуннов была Польша, а к северо-западу - страна вильтинов, т.е. вильцев, на территории нынешнего полуострова Готланд . Интересно, существуют ли свидетельства, что тюркоязычные народы жили на территории современной восточной Германии, причем, по крайней мере, в середине I-го тысячелетия н.э.? Ведь, как известно, тот же Иордан считал, что главным виновником нарождения гуннов был Филимер (Вилимар, Велемир) - сын Гандарика Великого, короля готов, изгнавшего из среды своего народа неких ведьм. Французский ориенталист Дегин, используя труды китайских историков описал, что около 162 года до Р.Х. народ хунну, живший к северу от юэчжей и усуней (уйсуней, хушинов) напал на них, откочевавших из-за этого на территорию Джунгарии . Дальневосточные Хунну, по Гумилеву, были продуктом смешения вышедших из Китая племен с жившими на территории Сибири европеоидами динлинами, которые Птолемеем были названы серами. Агафья Схоластик и Констанитин Багрянородный считали, что гунны издревле имели имя "Оногундури", а Феофан в "Хронографии" называл их "самени" .
А еще припоминается, что согласно Гельмольда, "даны называют Русь также Острогардом" или Восточной страной городов, а также Хунигардом и Гунноландом (Хуналандом), т.к. в тех местах "сначала жили гунны ", с "главным городом ее - Хуэ ", и тут поневоле нужно привести "чисто монгольское" имя брата Аттилы - Blöde (Владо) ! А также имя другого гуннского короля - Баламира (Баламера, Баламбера), про которого Приск Панийский в "Готской истории" писал, что "скиф Баламер нарушил мир и опустошил многие римские города и поля "; вполне вероятно, что как раз под этим именем скрывался легендарный Владимир Древний, бывшего предком не менее легендарного Гостомысла, по совету которого его внука Рюрика пригласили на царство. Северные саги упоминают также Силькизиф (Шелковую деву) из Гунноланда - она была дочерью Херрауда, отождествляемого некоторыми исследователями с Рюриком и женой Вещего Олега (Одда). С Владимиром Древним боролся около 375 года готский король Эрманарих-Германарих, и в связи с этим нельзя не припомнить имени дочери венедского князя Бориса - Гуннхильды, ставшей матерью Кнуда Могучего. А также "гуннского витязя Гюрги, обратившегося на севере в George... а затем в Siqfrid", поразившего змея и приобретшего сокровища , причем в связи с "Хунигардом" существует еще одна Сага - об Одде Стреле, сообщающая о правителе "Хуналанда - страны гуннов". Подвиги этого воителя удивительным образом напоминают все того же Вещего Олега; они даже погибают одинаково - от укуса змеи, а одного из участвовавших в пророчестве мужей, описанных в Саге, звали Ингьяльдом (Игорем?) !
Что касается имен гуннов и готов, то Иордан писал в своей "Гетике" о том, что его соотечественники заимствовали в-основном гуннские имена в отличие от сарматов, принимавших имена германские. Так что у готов, если они принимали у гуннов их тюркские прозвища, они должны были быть весьма характерными. Посмотрим на них - ниже приводятся имена королевской семьи Амалов: Валамир, Теудимир (Теодемир) , Видимир ; дочерей: Амаласвента, Матесвента. "Хорватская хроника" - летопись XII века, причем сохранившаяся в нескольких экземплярах, дополняет список следующими именами: король Свихолад и его сыновья Брис, Тотила и Строил. Летопись Попа Дуклянина (Диоклейского, Дуклянского, пресвутера Диоклеаса ) сообщает дополнительные сведения о царских отпрысках: "Было три брата, сыновья короля Свевлада (Всеволода?), а имена их были такие: первому - Брус, другому - Тотила, а третьему - Остроило"! Поп Дуклянин писал свою летопись около 1161 года (ее еще называют Сербской летописью) и он в ней приводит весьма подробную родословную готских правителей: у сына Остроила был сын Всеволод, получивший имя своего деда, внук - Селемир, правнук - Владин, праправнук - Ратимир. Еще через четыре поколения от Ратимира родился наследник по имени Светимир, а его сына звали Светопелек (Святополк?); он был обращен в христианство Константином (равноапостольным Кириллом), став сербским королем. После сорока лет царствования он умер, и трон унаследовал Светолик, а после него Владислав.
Вот такие гунны были тюрками - ведь мы уже хорошо уяснили, что именно их имена заимствовали готы!
4. Болгары.
А теперь обратим свой взор к болгарам, ведь мы уже неоднократно слышали об их тюркском происхождении. Вот что сообщает о них Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в статье "Булгары": "Можно предполагать, что первоначальное поселение Болгар на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи...".
Сербская летопись описала историю появления в Придунавье булгар "в лято господне 428 ", а также происхождение их названия и взаимоотношения с готами : "Тем временем в правление Владина двинулось множество народу из мест по реке Волге, от которой они взяли имя; от имени реки Волги собственно и называются по сегодняшний день вулгарами. Они прибыли с женами, сыновьями и дочерьми и с целым богатством, и очень большим, в область Силодуксию. Во главе у них был кто-то по имени Крис, которого называли на своём языке "каган", что на нашем языке значит "царь". Под ним было девять князей, которые управляли и судили народ, поскольку был он очень велик. Итак, ударив на Силодуксию, взяли её. Потом, непобедимые, захватили всю Македонию, потом всю область латинов, которые в те времена звались римлянами, а теперь называются моровлахи, то есть чёрные латиняне: да даже царь [константинопольский], поскольку он вёл с ними многочисленные войны, сидя на своём престоле, но не смог их ни в едином бою победить, послал [послов] и заключил с ними мир. Оба народа очень полюбились один другому, то есть готы, а они же и славяне, и вулгары, а в основном потому, что оба народа были язычниками, и был у них тот же самый язык. Вскоре вулгары, теперь будучи уже в безопасности со всех сторон, построили себе хутора и сёла и заселили занятую ими страну аж до наших дней".
Византийцы даже выстроили стену для защиты от сборных команд русов и болгар; об этом писали Иоанн Зонара и Иоанн Луций : "Анастасий долгую стену построил от великого моря до Суливрии протяженную, во еже бы Мусиев то есть булгар и скифов нападение воспятити". Иоанн Скилица тоже сообщал про поход князя Святослава Игоревича на Мисию-Булгарию: "Росы... стали действовать совместно с порабощенными уже болгарами и присоединили в качестве союзников пацинаков и турок, проживающих на Западе, в Паннонии", понимая под турками нынешних венгров. Лев Диакон сообщил про те же события: "тавроскифы... присоединили... большое число гуннов и мисян". О национальной принадлежности тавроскифов разногласий сейчас не возникает - вот что про них писал Прокопий Кесарийский: "тавроскифам, которых в просторечии обычно называют росами", а Иоанн Киннам, живший в XII веке весьма определенно называл тавроскифов скифами, и из его текста также прямо следует их тождественность русам, так как упоминаются "Владимир... правитель Галиции", позже Ростислав, "управлявший Тавроскифией", а также город Киама, "митрополия того народа" . Никита Хониат (греч. Νικήτας Χωνιάτης), иногда неправильно называемый Акоминатом (1155 - 1213) тоже писал : "Галица - это одна из топархий, принадлежащих россам, которых называют также иперборейскими скифами".
Да что тут говорить, великое множество византийских авторов сближали болгар с мирмидонцами (Иоанн Малала , Иоанн, экзарх Болгарский , поэт Иоанн Цеца ), записывая в их легендарного правителя Ахиллеса; впрочем Прокопий Кесарийский также весьма небезосновательно считал последнего скифом, то есть русом. Во всяком случае, герой имел светлую кожу и золотистые волосы, а места поклонения данному герою обнаруживались не только в Миссии-Болгарии, но и по другим берегам Черного моря - как раз в местах обитания скифов, тавроскифов, сарматов и савроматов.
5. Хозары, торки и половцы.
Самое позднее в конце VIII века на территории города Воронежа появились хозары, свидетельством чему - топоним "Казарский городок", существовавший еще в XVII веке - он упомянут в летописи Алексеевского (Акатова) монастыря; впрочем, уже в то время это городище было покинуто жителями. Кроме того, в 5-ти верстах от города, вверх по реке Воронеж существовал еще один топоним, "издревле называвшийся Казаровым полем ". В начале следующего, IX-го века из Азии через воронежские земли проследовали печенеги, они потянулись к южному Днепру и заняли многие земли, принадлежащие хазарам. За печенегами прибыли торки, которых сменили половцы, отметившиеся особым хищничеством - впервые они упоминаются в русских летописях под 1055 годом. С этого времени они подавили своих предшественников и с 1068 года начали упорную борьбу с русскими удельными князьями, к концу века покрыв своими кочевьями всю Южную Россию. Лишь к концу XII века их удалось вытеснить в степную зону, а северная (лесистая) закрепилась за русскими выходцами-поселенцами, занимавшимися бортничеством, звероловством, рыболовством и т.д. Вскоре, правда, идиллия закончилась, так как через сотню лет опять последовало нашествие восточных кочевников - на этот раз монголо-татар. Но пока о топониме "Воронеж".
6. Исторические упоминания топонима "Воронеж" и земель возле него.
Все, что было написано в 3-5 главах, было изложено с единственной целью - опровергнуть то, что народы, упоминавшиеся на территории Воронежской области как скифы и сарматы, а также более поздние названия были именами кого угодно, но только не славян! Правда, о национальной принадлежности печенегов с половцами по-прежнему идут споры, так что не будем считать их народами, говорившими на индоевропейских языках или так называемыми "ираноязычными народами", хотя ущербность подобных наименований хорошо обрисовал профессор Анатолий Алексеевич Клёсов из Гарвардского университета. Ведь если продолжать следовать логике ученых и сложившейся традиции, то иранцы и индусы издревле жили на территории Европы, и живут они в здешних краях вплоть до сегодняшнего дня! Впрочем, существует одна книга, подтверждающая существование данного этнонима в интересующих нас местах, которая, впрочем, теми же "научными учеными" критикуется как крайне недостоверная - именно в ней сообщается, что русичи пригласили "иранскую конницу" и она разбила готов под каким-то "Воронежцем". Впрочем, я не буду касаться данного сочинения и вновь вернусь к летописному Воронежу-Вороножу - сейчас будут приведены документальные, принятые всеми историками свидетельства его существования из старинных книг и других всемирно известных документов.
На карте "Народы и княжества славян между Эльбой и Доном до 1125 года" Карла фон Шпруннера обозначен некий Воронеж, расположенный в устье реки . То, что воронежские земли в это время принадлежали Рязани, доказывает все та же Никоновская летопись : "Приходиша татарове в Рязань на Хапорт, и много зла сотвориша, овых избиша, а других в плен отведоша", причем через две страницы после упоминания Хопра можно заметить, что "приходиша Половцы на Рязань на Быструю сосну" из чего хорошо видно не только нетождественность половцев и татар, которые нападают с разных сторон, но и обширность рязанских владений. А ведь из этого следует, что впервые татары появились именно в рязанских пределах. Ведь ни для кого сейчас не является секретом, что река Хопер протекает по территориям Саратовской, Воронежской и Волгоградской областям, а Быстрая Сосна - это современная река Сосна в Орловской и Липецкой областях.
О чем еще повествуют древние хроники? В Никоновской летописи можно прочесть : "...Лета 6656... князь Глеб Юрьевич иде к Рязани и быв во градех Червленого Яру и на Велицей Вороне и паки возвратися к Черниговским князем на помощь". По этой же, а также Лаврентьевской летописи под 6685 (1177) годом в Воронеж бежал разбитый князем Всеволодом Юрьевичем внук Юрия Долгорукого - владимирский князь Ярополк Ростиславович, потерпевший поражение в битве на реке Колокше (в тексте Колакши) - притоке Клязьмы, т.е. территории нынешней Ярославской области. В Никоновской летописи те события описаны так : "...отбежа бо князь Ярополк Ростиславович Воронож, и там переходяше из града в град". Следовательно, название "Воронож" в значении города уже существовало в тот момент, хотя возможно, что летописцем под этим именем подразумевался какой-либо "лесной" или "речной" топоним. Хотя в любом случае он находился в рязанских землях, простиравшихся на юге, по меньшей мере от города Курска до реки Хопра.
Позднее Воронож неоднократно упоминается в летописях в связи с трагическими для Руси событиями 1237 года, когда началось татаро-монгольское нашествие. Он был первым русским городом, который принял на себя удар татаро-монголов - именно из-под него татары потребовали дани с рязанцев . Разбив дружины русских князей, Золотая Орда пошла из-под Воронежа к Рязани, дойдя, впрочем, первоначально лишь до Пронска, по сей день находящегося примерно в 50 км к югу от Рязани! Встречаются упоминания о данном городе и в арабских источниках XIII века, а также у католического монаха Юлиана, посетившего те края в 1237 году. В работах как западного, так и восточных писателей город называется "Оргенхузином", что переводилось как "город серебряных струй" или "горная вода" и его имя весьма похоже на упомянутый в Никоновской летописи город Онозу или Онузу . Известно, что крепость и поселение Онуза (Оргенхузин) в окрестностях Вороножа просуществовало вплоть до 1395 года, т.е. до прихода войск Тимура, который огнем и мечом прошелся по краю, разорив все города, в том числе и центр Червленого Яра. Впрочем, поголовного истребления населения не произошло, так как летописцы Тимура персы Шами и Иезди писали, что город был назван "Карасу", что по-тюркски означало "горная вода"(!). В этот период на территории города возник топоним "Чужовка" - в ее округе селились иноплеменные, чужаки, впоследствии это имя трансформировалось в знаменитую героической обороной в годы Великой Отечественной войны Чижовку. В 1380 году великий хан Мамай стоял на Воронеже "кочуя во мнозе силе ". После этого край долгое время пребывал под властью двух соседних орд - Крымской и Ногайской, свидетельством чему остались многие сохранившиеся татарские названия рек и поселений, например: Битюг, Мамон, Хава, Маза, Бирюч и др. В начале XIV века московиты начали располагать здесь наблюдательные посты, которые должны были предупредить о подготовке набегов на русские земли ордынцев , но по книге исследователя Светланы Поляковой город в 1570 году был разрушен и сожжен крымцами "после долгой войны этого народа с Московским государством ". И это произошло несмотря на то, что примерно с конца XV века весь этот край полностью перешел под власть Московского князя. Созданная им в 1571 году линия укреплений и сторожевые посты, руководимые князем Михайло Ивановичем Воротынским стояли: на Воронеже под большим Юрьевским лесом у Хобота (т.е. недалеко от Козлова-Мичуринска), на больших Рясах - дороге, ведущей "от Рясок усть-Воронежа", у Галичьих гор и Тешевского леса близ нынешнего Задонска, у Кривого Бора на Польном Воронеже, у Торбеева Бора - на Дону, на Осколе-Усть-Убли (в районе нынешнего Старого Оскола) на Корени, Короче, Айдаре, "на Дону к усть-Богатому Затону", на устье Тулучеевой, у самого верховья этой реки близ Меловых гор, на Савале, Елани и Телеормановского леса в пунктах, составлявших в более позднее время границу Борисоглебского и Новохоперского районов . Кроме перечисленных пунктов, опознать которые довольно легко, речь только что шла о т.н. "усть-Богатом затоне", о котором известно, что это была точка, находившаяся недалеко от "г. Коротков, в дачах с. Копанища " - данное село, находящееся невдалеке от н.п. Коротояк по сей день находится в 25 км к западу от города Лиски Воронежской области, на реке Тихая Сосна, из чего хорошо видна южная граница сторожевых постов - в нее входила большая часть территорий нынешней Воронежской области. Впрочем, набеги "лихих людей" на воронежские земли продолжались!
Как уже говорилось, город был вновь возрожден 1 марта 1586, Указ московского самодержца гласил об этих событиях : "По Государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу и по приговору бояр: князя Федора Ивановича Мстиславского и с товарищи... на Дону - на Воронеж, не доезжая до Богатого Затону два днища велено поставить город Воронеж ... воеводе Семену Федоровичу Сабурову да Ивану Судакову, да Василию Биркину"...
Таким образом, текст Указа в очередной раз подтвердил, что Воронеж находился в двух днях пути (современное расстояние 150 км) от Богатого Затона! Более подробно воронежские топонимы приводит И.Д. Беляев, описывая события, происходившие около 1622 и 1636 годов, а также города, назначенные для высылки сторожевых постов : "8-й Воронеж - одиннадцать сторож ближних с Крымской стороны, три сторожи с Ногайской и четыре сторожки дальние; первые разположены на Чермном Яру, усть-Воронежа, в Малышеве, усть-Девицы и за Доном; вторые между доном и Битюгом; третьи сместные по Битюгу и по левому берегу Дона... Чернавск между Ельцом и Ливнами на Быстрой Сосне усть-Чернавы". В последнем случае речь идет о современном селе Чернава, находящейся к юго-западу от города Ельца
Но существовал, как уже говорилось, еще один Воронеж - он сейчас находится на территории Сумской области, в древности данная территория входила в состав Новоград-Северского, позже - Черниговское княжества. Про данный населенный пункт Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает в статье "Воронеж, местечко Черниговской губернии": "... Глуховского уезда; 620 дворов, жителей 3254 (1890); 4 православные церкви, школа, 4 постоялых двора, 17 лавок, свеклосахарный завод, 3 ярмарки... ныне безуездный город Черниговской губернии, Глуховского уезда; жителей 5276". Вдруг в летописях, описывающих вышеперечисленные события, речь идет именно о нем? После изучения древних текстов и старинных книг можно сделать утверждение - нет, это было не так!
Дело в том, что из Никоновской летописи мы знаем, что владетели Рязанские - Юрий, брат Ингворов, Олег и Роман Ингворовичи, также Пронский и Муромский князья встретились с татарскими посланниками, желая в личной беседе понять намерения хана Батыя. Татары ответили на их вопрос так: "Если желаете мира, то десятая часть всего вашего достояния да будет наша"! После последовавшего отказа покориться Батый "выидошу противу их в Воронож, хотяху брань с ними сотворити тамо", и "бысть сеча зла и одолели безбожныи Измаилтяне", после чего произошло знаменитое разорение рязанских земель. Ипатьевская летопись не упоминает Рязань в связи с этими событиями, зато свидетельствует о разорении под 1237 годом московских владений: "Батый приде... в Московскую землю, юже все плени и князей изби... убиши старейшего Князя Московского Юрия Всеволодовича", татары тогда захватили Переяславль и Чернигов, предав население этих городов уничтожению, а следом за ними взяли Киев, после которого настал черед Волынских и Подольских земель.
Из всего вышеописанного следует, что указанные в Никоновской летописи события не могли происходить возле Шексны и Глухова - нам ведь хорошо известно, откуда прибыли покорять Русь восточные завоеватели. Ведь если бы события развивались согласно официальной истории, т.е. в летописи упоминался Воронеж близ города Сум, то татары должны были двигаться в сторону Переяславля-Рязани не с юга или юго-востока, а с запада или юго-запада! И совершенно непонятными становятся передвижения Батыева войска - от Воронежа сумского к Рязани, затем к Москве, а уже потом вновь к Чернигову и на Киевскую землю. Кроме того, в дореволюционное время было известно, что Воронеж на территории современной Украины возник после Деулинского перемирия 1618 года между Московией и Речью Посполитой, а заложен он при этом был в глухой чаще непроходимого леса - вот что об этом сообщает "История городов и сел УССР" : ""Территория современного Воронежа была заселена с древних времен. Поблизости него найдены кремневые орудия труда времени позднего палеолита (15 тысяч лет назад) : выявлены поселения времен бронзы, скифских времен, славянских 7-8 вв. и древнерусский курганный могильник. В начале XVII века, там, где был старый город, возник хутор Воронеж. В 1648-1654 году [он уже] был значительным населенным пунктом, а в 1654 году стал сотенным городком Нежинского полка". Так что, как мы видим, нигде нет свидетельств, что в древности город, на развалинах которого появился хутор XVII века назывался "Воронежем"! Да и знаменит данный населенный пункт лишь тем, что возле него и Севска "Siewsk - Woroniec 29 lutego na 1 marca 1664" произошла битва между ратью воеводы Григория Ромодановского и войском польского монарха Яна Казимира. Поляки тогда были разбиты ; возможно, как раз благодаря приставке "ец", которую мы видим в польском летописном названии крепости - в древности такое имя присваивали только сильным (великим), укрепленным местам, т.е. городам-крепостям. Доктор исторических наук профессор В.П. Загоровский, изучив древние источники вплоть до берестяных грамот, обратил внимание на старославянские имена: Милонег, Братонег, Радонег, от которых позднее произошли названия таких населенных пунктов и городов, как Милонеж , Братонеж, Радонеж. (ср. Великая Ворона - Воронец).
Не подлежит уже никакому сомнению, что татары не могли оказаться возле этого населенного пункта в XIII веке, словно по волшебству миновав все остальные русские города; кроме того, как мы видим, речь в летописях идет именно о Рязанских землях, а не Черниговских или Северских, да и расстояние от этого города до Пронска по крайней мере в несколько раз длиннее пути от современного города Воронежа до небольшого рязанского городка, одним из первых принявшего удар армии Батыя. И, поскольку сохранились свидетельства, что в 1590 году Донцы, соединившиеся с Запорожцами, осадили Воронеж и взяли его штурмом, разорив город и убив начальника Тульского (Передового) полка князя Ивана Андреевича Долгорукова, имевшего прозвище Шибан за лихость в боях , то из этого можно сделать вывод, что речь идет о Воронеже на реке Воронеж! Ведь мы уже знаем что город на территории Украины был основан лишь в XVII столетии и, по словам И.Д. Беляева расписание городских гарнизонов между 1617 годом, когда к сторожевым войскам был присоединены 6 отрядов, из которых в современной Украине можно отнести лишь Лебедянский и 1619 годом не изменилось почти совершенно ! Не подверглось оно изменению состава и в ближайшие за названными годы, что косвенно также свидетельствует об отсутствии подобного топонима в интересующее нас время - раз не было гарнизона, значит не могло быть и крепости!
Впрочем, как оказалось, все это были просто цветочки! Так как ДНК-генеалогия ответила на еще более сложный вопрос о древнейших поселениях на территории Воронежской области. По данным археологов расселение европейцев началось 40-60 тысяч лет назад с юга России, как раз из района Воронежа - именно таким возрастом датируется ряд обнаруженных недалеко от города палеолитических стоянок. Этой информации можно верить уже потому, что данные археологов совпали с картой, составленной на основе данных генетиков! В центр научных дискуссий попало воронежское село Костенки, где были раскопаны древнейшие стоянки человека. Профессор из американского штата Колорадо Джон Хоффекер, спонсор археологических исследований в воронежской земле опубликовал у себя на родине гипотезу, согласно которой люди современного типа проживали в среднем течении Дона по меньшей мере за 20 000 лет до того, как они появились в Центральной и Западной Европе. В пользу этого говорят многие артефакты, обнаруженные в последние годы - например, человеческие захоронения имеющие возраст от 35 000 до 40 000 лет, а также предметы культуры, найденные в вулканическом пепле, что позволило предположить, что здешние люди были свидетелями извержения вулкана в Италии 40-тысячелетней давности. А Костенковские "трофеи" были подвергнуты палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию в Санкт-Петербургском институте материальной культуры РАН, и их возраст был скорректирован до 42000 лет. Американские ученые, применив термолюминесцентный метод, состарили их еще на три тысячелетия. Реконструкция М.М. Герасимовым физического облика жителей Русской равнины эпохи раннего палеолита, захороненного в районе поселения Костенки явили миру облик человека, жившего на территории Воронежской области - он мало отличался как от скифов, так и современных жителей юга России. Слово остается лишь за генетиками, которые еще не исследовали "мужскую" хромосому (анализ Y-DNA), так как письменных свидетельств того, что население Воронежской области тысячелетиями жило на своей земле сохранилось великое множество! Правда, их не все хотят замечать.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023