Аннотация: Фото размещены по просьбе Дмитрия Германовича Смолкова
Летом 1991 года мы с Евгением Гасниковым * "выставили" начальнику инженерного склада 56-й вдбр несколько бутылок шампанского, взамен чего получили на руки секретный в то время волновой миноискатель РВМ-2М, срабатывавший не только на сталь, но и на неоднородность грунта.
После этого мы добрались до Байрам-Али ** и наняли такси, добросившее нас до развалин обозначенной на также секретной карте местности, как "Искендер-Кала" - дело в том, что ваш покорный слуга частенько исполнял обязанности начальника штаба батальона, поэтому имел доступ к секретному чемодану, в котором хранилась карта окрестностей Байрам-Али.
То, что мы увидели за стенами "Крепости язычников" повергло нас поистине в шок, поскольку мы поняли, что напрасно потратили деньги на миноискатель. Развалины располагались на площади по меньшей мере 60-ти квадратных километров, потому если бы мы и захотели попользоваться секретным изделием, то нам для обследования одного только наружного слоя окрестных развалин понабилось бы несколько десятилетий .
Впрочем, смотрите фото из июля 1991 года. Чтобы было понятно, где что расположено, привожу схему, составленную Владимиром Ивановичем Пилявским (7(20).VII.1910 - 9.V.1984) в 1971 году.
1- мавзолей султана Санджара; 2- 'гофрированное" административное здание в Шахрияр-арке; 3- руины дворца в Шахрияр-арке; 4- мечеть Юсуфа Хамаданского; 5- жилой дом; 6- мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда; 7- Большая Кыз-кала; 8- мавзолей Кыз-биби; 9- Малая Кыз-кала; 10- большой ледник (сардоба); 11-ледник (сардоба); 12-ансамбль погребений асхабов; 13- руины 'гофрированного" здания; 14-следы военного лагеря или т.н. "лагерь Сельджукидов" или "Шаим-Кала" VI века
Красной стрелкой обозначено место, куда нас с Женей доставил таксист.
В IV веке до н.э. подвассальный персам город Маргиан или Маргуш был захвачен полководцем Александра Македонского - Антигоном Одноглазым или Антигоном-Циклопом (Ἀντίγονος ὁ Μονόφθαλμος; 382 до н.э. - 301 до н.э.). Тогда город имел всего лишь от 7 до 8 верст в окружности (А.А. Олсуфьев "По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.104)
Ну, а теперь мои фото
На первом фото в левом верхнем углу - крепость Султан Кала примерно XI-го века.
На фото в левом нижнем углу - развалины крепости "Гяур-Кала" (Крепость язычников) или "Искендер-Кала" - то есть древней Антиохии(Александрии-Маргианы), построенной по приказу одного из потомков полководца Александра Македонского - Селевка ("Селевкидский царь Антиох Сотер распорядился обнести город стеной 1500 стадий (250 километров)"... Крайний пункт стены Антиоха - 6,5 км к северу-востоку от Одунчи-депе). Бугры - так выглядят на местности остатки башен крепости.
"Квадратная в плане, крепость имела высокие оборонительные стены со множеством башен и одними воротами в середине каждой стены. От каждых ворот шли прямые магистральные улицы, пересекающиеся в центре города. Известно также, что в 175 году до н.э. понтийский царь Митридат I захватывал Маргиану. Также поступил в 115 году до н.э. Митридат II.
Еще будучи на службе в Туркмении мне довелось приобрети брошюрку по истории города - именно сюда были отправлены плененные под Каррами парфянами воины Красса в количестве 10000 человек - лишь через много лет немногим из них удалось вернуться на Родину. В метрополии же вскоре после сражения разразились такими стихотворными обличениями по поводу их брачной и сельскохозяйственной деятельности в Маргиане (сохранились сведения о выращивании пленными римлянами винограда):
Ужели воин Красса, в постыдный брак
Вступив с парфянкой, в вражеской жил стране?
О курия! О порча нравов!
В доме состарились тестя, персов
Или таких:
Ведь Красса воины на варварках женились
И с ними жили же во вражеских странах,
И (боги, до чего безумцы развратились!)
Зятьями старились при чуждых знаменах,
Царя мидийского склонялся к порогу.
Еще (наиболее вероятно, что это альтернативный перевод как первого, так и второго четверостишия):
Как жить в плену могли, в позорный брак вступая,
Солдаты Крассовы? Как под ярмом вдали
(О, извратившийся сенат и нравы наши!)
В рядах тестей-врагов могли
Лишь императору Августу удалось вернуть часть пленных и знаки, захваченные под Каррами парфянами - Красс в том бою принес на алтарь не только сына Публия, голова которого была насажена на парфянское копье, но и свою жизнь; помимо этого были утрачены значки семи римских легионов (Аврелий Виктор, 'О знаменитых мужах города Рима', 79,4,5; Марк Минуций Феликс в своей поэме 'Октавий' утверждал: 'Красс за насмешки над фуриями, заслужив их гнев, заставил нас выручать наши знамена у парфян';
Битва под Каррами произошла в июне 53 года до н. э. и закончилась мучительной смертью Красса, которому противники влили в глотку расплавленное золото. Прославила свое имя в этой битве парфярская область Маргиана и ее центр - Мерв (Александрия-Маргиана), поскольку тяжеловооруженная парфянская конница (катафракты от др.-греч. κατάφρακτος - покрытый бронёй) была с ног до головы закована в "сверкающее маргианское железо ***".
Справа - мавзолей последнего султана сельджукидов Ахмада Санджара (Муизз ад-Дин Абу-л-Харис Ахмад Санджар, сын Малик-Шаха - это то самое здание, с которого Сухов в "Белом солнце пустыне", находясь при пулемете "Льюис", наблюдает на конными басмачами Абдуллы)
На втором фото слева развалины самой древней крепости Мерва - Эрк-Калы (Эрк-Тепе - "Кремлевый холм"****), построенной самое позднее при Ахеменидах (Истахри утверждал, что Тахмурасом****), то есть не позже примерно VI века до н.э.
В правом верхнем углу - замечательное фото мавзолея султана ***** умершего 8 мая 1157 года от дизентерии или, как поэтично написал летописец, "султан Санджар стал ближе к Всевышнему. Жители Хорезма три дня пребывали в трауре". Султан приказал построить свою усыпальницу еще при жизни и нарек его 'Дар ал-ахира', т.е. 'Дом загробной жизни'. Смерти предшествовал разгром войска султана Санджара огузами (карлуками), "...которые в продолжение трех суток грабили город [Мерв] и в поисках скрытых сокровищ хватали знатных вельмож и подвергали их мучениям и истязаниям", не избег такой же участи и султан, отправившись в трехлетний плен, из которого его освободили только в 1156 году, а еще через год он умер. Все это можно прочесть у Джувейни в книге "Чингизхан. История завоевателя мира", часть 1, М., 2004, стр 198-199..., а также у него же другого издания (****** стр.76)
В нижнем - псевдогробница того самого султана Санджара. В 1221 году татары разграбили город, "сданный" им эмиром Муджир-аль-Мульком, вышедшего к татарам "с большими подарками" и убили свыше миллиона человек ***** местного населения ("сеид Алл-Эд-Дин-Несабэ с несколькими писцами пересчитывал убитых тринадцать суток - было насчитано один миллион триста тысяч с лишком, в живых осталось четыре души...") и вытряхнули с целью грабежа кости султана. С тех пор никто не знает, где они лежат. Невнятно сообщалось, что останки правителя были перенесены в тайное место. По свидетельствам местных жителей, записанных А.А. Олсуфьевым ("По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.104) население было перерезано по приказу Чмнгизхана за убийство сына Чагатая - Нейсу-нойона
А вот какие сведения можно прочесть про завоевание Мерва в 'Собрании путешествий к татарам', (Спб, 1828, 47, 129): "Число христиан в Средней Азии было столь велико, что по словам известного путешественника Плано Карпини, писавшего в 1246 году, на всю численность Батыева войска в 600000 человек последователей Христовой веры было 450000. Тот же Плано Карпини, перечисляя земли, покоренные Чингиз-ханом, называет и землю Гуйуров (Huyur), которые центром своих поселений считали город Мерв. 'Отдохнув несколько (после поражения со стороны китайцев) Чингиз начал снова готовиться к войне и пошел в землю Гуйуров (terram Huvrorum), кои были христиане несторианского толка, и коих они также победили и приняли их грамоту; ибо до того не имели никакого письма, теперь же эту грамоту называют монгольскую'
Женя сидит на стене Эрк-калы
На третьем фото я сфотографирован стоящим на стене Эрк-калы, а за моей спиной остатки квартала горшечников и оплывшие стены Гяур-калы. Кстати, в последней крепости валялось великое множество каменных или глиняных ядер диаметром порядка 15 сантиметров. Одно из них я подобрал и в том же году отправил в Омск.
На фото слева внизу срез стены Эрк - калы, справа вверху - гробница пехлевана-богатыря Мирзаб-Шаха Хорезмского, на которой 100 лет назад был осколок камня с началом персидской надписи: "Я буду воссылать прославление за твою чистую душу каждую минуту...".
На нижнем фото - снова мавзолей султана.
Здесь фото мавзолея асхабов (так называли последователей Магомета, принявшие его религию еще при жизни; проповедников ислама) ал-Хакама ибн Амра ал-Гифари и Бурейды ибн ал-Хусейба ал-Аслами. Есть сведения, что ислам они проповедовали в соответствии с 47-й Сурой, аятом 4 и были не совсем сподвижниками, а скорее военачальниками шиитского толка. Вообще, сведения об этих людях довольно противоречивые. В частности, в отдельных источниках их называют братьями, в других - братьями - текинцами ******, хотя имя Гифари свидетельствует о том, что человек происходил из определенной местности в долине Ваддан, которая связывала Мекку с внешним миром, где обитало племя гифаритов - Бану Гифар. Кроме того, на их надгробных плитах (**** стр. 129-130)сообщается их краткая биография
Еще
Но, вернемся к фото. Жара в июле в Туркмении обычно доходила до 50 градусов в тени, а каналов (Хузмузкара, Махан, Разик) - притоков Мургаба (второе название - Мервруд - рассадник экзотических паразитарных болезней типа "ришты" или "пендинки" - "Древности Закаспийского края", стр.80, 81) среди развалин уже не наблюдалось. Ну а мы с Женей, проведя день на руинах при температуре порядка 70-ти градусов (а где ты ее найдешь там, тень-то?) еле живыми доползли до мавзолея, где нас напоили чаем четверо туркмен, устроивших посиделки прямо на псевдогробнице.
Фото сделано перед тем, как мы начали собираться домой. Правда, качество степени "не очень".
Верблюды пасутся на фоне Абдуллахан-Калы
Так закончился наш поход на развалины древнего Мерва
* - Женя был выпускником Орджоникидзевского ВОКУ 1986 года, в 56-й вдбр служил в 1 пдб. Пропал без вести в Юго-Восточной Азии во время подводного погружения
** - Байрам-Али-Хан по отцу происходил из рода Каджаров (династия, правившая Ираном с 1795 по 1925 год, когда она была свергнут Резой Пехлеви) и был последним правителем Мерва в конце XVIII века. Хан был шиитом, перешедшим в суннизм, а его его мать была туркменкой из племени Салор. После трех лет его управления городом, которые стали знамениты последним расцветом Мерва, бухарский эмир Мурад Би (Шах-Мурад) приказал отряду туркменов с берегов Амударьи и 2000 узбекских всадников разграбить Мерв. К этому набегу присоединились т.н. "туркмены-грабители". В ходе этого нападения Байрам-Али был убит пулей, голова его отделена от тела одним афганцем, и отправлена в Бухару, где в течении недели висела водруженной на столб на месте казней, а сам труп был возвращен его матери ("Древности...", стр. 83-85) "Мерв был покорен в 1200 г. х. (1785|86 г.) Тело Байрам Али было передано его матери, вследствие чего был заключен мир. Байрам Али имел трех сыновей: старший, хаджи Мухаммед Хусейн, был в Мешхеде, два других, Мухаммед Керим-хан и Мехди-хан, были в Мерве; Мухаммед Керим-хан занял место отца" (Извлечения из "Истории Средней Азии" Мир Абдуль-Керима Бухарского).
*** - Плутарх приводит яркое описание вооружения парфянских катафрактариев - "Красс (Сравнительные жизнеописания)": "24. Устрашив римлян этими звуками, парфяне вдруг сбросили с доспехов покровы и предстали перед неприятелем пламени подобные - сами в шлемах и латах из маргианской, ослепительно сверкавшей стали, кони же их в латах медных и железных. "
****
Древности Закаспийского края, стр 113, 118-134; что касается Тахмураспа, то авестийское его имязвучит, как Тахма-Урупи, 'Отважный, в лисий мех одетый' или 'Отважная лиса, носящая шкуру'.
***** - историю жизни султана Санджара можно почитать тут http://oldevrasia.ru/library/V--M--Zaporozhets_Seldzhuki/15 Что касается убийства жителей Мерва, то у А.А.Олсуфьева ("По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.110-111) ссылающегося на дневник доктора И.Л.Яворского, входившего в состав русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1877-1878 годах, можно прочесть, что после сдачи города монгольскому полководцу Тули-Хану, население города в количества 1300 тыс. человек было роздано его воинам для уничтожения. При этом каждому монголу пришлось убить по 400 человек, и лишь четыремстам ремесленникам и художникам удалось выжить, поскольку они были отправлены в столицу Орды "для украшения"
****** - В.А. Жуковский в своей книге ( "Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва" в сборнике Материалы по археологии России, издаваемые Императорской археологическойкомиссией ?16, Спб, 1894, стр 52, 76, 80) ссылается на историка Джувейни, изданного в рукописи Санкт-Петербургского университета ?172 лл 39а - 69а
Кроме того, Джувейни в "Истории завоевания мира" сообщил об еще одном варианте умервщления мервцев: "...Пять дней спустя (прибыл) Турбай с 5000 войска и сипехсаларом Хумаюном, который носил прозвание Ак-мелик и служил им (монголам). Достигнув Мервских ворот, они тотчас же взяли город и, взнуздав правоверных, словно верблюдов, связывали веревкой по десять, по двадцать в одну цепь и бросали в кровавый чан. Более 100 000 приняли мученическую смерть". Далее рассказывается, что на Мерв напал сперва монгольский военачальник Карача-нойон, находившийся в это время в Талькане. Он перебил всех жителей, которые попались ему на глаза, и использовал их запасы пшеницы. Потом, следом за ним, пришел другой монгольский военачальник, Кутуку-нойон, с войском в 100 000 человек. Халаджи, газнийцы и афганцы, входившие в состав этого войска в качестве ополчения (хашари), довершили разрушение города и истребление его жителей. В течение 40 дней они производили такие насилия, 'подобных которым никто не видел', и такое опустошение среди населения, что 'в городе и окрестных деревнях не оставалось и 100 человек и не находилось количества пищи, достаточного для нескольких несчастных'. Затем говорится еще о каком-то грабителе, по имени Шах, который пришел с шайкою 'бездельников' на смену халаджам и афганцам и окончательно превратил город в пустыню, отыскивая и убивая тех, кто случайно уцелел от погромов. После разгрома 1221 года город удалось возродить лишь в 1409 году - именно тогда были в очередной раз восстановлены его руины (А.А.Олсуфьев "По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.105).
****** - Мне рассказал 'Омар б. Шабба, говоря: мне рассказал Хатим б. Кабиса, который говорит: рассказал нам Галиб б. Сулайман со слов 'Абдаррахмана б. Субха, который говорил: я был [39] вместе с ал-Хакамом б. 'Амром в Хорасане. А Зийад написал 'Амру (Может быть, имеется в виду Ибн 'Амр, т.е. ал-Хакам): 'У жителей гор ал-Ашалл доспехи - войлок, а сосуды - золото'. Он воевал с ними и [мусульмане] углубились в их территорию. Тогда они (жители) захватили горные проходы и дороги и окружили его. Он был бессилен справиться с этим делом и поручил ведение войны ал-Мухаллабу. И ал-Мухаллаб не переставал изобретать ухищрения, пока не захватил одного из их вождей и сказал ему: 'Выбирай: или я убью тебя, или ты выведешь нас из этой теснины'.Тот ответил ему: 'Зажги огонь в стороне одной из этих дорог и прикажи, чтобы обоз был отправлен в ее сторону. И тогда эти люди подумают, что вы вступили на эту дорогу, чтобы следовать по ней, то они соберутся со всех сторон против вас и очистят другие дороги, кроме этой. Тогда ты поспеши раньше их на другую дорогу и они не настигнут тебя, пока ты не выйдешь из ущелья'. И они сделали так, а он спасся, и они захватили большую добычу.
"...в [47] году Зийад отправил ал-Хакама б. Амра ал-Гифари эмиром в Хорасан, и он совершил поход в горы ал-Гура и Феравенды и покорил их жителей силой меча. Он завоевал их и захватил в них обильную добычу и пленных".
Бурейда-ибн-ал-Хусейб, был, как считается, назначен правителем Мерва самим пророком Мухаммедом.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023