ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Магерамов Александр Арнольдович
Развалины древнего Мерва в Маргиане

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.60*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фото размещены по просьбе Дмитрия Германовича Смолкова

  Летом 1991 года мы с Евгением Гасниковым * "выставили" начальнику инженерного склада 56-й вдбр несколько бутылок шампанского, взамен чего получили на руки секретный в то время волновой миноискатель РВМ-2М, срабатывавший не только на сталь, но и на неоднородность грунта.
  После этого мы добрались до Байрам-Али ** и наняли такси, добросившее нас до развалин обозначенной на также секретной карте местности, как "Искендер-Кала" - дело в том, что ваш покорный слуга частенько исполнял обязанности начальника штаба батальона, поэтому имел доступ к секретному чемодану, в котором хранилась карта окрестностей Байрам-Али.
  
  То, что мы увидели за стенами "Крепости язычников" повергло нас поистине в шок, поскольку мы поняли, что напрасно потратили деньги на миноискатель. Развалины располагались на площади по меньшей мере 60-ти квадратных километров, потому если бы мы и захотели попользоваться секретным изделием, то нам для обследования одного только наружного слоя окрестных развалин понабилось бы несколько десятилетий . Впрочем, смотрите фото из июля 1991 года. Чтобы было понятно, где что расположено, привожу схему, составленную Владимиром Ивановичем Пилявским (7(20).VII.1910 - 9.V.1984) в 1971 году.
    []
  
   1- мавзолей султана Санджара; 2- 'гофрированное" административное здание в Шахрияр-арке; 3- руины дворца в Шахрияр-арке; 4- мечеть Юсуфа Хамаданского; 5- жилой дом; 6- мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда; 7- Большая Кыз-кала; 8- мавзолей Кыз-биби; 9- Малая Кыз-кала; 10- большой ледник (сардоба); 11-ледник (сардоба); 12-ансамбль погребений асхабов; 13- руины 'гофрированного" здания; 14-следы военного лагеря или т.н. "лагерь Сельджукидов" или "Шаим-Кала" VI века
   Красной стрелкой обозначено место, куда нас с Женей доставил таксист.
   В IV веке до н.э. подвассальный персам город Маргиан или Маргуш был захвачен полководцем Александра Македонского - Антигоном Одноглазым или Антигоном-Циклопом (Ἀντίγονος ὁ Μονόφθαλμος; 382 до н.э. - 301 до н.э.). Тогда город имел всего лишь от 7 до 8 верст в окружности (А.А. Олсуфьев "По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.104)
   Ну, а теперь мои фото
    []
   На первом фото в левом верхнем углу - крепость Султан Кала примерно XI-го века.
   На фото в левом нижнем углу - развалины крепости "Гяур-Кала" (Крепость язычников) или "Искендер-Кала" - то есть древней Антиохии(Александрии-Маргианы), построенной по приказу одного из потомков полководца Александра Македонского - Селевка ("Селевкидский царь Антиох Сотер распорядился обнести город стеной 1500 стадий (250 километров)"... Крайний пункт стены Антиоха - 6,5 км к северу-востоку от Одунчи-депе). Бугры - так выглядят на местности остатки башен крепости. "Квадратная в плане, крепость имела высокие оборонительные стены со множеством башен и одними воротами в середине каждой стены. От каждых ворот шли прямые магистральные улицы, пересекающиеся в центре города. Известно также, что в 175 году до н.э. понтийский царь Митридат I захватывал Маргиану. Также поступил в 115 году до н.э. Митридат II.
   Еще будучи на службе в Туркмении мне довелось приобрети брошюрку по истории города - именно сюда были отправлены плененные под Каррами парфянами воины Красса в количестве 10000 человек - лишь через много лет немногим из них удалось вернуться на Родину. В метрополии же вскоре после сражения разразились такими стихотворными обличениями по поводу их брачной и сельскохозяйственной деятельности в Маргиане (сохранились сведения о выращивании пленными римлянами винограда):
  
   Ужели воин Красса, в постыдный брак
   Вступив с парфянкой, в вражеской жил стране?
   О курия! О порча нравов!
   В доме состарились тестя, персов
  
   Или таких:
  
   Ведь Красса воины на варварках женились
   И с ними жили же во вражеских странах,
   И (боги, до чего безумцы развратились!)
   Зятьями старились при чуждых знаменах,
   Царя мидийского склонялся к порогу.
  
   Еще (наиболее вероятно, что это альтернативный перевод как первого, так и второго четверостишия):
  
   Как жить в плену могли, в позорный брак вступая,
   Солдаты Крассовы? Как под ярмом вдали
   (О, извратившийся сенат и нравы наши!)
   В рядах тестей-врагов могли
  
   Лишь императору Августу удалось вернуть часть пленных и знаки, захваченные под Каррами парфянами - Красс в том бою принес на алтарь не только сына Публия, голова которого была насажена на парфянское копье, но и свою жизнь; помимо этого были утрачены значки семи римских легионов (Аврелий Виктор, 'О знаменитых мужах города Рима', 79,4,5; Марк Минуций Феликс в своей поэме 'Октавий' утверждал: 'Красс за насмешки над фуриями, заслужив их гнев, заставил нас выручать наши знамена у парфян';
   Битва под Каррами произошла в июне 53 года до н. э. и закончилась мучительной смертью Красса, которому противники влили в глотку расплавленное золото. Прославила свое имя в этой битве парфярская область Маргиана и ее центр - Мерв (Александрия-Маргиана), поскольку тяжеловооруженная парфянская конница (катафракты от др.-греч. κατάφρακτος - покрытый бронёй) была с ног до головы закована в "сверкающее маргианское железо ***".
   Справа - мавзолей последнего султана сельджукидов Ахмада Санджара (Муизз ад-Дин Абу-л-Харис Ахмад Санджар, сын Малик-Шаха - это то самое здание, с которого Сухов в "Белом солнце пустыне", находясь при пулемете "Льюис", наблюдает на конными басмачами Абдуллы)
    []
   На втором фото слева развалины самой древней крепости Мерва - Эрк-Калы (Эрк-Тепе - "Кремлевый холм"****), построенной самое позднее при Ахеменидах (Истахри утверждал, что Тахмурасом****), то есть не позже примерно VI века до н.э.
   В правом верхнем углу - замечательное фото мавзолея султана ***** умершего 8 мая 1157 года от дизентерии или, как поэтично написал летописец, "султан Санджар стал ближе к Всевышнему. Жители Хорезма три дня пребывали в трауре". Султан приказал построить свою усыпальницу еще при жизни и нарек его 'Дар ал-ахира', т.е. 'Дом загробной жизни'. Смерти предшествовал разгром войска султана Санджара огузами (карлуками), "...которые в продолжение трех суток грабили город [Мерв] и в поисках скрытых сокровищ хватали знатных вельмож и подвергали их мучениям и истязаниям", не избег такой же участи и султан, отправившись в трехлетний плен, из которого его освободили только в 1156 году, а еще через год он умер. Все это можно прочесть у Джувейни в книге "Чингизхан. История завоевателя мира", часть 1, М., 2004, стр 198-199..., а также у него же другого издания (****** стр.76)
   В нижнем - псевдогробница того самого султана Санджара. В 1221 году татары разграбили город, "сданный" им эмиром Муджир-аль-Мульком, вышедшего к татарам "с большими подарками" и убили свыше миллиона человек ***** местного населения ("сеид Алл-Эд-Дин-Несабэ с несколькими писцами пересчитывал убитых тринадцать суток - было насчитано один миллион триста тысяч с лишком, в живых осталось четыре души...") и вытряхнули с целью грабежа кости султана. С тех пор никто не знает, где они лежат. Невнятно сообщалось, что останки правителя были перенесены в тайное место. По свидетельствам местных жителей, записанных А.А. Олсуфьевым ("По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.104) население было перерезано по приказу Чмнгизхана за убийство сына Чагатая - Нейсу-нойона
   А вот какие сведения можно прочесть про завоевание Мерва в 'Собрании путешествий к татарам', (Спб, 1828, 47, 129): "Число христиан в Средней Азии было столь велико, что по словам известного путешественника Плано Карпини, писавшего в 1246 году, на всю численность Батыева войска в 600000 человек последователей Христовой веры было 450000. Тот же Плано Карпини, перечисляя земли, покоренные Чингиз-ханом, называет и землю Гуйуров (Huyur), которые центром своих поселений считали город Мерв. 'Отдохнув несколько (после поражения со стороны китайцев) Чингиз начал снова готовиться к войне и пошел в землю Гуйуров (terram Huvrorum), кои были христиане несторианского толка, и коих они также победили и приняли их грамоту; ибо до того не имели никакого письма, теперь же эту грамоту называют монгольскую'
    []
   Женя сидит на стене Эрк-калы
    []
   На третьем фото я сфотографирован стоящим на стене Эрк-калы, а за моей спиной остатки квартала горшечников и оплывшие стены Гяур-калы. Кстати, в последней крепости валялось великое множество каменных или глиняных ядер диаметром порядка 15 сантиметров. Одно из них я подобрал и в том же году отправил в Омск.
   На фото слева внизу срез стены Эрк - калы, справа вверху - гробница пехлевана-богатыря Мирзаб-Шаха Хорезмского, на которой 100 лет назад был осколок камня с началом персидской надписи: "Я буду воссылать прославление за твою чистую душу каждую минуту...".
   На нижнем фото - снова мавзолей султана.
    [] Здесь фото мавзолея асхабов (так называли последователей Магомета, принявшие его религию еще при жизни; проповедников ислама) ал-Хакама ибн Амра ал-Гифари и Бурейды ибн ал-Хусейба ал-Аслами. Есть сведения, что ислам они проповедовали в соответствии с 47-й Сурой, аятом 4 и были не совсем сподвижниками, а скорее военачальниками шиитского толка. Вообще, сведения об этих людях довольно противоречивые. В частности, в отдельных источниках их называют братьями, в других - братьями - текинцами ******, хотя имя Гифари свидетельствует о том, что человек происходил из определенной местности в долине Ваддан, которая связывала Мекку с внешним миром, где обитало племя гифаритов - Бану Гифар. Кроме того, на их надгробных плитах (**** стр. 129-130)сообщается их краткая биография
   Еще  []
   Но, вернемся к фото. Жара в июле в Туркмении обычно доходила до 50 градусов в тени, а каналов (Хузмузкара, Махан, Разик) - притоков Мургаба (второе название - Мервруд - рассадник экзотических паразитарных болезней типа "ришты" или "пендинки" - "Древности Закаспийского края", стр.80, 81) среди развалин уже не наблюдалось. Ну а мы с Женей, проведя день на руинах при температуре порядка 70-ти градусов (а где ты ее найдешь там, тень-то?) еле живыми доползли до мавзолея, где нас напоили чаем четверо туркмен, устроивших посиделки прямо на псевдогробнице.
    []
   Фото сделано перед тем, как мы начали собираться домой. Правда, качество степени "не очень".
  
    []
   Верблюды пасутся на фоне Абдуллахан-Калы
   Так закончился наш поход на развалины древнего Мерва
   здесь еще есть фото развалин Мерва
   * - Женя был выпускником Орджоникидзевского ВОКУ 1986 года, в 56-й вдбр служил в 1 пдб. Пропал без вести в Юго-Восточной Азии во время подводного погружения
   ** - Байрам-Али-Хан по отцу происходил из рода Каджаров (династия, правившая Ираном с 1795 по 1925 год, когда она была свергнут Резой Пехлеви) и был последним правителем Мерва в конце XVIII века. Хан был шиитом, перешедшим в суннизм, а его его мать была туркменкой из племени Салор. После трех лет его управления городом, которые стали знамениты последним расцветом Мерва, бухарский эмир Мурад Би (Шах-Мурад) приказал отряду туркменов с берегов Амударьи и 2000 узбекских всадников разграбить Мерв. К этому набегу присоединились т.н. "туркмены-грабители". В ходе этого нападения Байрам-Али был убит пулей, голова его отделена от тела одним афганцем, и отправлена в Бухару, где в течении недели висела водруженной на столб на месте казней, а сам труп был возвращен его матери ("Древности...", стр. 83-85) "Мерв был покорен в 1200 г. х. (1785|86 г.) Тело Байрам Али было передано его матери, вследствие чего был заключен мир. Байрам Али имел трех сыновей: старший, хаджи Мухаммед Хусейн, был в Мешхеде, два других, Мухаммед Керим-хан и Мехди-хан, были в Мерве; Мухаммед Керим-хан занял место отца" (Извлечения из "Истории Средней Азии" Мир Абдуль-Керима Бухарского).
   *** - Плутарх приводит яркое описание вооружения парфянских катафрактариев - "Красс (Сравнительные жизнеописания)": "24. Устрашив римлян этими звуками, парфяне вдруг сбросили с доспехов покровы и предстали перед неприятелем пламени подобные - сами в шлемах и латах из маргианской, ослепительно сверкавшей стали, кони же их в латах медных и железных. "
   ****
   Древности Закаспийского края, стр 113, 118-134; что касается Тахмураспа, то авестийское его имязвучит, как Тахма-Урупи, 'Отважный, в лисий мех одетый' или 'Отважная лиса, носящая шкуру'.
   ***** - историю жизни султана Санджара можно почитать тут http://oldevrasia.ru/library/V--M--Zaporozhets_Seldzhuki/15 Что касается убийства жителей Мерва, то у А.А.Олсуфьева ("По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.110-111) ссылающегося на дневник доктора И.Л.Яворского, входившего в состав русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1877-1878 годах, можно прочесть, что после сдачи города монгольскому полководцу Тули-Хану, население города в количества 1300 тыс. человек было роздано его воинам для уничтожения. При этом каждому монголу пришлось убить по 400 человек, и лишь четыремстам ремесленникам и художникам удалось выжить, поскольку они были отправлены в столицу Орды "для украшения"
   ****** - В.А. Жуковский в своей книге ( "Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва" в сборнике Материалы по археологии России, издаваемые Императорской археологическойкомиссией ?16, Спб, 1894, стр 52, 76, 80) ссылается на историка Джувейни, изданного в рукописи Санкт-Петербургского университета ?172 лл 39а - 69а
   Кроме того, Джувейни в "Истории завоевания мира" сообщил об еще одном варианте умервщления мервцев: "...Пять дней спустя (прибыл) Турбай с 5000 войска и сипехсаларом Хумаюном, который носил прозвание Ак-мелик и служил им (монголам). Достигнув Мервских ворот, они тотчас же взяли город и, взнуздав правоверных, словно верблюдов, связывали веревкой по десять, по двадцать в одну цепь и бросали в кровавый чан. Более 100 000 приняли мученическую смерть". Далее рассказывается, что на Мерв напал сперва монгольский военачальник Карача-нойон, находившийся в это время в Талькане. Он перебил всех жителей, которые попались ему на глаза, и использовал их запасы пшеницы. Потом, следом за ним, пришел другой монгольский военачальник, Кутуку-нойон, с войском в 100 000 человек. Халаджи, газнийцы и афганцы, входившие в состав этого войска в качестве ополчения (хашари), довершили разрушение города и истребление его жителей. В течение 40 дней они производили такие насилия, 'подобных которым никто не видел', и такое опустошение среди населения, что 'в городе и окрестных деревнях не оставалось и 100 человек и не находилось количества пищи, достаточного для нескольких несчастных'. Затем говорится еще о каком-то грабителе, по имени Шах, который пришел с шайкою 'бездельников' на смену халаджам и афганцам и окончательно превратил город в пустыню, отыскивая и убивая тех, кто случайно уцелел от погромов. После разгрома 1221 года город удалось возродить лишь в 1409 году - именно тогда были в очередной раз восстановлены его руины (А.А.Олсуфьев "По Закаспийской военной железной дороге", 1899, стр.105).
   ****** - Мне рассказал 'Омар б. Шабба, говоря: мне рассказал Хатим б. Кабиса, который говорит: рассказал нам Галиб б. Сулайман со слов 'Абдаррахмана б. Субха, который говорил: я был [39] вместе с ал-Хакамом б. 'Амром в Хорасане. А Зийад написал 'Амру (Может быть, имеется в виду Ибн 'Амр, т.е. ал-Хакам): 'У жителей гор ал-Ашалл доспехи - войлок, а сосуды - золото'. Он воевал с ними и [мусульмане] углубились в их территорию. Тогда они (жители) захватили горные проходы и дороги и окружили его. Он был бессилен справиться с этим делом и поручил ведение войны ал-Мухаллабу. И ал-Мухаллаб не переставал изобретать ухищрения, пока не захватил одного из их вождей и сказал ему: 'Выбирай: или я убью тебя, или ты выведешь нас из этой теснины'.Тот ответил ему: 'Зажги огонь в стороне одной из этих дорог и прикажи, чтобы обоз был отправлен в ее сторону. И тогда эти люди подумают, что вы вступили на эту дорогу, чтобы следовать по ней, то они соберутся со всех сторон против вас и очистят другие дороги, кроме этой. Тогда ты поспеши раньше их на другую дорогу и они не настигнут тебя, пока ты не выйдешь из ущелья'. И они сделали так, а он спасся, и они захватили большую добычу.
   "...в [47] году Зийад отправил ал-Хакама б. Амра ал-Гифари эмиром в Хорасан, и он совершил поход в горы ал-Гура и Феравенды и покорил их жителей силой меча. Он завоевал их и захватил в них обильную добычу и пленных".
   Бурейда-ибн-ал-Хусейб, был, как считается, назначен правителем Мерва самим пророком Мухаммедом.

Оценка: 9.60*5  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023