ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Олейник Станислав Александрович
Письма из прошлого

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   ПИСЬМА ИЗ ПРОШЛОГО, ИЛИ О ЧЕМ ПИСАЛА "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" 15 ФЕВРАЛЯ 1989 ГОДА...
  
   Итак. Газета "Комсомольская, правда", N 2 . 15 февраля 1989 года.
   Рубрика: "Диалог":
  
   1.Джамиля ИСКАНДЕРОВА, мать погибшего "афганца", Ташкент:
   -Вот и наступил день, долгожданный для всех матерей, чьи сыновья служили в Афганистане. Теперь они могут ночами засыпать спокойно: их дети не подорвутся на мине, не будут мишенью для душманского снайпера, не обагрят своей молодой кровью чужие камни и пески...
   Сыновья наши возвращаются, вы слышите - мамы, - узбекские и русские, татарские и белорусские, литовские и грузинские... Живыми! Но мой Донат никогда не позвонит в дверь, никогда не обнимет меня, свою мать. Он никогда не обнимет старого отца, не прижмет к груди единственную сестру...
   Да, мой Донат навсегда остался девятнадцатилетним...
   Мой сын проходил учебу в школе сержантов в Туркмении. Когда он ее заканчивал, мы - родители Доната, выступали перед воинами во время принятия воинской присяги, напутствовали их свято выполнить свой интернациональный долг. Хотя теперь я часто
   себя спрашиваю: что же это за долг был такой? Перед кем?
   Мой сын был (как страшно говорить мне о нем в прошедшем времени) мастером спорта, играл в ватерпол за команду высшей лиги "Мехнат". Когда его призвали в армию, учился на третьем курсе института физической культуры.
   Его оставляли служить инструктором в части, а он написал шесть рапортов начальству, чтобы его отправили в Афганистан.
   Он до конца был верен присяге и погиб на боевом посту, прикрывая товарищей. Но это я узнала не от старшего лейтенанта, сопровождавшего гроб, а из писем однополчан Доната.... Похоронили сына на дальней окраине Куйлюкского кладбища.
   У нас в городе несколько кладбищ - русский, узбекский, еврейский, татарский.... И повсюду покоятся наши мальчики. И никому в голову не пришло создать мемориальное кладбище для них - ведь не сотню не две - более двух тысяч цинковых гробов получил один лишь Ташкент.
   Все они похоронены на разных кладбищах. А ведь было бы лучше, если бы они лежали рядом. И покоились бы плечом к плечу - дети матерей разных национальностей, словно братья родные, объединенные общей судьбой. Но нет в Ташкенте мемориального кладбища воинов-интернационалистов...
   Орден Красной Звезды мне вручали так: позвонили из военкомата: " Придите, заберите орден сына". Будто это значок какой-то. Наотрез отказалась, потребовала вручить награду в присутствии однокурсников, в институте.
   После гибели Доната написала я письмо афганским матерям. Его, говорят, зачитывали на благотворительном концерте, что прошел осенью в Ташкенте. Меня не пригласили, хотя ответ на мое письмо зачитывал сам афганский консул в Ташкенте. Спасибо тебе "Комсомолка", ты напечатала мое письмо, и ответ на него афганской матери Биби Марджон, потерявшей троих сыновей.
   Узнала я, что в Ташкенте собираются воздвигнуть памятник воинам-интернационалистам, смотрела проекты. Поймите же, люди, не нужен нам монумент славы. Нужен нам монумент скорби. Не забудьте спросить мнение матерей, чьи сыновья погибли на этой войне...
   Вот и все что хотела сказать сегодня, когда наши сыновья возвращаются. Пусть больше никто из матерей не оплакивает в мирное время единственного сына.
  
   2.Григорий ЛОГВИНЕНКО, священник Курско-Белгородской епархии Русской православной церкви:
   -В связи с выводом наших войск из Афганистана я испытываю чувство глубого облегчения и скорби. Облегчения - оттого, что не будут больше гибнуть наши сыны, скорби - за убиенных.
   Русская православная церковь всегда прочно стояла на позициях патриотизма. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих",- говорит апостол Иоанн Богослов. Но при всем желании, эти слова никак не подходят к войне в Афганистане, которая представляется мне крупнейшей ошибкой, когда советские люди были втянуты в войну против свой воли, в тот период, названный теперь застойным.
   А сегодня, в последний день вывода наших войск, по просьбе прихожан нашего прихода будет отслужен благодарственный молебен за окончание военных действий.
  
   3.Хилари ПИЛКИНГТОН, социолог (Великобритания).
   -Это событие вызывает во мне самые разные, самые противоречивые чувства. Прежде всего - глубокая грусть о погибших: как с советской, так и афганской сторон... Тревожит и будущее Афганистана, - там столько проблем, кровь все еще льется, и когда она перестанет литься - неизвестно. Но присутствует при этом и третье, обнадеживающее чувство - все мы что-то поняли за эти девять лет войны, мы стали другими, нежели прежде, ведь иначе того, что произошло сегодня, не случилось бы. Главное даже не в том, чтобы осознать эту войну как политическую ошибку застоя. Главное - понять, что мы изменились, и изменились благодаря новому мышлению в мировых отношениях.... И еще. Не совсем согласна, когда говорят о сходстве войны в Афганистане и Вьетнаме. Сходство, думаю, в одном: в том, что парням, воевавшим в Афганистане, будет психологически тяжело в Советском Союзе - слишком много пережитого. Им нужно помочь обрести себя. Это задача всех...
  
   4.Валерий ЛЕОНТЬЕВ, певец.
   -Я был там... в Афганистане. Видел кровь, смерть, оторванные минами руки, ноги... Страшно об этом вспоминать. Но, слава богу, этому приходит конец. Конец этой войне. Тысячи женщин ждут возвращения своих мужей, сыновей.
   Давайте же встретим их по-доброму, по-отечески. Они - солдаты. А первая заповедь любого солдата - выполнить приказ.
   Другое дело - какой приказ. Но это ни в коем случае не умаляет достоинств наших ребят. Убежден: говорить и писать надо не только о том, какая это была война, но и том, как храбро сражались наши ребята, как выручали друг друга от пули, какие песни сложили там. Святой долг каждого из нас - помочь им определиться в мирной жизни, проявить милосердие к раненым, инвалидам, хранить в памяти погибших.
   С возвращением вас, ребята! Успехов, счастья, здоровья в мирной жизни!
  
   5.Абдул РАКИБ, заведующий международным отделом ЦК Демократической организации молодежи Афганистана:
   -Сложные, противоречивые чувства возникают у меня, как и у любого гражданина Афганистана. Но, прежде всего, испытываю чувства огромной благодарности советским людям, которые пришли нам на помощь в трудную минуту, помогли отстоять завоевания апрельской революции от вешних и внутренних врагов. В душе осталась добрая память о погибших. Эта война, унесшая тысячи и тысячи жизней - подлинная трагедия в истории нашего народа.
   Советские войска покидали землю Афганистана, а душманы оживляли свою деятельность - контрреволюционное движение приобрело широкий размах. Во многих города жители перестали получать продукты питания, нарушены экономические связи. Война продолжается. Душманы держат народ в страхе. Усилились беспорядки. Враги формируют новые военные группировки. Но нас не запугать - мы сможем противостоять при необходимости. Самое главное, что нам помог Советский Союз, - создание боеспособных, сильных, технически оснащенных войск.
   И все - таки мы мечтаем о мире. Правительство Афганистана пытается остановить войну путем национального примирения. Хочу сказать на прощание: " Спасибо вам за все!"
  
   ."СЕГОДНЯ АФГАНСКУЮ ЗЕМЛЮ ПОКИДАЕЬ ПОСЛЕДНИЙ СОВЕТСКИЙ СОЛДАТ. КАКИЕ МЫСЛИ И ЧУВСТВА ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ЭТО СОБЫТИЕ?" - такой вопрос газета "Комсомольская правда" поставила перед своими читателями 15 февраля 1989 года.
  
   1.Анатоль КУДРАВЕЦ, главный редактор журнала "Неман", г. Минск:
   -Наконец-то!..
   Одним этим жестким словом можно выразить то, что еще долго будет переживать каждый советский человек. Радость и горечь - вот два чувства, которые воюют в моей душе сегодня, в этот, исторический день, когда последние советские солдаты оставляют Афганистан.
   Исторический день для каждого советского воина, ибо с этого дня его жизнь защищена законами и правдой родной земли, законами спокойного, мирного времени.
   Исторический для страны, нашедшей в себе мужество признать реальное положение вещей, через потери и испытания пришедшей к горькой мудрости, что часто не сделать плохо легче, чем переделывать сделанное плохо. Особенно когда это касается таких деликатных вещей, как суверенитет, свобода, независимость, вера. Решение всех сложнейших вопросов лежит в плоскости политических дебатов, а не военного противостояния - вот мудрость этого момента. Как показывает практика государственных отношений последних лет - только на этом пути можно искать м находить понимание и уважение.
   Даже если этот день сохранит жизнь одного нашего солдата, это уже большая победа. Солдатская жизнь нужна солдату, его семье, нужна нам, обществу свободных людей, как большая самоценность, и жизнь, как торжество нового мышления.
   Горько, что к этой простой мудрости мы так долго шли и заплатили такую дорогую цену.
   Невозможно было в полную силу говорить о перестройке, имея в тылу такой тяжелый и взрывоопасный нерешенный афганский вопрос. Теперь, будем надеяться, тылы наши укрепились. Значит, дальше, вперед!
  
   2.Сергей ЛАКТИОНОВ, первый секретарь Перовского РК ВЛКСМ г. Москвы. В Афганистане - сержант танковых войск. Награжден медалью "За боевые заслуги".
   -Я рад выводу наших войск из Афганистана, я двумя руками "за". Но если бы это случилось раньше - хотя бы 2 - 3 года назад! Сколько еще ребят вернулись бы домой живыми и здоровыми!
   Я и многие мои товарищи по оружию не считаем свое пребывание в этой стране напрасной жертвой. Мы были нужны там. Нужны, прежде всего, для того, чтобы показать народу слаборазвитой страны, что есть и другая жизнь, другой мир, к которому нужно стремиться. Хоть и получалось это у нас не всегда.
   И еще. Я считаю, что, введя войска, мы должны были действовать по - другому. Должны были быстрее делать боевые коррективы на реалии той войны, а не опираться зачастую на военные догмы, выработанные в тиши высоких штабов в мирное время. Тогда и потери среди наших ребят были бы меньше.
  
   3.Виктор АВОТИНЬШ, член Думы Народного фронта Латвии:
   - С выходом войск и смерть отходит от ребят, и пространство нашей государственной политики становится более чистым. Думая об Афганистане, я хотел бы резко, категорически отделить действия человека от поступка тех, кто начал эту историю. То есть, если говорить о мужестве, достоинстве, то только о личном, солдатском и офицерском, поскольку из-за ошибок других, принимавших, наверное, близорукое решение, долгие годы не знали, как выпутаться из создавшегося положения, чем усугубили, расширили размеры личных трагедий, поставили под сомнение свой международный престиж.
   Мне также не хочется, чтобы судьба служивших в Афганистане была поставлена чем - то вроде ширмы перед изначальной нелепостью. Также судьба работавших в Чернобыле после аварии или спасателей в Ленинакане - есть геройство только их дела, их поступка. Но отнюдь не оправдывает изначальные причины аварии, или из рук вон плохое строительство. Не надо подменять одно другим. Хуже всего те нередкие случаи, когда кто-то старается перевалить свою ответственность, озабоченность судьбой и здоровьем "афганцев" на общество, когда люди жертвуют, а иные чиновники дышат бюрократизмом, равнодушием и хамством. Мне хочется, чтобы ребята вернулись домой в самом полном и сердечном смысле этого слова.
  
   4.Женя ЛОМОВА, десятиклассница, г. Курск:
   -Хорошо, что не придется провожать своих одноклассников "туда", в пекло Афганистана. Хочу верить, что больше никогда никакая воля не пошлет наших парней в чужую страну решать чужие проблемы. Не посмеет! Потому что афганская война стала тяжким уроком на тему интернационализма. Н е всякие средства хороши для достижения даже самой высокой цели. Как долго мы шли к пониманию этой истины! Да и все ли дошли? У нас в классе есть ребята, которые хотели попасть в Афганистан. Они считают, что проверить себя можно только в бою, на грани смертельного риска. Зачем?! Живите мальчишки! Вы дома в сто раз нужнее.
  
   ПАМЯТЬ. ( Стр. 2 " КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" от 15 февраля 1989 года).
   "Эта пуля настигла их под Гератом, Кандагаром, Шиндантом - эти долгие девять лет обрывая их жизни. Но их жизни должны продолжаться - в нашей памяти, Пусть они не оборвутся во второй раз - от нашего бездушия и забвения..."
   1. Артюхов Анатолий Анатольевич, погиб 10 мая 1986 года, похоронен 19 мая 1986 года в селе Макашевка.
   2. Лукьянов Сергей Иванович, погиб 16 июня 1984 года, похоронен 23 июня 1984 года в селе Губари
   3.Троцкий Сергей Васильевич, погиб 8 января 1983 года, похоронен 26 января 1983 года в городе Губари.
   4. Курмышев Олег Александрович, погиб 11 июля 1982 года, похоронен 10 августа 1982 года в городе Борисоглебске.
   5. Слизов Сергей Владимирович, погиб 11 ноября 1984 года, похоронен 18 ноября 1984 года в селе Богана.
   6. Савин Александр Витальевич, погиб 29 ноября 1986 года, похоронен 8 декабря 1986 года в городе Борисоглебске.
   7. Ушаков Юрий Александрович, погиб 29 ноября 1986 года, похоронен 8 декабря 1986 года в городе Борисоглебске.
  
   Эти семь ребят погибли в Афганистане. Они жили в Борисоглебском районе. Сколько в нашей стране таких районов?
   Борисоглебск был выбран случайно. Мог бы быть выбран Павловск, Задонск, Путятино. Этими семью именами мы хотим открыть на наших страницах Книгу Памяти.
   Мне продиктовали эти семь фамилий в Борисоглебском горкоме комсомола. Юра Титов, первый секретарь, узнав, что они будут напечатаны, тревожно переспросил: не пораним ли мы этим упоминанием матерей, отцов, сестер, братьев? Пораним. Но человек, я думаю, умирает дважды. Первый раз - когда умирает, второй - когда уходят из памяти живых. Мне кажется, тысячам 18-летних мальчиков, ушедших на войну в Афганистан, мы не должны дать погибнуть во второй раз. Юра Титов рассказал, как берегут в Борисоглебске память об "афганцах". Пионерская дружина в школеN3 города Борисоглебска носит имя Сергея Лукьянова. В селе Макашевка есть улица Артюхова, в селе Губари улица Лукьянова и улица Троцкого. В школьных музеях боевой славы в этих селах есть уголки воинов-интернационалистов. Горком комсомола провел рейд: "Как живут семьи погибших?"
   А черту горкомовским заботам Юра Титов подвел такую: "Я считаю, мы все-тики мало делаем для них".
   Я не могу и не хочу подписывать под этими фамилиями звонкие слова с призывом гордиться их подвигом, мужеством, героизмом. Хотя все это было. Войны не бывает без личного мужества и героизма. Но войны не бывает без боли, нелепости ужаса, горя. Савин и Ушаков, названные в нашем списке последними, погибли в самолете не долетев до войны.
   Не о подвиге речь. Речь о памяти. И потому мы публикуем фамилии 7 ребят, погибших в Афганистане. Они жили в Борисоглебском районе. В нашей стране таких районов около трех тысяч.
   Е. ЯКОВЛЕВА.
   Мы обращаемся сегодня к журналистам молодежных газет: давайте продолжим Книгу памяти. Давайте назовем в ней погибших в Афганистане всех поименно.
   Мы готовы опубликовать все эти скорбные имена и даты.
  
   Не знаю, понравится это кому, или нет, но в заключение так и напрашиваются слова из песни "Память", которая представлена в числе других на ваш суд:
   " Давно нет той, которой присягали,
   Кто виноват? Истории видней...
   Теперь лишь память нас объединяет,
   Будь верен ей, солдат, будет верен ей!.."
  
  
Лещенко, Лещинский в Кабуле []
  
В Кабул, хотя и изредка, прилетали звезды нашей, советской, эстрады. Вот так я и познакомился в1986 году со Львом Лещенко. После концерта, который состоялся тогда в Новом микрорайоне, я познакомился и с легендарным тележурналистом в Афганистане Михаилом Лещинским. Было давно, и он вряд ли помнит тот стол, за которым мы сидели после концерта, в том уютном особняке, в котором он тогда и состоялся. Представляю фотографию, на которой изображен Михаил Борисович и Лев Лещенко, и автор, который стоит за правым плечом знаменитого певца. Сзади стоит 'Мерседес', на котором Михаил Лещинский тогда привез Льва Лещенко.
   С.Олейник.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023