ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Осипенко Владимир Васильевич
Песня

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:


Алитусская разведрота. []

Песня

Нам песня строить и...
служить помогает

  
   Песни петь дано не всем. Необходим слух и голос. Но это требование не имеет никакого отношения к армии, потому как у неё главный закон -- "Не можешь -- научим, не хочешь -- заставим". А в ВДВ дополнительно -- "Нет задач невыполнимых". Поэтому, когда ротный сказал: "Ничего не знаю, но утром на строевом смотре рота должна петь новую песню!" -- нам осталось ответить "Есть!" Хотя на самом деле ни хрена не было.
   Загнали с "комвзвода-раз" Юрой Ковязиным роту в Ленкомнату, сами залезли на табуретки и заголосили дурными голосами "Варяга". На двух Кобзонов мы явно не тянули. Ни фантазии тебе, ни таланта. Рота поморщилась, похихикала, но быстро сообразила, что песенная практика после ужина легко может продол­жить­ся до завтрака. Через полчаса нам стали дружно подвывать, а через час все орали так, что с потолка сыпалась штукатурка. Вышли на улицу, точнее -- на плац.
   Задача: сдуть своими голосами наши фуражки, когда мы с Юрой изображали высокое начальство на трибуне. Полк спал, а наш "Варяг" всё ещё не сдавался коварному врагу. Занятия прекратили, когда некоторые солдаты начали сипеть.
   Утром у проверяющих фуражки остались на месте, но разведчики рявкнули песню децибел на сто громче других и удостоились похвалы.
   С тех пор мы готовили песни к смотру загодя, благо, по полгода проводили в литовских и белорусских лесах. Вот где можно было отвести душу, наораться всласть, заодно и зверьё попугать, а то повадились кабаны на нашу свалку, хрястают по ночам картофельную кожуру, дневального под грибком пугают. Пели много и с видимым удовольствием. Появились свои запевалы, гармонисты, репертуар. Будучи ротным, разрешил петь всё подряд -- строевые, лирические, эстрадные, блатные... Маруся капала свои слёзы на копьё, солдат шагал по городу, а по полю летали пули, которые "хули пули, когда свистят снаряды". Однажды начальник учебного центра, занудный и деспотичный подполковник, услышал, как рота с песней шла в баню. Прибежал ко мне и стал уговаривать, чтобы рота перешла жить в казарму (мы стояли лагерем и жили в палатках).
   --  А это зачем ещё? - спрашиваю.
   --  Пусть по пути в столовую попоют, а мои поучатся.
   А зимой, блин, за недельное право проживания в казарме требовал бочку краски. Вот она -- волшебная сила искусства!
   Интересно было наблюдать, как вернувшаяся с полевого выхода рота первый раз шла в столовую. Батальоны прекращали построения и поворачивались к роте, офицеры замирали на ступеньках и слушали, а потом прибегали ко мне и просили отдать им "право на исполнение" нашей старой песни. Что-то отдавали, а некоторые песни по неписаному в полку закону могли петь только разведчики. Например, "От героев былых времён"... Фильм "Офицеры" только появился и был воспринят в армейской среде очень близко к сердцу. Мы эту песню не "затаскивали", пели её только по очень торжественным случаям, и я не помню, чтобы получали меньше пятёрки.
   Однако была у нас и своя -- особая -- песня, не для посторонних ушей. Мы её пели пару раз в год перед выполнением задач, требующих наивысшего напряжения сил. Это была песня о штрафной роте, расстрелянной заградительным отрядом в 1943 году под Ростовом. Там был припев: "Лежат все двести глазницами в рассвет, а им всем вместе четыре тыщи лет"... Это была солдатская песня про сволочей-генералов, бросивших роту на свои же пулемёты и положивших её под снег. Впервые услышал эту песню в курилке, пели бойцы. Подошёл, они замолчали. Попросил спеть ещё раз, солдаты переглянулись и исполнили ещё раз. Потом, когда офицеры стали в строй и спели эту песню вместе с ротой, она вдруг стала воинской клятвой друг перед другом. Молодые, которые слышали её первый раз, этой песней как бы принимались в круг посвящённых, которые готовы скорее умереть, чем подвести товарищей. И не подводили...
   Не забыть мне той табуретки из Ленкомнаты, и я твёрдо знаю, что хорошая рота может плохо спеть, но никогда плохая рота хорошо не споёт. Принимая полк у друга моего, блестящего командира Вани Комара, удивился, почему роты так слабо поют. Полк хороший, офицерский коллектив великолепный, а песня -- хоть угодников выноси. Что мы с замом Володей Петровым только не делали -- пищат невпопад, хоть режь! Чем больше тренируем - тем хуже.
   Ларчик открылся просто -- я запретил петь строевые песни! Что угодно, только не строевые.
   --  А если с "цветочками", нам ничего не будет? -- поинтересовались бойцы.
   --  Валяйте!
   Мы как будто выпустили джина из бутылки -- уши скручивались в трубочку, залётные проверяющие из дивизии круглели глазами, женщины с непривычки приседали, а дети за забором узнавали много новых слов. Никаких повторов -- репертуар обновляется еженедельно... На полковой вечерней заре, когда в жюри на трибуне был сплошь женсовет, первое место заняла самая заковыристая песня. Куда только подевались писклявость и разнобой?
  

* * *

   ...На строевой смотр комдив прибыл мрачнее тучи:
   --  Я сейчас "Полтиннику" поставил двойку! Если ты так же готов, скажи сразу и не отнимай времени!
   --  Полк готов, а как -- давать оценку Вам.
   Доклад, опрос, проверка, прохождение -- пока всё нормально. Но точку ставит прохождение с песней. Бойцы превзошли сами себя. Строевые песни зазвучали свежо и мощно, с музыкой, присвистом и подголосками. Батальоны спели так, что похолодело внутри.
   На разборе комдив удивил:
   --  Завтра строевой смотр повторить! Собрать сюда офицеров 350 полка -- пусть послушают, как надо петь.
   После этого полк собрал почти все кубки дивизии по боевой подготовке. Закон -- плохой полк хорошо не споёт!
  
  

Оценка: 9.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023