Ко времени ввода 56 одшбр в районе аэропорта Кундуз уже стоял 186 мсп (командир полка п-пк Смирнов Олег Евгеньевич), который вошёл в Афганистан 4 января 1980 года через Термез. Здесь располагались управление и штаб полка, подразделения обеспечения и тыл полка, а также 2 мсб (командир майор Тараканов Николай Николаевич). 3 мсб в это время находился в Таликане-Файзабаде, 1 мсб - в Баглане. В 9:00 9 января 2 мсб (без 5 мср) начал свою первую боевую операцию, выдвинувшись из Кундуза по маршруту Ишакчи, Ишкамыш, Бурка, Нахрин, для подавления перешедшего на сторону мятежников 4 ап ВС ДРА, дислоцировавшегося в Нахрине. 5 мср (командир роты ст. л-нт Трифонов Олег, командир 3 мсв - ваш покорный слуга) осталась в Кундузе, выполняя боевую задачу по охране и обороне аэропорта.
И лишь только после этого в Кудузе появились подразделения 56 одшбр.
В конце января - начале февраля мне, мотострелку, довелось участвовать в боевых действиях в составе этой десантной бригады, да ещё и в роли танкиста! 56 одшбр шла тогда на Имам-Сахиб и попросила моё мотострелковое командование поддержать её танками. Но, поскольку все три танковые роты были приданы мотострелковым батальонам, то решено было помочь десантникам двумя танками, только что отремонтированными силами ремонтной роты полка. Экипажи на них были, но вот офицеров-танкистов под рукой не оказалось. В итоге, меня назначили командиром этого "взвода".
Получаю задачу прибыть со "своим" взводом в распоряжение командира 56 одшбр.
Не успел комбригу доложить о прибытии, как тут же новая задача: совместно с дшв произвести разведку маршрута по дороге Ширхан - Имам-Сахиб. Порядок построения колонны: танк, дшв, танк Старший - командир дшв. Я - во главе колонны.
До поворота на Имам-Сахиб и несколько километров после него прошли спокойно. Вошли в Марашех. Слышу по радио: "Утюг! По тебе зажигалку бросили слева! Ещё одну!" К счастью, обе бутылки с зажигательной смесью бросались слева из-за дувала очень неточно, видимо, на звук, поэтому никакого вреда нам не причинили. Благополучно прошли ещё пару километров, когда впереди на расстоянии 500-800м обнаружили противника, ведущего по нам ружейно-пулемётный огонь. Доложили комбригу. Тот приказал в бой не вступать, возвращаться. Однако, по несколько выстрелов из орудий для острастки всё же сделали. Развернулись и заскрежетали гусеницами в обратную сторону.
Опять подходим к Марашеху, но уже с другой стороны. Механик начинает забирать вправо. Спрашиваю: "Что случилось?". Он в ответ: "Да эти же, ..., нас поджечь хотели!..". А наводчик уже разворачивает орудие назад.... В общем, проутюжили мы этот дувал вместе с теми, кто там был. Видел только, что кто-то не успел выскочить из-под гусянок. Впереди опять какое-то строение. Командую механику: "Выходи на дорогу". Он круто поворачивает влево, пробивает дувал, пересекает дорогу и прёт на противоположный дувал. И только тут до меня дошло - ведь он же ничего не видит! Гора глины и камней от заваленных дувалов лежит на люке и триплексах. Командую: "Стой!". Затем, какое-то время, до выхода из кишлака (благо - кишлак совсем малюсенький), механик ведёт танк вслепую, по моим командам. И только, выйдя из Марашеха, останавливаемся на несколько минут, чтобы очистить броню от обломков.
До бригады, стоящей в походном порядке на кундузской дороге за десяток километров перед поворотом на Имам-Сахиб, добрались без происшествий.
Получаю задачу поставить танки во главе колонны, и, почти сразу же, звучит команда "Вперёд!". Начинаем движение. Впереди два танка, за ними прячутся БМД. Закончились пески. Дальше, за маленьким мостиком, рисовое поле. И вдруг, впереди на дороге - идущая нам навстречу колонна: БТР-60 и несколько прячущихся за ним УАЗов с вооружёнными людьми. Колонны медленно сближаются. Орудие наведено на головной БТР. Метров за пятьдесят друг от друга остановились. Недолгое выяснение.... Оказалось, что это - то ли царандой, то ли местное ополчение из Ширхана.... Приказано продолжать движение. Мой механик, чтобы не зацепить БТР афганцев, принимает вправо и.... И правая гусеница проваливается в подмытую обочину.
Комбриг, видя, что мы застряли надолго, приказывает: "Лейтенант! Вытаскивай машину и догоняй", обходит застрявший танк, и колонна десантников со вторым моим танком уходит на Имам-Сахиб.
Вот таким неудачным было моё совместное с 56 одшбр боевое крещение в Афгане.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023