Сейчас много говорят и пишут о защите религиозных чувств верующего человека. Я решил вспомнить, как защищались религиозные чувства 14 лет назад...
КРУГОМ ИЗМЕНА, И ТРУСОСТЬ, И ОБМАН?
(Православная газета. 1999. Май, No97)
В Екатеринбурге приговорен
к тюремному заключению человек,
защитивший от поругания святыню
Представьте, вы пришли к месту гибели своего отца. Пришли в день его рождения, чтобы помянуть, прочитать заупокойные молитвы. И вдруг некий гражданин увидел вас из окна троллейбуса, специально покинул транспорт, подошел к кресту и принялся говорить гадости: "Чего ты его почитаешь, он же такой-сякой..." Да с матерком.
Вы ему говорите: "Уйди, дорогой, не бери грех на душу", - а он не слушается. Вы его берете за шиворот, а он все равно не хочет уходить. Машет руками, отбивается, губу вам расквасил. Потом, споткнувшись, падает лицом вниз, уходит. И возвращается на милицейской машине. Вас хватают, везут в отделение, возбуждают уголовное дело по факту ваших "хулиганских действий". В конце концов суд объявляет вам приговор: назначить наказание в виде одного года лишения свободы. По статье 112, часть 1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Первое, что приходит в голову: не может быть! Хватаете кодекс, читаете: "Статья 112... Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека..., но вызвавшего длительное расстройство здоровья ... наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет". Выходит, во время схватки на святом месте вы причинили "средней тяжести вред здоровью" незванного гостя. Что-то не очень верится... Наверное, надо было тогда стерпеть поругание отца... И даже стерпеть кощунственный жест: хочу, мол, помочиться на этот ваш крест... Но что если этот гражданин теперь каждый год будет приходить в святой день на святое место? Государственный суд его поддержал, так что он теперь и во время литургии может себе многое позволить...
Конечно, сейчас можно бы сказать: извините, господа, всю эту историю я просто придумал. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Но, к сожалению, здесь придумано только одно: находящийся ныне в тюрьме Николай Борисович Воробьев 19 мая 1997 года пришел почтить память не своего собственного отца. Он пришел к месту гибели царственных мучеников - помазанника Божия Николая Второго и его семьи. Пришел к деревянному Храму-на-Крови.
Вот что пишет в своем ходатайстве в Кировский районный суд г. Екатеринбурга владыка Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский: "При вынесении приговора по делу Н. Б. Воробьева прошу учесть следующее: В день памяти Императора Николая II (день рождения) 19 мая 1997 года гражданин Подпорин Н. П., как показали свидетели, подошел к группе почитателей святых Царственных Мучеников и нецензурно выразился в адрес Императора Николая Второго, затем непристойным действием попытался осквернить Крест, стоящий на месте убиения Царской семьи. Воробьев Н.Б. пытался удалить богохульника со святого места. На месте, где произошел инцидент, установлен освященный закладной камень будущего Храма-на-Крови. Прискорбно, что это событие находится в ряду таких событий, как взрыв Креста, поджог часовни и других строений на этом святом месте. Мы полагаем, что Воробьев Н.Б. защищал почитаемое православными людьми место от поругания".
Православный епископ напомнил суду: на Вознесенской горке уже не в первый раз совершаются святотатства. Не осуждайте человека, защищающего святыню. Впрочем, надо полагать, наш сегодняшний судья искренне не понимает, о чем его просит Преосвященный владыка. Святыня? Что такое святыня? Помнится, Высоцкий пел: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято..." Не свято? Наверное, каждый раз надо объяснять, что такое святыня.
Так вот, в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова святыня определяется так:
"1. То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. "Враги попирают народные святыни". Национальная святыня. 2.Предмет или место религиозного поклонения (устар.). Ожегов полагал, что второе значение слова "святыня" устарело. Это понятно: атеистам казалось, будто Православная Церковь вот-вот исчезнет с лица земли (мы, мол, все это упраздним в ближайшей исторической перспективе). В 1994 году был переиздан "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова, где религиозное значение слова "святыня" стоит, как в положено, на первом, на главном месте:
"1. У верующих - предмет религиозного почитания... Святое, священное место; место, где находятся предметы поклонения или где оно совершается.... 2. перен. Что-н. особенно дорогое, заветное, любовно хранимое и чтимое". И здесь же о слове "святотатство": "1. Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни. 2. перен. Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого".
Важно понимать и такую простую вещь: если человек или народ перестали защищать святыни, то они близки к исчезновению. Когда про кого-то говорят: "Для тебя нет ничего святого", то это значит, что речь идет о пропащем, злом, вероломном человеке, с которым невозможно вместе жить. А народ без святынь - это вообще нечто непредставимое. Недаром в мире живет пока еще такая истина, выраженная, кстати, одним не самым известным философом: "Нация есть ничто иное, как соборное лицо народа, творчески живущее исповеданием своих святынь" (Федор Степун).
Мы уже поняли: создается впечатление, что ни судья В. А. Стафеева, ни работники Кировского РОВД даже и не знают этих слов - "оскорбление святыни". Так, при расследовании оно совсем не принималось в расчет, а уголовное дело было возбуждено "по факту хулиганских действий" Николая Воробьева. В приговоре суда чуть ли ни главным объектом исследования стал "механизм падения потерпевшего".
Судья В. А. Стафеева не сочла необходимым учесть ходатайство Владыки Никона. В приговоре утверждается: "Конфликт между Воробьвым и потерпевшим... произошел из внезапно возникших личных неприязненных отношений к Подпорину на почве различной оценки исторических фактов". Теперь каждый православный должен помнить: поругание и осквернение святынь на месте гибели Царственных Мучеников поощряется Кировским районным судом, а защита святынь может привести любого из нас в тюрьму. Ведь осквернители (вандалы), оказывается, приходят на Вознесенскую горку всего-навсего для "оценки исторических фактов". И желтые, дурно пахнущие следы на снегу, иногда оставляемые ими, - это тоже один из видов такой оценки...
Итак, Николай Воробьев посажен в тюрьму, в исправительное учреждение. Кировский районный суд в лице В. А. Стафеевой полагает, что через год он "исправится" и никогда более не будет защищать национально-православные святыни. Суд не учел доводы адвоката Сергея Котова и общественного защитника Алексея Гончаренко. В приговоре так и написано: "Доводы защитников подсудимого об оправдании Воробьева: адвоката Котова С. Л. - за отсутствием события преступления и общественного защитника Гончаренко А. Н. - за отсутствием состава преступления, т. к. Воробьев находился в состоянии необходимой обороны, необоснованы... Какого-либо общественно опасного посягательства со стороны потерпевшего Подпорина ... судом не установлено и весь конфликт носит личностный характер".
Вот так: судом установлено, что никакого общественно опасного посягательства не было. Не было ни оскорбления, ни поругания, ни осквернения (вандализма). Был просто личный конфликт, во время которого вандал Подпорин, к сожалению, получил "средней тяжести вред здоровью" (в чем, кстати, защита весьма обоснованно сомневается).
Николай Воробьев полагает, что Подпорин сознательно выступил в роли провокатора, а следствие и суд имеют заказной характер. Впрочем, он счастлив, что пострадал за Царя-Мученика. Бог не каждому дает такую возможность. Сегодня Государь вряд ли написал бы: "Кругом измена, и трусость, и обман". Сейчас, через восемьдесят с лишним лет после его убийства, слава Богу, кругом не одни изменники и трусы. В начале века Россия не сумела защитить Православного Царя, но сегодня есть люди, готовые защитить его честь даже под угрозой лишения свободы.
Правда, в сфере нравственности пока по-прежнему царит такой хаос, что судьям порой невозможно объяснить самые простые вещи. Хотя всем нам надо бы тут и азбуку вспомнить. Например, хорошо бы понять: к деревянному Храму-на-Крови, что стоит на Вознесенской горке, идут лишь те, кто почитает Православного Царя. Все, кто почитает его убийц, должны идти в другое, ведомое им самим место. Потому что Храм-на-Крови - это Дом молитвы, а не дискуссионный клуб. В Храме мы приобщаемся к Истине, а не ищем ее в спорах. Поэтому не надо идти к месту гибели Царя и его детей, чтобы сказать людям: "Почему вы царя прославляете, он ведь добровольно отрекся от престола и получил такую кару" (слова Подпорина, цитируемые в приговоре суда). Приходить к Храму-на-Крови и говорить такое - кощунственно, оскорбительно, безнравственно. Тут такая степень цинизма, что не отличишь его от патологии. Такого еще не было на Руси - ходить на поминки, чтобы говорить гадости о покойном.
Борис Пинаев,
Екатеринбург.
+
В том же номере газеты была опубликована ещё и такая примечательная реплика:
Поджигатели невиновны,
они просто были
неосторожны...
Ночью 28 декабря была совершена очередная попытка поджога часовни во имя Великой Княгини Елизаветы на месте убиения Государя и его семьи.
Вот как отреагировали на это правоохранительные органы:
"Епископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Миронову О. В.
Уведомление.
По пожару... в часовне св. Елизаветы... в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления, причиной пожара явилось неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023