На мой взгляд, Достоевский был не просто умный, но мудрейший православный человек. Он знал, в частности, что истина может быть выражена посредством устной речи и алфавитного письма только АНТИНОМИЧЕСКИ. То есть посредством двух суждений, где один и тот же субъект, но противоположные предикаты.
Например, в Библии:
1)всяк человек есть правда (ибо создан по образу Бога),
2)всяк человек есть ложь (ибо предал Бога, пал).
У Дост-го об этом ясно сказано в "Дн. писателя", где он пишет о неправде любой односторонности, о неправде опоры лишь на одно из двух суждений АНТИНОМИИ.
В "Бр.Кар." одну из сторон антиномии представляет Иван Карамазов, подвергающий отрицанию мiр сей. Другая сторона антиномии представлена старцем Зосимой (в изложении Алексея Кар.), целиком принимающим мiр сей. Обе точки зрения ложны в своей односторонности...
Надобно сказать также, что Дост-й очень ярко изобразил один из еретических "уклонов" в Церкви того времени. Речь идёт о высказываниях о.Зосимы и о.Паисия: "государство станет Церковью" (здесь с ними вполне солидарен кощунник Иван Карамазов). Католики, мол, хотят сделать Церковь государством, а мы -- наоборот. Конечно, хоть так, хоть этак, но превращать Церковь в государство или наоборот -- одинаково неприемлемо для Достоевского. Сказать Церковь станет государством (или: государство станет Церковью) -- значит исповедовать логический сатанизм ((запрет был сформулирован еще пророком Исайей: "Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!" (Книга пророка Исайи. 5, 20). Именно логический сатанизм, как и положено по штату, провозглашают шекспировы ведьмы: "Зло есть добро, добро есть зло. Летим, вскочив на помело!" (Шекспир. Макбет)).
Так что в "Бр. Карамазовых" не изображены святые люди вовсе. Это НЕ житие. И каждый фрагмент романа если и может быть назван житием, то лишь именно так: "житие великого грешника" (каковые все мы). Алексей Карамазов лишь по гордыне своей взялся писать житие Зосимы. Ещё бОльшей (черномазой) гордыней, кощунственными искажениями испачкано христианство в "Великом инквизиторе" Ивана.
Достоевский показал нам, во что превращается христианство, когда к нему прикасается "антилихент". И даже предрек наше печальное будущее. И мы должны быть ему благодарны за это.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023