Аннотация: Военно-стратегическая операция в Чехословакии (1968 г.)
В Думу России внесён законопроект, повторяющий закон Украины 2004 года. Авторы законопроекта напоминают, что президент Украины издал Указ от 11.02.2004 года, в соответствии с которым участникам операции "Дунай" установлен статус "Участник боевых действий", "Ветеран войны" и предоставлены льготы в рамках Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения
в Федеральный закон "О ветеранах"
В августе 2016 года исполнится 48 лет со времени завершения крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" войсками государств - членов Организации Варшавского Договора, основной задачей которой была подавление антигосударственного переворота в Чехословацкой Социалистической Республике, который готовила чехословацкая оппозиция, опираясь на поддержку западных стран.
Необходимо учитывать, что в то время в Европе уществовали два противостоящих крупных военных блока - НАТО и Организация Варшавского договора. Сейчас все помнят о том, что в 1968 году в ГДР стояла Группа Советских войск в Германии, в Польше - Северная группа Советских войск и в Венгрии - Южная группа войск. Но почему-то не вспоминают, что на территории ФРГ дислоцировались войска США, Великобритании, Бельгии и были готовы выдвинуться в случае необходимости армейские корпуса Нидерландов и Франции.
Обе войсковые группировки находились в состоянии полной боевой готовности.
Необходимо отметить, что весьма серьезные основания для ввода в Чехословакию войск стран Организации Варшавского Договора в августе 1968 года были. Обстановка в ЧССР с начала 1968 года стала резко меняться после политического конфликта в руководстве страны, который привел к
смещению в январе 1968 года первого секретаря Президиума КПЧ А.Новотного и вместо него был избран А.Дубчек. В конце марта 1968 года А.Новотный подал в отставку с поста Президента ЧССР и вместо него, по рекомендации ЦК КПЧ, на этот пост был избран Людвик Свобода.
Используя прозвучавшую на Пленуме ЦК КПЧ критику руководства,
оппозиционные политические силы, спекулируя требованиями "расширения" демократии, начали дискредитацию руководства страны, компартии,
властных структур, органов государственной безопасности и
государственного строя в целом. Началась скрытая подготовка оппозицией
смены государственного строя в стране.
Затяжной характер политического кризиса, ослабление цензуры,
принятие лидерами КПЧ в апреле 1968 года новой плюралистической
"Программы действий" в качестве "Великой хартии вольностей", создание
новых политических клубов, основной задачей которых было очернить историю страны после 1945 года, вести антиконституционную пропаганду ("Клуб -231", "Клуб активных беспартийных"), которые, как известно,
выполняли роль "ударного отряда" сил оппозиции, создавали условия для ликвидации социалистического государства в Чехословакии. Данный "Клуб - 231", насчитывающий более 40 тысяч членов, среди которых были бывшие
уголовные и государственные преступники, а также бывшие
нацисты, эсэсовцы, представители реакционного духовенства, вел активнейшую работу по свержению законного руководства органов государственной и местной власти. Клуб возглавлял Генеральный секретарь
Ярослав Бродский - в прошлом бывший фашист, имевший заграничные и
финансовые связи с спецслужбами западных стран.
Прямым подрывом национальных интересов ЧССР были призывы к "сближению" с ФРГ, звучавшие не только в СМИ, но и в речах некоторых руководителей страны.
С целью создания в ЧССР ситуации, которая способствовала бы выходу Чехословакии из Варшавского Договора, Совет НАТО разработал программу "Зефир". По указанию министра МВД ЧССР И.Павла западные
границы были открыты, начали ликвидироваться пограничные заграждения и укрепления. Согласно свидетельствам, И.Павел постепенно ликвидировал
органы государственной безопасности ЧССР, избавляясь от сторонников КПЧ и Москвы.
Стало известно, что в ходе подготовки к запланированному на осень учению войск ФРГ "Черный лев" весь командный состав 2-го корпуса, до командира батальона включительно, посетил ЧССР в качестве туристов и
проехал по вероятным маршрутам движения их частей. С началом "учения" планировалось коротким броском занять территории, отторгнутые Германией в 1938 году, и поставить международное сообщество перед
фактом. Расчет был основан на том, что, если СССР и США не стали воевать из-за захваченных Израилем в 1967 году арабских территорий, то не станут и сейчас.
Новое руководство ЧССР, несмотря на неоднократные рекомендации и предупреждения военно-политического руководства СССР и стран Варшавского Договора, продолжало вести страну к непредсказуемой ситуации, а в середине августа 1968 года команда А.Дубчека полностью
утратила контроль за ситуацией в стране.
Таким образом, к августу 1968 года страны Организации Варшавского Договора оказались перед выбором:
- позволить оппозиционным силам столкнуть ЧССР с
социалистического пути;
- открыть потенциальному противнику дорогу на Восток, поставив под удар не только группировки войск Варшавского договора, но и итоги Второй мировой войны;
ЛИБО
- силами стран содружества защитить социалистический строй в ЧССР и оказать помощь развитию ее экономики;
- раз и навсегда покончить с мюнхенской политикой, отбросив все притязания реваншистских наследников Гитлера;
- поставить преграду перед новым "Дранг нах остен", показав всему миру, что никому не удастся перекроить послевоенные границы, установленные в результате борьбы многих народов против фашизма.
На основе анализа стремительного развития неблагоприятной
внутриполитической ситуации в ЧССР на расширенном заседании Политбюро ЦК КПСС 16 августа 1968 года было принято решение о вводе
войск Организации Варшавского Договора, которое затем было одобрено на совещании руководителей стран Организации Варшавского Договора (далее
- ОВД) в Москве 18 августа 1968 года. В соответствии с этими решениями ввод войск стран ОВД: ВНР, ГДР, БНР, ПНР и СССР начался 21августа 1968 года.
Численность группировки войск стран ОВД, введенных в
Чехословакию в августе 1968 года, составляла более 240 тысяч человек, из которых около 170 тысяч человек входили в состав группировки советских войск, состоящей из 6 общевойсковых армий, одной танковой армии и 2
воздушных армий.
Были сформированы Прикарпатский и Центральный фронты, а также на территории ВНР был развернут Южный фронт для прикрытия действующей группировки. Общая численность войск, участвовавших в этой военно-стратегической операции "Дунай" составляла около 500 тысяч
военнослужащих разных родов войск, а также около 5 тысяч танков и бронетранспортеров.
Войска СССР и других стран - участников этой уникальной
стратегической операции, в конечном счете защищали ЧССР и свои страны от вторжения и влияния стран НАТО. История показала, что объединенные усилия стран Организации Варшавского Договора в 1968 году по защите
своих интересов и завоеваний были не напрасны, так как страны Восточной Европы после 1990 года в результате роста влияния Евросоюза и США на их прозападное руководство потеряли свой национальный суверенитет и резко снизили свой экономический потенциал и уровень жизни населения.
Результатом проведения этой беспрецедентной в истории
крупномасштабной военно-стратегической операции, в режиме обеспечения
строжайшей секретности, масштабности и при минимуме понесенных
потерь людских жизней стало обеспечение мирных условий для дальнейшего
укрепления экономического потенциала ЧССР и других государств Восточной Европы: ГДР, ПНР, ВНР, СФРЮ, РНР и БНР в рамках СЭВ в течение 22 лет.
Из-за активной подрывной деятельности западных спецслужб через свои подпольные организации в ЧССР войска ОВД находились во враждебной атмосфере, граничившей перейти в военную фазу из-за потери руководством
ЧССР понимания ответственности перед народом и контроля за управлением государством в условиях военного положения с 21 августа 1968 года по ноябрь 1968 года.
В условиях постоянной угрозы вооруженного конфликта,
находясь в повышенной боевой готовности, с большим риском для жизни
военнослужащие смогли выдержать колоссальные морально-
психологические и физические нагрузки, проявить героизм и мужество, достойно выполнить свой воинский долг, порою погибая с тем, чтобы не было жертв среди агрессивно настроенного населения.
В течение многих лет утверждалось, а порою и сознательно, что при выполнении операции "Дунай" активных боевых действий не велось. Тем не менее свидетельства участников операции "Дунай" говорят о довольно частых жестких боестолкновениях с радикально настроенными жителями.
Так, воинская часть, следовавшая через г.Банска-Быстрице, была обстреляна из пулемета, установленного на башне. Ответным выстрелом из пушки БМП огневая точка была уничтожена. Были боестолкновения с
огромной толпой с оружием за плечами около завода в г.Раковнике. В ответ на обстрел советские военнослужащие вынуждены были также применить оружие. По данным генерал-лейтенанта А.М.Майорова, приведенными на
совещании 23 августа 1968 года семь БМП были подожжены бутылками с зажигательной смесью, некоторые БМП сгорели вместе с экипажем), а также уничтожено и повреждено более 300 военных автомобилей.
В ходе проведения военно-стратегической операции "Дунай" по неполным данным погибло 105 советских военнослужащих. При выполнении поставленных боевых задач только двумя дивизиями ВДВ было изъято 6 станковых пулеметов, 95 ручных пулеметов, 436 автоматов, 372
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевой задачи в ходе осуществления военно - стратегической операции на территории ЧССР свыше 1 ООО советских военнослужащих были представлены к награждению
орденами и медалями.
Участникам военно-стратегической операции "Дунай", совершившим
истинно героические действия в сложнейшей обстановке в Чехословакии,
приказом Министра обороны СССР No242 от 17.10.1968 года была объявлена
благодарность за выполнение интернационального долга.
Для справки: Кабинет Министров Украины включил в
соответствующий перечень, а Президент Украины издал Указ от 11.02.2004
года, в соответствии с которым участникам операции "Дунай", принимавших участие в защите соцзавоеваний в 1968 году, установлен
статус "Участник боевых действий", "Ветеран войны" и предоставлены льготы в рамках Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".
Учитывая, что вопрос о признании российских солдат и офицеров, участвовавших в крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" в составе объединенных войск стран ОВД в Чехословакии, участниками боевых действий до сих пор не решен, а также то, что в
нынешней сложной тревожной международной обстановке, сложившейся вокруг России, особенно важно поддержать патриотизм российских солдат и офицеров, защищающих территориальную целостность страны, в том числе и
за рубежами нашей Родины, как защищали в 1968 году в Чехословакии,
группа депутатов Государственной Думы подготовила проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах".
В данном законопроекте предлагается по этому вопросу дополнить раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" позицией следующего содержания:
"Выполнение задач по подавлению попытки государственного
переворота и обеспечению стабилизации обстановки в Чехословацкой
Социалистической Республике в ходе осуществления крупномасштабной
военно-стратегической операции войсками государств - членов Организации
Варшавского Договора: с 21 августа по ноябрь 1968 года".
Проект федерального закона коснется граждан России, участвовавших в операции "Дунай", возраст которых превышает 67 лет, и, которые нуждаются в моральной, а часть из них и в дополнительной материальной и
социальной поддержке государства. Признавая проявленное ими мужество и стойкость при выполнении воинского долга в условиях военного положения
в ЧССР в период с 21.08.1968 года по ноябрь 1968 года считаем необходимым восстановить по отношению к ним историческую и социальную справедливость - признать участников военно-стратегической операции "Дунай" ветеранами боевых действий и предоставить им меры
социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения
в Федеральный закон "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в
Федеральный закон "О ветеранах" потребует выделения средств из
федерального бюджета для финансирования мер социальной поддержки,
установленных участникам военно-стратегической операции "Дунай" в
составе группы войск стран Организации Варшавского Договора в период с
21 августа 1968 года по ноябрь 1968 года в Чехословакии.
В настоящее время, по сведениям Межрегиональной общественной
организации ветеранов воинов - участников осуществления
крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" на территории
Чехословакии в вышеуказанный период общая численность военнослужащих
- участников военно-стратегической операции "Дунай", живущих в
Российской Федерации, составляет около 20 тысяч человек. Поскольку
возраст большинства участников военно-стратегической операции в ЧССР
превышает 68 лет, многие из них имеют льготы как инвалиды, ветераны
военной службы или ветераны труда, то дополнительные расходы из средств
федерального бюджета, выделяемых на реализацию соответствующих мер их
социальной поддержки, потребуются в меньших объемах. В связи с тем, что
не у всех участников военно-стратегической операции "Дунай" (в основном
у солдат рядового и сержантского состава) в военных билетах имеются
конкретные записи о пребывании в составе советских войск на территории
ЧССР в период с 21 августа по ноябрь 1968 года, численность лиц, имеющих
право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим
Федеральным законом, на начальном этапе в 2017 году составит около 4000 человек.
В 2017 году расходы федерального бюджета, необходимые для
финансирования мер социальной поддержки военнослужащим,
принимавшим участие осуществлении военно-стратегической операции в
ЧССР, могут составить 119,09 млн. рублей.
Указанная сумма расходов федерального бюджета определена с
учетом расходов, исчисленных по 4 пунктам расчета денежных средств,
необходимых для финансирования предлагаемых мер социальной поддержки:
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов боевых действий предусматривает осуществление системы мер социальной поддержки, включающей:
1) оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
4000 (человек) * (135,7 руб. * 33%) : 100% * 18 (м. кв.) * 12 (месяцев) = 38,69 млн. рублей, где 135,7 руб. - федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей
площади жилья в месяц на 2016 год, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 No 1464 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014 - 2016 годы";
33% - доля оплаты за жилое помещение в составе указанного
федерального стандарта;
18 (м. кв.) - социальная норма жилой площади на 1 человека.
2) получение ежемесячной денежной выплаты.
4000 (человек) * 2 400 (рублей) * 12 (месяцев) = 55,2 млн. рублей, где 2 400 (рублей) - сумма ежемесячной денежной выплаты при полном отказе от набора социальных услуг с учетом индексации в 2015 году.
3) в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года No 4468-1 "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по
контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" 30%
граждан, признанных ветеранами боевых действий в Чехословакии, получат право на повышение на 32 процента расчетного размера пенсии за выслугу
лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
600 (человек) * 1 000 (рублей) * 12 (месяцев) = 7,2 млн. рублей, где
1000 (рублей) - размер 32 процентов расчетного размера пенсии.
4) в соответствии с частью третьей статьи 45 Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 года No 4468-1 "О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, органах по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в предлагаемой
редакции) около 25% граждан, признанных ветеранами боевых действий в Чехословакии, получат право на пенсию за выслугу лет или право на увеличение размера данной пенсии с учетом дополнительных месяцев выслуги (один месяц военной службы за три месяца).
500 (человек) * 3 ООО (рублей) * 12 (месяцев) = 18,0 млн. рублей, где
3 ООО (рублей) - средний размер расходов федерального бюджета на выплату вновь назначенных пенсий за выслугу лет или на увеличение размера данной пенсии с учетом дополнительных месяцев выслуги.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
мая 9П 16г
:о 3378п-П4
v Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Ю.П.Синельщикову
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
No
МОСКВА
На No СЮП-5/182 от 1 марта 2016 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменения
в Федеральный закон "О ветеранах", вносимый в Государственную Думу
депутатами Государственной Думы Н.В.Коломейцевым, С.Н.Решульским
и Ю.П.Синелыциковым
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом редставленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести изменение в раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах", содержащего перечень государств,
городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, дополнив его словами "Выполнение боевых задач по подавлению попытки государственного переворота и обеспечению
стабилизации обстановки в Чехословацкой Социалистической Республике в ходе осуществления крупномасштабной военно-стратегической операции войсками государств - членов Организации Варшавского Договора: с 21 августа по ноябрь 1968 года".
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас
(отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной
безопасности, работники указанных органов, работники Министерства
обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации,
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, и другие категории граждан.
По информации Минобороны России, органами государственной власти СССР решения о ведении боевых действий с участием советских военнослужащих в период политического кризиса в Чехословацкой Социалистической Республике не принимались, а военнослужащие, направлявшиеся в Чехословакию в 1968 году в составе войск государств - участников Организации Варшавского Договора, участия в боевых действиях
не принимали.
Таким образом, основания для отнесения указанной категории военнослужащих к ветеранам боевых действий отсутствуют. Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023