"Его адреса"... Его адреса, то есть география моего героя, охватывает географию всего Советского союза плюс Афганистан. Родился он в Забайкалии, а дальше пошло: Ангарск, Братск, Семипалатинск, Новосибирск, Владивосток, Алтай, Астрахань, Мурманск, Ленинград, Кавказ. Объезжены, вдоль и поперёк, Украина и Белоруссия. В Афгане прошёл колоннами всю западную границу, от Кушки до Кандагара, гостил в Кабуле и Баграме. Потом был Узбекистан, Усть-Илимск, Красноярского края, и, наконец - родная Украина.
Он носил пионерский галстук и комсомольский значок, был рабочим, студентом, солдатом, курсантом военного училища, немножечко инженером, служил прапорщиком. В колонии усиленного режима и колонии-поселении носил не особо благозвучное звание ЗК, опять работал на заводах, пытался торговать, занимался сельским хозяйством, сапожничал... Весело пожил!
Но рассказать, наверное, я больше хотел не о нём, как личности. Он должен был поведать Вам о жизни нашего общества, о людях, их взаимоотношениях. О человеческих ценностях, о смысле жизни, в его понимании.
Может книгу надо было назвать "Пол века социализма"? Хотя нет, ведь последние пятнадцать лет социализм называется тоталитарным режимом.
Очень хотелось украсть у группы "Любэ" название концерта: "Кто сказал, что мы плохо жили?"
Хотелось рассказать молодому поколению, как это было на самом деле, без комментариев советологов и идеологов. А ровесникам напомнить нашу искреннюю романтическую юность и зажечь в душе искорку оптимизма.
Говорят, если человека сто раз назвать свиньёй, он захрюкает. По этому, мне кажется, задача писателя заключается в том, чтобы тысячу, нет - сто тысяч раз, сказать ему что он мудр, красив, благороден и, до безобразия, оптимистичен.
Подчёркнуто точной хронологией, я старался показать правдивость описываемых событий, но это не мемуары. Многие герои и диалоги выдуманы, практически все имена действующих лиц изменены.
Написана книга одним духом: ровно за год, день в день, с 27.01.04 г. по 27.01.05 г. Рукопись на 67 ученических тетрадях. При этом я работал, строил дом, обрабатывал почти гектар огорода и держал очень солидное хозяйство. Потом, за ПЯТЬ(!) долларов была куплена печатная машинка, и за семь месяцев беспрерывного ремонта я умудрился перепечатать написанное.
Друзья указали на очевидные недостатки, да я и сам знаю о бедности языка, диалогов. Можно было бы добавить описаний природы, красивости чувств. И времени хватает, чтобы отточить каждую фразу. Но я не могу ни воды добавить, ни стерильности.
Книга написана одним рывком души сапожника из глухого села. Наверняка должна такой и остаться.
Как учила меня преподаватель русского языка, в школе, наша любимая Жанна Ивановна: "Если сомневаешься в правильности уже написанного, никогда не исправляй. Моторная память, подсознание и сердце чаще пишут правильно".
Плод моих стараний в Ваших руках, и я очень хочу, чтобы он Вам понравился!
Искренне Ваш Александр Куба.
Книга 1
Пассажир.
"Я ехал в вагоне по самой прекрасной,
По самой прекрасной земле.
Дорога, дорога, ты знаешь так много
О жизни моей не простой.
Дорога-дорога, осталось не много,
Я скоро приеду домой..."
"Любэ".
1. Похмелье.
Сколько уже откатал в вагонах, да и на всех остальных видах транспорта!
Господи!!! И сколько ещё?
Может, хоть на немного, остановишь эту вечную скачку?
Не могу, устал! Дай отдохнуть, Господи! Дай чуть-чуть покоя!
За окном вагона мелкий моросящий дождь, туман. Братск проводил последним осенним солнышком. Спасибо тебе, Братск!
После выпитого вчера, ещё болит голова. Лежу на голой полке второго яруса, общего вагона. Но бока не болят, хотя лежу на ней уже почти сутки. Полка отполирована пассажирами, тёплая, уютная. Бывало и хуже.
Вагон полупустой. Основная масса пассажиров едет на небольшие расстояния: сели, выпили, закусили, ушли. На верху я как в отдельном купе. Одиночество тоже не давит. Много лет я не мог уединиться даже в туалете. Если бы не головная боль, я наслаждался бы происходящим. Даст Бог, к вечеру пройдёт.
Пейзажи за окном не интересуют - видали. Хочется покопаться в себе, подумать, помечтать, чёрт возьми. Ведь всё-таки отсидел, оттянул, выжил! Еду домой. А что там? Страшно. Письма одно...
Радости, какой ожидал, нет. Только тревога.
Качается вагон, стучат колёса. Стучат какую-то мелодию. Мелодию для романа. Без оркестра. А капелла, соло. Мелодию для романа солиста-отшельника.
Хочется жрать, денег практически нет. Когда соседи садятся пить-закусывать и приглашают разделить хлеб-соль, отказываюсь. Чтобы не пить. Иду в вагон-ресторан, покупаю бутылку кефира и булочку. Выпиваю в тамбуре, долго курю. Хорошо, что в Усть-Илимске купил блок "Стюардессы". Прихожу в вагон и на очередное предложение отвечаю:
--
Спасибо, я своё на грудь уже взял.
Народ не настаивает, за три вагона видно, что я из мест не особо отдалённых от Магадана. Джинсы и джинсовая рубашка, купленные в Кабуле, в Советском районе, ровно четыре года тому, маленький оранжевый рюкзачок, детский, где лежат несколько общих тетрадей с записями, туалетные принадлежности и блок сигарет. Ну, о-о-очень короткая стрижка. Перед освобождением сумел отсидеть сорок пять суток в ШИзо, штрафном изоляторе. Кому скажу, не поверят: за то, что съели, со товарищи, молоденькую сучку, охотничью собаку хозяина. Правильнее: начальника исправительно-трудового учреждения, колонии-поселения. Добавить: таёжный загар, с копотью костров, нежны рученьки от топора, крючка и бензопилы. Да, очки! Вырисовывается тонкая, даже изысканная, художественная натура. Только портачек, татуировок по фене, не хватает.
Мне 33 года. Жизнь разделилась на две части. Равные или не равные? У родителей такой разделительной чертой была Война. У меня началась она тоже войной, афганской. Но ширина этой черты, полосы, оказалась пошире - четыре года и семь месяцев.
Каким всё кажется лёгким, радостным, красивым до неё, не смотря на все былые неприятности. Какими хорошими и верными вспоминаются все друзья-товарищи, хотя подложенных свиней тоже хватало. Но всё плохое кажется таким мелким и незначительным, что и не помнишь. До неё все дни были солнечными, все дожди с радугой, снег только лопатой, вечером, в свете фонарей. Одного меня судьба оставляла только для того, чтобы дать время освоиться со счастьем и помечтать.
* * * * *
В январе 1984 года, сразу после праздников, меня вызвали в строевую часть и предложили посетить, дружественную нам, Демократическую Республику Афганистан. Путёвка на два года. И должность престижная - командир взвода.
--
Какого?
--
Там найдут!
--
Вы, конечно, можете отказаться, ведь у Вас больная мать?
Это они знали, так как перевёлся я из Белоруссии, после смерти отца, в связи с не транспортабельностью мамы.
Но отказаться я не мог. По нескольким причинам. Главная, морально-принципиальная, состояла в том, что я был членом суда чести прапорщиков в Белоруссии и, незадолго до моего перевода в Белую Церковь, мы, общим собранием, рекомендовали командованию части уволить одного прапорщика из рядов Советской Армии, за отказ служить в ДРА. И я проголосовал "за". А слово "честь" для меня, по воспитанию, не было пустым звуком.
Вторая: перед этим мне предлагали должность секретчика, в той же стране, у меня был допуск N 1, к работе с совершенно секретной документацией, но я отказался, так как штабная работа писаря не для "боевого командира взвода":
--
Будет что посерьёзнее - звоните.
Вот и звонок...
Третья: деньги. Достала вечная нищета. А там: двойной оклад на счёт и оклад в чеках Внешпосылторга, которые котировались 1 : 5. Добавь выслугу, год за три, и льготы участника войны. Плюс вещи, которые в Союзе просто не купишь: кожа, джинса, магнитофоны "Panasonic".
О последней причине не хочется говорить даже себе.
Парализованная мать. Жена, затурканная уходом за свекрухой, заботой о доме, работой, вечным безденежьем, вечно бурчащая, вечно недовольная. Работа, не приносящая удовлетворения, отсутствие друзей, коллектива. С ума можно было сойти! От всего этого хотелось убежать хоть к чёрту на кулички.
Афганистан не казался панацеей, но мы всегда надеемся. А там, глядишь, орден дадут, глядишь - не посмертно.
Боже Всемогущий! Откуда такие дураки берутся? Почему Ты не убиваешь их в детстве, из рогатки?
Короче, не отказался. А значит, дуй в отпуск, сдавай должность и: "Родина - мать зовёт!".
Проще всего, да и приятней, - отпуск.
Мой родной и горячо любимый старший брат, Геннадий Григорьевич, капитан третьего ранга, минёр-торпедист, подводник, живёт чуть-чуть севернее Мурманска, на сто пятьдесят километров. До того крайней точкой, для меня, был Питер, а тут - январь, самое время отдохнуть на южном берегу Баренцева моря, погреться под яркими лучами Северного сияния. Надолго не сорвёшься, но на недельку жена моя, дражайшая Надежда Иванна, отпускает.
Сказано - надо делать. Дело в том, что городок, где он живёт, с обалденной пропускной системой. Кроме тех, кто там живёт и служит, на его территорию может попасть только один, подчёркиваю, один из родителей, один раз в год и по предварительному вызову, согласованному с органами МВД или КГБ. Родной брат в гости приехать не может, ни под каким соусом. Делаем ход конём. Я, благо, военный, доблестный прапорщик нашей Могучей и Непобедимой, просто выписываю отпускной билет на адрес брата. И при всех регалиях, по форме, лечу в Мурманск.
Конечно, додумался, умник: парадная шинель с белым шарфиком, туфли на тоненький носок - самый шарм для отпускника на югах от Новой Земли.
Будучи летом в отпуске, Гена, для своего "Москвича", заказал местным умельцам супер глушитель. Из нержавейки, с турбинами. Он, механик с высшим образованием, неделю разбирался с чертежами и технической документацией, представленной изготовителем.
Механик - то уехал, а я глушитель получил и теперь, попутно, должен доставить его заказчику.
Увязанный и упакованный глушитель, с самодельной ручкой, состоящий из двух частей, представлял собой такую, ужасно и не вовремя гремящую, каракатицу, что всей ширины улицы, вагона электрички и, тем более, багажного отделения самолёта ей было мало. Самое интересное было то, что центр тяжести у неё отсутствовал вообще или изменял своё местонахождение в абсолютно произвольной форме. Она за всё цеплялась, меня кидало из стороны в сторону, я краснел, потел и извинялся. К тому же, одна рука у меня была занята тяжеленнейшим чемоданом с дарами северного региона земли украинской.
По этому, когда я сдал это чудо с рук на руки, был несказанно рад, почти счастлив.
Добрался без приключений: автобус, электричка, самолёт, и я в Мурманске. Брат встречает. Обнялись - поцеловались.
--
Ты на машине?
--
В принципе - да. Только, не доезжая аэропорта, пробил колесо. На запаске проехал около километра - тоже пробил. Случится же такое! Чтобы машину не "раскулачили", в ней остался мой друг, капитан третьего ранга Шуба. Мороз небольшой, согласно авиа-метео тридцать восемь, по Цельсию, в минусах, но печка работает, бензин есть и ещё есть фляга шила, нашего фирменного спирта. Так что не замёрзнет. Камеру я у знакомого офицера достал, берём "грача", частника, и едем в точку N, где по нам уже соскучился кап. три Шуба.
Свой восторг, по поводу встречи и долгого ожидания, Шуба выразил немногословно, но слова были очень ёмкие. Мне кажется, что только военный человек, по настоящему, может оценить их глубину и чувства их сказавшего. Хотя, с учётом того, что у нас была всеобщая воинская обязанность, понять это мог "... Русский, нерусский и великий калмыкский народ".
Тишина. Полярная ночь, часов шестнадцать. Безветрие.
Брат бортирует колесо, мы, якобы, помогаем. Шуба в унтах и меховой "канадке", у меня хоть и парадная шинель, но, всё-таки, тоненький носок в туфлях.
Печка работает как Северное сияние: контрольная лампа горит, но теплее от этого не становится. Спирт очень холодный, ни запить, ни закусить нечем - только снег, обжигающий сильнее спирта и царапающий рот. Луны нет, но вызвездило...!
Наконец - готово, поехали. Заехали в Мурманск. Закусить купили дежурную холодную курицу, в каком-то буфете, ящик пива нам, ящик - Шубе, ящик матросам на КПП, чтобы пропустили меня без особых вопросов. То есть: по предварительному сговору, группа лиц... и т. д. Мичману, отмечающему отпускной билет и дающему пропуск на выезд из городка, взяли коньяк.
На территории городка спиртное не продавалось вообще, выехать в город тоже проблема, нужна причина, но спирт не дефицит, даже для матросов срочной службы.
Временами создавалось впечатление, что на Севере всё крутится и движется только благодаря "шилу". Атомоходы тоже. А вот наличие пивка, сухарика, хорошего "чернилка", наконец, коньяка заставляет окружающих уважать Вас и помогает решить некоторые проблемы, в том числе и по пропускному режиму. Но, конечно же в разумных пределах.
Да, ещё в городской бане было куплено несколько веников, и на завтра мне обещана незабываемая баня.
По пути Гена даёт краткий экскурс в историю края, он не пил. Мы с Шубой вежливо киваем.
Всё-таки доехали. Квартира на первом этаже. Машину оставили напротив окон. Из окна смотришь - колеса как раз на уровне глаз. Это около двух метров утрамбованного снега.
Стол, пельмени, разговоры до утра, с небольшим, но регулярным подогревом.
Встали поздно, немного проспали, собрались бегом и - в баню. В чахленьком редколесье, на берегу небольшой речушки, стоит деревянная избушка, иначе не назовёшь, как в сказке. Толи сторожка лесничего, толи охотничье зимовьё. Её то и претворили шесть офицеров атомщиков в обычную русскую баню. Когда я говорю о бане, все определения у меня только в превосходных степенях, то есть: великолепная, прекрасная и так далее, обычная - как-то даже оскорбительно. Банный котёл принёс человечеству гораздо больше пользы, чем ядерный реактор, хотя и тот и другой всего лишь греют воду.
О величии банного ритуала, банного искусства сказано много, но когда ему предшествует длительная подготовка, желанность возрастает многократно.
В связи с моим приездом, Гена отпросился со службы на несколько дней, по этому все тяготы и радости по подготовке бани легли на наши могучие плечи.
Наколоть дров, прорубить прорубь, натаскать воды, растопить печь, навести
в бане порядок. А теперь, в ожидании друзей-товарищей и готовности бани, можно - по маленькой и погутарить.
Подходят ребята, запариваются венички:
--
За знакомство!
--
Ну, вперед!
Это не тихая и мудрая сауна. Здесь есть что-то адское и садомазохистское, хлёсткое, крепкое и громкое. Есть "охи-ухи", и с покрякиванием, и с рычанием, и даже с подвыванием. От восторга и широты душевной, вспоминается чья-то мать.
Определения происходящему даются такие яркие, сто соловьи отдыхают, в коме.
Выскочили, мужики - в прорубь, я, по старинке, - в снег. Мороз крепкий - снег жёсткий. Царапает, колет, обжигает.
Опять парная. Второй раз и я - в прорубь.
--
Ух! - выскакивать.
--
Куда? - рука брата легла на плечо, - не спеши, это не снег.
Действительно, "Ух" прошло, вода прохладная, приятно остужающая тело. Можно не спешить.
Повторов не счесть, потом стол:
--
Давай за нас!
--
Давай за вас!
--
А как у вас?
--
А так у нас! - до позднего вечера.
Я, для них человек с материка, с Большой Земли, струя свежего воздуха, глоток информации. К тому же, они провожают меня в Афганистан, в моём лице чтят без пяти минут героя.
Быстро летят, отпущенные на отдых, дни. Интересные знакомства. Отличные мужики, пахари, знающие себе цену. По степени риска, по напряжённости службы, всегда на войне. Нельзя даже думать, чем может закончиться каждый поход. Ни тени сомнения в правильности курса. Ни во взгляде, ни в движении, ни в интонации голоса. Иначе - хуже, чем смерть. На них смотрят подчинённые. Никто не в состоянии оценить их душевные, психические затраты, этот многолетний каждодневный подвиг. Отплавал своё, списался на берег относительно здоровым, считай, что выиграл у жизни джек-пот. И не может государство достойно оценить их самоотверженность.
Пора уезжать. В Мурманск еду на автобусе, в пять часов утра. Кроме Гены, пришёл проводить мичман с Украины. Принёс на дорожку литр "шила". В глазах чуть не слёзы.
Обнялись как братья.
В аэропорту просидел целый день. Классное Кольское пиво, но к нему бы нашу, хотя бы зимнюю, температуру. Везде холодно, продрог, как собака.
Самолёт до Борисполя, автобус до Киева, марш-бросок до вокзала. Час ночи, последний шанс уехать до утра в Белую Церковь - пассажирский поезд "Киев - Ворошиловград".
Касса, за спиной морской офицер, вагон, за спиной тот же капитан-лейтенант. Садимся в одном купе. Разговор начинает он:
--
Простите, мы с Вами едем вместе с самой Западной Лицы и до Белой Церкви, я слыхал в кассе. Вы там служите?
--
Нет, в гости к брату ездил.
--
Если не секрет?
--
Капитан третьего ранга Гудман.
--
Геннадий Григорьевич? С ума сойти! Он разве из Белой? Он ведь во Владивостоке ТОВВМУ заканчивал, и я знаю, что у него там родня, ведь учился на том же факультете, курсом младше.
"Шило" было, разобрались. Два земляка узнали о существовании друг друга.
Отпуск закончился быстро. Уход за матерью, какие-то текущие ремонтные работы дома и - служба. Служил я в Белой всего пол года, начальником станции ФПС, фельдъегерской почтовой связи. Это секретная почта. Каждый день мне гражданская спец связь привозила почту, и я должен был развезти её по адресатам, воинским частям нашего гарнизона. Всё это сопровождается охраной с оружием, кучей формуляров и подписей. Должность не пыльная, блатная. И попал я на неё по ошибке, готовилась она для другого. Об этом мне неоднократно, к месту и не к месту, говорил начальник связи, подполковник Чайка. Красивое имя, его ещё носила командно-штабная машина связи на базе бронетранспортёра. Давать имена это искусство, и мы его имеем.
Вообще-то шёл я на человеческую должность, командиром взвода связи, но так как процесс перевода длился ровно год, на неё нашли человека.
Зато тут: солдат, писарь, расписал бумаги, а я прокатился по городу. Сдал - принял и - свободен, как муха над Парижем. Центр красивого города, колёса, скажем, под ногами.
Мечта идиота! Вместо своей, девятой, сетки, получил пятую, а значит пол зарплаты. В моём положении это много значило. Но это не всё. Ещё от отца я слыхал шутку, что армия это КВН: за Уралом весёлые, а в Европе - находчивые. Но не до такой же степени!
Отец, закончивший, весьма условно, четыре класса и экстернатуру среднего военного училища, дорос до подполковника, начальника связи колоссальной, по своим размерам, дивизии ПВО. А тут молодые, сильные, умные, пожалуй, даже очень умные, капитаны сидят чуть ли не на лейтенантских должностях. Лишь бы получить в городе квартиру и уйти в сорок лет на пенсию. Разве что поехать на один-два срока в страны Социалистического Содружества: Германию, Венгрию и другие. А их жёны классно плачутся:
--
Отличник, а никакого роста. Какая неблагодарная Армия!
У меня было несколько машин и до десятка солдат. Позже приняли писарем девушку, Леночку, красивую, в теле и - за двадцать. С ней хлопот было больше всего. У меня до неё руки не доходили, всё некогда, а может, она не доходила до моих рук, не успевала за всеми. Но наша тихая, никому не нужная, и за это ценимая моим другом Сашей Куренковым, врачом и любителем выпить немного, но в тихой обстановке, комната превратилась в проходной двор. От рядового до майора.
Как таковой, работы по специальности у личного состава не было, и я их видел только на построениях и интимных беседах с командиром батальона, после очередной пьянки.
Заняты они были на различных хозяйственных работах, огородах, дачах, стройках. Отсюда и повод для бесед.
То же с машинами. На УАЗе-469 ездил комбат, из ГАЗ-66 сделали передвижную комнату отдыха для начальника связи дивизии. Обшили дефицитным пластиком, под дерево, сделали мягкие дерматиновые диваны. Это на случай выезда по тревоге, считай, на случай войны. Может её планировалось использовать подо что-то другое, передвижное и удобное? Ещё пара машин использовалась как рабочие, на тех же дачах, что и солдаты.
Мне оставили УАЗ-452Д, маленький грузовичок для базарного торговца петрушкой. На кузове склепали фанерную будку, и в ней, в красивый зимний день, боец с автоматом парился часа по четыре-пять.
Младший сержант Акимушкин Игорь. Хороший парень, но все мы грешные. И он, по случаю, добрался до водочки, не вовремя. А потом решил высказать своё мнение о службе, о месте в ней прапорщиков и очень чётко охарактеризовал меня, как личность. За что честно, по-мужски, получил один раз, с правой. Чуть-чуть не удачно: синяк долго не сходил. На следующий день Игорёк искренне извинился и даже, по-моему, сказал:
--
Спасибо.
А замполит батальона имел со мной короткую и бесполезную беседу.
С этой машиной связаны самые неприятные моменты моей службы в Белой Церкви.
Отправляют меня в Киев, получить какое-то переходящее Красное Знамя. Моего водителя где-то не было, и мне дали молодого, казаха. Я был далёк от двигателя внутреннего сгорания, мне паяльник как-то был ближе, но казаху моему ещё ближе были бараны. Движок "застучал", оказалось, ехали без масла. "Настреляли" масла у всех, кто остановился, потихоньку поехали, не долго - двигатель заклинило.
Ночь, никто не останавливается. После долгих попыток, меня ослепило фарами, в отброшенной машиной тени водитель-пенсионер меня увидел поздно, и выступающим, у кабины, кузовом меня ударило по руке. Рука поломана. Машину дотянули на буксире в часть, меня - в госпиталь.
Немного повалялся, расслабился. Помню, перечитал "Войну и мир" и даже "Анну Каренину". От болевого шока, наверное "крыша поехала".
Чаще вспоминается то, что удивило, поразило.
Лежал со мной в палате старший прапорщик, техник роты, автомобилист. Рассказывает, как он развёлся с женой, сам ушёл на квартиру. Платит немного, старуху сразу предупредил, что с деньгами туго, но обеспечит продовольствием полностью:
--
Я ведь - прапор!
Именно тогда, первый раз в жизни, я услышал, что человек гордится тем, что он вор, ещё и связывает это с воинским званием. Я уже отслужил в армии восемь лет и знал, что начальник продовольственного склада не покупает масла в магазине, но если бы я ему об этом сказал, он бы на меня сильно обиделся, даже если бы я сказал это в шутку.
А тут, в "столицах", вообще другие критерии.
Многие офицеры служили за границей, попривозили оттуда машины, приезжали на них на службу, до КПП. А после развода доверенные бойцы загоняли эти "Волги" и "Жигули" в парки, ангары, на ямы и эстакады. Идёт шикарное сервисное обслуживание. С заправкой, заменой масла, уборкой салона, за ремонт я даже не говорю. Масло меняли каждый месяц.
И пили даже как-то не по-армейски. До сих пор, куда меня не заносила армейская тропа, везде ставилась задача выпить и пообщаться. Качество и количество закуски, комфорт просто не имели значения. Не имело значения также кто угощает, кто мог тот и наливал. Пили не по случаю, это само собой, не по возможности, возможность могли найти всегда, а по желанию, по желанию коллектива. И было это, в принципе, не очень часто. Несли боевое дежурство и на "отлично" выполняли "задачи по охране и обороне воздушных рубежей нашей Родины".
Здесь же, летом накрывались "поляны" в парке "Александрия", зимой столы в классах, с колбасами, консервациями и горячими блюдами.
Комбату отмечали сорок пять лет в лесу. Была поставлена большая палатка-столовая, вывезены полевые кухни, для обеспечения электроэнергией молотил дизель, несколько машин дежурили "под парами" для отвоза-привоза гостей. Были убиты настоящие, живые, бараны для шашлыка. Сколько пахало солдат и техники! Были приглашены все офицеры и прапорщики батальона и много из соседних частей: из дивизии, медсанбата, мотострелкового полка и прочих доблестных подразделений. Конечно же, присутствовали все радистки, телефонистки, секретчицы и медсёстры. Ведь именно от них зависела боеспособность подразделений. Гремела музыка, и неслась душа прямо в Рай. Гуляет панство! Не офицеры, с их гусарством, бесшабашностью и разгульной искренностью, а именно самодовольное сытое панство.
**********
После расслабухи - похмелье: машину ремонтируй, как хочешь, своими силами и за свои кровные. Даже поход к военному прокурору ничего не дал. Комбат прав: главное правильно написать причину. Не смотря на эпоху поголовного дефицита в государственном масштабе и хроническую нехватку денежных знаков в локальном, я машину восстановил.
А тут, на радость, капитан Соколов, зам потех батальона:
--
Я заступаю по ВАИ, военная автоинспекция, как раз и обкатаю движок.
Спец! Дальнейшее рассказал водитель. Кэп хорошо " взял на грудь", он, кстати, только прибыл из Афгана, пофигизм ещё не прошёл, поехал в село до зазнобы и у неё уснул. Еле растолкали его, когда уже надо было сдавать дежурство. Опаздывали на развод, солдат быстрее ехать отказался, тогда Сокол ясный сам сел за руль. Результат прост, как в "Поле чудес": барабан, то есть вкладыши, провернулись.
--
Прапорщик Гудман, получите приз!
--
Херня, Серёга, не переживай, я тебе поставлю движок с капиталки! - сказал капитан Соколов.
Эти слова я вспомнил очень скоро, в Афганистане, куда пришёл иск на три оклада.
Было большое желание куда-нибудь написать, в какую-нибудь "Красную Звезду", но вовремя понял, что это обойдётся ещё дороже. Взгрустнул, плюнул и постарался забыть.
В этих хлопотах подошёл апрель. Будущих воинов-интернационалистов вызывают в Киев, для получения проездных документов, а главное - торжественное благословение батюшек из политотдела округа. Из Белой, точнее из нашей дивизии, набралось пять человек. Но в дальнейшем, в Афгане и в Белоцерковской гражданской жизни, встречались мы втроём с Оводовым Николаем и Быковым Мишей. По этому только эти фамилии для меня играют роль.
Документы получили, пол дня проторчали у дверей политотдела, но Оне были заняты. Пришлось вдохновляться самим, через гастроном. И, на автопилоте, - по домам.
А там радость: Гена в отпуск приехал, проводить меня. Особой трезвостью наши встречи не отличались никогда.
Гена принял решение положить маму в больницу, подлечиться. Я его мнения не разделял, но я - младший брат. Тем более уезжал.
Конечно же, мы, с мамой, много говорили о моей командировке, было получено родительское благословение и сказаны слова:
--
Езжай! Теперь я не умру, пока тебя не дождусь.
Вечером поехали, вдвоём с Геной, попрощаться с мамой. Утром я должен ехать. Мама это конечно знала, но тут какие-то хлопоты, что-то обустроить, что-то принести, было уже поздно и слова прощания и какого-то напутствия сказаны не были. Попрощались как будто до завтра. Пришло это в голову, когда уже вышли на улицу. Я такой же суеверный, как и все. Возвращаться не стал.
Всю ночь просидели с Геной, проболтали. Конечно не на сухую, хотя надо было уделить время жене и сыну. И знал что еду не на курорт, но было стыдно. Как будто убегал от чего-то
У Нади были глаза на мокром месте, я всё время успокаивал, что со мной ничего не случится. Было тяжёлое чувство тревоги, предчувствие неприятностей, но вместе с тем была твёрдая уверенность, что домой я вернусь.
Может это и предвидение, а может обычное ожидание дороги, чего-то нового, неизвестности и не восприятие смерти, как таковой.
Проспали. Рванули на мотоцикле на вокзал, а электричка с товарищами уже ушла.
В спешке забыл дома часы, Надя дала свои, маленькие, дамские. Скомкано, показушно-разухабисто попрощались, и Гена на мотоцикле же повёз меня в Киев, который посреди дороги поломался. Бросаем его прямо на дороге, ловим попутку и наконец-то добираемся до Борисполя.
Ребят находим в ресторане. Где же им ещё быть, до вылета ведь пара часов есть.
2. Ташкент.
Знакомьтесь: ташкентская пересылка.
Несколько казарм для солдат и офицеров, огороженных бетонным забором. Ждём распределения, делаем прививки. Меня направляют в стройбат. Если бы направили в камикадзе, я не был бы так шокирован. Говорят, в НАТОвском описании советских родов войск, стройбат описан как самый страшный: звери! Им даже оружия не дают! В стройбат брали, как правило, всех больных, неграмотных и тех, кому система государственной безопасности не могла доверять стратегических секретов. Это не армия! И туда направляли меня, потомственного военного, строевого командира взвода, связиста, наконец. Я этого не переживу!
Мужики успокаивают, что это направление в никуда, всё решает только Кабул.
--
Там будешь проситься хоть в космонавты. В конце концов, может живым вернёшься, тоже прибыль.
Вопрос распределения остаётся "навесу", я этого так не оставлю.
Днём короткие прогулки по городу: за пивом, водкой и закуской. Жарко! Под вечер - ужин. Широкий, отчаянный и очень длинный. Знакомство с соседями, поиски земляков в соседних кубриках, поиски свободной гитары:
"...Ах, какая же ты нежная и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя..."
--
Борт завтра, в пять часов утра, - объявляет дежурный.
Слово "борт", а не самолёт, непривычно режет слух. Собираем все деньги, что у кого осталось, и идём в ресторан, на прощальный ужин. Сразу при входе придолбался к Николаю какой-то узбек, чтобы тот продал ему, за пятёрку, отличные часы:
--
Тебя ведь всё равно убьют! - хороший аргумент, греет душу.
Денег мало, так, отметиться, остограмиться. Но хватило чтобы зацепиться с корейцами и подраться. Видит Бог: начали они. Ребята ничего, крутенькие. Главное, конец счастливый: кому-то дали мы, кто-то дал нам, но от патруля и милиции убежали.
В суматохе потерял Наденькины часики. И хоть был выпивши, как будто ниточка оборвалась. А из-за того что был пьяный - заплакал. Вроде прыгнул в яму, где-то должен быть выход, может и найду, но назад уже не вернусь - ниточки нет.
Утро. Голова квадратная, в пустоте, твёрдым пульсирующим комком, болтаются мозги. Болит желудок, во рту наждачка языка. Мухи облетают стороной. Разговаривать охоты нет.
Автобус, "скотовозка" с гармошкой, вывез нас в аэропорт "Тузель" и вывалил возле таможни. Отпускники, со своим множеством баулов, уже заняли очередь. У нас тоже багаж не малый, всё таки везём все виды форм, кроме парадной и ватных брюк. Кто поумней, точнее, у кого нашёлся нормальный отправляющий инструктор, едут налегке. У меня такого не нашлось, так что я везу даже плащ-накидку. Причём ещё и военно-морскую, чёрную.
Загрузились в автобус первыми, значит выгрузились последними, Так что очередь занимать вообще не надо. Нашли что-то наподобие тени, солнце начало уже припекать, перетащили вещи, страдаем. Открылась таможня. Начали выносить спиртное, так сказать, контрабандное. Самогон в банках с вишенками и наклейками "Сок берёзовый, с мякотью", а то и хорошая водочка, попытавшаяся затеряться в обилии багажа. Провезти можно две бутылки водки, в желудках не меряют, значит все излишки передаются по очереди назад и выпиваются по мере сил. Мы в самом конце, до нас ничего не доходит.
Прошли таможню, пограничник, сержант, даже счастливого пути пожелал. А мы, сдуру спьяну, ещё и "спасибо" сказали.
Очутились в "обезьяннике", огороженной высокой сеткой площадке, под навесом. По краям несколько лавочек, туалет, загаженный под самую крышу, плотная туча мух. Стояли так тесно, что завидовали сигаретам в нераспечатанной пачке. Плюс горы чемоданов. Обнаруживаю, что плащ-накидку оставил по ту сторону госграницы. Чёрт с ней! Здесь надо провести два, а то и три часа. Не выдерживаю: достаю из НЗ бутылку водки. Выпили, полегчало. Особенно Николаю. Он пошустрее нас, в очереди уже хорошо догнал здоровье.
Команда на погрузку, подходит автобус, открываются ворота. Пошли. Мы опять последние, спешить некуда. Автобус полный, не вошедшим, то есть нам, говорят идти пешком. Николай возмущается, майор пограничник, видно что тоже с хорошего бодуна, пытается сделать ему замечание. Но у Коли уже голова не болит, он не ленится высказать своё мнение о порядке погрузки и даже о реорганизации таможни, послав при этом майора куда-то за уточнениями. Начинаются неприятности. Но они, наверняка, здесь не редкость, подскочившие сержанты, с ловкостью и умением санитаров психиатрического отделения, гасят конфликт. Но к полёту Николая не допускают. Теперь я его увижу только через месяц, в Кабуле.
Ну а мы, послушным стадом, трусимся к самолёту.
Красавец Ил-76, транспортный, но "Аэрофлот", не военный. Корма широко распахнута, как ворота Ада, трап опущен. Издали хорошо видно, как бесконечная колонна входит в самолёт и пропадает в его чреве. Не летел бы сам - не поверил бы. Скамейки по бортам и два ряда, вдоль, посередине. Мест нет, даже для женщин. Мы впихиваемся как в автобус. Отправляющие нас, привычно, поджимают, чтобы поднять трап и закупорить две половинки задницы. Стою на одной ноге, вторая, колоном, на чьём-то чемодане, свой - перед собой, на другом чемодане, а на нём шмотки в зимнем бушлате, перемотанном ремнями. Можно положить голову, опереться грудью. Хорошо что ноги можно менять местами.
--
О! "No smoking! Fasten belts!" Полетели!
--
Прощай родной Союз!
Ощущения "спецфицеские": обалденная бочка, гудит страшно, сквозит и покачивает, дребезжит и ухает. Все молчат, задумались, оцепенели. Тоска, блин:
- Куда летим? Куда катимся?...
3. Афганистан.
Удар - сели, рулёжка, стоп. Прибыли.
Раскалывается хвост, опускается трап. Как в кино. После полумрака очередной скотовозки, солнце слепит. Вокруг самолёта уже стоят несколько встречающих машин и ещё добрый десяток их, на скоростях, прут прямо по ВПП, взлётно-посадочной полосе. Выросшему возле аэродромов, это дико. По идее, муха, без разрешения диспетчера, не должна садиться на бетонку. А тут машины разминаются с самолётами по правилам нерегулируемого перекрёстка.