"Буря в пустыне" вошла в историю прежде всего как воздушная кампания. За период между 17 января и 28 февраля 1991 года самолеты и вертолеты США, Великобритании, Франции, Италии, Канады, Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Катара выполнили 118 тысяч вылетов на театре военных действий (общее число, включающее тренировочные и другие небоевые). Это была первая война, в которой произошли воздушные бои между истребителями четвертого поколения. Однако иракским ВВС трудно было проявить себя в условиях существенного количественного и качественного превосходства противника. Понеся потери в воздухе и на земле, иракцы попытались сохранить свой авиапарк, перегоняя самолеты в соседний Иран. Такое решение вряд ли можно считать разумным, если учесть, что ожесточенная ирано-иракская война закончилась всего тремя годами ранее. Неудивительно, что эвакуированные боевые самолеты в дальнейшем так и не вернулись к своему владельцу. Иракским зенитчикам удалось нанести коалиционной авиации определенные потери, однако они оказались меньше, чем прогнозировалось.
В этой статье сделана попытка обобщить данные об авиационных потерях Многонациональных сил и Ирака. Она написана на основе общедоступных источников, наиболее значимые из которых указаны в конце. По возможности приведена вся имеющаяся существенная информация, в том числе противоречащие друг другу и явно неточные версии, чтобы не "привязывать" читателя к авторской точке зрения и предупредить его о неясных и сомнительных моментах, встречающихся при изучении темы.
ПОТЕРИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ
Довоенные прогнозы ожидаемых потерь были довольно высокими. На раннем этапе планирования воздушной операции, в августе 1990 года, аналитики ВВС США предполагали, что в первые сутки войны коалиционная авиация потеряет четыре процента задействованной авиатехники. Звучали опасения, что общие потери могут достичь 300 летательных аппаратов. Авиационные командиры высказывались более оптимистично. Генерал Чарльз Горнер, возглавлявший ВВС Центрального командования, считал, что ВВС США лишатся 42 самолетов. Его начальник планирования Бастер Глоссон предполагал потерю не более чем 50 самолетов; по его мнению, в случае более высоких потерь президент Джордж Буш имел полное право отправить весь военно-воздушный генералитет в отставку как не справившийся со своей задачей.
Авторитетный британский журнал "Флайт Интернешнл" в номере за 6-12 марта 1991 года опубликовал статистику потерь коалиционной авиации, собранную "по горячим следам". Она выглядела следующим образом: США потеряли 35 самолетов и 21 вертолет, Великобритания - 7 самолетов, Саудовская Аравия - 3, Кувейт и Италия - по одному. Итого получается 68 пилотируемых летательных аппаратов,
Официальные цифры потерь доступны из альманаха министерства обороны США за 1991 год: 52 самолета (в том числе 40 американских), 23 вертолета (все американские). В сумме - 75 пилотируемых летательных аппаратов, из которых почти половина (33) потеряна по небоевым причинам.
Ирак заявлял о гораздо большем числе побед своей системы ПВО. Помимо национальных особенностей арабской военной статистики это может быть объяснено еще одним фактором. В начале войны ВВС США выпустили в иракское небо беспилотные дроны BQM-74, чтобы "разбудить" противовоздушную оборону противника. Следовавшие за беспилотниками самолеты атаковали включенные радары противорадиолокационными ракетами. Ряд беспилотников был сбит. Чарльз Горнер вспоминал: "На следующий день они [иракцы] сообщили о сбитии 49 самолетов, и это было точное число дронов-мишеней, которое мы отправили. Я был изумлен - или произошло случайное совпадение, или они очень хорошо умели собирать данные". Вероятно, цифра указана неточно - всего было использовано 44 BQM-74, и в одном источнике первых дней войны есть упоминание, что иракцы поначалу заявили именно о 44 сбитых самолетах. Правда, беспилотники использовались не только военно-воздушными силами - ВМС аналогичным образом применяли мишени ADM-141. На второй день войны Саддам Хусейн создал специальный комитет для документирования потерь коалиционной авиации - он предполагал, что западные масс-медиа будут скрывать правду о сбитых самолетах. В мае 1991 года министерство обороны Ирака выпустило исследование, посвященное авиационным потерям Многонациональных сил (в 2003 году этот документ попал в руки американских войск, цифры из него есть в UmAl-Ma'arik (TheMotherofAllBattles): OperationalandStrategicInsightsfromanIraqiPerspective). В нем были приведены три оценки. Силы ПВО оценивали число уничтоженных пилотируемых летательных аппаратов врага в 281 машину. По итогам опроса, проведенного в частях, и исключения из его результатов пересекающихся заявок (т.е. случаев, когда разные подразделения вели огонь по одному самолету, и каждое из них записывало его на свой счет) был сделан вывод о 150 уничтоженных машинах противника. Наконец, третья оценка основывалась на убедительных доказательствах - обнаружении обломков и погибших пилотов, допросах пленных, подтверждениях потерь во вражеских СМИ. Таким способом иракцам удалось достоверно подтвердить уничтожение 44 пилотируемых летательных аппаратов, что близко к официальной статистике потерь Многонациональных сил.
Приведенный в этой статье список потерянных летательных аппаратов составлен с использованием многих источников. Здесь нужно дать небольшое историографическое пояснение. Дело в том, что имеется тенденция считать основным (самым полным, самым точным, самым официальным) западным источником по вопросу воздушной кампании 1991 года Исследование воздушной мощи в ходе войны в Заливе (Gulf War Air Power Survey). Это монументальное пятитомное издание, охватывающее самые разные темы и предоставляющее огромное количество информации. Оно было составлено группой независимых исследователей во главе с профессором Элиотом Коэном на основе официальных документов. Есть там и раздел, посвященный потерям коалиционной авиации. Однако при написании данной статьи Исследование не являлось доминирующим источником; в сущности, из него было взято меньше информации, чем из некоторых других. На то было две основные причины. Во-первых, в Исследовании отсутствуют вертолетные потери в ходе войны. Во-вторых, оно содержит неточности, некоторые из них упомянуты в статье. Понятно, что неточности есть практически в любом источнике, однако то, что можно простить Уиткомбу или Баугеру, неприемлемо для солидного официального издания, над которым работал коллектив авторов. Поэтому при работе над этой статьей Исследование не рассматривалось как истина в последней инстанции. Основной принцип при составлении списка был таков: если хотя бы один заслуживающий доверия источник говорит о безвозвратной потере или списании летательного аппарата, то этот летательный аппарат включается в список. Когда информация о списании есть только в базе данных Scramble или на сайте Джо Баугера (известных своей склонностью к ошибкам), это специально указано. По таким случаям есть определенные сомнения, но они все же присутствуют в списке.
Отдельно следует сказать о российских авторах. У читателей может возникнуть вопрос: почему статья основывается на западных источниках, почему минимальным образом использованы работы отечественных (российских и украинских) специалистов? Где F-117, упавший на нейтральной полосе между коалиционными и иракскими войсками, где F-16, сбитый на встречных курсах иракским МиГ-23? А все потому, что в список включены те случаи, по которым нет серьезных сомнений. Если автор оспаривает официальную версию событий, то его заявления должны иметь под собой какую-то доказательную базу. Когда пишется про сбитый МиГом F-16 со ссылкой на абстрактные "арабские источники", то это хорошо, но мало. Что за арабские источники - секретное исследование ВВС Ирака, или какой-нибудь очередной иракский министр информации, вещающий про то, как американская армия похоронена под Багдадом? Были ли воздушная победа засчитана, или это просто предположение алжирского журналиста-фрилансера? Что случилось с пилотом сбитого самолета? Где это произошло - под Басрой, у Моcула? Когда - в первый день войны или последний? Пересекается ли этот случай с какой-либо из официально признанных американцами потерь? Слишком много вопросов при полном отсутствии ответов. Другая проблема заключается в том, что тема потерь авиации МНС освещена в отечественной историографии не так уж подробно. Лучше всего расписаны потери "Торнадо", благо имеются две монографии о нем: "Торнадо" - многоцелевой самолет (В. Ильин, И. Кудишин, 2001) и Смерч по-европейски (А. Хаустов, А. Котлобовский, 2009). О применении в войне других самолетов писал главным образом Владимир Ильин, эксперт ЦАГИ, автор и соавтор нескольких книг по боевой авиации. Его работы можно считать классикой - и в Интернете, и в оффлайновых изданиях они давно растащены на цитаты, нередко в переработанном виде и без указания авторства. Однако Ильин обычно пишет о потерях очень кратко. Характерно, что в свое время он не сумел разобраться в потерях истребителей-бомбардировщиков F-15E: "Первоначально пресс-служба союзников объявила об одном сбитом самолете этого типа. В дальнейшем начали писать уже о двух уничтоженных самолетах. Наконец, в справочнике Jane's all World's Aircraft 1996-97 сообщается о потере трех истребителей F-15E (возможно, это еще не последнее слово: американцы весьма неохотно признают свои неудачи, скрывая их весьма умело и изобретательно)" (цитата из статьи F-15E - последний из "Орлов", Авиация и космонавтика, 1997, N 2). Потери "Страйк Иглов" действительно составили три самолета, один из которых разбился в Омане до начала войны, а два были сбиты. Информация об этом никем никогда не скрывалась; например, газета "Нью-Йорк Таймс" упоминала о довоенной катастрофе в номере от 12 октября 1990 (Michael R. Gordon. Mideast Tensions; Air Force Halts Gulf Training Flights), а в номере от 21 января 1991 года среди потерь коалиционной авиации от огня противника указаны два F-15E (War in the Gulf: Military Briefing; Excerpts From Sessions On Missiles and Goals). Разумеется, статья Ильина была написана в доинтернетовскую эпоху, когда информацию такого рода было не так легко проверить, однако показательно, что расхождения в доступных источниках он интерпретировал именно как попытку сокрытия потерь. О "Буре в пустыне" писали и некоторые другие авторы, например, у М. Никольского есть статья о применении B-52, и все же эти публикации носят отрывочный характер. Тем не менее, для полноты картины в статье приведена имеющаяся информация из отечественных источников относительно обстоятельств потери некоторых самолетов.
Конечно, нельзя было обойти стороной статью аргентинского автора Диего Зампини Третий день (и последующие...) (Авиация и время, 2005, N 6 - 2006, N 1), написанную в соавторстве с иракцем А. Садиком и, как утверждается, с использованием иракских источников. К сожалению, опыт заставляет с осторожностью относиться к любому материалу Д. Зампини. Так, в его работе, посвященной применению югославских МиГ-29 в войне 1999 года, содержались очень спорные заявления и выводы, во многом противоречащие югославским же данным. Какой гремучий коктейль получается из смеси иракских источников в аргентинской обработке с версией специалиста ЦАГИ и официальной западной информацией, можно увидеть на примере истории "Торнадо" ZA396, потерянного 19 января 1991 года.
Хронологически список охватывает три периода. Помимо собственно войны (17 января - 28 февраля 1991) рассматриваются также период подготовки военной операции (с августа 1990 по 16 января 1991) и небольшой отрезок после войны (март - апрель 1991). Целью при составлении списка было показать все известные потери коалиционной авиации, так или иначе связанные с подготовкой и проведением "Бури в пустыне", а также (для общей информации) ее небоевые потери в регионе за два послевоенных месяца. Подсчет, проведенный по списку, дает следующие цифры:
США
Самолеты - 9 потеряны до войны, 38 во время нее, 5 после
Вертолеты - 15 потеряны до войны, 22 во время нее, 7 после
Великобритания - 3 самолета до войны, 7 во время нее; до войны потерян один вертолет
Франция - 1 самолет до войны и 1 во время нее
Италия - 1 самолет во время войны
Саудовская Аравия - 3 самолета во время войны и 1 после; один вертолет во время войны
Кувейт - 1 самолет во время войны
ИТОГО авиация Многонациональных сил потеряла:
До войны - 13 самолетов и 16 вертолетов;
Во время войны - 51 самолет и 23 вертолета;
После войны - 6 самолетов и 7 вертолетов.
В сумме за весь рассматриваемый период потеряно 116 пилотируемых летательных аппаратов (70 самолетов и 46 вертолетов), из них 29 до войны, 74 во время и 13 после нее.
Подробные данные по США:
Армия США- 2 самолета во время войны; 9 вертолетов до войны, 17 во время и 6 после.
AH-1 - 1 / 3 / 0
AH-64 - 1 / 4 / 0
CH-47 - 1 / 0 / 1
OH-58 - 4 / 3 / 3
OV-1/RV-1 - 0 / 2 / 0
UH-1 - 1 / 3 / 1
UH-60/MH-60 - 1 / 4 / 1
ВВС США - 7 самолетов до войны, 19 во время и 2 после.
A-10/OA-10 - 0 / 6 / 0
AC-130 - 0 / 1 / 0
B-52 - 0 / 1 / 0
C-5 - 1 / 0 / 0
EF-111 - 0 / 1 / 0
F-4G - 0 / 1 / 0
F-15E - 1 / 2 / 0
F-16 - 3 / 7 / 1
F-111 - 1 / 0 / 0
RF-4C - 1 / 0 / 1
ВМС США - 2 самолета до войны и 9 во время нее; 2 вертолета до войны и 2 во время нее.
A-6 - 0 / 4 / 0
A-7 - 0/ 1 / 0
EA-6B - 1 / 0 / 0
F-14 - 0 / 1 / 0
F/A-18 - 1 / 3 / 0
SH-3 - 1 / 0 / 0
SH-60 - 0 / 1 / 0
UH-1 - 1 / 0 / 0
UH-46 - 0 / 1 / 0
Корпус морской пехоты США - 8 самолетов во время войны и 3 после нее; 4 вертолета до войны, 3 во время и 1 после.
AH-1 - 0 / 1 / 1
AV-8B - 0 / 6 / 1
CH-46 - 0 / 1 / 0
CH-53E - 2 / 0 / 0
F/A-18 - 0 / 0 / 2
OV-10 - 0 / 2 / 0
UH-1 - 2 / 1 / 0
Подробные данные по другим странам коалиции:
Королевские ВВС Великобритании
Торнадо - 2 / 7 / 0
Ягуар - 1 / 0 / 0
Армейский воздушный корпус Великобритании
Газель - 1 / 0 / 0
ВВС Франции
Мираж F1 - 1 / 0 / 0
Ягуар - 0 / 1 / 0
ВВС Италии
Торнадо - 0 / 1 / 0
Королевские ВВС Саудовской Аравии
Торнадо - 0 / 1 / 0
C-130 - 0 / 0 / 1
F-5 - 0 / 1 / 0
F-15 - 0 / 1 / 0
Примечание: в ряде источников (включая "Флайт Интернешнл" за 6-12 марта 1991 года) указано, что саудовцы потеряли в ходе войны один "Торнадо" и два F-5. Почти наверняка это ошибка. Известно, что было потеряно по одному "Торнадо", F-5 и F-15. Вероятно, F-15 где-то был случайно учтен как F-5, и затем эта информация распространилась по источникам.
Как видно, наибольшие потери самолетов имели место в первую неделю войны, когда иракская система ПВО еще не была подавлена, а вертолетов - в последнюю, накануне и во время наземной операции. Обращает на себя внимание тот факт, что восемь из девяти самолетов, потерянных на шестой неделе, были дозвуковыми штурмовиками.
Примерное распределение по причинам потери (только за период войны, 17 января - 28 февраля 1991):
A-4 "Скайхок" - 1 сбит
A-7 "Корсар" II - 1 по небоевой причине
A-6 "Интрудер" - 1 сбит, 2 предположительно сбиты, 1 по небоевой причине
A-10 "Тандерболт" II - 4 сбиты, 2 разбились при посадке с боевыми повреждениями
AC-130 "Спектр" - 1 сбит
AV-8B "Харриер" II - 4 сбиты, 1 потерян в Кувейте по неизвестной причине, 1 по небоевой причине в Омане
AH-1 "Кобра" - 4 по небоевым причинам в Саудовской Аравии
AH-64 "Апач" - 1 сбит, 3 по небоевым причинам в Саудовской Аравии
B-52 "Стратофортресс" - 1 по небоевой причине в Индийском океане
CH-46/UH-46 - 2 по небоевым причинам (в Саудовской Аравии и Красном море)
EF-111 "Рэйвен" - 1 по небоевой причине, официально учтен как боевая потеря
F-4G "Уайлд Уизл" V - 1 разбился из-за боевых повреждений
F-5E "Тайгер" II - 1 предположительно сбит
F-14 "Томкэт" - 1 сбит
F-15C "Игл" - 1 по небоевой причине в Саудовской Аравии
F-15E "Страйк Игл" - 2 сбиты
F-16 "Файтинг Фалкон" - 3 сбиты, 4 разбились по небоевым причинам (из них три во время боевых вылетов и один во время перегоночного)
F/A-18 "Хорнет" - 1 сбит, 2 по небоевым причинам
OH-58 "Кайова" - 3 по небоевым причинам (из них один на территории Ирака)
OV-1/RV-1 "Мохаук" - 2 по небоевым причинам в Саудовской Аравии
OV-10 "Бронко" - 2 сбиты
UH-1 "Ирокез" - 1 сбит, 3 по небоевым причинам (из них один на территории Ирака)
UH-60/MH-60/SH-60 - 2 сбиты, 3 по небоевым причинам (в Саудовской Аравии и Персидском заливе)
"Дофин" - 1 по небоевой причине в Саудовской Аравии
"Торнадо" - 4 сбиты (включая итальянский самолет), 2 в ходе боевых вылетов по неясным причинам, 3 небоевые потери (включая саудовский самолет)
"Ягуар" - 1 списан из-за боевых повреждений
ИТОГО:
Самолеты (51) - 24 сбиты (в том числе один в воздушном бою), 3 предположительно сбиты, 3 разбились из-за боевых повреждений, 3 потеряны над вражеской территорией по неизвестным причинам, 1 списан из-за боевых повреждений, 17 потеряны по небоевым причинам
Вертолеты (23) - 4 сбиты, 19 потеряны по небоевым причинам (два из них на вражеской территории)
Сравнивая списочные данные о потерях за время "Бури в пустыне" с официальными, можно заметить расхождение между ними. Официально было потеряно 52 самолета (40 американских, 12 других стран), а по списку насчитывается 51 самолет (38 американских, 13 других стран). Получается, что в списке не хватает двух американских самолетов и одного вертолета, зато есть один лишний самолет какой-то другой страны. С "лишним" самолетом ситуация вроде бы ясна - скорее всего это французский "Ягуар", формально поврежденный, а на деле фактически списанный. Меньше всего ясности с недостачей двух американских самолетов. В конце статьи есть информация о возможном списании одного A-6, но даже если его учесть, остается еще одна неизвестная потеря.
ПОТЕРИ ИРАКА
Когда американские войска оккупировали Ирак в 2003 году, они обнаружили большое количество иракских документов, освещающих в том числе и "Бурю в пустыне". Эти документы были переведены, и на их основе появилось объемное исследование UmAl-Ma'arik (TheMotherofAllBattles): OperationalandStrategicInsightsfromanIraqiPerspective, отражающее иракский взгляд на войну 1991 года. В нем содержится много интересной информации. Среди прочего там есть и данные о потерях иракских ВВС.
Итак, согласно официальной иракской документации, в ходе "Бури в пустыне" безвозвратные потери национальных военно-воздушных сил (без учета армейской авиации и т.д.) были такими:
"ДжетСтар" - 4
AS-202 "Браво" - 5
BK-117 - 1
EMB 312 "Тукано" - 1
Ил-76 - 3
"Мираж" F1 - 25, включая 2 трофейных кувейтских
МиГ-21 - 65, включая 9 двухместных
МиГ-23 - 43, в том числе 18 истребителей, 17 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и 8 двухместных учебно-боевых
МиГ-25 - 19, в том числе 13 перехватчиков, 3 разведчика, 3 двухместных
МиГ-29 - 17, включая 1 двухместный
Су-20/22 - 24, в том числе 4 Су-20, 17 одноместных Су-22 и 3 двухместных
Су-24 - 5
Су-25 - 31, включая 3 двухместных учебно-боевых
Ту-16 - 7, в том числе 3 самолета советского производства и 4 китайского (B-6D)
В сумме уничтожено 250 пилотируемых летательных аппаратов, из них 249 самолетов и 1 вертолет (BK-117). Это составляло четверть всей имевшейся авиатехники. Если к этому добавить самолеты, перелетевшие в Иран и впоследствии так и не возвращенные, то получится, что ВВС Ирака лишились примерно 40 % авиапарка.
Учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты (AS-202, EMB 312, двухместные варианты одноместных боевых самолетов) - 33
Военно-транспортные самолеты (Ил-76) - 3
Административные самолеты ("ДжетСтар") - 4
ИТОГО - 249 самолетов
Замечания:
- В оригинале американского исследования МиГ-21 по ошибке фигурируют как "Sukhoi-21"
- Основная часть иракских вертолетов (Ми-8, Ми-24 и другие) находилась в составе армейской авиации, потери которой в приведенной статистике не учтены.
- Военно-транспортные самолеты Антонова (вероятно, Ан-12 и/или Ан-26) безвозвратных потерь не понесли. То же самое касается некоторых других типов самолетов, в частности, L-39 "Альбатрос".
- Согласно В. Ильину, к 1991 году иракские бомбардировщики Ту-16 были сняты с вооружения, что не помешало авиации МНС уничтожить их на земле вместе с другим антиквариатом ("Хантеры", Ил-28) и записать на свой счет. Как можно заметить, в статистике нет ни "Хантеров", ни Ил-28, однако Ту-16 присутствуют, из чего можно сделать вывод, что на тот момент они продолжали эксплуатироваться.
- В потерях почему-то отсутствуют бомбардировщики Ту-22. Известно, что в 1988 году они еще выполняли боевые вылеты, и снятие их с вооружения всего три года спустя представляется маловероятным, к тому же, более старые Ту-16 продолжали использовать. В западных источниках обычно указывается, что несколько Ту-22 были уничтожены. Согласно австрийскому автору Тому Куперу (кстати, он сотрудничал с тем самым А. Садиком, в соавторстве с которым писал свою статью Д. Зампини), в первый день войны бомбардировщики на авиабазе Таммуз (Эль-Такаддум) подверглись ударам американских F-117; на основе обычных и спутниковых фотографий Купер делает вывод, что в 2003 году американскими войсками там были обнаружены остовы восьми Ту-22 (см. вторую часть его статьи Bombed by Blinders).
- Согласно иракской статистике, был потерян весь парк Ту-16 (три самолета советского производства и четыре китайских B-6D), однако Том Купер утверждает, что один B-6D в 2002 году был возвращен в полетопригодное состояние, и накануне войны 2003 года американские и британские летчики, выполнявшие патрулирование запретных для полетов иракской авиации зон, несколько раз засекали его в воздухе.
Для сравнения ниже приведены западные данные о потерях иракской авиации.
Потеряно в воздухе - 38 самолетов (включая три после войны) и 6 вертолетов:
Ил-76 - 1 сбит
Ми-8 - 1 сбит F-14
Ми-24 - 1 сбит F-15C (спорная победа), 1 уничтожен в воздухе бомбой с лазерным наведением, сброшенной F-15E
МиГ-21 - 4 сбиты
МиГ-23 - 8 сбиты
МиГ-25 - 2 сбиты
МиГ-29 - 4 сбиты; 1 разбился во время воздушного боя; 1 случайно сбит своим ведомым
"Мираж" F1 - 8 сбиты; 1 разбился, преследуя EF-111 (он не был засчитан как воздушная победа)
Су-20/22 - 3 сбиты во время войны (официально засчитаны как Су-7/17), еще 2 в марте 1991 года
Су-25 - 2 сбиты
PC-9 - 1 потерян в марте 1991, будучи перехвачен американскими самолетами (не сбит)
Тип неизвестен - 3 вертолета сбиты (один истребителем F-15, два штурмовиками A-10)
Относительно потерь иракской авиации на аэродромах существуют разные оценки; например, сразу после войны американское Центральное командование сообщало о 81 уничтоженном самолете и вертолете. В журнале Air Force Magazine за январь 1996 года приводились следующие цифры:
Уничтожено на аэродромах - 56 летательных аппаратов (1 Ан-2, 3 Ил-76, 9 МиГ-21, 8 МиГ-23, 5 МиГ-25, 3 МиГ-29, 1 "Мираж" F1, 11 Су-20/22, 2 Су-25, 6 Ту-16, 1 Ту-22, 6 летательных аппаратов, которые не были идентифицированы)
Уничтожено в укрытиях - 141 летательный аппарат (оценочное число, определить их типы не представлялось возможным)
В сумме уничтожено на земле предположительно 197 летательных аппаратов. С учетом перечисленных выше потерь в воздухе получается, что американцы оценили иракские потери примерно в 240 летательных аппаратов (нужно помнить, что цифры варьируются от источника к источнику, и это лишь попытка обобщить известную информацию). Кроме того, в ходе наземного наступления войска США захватили расположенные на юге Ирака военные аэродромы Али (Таллиль), Эр-Румейла и Джалиба, а французы заняли Эс-Сальман. Часть авиатехники, базировавшейся на аэродромах Али и Джалиба, была потеряна в ходе штурма, остальная попала к американцам в качестве трофеев. Они забрали себе то, что их интересовало (вертолеты Ми-8 и Ми-24), а все прочее уничтожили. О присутствии какой-либо иракской авиации в Эр-Румейле и Эс-Сальмане нет информации. Согласно официальной хронологии XVIII воздушно-десантного корпуса Армии США, 24-я пехотная дивизия уничтожила пять самолетов и один вертолет при взятии Али, и еще десять самолетов и восемь вертолетов при взятии Джалибы. На аэродроме Али были захвачены в исправном состоянии пять "Мираж" F1, шесть МиГ-21, один "XU-21" (вероятно, имеется в виду Су-20/22), два Ми-8 и один Ми-25. По трофеям в Джалибе информации нет, известно только, что когда туда прибыли военнослужащие Отдела зарубежных технологий ВВС США, то обнаружили два уничтоженных МиГ-29 и еще один с не слишком тяжелыми повреждениями, окруженный неразорвавшимися кассетными бомбами. Они ограничились тем, что демонтировали с одной из уничтоженных машин носовую часть вместе с радиолокационной установкой.
Подводя итог, можно сказать, что в различных американских источниках упоминается потеря иракцами до 300 летательных аппаратов, включая где-то до полусотни при взятии аэродромов. Иракцы подтверждают потерю 250 летательных аппаратов, но без армейской авиации. Американские оценки оказались не столь далеки от истины.
СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ
20 августа 1990
OH-58D "Кайова"
Серийный номер 88-0305, рота B 1-го эскадрона 17-го кавалерийского полка 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вертолет разбился в Саудовской Аравии, совершая тренировочный вылет с использованием приборов ночного видения. Экипаж не пострадал, машина потеряна.
29 августа 1990
C-5A "Гэлэкси"
Серийный номер 68-0228, 60-е военно-транспортное крыло ВВС США
На борту самолета находились медикаменты, продовольствие и оборудование для американских войск в Саудовской Аравии. Во время набора высоты после взлета с авиабазы Рамштайн (ФРГ) произошло самопроизвольное включение реверса тяги двигателя N 1, что привело к потере пилотами управления. На борту находились 17 человек, из них 13 погибли и четверо выжили. Экипаж самолета был из 433-го военно-транспортного крыла Резерва ВВС США.
Существует неясность с датой этой авиакатастрофы. Исследование воздушной мощи в ходе войны в Заливе указывает 28 августа, в подавляющем большинстве других источников (включая сообщения прессы и специализированные веб-сайты, посвященные авиакатастрофам) указано 29 августа. Возможная причина этого - разница между часовыми поясами Германии и США.
3 сентября 1990
F-16C "Файтинг Фалкон"
Серийный номер 83-1151 (F-16C Block 25B), 33-я тактическая истребительная эскадрилья 363-го тактического истребительного крыла ВВС США
Во время тренировочного полета в ОАЭ (Абу-Даби) ведомый заметил, что из сопла двигателя ведущего самолета вырывается пламя. Капитан Сетцер получил легкие травмы при катапультировании, был подобран вертолетом поисково-спасательной службы ОАЭ.
Некоторые источники указывают датой аварии 4 сентября.
7 сентября 1990
OH-58C "Кайова"
Серийный номер 71-20835, 1-й батальон 101-го авиационного полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США
Вечером 7 сентября при выполнении ночного тренировочного вылета в Саудовской Аравии с использованием приборов ночного видения вертолет столкнулся с песчаной дюной. Один из двух членов экипажа был травмирован. Вертолет получил серьезные повреждения и был списан (согласно информации Scramble).