ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Результаты применения Пзрк "Стрела-2" во Вьетнамской войне

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.79*25  Ваша оценка:


   Переносные зенитно-ракетные комплексы относятся к числу "оружия бедных". Получив широкое распространение в мире, они позволяют армиям "третьих стран", национально-освободительным и террористическим движениям относительно дешево и эффективно бороться с авиацией. Советский комплекс "Стрела-2" стал первым, примененным в реальных боевых действиях - это произошло в 1969 году во время "войны на истощение" между Египтом и Израилем. Затем он попал в Юго-Восточную Азию, и там с ним впервые "познакомились" вооруженные силы США. Американцы называли его SA-7, северовьетнамцы - A-72.
  
   Советская/российская статистика применения ПЗРК в Юго-Восточной Азии чрезвычайно скупа. Обычно указывается, что произведено 589 пусков и достигнуто 204 то ли попадания, то ли сбития. Вместе с тем имеются заявления главного конструктора комплекса Сергея Непобедимого о более значительных успехах "Стрелы". Вот цитата из книги "ЛОМО. Сквозь призму времени" (Санкт-Петербург, 2002; фрагмент доступен на веб-сайте http://pvo.guns.ru), касающаяся первых боевых эпизодов в Египте и Вьетнаме:
  
   "И вот в августе 1969 г. - первый бой. Десять ракет - шесть самолетов! Об этом сразу доложили в Кремль Брежневу, Гречко. Вызвали меня. Помимо общего одобрения, были высказаны пожелания увеличить зоны поражения и повысить скорость, чтобы сбивать еще более скоростные цели. И мы за восемь месяцев сделали "Стрелу-2М". Ею в Египте уничтожили 40 самолетов разных типов. Цель была достигнута: израильскую авиацию удалось оторвать от земли и сделать уязвимой для других средств ПВО. Потом - Вьетнам. Научили вьетнамцев - и те сбили 205 американских самолетов..."
  
   В сентябре 2011 года Непобедимый в интервью "Российской газете" сказал следующее: "Нашими ПЗРК "Стрела-2" за время войны во Вьетнаме было сбито 205 американских самолетов и вертолетов". Остается непонятным, что означают 205 сбитых по версии генерального конструктора - только самолеты или же самолеты и вертолеты.
  
   С американской и южновьетнамской стороны полной открытой статистики потерь от ПЗРК не обнаружено. Несмотря на это, имеющиеся источники (в первую очередь классическая книга Криса Хобсона и веб-сайт "Army Air Crews") позволяют составить достаточно полный список сбитых летательных аппаратов США. Для начала следует определиться, когда и как происходило противоборство авиации и "Стрел". В некоторых русскоязычных публикациях утверждается, что американцы впервые отметили использование ПЗРК во время лаосской кампании февраля-марта 1971 года (операция Lam Son 719). Но именно у американцев такая информация не встречается. Наоборот, везде подчеркивается, что первая встреча с новым оружием произошла в ходе "Пасхального наступления" весной 1972-го. Принято считать, что первый достоверно зафиксированный пуск отмечен 29 апреля, когда одна ракета была безуспешно выпущена по "Фантому" к северу от города Куангчи (военный регион I). После утраты четырех летательных аппаратов в течение 1-2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. "Ракетный бум" продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны. Практическая результативность "Стрел" оказалась не слишком высокой, но их появление оказало определенный психологический эффект на американских пилотов, так как опыт первых недель показывал, что пережить попадание ракеты в вертолет невозможно. В случае обнаружения пуска ПЗРК вертолетчикам было предписано трижды передать по радио предупреждение "Ракета!". Без сомнения, какую-то помощь американцам оказало изучение комплексов, захваченных армией Южного Вьетнама. В частности, 22 мая подразделения южновьетнамской дивизии морской пехоты захватили два ПЗРК в военном регионе I; еще одна "Стрела" была взята морпехами в провинции Тхыатхьен в ходе локальной операции 8-9 июня, и четыре - во время наступления в провинции Куангчи 18 июня.
  
   Далее перечислены летательные аппараты США, уничтожение которых относят на счет ПЗРК.
  
   1 мая - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Куангчи, пилот выпрыгнул с парашютом.
   1 мая - штурмовик A-1 поражен ракетой в районе Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Пилот дотянул на подбитой машине до Тонкинского залива и катапультировался.
   2 мая - два штурмовика A-1 сбиты в провинции Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Оба пилота катапультировались.
   2 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит, участвуя в поисково-спасательной операции в провинции Куангчи. Погибли 5 человек.
   11 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб.
   11 мая - возле Анлока сбиты два самолета передового наведения O-2. Допускается возможность того, что они стали жертвами ПЗРК, хотя точно это не установлено.
   14 мая - самолет передового наведения O-1 сбит в районе Анлока, пилот выпрыгнул с парашютом.
   22 мая - истребитель-бомбардировщик F-4 сбит зенитным огнем или ракетой ПЗРК после атаки наземной цели в провинции Куангчи. Экипаж катапультировался.
   24 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит в районе Хюэ. Погибли 4 человека.
   24 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб.
   25 мая - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Хюэ, экипаж катапультировался.
   26 мая - штурмовик TA-4 поражен ракетой в районе Хюэ и упал в Тонкинский залив на подлете к аэродрому Дананг, экипаж катапультировался.
   5 июня - разведывательный вертолет OH-6 сбит предположительно ПЗРК в районе Фуми (провинция Биньдинь), экипаж выжил.
   11 июня - разведывательный вертолет OH-6 сбит неизвестной ракетой в провинции Тхыатхьен. Достоверно не установлено, чем именно он был поражен. Экипаж погиб.
   18 июня - самолет огневой поддержки AC-130 сбит в районе долины Ашау, из 15 членов экипажа выжили трое.
   20 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб.
   21 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж выжил.
   29 июня - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи и совершил вынужденную посадку на воду в Тонкинском заливе. Пилот погиб (посмертно награжден Медалью Почета), наблюдатель выжил.
   2 июля - самолет передового наведения O-1 сбит над территорией Камбоджи вблизи границы с Вьетнамом. Пилот, очевидно, выжил.
   5 июля - штурмовик A-37 сбит в районе Хюэ, пилот катапультировался.
   11 июля - транспортный вертолет CH-53 поражен ракетой во время высадки десанта в районе Куангчи, совершил аварийную посадку и сгорел. На борту находились 6 американцев и 50 южновьетнамских солдат, выжили 3 американца и 7 вьетнамцев.
   31 октября - транспортный вертолет CH-47 сбит в провинции Диньтыонг. Погибли 15 человек (согласно поименному списку; в источниках встречаются цифры до 22 погибших).
   23 ноября - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Анлока, пилот спасся.
   3 декабря - ударный вертолет AH-1, экипаж выжил.
   19 декабря - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи, пилот попытался дотянуть до Тонкинского залива. Экипаж катапультировался, один летчик выжил, другой погиб.
   8 января - транспортный вертолет UH-1 сбит двумя ракетами в районе Куангчи. Погибли 6 человек.
   27 января - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Донгха, участвуя в поисково-спасательной операции. Экипаж катапультировался и расстрелян северовьетнамскими солдатами в воздухе или уже на земле.
  
   Список в определенной степени условен (не всегда было возможным установить точную причину потери летательного аппарата, за пуски ПЗРК могли приниматься выстрелы из РПГ, и так далее), однако общую картину он отражает. В него включены все зафиксированные потери самолетов, а также все потери вертолетов, сопровождавшиеся гибелью членов экипажа и пассажиров. Единственная категория, по которой нет полной информации - потери вертолетов без жертв, но таких случаев, судя по всему, было крайне мало.
  
   Обобщенная статистика по установленным американским потерям от ПЗРК за май 1972 - январь 1973:
  - всего сбито 24 летательных аппарата (14 самолетов и 10 вертолетов), еще 5 предположительно;
  - по видам вооруженных сил: ВВС - 13, Армия - 10, Корпус морской пехоты - 2;
  - самолеты - четыре OV-10, три A-1, по два O-1 и O-2, по одному A-37, AC-130, TA-4, а также два O-2 и один F-4 предположительно;
  - вертолеты - пять AH-1, три UH-1, по одному CH-47 и CH-53, а также два OH-6 предположительно;
  - на борту сбитых летательных аппаратов находились 79 американцев и около 50 южновьетнамцев;
  - из числа американцев 24 выжили и спасены, 53 погибли при сбитии, 2 убиты противником после катапультирования; из числа южновьетнамцев 7 выжили и спасены, около 43 погибли.
  
   Наибольшую часть жертв "Стрелы" составляли поршневые и турбовинтовые самолеты, лишь две сбитые машины были реактивными (штурмовики A-37 "Дрэгонфлай" и TA-4F "Скайхок"). Другие основные боевые самолеты США того времени (F-4, F-8, A-6, A-7) не поражались, за исключением одного возможного случая сбития F-4. Практически всегда потеря летательного аппарата происходила после одного попадания; только сбитый 8 января вертолет UH-1 был поражен дважды. Известен единственный случай, когда летательный аппарат сумел вернуться на базу с повреждениями от попадания "Стрелы" - самолет огневой поддержки AC-130, подбитый 12 мая. Интересно, что десять из тринадцати экипажей самолетов благополучно пережили сбитие. У вертолетчиков дела обстояли намного хуже - выжили всего два из десяти экипажей, оба они пилотировали ударные вертолеты AH-1 "Кобра". Подробно описан первый из этих случаев, произошедший возле Анлока 21 июня. Вертолет был поражен, выходя из боевого захода и находясь на высоте свыше 1 км. Пилот (капитан Майк Браун) своевременно получил предупреждение о пуске ракеты, знал, чем поражена его машина, и на послеполетном разборе назвал это ключевым фактором, способствовавшим их выживанию. Сохраняя минимальный контроль над падающей машиной, он предпринял все действия, которые продумал заранее именно для такой ситуации. "Кобра" упала на деревья, смягчившие удар. Пожара не было, летчики (пилот Браун и оператор вооружения капитан Марко Кордон) не имели серьезных травм и успешно покинули разбитый вертолет.
  
   Однако лавры первых в истории вертолетчиков, переживших сбитие ракетой, могли принадлежать не им, а 1-му лейтенанту Фрэнку Биллу и специалисту-4 Дугласу Хансену, экипажу OH-6 "Кайюс", потерянного в провинции Биньдинь 5 июня. Нет полной уверенности в том, чем именно их сбили, но по всем признакам это была "Стрела-2", и южновьетнамцы потом нашли пусковую трубу от нее, когда прочесывали поле боя.
  
   География потерь показывает, что в 1972 году переносные зенитно-ракетные комплексы состояли на вооружение, по-видимому, в немногих подразделениях ВНА. Наиболее успешно они применялись в военном регионе I (главным образом возле Куангчи и Хюэ), где "Стрелы" появились раньше всего. Другим опасным местом стал Анлок в военном регионе III, первые пуски там замечены 8-9 мая. На крайнем юге страны, в военном регионе IV, произошла всего одна потеря (CH-47 "Чинук") при 43 зарегистрированных пусках. Наконец, в военном регионе II первый пуск замечен 10 июня, потерь не имелось (не учитывая предполагаемый случай сбития вертолета 5 июня, о котором сказано выше).
  
   У некоторых русскоязычных авторов встречаются сведения о применении "Стрел", вызывающие определенные сомнения. Так, в статье Михаила Жирохова и Александра Котлобовского "Шайтан-арба" под огнем. Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане" (Авиация и время, 2006, N 5) написано следующее:
  
   "В качестве отступления от темы интересна статистика применения "Стрел" против "Кобр" в Индокитае. 25-ю пусками ракет были уничтожены 18 "Кобр" (все - в 1972 г.). Черным днем для американцев оказалось 12 мая. когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса расчетами ПЗРК были сбиты пять АН-1."
  
   Как уже говорилось, достоверно установлены всего пять потерь "Кобр" от ПЗРК. С большой долей уверенности можно говорить о том, что за всю войну не было ни одного дня, когда бы потери AH-1 составили пять машин (по любым причинам). Возле Анлока 11 мая были сбиты пять летательных аппаратов, включая одну "Кобру", из них ракетами уничтожены максимум четыре, включая три американских и один южновьетнамский, а 12 мая единственной известной потерей в этом районе стал AC-130, подбитый ракетой и благополучно вернувшийся на базу. Котлобовский в своей более ранней работе "ЗРК в локальных войнах" (1998) приводил другие данные о применении ПЗРК против вертолетов: 46 пусков и 13 сбитых машин (четыре "Кобры" и девять "Ирокезов"). Там же он со ссылкой на американские данные сообщал, что переносными комплексами сбито не менее трех ганшипов AC-130. Обстоятельства потерь всех шести "Спектров" в Юго-Восточной Азии хорошо описаны (в частности, у того же Хобсона), и зенитные ракеты в качестве причины потери фигурируют только для двух самолетов, причем один был сбит "Стрелой", а другой - С-75.
  
   Помимо военной авиации США в Юго-Восточной Азии летала гражданская авиакомпания Air America, принадлежавшая ЦРУ. Известны следующие ее потери, имеющие отношение к вьетнамским ракетам:
  
   9 февраля 1973 - транспортный самолет C-123 сбит ракетой (тип неизвестен) в Лаосе. 3 человека погибли (включая двух американцев) и 1 выжил.
   7 апреля 1973 - транспортный вертолет UH-1, перевозивший сотрудников Международной комиссии по контролю и наблюдению (их задачей было следить за соблюдением перемирия), сбит в провинции Куангчи. Погибли 9 человек, включая четырех сотрудников комиссии и двух представителей НФОЮВ/ВНА (по крайней мере один из них был офицером Вьетнамской народной армии).
   13 мая 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, поражен огнем противника (вероятно, ракетой ПЗРК) и совершил вынужденную посадку в районе Тэйниня. Из 4 членов экипажа один получил травмы, самолет брошен.
   27 июля 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, сбит в районе Мокхоа. Погибли 5 человек (4 китайца и филиппинец).
   3 января 1975 - транспортный самолет C-123 сбит в районе Нячанга, погибли 9 человек (китайский экипаж и неизвестные пассажиры).
  
   Южновьетнамская авиация страдала от "Стрел" намного дольше американской - до самого конца войны весной 1975 года. Угроза ПЗРК заставляла штурмовики работать с больших высот, тем самым снижая их боевую эффективность. Статистика о потерях в 1972 году отсутствует. Известно, что за май-июнь ракетами были сбиты 6 летательных аппаратов, причем эти данные касаются, вероятно, только военного региона I. Японская газета "Джапан Таймс" сообщала, что к середине лета в дельте Меконга (военный регион IV) жертвами ПЗРК стали по крайней мере 8 летательных аппаратов, включая транспортник C-119.
  
   28 января 1973 года формально вступило в силу перемирие во Вьетнаме. За первые пять мирных месяцев, до конца июня, были отмечены 22 пуска ПЗРК, вычеркнувшие из состава южновьетнамских ВВС 7 летательных аппаратов. Имеется их список с указанием даты и места сбития (см. Уильям Ле Гро, "Vietnam: Cease Fire To Capitulation"):
  
   4 февраля - штурмовик A-37, Куангчи
   28 марта - штурмовик A-1, Биньлонг
   29 марта - штурмовик A-1, Биньлонг
   29 марта - истребитель-бомбардировщик F-5, Биньлонг
   7 апреля - транспортный вертолет UH-1, Куангчи (его включают в число южновьетнамских потерь этого периода, хотя это вертолет Air America, его сбитие описано выше)
   20 апреля - штурмовик A-1, Кьенфонг
   20 апреля - транспортный вертолет UH-1, Кьенхоа
   3 июня - транспортный вертолет CH-47, Тэйнинь
  
   Как и в случае с американской авиацией, самолетов было уничтожено больше, чем вертолетов.
  
   По периоду с января 1973 по лето 1974 года есть данные из двух источников, относящихся к американскому военному атташе в Сайгоне, но эти источники противоречат друг другу. На сайте globalsecurity.org размещена статистика потерь ВВС Южного Вьетнама из неназванного документа будто бы до июня 1974-го. Там перечислены потери от ПЗРК по типам летательных аппаратов:
   A-1 - 5
   A-37 - 5
   AC-119 - 1
   F-5 - 1
   UH-1 - 3
   CH-47 - 2
   Итого - 17 летательных аппаратов (12 самолетов и 5 вертолетов, 20 % от общих боевых потерь в воздухе за указанный отрезок времени)
  
   Другой источник - доклад военного атташе за период с 12 декабря 1972 по 21 августа 1974 года. В нем сказано, что с начала перемирия и до 30 июня 1974 зафиксировано свыше 130 пусков ПЗРК, половина из которых произошла в военном регионе III, а наименьшее число - в военном регионе I. Потеряно 23 летательных аппарата.
  
   На 31 декабря 1974 года количество подтвержденных потерь южновьетнамских ВВС от зенитно-ракетных комплексов (вероятно, в том числе уже и от С-75, развернутых в Южном Вьетнаме) с начала перемирия составляло 28 летательных аппаратов. Успехи "Стрел" в 1975 году остаются по большей части загадкой. В предпоследний день войны, 29 апреля, над Сайгоном ими были сбиты штурмовик A-1 и как минимум один самолет огневой поддержки AC-119.
  
   Эффективность переносных комплексов против реактивной авиации южновьетнамцев, как и в случае с американцами, была ограниченной. Энтони Тамбини, гражданский советник при ВВС Южного Вьетнама в 1974-1975 годах, в своей книге о применении истребителей-бомбардировщиков F-5 в Юго-Восточной Азии описывает два случая, когда F-5 возвращались на базу после поражения "Стрелой". В одном самолет поломал шасси при посадке из-за отказа гидросистемы; полученные повреждения были ремонтопригодными, однако ремонт не состоялся из-за захвата авиабазы Бьенхоа северовьетнамской армией. В другом посадка прошла благополучно и самолет восстановили. Согласно свидетельству Тамибини из иного источника, всего он видел три F-5, вернувшихся в Бьенхоа с повреждениями от ракет ПЗРК.
  
   Использование "Стрел" на других фронтах Индокитайского полуострова - в Камбодже и Лаосе - сплошное "белое пятно" истории. Единственный достоверный факт - первый успешный пуск в Камбодже состоялся 8 августа 1972 года, когда ракета уничтожила вертолет правительственной армии UH-1, перевозивший беженцев; погибло 14 человек.
  
   Нехватка данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы о результатах использования переносных зенитно-ракетных комплексов во Вьетнамской войне. Установить причину падения летательного аппарата не всегда возможно; эта проблема в особенности касалась ВВС Южного Вьетнама, четверть потерь которых с 1973 по середину 1974 года произошла по неопределенным причинам. С другой стороны, с северовьетнамскими/советскими/российскими данными тоже не все понятно. Суммируя все сказанное выше, можно заключить, что комплексами "Стрела-2" во Вьетнаме было уничтожено до 30 летательных аппаратов США и свыше 40 летательных аппаратов Южного Вьетнама (и еще некоторое число - предположим, от десяти до тридцати - не учтено). В Камбодже и Лаосе потери вряд ли были значительными. Таким образом, общее число самолетов и вертолетов, сбитых ракетами ПЗРК в небе Юго-Восточной Азии между 1972 и 1975 годами, может достигать или несколько превышать 100 единиц. Результаты использования "Стрелы" неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, A-6, A-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем "Стрела" уверенно уничтожала одним попаданием большинство целей, в том числе специализированные боевые вертолеты, продемонстрировала способность успешно поражать винтовые и легкие реактивные самолеты (A-37, F-5), затруднила применение южновьетнамской штурмовой авиации. Южанам приходилось считаться с этим оружием. Вне зависимости от количественных показателей переносные зенитно-ракетные комплексы внесли свой вклад в победу Демократической Республики Вьетнам.
  
  

Оценка: 4.79*25  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023