ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева

Понамарчук Евгений
Потери авиатехники в Фолклендской войне

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:


   В статье перечислены 35 британских и 102 аргентинских самолета и вертолета, безвозвратно потерянных в ходе Фолклендской/Мальвинской/Южноатлантической войны 1982 года.
  
   Данный список составлен на основе открытых и достаточно легкодоступных источников, поэтому приведенная в нем информация имеет соответствующие недостатки. Он не претендует на полноту хотя бы потому, что содержит на три летательных аппарата (один британский и два аргентинских) больше, чем обычно указывается в исследованиях, посвященных воздушной войне на Фолклендах. Можно только гадать, насколько окончательны эти данные. В число основных использованных источников входят "Battle Atlas of the Falklands War 1982" Гордона Смита, списки с веб-сайта Britain's Small Wars, веб-сайт UK Serials Resource Centre, объемнейшая работа Пита Томпсона "Falklands 25", "Официальная история Фолклендской кампании" сэра Лоуренса Фридмана, официальный веб-сайт ВВС Аргентины.
  
   Боевые потери британской авиации в воздухе были настолько незначительными, что их анализ не представляет особого смысла. Можно отметить только то, что всего два самолета были сбиты зенитными ракетами, остальные летательные аппараты уничтожены огнем зенитной артиллерии и стрелкового оружия.
  
   Главной угрозой аргентинской авиации стала La Muerte Negra ("черная смерть") - истребители "Си Харриер", одержавшие в воздушных боях 21 победу без единой потери. Эта цифра - отнюдь не реклама Бритиш Аэроспейс или министерства обороны Соединенного Королевства, а результат сопоставления достоверных аргентинских потерь с британскими источниками. В числе сбитых "Си Харриерами" самолетов - 9 "Даггеров", 8 "Скайхоков", по одному "Мираж" III, "Канберра", "Пукара" и "Геркулес". Также на их счет можно записать одну "победу маневрированием" над вертолетом, одну "Пукару" и два вертолета, уничтоженные на земле. "Харриеры" британских ВВС не участвовали в воздушных боях и не имели побед, уничтожив лишь два вертолета на земле. Такие замечательные результаты были обусловлены спецификой воздушной войны на Фолклендах и в наименьшей мере связаны с тактико-техническими характеристиками "Си Харриеров" или превосходством британских пилотов над аргентинскими (если таковое вообще имело место). Оценить эффективность применения британских средств ПВО не представляется возможным, так как в ряде случаев на сбитый самолет есть сразу несколько претендентов. Очевидно только то, что опубликованные оценки имеют мало общего с действительностью. К примеру, в книге В. Доценко "Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века" приведена таблица из журнала Военно-морского института США "Proceedings" (1983, N 5), в которой наиболее успешным зенитно-ракетным комплексом числится "Рапира", достоверно уничтожившая 14 летательных аппаратов. В действительности же на счет "Рапиры" можно с полной уверенностью записать всего один самолет ("Даггер" 29 мая). С аргентинской стороны наблюдается аналогичная ситуация, в частности, тот же Доценко приводит аргентинские данные о том, что ЗРК "Роланд" сбили в районе Порт-Стэнли 4 британских самолета, в то время как реально ими был сбит только один "Си Харриер" (1 июня).
  
   Современные данные с обеих сторон позволяют достаточно точно определить количество потерь авиатехники, однако во время войны и Великобритания, и Аргентина публиковали завышенные цифры. К примеру, британские оценки потерь противника за время наиболее интенсивных налетов 21-25 мая выглядели следующим образом (см. "Официальную историю Фолклендской кампании"):
   21 мая - начальник штаба обороны Теренс Левин доложил военному кабинету следующие данные: 16 самолетов сбиты достоверно и 2 вероятно, также сбиты 4 вертолета. Реально аргентинцы потеряли 12 самолетов и 2 вертолета.
   23 мая - поначалу военному кабинету сообщено о 7 достоверных и 3 вероятных потерях самолетов, а также о 3 потерях вертолетов. Позднее эти цифры изменены на 6 достоверных и 2 вероятные потери самолетов. Реально аргентинцы потеряли 2 самолета и 3 вертолета.
   24 мая - по британским данным, сбито 8 самолетов. Реально аргентинцы потеряли в зоне боевых действий 4 самолета (аргентинское посольство в Вашингтоне заявило, что потери составили один самолет).
   25 мая - по британским данным, сбито 5 самолетов. Реально аргентинцы потеряли 3 самолета.
   В американской "Питтсбург Пост-Газетт" за 25 мая 1982 года со ссылкой на британскую сторону сообщалось, что с начала десантной операции 21 мая было сбито 63 аргентинских самолета и вертолета, что составляет более трети всего военного авиапарка Аргентины.
   Тем не менее, после войны британское министерство обороны опубликовало вполне умеренную и даже близкую к действительности оценку потерь противника. Согласно книге Роя Брэйбрука "Battle for the Falklands: Air Forces" (Osprey Men-at-Arms 135), выглядела она следующим образом: 91 летательный аппарат сбит, уничтожен на земле или захвачен (без учета "легких транспортников"), еще 8 сбиты предположительно. Там же приведена разбивка по типам летательных аппаратов, не совсем совпадающая с итоговым числом (в скобках указаны реальные потери):
   "Мираж" III / "Даггер" - 20-22 (13)
   A-4 "Скайхок" - 18-20 (22)
   IA-58 "Пукара" - 13 (26)
   MB-339 - 2 (2)
   "Канберра" - 1-2 (2)
   C-130 "Геркулес" - 1 (1)
   "Супер Этандар" - 1? (0)
   T-34 "Турбо Ментор" - 4 (4)
   SA330 "Пума" - 12 (7)
   UH-1 "Ирокез" - 16 (9)
   A109 "Хирундо" - 2 (3)
   CH-47 "Чинук" - 2 (2)
   Белл 212 - 2 (2)
  
   Подобная проблема была и у аргентинцев. Британская газета "Гардиан" писала 3 мая 1982 года, что к этому времени (а интенсивные боевые действия продолжались всего два дня) аргентинская сторона в своих коммюнике объявила об уничтожении 11 "Харриеров". Американский исследователь Джеймс Корум в статье "Argentine Airpower in the Falklands War" (Air & Space Power Journal, Fall 2002) отмечал, что к 25 мая аргентинское командование объявило об уничтожении 14 "Харриеров". Советская газета "Правда" в номере за 27 мая приводила данные американской телекомпании CBS, ссылавшейся на аргентинское командования, что с начала войны британцы потеряли 28 самолетов. Эта же цифра была приведена в коммюнике N 115 Объединенного штаба аргентинских вооруженных сил, выпущенном 1 июня. Там утверждалось, что с начала войны и до 31 мая было уничтожено 28 "Си Харриеров" и "Харриеров", а также уничтожено или серьезно повреждено 22 вертолета, причем сюда не входили самолеты, которые могли быть уничтожены во время атак на контейнеровоз "Атлантик Конвейор" и авианосцы, а также потерянные по небоевым причинам. Для сравнения - всего в войне приняли участие около 40 "Си Харриеров" и "Харриеров". Истинные их потери на конец мая составляли 8 самолетов (4 сбитых и 4 по небоевым причинам).
  
   Распределение потерь британской авиатехники по причинам (подсчитано по материалам нижеприведенного списка):
  
   "Си Харриер" - 2 сбиты наземными средствами ПВО, 3 разбились по небоевым причинам, 1 упал с палубы авианосца
   "Харриер" - 3 сбиты наземными средствами ПВО, 1 разбился по небоевой причине
   "Уэссекс" - 2 разбились по небоевым причинам, 7 уничтожены на кораблях
   "Си Кинг" - 4 разбились по небоевым причинам, 1 уничтожен экипажем
   "Газель" - 2 сбиты огнем противника, 1 сбит "дружественным огнем"
   "Линкс" - 3 уничтожены на кораблях
   "Чинук" - 3 уничтожены на кораблях
   "Скаут" - 1 сбит, 1 разбился по небоевой причине
  
   ИТОГО:
   Самолеты (10) - 5 сбиты наземными средствами ПВО, 4 разбились по небоевым причинам, 1 упал с палубы авианосца
   Вертолеты (25) - 1 сбит в воздухе, 2 сбиты наземными средствами ПВО, 1 сбит "дружественным огнем", 13 уничтожены на кораблях, 7 разбились по небоевым причинам, 1 уничтожен экипажем
   Из 35 летательных аппаратов 22 (63 %) являются боевыми потерями, 13 (37 %) - небоевыми.
  
   Распределение потерь аргентинской авиатехники по причинам (подсчитано по материалам нижеприведенного списка, в скобках отдельно указано количество уничтоженных и захваченных британцами):
  
   "Мираж" III (2) - 1 сбит истребителями, 1 сбит "дружественным огнем"
   "Даггер" (11) - 9 сбиты истребителями, 2 сбиты средствами ПВО
   A-4 "Скайхок" (22) - 8 сбиты истребителями, 9 сбиты средствами ПВО, 1 разбился при уклонении от ракеты, 1 сбит "дружественным огнем", 3 потеряны по неясным причинам
   IA-58 "Пукара" (15+11) - 1 сбит истребителями, 2 сбиты средствами ПВО, 7 уничтожены на земле, 3 потеряны по небоевым причинам, 2 потеряны по неясным причинам, 11 захвачены после войны
   MB-339 (2+3) - 1 сбит средствами ПВО, 1 разбился по небоевой причине, 3 захвачены после войны
   "Канберра" (2) - 1 сбит истребителями, 1 сбит средствами ПВО
   SC.7 "Скайвэн" (2) - 1 уничтожен на земле, 1 потерян по небоевой причине
   T-34 "Турбо Ментор" (4) - 4 уничтожены на земле
   C-130 "Геркулес" (1) - 1 сбит истребителями
   Лирджет 35 (1) - 1 сбит средствами ПВО
   SA316 "Алуэтт" III (1) - 1 уничтожен на корабле
   SA330 "Пума" (6+1) - 3 сбиты средствами ПВО, 2 уничтожены на земле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 1 захвачен после войны
   "Си Линкс" (2) - 2 потеряны по небоевым причинам
   CH-47 "Чинук" (1+1) - 1 уничтожен на земле, 1 захвачен после войны
   A109 "Хирундо" (1+2) - 1 уничтожен на земле, 2 захвачены после войны
   Белл 212 (2) - 2 захвачены после войны
   UH-1 "Ирокез" (9) - 9 захвачены после войны
  
   ИТОГО:
   Самолеты (62+14) - 21 сбит в воздушном бою, 16 сбиты наземными средствами ПВО, 2 потеряны от "дружественного огня", 1 разбился при уклонении от ракеты, 12 уничтожены на земле, 5 потеряны по небоевым причинам, 5 потеряны по неясным причинам, 14 захвачены после войны
   Вертолеты (11+15) - 3 сбиты наземными средствами ПВО, 4 уничтожены на земле, 1 уничтожен на корабле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 2 потеряны по небоевым причинам, 15 захвачены после войны
   Из 73 летательных аппаратов, потерянных в ходе войны, 61 (83 %) является боевыми потерями, 7 (10 %) - небоевыми. Для 5 самолетов обстоятельства потери не вполне ясны. Один "Скайхок" уничтожен 30 мая при атаке британского авианосца то ли от ракеты, то ли при столкновении с обломками других самолетов, и учтен как боевая потеря. Две "Пукары" 1 мая и два "Скайхока" 9 мая не могут быть однозначно отнесены к боевым или небоевым потерям.
   После прекращения огня британскими войсками были захвачены 14 самолетов и 15 вертолетов. С учетом этой авиатехники безвозвратные потери аргентинской авиации в войне составляют 76 самолетов и 26 вертолетов.
  
   Некоторые пояснения относительно аргентинской военной авиации:
   - Штурмовики A-4B "Скайхок", поставленные ВВС Аргентины, получили фирменное дугласовское обозначение A-4P, однако в аргентинских источниках, посвященных войне, оно не используется.
   - В военно-морской авиации серийный и бортовой номера летательного аппарата не совпадали. К примеру, штурмовик MB-339, потерянный в летном происшествии 3 мая 1982 года, имел серийный номер 0764 и бортовой номер 4-A-113. В источниках принято упоминать авиатехнику ВМС по бортовым номерам, поэтому в списке они указаны наряду с серийными.
   - Все штурмовики IA-58 "Пукара" из 3-й штурмовой группы ВВС Аргентины, размещенные на островах, находились в составе аэромобильной эскадрильи "Пукар" на Мальвинах.
  
  
   СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
  
  
   22 апреля
   Два "Уэссекс" HU.5
   Серийные номера XT464, XT473; 845-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (танкер "Тайдспринг")
   Группа Специальной авиационной службы, высаженная накануне на леднике Фортуна (Южная Георгия), требовала срочной эвакуации из-за тяжелых погодных условий. К этой операции были привлечены три вертолета "Уэссекс". Им пришлось действовать в условиях очень плохой (практически нулевой) видимости. После того, как спецназовцы погрузились в вертолеты, одна из машин столкнулась с землей. Позднее при аналогичных обстоятельствах разбилась еще одна. Экипажи и пассажиры выжили, так как сила удара в обоих случаях была смягчена толстым снежным покровом. Их подобрал оставшийся "Уэссекс". По политическим соображениям британское правительство скрыло от общественности провал первой наземной операции войны, и факт потери двух вертолетов на Южной Георгии был признан только месяц спустя.
  
  
   23 апреля
   "Си Кинг" HC.4
   Серийный номер ZA311, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   Вертолет выполнял задачу по вертикальному снабжению кораблей Оперативного соединения. Вечером в плохих погодных условиях он совершил вынужденную посадку на воду к юго-западу от острова Вознесения и затем утонул. Пилот был спасен, другой член экипажа (петти-офицер Кейси) погиб. В поисково-спасательной операции участвовал принц Эндрю, служивший в 820-й эскадрилье.
  
  
   4 мая
   "Си Харриер" FRS.1
   Серийный номер XZ450, 800-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   После полудня тройка "Си Харриеров" нанесла удар по аэродрому Гуз-Грин. Они должны были атаковать бомбовыми кассетами аргентинские самолеты на стоянках, а обычными бомбами с тормозными парашютами вывести из строя взлетно-посадочную полосу. На этот раз, в отличие от событий 1 мая, аргентинцы своевременно зафиксировали приближение вражеских самолетов. "Си Харриер" лейтенанта Тэйлора был поражен огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002 и разбился, пилот не успел катапультироваться. Аргентинцы похоронили Тэйлора с воинскими почестями. После войны его останки не были возвращены в Великобританию, и до сих пор захоронены в Гуз-Грине.
   Потерянный борт XZ450 был первым серийным "Си Харриером". На нем отсутствовал приемник предупреждения о радиолокационном облучении, поэтому Тэйлор не знал, что он захвачен радаром аргентинского зенитного орудия. Лейтенант Тэйлор является единственным пилотом самолетов семейства "Харриер" британского производства, погибшим от действий противника.
  
  
   6 мая
   Два "Си Харриер" FRS.1
   Серийные номера XZ452, XZ453; 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
   Пара истребителей, выполнявших ночное патрулирование в сложных метеоусловиях (дождь, туман), была отправлена для опознания неизвестной радарной отметки в районе местонахождения поврежденного эсминца "Шеффилд" к юго-востоку от Фолклендских островов. Оба самолета бесследно исчезли. Считается, что они столкнулись друг с другом. Пилоты лейтенант-коммандер Эйтон-Джонс и лейтенант Кертис признаны погибшими.
  
  
   12 мая
   "Си Кинг" HAS.5
   Серийный номер ZA132, 826-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   После отказа одного двигателя вертолет совершил аварийную посадку на воду к востоку от Фолклендов в 5 милях от авианосца. Экипаж благополучно покинул машину, затем она перевернулась от удара волны. Из-за угрозы со стороны аргентинского подводного флота ее не стали эвакуировать, а потопили орудийным огнем.
  
  
   17 мая
   "Си Кинг" HAS.5
   Серийный номер XZ573, 826-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   Ночью 17/18 мая "Си Кинг", выполнявший противолодочное патрулирование, разбился в море из-за отказа радиовысотомера. Все четыре члена экипажа спаслись. Из-за угрозы со стороны аргентинского подводного флота вертолет не стали эвакуировать, а потопили орудийным огнем.
  
  
   18 мая
   "Си Кинг" HC.4
   Серийный номер ZA290, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   "Загадочная авария британского вертолета в Чили". Британское командование было озабочено угрозой Оперативной группировке со стороны аргентинских штурмовиков "Супер Этандар", вооруженных противокорабельными ракетами "Экзосет", и возникла идея организовать рейд силами спецназа на аэродром Рио-Гранде, где базировались эти самолеты. Ночью 17/18 мая была проведена предварительная операция Plum Duff, цель которой заключалась в заброске на аргентинскую территорию разведывательной группы Специальной авиационной службы для сбора необходимой информации об аэродроме. Экипаж вертолета был набран из добровольцев (командир экипажа - лейтенант Хатчингс). Это был полет в один конец, у "Си Кинга" не хватало топлива для возвращения на авианосец.
   Операция сразу пошла неудачно - вертолет попал в густой туман и сбился с курса. Он был обнаружен радаром аргентинского фрегата, не ставшего атаковать цель, поскольку она в этот момент находилась возле газодобывающей платформы. "Си Кинг" приземлился в 7 милях от запланированной точки высадки, и когда это обнаружилось, операция была отменена. На остатках топлива вертолет перелетел в Чили. Там экипаж попытался утопить машину в море, однако она не тонула, и тогда ее сожгли. Выполняя приказ, трое летчиков скрывались в чилийской глуши до 25 мая, когда их наконец обнаружили и задержали. Чили направила Великобритании ноту протеста. Британская сторона официально заявила, что вертолет залетел на территорию Чили случайно. Чилийцы не стали раздувать дипломатический скандал, поскольку находились в холодных отношениях с Аргентиной и сочувствовали Великобритании в этой войне. Вскоре летчики были освобождены и вернулись домой. Все они получили награды за свое участие в операции. Каким образом из Чили выбрался отряд SAS - до сих пор остается неизвестным (по состоянию на 2012 год эта часть операции была засекречена).
   В 2007 году группа аргентинских военнослужащих заявила, что этот вертолет был подбит ими.
   В ряде источников датой происшествия ошибочно указывается 20 мая.
  
  
   19 мая
   "Си Кинг" HC.4
   Серийный номер ZA294, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   "Черная полоса" "Си Кингов" продолжалась, и очередная небоевая потеря стала самой крупной авиакатастрофой за время Фолклендской войны. Вечером 19 мая британские войска уже готовились к высадке на острова, и вертолет перевозил группу солдат Специальной авиационной службы с авианосца "Гермес" на корабль-док "Интрепид". Вертолет был перегружен, но это никого не волновало, так как лететь предстояло совсем недолго. Ожидая своей очереди на посадку, вертолет стал кружить над кораблем, и в этот момент произошла нештатная ситуация, приведшая к его падению в воду. "Си Кинг" стал быстро тонуть. В катастрофе погиб 21 британский военнослужащий, включая 18 членов САС - самая тяжелая единовременная потеря британского спецназа со времен Второй мировой войны. 8 или 9 человек каким-то образом сумели выбраться из тонущего вертолета и выжили.
   Причиной катастрофы считается столкновение вертолета с птицей, попавшей в один из двигателей (по другой версии, она столкнулась с хвостовым винтом). В воде на месте крушения были найдены птичьи перья.
  
  
   21 мая
   "Харриер" GR.3
   Серийный номер XZ972, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
   Уинг-коммандер Сквайр и флайт-лейтенант Гловер вылетели для оказания воздушной поддержки десантной операции в заливе Сан-Карлос. Сразу после взлета обнаружилось, что у самолета Сквайра не убирается шасси, и он вернулся на авианосец. Гловер продолжил выполнение задания в одиночестве. Когда он прибыл к месту высадки британских войск, передовой авианаводчик сообщил, что поблизости нет противника. Гловер полетел к Порт-Ховарду, находившемуся примерно в 20 милях от плацдарма, но уже на Западном Фолкленде, чтобы атаковать аргентинские позиции там, однако не обнаружил никаких целей, достойных бомбардировки. Он на некоторое время покинул район, чтобы аргентинская ПВО "успокоилась", а затем вернулся, имея намерение провести аэрофотосъемку. В процессе этого его самолет был сбит, Гловер катапультировался (получив травмы), опустился на парашюте в воду и был подобран аргентинскими военнослужащими. Он провел в плену полтора месяца.
   Есть две версии относительно того, чем был сбит "Харриер" Гловера - то ли 20-мм зенитным орудием, то ли ракетой ПЗРК "Блоупайп" (британского производства; эта версия наиболее распространена и приводится в аргентинских источниках).
   Официально Гловера называли единственным британским военнопленным Фолклендской войны, но это ошибка - кроме него в аргентинский плен попал один военнослужащий САС.
  
  
   21 мая
   "Газель" AH.1
   Серийный номер XX411, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
   Высадка британского десанта в заливе Сан-Карлос прошла успешно. Ему противостояла лишь небольшая группа аргентинских солдат на мысе Фаннинг Хэд, не оказавшая серьезного сопротивления силам десанта, однако сумевшая доставить неприятности британским летчикам.
   Когда аргентинцы отступали с мыса, выбитые оттуда отрядом Специальной лодочной службы, рядом с ними случайно пролетели два вертолета - "Си Кинг", транспортировавший ракеты для ЗРК "Рапира", и сопровождавшая его легкая ударная "Газель". Аргентинцы открыли по ним огонь из стрелкового оружия и подбили "Газель", которая затем совершила вынужденную посадку на воду. Оба пилота (сержанты Кэндлиш и Эванс) покинули тонущий вертолет и поплыли к берегу. Все время, пока они плыли, аргентинские солдаты продолжали стрелять по беспомощным летчикам. На берегу тяжело раненый сержант Эванс скончался.
   Возможно, именно после этого случая в британских войсках стали распространяться слухи о том, что аргентинцы расстреливают сбитых пилотов.
   Вертолет был поднят со дна в октябре 1982 года и использовался в учебных целях. Впоследствии его купил авиационный музей, расположенный в Южном Йоркшире. В 2007 году вертолет был отреставрирован.
  
  
   21 мая
   "Газель" AH.1
   Серийный номер XX402, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
   "Газель" была направлена на поиски пропавшего ранее вертолета XX411. Ее экипаж не знал, где находится противник (экипаж обстрелянного "Си Кинга" неправильно указал вероятное местоположение аргентинцев), и подлетел слишком близко к аргентинскому отряду, который и сбил его винтовочно-пулеметным огнем. Оба члена экипажа (лэнс-капрал Гиффин, лейтенант Фрэнсис) погибли.
  
  
   21 мая
   "Линкс" HAS.2
   Серийный номер XZ251, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
   Вертолет находился на борту фрегата "Ардент" и был уничтожен во время налета на корабль аргентинских "Даггеров".
  
  
   23 мая
   "Си Харриер" FRS.1
   Серийный номер ZA192, 800-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
   Через короткое время после взлета с авианосца вечером 23 мая самолет, летевший на бомбометание, упал в воду и взорвался. Пилот лейтенант-коммандер Бэтт погиб. Причина катастрофы не была установлена.
   По аргентинской версии, этот самолет был сбит пулеметным огнем днем ранее, 22 мая, во время налета на катер Морской префектуры "Рио-Игуасу" в проливе Шуазель. По британским данным, утром 23 мая XZ192, пилотируемый флайт-лейтенантом Морганом, участвовал в уничтожении трех аргентинских вертолетов в Шэг-Коув Хаус.
  
  
   25 мая
   "Линкс" HAS.2
   Серийный номер XZ242, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
   Вертолет находился на борту эсминца "Ковентри", потопленного к северу от острова Пеббл в результате налета аргентинских "Скайхоков".
  
  
   25 мая
   Шесть "Уэссекс" HU.5
   Серийные номера XS480, XS495, XS499, XS512, XT476, XT483; 848-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
   Три "Чинук" HC.1
   Серийные номера ZA706, ZA716, ZA719; 18-я эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
   Один "Линкс" HAS.2
   Серийный номер XZ700, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
   Контейнеровоз "Атлантик Конвейор" был поражен двумя противокорабельными ракетами "Экзосет", выпущенными аргентинскими штурмовиками "Супер Этандар". В результате возникшего пожара были уничтожены все 10 британских вертолетов, находившихся в тот момент на борту корабля. Наиболее тяжелой потерей были три тяжелых транспортных вертолета "Чинук"; у британцев осталась всего одна машина этого типа, что оказало существенное влияние на ход сухопутной кампании.
  
  
   27 мая
   "Харриер" GR.3
   Серийный номер XZ988, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
   Сквадрон-лидер Айвесон и флайт-лейтенант Хэйр имели задание атаковать аргентинские позиции в Гуз-Грине (Восточный Фолкленд), чтобы прикрыть отступление разведывательных патрулей 2-го батальона парашютистов, вступивших в бой с противником. В двух первых заходах "Харриеры" сбросили на цели бомбовые кассеты. Во время третьего захода самолет Айвесона, находясь на предельно малой высоте (порядка 30 метров), был поражен огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002. Пилот потерял управление и катапультировался. В течение трех дней он скрывался в заброшенном доме, пока 30 мая (уже после взятия Гуз-Грина британскими войсками) не был обнаружен и подобран вертолетом.
  
  
   28 мая
   "Скаут" AH.1
   Серийный номер XT629, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
   Две вертолета "Скаут" должны были доставить боеприпасы 2-му батальону парашютистов, штурмовавшему аргентинские позиции в Гуз-Грин, а затем эвакуировать раненых. Возле Камилла-Крик-Хаус они были перехвачены парой аргентинских штурмовиков IA-58 "Пукара", и лейтенанту Хименесу удалось сбить пулеметно-пушечным огнем один вертолет. Лейтенант Нанн погиб, сержант Белчер был тяжело ранен (потерял ногу).
   Лейтенант Хименес, одержавший единственную подтвержденную воздушную победу Аргентины в войне, погиб при возвращении на базу.
  
  
   29 мая
   "Си Харриер" FRS.1
   Серийный номер ZA174, 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
   Во время подготовки к взлету с авианосца самолет соскользнул с палубы (из-за сильного волнения на море или сильного ветра) и упал в воду. Пилот лейтенант-коммандер Бродуотер катапультировался.
   По аргентинской версии, этот самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом "Роланд" во время налета на аэродром Порт-Стэнли.
  
  
   30 мая
   "Харриер" GR.3
   Серийный номер XZ963, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
   Сквадрон-лидер Пук и флайт-лейтенант Рошфор должны были атаковать предполагаемое место посадки аргентинских вертолетов у горы Уолл в районе Порт-Стэнли. При выполнении боевого захода самолет Пука был поражен огнем с земли, но продолжал атаку. Вертолетов на земле не оказалось. Затем пара "Харриеров" атаковала позиции аргентинской артиллерии неподалеку. Когда они взяли курс на авианосец, Рошфор сообщил Пуку, что наблюдает утечку топлива из его самолета. Далее у Пука произошел частичный отказ гидросистемы и отказ радиосвязи (проблемы с ней возникали еще на пути к цели). Он продолжал тянуть к авианосцу, катапультировался в 30 морских милях от него после остановки двигателя и был быстро подобран из воды вертолетом.
   По аргентинской версии, "Харриер" был подбит огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002. Вместе с тем имеется свидетельство офицера 4-го пехотного полка, наблюдавшего поражение самолета из стрелкового оружия солдатами его подразделения.
  
  
   1 июня
   "Си Харриер" FRS.1
   Серийный номер XZ456, 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
   Самолет флайт-лейтенанта Мортимера выполнял разведку в районе аэродрома Порт-Стэнли. Находясь примерно в 7 милях к югу от Порт-Стэнли на высоте более 4000 метров, он был обстрелян зенитно-ракетным комплексом "Роланд". Мортимер полагал, что находится вне зоны досягаемости "Роланда", однако ракета поразила его "Си Харриер", и ему пришлось катапультироваться. Он провел девять часов в море на надувной шлюпке, пока не был спасен британским вертолетом.
  
  
   6 июня
   "Газель" AH.1
   Серийный номер XX377, 656-я эскадрилья Армейского воздушного корпуса Великобритании
   Ночью 5/6 июня вертолет перевозил двух военнослужащих Королевского сигнального корпуса из Дарвина на гору Плезант. На нем был отключен ответчик системы опознавания "свой-чужой", а 5-я пехотная бригада не посчитала нужным кого-либо предупредить о пролете своего вертолета. В районе Фицроя он был обнаружен радаром британского эсминца "Кардифф". "Газель" была идентифицирована как аргентинский самолет, и в соответствии с действовавшими правилами открытия огня обстреляна двумя ракетами "Си Дарт". Погибли все четверо военнослужащих, находившихся на борту.
   Изначально потерю списали на действия аргентинцев. Факт сбития вертолета "дружественным огнем" был официально признан только по результатам второго расследования этого инцидента, проведенного в 1986 году.
  
  
   8 июня
   "Харриер" GR.3
   Серийный номер XZ989, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
   Уинг-коммандер Сквайр, командир 1-й эскадрильи, выполнял посадку на передовую оперативную базу в Сан-Карлосе; его самолет, как было известно, имел ряд технических неисправностей (в частности, еще на взлете с авианосца обнаружилась недостаточная тяга двигателя). Сочетание ошибки пилота и неожиданного снижения тяги привело к жесткой посадке, у самолета было сломано шасси и сорван носовой обтекатель, взлетно-посадочная полоса получила повреждения. Пилот не пострадал.
   Разбившийся "Харриер" был частично каннибализирован (разобран на запчасти). После войны его вернули в Великобританию, где он был признан непригодным к восстановлению и позднее отправлен на авиабазу Гютерсло (ФРГ) для использования в учебных целях.
   В ноябре того же 1982 года Питер Сквайр попал в еще одно летное происшествие на Фолклендах, когда ему пришлось катапультироваться из "Харриера" с отказавшим двигателем. Несмотря на потерю двух самолетов в течение нескольких месяцев, в дальнейшем Сквайр сделал успешную карьеру, вершиной которой стал пост начальника штаба Королевских ВВС в 2000-2003 годах.
  
  
   8 июня
   "Скаут" AH.1
   Серийный номер XR628, 656-я эскадрилья Армейского воздушного корпуса Великобритании
   Вертолет совершил аварийную посадку в мелкое озеро на Восточном Фолкленде после отказа главного редуктора. Он не получил серьезных повреждений и был возвращен в Великобританию, однако итогом происшествия стало его списание. Данный вертолет не упоминается ни в каких известных списках потерь британской авиации на Фолклендах, и он, очевидно, не включен в официальную статистику.
  
  
   12 июня
   "Уэссекс" HAS.3
   Серийный номер XM837, 737-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
   Вертолет был уничтожен на палубе эсминца "Глэморган", пораженного ракетой "Экзосет" наземного базирования к югу от Порт-Стэнли.
  
  
   СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ АРГЕНТИНЫ
  
  
   3 апреля
   SA330L "Пума"
   Серийный номер AE-504, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   Вертолет участвовал в десантной операции в районе Грютвикена (Южная Георгия). Когда он перевозил подразделение морской пехоты возле мыса Кинг Эдвард, то был обстрелян оборонявшимися британскими морскими пехотинцами и получил серьезные повреждения. Пилот сумел удержать машину в воздухе, покинул опасный район и совершил жесткую посадку на берегу, во время которой вертолет завалился на бок. Из числа находившихся на борту военнослужащих двое погибли. По аргентинским данным, вертолет подлежал ремонту, но вместо этого его разобрали на запчасти.
  
  
   1 мая
   Три IA-58A "Пукара"
   Серийные номера A-506, A-517, A-527; 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Утренний рейд тройки "Си Харриеров" застал аргентинцев на аэродроме Гуз-Грин врасплох. Один штурмовик "Пукара" (A-527) был уничтожен кассетными бомбами BL755 во время взлета, его пилот лейтенант Хукич погиб. Две "Пукары" (A-506 капитана Грунерта и A-517 то ли лейтенанта Руссо, то ли лейтенанта Хименеса) получили повреждения при неудачном взлете и, возможно, дополнительные повреждения во время бомбардировки. Они не ремонтировались и до взятия Гуз-Грина британскими парашютистами использовались как приманки для британских самолетов.
  
  
   1 мая
   "Мираж" IIIEA
   Серийный номер I-015, 8-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Пара истребителей "Мираж" III (пилоты - капитан Гарсия-Куэрва и 1-й лейтенант Перона), выполнявшая патрулирование над морем к северо-западу от Фолклендских островов, была перехвачена парой "Си Харриеров", наведенных на аргентинцев эсминцем "Глэморган". В последовавшей стычке самолет Пероны был сбит ракетой AIM-9, выпущенной флайт-лейтенантом Бартоном. Перона некоторое время тянул на подбитом самолете до суши (сам он поначалу считал, что произошло столкновение его самолета с "Си Харриером"). Он катапультировался над островом Пеббл, получил травмы при приземлении и вскоре был подобран армейским вертолетом.
  
  
   1 мая
   "Мираж" IIIEA
   Серийный номер I-019, 8-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Потеряв своего ведомого Перону, капитан Гарсия-Куэрва сам был атакован ракетой AIM-9, выпущенной лейтенантом Томасом. Британский летчик наблюдал, как ракета догоняет самолет противника и пролетает близко от него, и в этот момент они исчезли в облаке. Томасу была засчитана вероятная победа.
   По британской версии, ракета взорвалась рядом с "Миражом", нанеся ему серьезные повреждения и причинив утечку топлива. Аргентинцы отрицают это, так как в радиопереговорах с Гарсия-Куэрвой никакие повреждения не упоминались; у самолета просто оказалось недостаточно топлива, чтобы вернуться на базу (это произошло из-за плохой организации вылета). Гарсия-Куэрва был решительно настроен спасти самолет и отказался от катапультирования. Он попытался совершить посадку на аэродром Порт-Стэнли, длина которого была недостаточной для эксплуатации с него "Миражей". При заходе на посадку он отстрелил ракеты "воздух-воздух", что создало впечатление у наблюдавших за ним зенитчиков, что это атакует британский самолет. По "Миражу" был открыт интенсивный зенитный огонь из всех имеющихся средств. Подбитый и горящий самолет пролетел над Порт-Стэнли, что наблюдали многочисленные свидетели с аргентинской и британской стороны, и упал за городом. Пилот погиб.
   Относительно Гарсия-Куэрвы и Пероны существует определенная неясность, кто какой самолет пилотировал - возможно, Гарсия-Куэрва был на I-015, а Перона - на I-019.
  
  
   1 мая
   "Даггер" A
   Серийный номер C-433, 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Пара капитана Роде и 1-го лейтенанта Ардилеса должна была осуществлять прикрытие ударных самолетов, целью которых являлась группировка британских кораблей. Капитан Роде прекратил выполнение задания из-за возникших у его самолета технических неисправностей (по разным данным, он повернул на базу после взлета или же вообще отменил взлет). Ардилес продолжил полет в одиночестве. Над Восточным Фолклендом он был перехвачен парой "Си Харриеров" и в завязавшемся бою сбит ракетой AIM-9, выпущенной флайт-лейтенантом Пенфолдом. Ардилес погиб.
   Британские источники описывают этот эпизод как бой с "группой" аргентинских самолетов, однако в действительности в нем участвовал только один "Даггер".
   Фолклендская война была во многом удивительным и парадоксальным конфликтом. 1-й лейтенант (посмертно капитан) Хосе Ардилес приходился двоюродным братом футболисту Освальдо Ардилесу, накануне войны выступавшему за британский клуб "Тоттенхэм Хотспур".
  
  
   1 мая
   "Канберра" B.62
   Серийный номер B-110, 2-я бомбардировочная группа ВВС Аргентины
   Тройка бомбардировщиков "Канберра", имевших задачу нанести удар по британским кораблям, была перехвачена парой "Си Харриеров" к северу от Фолклендов. Самолет B-110 стал жертвой ракеты AIM-9, выпущенной лейтенантом Кертисом. Оба члена экипажа (1-й лейтенант Гонсалес и лейтенант де Ибаньес) катапультировались над морем, однако не дождались спасения и пропали в водах Атлантического океана. Занимавшийся их поиском буксир "Альферес Собраль" 3 мая подвергся атаке британских вертолетов и прекратил выполнение своего задания.
  
  
   2 мая
   SA316 "Алуэтт" III
   Серийный номер 0649 / 3-H-105, 1-я вертолетная эскадрилья ВМС Аргентины
   Вертолет находился на борту крейсера "Хенераль Бельграно", потопленного британской подводной лодкой.
  
  
   3 мая
   MB-339A
   Серийный номер 0764 / 4-A-113, 1-я штурмовая эскадрилья ВМС Аргентины
   Штурмовик разбился при заходе на посадку на аэродром Порт-Стэнли в плохих погодных условиях. Пилот фрегат-лейтенант Бенитес погиб.
  
  
   6 мая
   SC.7 "Скайвэн" 3M-400
   Серийный номер PA-54, Морская префектура Аргентины
   Легкий транспортный самолет попал в летное происшествие во время посадки в Порт-Стэнли. Он не ремонтировался и был уничтожен британской артиллерией 12/13 июня.
   Британские источники утверждают, что самолет не летал после повреждений, полученных при артиллерийском обстреле 3 мая.
  
  
   9 мая
   Два A-4C "Скайхок"
   Серийные номера C-303, C-313; 4-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Звено "Скайхоков" вылетело для атаки британских кораблей. Два из них по каким-то причинам вернулись на базу, оставшиеся два продолжали выполнять задание. Невзирая на плохую погоду (дождь, туман), они летели над морем на малой высоте. Согласно официальной аргентинской версии, оба самолета разбились в сложных метеоусловиях. Пилотировавшие их лейтенанты Каско (C-313) и Фариас (C-303) погибли.
   По британским данным, в этот день эсминец "Ковентри" и фрегат "Бродсуорд" находились в "ракетной засаде" к югу от Порт-Стэнли. Ими был обнаружен аргентинский транспортный "Геркулес" в сопровождении четырех самолетов, пытавшийся прорвать блокаду островов. На предельной дистанции (порядка 40 миль) "Ковентри" выпустил по группе самолетов три ракеты "Си Дарт", сбившие два штурмовика A-4.
   Как видно, аргентинская и британская версии полностью противоречат друг другу. Высказывались предположения, что "Скайхоки" столкнулись друг с другом, пытаясь уклониться от ракет. В октябре 1982 года обломки самолета Каско были обнаружены британскими военными на острове Саут-Джейсон, что ставит под сомнение версию о его сбитии, поскольку остров находится на значительном удалении (гораздо больше 40 миль) от того района, где действовали корабли 9 мая. Останки пилота были захоронены там же и перезахоронены на аргентинском военном кладбище в Дарвине лишь в 2009 году. В 2001 году британские саперы попытались обезвредить боеприпасы, остававшиеся на месте падения "Скайхока", в процессе чего возник пожар, нанесший сильный ущерб растительности острова.
   О судьбе самолета Фариаса ничего не известно, по состоянию на 2013 год его обломки не найдены.
  
  
   9 мая
   SA330L "Пума"
   Серийный номер AE-505, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   К югу от Фолклендов британский спецназ захватил и позднее потопил аргентинский траулер "Нарвал", использовавшийся в разведывательных целях. После пропажи связи с кораблем на его поиски был отправлен армейский вертолет "Пума". Дежуривший в районе захвата "Нарвала" британский эсминец "Ковентри", ранее в этот день уже обстрелявший группу аргентинских самолетов, обнаружил вертолет над морем возле устья пролива Шуазель и сбил его одной ракетой "Си Дарт". Все три члена экипажа погибли.
   В память о погибших летчиках в Аргентине 9 мая отмечается День ветеранов войны авиации сухопутных войск.
  
  
   12 мая
   Три A-4B "Скайхок"
   Серийные номера C-206, C-208, C-246; 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Эсминец "Глазго" и фрегат "Бриллиант" находились в "ракетной засаде" к востоку от Порт-Стэнли. "Глазго" произвел обстрел аргентинских береговых объектов, и это вызвало ответную реакцию - корабли были атакованы двумя звеньями "Скайхоков". Штурмовики появились как раз в тот момент, когда происходила смена патрулей "Си Харриеров", поэтому истребителям не удалось принять участие в отражении налета. Кроме того, на "Глазго" случился одновременный отказ всех зенитных систем, и корабль стал практически беззащитен. На этом везение аргентинцев временно закончилось, и первое звено "Скайхоков" было почти полностью уничтожено. Выпущенные "Бриллиантом" зенитные ракеты малой дальности "Си Вулф" сбили два самолета, а третий упал в море, выполняя противоракетное маневрирование на малой высоте. Все пилоты погибли - 1-й лейтенант Бустос (C-246), лейтенант Ибарлусеа (C-208), лейтенант Ниволи (C-206).
   Второе звено штурмовиков потерь не понесло (так как теперь отказали зенитно-ракетные комплексы и у "Бриллианта") и сумело поразить "Глазго" одной бомбой, из-за чего кораблю пришлось уйти на ремонт в Великобританию.
  
  
   12 мая
   A-4B "Скайхок"
   Серийный номер C-248, 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   1-й лейтенант Гавацци находился в составе второго звена "Скайхоков", безнаказанно атаковавшего "Глазго" и "Бриллиант". Именно его бомба попала в борт "Глазго". На базу он вместе со своим ведомым альфересом Дельпьяне возвращался отдельно от другой пары. Два "Скайхока" по ошибке вторглись в запрещенную для полетов зону вокруг Дарвина, и самолет Гавацци был сбит "дружественным огнем" 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002. Пилот погиб.
  
  
   15 мая
   Шесть IA-58A "Пукара"
   Серийные номера A-502, A-520, A-523, A-529, A-552, A-556; 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Четыре T-34C "Турбо Ментор"
   Серийные номера 0719 / 1-A-401, 0726 / 1-A-408, 0729 / 1-A-411, 0730 / 1-A-412; 4-я штурмовая эскадрилья ВМС Аргентины
   Один SC.7 "Скайвэн" 3M-400
   Серийный номер PA-50, Морская префектура Аргентины
   Одиннадцать аргентинских самолетов были выведены из строя в результате нападения отряда Специальной авиационной службы на аэродром ("вспомогательный аэродром Кальдерон") на острове Пеббл.
   По-видимому, часть самолетов была ремонтопригодна, однако аргентинцы не попытались вернуть их в строй. После войны некоторые из них были использованы британцами в качестве мишеней на полигоне.
   Насколько можно судить, аргентинцы официально признали потерю только пяти "Пукар", так как борт A-523 уже пострадал в летном происшествии 1 мая и, вероятно, с тех пор не летал.
  
  
   15 мая
   "Си Линкс" HAS.23
   Серийный номер 0735 / 3-H-142, 1-я вертолетная эскадрилья ВМС Аргентины
   Вертолет, базировавшийся на эсминце "Сантисима Тринидад", совершил аварийную посадку на воду в связи с возгоранием на борту. Все три члена экипажа спаслись, машина была потеряна. Позднее ее подняли и поместили в музей военно-морской авиации. В источниках называются разные даты этого летного происшествия, в том числе 2 мая; наиболее вероятно, что оно произошло 15 мая.
  
  
   21 мая
   CH-47C "Чинук"
   Серийный номер AE-521, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   SA330L "Пума"
   Серийный номер AE-501, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   Пара "Харриеров" совершила налет на аргентинскую вертолетную базу у горы Кент, ранее обнаруженную британским спецназом. В ходе атаки огнем из авиапушек были поражены два стоявших на земле вертолета. Флайт-лейтенант Хэйр уничтожил "Чинук" (по некоторым данным, затем на эту машину была сброшена бомбовая кассета), а сквадрон-лидер Пук повредил "Пуму", и пять дней спустя окончательно уничтожил ее бомбовой кассетой BL755.
   Интересно, что оба "Харриера", участвовавших в этой атаке (XZ963 и XZ988), к концу мая были потеряны.
  
  
   21 мая
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-531, 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Ночью 20/21 мая накануне высадки десанта в Сан-Карлосе отряд Специальной авиационной службы провел отвлекающую атаку на аргентинские позиции в Дарвине и Гуз-Грине. Когда спецназовцы возвращались из рейда, над ними пролетел штурмовик "Пукара", имевший задачу разведать место высадки. Они сбили его ракетой ПЗРК "Стингер", что стало первым случаем боевого применения этого комплекса, причем солдат, выполнивший пуск, не был обучен его использованию. Пилот самолета капитан Бенитес катапультировался и пешком вернулся в Гуз-Грин.
  
  
   21 мая
   "Даггер" A
   Серийный номер C-428, 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Первый крупный налет на британские корабли в Фолклендском проливе был осуществлен девятью "Даггерами". Их целями являлись эсминец "Энтрим" и фрегаты "Бродсуорд" и "Аргонот". В ходе атаки самолет лейтенанта Бина был поражен зенитной ракетой и упал в море. Другой летчик из этой тройки наблюдал катапультирование пилота, однако британская сторона катапультирования не заметила. Таким образом, обстоятельства гибели лейтенанта Бина точно не известны. По разным версиям, его "Даггер" стал жертвой либо ЗРК "Си Вулф" с "Бродсуорда", либо ЗРК "Си Кэт" с "Аргонота" или "Плимута".
  
  
   21 мая
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-511, 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Пара IA-58 (майор Томба и 1-й лейтенант Мишелу) вылетела с аэродрома Гуз-Грин, чтобы атаковать фрегат "Ардент" в Фолклендском проливе. Система ПВО фрегата открыла по ним огонь, однако безуспешно. Затем на аргентинские штурмовики была наведена тройка "Си Харриеров". Лейтенант-коммандеру Уорду потребовалось три захода, чтобы сбить "Пукару" майора Томбы пушечным огнем - он все время проскакивал мимо цели из-за ее низкой скорости, а кроме того, штурмовик продемонстрировал хорошую живучесть. В конце концов Томбе пришлось катапультироваться из тяжело поврежденного самолета на высоте порядка 10 метров. После этого он пешком вернулся в Гуз-Грин.
  
  
   21 мая
   Два A-4C "Скайхок"
   Серийные номера C-309, C-325; 4-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Скайхоков" вылетела к Фолклендским островам для нанесения удара по британским кораблям в Сан-Карлосе. Один самолет был вынужден вернуться на базу, однако затем к оставшейся паре присоединились еще два штурмовика. В районе населенного пункта Шартр (Западный Фолкленд) они были перехвачены парой "Си Харриеров", наводившихся с фрегата "Бриллиант" на одинокий A-4 капитана Карбальо, только что безуспешно атаковавший фрегат "Ардент". Британцы так и не догнали Карбальо, зато заставили группу "Скайхоков" прекратить выполнение боевой задачи и спасаться бегством, сбросив подвесные топливные баки и бомбы. Лейтенант-коммандеры Блиссет и Томас сбили ракетами AIM-9 по одному штурмовику. Лейтенант Лопес (C-309) погиб в кабине самолета, 1-й лейтенант Мансотти (C-325) погиб при катапультировании.
  
  
   21 мая
   "Даггер" A
   Серийный номер C-409, 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Даггеров" вылетела к Фолклендским островам для нанесения удара по британским кораблям в Сан-Карлосе, по пути к ним присоединился еще один самолет. Над Западным Фолклендом звено было перехвачено парой "Си Харриеров". Лейтенант-коммандер Фредериксен зашел в хвост "Даггеру" лейтенанта Луны и сбил его ракетой AIM-9. Аргентинские самолеты летели на малой высоте, и Луна чудом успел катапультироваться, во время приземления он был травмирован.
   Другие аргентинские пилоты удивительным образом не заметили "Си Харриеры" и решили, что Луна столкнулся с холмом. Они спокойно продолжили полет к цели, а британцы не смогли преследовать их (по-видимому, из-за густой облачности).
  
  
   21 мая
   Три "Даггер" A
   Серийные номера C-403, C-404, C-407; 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Даггеров", направлявшихся к Сан-Карлосу для атаки британских кораблей, в районе Порт-Ховарда (Западный Фолкленд) встретилась с парой "Си Харриеров", патрулировавших коридор, ранее уже использованный аргентинскими самолетами. В завязавшемся воздушном бою все три "Даггера" были сбиты ракетами AIM-9. Лейтенант Томас одержал две победы, лейтенант-коммандер Уорд - одну. Майор Пьюма (C-404), капитан Донадилье (C-403) и 1-й лейтенант Сенн (C-407) катапультировались (Пьюма при этом был травмирован), и позднее были спасены аргентинскими войсками.
  
  
   21 мая
   Три A-4Q "Скайхок"
   Серийные номера 0660 / 3-A-307, 0665 / 3-A-312, 0667 / 3-A-314; 3-я штурмовая эскадрилья ВМС Аргентины
   Тройка штурмовиков морской авиации Аргентины атаковала фрегат "Ардент" и повредила его. Когда "Скайхоки" отходили от цели, в районе острова Свон их догнала пара "Си Харриеров". Один самолет был сбит ракетой AIM-9, выпущенной лейтенантом Морреллом (фрегат-капитан Филиппи катапультировался, N 0660), другой - пушечным огнем флайт-лейтенанта Лиминга (фрегат-лейтенант Маркес погиб, N 0667). Оставшийся штурмовик N 0665 был подбит пулеметным огнем с "Ардента" и получил дополнительные повреждения от пушечного огня Моррелла. Он сумел ускользнуть от истребителей, однако быстро терял топливо и уже не мог вернуться на континент. Лейтенант ВМС Арка попытался дотянуть до аэродрома Порт-Стэнли. При заходе на посадку у него не выпустилось шасси. Арка катапультировался над морем и был подобран аргентинским вертолетом.
  
  
   22 мая
   "Си Линкс" HAS.23
   Серийный номер 0734 / 3-H-141, 1-я вертолетная эскадрилья ВМС Аргентины
   Через неделю после потери первого "Си Линкса" аргентинские ВМС фактически лишились второй машины этого типа. Во время вылета произошел отказ одного из двух двигателей. Вертолет благополучно вернулся на базу. Причину отказа установить не удалось, и больше этот "Си Линкс" никогда не летал (возможно, из-за отсутствия запчастей). Через несколько лет после войны его продали военно-морским силам Дании, где он эксплуатировался в качестве летного тренажера.
  
  
   23 мая
   A109A "Хирундо"
   Серийный номер AE-337, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   Два SA330L "Пума"
   Серийные номера AE-500, AE-503; 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   Четыре вертолета направлялись в Порт-Ховард с грузом боеприпасов. В районе Шэг-Коув Хаус (Западный Фолкленд) они были обнаружены и атакованы двумя "Си Харриерами". Флайт-лейтенант Морган не сумел поразить "Пуму" с первого захода, однако она упала и взорвалась (при уклонении от атаки или из-за попадания в спутную струю истребителя), экипаж выжил. Единственный A109 в составе группы поспешно совершил посадку, после чего экипаж покинул машину, и она была расстреляна из авиапушек Морганом и флайт-лейтенантом Лимингом. Еще одна приземлившаяся "Пума" была повреждена пушечным огнем, но добить ее Морган и Лиминг не смогли, так как у них закончились боеприпасы. Они навели на место ее посадки другую пару "Си Харриеров", которая и уничтожила вертолет.
   Самолет, на котором летел Морган (ZA192), был потерян в небоевом происшествии вечером этого же дня.
  
  
   23 мая
   A-4B "Скайхок"
   Серийный номер C-242, 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Звено штурмовиков прорвалось к Сан-Карлосу и атаковало фрегат "Энтилоуп". 1-й лейтенант Гуаданини находился во второй паре, и ему удалось поразить корабль своей бомбой, однако его самолет был подбит и, как считается, столкнулся с антенной фрегата, после чего упал в воду. Пилот погиб. Обстоятельства его сбития довольно противоречивы. Есть версии, что с антенной столкнулся другой самолет, а кроме того, остается неясным, чем именно его сбили. В докладе британской комиссии, расследовавшей гибель "Энтилоуп", сказано, что он был поражен огнем 20-мм зенитного орудия с борта фрегата. По другим версиям, он мог стать жертвой ЗРК "Си Вулф" с "Бродсуорда", "Си Кэт" с "Энтилоуп", наземной "Рапиры" или ПЗРК "Блоупайп" (в одном источнике сказано, что его одновременно поразили две ракеты).
   В ходе атаки "Энтилоуп" был поврежден двумя неразорвавшимися бомбами, одна из которых впоследствии взорвалась при попытке обезвреживания, став причиной гибели корабля.
  
  
   23 мая
   "Даггер" A
   Серийный номер C-437, 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Даггеров" не сумела найти британские корабли и взяла курс на свою базу. Над островом Пеббл она была перехвачена парой "Си Харриеров". Лейтенант Хэйл ракетой AIM-9 сбил самолет лейтенанта Вольпони, пилот погиб. Его останки через некоторое время были найдены и эвакуированы аргентинцами.
  
  
   24 мая
   Три "Даггера" A
   Серийные номера C-410, C-419, C-430; 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Даггеров", направлявшихся к Сан-Карлосу для атаки британских кораблей, была перехвачена к северу от острова Пеббл парой "Си Харриеров", наведенных фрегатом "Бродсуорд". Все три самолета сбиты ракетами AIM-9. Две победы записал на свой счет лейтенант-коммандер Олд, третью - лейтенант Смит. Лейтенант Кастильо погиб, капитан Диас катапультировался и приземлился с травмами на острове, майор Пуга катапультировался над морем и провел в воде несколько часов. Оба выживших летчика были подобраны аргентинской стороной.
   По британским данным, в этом бою участвовали четыре "Даггера", один из которых ушел невредимым. По аргентинским данным, самолетов было всего три.
  
  
   24 мая
   A-4C "Скайхок"
   Серийный номер C-305, 4-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Тройка "Скайхоков" совершила неудачный налет на британские корабли в Фолклендском проливе, при этом все три самолета получили боевые повреждения. Наиболее тяжелым было положение лейтенанта Боно, чей самолет быстро терял топливо. При возвращении на базу он упал в залив Кинг-Джордж (Западный Фолкленд). Считается, что пилот не катапультировался.
   Остается неизвестным, чем был подбит этот "Скайхок". Среди возможных кандидатов - ЗРК "Си Кэт" на борту "Аргонота" и "Фирлесса", "Рапира" наземного базирования и ПЗРК "Блоупайп".
  
  
   24 мая
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-540, ВВС Аргентины
   Пара штурмовиков вылетела на патрулирование прибрежных вод Аргентины. Самолет лейтенанта Филипаникса вернулся на базу из-за технической неисправности. Оставшись в одиночестве, альферес Валько продолжал выполнение задания. Его самолет на базу не вернулся, пилот признан погибшим.
  
  
   25 мая
   A-4B "Скайхок"
   Серийный номер C-244, 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Четверка штурмовиков вылетела для атаки британских кораблей в Сан-Карлосе. Два самолета вернулись на базу, оставшаяся пара (капитан Палавер и лейтенант Гальвес) продолжила выполнение задания. В районе Сан-Карлоса они едва не отбомбились по госпитальному судну "Уганда". Не обнаружив других целей, они полетели на юг и по ошибке достигли района Дарвина, где их обстреляла аргентинская артиллерия. При возвращении на базу самолет Палавера был сбит ракетой "Си Дарт", выпущенной эсминцем "Ковентри" в районе острова Пеббл. Пилот погиб.
   По некоторым британским источникам, группа "Скайхоков" была обстреляна на пути к цели, и после потери одного самолета прекратила выполнение задания.
  
  
   25 мая
   Два A-4C "Скайхок"
   Серийные номера C-304, C-319; 4-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Четверка штурмовиков безуспешно атаковала британские корабли в Сан-Карлосе, потеряв при этом два самолета.
   "Скайхок" лейтенанта Лусеро (C-319) был сбит при выполнении маловысотного захода на цель - по разным версиям, огнем зенитного орудия, ЗРК "Си Кэт" с борта фрегата "Ярмут", ЗРК "Рапира" наземного базирования или ПЗРК "Блоупайп". Лусеро катапультировался, получив при этом травмы, был подобран катером с десантного корабля "Фирлесс" и стал первым аргентинским летчиком, попавшим в британский плен.
   Самолет капитана Гарсии (C-304) был поврежден зенитным огнем во время атаки и при возвращении на базу поражен ракетой "Си Дарт" с эсминца "Ковентри" в районе острова Пеббл. Пилот катапультировался, однако никто этого не заметил и не проводил поисково-спасательную операцию. Его останки были обнаружены в 1983 году.
  
  
   27 мая
   A-4B "Скайхок"
   Серийный номер C-215, 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Две тройки "Скайхоков" имели задачу атаковать британские наземные позиции в Сан-Карлосе и Аякс-Бэй. Два самолета прекратили участие в вылете по техническим причинам. Остальные четыре успешно отбомбились по своим целям, нанеся британцам потери в живой силе. 1-й лейтенант Веласко и лейтенант Оссес сбросили бомбы на объекты в Аякс-Бэй, при этом "Скайхок" Веласко был подбит огнем 40-мм орудия Бофорс. Повреждения оказались достаточно серьезными, и пилоту пришлось катапультироваться в районе Порт-Ховарда (Западный Фолкленд). Несколько дней он скрывался, пока не был спасен аргентинцами.
   На сбитие Веласко претендовали зенитчики с десантных кораблей "Фирлесс" и "Интрепид". Насколько можно понять, официально самолет был записан на счет "Фирлесса". Четверть века спустя зенитчик с "Интрепида", бывший матрос Уилкинсон, сумел связаться с Веласко и выяснил у него подробности сбития. Он посетил Аргентину, где встретился с пилотом, в сбитии которого участвовал, и место падения "Скайхока" на Фолклендах.
  
  
   28 мая
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-537, 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Пара штурмовиков, пилотируемых лейтенантами Хименесом и Симбаро, вылетела к Гуз-Грину для оказания воздушной поддержки аргентинским войскам, отражавшим наступление британских парашютистов. Им удалось перехватить два вертолета "Скаут", и Хименес сбил один из них, одержав единственную воздушную победу Аргентины. На аэродром Порт-Стэнли они возвращались на малой высоте, и в плохих погодных условиях самолет Хименеса столкнулся с горой. Место катастрофы было обнаружено в 1986 году. Хименеса похоронили с воинскими почестями на аргентинском военном кладбище в Дарвине, и на церемонии присутствововали его отец и сестра - первые аргентинцы, посетившие острова после войны.
  
  
   28 мая
   MB-339A
   Серийный номер 0765 / 4-A-114, 1-я штурмовая эскадрилья ВМС Аргентины
   Пара штурмовиков оказывала поддержку аргентинскому гарнизону Гуз-Грина, и самолет корвет-лейтенанта Мигеля был сбит ракетой ПЗРК "Блоупайп", выпущенной подразделением Королевской морской пехоты. Пилот погиб.
  
  
   28 мая
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-555, 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Пара штурмовиков, пилотируемых 1-м лейтенантом Мишелу и лейтенантом Крусадо, оказывала поддержку аргентинскому гарнизону Гуз-Грина. Во время боевого захода самолет Крусадо был подбит огнем стрелкового оружия, пилот катапультировался и попал в плен.
  
  
   29 мая
   "Даггер" A
   Серийный номер C-436, 6-я истребительная группа ВВС Аргентины
   Пара "Даггеров", пилотируемых капитаном Гонсалесом и лейтенантом Бернардтом, вылетела для атаки британских кораблей в Сан-Карлосе. Они не нашли подходящих целей, а самолет Бернардта был сбит ракетой ЗРК "Рапира". Пилот погиб.
  
  
   30 мая
   SA330L "Пума"
   Серийный номер AE-508, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины
   Вертолет перевозил группу спецназа Национальной жандармерии в районе горы Кент. По наиболее вероятной версии, он был поражен ракетой ПЗРК "Стингер", выпущенной отрядом Специальной авиационной службы. В катастрофе погибли 6 военнослужащих, экипаж и часть пассажиров выжили.
   Аргентинцы сразу сочли этот вертолет сбитым британской ракетой. Согласно одному источнику, он разбился, уклоняясь от атаки пары "Харриеров", один из которых позднее был сбит - речь идет о паре Пука и Рошфора, однако летчики в тот день не делали никаких заявок на уничтожение вертолета. Более того, долгое время британцы вообще не признавали свою причастность к этой потере, и британские исследователи, узнав о ней из аргентинских источников, предполагали, что аргентинцы могли сами случайно сбить свой вертолет. История о группе САС и втором успешном использовании "Стингера" всплыла спустя долгое время после войны; первый известный источник, где она приводится, датирован 2002 годом.
  
  
   30 мая
   Два A-4C "Скайхок"
   Серийные номера C-301, C-310; 4-я истребительная группа ВВС Аргентины
   ВВС и ВМС Аргентины организовали совместную атаку на британский авианосец к востоку от Фолклендов. В ней участвовали шесть самолетов - два "Супер Этандара", один из которых нес последнюю остававшуюся у аргентинцев ракету "Экзосет" воздушного базирования, и звено A-4, имевших задачу отвлечь систему ПВО противника и атаковать авианосец обычными свободнопадающими бомбами. В ходе операции два A-4 были потеряны - один сбит ЗРК "Си Дарт" с эсминца "Эксетер", другой по не совсем ясной причине (скорее всего, тоже от ракеты "Си Дарт", хотя мог стать жертвой 114-мм орудия с борта фрегата "Эвенджер", или даже столкнуться с обломками первого сбитого самолета). 1-й лейтенант Васкес (C-301) и Кастильо (C-310) погибли.
   Результаты атаки оцениваются противоречиво. Аргентинцы полагали, что им удалось повредить авианосец "Инвинсибл", по случаю чего оба погибших летчика посмертно получили высшие национальные награды - Кресты "За героическую отвагу в бою". Британская сторона никаких повреждений своих авианосцев в ходе войны не подтверждает (а аргентинцы претендуют еще и на повреждение "Гермеса"). В Аргентине также имеет хождение "теория заговора" о том, что в результате атаки 30 мая 1982 года авианосец "Инвинсибл" был потоплен, но британцы успешно скрыли этот факт.
  
  
   1 июня
   C-130H "Геркулес"
   Серийный номер TC-63, 1-я авиатранспортная группа ВВС Аргентины
   В конце мая аргентинские ВВС попытались использовать свои транспортные самолеты C-130 в качестве импровизированных бомбардировщиков. На них были установлены подкрыльевые пилоны, на которые вешались свободнопадающие бомбы. 29 мая такой бомбардировщик неудачно попытался атаковать британский танкер. Конец этой затее был положен 1 июня, когда "Геркулес", выполнявший вылет на поиск кораблей к северу от Фолклендов, был обнаружен фрегатом "Минерва", и на его перехват направилась пара "Си Харриеров" (лейтенант-коммандер Уорд и лейтенант Томас). Первую ракету AIM-9 Уорд выпустил по самолету на предельной дальности, и она не долетела до цели. Вторая ракета поразила правую консоль крыла и вызвала пожар. Уорд добил поврежденный "Геркулес" пушечным огнем. Все 7 членов экипажа погибли.
  
  
   7 июня
   Лирджет 35A
   Серийный номер T-24, 1-я аэрофотосъемочная группа ВВС Аргентины
   Самолет-фоторазведчик был сбит над островом Пеббл ракетой "Си Дарт", выпущенной эсминцем "Эксетер". Ракета оторвала ему хвостовую часть фюзеляжа. В момент сбития он находился на высоте свыше 12 км (40 000 футов), падение продолжалось две минуты. Ни у кого из 5 членов экипажа не было парашютов.
   На острове Пеббл установлен памятник погибшему экипажу.
  
  
   8 июня
   Три A-4B "Скайхок"
   Серийные номера C-204, C-226, C-228; 5-я истребительная группа ВВС Аргентины
   После успешного налета на британские десантные корабли в Блафф-Коув и фрегат "Плимут" в Сан-Карлосе аргентинские ВВС отправили на острова вторую волну ударных самолетов, надеясь нанести британцам дополнительные потери. На задание вылетели две тройки "Скайхоков", однако два самолета вернулись на базу из-за технических неисправностей. Оставшиеся четыре пролетели над какими-то британскими позициями, подвергшись обстрелу с земли, затем повернули к проливу Шуазель и в устье него обнаружили десантный катер с корабля "Фирлесс". В результате их атаки катер был поврежден и позднее затонул. Сразу после этого штурмовики были перехвачены парой "Си Харриеров". Флайт-лейтенант Морган сбил два "Скайхока", лейтенант Смит - еще один. Все три победы были одержаны ракетами AIM-9. Альферес Васкес (C-228) и 1-й лейтенант Больсан (C-204) погибли в сбитых самолетах, лейтенант Аррарас (C-226) погиб при катапультировании. Из аргентинских пилотов в этом бою выжил только 1-й лейтенант Санчес, сумевший ускользнуть от "Си Харриеров" на предельно малой высоте.
   В 1993 году Эктор Санчес прилетел в Великобританию и благодаря общему знакомому встретился с Дэвидом Морганом. Впоследствии они стали друзьями.
  
  
   9 июня
   IA-58A "Пукара"
   Серийный номер A-526, 3-я штурмовая группа ВВС Аргентины
   Штурмовик был потерян во время вылета на противолодочное патрулирование возле побережья Аргентины. Пилот альферес Марчесини выжил.
  
  
   13 июня
   "Канберра" B.62
   Серийный номер B-108, 2-я бомбардировочная группа ВВС Аргентины
   Поздно вечером 13 июня пара бомбардировщиков "Канберра" вылетела для нанесения удара по британским позициям в районе горы Кент на Восточном Фолкленде. Когда они сбросили бомбы и начали отход от цели, ведущий самолет был поражен ракетой "Си Дарт" с эсминца "Эксетер". Попадание вызвало взрывную декомпрессию в кабине и пожар одного из топливных баков. Через некоторое время капитан Пастран был вынужден катапультироваться, у другого пилота капитана Касадо, по-видимому, было повреждено катапультное кресло, и он погиб. Сутки спустя Пастран был подобран британским вертолетом.
  
  
   После капитуляции аргентинского гарнизона 14 июня британскими войсками были захвачены 14 самолетов и 15 вертолетов, остававшиеся на островах. Судьба этих машин сложилась по-разному. Часть из них использовалась в качестве мишеней на полигоне, некоторые попали в британские музеи. Вертолет "Пума" PA-12 Морской префектуры был принят на вооружение Королевских ВВС, участвовал в Иракской войне и разбился во время учений в Кении в 2009 году. Вне зависимости от их дальнейшей судьбы, для Аргентины они стали безвозвратными потерями.
   IA-58A "Пукара" (11): A-509, A-513, A-514, A-515, A-516, A-522, A-528, A-532, A-533, A-536, A-549
   MB-339A (3): 0761 / 4-A-110, 0763 / 4-A-112, 0767 / 4-A-116
   Белл 212 (2): H-83, H-85
   SA330L "Пума" (1): PA-12
   A109A "Хирундо" (2): AE-331, AE-334
   UH-1H "Ирокез" (9): AE-406, AE-409, AE-410, AE-412, AE-413, AE-417, AE-418, AE-422, AE-424
   CH-47C "Чинук" (1): AE-520
  

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2018