В статье перечислены 35 британских и 102 аргентинских самолета и вертолета, безвозвратно потерянных в ходе Фолклендской/Мальвинской/Южноатлантической войны 1982 года.
Данный список составлен на основе открытых и достаточно легкодоступных источников, поэтому приведенная в нем информация имеет соответствующие недостатки. Он не претендует на полноту хотя бы потому, что содержит на три летательных аппарата (один британский и два аргентинских) больше, чем обычно указывается в исследованиях, посвященных воздушной войне на Фолклендах. Можно только гадать, насколько окончательны эти данные. В число основных использованных источников входят "Battle Atlas of the Falklands War 1982" Гордона Смита, списки с веб-сайта Britain's Small Wars, веб-сайт UK Serials Resource Centre, объемнейшая работа Пита Томпсона "Falklands 25", "Официальная история Фолклендской кампании" сэра Лоуренса Фридмана, официальный веб-сайт ВВС Аргентины.
Боевые потери британской авиации в воздухе были настолько незначительными, что их анализ не представляет особого смысла. Можно отметить только то, что всего два самолета были сбиты зенитными ракетами, остальные летательные аппараты уничтожены огнем зенитной артиллерии и стрелкового оружия.
Главной угрозой аргентинской авиации стала La Muerte Negra ("черная смерть") - истребители "Си Харриер", одержавшие в воздушных боях 21 победу без единой потери. Эта цифра - отнюдь не реклама Бритиш Аэроспейс или министерства обороны Соединенного Королевства, а результат сопоставления достоверных аргентинских потерь с британскими источниками. В числе сбитых "Си Харриерами" самолетов - 9 "Даггеров", 8 "Скайхоков", по одному "Мираж" III, "Канберра", "Пукара" и "Геркулес". Также на их счет можно записать одну "победу маневрированием" над вертолетом, одну "Пукару" и два вертолета, уничтоженные на земле. "Харриеры" британских ВВС не участвовали в воздушных боях и не имели побед, уничтожив лишь два вертолета на земле. Такие замечательные результаты были обусловлены спецификой воздушной войны на Фолклендах и в наименьшей мере связаны с тактико-техническими характеристиками "Си Харриеров" или превосходством британских пилотов над аргентинскими (если таковое вообще имело место). Оценить эффективность применения британских средств ПВО не представляется возможным, так как в ряде случаев на сбитый самолет есть сразу несколько претендентов. Очевидно только то, что опубликованные оценки имеют мало общего с действительностью. К примеру, в книге В. Доценко "Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века" приведена таблица из журнала Военно-морского института США "Proceedings" (1983, N 5), в которой наиболее успешным зенитно-ракетным комплексом числится "Рапира", достоверно уничтожившая 14 летательных аппаратов. В действительности же на счет "Рапиры" можно с полной уверенностью записать всего один самолет ("Даггер" 29 мая). С аргентинской стороны наблюдается аналогичная ситуация, в частности, тот же Доценко приводит аргентинские данные о том, что ЗРК "Роланд" сбили в районе Порт-Стэнли 4 британских самолета, в то время как реально ими был сбит только один "Си Харриер" (1 июня).
Современные данные с обеих сторон позволяют достаточно точно определить количество потерь авиатехники, однако во время войны и Великобритания, и Аргентина публиковали завышенные цифры. К примеру, британские оценки потерь противника за время наиболее интенсивных налетов 21-25 мая выглядели следующим образом (см. "Официальную историю Фолклендской кампании"):
21 мая - начальник штаба обороны Теренс Левин доложил военному кабинету следующие данные: 16 самолетов сбиты достоверно и 2 вероятно, также сбиты 4 вертолета. Реально аргентинцы потеряли 12 самолетов и 2 вертолета.
23 мая - поначалу военному кабинету сообщено о 7 достоверных и 3 вероятных потерях самолетов, а также о 3 потерях вертолетов. Позднее эти цифры изменены на 6 достоверных и 2 вероятные потери самолетов. Реально аргентинцы потеряли 2 самолета и 3 вертолета.
24 мая - по британским данным, сбито 8 самолетов. Реально аргентинцы потеряли в зоне боевых действий 4 самолета (аргентинское посольство в Вашингтоне заявило, что потери составили один самолет).
25 мая - по британским данным, сбито 5 самолетов. Реально аргентинцы потеряли 3 самолета.
В американской "Питтсбург Пост-Газетт" за 25 мая 1982 года со ссылкой на британскую сторону сообщалось, что с начала десантной операции 21 мая было сбито 63 аргентинских самолета и вертолета, что составляет более трети всего военного авиапарка Аргентины.
Тем не менее, после войны британское министерство обороны опубликовало вполне умеренную и даже близкую к действительности оценку потерь противника. Согласно книге Роя Брэйбрука "Battle for the Falklands: Air Forces" (Osprey Men-at-Arms 135), выглядела она следующим образом: 91 летательный аппарат сбит, уничтожен на земле или захвачен (без учета "легких транспортников"), еще 8 сбиты предположительно. Там же приведена разбивка по типам летательных аппаратов, не совсем совпадающая с итоговым числом (в скобках указаны реальные потери):
"Мираж" III / "Даггер" - 20-22 (13)
A-4 "Скайхок" - 18-20 (22)
IA-58 "Пукара" - 13 (26)
MB-339 - 2 (2)
"Канберра" - 1-2 (2)
C-130 "Геркулес" - 1 (1)
"Супер Этандар" - 1? (0)
T-34 "Турбо Ментор" - 4 (4)
SA330 "Пума" - 12 (7)
UH-1 "Ирокез" - 16 (9)
A109 "Хирундо" - 2 (3)
CH-47 "Чинук" - 2 (2)
Белл 212 - 2 (2)
Подобная проблема была и у аргентинцев. Британская газета "Гардиан" писала 3 мая 1982 года, что к этому времени (а интенсивные боевые действия продолжались всего два дня) аргентинская сторона в своих коммюнике объявила об уничтожении 11 "Харриеров". Американский исследователь Джеймс Корум в статье "Argentine Airpower in the Falklands War" (Air & Space Power Journal, Fall 2002) отмечал, что к 25 мая аргентинское командование объявило об уничтожении 14 "Харриеров". Советская газета "Правда" в номере за 27 мая приводила данные американской телекомпании CBS, ссылавшейся на аргентинское командования, что с начала войны британцы потеряли 28 самолетов. Эта же цифра была приведена в коммюнике N 115 Объединенного штаба аргентинских вооруженных сил, выпущенном 1 июня. Там утверждалось, что с начала войны и до 31 мая было уничтожено 28 "Си Харриеров" и "Харриеров", а также уничтожено или серьезно повреждено 22 вертолета, причем сюда не входили самолеты, которые могли быть уничтожены во время атак на контейнеровоз "Атлантик Конвейор" и авианосцы, а также потерянные по небоевым причинам. Для сравнения - всего в войне приняли участие около 40 "Си Харриеров" и "Харриеров". Истинные их потери на конец мая составляли 8 самолетов (4 сбитых и 4 по небоевым причинам).
Распределение потерь британской авиатехники по причинам (подсчитано по материалам нижеприведенного списка):
"Си Харриер" - 2 сбиты наземными средствами ПВО, 3 разбились по небоевым причинам, 1 упал с палубы авианосца
"Харриер" - 3 сбиты наземными средствами ПВО, 1 разбился по небоевой причине
"Уэссекс" - 2 разбились по небоевым причинам, 7 уничтожены на кораблях
"Газель" - 2 сбиты огнем противника, 1 сбит "дружественным огнем"
"Линкс" - 3 уничтожены на кораблях
"Чинук" - 3 уничтожены на кораблях
"Скаут" - 1 сбит, 1 разбился по небоевой причине
ИТОГО:
Самолеты (10) - 5 сбиты наземными средствами ПВО, 4 разбились по небоевым причинам, 1 упал с палубы авианосца
Вертолеты (25) - 1 сбит в воздухе, 2 сбиты наземными средствами ПВО, 1 сбит "дружественным огнем", 13 уничтожены на кораблях, 7 разбились по небоевым причинам, 1 уничтожен экипажем
Из 35 летательных аппаратов 22 (63 %) являются боевыми потерями, 13 (37 %) - небоевыми.
Распределение потерь аргентинской авиатехники по причинам (подсчитано по материалам нижеприведенного списка, в скобках отдельно указано количество уничтоженных и захваченных британцами):
SC.7 "Скайвэн" (2) - 1 уничтожен на земле, 1 потерян по небоевой причине
T-34 "Турбо Ментор" (4) - 4 уничтожены на земле
C-130 "Геркулес" (1) - 1 сбит истребителями
Лирджет 35 (1) - 1 сбит средствами ПВО
SA316 "Алуэтт" III (1) - 1 уничтожен на корабле
SA330 "Пума" (6+1) - 3 сбиты средствами ПВО, 2 уничтожены на земле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 1 захвачен после войны
"Си Линкс" (2) - 2 потеряны по небоевым причинам
CH-47 "Чинук" (1+1) - 1 уничтожен на земле, 1 захвачен после войны
A109 "Хирундо" (1+2) - 1 уничтожен на земле, 2 захвачены после войны
Белл 212 (2) - 2 захвачены после войны
UH-1 "Ирокез" (9) - 9 захвачены после войны
ИТОГО:
Самолеты (62+14) - 21 сбит в воздушном бою, 16 сбиты наземными средствами ПВО, 2 потеряны от "дружественного огня", 1 разбился при уклонении от ракеты, 12 уничтожены на земле, 5 потеряны по небоевым причинам, 5 потеряны по неясным причинам, 14 захвачены после войны
Вертолеты (11+15) - 3 сбиты наземными средствами ПВО, 4 уничтожены на земле, 1 уничтожен на корабле, 1 разбился при уклонении от атаки истребителя, 2 потеряны по небоевым причинам, 15 захвачены после войны
Из 73 летательных аппаратов, потерянных в ходе войны, 61 (83 %) является боевыми потерями, 7 (10 %) - небоевыми. Для 5 самолетов обстоятельства потери не вполне ясны. Один "Скайхок" уничтожен 30 мая при атаке британского авианосца то ли от ракеты, то ли при столкновении с обломками других самолетов, и учтен как боевая потеря. Две "Пукары" 1 мая и два "Скайхока" 9 мая не могут быть однозначно отнесены к боевым или небоевым потерям.
После прекращения огня британскими войсками были захвачены 14 самолетов и 15 вертолетов. С учетом этой авиатехники безвозвратные потери аргентинской авиации в войне составляют 76 самолетов и 26 вертолетов.
Некоторые пояснения относительно аргентинской военной авиации:
- Штурмовики A-4B "Скайхок", поставленные ВВС Аргентины, получили фирменное дугласовское обозначение A-4P, однако в аргентинских источниках, посвященных войне, оно не используется.
- В военно-морской авиации серийный и бортовой номера летательного аппарата не совпадали. К примеру, штурмовик MB-339, потерянный в летном происшествии 3 мая 1982 года, имел серийный номер 0764 и бортовой номер 4-A-113. В источниках принято упоминать авиатехнику ВМС по бортовым номерам, поэтому в списке они указаны наряду с серийными.
- Все штурмовики IA-58 "Пукара" из 3-й штурмовой группы ВВС Аргентины, размещенные на островах, находились в составе аэромобильной эскадрильи "Пукар" на Мальвинах.
СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
22 апреля
Два "Уэссекс" HU.5
Серийные номера XT464, XT473; 845-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (танкер "Тайдспринг")
Группа Специальной авиационной службы, высаженная накануне на леднике Фортуна (Южная Георгия), требовала срочной эвакуации из-за тяжелых погодных условий. К этой операции были привлечены три вертолета "Уэссекс". Им пришлось действовать в условиях очень плохой (практически нулевой) видимости. После того, как спецназовцы погрузились в вертолеты, одна из машин столкнулась с землей. Позднее при аналогичных обстоятельствах разбилась еще одна. Экипажи и пассажиры выжили, так как сила удара в обоих случаях была смягчена толстым снежным покровом. Их подобрал оставшийся "Уэссекс". По политическим соображениям британское правительство скрыло от общественности провал первой наземной операции войны, и факт потери двух вертолетов на Южной Георгии был признан только месяц спустя.
23 апреля
"Си Кинг" HC.4
Серийный номер ZA311, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
Вертолет выполнял задачу по вертикальному снабжению кораблей Оперативного соединения. Вечером в плохих погодных условиях он совершил вынужденную посадку на воду к юго-западу от острова Вознесения и затем утонул. Пилот был спасен, другой член экипажа (петти-офицер Кейси) погиб. В поисково-спасательной операции участвовал принц Эндрю, служивший в 820-й эскадрилье.
4 мая
"Си Харриер" FRS.1
Серийный номер XZ450, 800-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
После полудня тройка "Си Харриеров" нанесла удар по аэродрому Гуз-Грин. Они должны были атаковать бомбовыми кассетами аргентинские самолеты на стоянках, а обычными бомбами с тормозными парашютами вывести из строя взлетно-посадочную полосу. На этот раз, в отличие от событий 1 мая, аргентинцы своевременно зафиксировали приближение вражеских самолетов. "Си Харриер" лейтенанта Тэйлора был поражен огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002 и разбился, пилот не успел катапультироваться. Аргентинцы похоронили Тэйлора с воинскими почестями. После войны его останки не были возвращены в Великобританию, и до сих пор захоронены в Гуз-Грине.
Потерянный борт XZ450 был первым серийным "Си Харриером". На нем отсутствовал приемник предупреждения о радиолокационном облучении, поэтому Тэйлор не знал, что он захвачен радаром аргентинского зенитного орудия. Лейтенант Тэйлор является единственным пилотом самолетов семейства "Харриер" британского производства, погибшим от действий противника.
6 мая
Два "Си Харриер" FRS.1
Серийные номера XZ452, XZ453; 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
Пара истребителей, выполнявших ночное патрулирование в сложных метеоусловиях (дождь, туман), была отправлена для опознания неизвестной радарной отметки в районе местонахождения поврежденного эсминца "Шеффилд" к юго-востоку от Фолклендских островов. Оба самолета бесследно исчезли. Считается, что они столкнулись друг с другом. Пилоты лейтенант-коммандер Эйтон-Джонс и лейтенант Кертис признаны погибшими.
12 мая
"Си Кинг" HAS.5
Серийный номер ZA132, 826-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
После отказа одного двигателя вертолет совершил аварийную посадку на воду к востоку от Фолклендов в 5 милях от авианосца. Экипаж благополучно покинул машину, затем она перевернулась от удара волны. Из-за угрозы со стороны аргентинского подводного флота ее не стали эвакуировать, а потопили орудийным огнем.
17 мая
"Си Кинг" HAS.5
Серийный номер XZ573, 826-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
Ночью 17/18 мая "Си Кинг", выполнявший противолодочное патрулирование, разбился в море из-за отказа радиовысотомера. Все четыре члена экипажа спаслись. Из-за угрозы со стороны аргентинского подводного флота вертолет не стали эвакуировать, а потопили орудийным огнем.
18 мая
"Си Кинг" HC.4
Серийный номер ZA290, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
"Загадочная авария британского вертолета в Чили". Британское командование было озабочено угрозой Оперативной группировке со стороны аргентинских штурмовиков "Супер Этандар", вооруженных противокорабельными ракетами "Экзосет", и возникла идея организовать рейд силами спецназа на аэродром Рио-Гранде, где базировались эти самолеты. Ночью 17/18 мая была проведена предварительная операция Plum Duff, цель которой заключалась в заброске на аргентинскую территорию разведывательной группы Специальной авиационной службы для сбора необходимой информации об аэродроме. Экипаж вертолета был набран из добровольцев (командир экипажа - лейтенант Хатчингс). Это был полет в один конец, у "Си Кинга" не хватало топлива для возвращения на авианосец.
Операция сразу пошла неудачно - вертолет попал в густой туман и сбился с курса. Он был обнаружен радаром аргентинского фрегата, не ставшего атаковать цель, поскольку она в этот момент находилась возле газодобывающей платформы. "Си Кинг" приземлился в 7 милях от запланированной точки высадки, и когда это обнаружилось, операция была отменена. На остатках топлива вертолет перелетел в Чили. Там экипаж попытался утопить машину в море, однако она не тонула, и тогда ее сожгли. Выполняя приказ, трое летчиков скрывались в чилийской глуши до 25 мая, когда их наконец обнаружили и задержали. Чили направила Великобритании ноту протеста. Британская сторона официально заявила, что вертолет залетел на территорию Чили случайно. Чилийцы не стали раздувать дипломатический скандал, поскольку находились в холодных отношениях с Аргентиной и сочувствовали Великобритании в этой войне. Вскоре летчики были освобождены и вернулись домой. Все они получили награды за свое участие в операции. Каким образом из Чили выбрался отряд SAS - до сих пор остается неизвестным (по состоянию на 2012 год эта часть операции была засекречена).
В 2007 году группа аргентинских военнослужащих заявила, что этот вертолет был подбит ими.
В ряде источников датой происшествия ошибочно указывается 20 мая.
19 мая
"Си Кинг" HC.4
Серийный номер ZA294, 846-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
"Черная полоса" "Си Кингов" продолжалась, и очередная небоевая потеря стала самой крупной авиакатастрофой за время Фолклендской войны. Вечером 19 мая британские войска уже готовились к высадке на острова, и вертолет перевозил группу солдат Специальной авиационной службы с авианосца "Гермес" на корабль-док "Интрепид". Вертолет был перегружен, но это никого не волновало, так как лететь предстояло совсем недолго. Ожидая своей очереди на посадку, вертолет стал кружить над кораблем, и в этот момент произошла нештатная ситуация, приведшая к его падению в воду. "Си Кинг" стал быстро тонуть. В катастрофе погиб 21 британский военнослужащий, включая 18 членов САС - самая тяжелая единовременная потеря британского спецназа со времен Второй мировой войны. 8 или 9 человек каким-то образом сумели выбраться из тонущего вертолета и выжили.
Причиной катастрофы считается столкновение вертолета с птицей, попавшей в один из двигателей (по другой версии, она столкнулась с хвостовым винтом). В воде на месте крушения были найдены птичьи перья.
21 мая
"Харриер" GR.3
Серийный номер XZ972, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
Уинг-коммандер Сквайр и флайт-лейтенант Гловер вылетели для оказания воздушной поддержки десантной операции в заливе Сан-Карлос. Сразу после взлета обнаружилось, что у самолета Сквайра не убирается шасси, и он вернулся на авианосец. Гловер продолжил выполнение задания в одиночестве. Когда он прибыл к месту высадки британских войск, передовой авианаводчик сообщил, что поблизости нет противника. Гловер полетел к Порт-Ховарду, находившемуся примерно в 20 милях от плацдарма, но уже на Западном Фолкленде, чтобы атаковать аргентинские позиции там, однако не обнаружил никаких целей, достойных бомбардировки. Он на некоторое время покинул район, чтобы аргентинская ПВО "успокоилась", а затем вернулся, имея намерение провести аэрофотосъемку. В процессе этого его самолет был сбит, Гловер катапультировался (получив травмы), опустился на парашюте в воду и был подобран аргентинскими военнослужащими. Он провел в плену полтора месяца.
Есть две версии относительно того, чем был сбит "Харриер" Гловера - то ли 20-мм зенитным орудием, то ли ракетой ПЗРК "Блоупайп" (британского производства; эта версия наиболее распространена и приводится в аргентинских источниках).
Официально Гловера называли единственным британским военнопленным Фолклендской войны, но это ошибка - кроме него в аргентинский плен попал один военнослужащий САС.
21 мая
"Газель" AH.1
Серийный номер XX411, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
Высадка британского десанта в заливе Сан-Карлос прошла успешно. Ему противостояла лишь небольшая группа аргентинских солдат на мысе Фаннинг Хэд, не оказавшая серьезного сопротивления силам десанта, однако сумевшая доставить неприятности британским летчикам.
Когда аргентинцы отступали с мыса, выбитые оттуда отрядом Специальной лодочной службы, рядом с ними случайно пролетели два вертолета - "Си Кинг", транспортировавший ракеты для ЗРК "Рапира", и сопровождавшая его легкая ударная "Газель". Аргентинцы открыли по ним огонь из стрелкового оружия и подбили "Газель", которая затем совершила вынужденную посадку на воду. Оба пилота (сержанты Кэндлиш и Эванс) покинули тонущий вертолет и поплыли к берегу. Все время, пока они плыли, аргентинские солдаты продолжали стрелять по беспомощным летчикам. На берегу тяжело раненый сержант Эванс скончался.
Возможно, именно после этого случая в британских войсках стали распространяться слухи о том, что аргентинцы расстреливают сбитых пилотов.
Вертолет был поднят со дна в октябре 1982 года и использовался в учебных целях. Впоследствии его купил авиационный музей, расположенный в Южном Йоркшире. В 2007 году вертолет был отреставрирован.
21 мая
"Газель" AH.1
Серийный номер XX402, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
"Газель" была направлена на поиски пропавшего ранее вертолета XX411. Ее экипаж не знал, где находится противник (экипаж обстрелянного "Си Кинга" неправильно указал вероятное местоположение аргентинцев), и подлетел слишком близко к аргентинскому отряду, который и сбил его винтовочно-пулеметным огнем. Оба члена экипажа (лэнс-капрал Гиффин, лейтенант Фрэнсис) погибли.
21 мая
"Линкс" HAS.2
Серийный номер XZ251, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
Вертолет находился на борту фрегата "Ардент" и был уничтожен во время налета на корабль аргентинских "Даггеров".
23 мая
"Си Харриер" FRS.1
Серийный номер ZA192, 800-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Гермес")
Через короткое время после взлета с авианосца вечером 23 мая самолет, летевший на бомбометание, упал в воду и взорвался. Пилот лейтенант-коммандер Бэтт погиб. Причина катастрофы не была установлена.
По аргентинской версии, этот самолет был сбит пулеметным огнем днем ранее, 22 мая, во время налета на катер Морской префектуры "Рио-Игуасу" в проливе Шуазель. По британским данным, утром 23 мая XZ192, пилотируемый флайт-лейтенантом Морганом, участвовал в уничтожении трех аргентинских вертолетов в Шэг-Коув Хаус.
25 мая
"Линкс" HAS.2
Серийный номер XZ242, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
Вертолет находился на борту эсминца "Ковентри", потопленного к северу от острова Пеббл в результате налета аргентинских "Скайхоков".
25 мая
Шесть "Уэссекс" HU.5
Серийные номера XS480, XS495, XS499, XS512, XT476, XT483; 848-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
Три "Чинук" HC.1
Серийные номера ZA706, ZA716, ZA719; 18-я эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
Один "Линкс" HAS.2
Серийный номер XZ700, 815-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
Контейнеровоз "Атлантик Конвейор" был поражен двумя противокорабельными ракетами "Экзосет", выпущенными аргентинскими штурмовиками "Супер Этандар". В результате возникшего пожара были уничтожены все 10 британских вертолетов, находившихся в тот момент на борту корабля. Наиболее тяжелой потерей были три тяжелых транспортных вертолета "Чинук"; у британцев осталась всего одна машина этого типа, что оказало существенное влияние на ход сухопутной кампании.
27 мая
"Харриер" GR.3
Серийный номер XZ988, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
Сквадрон-лидер Айвесон и флайт-лейтенант Хэйр имели задание атаковать аргентинские позиции в Гуз-Грине (Восточный Фолкленд), чтобы прикрыть отступление разведывательных патрулей 2-го батальона парашютистов, вступивших в бой с противником. В двух первых заходах "Харриеры" сбросили на цели бомбовые кассеты. Во время третьего захода самолет Айвесона, находясь на предельно малой высоте (порядка 30 метров), был поражен огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002. Пилот потерял управление и катапультировался. В течение трех дней он скрывался в заброшенном доме, пока 30 мая (уже после взятия Гуз-Грина британскими войсками) не был обнаружен и подобран вертолетом.
28 мая
"Скаут" AH.1
Серийный номер XT629, воздушная эскадрилья 3-й бригады коммандос Королевской морской пехоты Великобритании
Две вертолета "Скаут" должны были доставить боеприпасы 2-му батальону парашютистов, штурмовавшему аргентинские позиции в Гуз-Грин, а затем эвакуировать раненых. Возле Камилла-Крик-Хаус они были перехвачены парой аргентинских штурмовиков IA-58 "Пукара", и лейтенанту Хименесу удалось сбить пулеметно-пушечным огнем один вертолет. Лейтенант Нанн погиб, сержант Белчер был тяжело ранен (потерял ногу).
Лейтенант Хименес, одержавший единственную подтвержденную воздушную победу Аргентины в войне, погиб при возвращении на базу.
29 мая
"Си Харриер" FRS.1
Серийный номер ZA174, 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
Во время подготовки к взлету с авианосца самолет соскользнул с палубы (из-за сильного волнения на море или сильного ветра) и упал в воду. Пилот лейтенант-коммандер Бродуотер катапультировался.
По аргентинской версии, этот самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом "Роланд" во время налета на аэродром Порт-Стэнли.
30 мая
"Харриер" GR.3
Серийный номер XZ963, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
Сквадрон-лидер Поук и флайт-лейтенант Рошфор должны были атаковать предполагаемое место посадки аргентинских вертолетов у горы Уолл в районе Порт-Стэнли. При выполнении боевого захода самолет Поука был поражен огнем с земли, но продолжал атаку. Вертолетов на земле не оказалось. Затем пара "Харриеров" атаковала позиции аргентинской артиллерии неподалеку. Когда они взяли курс на авианосец, Рошфор сообщил Поуку, что наблюдает утечку топлива из его самолета. Далее у Поука произошел частичный отказ гидросистемы и отказ радиосвязи (проблемы с ней возникали еще на пути к цели). Он продолжал тянуть к авианосцу, катапультировался в 30 морских милях от него после остановки двигателя и был быстро подобран из воды вертолетом.
По аргентинской версии, "Харриер" был подбит огнем 35-мм зенитного орудия Эрликон GDF-002. Вместе с тем имеется свидетельство офицера 4-го пехотного полка, наблюдавшего поражение самолета из стрелкового оружия солдатами его подразделения.
1 июня
"Си Харриер" FRS.1
Серийный номер XZ456, 801-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании (авианосец "Инвинсибл")
Самолет флайт-лейтенанта Мортимера выполнял разведку в районе аэродрома Порт-Стэнли. Находясь примерно в 7 милях к югу от Порт-Стэнли на высоте более 4000 метров, он был обстрелян зенитно-ракетным комплексом "Роланд". Мортимер полагал, что находится вне зоны досягаемости "Роланда", однако ракета поразила его "Си Харриер", и ему пришлось катапультироваться. Он провел девять часов в море на надувной шлюпке, пока не был спасен британским вертолетом.
6 июня
"Газель" AH.1
Серийный номер XX377, 656-я эскадрилья Армейского воздушного корпуса Великобритании
Ночью 5/6 июня вертолет перевозил двух военнослужащих Королевского сигнального корпуса из Дарвина на гору Плезант. На нем был отключен ответчик системы опознавания "свой-чужой", а 5-я пехотная бригада не посчитала нужным кого-либо предупредить о пролете своего вертолета. В районе Фицроя он был обнаружен радаром британского эсминца "Кардифф". "Газель" была идентифицирована как аргентинский самолет, и в соответствии с действовавшими правилами открытия огня обстреляна двумя ракетами "Си Дарт". Погибли все четверо военнослужащих, находившихся на борту.
Изначально потерю списали на действия аргентинцев. Факт сбития вертолета "дружественным огнем" был официально признан только по результатам второго расследования этого инцидента, проведенного в 1986 году.
8 июня
"Харриер" GR.3
Серийный номер XZ989, 1-я (истребительная) эскадрилья Королевских ВВС Великобритании
Уинг-коммандер Сквайр, командир 1-й эскадрильи, выполнял посадку на передовую оперативную базу в Сан-Карлосе; его самолет, как было известно, имел ряд технических неисправностей (в частности, еще на взлете с авианосца обнаружилась недостаточная тяга двигателя). Сочетание ошибки пилота и неожиданного снижения тяги привело к жесткой посадке, у самолета было сломано шасси и сорван носовой обтекатель, взлетно-посадочная полоса получила повреждения. Пилот не пострадал.
Разбившийся "Харриер" был частично каннибализирован (разобран на запчасти). После войны его вернули в Великобританию, где он был признан непригодным к восстановлению и позднее отправлен на авиабазу Гютерсло (ФРГ) для использования в учебных целях.
В ноябре того же 1982 года Питер Сквайр попал в еще одно летное происшествие на Фолклендах, когда ему пришлось катапультироваться из "Харриера" с отказавшим двигателем. Несмотря на потерю двух самолетов в течение нескольких месяцев, в дальнейшем Сквайр сделал успешную карьеру, вершиной которой стал пост начальника штаба Королевских ВВС в 2000-2003 годах.
8 июня
"Скаут" AH.1
Серийный номер XR628, 656-я эскадрилья Армейского воздушного корпуса Великобритании
Вертолет совершил аварийную посадку в мелкое озеро на Восточном Фолкленде после отказа главного редуктора. Он не получил серьезных повреждений и был возвращен в Великобританию, однако итогом происшествия стало его списание. Данный вертолет не упоминается ни в каких известных списках потерь британской авиации на Фолклендах, и он, очевидно, не включен в официальную статистику.
12 июня
"Уэссекс" HAS.3
Серийный номер XM837, 737-я морская воздушная эскадрилья Королевских ВМС Великобритании
Вертолет был уничтожен на палубе эсминца "Глэморган", пораженного ракетой "Экзосет" наземного базирования к югу от Порт-Стэнли.
СПИСОК ПОТЕРЬ АВИАТЕХНИКИ АРГЕНТИНЫ
3 апреля
SA330L "Пума"
Серийный номер AE-504, 601-й батальон боевой авиации сухопутных войск Аргентины