ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Воздушные победы над Вьетнамом в 1965 году

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.78*4  Ваша оценка:


   Воздушные победы - тема всегда спорная и порой болезненная. Существует устойчивое убеждение, что количество звездочек или крестов на фюзеляжах самолетов характеризует общую успешность любой воздушной войны. Кто больше сбил - тот победил, у того лучше самолеты и отважнее летчики. Конечно, спор о победах авиации не является уникальной чертой войны в воздухе. Он входит в состав более общего спора о военных потерях. Традиционные, проверенные временем правила игры просты: мы всегда даем объективные цифры, а враг всегда занижает свои потери и завышает наши (хотя бывает и так, что вражеская пропаганда вообще игнорируется). Значение этой игры многократно возросло благодаря развитию средств массовой информации: теперь можно не только оперативно известить нацию об успехах доблестных вооруженных сил, а и привселюдно разоблачить очередные измышления супостата.
  
   С развитием технологий воздушная война менялась, однако до сих пор остаются верны некоторые ее аксиомы, сохранившиеся еще со времен Мэннока и Рихтгофена. Одна из таких аксиом - число воздушных побед одной стороны обычно не сопадает с потерями авиации другой. Основное явление, способствующее этому - так называемый оверклейм (overclaim), когда побед заявлено больше, чем сбито вражеских летательных аппаратов. Оверклейм можно считать "нормой" войны в воздухе, и происходит он по самым разным причинам как субъективного, так и объективного характера. Вот типичный пример времен Корейской войны: 8 ноября 1950 года 1-му лейтенанту ВВС США Расселлу Брауну был засчитан сбитый истребитель МиГ-15 - первая "реактивная" победа в истории американской авиации. Но потерь у ВВС СССР в тот день не было, а Китай и Северная Корея тогда еще не использовали МиГи. Победа не подтверждается. Проблема заключается не только в оверклеймах, известны и обратные случаи. В 2008 году, спустя более полувека после окончания войны, у американских ВВС стало на одного аса больше: генерал-лейтенанту Чарльзу Кливленду засчитали пятую подтвержденную воздушную победу благодаря информации, полученной из России. До этого победа числилась как вероятная.
  
   Приводить примеры Корейской войны достаточно просто, потому что она носила локальный характер и ее воздушный компонент всесторонне исследован. Показательна история ее изучения в России. В эпоху СССР тема была, понятно, закрытой - мы там не воевали. Когда появился доступ к западным данным (пресловутое соотношение потерь 10:1 между "Сейбрами" и МиГами), то нашлись люди, попытавшиеся их опровергнуть; кстати говоря, это были отнюдь не доктора наук, а рядовые энтузиасты. Им удалось доказать, что американские заявки завышены, попутно установив, что то же самое касается и советских. Аксиомы воздушной войны работают повсеместно, невзирая на типы самолетов и опознавательные знаки. Совсем другой случай - Вьетнам. В российской историографии практически нет глубоких исследований противостояния американской и северовьетнамской авиации. В начале 2000-х годов Д. Кондратков и А. Булах попытались сопоставить информацию с обеих сторон в журнале "История авиации", результат получился неоднозначным. А другие публикации на тему... Владимир Ильин, известный специалист ЦАГИ по военной авиации, писал, что первый бой между американскими F-4 и вьетнамскими МиГ-17 состоялся 2 апреля 1965 года. Ни американские, ни вьетнамские источники этого не подтверждают; обе стороны сходятся в том, что первый воздушный бой войны состоялся 3 апреля, причем F-4 в нем не участвовали. Что тут можно сказать? Отсутствие интереса к изучению темы вызвано, скорее всего, тем, что вьетнамская/советская статистика побед и потерь МиГов давно опубликована, она показывает превосходство ВВС ДРВ над ВВС США, и особой мотивации для уточнения деталей попросту не имеется.
  
   Задача этой статьи - рассмотреть все воздушные победы, заявленные участвовавшими в войне сторонами в течение 1965 года или приписываемые им. Почему именно 1965-й? Этот год наиболее прост для подобного экперимента - число побед невелико, и многие события происходили впервые, привлекая большее внимание исследователей, чем последующая "рутина". Главными использовавшимися источниками с американской стороны являются материалы проекта "Красный барон", рассекреченного в 2001 году (исследование ВВС США, посвященное воздушным боям 1965-1967 годов), и классическая книга Криса Хобсона "Vietnam Air Losses". С вьетнамской стороны основная информация бралась из книг Иштвана Топерцера и материалов книги о ВВС ДРВ "Lich su dan duong Khong quan (1959-2004)". Следует отметить, что в настоящее время (на 2013 год) на русском и английском языках не существует общедоступных полных списков побед и потерь северовьетнамской авиации. С американцами такой проблемы нет. Прочие источники, заслуживающие упоминания, перечислены в конце статьи.
  
   Конечно, 1965 год нельзя назвать показательным; северовьетнамская истребительная авиация только-только начала свое становление, и еще не была способна бросить вызов американцам, господствовавшим в небе ДРВ. Любопытно, что относительные оценки результативности воздушных боев у обеих сторон примерно одинаковы. Есть консенсус о том, что потери американской авиации от действий МиГов до конца года составили 1-2 % ее общих потерь, а соотношение потерь в воздушных боях было примерно 2:1. Противоречия имеются только в вопросе абсолютных цифр потерь США и того, в чью именно пользу сложилось названное соотношение. Даже после подробного разбора каждого случая остается много неясностей. Статья не претендует на полноту раскрытия темы. Скорее, она призвана продемонстрировать трудности, возникающие при сопоставлении информации разных сторон, равно как и неоднозначность темы вообще.
  
  
  
   3 апреля 1965
   Заявка: два сбитых истребителя F-8 "Крусейдер"
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: четверка МиГ-17 вылетела на перехват большой группы американских самолетов, совершавшей налет на мост Донгфыонгтхыонг (район Тханьхоа). Между 10:09 и 10:15 пара Фам Нгок Лана зашла в хвост паре самолетов противника, Лан открыл огонь и сбил один F-8 ("взорвался и разбился"). Другая пара МиГов атаковала еще одну пару вражеских самолетов, но огонь был открыт на слишком большой дистанции, и противник вышел из-под обстрела. В 10:15 ведомый первой пары Фан Ван Тук сообщил, что наблюдает американский истребитель; получив разрешение ведущего на атаку, он сбил его. Это были первые победы ВВС ДРВ над американскими самолетами, и в ознаменование данного события 3 апреля отмечается во Вьетнаме как День ВВС.
   Данные с другой стороны: по американским данным, примерно в 11:10 самолеты ВМС США были трижды атакованы МиГами. Первая атака произведена по одинокому F-8E (серийный номер 150845) лейтенант-коммандера Спенса Томаса на высоте примерно 2500 метров (8000 футов). После нанесения удара по наземным целям Томас оторвался от других самолетов своего звена. Он заметил трассеры, но посчитал, что попал под обстрел зениток. Его самолет был поврежден. По наблюдению другого летчика, самолет Томаса был атакован тремя МиГами (поначалу принятыми за "Скайхоки"), один из которых вел огонь. Томас вышел из-под огня и набрал высоту 5500 метров (18 000 футов). Далее пилот опять увидел трассеры, и на этот раз заметил один МиГ позади себя. Он включил форсаж, набрал скорость M=1,0 и выполнил резкий разворот, но МиГ уже исчез. Самолет Томаса был серьезно поврежден, отказала гидросистема, что сделало невозможным подъем крыла для нормальной посадки на авианосец, и ему пришлось совершить аварийную посадку в Дананге.
   Третья атака произведена по паре штурмовиков A-4 "Скайхок". Они набирали высоту, и на высоте примерно 3000 метров (10 000 футов) ведомый заметил позади одиночный МиГ на удалении 2 мили, шедший на сближение. Он предупредил ведущего, и они стали выполнять вираж влево и вниз. МиГ открыл огонь, но безуспешно, и прекратил атаку.
   В результате боя один "Крусейдер" получил повреждения, других потерь нет.
   Дополнительные данные: по данным Д. Зампини ("Воздушные змеи"), после посадки в Дананге "Крусейдер" лейтенант-коммандера Томаса был списан как не подлежащий ремонту. Также он утверждает, что Фан Ван Тук сбил не "Крусейдер", а "Скайхок", пилотируемый лейтенант-коммандером Рэймондом Воденом (по американским данным, самолет Водена стал жертвой зенитного огня).
   Комментарий: основные различия между вьетнамской и американской версиями - это время боя (американцы указывают время на час позже), количество самолетов в отдельных атаках и результат боя. Число атак совпадает, как и тип атакованных самолетов. Благодаря этому можно составить примерную картину произошедшего. Фам Нгок Лан обстрелял самолет Томаса, поразил его и ошибочно посчитал сбитым. Вторая пара МиГов безрезультатно атаковала пару "Скайхоков", причем здесь данные сторон совпадают. Затем Фан Ван Тук обнаружил самолет Томаса и атаковал его, возможно, добившись новых попаданий (форсажное пламя могло быть воспринято как пожар на борту самолета).
   Д. Зампини не уточняет, на чем основано его утверждение о списании самолета Томаса. Он даже не указывает серийный номер машины. Зато его указывает Питер Мерски в книге "F-8 Crusader Units of the Vietnam War". Ни в каких доступных американских источниках о списании этого F-8E не говорится, что, конечно, можно объяснить стандартной теорией Зампини о хроническом сокрытии американской стороной своих потерь. Информация о дальнейшей судьбе борта 150845 довольно скудна, но она есть. Наиболее подробное описание приводится на веб-сайте Натана Деккера "Forgotten Jets" (http://www.millionmonkeytheater.com/F8U.html). Согласно ему, этот "Крусейдер" в 1967 году летал в 51-й истребительной эскадрилье, потом переоборудован в F-8J, летал в 194-й и 191-й эскадрильях, в 1977 году отправлен на хранение в Центр аэрокосмического обслуживания и переработки, в 1990 году продан ВМС Франции для "каннибализации". Веб-сайт Go! Navy (http://www.gonavy.jp) уточняет, что данный самолет находился в составе 51-й эскадрильи на борту авианосца "Хэнкок" во время его боевого похода в январе-июле 1967 года. На единственной известной фотографии 150845 представлен, находясь в составе именно этой эскадрильи. Известный авиационный энтузиаст Джо Баугер указывает, что 150845 был передан в Центр аэрокосмического обслуживания и переработки в 1990 году (?), и в том же году продан Франции как F-8J. Как минимум два других источника подтверждают, что этот самолет в модификации F-8J был получен Францией. В общем, имеются свидетельства, что борт 150845 продолжал эксплуатироваться после 1965 года и даже был переоборудован в новую модификацию, что вряд ли целесообразно по отношению к самолету, списанному из-за боевых повреждений. Возможно, Д. Зампини рано или поздно аргументирует свою версию о списании этого самолета, а до тех пор ее следует считать лишь неподтвержденной гипотезой.
   Другая его гипотеза - о том, что Фан Ван Тук сбил "Скайхок" Водена - с первого взгляда смотрится правдоподобно. Воден был сбит в районе моста. Ошибка в опознавании вражеского самолета - вещь не такая уж редкая в истории воздушных войн. Как уже сказано, официально этот самолет считается потерей от зенитного огня, но по логике Зампини это не аргумент. Однако из мемуаров Водена ("A Story of the Fifth Longest Held Pow in US History") следует, что он был сбит во втором своем вылете за день, а как раз во время первого вылета ему довелось наблюдать МиГи. Действительно, палубная авиация в тот день совершила два налета на мост Донгфыонгтхыонг, и Воден участвовал в обоих. Получается, он однозначно разминулся с вьетнамскими истребителями. Кроме того, версия о сбитии Водена МиГами противоречит общей картине боя.
   Вывод: оверклейм. 3 апреля вьетнамским истребителям удалось повредить один F-8, который, скорее всего, был возвращен в строй. Гипотеза о сбитии одного A-4 не подтверждается.
  
  
   4 апреля 1965
   Заявка: два сбитых истребителя-бомбардировщика F-105 "Тандерчиф"
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: на отражение налета американской авиации на мост Хамжонг (район Тханьхоа) вылетели две четверки МиГ-17, одна из которых играла отвлекающую роль. В 10:30 ведущий ударного звена Чан Хань доложил на землю, что видит вражеские самолеты. Чан Хань атаковал звено F-105 и с дистанции 400 метров поразил один самолет, загоревшийся и упавший в море. Далее звено МиГов разбилось на пары, и Ле Минь Хюан сбил еще один F-105.
   Данные с другой стороны: примерно в 12:25 четверка F-105D, кружившая в районе цели, была атакована сзади четверкой МиГ-17. Ведущий второй пары "Тандерчифов" вовремя заметил противника, предупредил первую пару и начал маневр выхода из-под удара вместе со своим ведомым. Первая пара по неизвестным причинам никак не отреагировала на предупреждение и была поражена огнем МиГов почти одновременно. Ведомый (капитан Джеймс Магнуссон, серийный номер 59-1764) загорелся, и затем пилот объявил, что собирается катапультироваться. Его останки так и не были найдены. Ведущий (майор Фрэнк Беннетт, серийный номер 59-1754) взял курс на Дананг в сопровождении двух оставшихся "Тандерчифов" своего звена, чтобы совершить аварийную посадку. На удалении 10-12 миль от Дананга двигатель самолета остановился, и Беннетт катапультировался. Он погиб при катапультировании, его останки были подняты из Тонкинского залива.
   В процессе боевого маневрирования после ухода от первой атаки самолет N 3 из звена Беннетта был перехвачен двумя МиГами, но сумел уйти от них.
   Дополнительные данные: согласно некоторым российским источникам, 4 апреля 1965 года "советские летчики на самолетах МиГ-17 открыли боевой счет в небе Вьетнама, сбив 2 американских самолета F-105".
   Комментарий: следует учитывать, что вся вьетнамская информация об этом бое доступна только со слов Чан Ханя - единственного выжившего из четверых пилотов ВВС ДРВ, участвовавших в этом бою. Не вызывает сомнений, что Чан Хань сбил самолет Магнуссона - пожар на борту и последующее падение в воду совпадают в описаниях обеих сторон. С Беннеттом все менее очевидно. Непонятно, как была зафиксирована победа Ле Минь Хюана (погибший летчик не мог рассказать о ней), но из рассказа Чан Ханя следует, что она была одержана после первой атаки, когда звено МиГов разбилось на пары. В таком случае очевидно, что победой Ле Минь Хюана не мог быть самолет Беннетта (поскольку Беннетт и Магнуссон были подбиты одновременно в первой атаке), и остается предположить, что он в сопровождении своего ведомого атаковал и "сбил" самолет N 3 звена Беннетта. Если это допущение верно, то победа Ле Минь Хюана не подтверждается, и вопрос о том, кем же был подбит самолет Беннетта, остается без ответа. Вообще не факт, что вьетнамцы знали о падении подбитого "Тандерчифа" в море возле демилитаризованной зоны. С другой стороны, нельзя исключать, что подбить самолет Беннетта в первой атаке мог именно Ле Минь Хюан, просто это не учли как победу.
   Что касается "участия советских летчиков" в бою 4 апреля, то первоисточник этой информации неизвестен. Небольшое историографическое исследование на данную тему провел Георгий Сердечный, участник русскоязычного раздела интернет-энциклопедии Википедия. Самое раннее упоминание советских летчиков на МиГ-17, обнаруженное им - в "Календаре памятных дат российской военной истории: люди, события, факты" (2001 год). Далее МиГи появились в журнале "Военно-исторический архив" (2005, N 4), а вскоре добрались и до "Военно-исторического журнала" (2010, N 4). Примечательно, что автором раздела памятных дат в ВиЖ указана Бочарова А.Л. - студентка Московского городского психолого-педагогического университета. Если информация, внесенная студенткой в журнал министерства обороны Российской Федерации, противоречит свидетельству участника боя, то, вероятно, пришла пора переписывать эту страницу истории Вьетнамской войны? Судя по всему - да, так как теперь "советские летчики на МиГ-17" представлены в "Календаре воина" на официальном сайте министерства обороны Российской Федерации. Дело за вьетнамскими историками.
   Вывод: сбиты два F-105, однако авторство одной из побед (Ле Минь Хюана) находится под вопросом.
  
  
   4 апреля 1965
   Заявка: один сбитый (вероятно) истребитель МиГ-17
   Автор: ВВС США
   Описание: в воздушных боях этого дня участвовали два звена истребителей-бомбардировщиков F-100 "Супер Сейбр". Одно (условно "Зеленое") звено с неуправляемыми ракетами осуществляло прикрытие ударных самолетов непосредственно в районе моста, другое (условно "Пурпурное") звено с ракетами AIM-9 находилось в 60 милях севернее (согласно книге Питера Дэвиса "F-100 Super Sabre Units of the Vietnam War"), между целью и аэродромом МиГов Нойбай. Эскадрилья F-100 базировалась в Дананге, все летчики знали о произошедшем накануне воздушном бое, видели севший в Дананге поврежденный F-8 и разговаривали с его пилотом Томасом Спенсом.
   Примерно в 11:50 один из летчиков "Пурпурного" звена, возглавляемого командиром эскадрильи, увидел два МиГ-17, направлявшихся на перехват "Тандерчифов". Американцы пошли на сближение с противником, но не успели предотвратить атаку. В последовавшей короткой стычке участвовали только два из четырех F-100. Один выпустил ракету AIM-9, прошедшую в трех метрах от крыла МиГа, другой обстрелял МиГ пушечным огнем на дистанции от 450 до 250 метров, выпустив 280 снарядов, однако не наблюдал попаданий. МиГи вышли из боя. "Пурпурный 4" зачем-то выпустил ракету "в молоко".
   Примерно в то же время, но уже после того, как в эфире прозвучало предупреждение о появлении вражеских истребителей, пилоты "Зеленого" звена обнаружили пару МиГ-17, шедшую на сближение с ними. Вьетнамцы атаковали звено, и по крайней мере один из них неудачно отстрелялся по одному F-100. Капитан Дональд Килгус ("Зеленый 2") получил предупреждение ведущего, что у него на хвосте находится МиГ. Килгус совершил резкий маневр, МиГ проскочил мимо и теперь оказался на хвосте ведущего. Килгус дал очередь из пушек, и МиГ ушел вниз, начав выполнять переворот. Оба самолета вошли в пике. Килгус дал еще одну неудачную очередь по противнику. Миновав высоту 3000 метров (10 000 футов), он выпустил третью, длинную очередь, наблюдал вспышку на правом горизонтальном стабилизаторе МиГа, и после этого на высоте 2100 метров (7000 футов) начал резкий выход из пикирования, потеряв при этом вражеский самолет из виду. Он перешел в горизонтальный полет "над верхушками волн". Расход снарядов составил 400-500 штук, другие самолеты из "Зеленого" звена огонь не открывали.
   Капитану Дональду Килгусу была засчитана вероятная победа.
   Дополнительные данные: в таблице американских побед на сайте acig.info приводятся три подтвержденные победы 4 апреля - по одной у Килгуса, Магнуссона и Беннетта.
   Данные с другой стороны: в ходе боя потеряны три МиГ-17, все пилоты погибли (Фам Зяй, Ле Минь Хюан, Чан Нгуен Нам). Никаких подробностей потерь не приводится.
   Комментарий:редкий случай, когда заявка одной стороны меньше, чем признанные потери другой. Сам Килгус был уверен, что сбил МиГ, и некоторые авторы склонны считать, что именно ему принадлежит первая победа американской авиации в Юго-Восточной Азии. Однако есть ли объективные свидетельства в пользу этого? Заявка базируется на том, что пилот видел попадание в хвостовое оперение МиГа, и, вероятно, на предположении, что МиГ не мог выйти из пикирования, раз уж преследовавший его Килгус сам едва не разбился. Дэвис пишет, что Килгус и другие летчики наблюдали, как от МиГа отваливаются какие-то куски. Вместе с тем нигде нет упоминаний, что вьетнамский истребитель получил сколь-нибудь серьезные повреждения. Никто не видел катапультирования пилота или падения самолета в воду. То есть факт уничтожения МиГа не зафиксирован, есть только предположение. Кстати, съемки фотопулемета у Килгуса по техническим причинам не оказалось.
   Самое интересное начинается при попытке установить, кто из вьетнамцев был вероятной жертвой "Супер Сейбра". Распределение ролей между звеньями F-100 предполагало, что спасать ударные самолеты в случае прорыва к ним МиГов должно было "Зеленое" звено. На практике этим пришлось заниматься "Пурпурному" звену, хотя, по версии Дэвиса, оно должно было находиться на большом удалении к северу от цели. Непонятно и то, почему время атаки на F-105 и боев F-100 в докладе "Красного барона" указано с разницей в полчаса. Так или иначе, Дэвис и "Красный барон" описывают бои обеих звеньев как отдельные, не связанные между собой события. В статье Ban Tam nho "nguoi nha troi" на сайте Вьетнамской Народной Армии приводится свидетельство Чан Ханя о том, как он увернулся от двух американских ракет. Судя по этому, а также по американскому описанию боя с МиГами, атаковавшими "Тандерчифы", Чан Хань и его ведомый Фам Зяй сражались с "Пурпурным" звеном. Следовательно, "Зеленое" звено встретилось либо с Ле Минь Хюаном и Чан Нгуен Намом... либо с самолетами другой четверки МиГ-17, задачей которой было отвлечь американцев (о действиях этой группы вьетнамские источники не сообщают ничего). Во втором случае победа Килгуса исключена, так как это звено потерь не имело.
   Предположение ACIG Team, что два МиГа стали жертвами Магнуссона и Беннетта, ничем не обосновано. Согласно "Красному барону", звено F-105 огня вообще не открывало. Самолеты Магнуссона и Беннетта были сразу подбиты, и у них вряд ли имелись возможность и желание атаковать вражеские истребители.
   В докладе "Красного барона" есть момент, который теоретически мог закончиться гибелью одного МиГа. Когда в процессе ухода от пары истребителей "Тандерчиф" N 3 снизился до высоты 1200 метров (4000 футов), оба вражеских самолета проскочили мимо него, причем ведущий находился в почти отвесном пикировании, а ведомый - в пикировании под углом 30-40 градусов. Высказывается предположение, что ведущий мог не выйти из пике.
   Вывод: вероятная победа остается вероятной. Убедительных свидетельств сбития МиГ-17 нет.
  
  
   9 апреля 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II; один сбитый (вероятно) истребитель J-5
   Автор: ВМС НОАК, ВМС США
   Описание: восемь американских F-4 вторглись в воздушное пространство Китая. В районе острова Хайнань. На перехват нарушителей были подняты четыре J-5 военно-морских сил, встретившие одну из двух групп "Фантомов". Китайским летчикам было приказано не открывать огня, пока они сами не подвергнутся обстрелу; судя по всему, в ходе боя они вообще не стреляли по американцам. Один F-4 по ошибке сбил ракетой своего товарища. С китайской стороны потерь не было.
   Данные с другой стороны: четверка F-4B должна была вылететь на патрулирование между Хайфоном и Хайнанем. Первая пара взлетела успешно, при запуске второй один "Фантом" упал в море. На подготовку к взлету запасного самолета (серийный номер 151403, младший лейтенант Теренс Мерфи и энсин Рональд Фэган) ушло время, за которое первая пара успела значительно удалиться от авианосца. Примерно в 8:40 вторая пара обнаружила неизвестную целью. F-4 начали сближение с ней. Далее последовал затяжной бой с четверкой МиГов, продолжавшийся около 20 минут. Первая пара "Фантомов", узнав о контакте второй с противником, пришла ей на помощь, однако в течение всего боя обе пары американских истребителей действовали разрозненно.
   В ходе столкновения впервые были выявлены серьезные проблемы с ранними американскими ракетами "воздух-воздух". Первая пара безрезультатно выпустила четыре AIM-7 и две AIM-9, причем у трех "Спэрроу" не заработал двигатель (то есть они просто упали в море), а четвертая после пуска не наводилась на цель. Ведущий второй пары пусков не производил, а Мерфи и Фэган, по их докладу, выпустили все четыре имевшихся у них AIM-7, при этом поразив одного противника.
   Обстоятельства потери самолета Мерфи и Фэгана доподлинно неизвестны. В самом конце боя ведущий второй пары слышал, что они собираются произвести атаку последней ракетой. Спустя короткое время пилот и оператор вооружения заметили горящий МиГ-17 (причем оба были уверены, что правильно опознали его) и услышали доклад своего ведомого: "Хороший выстрел! Все ракеты выпущены; я иду домой". Пилот спросил, кто сбил МиГ, вопрос остался без ответа. "Фантом" Мерфи и Фэгана на авианосец не вернулся.
   Б. Элвард и П. Дэвис утверждают, что в ходе боя Мерфи сообщил, что попал под вражеский обстрел. В докладе "Красного барона" применение МиГами в этом бою оружия не упоминается.
   Комментарий: прежде всего, "Фантом" не мог быть сбит МиГами - они не открывали огня. Могла ли его поразить ракета с другого F-4, как утверждали китайцы? Теоретически - вполне. Следуя хронологии боя в описании "Красного барона", можно даже определить обстоятельства этого события. Примерно в то время, когда Мерфи / Фэган произвели свою последнюю атаку и сообщили о выходе из боя, первая пара выпустила по МиГам последние две ракеты - один "Спэрроу" с незапустившимся двигателем и один "Сайдуиндер" (пуск с дистанции 1,5 мили, ракета прошла мимо МиГа, хотя он летел с включенным форсажем). Если "Сайдуиндер" потом действительно навелся на F-4, то "убийцей Фантома" является экипаж лейтенанта Дона Уоткинса и младшего лейтенанта Чарльза Хейза. Но это всего лишь предположение. Существует и другая версия - у F-4 могло закончиться топливо.
   Последний доклад Мерфи произошел, насколько можно понять, в то же время, когда ведущий второй пары наблюдал горящий МиГ (Б. Элвард и П. Дэвис вообще пишут, что МиГ взорвался). В целом с точки зрения американцев получается, что Мерфи / Фэган сумели сбить противника в ходе своей последней атаки; очевидно, версия о том, что горящий самолет являлся "Фантомом", а не МиГом, рассматривалась, но была отвергнута. Что именно видели американские пилоты - остается загадкой.
   Вывод: один F-4 потерян при неизвестных обстоятельствах ("дружественный огонь" или небоевая причина). Сбитие J-5 не подтверждается.
  
  
   3 мая 1965
   Заявка: один сбитый штурмовик A-4 "Скайхок"
   Автор: неизвестен
   Описание: "3 мая лейтенант Фом Нгок Зан на МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk" (А. Чернышев, "Огонь над Вьетнамом"; опубликовано в журнале "Аэрохобби" в 1993-1994 годах).
   "Первый самолет американских ВМС (A-4 "Скайхок") был сбит МиГом-17 3 мая 1965 г. - это был первый случай сбития вьетнамскими самолетом американского палубного самолета" (В. Ильин, М. Левин, "Истребители", 1997 год).
   Данные с другой стороны: по данным К. Хобсона, между 29 апреля и 6 мая в Юго-Восточной Азии не было потерь самолетов ВВС, ВМС и КМП США. Согласно проекту "Красный барон", между 9 апреля и 14 мая не зафиксировано встреч американских самолетов с вьетнамскими истребителями.
   Комментарий: с вьетнамской стороны нет упоминаний о каких-либо воздушных боях между 4 апреля и 4 июня. Очевидно, здесь имеет место ошибка Чернышева или использованных им источников. Лейтенант Фам Нгок Лан (не Фом Нгок Зан) на МиГ-17 повредил (не сбил, хотя ему засчитана победа) истребитель F-8 "Крусейдер" (не штурмовик A-4 "Скайхок") в бою 3 апреля (не 3 мая). В пользу ошибки говорит и тот факт, что Чернышев вообще не упоминает бой 3 апреля.
   Вывод: ошибка в источниках. Не было боя, не было сбития.
  
  
   12 мая 1965
   Заявка: один сбитый истребитель J-5
   Автор: В. Ильин
   Описание: "12 мая двенадцать F-4B вторглись в воздушное пространство провинции Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший, по китайской версии, "тренировочный" полет. В ответ на протест КНР американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий (проверить этот факт, впрочем, никто не пытался)" (В. Ильин, "МиГ-21 против "Фантома"", веб-сайт airwar.ru).
   "12 мая американцы взяли реванш за первую неудачу: 12 F-4B вторглись в провинцию Юньнань (юго-западный Китай) и сбили один J-5, выполнявший тренировочный полет (в ответ на протест китайцев американцы объявили, что МиГ был уничтожен над территорией ДРВ, в зоне боевых действий)" (В. Ильин, "Фантом" F-4, 2001).
   Данные с другой стороны: американские источники не отмечают каких-либо воздушных боев и побед 12 мая 1965 года.
   Комментарий: по версии В. Ильина, это было возмездие со стороны американцев за "Фантом", потерянный в бою с китайскими МиГами месяц назад (9 апреля). Однако сетуя на то, что никто не пытался проверить, где именно был сбит J-5, Ильин сам недостаточно хорошо проверил свою информацию. Инцидент с предполагаемым вторжением "Фантомов" (которых, впрочем, насчитывалось три, а не 12, и это были F-4C, а не F-4B) в воздушное пространство Китая и последующей заявленной победой над китайским истребителем произошел 12 мая 1966 года. Победа тогда была засчитана экипажу майора Дадли и 1-го лейтенанта Крингелиса.
   Вывод: ошибка в дате. 12 мая 1965 года не было ни боя, ни сбития.
  
  
   3 июня 1965
   Заявка: один сбитый штурмовик A-4 "Скайхок"
   Автор: ACIG Team/Т. Купер
   Описание: в таблице "Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1" на сайте acig.info указано, что истребитель J-4 из 921-го авиаполка (пилот неизвестен) одержал неподтвержденную победу над A-4C (серийный номер 148577) из 22-й штурмовой эскадрильи ВМС США, причем произошло это в Лаосе.
   Дополнительные данные: по мнению Д. Зампини ("Воздушные змеи"), этот "Скайхок" ошибочно засчитан вьетнамцами как "Фантом", сбитый 4 июня (подробнее - в описании боя 4 июня).
   Данные с другой стороны: по американским данным, встреч с вьетнамскими истребителями 3 июня не отмечено. "Скайхок" был сбит зенитным огнем.
   Комментарий: см. комментарий к воздушному бою 4 июня. Также интересно обратить внимание на заявку 3 мая (ровно месяцем ранее) и очередное появление Фам Нгок Лана (по версии Зампини).
   Не вполне понятно, какой самолет подразумевается под обозначением J-4, ясно только, что это МиГ-15 или МиГ-17, полученный из Китая.
   Вывод: ошибка Т. Купера или использованных им источников.
  
  
   4 июня 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II или F-105 "Тандерчиф"
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: по данным В. Ильина ("Фантом" F-4, 2001), звено МиГ-17 перехватило тройку F-4B в районе города Вубан (провинция Хоабинь). Один "Фантом" вышел из боя, два других втянулись в маневренный воздушный бой, в ходе которого МиГ-17 успешно атаковал одного из них, добившись нескольких попаданий снарядов. Другой "Фантом" попытался атаковать этот МиГ-17 с дистанции 400-500 метров, но прекратил атаку, попав под заградительный огонь вьетнамского ведомого. Далее к месту боя подошли еще два американских самолета, опознанных вьетнамцами как F-101 "Вуду", однако они уклонились от атаки МиГов и ушли в западном направлении.
   По сведениям вьетнамского командования, подбитый "Фантом" упал на территории Лаоса.
   По данным "Lich su dan duong Khong quan (1959-2004)", в 6:13 пилот Хо Ван Куи сбил американский F-105; очевидно, речь идет об этом же самом бое.
   Дополнительные данные: по мнению Д. Зампини ("Воздушные змеи"), жертвой МиГ-17 стал штурмовик A-4 "Скайхок", официально числящийся у американцев как сбитый зенитным огнем над Лаосом 3 июня. "Следующее столкновение сторон произошло, судя по всему, 3 июня 1965 года (по вьетнамским данным, схватка произошла 4-го июня), когда четыре МиГа перехватили три самолета F-4 и вновь Фам Нгок Лану удалось сбить один из них. Оставляя в стороне разницу между заявленными датами этого боя, мы сталкиваемся с еще одним расхождением: вьетнамцу удалось сбить А-4С (VA-22, авианосец "Мидуэй" (Midway) пилотируемый лейтенантом Р.П.Илгом, которому удалось спастись), но никак не F-4!"
   Данные с другой стороны: в 7:12 звено F-4B находилось на патрулировании, одновременно прикрывая самолеты, выполнявшие вооруженную разведку, и поисково-спасательную операцию к востоку от Самныа (искали пилота "Скайхока", сбитого накануне). Произошла встреча с четверкой МиГ-17. Бой начался с того, что вторая пара МиГов сделала залп неуправляемых ракет по ведомому первой американской пары и промахнулась. Ведущий зашел в хвост этим МиГам и с дистанции 2,5 мили попытался произвести пуск ракеты AIM-7, который не состоялся из-за неисправности ракеты. Он продолжил сближение для пуска AIM-9, однако был атакован первой парой МиГов, сделавших два залпа неуправляемых ракет, и вышел из-под удара. На этом бой, продолжавшийся 3-4 минуты, закончился.
   Комментарий: ход событий в описании обеих сторон в целом совпадает. Бой фактически происходил между четверкой МиГ-17 и первой парой F-4. Ильин не уточняет, что вьетнамцы применяли в этом бою неуправляемые ракеты, американцы не упоминают пушечного огня. F-4 повреждений не имели.
   Встреча МиГов с "Вуду" могла иметь место (разведчики RF-101C летали в том числе парами; истребительные варианты "Вуду" в Юго-Восточной Азии не применялись), хотя американцами она не зафиксирована.
   Версия Зампини не выдерживает критики. Никакого "расхождения между датами боя" не было; просто Зампини взял потерянный 3 июня "Скайхок" и пришил его белыми нитками к бою 4 июня. Факты говорят о том, что A-4 лейтенанта Рэймонда Илга был сбит зенитным огнем над Лаосом 3 июня, и к моменту воздушного боя 4 июня уже велась поисково-спасательная операция, увенчавшаяся успехом через два дня после сбития. Дата воздушного боя подтверждается обеими сторонами. "Скайхоки" в нем не участвовали. С вьетнамской стороны упоминаний о каком-либо бое 3 июня не обнаружено. По данным К. Хобсона, у "Фантомов" в период между 9 апреля и 9 июня потерь не было.
   Используя методику Зампини, можно сочинить еще одну теорию: F-105, подбитый над Лаосом 5 июня (опять-таки в ходе операции по поиску Илга) и упавший в Таиланде, на самом деле был сбит МиГами днем ранее. Тем более, что есть вьетнамские данные именно о сбитии F-105. Правда, "Тандерчифы" в бою 4 июня не участвовали...
   Вывод: оверклейм. Потерь и повреждений у F-4 не было.
  
  
   17 июня 1965
   Заявка: два сбитых истребителя МиГ-17
   Автор: ВМС США
   Описание: шестерка F-4B прикрывала ударные самолеты, совершавшие налет на мост Хамронг и казармы в Ниньбине. В районе патрулирования группа разделилась на три пары, в дальнейшем действовавшие отдельно друг от друга. Примерно в 10:30 радары пары коммандера Луиса Пейджа / лейтенанта Джона Смита и лейтенанта Джека Батсона / лейтенант-коммандера Роберта Доремуса засекли цель, шедшую со стороны Ханоя. Обнаружение произошло на расстоянии 30-35 миль (45 миль по свидетельству Батсона в книге "US Navy F-4 Phantom II MiG Killers 1965-70"). Оба "Фантома" начали сближение с ней. Визуальное обнаружение произошло на расстоянии 5 миль, четыре самолета были опознаны не сразу (американским летчикам было разрешено атаковать воздушные цели только после визуального опознавания). Экипаж Пейджа / Смита произвел пуск ракеты AIM-7 на дистанции 2-3,5 мили, затем одну "Спэрроу" выпустили Батсон / Доремус. Убедившись в поражении целей, американцы резко ушли вверх, чтобы оторваться от МиГов, восстановили боевой порядок и стали искать противника, но его уже не было в районе боя. Был замечен один спускающийся парашют.
   Обоим экипажам засчитали по одной победе.
   Данные с другой стороны: над провинцией Ниньбинь четверка МиГ-17, пилотируемых Лам Ван Литем, Као Тхань Тинем, Ле Чонг Лонгом и Нгуеном Ньят Тьеу, вступила в бой с 20 американскими самолетами (истребители "Фантом" и штурмовики "Скайрейдер"). Два МиГа были сбиты американцами; сбитыми летчиками оказались Као Тхань Тинь и Нгуен Ньят Тьеу, оба успешно катапультировались. Кроме того, один МиГ столкнулся с горой, его пилот Ле Чонг Лонг погиб. Оставшийся истребитель вернулся на аэродром Нойбай.
   По информации В. Ильина ("Фантом" F-4, 2001), вьетнамцы не понесли потерь в бою, однако их боевой строй был нарушен, а управление звеном утеряно. При возвращении на аэродром двум летчикам пришлось катапультироваться из-за полного израсходования топлива, а один самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Хайфон.
   Комментарий: бой прошел в идеальных для американцев условиях. F-4 обнаружили противника на большом удалении, выполнили эталонный перехват, атаковали МиГ ракетами и быстро перегруппировались, не позволив вьетнамцам навязать им маневренный воздушный бой, причем оружие и системы функционировали без проблем. Именно для этого F-4 и создавался, именно этому учили американских пилотов перед войной. Однако большинство воздушных боев во Вьетнаме происходило совсем иначе.
   Батсон всегда считал, что в тот день ему удалось уничтожить еще один МиГ - он разбился после столкновения с обломками одного из сбитых самолетов. Согласно Б. Элварду и П. Дэвису, в 1990-х годах после рассекречивания каких-то документов Батсону была официально засчитана вторая победа, одержанная в тот день. Если самолет Ле Чонг Лонга был потерян именно так, как описывал Батсон, то его, конечно, следует считать боевой потерей - как и в том случае, если он столкнулся с горой во время боевого маневрирования. Но у вьетнамцев он числится, судя по всему, как небоевая потеря.
   Версия В. Ильина противоречит данным обеих сторон.
   Вывод: сбиты два МиГ-17, еще один потерян при неясных обстоятельствах.
  
  
   17 июня 1965
   Заявка: два сбитых истребителя-бомбардировщика F-4 "Фантом" II
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: победы одержаны Лам Ван Литем и Ле Чонг Лонгом в том же бою, где были потеряны три МиГа.
   Согласно В. Ильину ("Фантом" F-4, 2001), четыре МиГ-17 атаковали из задней полусферы и с дистанции 100-600 м сбили два F-4B, при этом американцы не проявляли особой активности и беспорядочно пытались выйти из боя.
   Данные с другой стороны: см. выше. Американские летчики не зафиксировали стрельбы по своим самолетам. Потерь в бою не было. Согласно К. Хобсону, в период между 9 и 20 июня "Фантомы" потерь не несли. 17 июня потерь самолетов ВВС, ВМС и КМП США в Юго-Восточной Азии не отмечено.
   Комментарий: судьба обоих "Фантомов", участвовавших в бою 17 июня, хорошо известна. Они оба были потеряны в 1967 году - борт 151488 по неясной причине над Северным Вьетнамом 17 ноября, борт 152219 в учебном вылете над Тонкинским заливом 12 февраля. Разумеется, они не могли быть сбиты МиГами в 1965 году.
   Версия В. Ильина, как уже отмечено выше, не совпадает с вьетнамскими данными в плане обстоятельств потери МиГов. Вьетнамское звено могло атаковать F-4 из задней полусферы только после первоначальной атаки, в которой потеряло минимум два самолета. Возможно, американцы не заметили эту атаку, но если она и состоялась, то была безрезультатной.
   Вывод: оверклейм. Потерь у F-4 не было.
  
  
   20 июня 1965
   Заявка: один сбитый истребитель МиГ-17
   Автор: ВМС США
   Описание: четыре поршневых штурмовика A-1H "Скайрейдер" участвовали в операции по поиску и спасению сбитого над ДРВ летчика (скорее всего, экипажа Кэри / Бриггса, см. ниже). Встреча с северовьетнамскими самолетами произошла примерно в 18:35. Сначала пилоты штурмовиков получили предупреждение с борта эсминца "Джозеф Штраусс", обнаружившего два неопознанных объекта, приближавшихся к звену. Вскоре американцы заметили два МиГ-17, летевших параллельным курсом позади них и выше. Предполагается, что МиГи пытались перехватить пару "Скайрейдеров", находившихся южнее. Они обогнали звено, не замечая его, но затем развернулись и начали заходить в лобовую атаку. Один из МиГов выпустил "две большие ракеты", после чего штурмовики выполнили переворот и заняли высоту от 50 до 150 м, дававшую им преимущество над МиГами. Они продолжали полет над рекой, протекавшей в холмистой долине между двумя горными хребтами. Истребители стали их преследовать. МиГ, зашедший в хвост второй паре "Скайрейдеров" (их пилотировали лейтенант Клинт Джонсон и младший лейтенант Чарльз Хартман), открыл огонь. Оба штурмовика сбросили подвесные топливные баки; согласно книге "US Navy A-1 Skyraider Units of the Vietnam War", это спасло самолет Хартмана - освободившись от груза, A-1 немного набрал высоту, и в это самое время прямо под ним прошли трассеры очередей МиГа. Джонсону на мгновение даже показалось, что его ведомый сбит. МиГ не сумел удержаться на хвосте пары, начавшей разворот, и вышел из боя с набором высоты. В дальнейших событиях он не принимал никакого участия.
   Другой МиГ находился на хвосте у первой пары штурмовиков, однако американские летчики не видели, чтобы он хоть раз открывал огонь. Самолеты обеих сторон маневрировали на малой высоте между карстовыми скалами. Пытаясь помочь первой паре, Джонсон дал короткую очередь по МиГу под углом 90 градусов и промахнулся. Пилот МиГа заметил это, выполнил разворот и начал атаку второй пары на встречных курсах. Джонсон и Хартман открыли огонь из пушек и наблюдали попадания по вражескому самолету - в воздухозаборник, в фюзеляж и кабину пилота (по свидетельству Хартмана, снаряды разбили фонарь кабины). МиГ прошел между двумя "Скайрейдерами", так и не обстреляв их, продолжил полет с увеличивающимся креном и врезался в небольшой холм.
   Весь бой продолжался порядка 3-5 минут. Джонсону и Хартману была засчитана совместная победа.
   Данные с другой стороны: два МиГ-17, пилотируемых Май Дык Тоаем и Нгуеном Ван Лаем, перехватили шесть штурмовиков AD-6 (старое обозначение A-1H). В завязавшемся бою Нгуен Ван Лай впервые в истории ВВС ДРВ сбил сразу два самолета противника, однако погиб при столкновении с холмом. По другой версии, оба летчика одержали по одной победе, причем ведущий открывал огонь семь раз.
   По-видимому, самолет Нгуена Ван Лая считается небоевой потерей.
   Комментарий: ведомый оторвался от своего ведущего и остался в одиночестве против четырех самолетов противника, что привело к предсказуемому результату.
   Вьетнамская оценка численности группы "Скайрейдеров", очевидно, включает и пару самолетов, которые не участвовали в бою (на их перехват МиГи шли перед началом боя).
   МиГ Нгуена Ван Лая однозначно следует считать боевой потерей. Самолет был подбит во время атаки пары A-1, и его последующее падение могло быть вызвано полученными повреждениями, ошибкой или ранением/смертью пилота (что вполне вероятно, учитывая прямые попадания снарядов в кабину), или же сочетанием этих факторов, но в любом случае это произошло в бою и в результате действий противника.
   "Большие ракеты", пуск которых американские летчики заметили с обоих МиГов, являлись, скорее всего, подвесными топливными баками.
   Вывод: сбит один МиГ-17.
  
  
   20 июня 1965
   Заявка: два сбитых штурмовика A-1 "Скайрейдер"
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: см. выше.
   Данные с другой стороны: см. выше. Все четыре "Скайрейдера", участвовавших в бою, вернулись на свой авианосец без повреждений. Согласно К. Хобсону, 20 июня в Юго-Восточной Азии был потерян только один F-4 ВВС США (подробнее об этом ниже).
   Комментарий: Май Дык Тоай мог посчитать самолет Хартмана сбитым в тот момент, когда тот сбросил подвесные топливные баки.
   Вывод: оверклейм. Потерь и повреждений у A-1 не было.
  
  
   20 июня 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II
   Автор: К. Хобсон
   Описание: F-4C (серийный номер 64-0685) был сбит истребителем МиГ-17 во время налета на казармы в Шонла.
   Комментарий: Хобсон при написании своей книги провел огромную работу со множеством источников. Конечно, в работе такого масштаба было невозможно избежать ошибок, и они у Хобсона действительно встречаются. По-видимому, в данном случае он неудачно сопоставил информацию И. Топерцера с американскими данными о потерях. В предполагаемом воздушном бою 20 июля вьетнамцы, согласно Топерцеру, заявили об уничтожении одного "Фантома" ВВС США, что не подтверждается американской стороной. Ровно за месяц до этого, 20 июня, произошла потеря F-4C, капитаны Пол Кэри и Курт Бриггс катапультировались. Очевидно, здесь наложение одной версии на другую. Кроме умозрительных заключений, подтвердить сбитие этого "Фантома" МиГом нечем. 20 июня вьетнамцы претендовали только на уничтожение двух "Скайрейдров", этот бой описан выше, да и спутать "Скайрейдер" с "Фантомом" довольно проблематично. В американских источниках этот F-4 считается потерей от зенитного огня.
   Вывод: ошибка К. Хобсона или использованных им источников.
  
  
   7 июля 1965
   Заявка: два сбитых истребителя-бомбардировщика F-4 "Фантом" II
   Автор: М. Ильинский
   Описание: -...Внимание, Лить! Слева от звена на высоте 4500 метров двенадцать американских самолетов, - предупреждала земля.
   - Осмотрелся. Густая облачность. Приказал ведомому набрать высоту. В шлемофоне услышал, как корректировала земля: "Самолеты противника разделились на три группы. Одна из них направляется в сторону Ханоя".
   Главное - определить те самолеты, которые должны бомбить, и их атаковать. Прошло несколько секунд. Наконец, увидел четверку "Ф-4". Идем на сближение. Американские летчики, заметив наши самолеты, сделали серию маневров, пытались занять наиболее удобное положение для атаки. Мгновение, еще мгновение... Американские и вьетнамские самолеты проносятся буквально параллельно друг другу. Различаются даже лица пилотов. Через несколько секунд в прицеле американский "фантом". Открыл огонь. Ракета МИГа поразила врага. В черных клубах дыма он повалился вниз. Ослепительная вспышка на земле. Черное облако дыма. В это время мой ведомый сбил другой "фантом". Этими залпами 7 июля 1965 года мы ответили на вопрос, который так сильно мучил нас: "Что же ты, сынок?" А что мы? Мы били врага...
   Данные с другой стороны: согласно "Красному барону", 7 июля воздушных боев не отмечено. Согласно К. Хобсону, 7 июля в Юго-Восточной Азии был потерян только самолет наблюдения O-1, разбившийся в Южном Вьетнаме.
   Комментарий: описание победы Лам Ван Литя и еще одного вьетнамского летчика (имя которого не уточняется) приводится в книге советского журналиста Михаила Ильинского "Иду под гремящим небом" (1968), и слово в слово повторено в книге " Индокитай: Пепел четырех войн" (2000). Кроме Ильинского, бой 7 июля не упоминает больше никто - ни Топерцер, ни Зампини, ни ACIG, ни американские авторы...
   Ряд моментов в описании Ильинского перекликается с ходом воздушного боя 17 июня, в котором Лам Ван Лить принимал участие.
   Вывод: вероятная ошибка в дате. 7 июля не было боя и не было сбитий.
  
  
   10 июля 1965
   Заявка: два сбитых истребителя МиГ-17
   Автор: ВВС США
   Описание: четверка F-4C выполняла патрулирование во время налета на склад боеприпасов в Йенбае. К этому времени американцы заметили шаблон, по которому действовали МиГи: они появлялись в конце налета, когда у сопровождающих ударные самолеты истребителей оставалось слишком мало топлива для боя, и атаковали замыкающую группу. В данном случае были приняты меры, чтобы заманить МиГи в ловушку - "Фантомы" взлетели позже, чем обычно, и придерживались скорости и высоты, характерных для "Тандерчифов". Звено было максимально готово к встрече с самолетами противника. В самом конце патрулирования, когда F-4 уже собирались поворачивать домой, на дистанции 33 мили (по другим данным - 45 миль) была обнаружена цель. Предполагалось, что первое звено F-4 пойдет вперед и произведет опознавание, а второй сзади произведет пуск ракет AIM-7, однако из-за нехватки топлива первое звено не включало форсаж и не набрало дистанцию, достаточную для безопасного пуска ракет вторым звеном. Цель стала уходить в сторону Китая, и когда стало ясно, что она успеет пересечь границу до перехвата, F-4 начали разворот домой, но тут цель пошла на сближение. Визуальное опознавание произошло на дальности 10 миль. МиГов было два. Встреча произошла примерно в 16:59. Первое звено "Фантомов" начало набор высоты, высматривая другие вражеские самолеты (американские летчики были проинструктированы, что МиГи обычно действуют четверками), и фактически не участвовало в бою. МиГи атаковали второе звено (капитаны Кеннет Холкомб / Артур Кларк и Томас Робертс / Рональд Андерсон) и открыли по нему огонь. "Фантомы" разделились, МиГи последовали их примеру, и далее каждый F-4 вел противоборство со "своим" МиГом один на один, причем самолет Холкомба / Кларка еще как минимум дважды подвергался обстрелу. После серии маневров оба F-4 сумели занять позицию для пуска ракет AIM-9 позади противников. Холкомб выпустил все четыре "Сайдуиндера", два из них взорвались возле МиГа, а два прошли мимо. Он и Кларк не видели взрыва самолета противника, только огненный шар, исчезнувший в облаке. Робертс тоже выпустил по "своему" МиГу все четыре AIM-9, два из них взорвались возле МиГа, и после второго взрыва наблюдал огонь, скрывший весь фюзеляж самолета, а когда он исчез, из сопла пошел густой белый дым. МиГ снижался, и Робертс прекратил его преследовать (и потерял из виду) после того, как в эфире прозвучало предупреждение о зенитной артиллерии в этом районе.
   После этого "Фантомы" вышли из боя и направились на свою базу. Весь бой продолжался около полутора минут.
   Экипаж ведомого первого звена, не участвовавший в бою, наблюдал уничтожение одного из МиГов (американские источники расходятся относительно того, чей именно МиГ они наблюдали).
   Обоим экипажам было засчитано по одной победе.
   Данные с другой стороны: пара Фам Тхань Нья и Нгуена Кыонга провела бой с восемью F-4 над Тамдао (провинция Виньфу), в котором оба самолета были потеряны вместе с летчиками - один сбит, другой по небоевой причине.
   Комментарий: в отличие от ВМС, одержавших свои первые победы 17 июня в идеальных условиях, летчики ВВС встретились с МиГами при более характерных для Вьетнамской войны обстоятельствах. В процессе вылета у трех из четырех "Фантомов" произошли разного рода неполадки с радаром, а сам бой проходил совсем не по плану. Ранние "Сайдуиндеры" показали низкую эффективность. Позитивным опытом оказалось то, что, несмотря на явное превосходство МиГ-17 в ближнем маневренном бою, американцам удалось переманеврировать их.
   Вьетнамская информация о численности противника не подтверждается. Налет прикрывали три патруля F-4, из них только один вступил в бой с МиГами, и два из четырех "Фантомов" не принимали в нем активного участия.
   Число потерянных МиГ-17 подтверждается обоими сторонами. К сожалению, отсутствие детального описания этого боя с вьетнамской стороны не позволяет сделать окончательные выводы о причинах потерь. Если победа Холкомба и Кларка выглядит более-менее правдоподобно (вероятно, именно ее наблюдал экипаж "Фантома" из первого звена), то заявка Робертса / Андерсона вызывает только вопросы. Атакованный ими МиГ был, вероятно, поврежден, однако он не взорвался, от него не отваливались фрагменты конструкции, никто не видел его падения или катапультирования пилота. Уверенно говорить о его уничтожении невозможно. По имеющимся вьетнамским данным, один самолет был потерян по небоевой причине. Из-за отсутствия более подробных сведений итоги боя 10 июля остаются не вполне ясными.
   Вывод: потеряны два МиГ-17, один из которых был сбит, а обстоятельства потери другого находятся под вопросом.
  
  
   10 июля 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: см. выше.
   Данные с другой стороны: см. выше. Все четыре "Фантома", участвовавших в бою, вернулись на базу. Согласно К. Хобсону, между 7 и 14 июля у авиации ВВС, ВМС и КМП США не было потерь в Юго-Восточной Азии.
   Комментарий: вьетнамские летчики несколько раз открывали огонь и могли посчитать, что сбили один из "Фантомов". С вьетнамской стороны нет подробной информации об этом бое.
   Вывод: оверклейм. Американская сторона потерь не понесла.
  
  
   20 июля 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II; два сбитых истребителя МиГ-17
   Автор: И. Топерцер
   Описание: истребители ВВС ДРВ сбили над Тамдао один американский F-4. При этом были потеряны два МиГ-17.
   Данные с другой стороны: в докладе "Красный барон" не отмечено никаких воздушных боев 20 июля. Американская авиация не претендует ни на какие воздушные победы в этот день. Согласно К. Хобсону, в этот день были потеряны один F-100 в Южном Вьетнаме и один RA-5C при посадке на авианосец.
   Комментарий: в книге о применении МиГ-17 Топерцер сам отмечает расхождения в датах между американской и вьетнамской версиями этого события. На самом деле никакого расхождения нет, а есть ошибка у самого Топерцера или в использованных им источниках - по-другому ситуацию объяснить нельзя. Он утверждает, что 10 июля вьетнамцы не упоминают ни о каких своих потерях - это неверно, Фам Тхань Нья и Нгуен Кыонг погибли именно 10-го числа. Таким образом, бой произошел 10 июля; ВВС ДРВ потеряли в нем два МиГа; было заявлено об одной победе над F-4, хотя в реальности американцы потерь не понесли. 20 июля не было ничего.
   Вывод: ошибка И. Топерцера или использованных им источников. Не было боя, не было потерянных самолетов. См. также информацию К. Хобсона о потере "Фантома" 20 июня.
  
  
   20 сентября 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-4 "Фантом" II
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: на перехват американских самолетов, атаковавших дорогу N 1 между Ханоем и Лангшоном, вылетело звено МиГ-17 (Фам Нгок Лан, Нгуен Ньят Тьеу, Чан Ван Чи, Нгуен Нгок До). В районе Йенту они атаковали четверку "Фантомов" ВМС США. Американцы заметили МиГи слишком поздно. Звено F-4 разделилось на две пары, попытавшиеся оторваться от противника. Нгуен Ньят Тьеу дважды обстрелял один "Фантом" из задней полусферы, после чего подбитый самолет разбился возле Ньяхам в провинции Хабак.
   Дополнительные данные: согласно В. Ильину ("Фантом" F-4, 2001), американская авиация производила налет на железнодорожную станцию Кеп, прикрытие осуществляла пара F-4B. На них была наведена четверка МиГ-17. Ведущий первой пары в пикировании атаковал "Фантом", заходивший на бомбометание, и трижды его обстрелял, после чего самолет разбился, "американским летчикам катапультироваться не удалось". Вторая пара неудачно атаковала два других F-4.
   В списке северовьетнамских побед на acig.info указано, что 20 сентября истребитель J-4 из 921-го авиполка повредил A-4E ВМС США.
   Данные с другой стороны: в докладе "Красный барон" не отмечено никаких встреч с северовьетнамскими самолетами за весь сентябрь 1965 года. Согласно К. Хобсону, 20 сентября над Северным Вьетнамом были потеряны три американских самолета - два F-105 (один в южной части страны, другой на северо-западе возле лаосской границы) и один A-4, подбитый зенитным огнем на предельно малой высоте во время налета на мост Каонунг (у Хобсона по ошибке написано "Даонунг") к северо-востоку от Ханоя и упавший на большом удалении от цели. Потерь F-4B в сентябре не было.
   Комментарий: в американских источниках этот воздушный бой по необъяснимой причине не упоминается.
   20 сентября авиация ВМС США совершила крупный налет на железнодорожную линию между Ханоем и Китаем. Мост Каонунг находится к северо-востоку от Кепа; в плане географии данные Топерцера, Ильина и Хобсона примерно совпадают. В книге Топерцера "Air War Over North Viet Nam" отмечается, что в тот день 40-й "эскадрон" (очевидно, батальон) ПВО сбил A-4E над Хоаньбо. Суммируя все, что известно об этом случае, можно выдвинуть гипотезу, что Нгуен Ньят Тьеу атаковал и поразил "Скайхок" младшего лейтенанта Джона Харриса (серийный номер 151115), который затем был добит зенитным огнем или просто записан на счет зенитчиков. Летчик катапультировался и был подобран спасательным вертолетом UH-2.
   Два "Тандерчифа" не имеют к этому случаю никакого отношения, поскольку были потеряны совсем в других регионах Северного Вьетнама.
   Вывод: оверклейм или возможное участие МиГ-17 в уничтожении A-4.
  
  
   20 сентября 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-104 "Старфайтер"
   Автор: ВМС НОАК
   Описание: пара истребителей J-6 военно-морских сил НОАК вылетела на перехват нарушителя, вторгшегося в воздушное пространство Китая. Вражеский самолет был сбит пилотом Гао Сяном.
   Данные с другой стороны: F-104C капитана Филиппа Смита (серийный номер 56-0883) должен был прикрывать самолет радиотехнической разведки C-130 над Тонкинским заливом. Из-за сочетания неблагоприятных факторов (отказ навигационного оборудования, плохая погода) Смит потерял ориентировку и вторгся в воздушное пространство Китая. Пользуясь облачностью, пара J-6 по наведению с земли зашла ему в хвост и произвела атаку над островом Хайнань. F-104 потерял часть крыла вместе с одним "Сайдуиндером", однако Смит все же попытался выполнить разворот, чтобы атаковать противника. После отказа гидросистемы он был вынужден катапультироваться. Смит находился в китайском плену до 1973 года.
   Вывод: сбит один F-104.
  
  
   5 октября 1965
   Заявка: один сбитый самолет-разведчик "RA-3D"
   Автор: ВВС НОАК
   Описание: пилот Юньбао Чжан на истребителе J-7 (или J-6?) сбил над Гуанси вторгшийся в китайское воздушное пространство американский самолет RA-3D.
   Данные с другой стороны: примерно в 12:41 во время налета ВВС США на объекты северо-восточнее Ханоя самолет радиоэлектронной борьбы RB-66C "Дестройер" был перехвачен пятью МиГами, два из которых выполнили боевые заходы с открытием огня, но не сумели поразить его. После этого МиГ ушли на север. Пилот американского самолета полагал, что видел на них китайские опознавательные знаки. В районе стычки находилось звено F-4C, прикрывавшее одновременно "Дестройер" и ударные самолеты; оно не успело отреагировать на сообщение о появлении МиГов.
   Расследование ВВС США показало, что RB-66C вторгся в запретную 15-мильную зону вдоль китайской границы, введенную командованием в сентябре.
   Комментарий: самолета "RA-3D" не существует. Очевидно, китайцы смешали старую и новую систему обозначений американских летательных аппаратов - взяли старое обозначение "Скайуорриора" (A3D) и добавили к нему букву R, означающую разведывательную модификацию в соответствии с новой системой.
   "Скайуорриор" и "Дестройер" внешне очень похоже (второй создан на базе первого), так что ошибка китайских пилотов в опознавании самолета не вызывает удивления.
   Атакованный RB-66 вернулся на свою базу. Китайская сторона не предъявила никаких доказательств в пользу версии о его сбитии.
   Вывод: оверклейм. RB-66 не был сбит.
  
  
   6 октября 1965
   Заявка: один сбитый (вероятно) истребитель МиГ-17
   Автор: ВМС США
   Описание: пара F-4B прикрывала налет на мост возле аэродрома Кеп. Ведомый самолет пилотировали лейтенант-коммандер Дэн Макинтайр и младший лейтенант Алан Джонсон. На дистанции 18 миль радар ведущего "Фантома" обнаружил три цели. На дистанции одной мили цели были визуально опознаны как МиГи. Бой произошел примерно в 10:40. МиГи развернулись и, возможно, не замечали вражеские самолеты вплоть до самой атаки. Опознав цель, ведущий F-4 выполнил разворот с набором высоты, а ведомый выпустил по одному из МиГов ракету AIM-7, взорвавшуюся в 3 метрах от цели. Далее Макинтайр / Джонсон заняли позицию для стрельбы по другому МиГу, но заметили, что третий вьетнамский истребитель преследует их ведущего. Они отменили атаку и стали заходить в хвост третьему МиГу, который после этого вышел из боя.
   Американцы выпустили одну ракету, огня со стороны противника не наблюдали (в книге Б. Элварда и П. Дэвиса утверждается, что МиГ вел огонь по ведущему F-4).
   Макинтайру и Джонсону была засчитана вероятная победа.
   Данные с другой стороны: ракета поразила самолет Нгуена Ван Бая. Вопреки распоряжению с земли о катапультировании он сумел дотянуть на подбитом МиГе до аэродрома. После посадки он насчитал в своем самолете 82 пробоины.
   По некоторым данным, это был тренировочный вылет, а поврежденный самолет отремонтировали.
   Комментарий: американские источники не описывают, что произошло с МиГом после его подбития. Эта победа упоминается довольно редко, поскольку засчитана всего лишь как вероятная. Если верна информация о том, что самолет отремонтирован, то заявка экипажа F-4 окончательно опровергается.
   Вывод: оверклейм. МиГ-17 был подбит и вернулся на аэродром.
  
  
   14 октября 1965
   Заявка: один сбитый истребитель-бомбардировщик F-105 "Тандерчиф"
   Автор: неизвестен
   Описание: F-105D (серийный номер 62-4305), пилотируемый капитаном Робертом Шулером-младшим, был сбит истребителем МиГ-17. Пилот погиб.
   Данные с другой стороны: см. ниже.
   Комментарий: первоисточник этой истории неизвестен. В первой книге И. Топерцера "Air War Over North Viet Nam" ее нет. Во второй книге "MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War" она приводится с указанием, что это информация ВВС США, не подтверждаемая северовьетнамской стороной. Без каких-либо комментариев она присутствует в статье Д. Кондраткова и А. Булаха "Расплавленное небо Вьетнама" ("История авиации", N 6, 2001); по-видимому, авторы взяли ее у Топерцера. В таблице "Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1" на сайте acig.info победа дается как подтвержденная, одержал ее предположительно иностранный пилот ("foreign pilot?") на J-4 (Том Купер и его ACIG Team почему-то убеждены, что все ранние победы вьетнамцев были одержаны на J-4). У К. Хобсона говорится, что самолет Шулера был потерян в результате или зенитного огня, или столкновения с землей по ошибке пилота, "хотя по крайней мере в одном случае этот F-105 упоминается как жертва МиГа".
   Во всех перечисленных источниках датой потери Шулера указано 14 октября, даже у Хобсона. По официальной информации, Шулер пропал без вести 15 октября (формальное признание его погибшим произошло 22 января 1974 года). В пресс-релизе министерства обороны США No. 499-05 от 20 мая 2005 года, сообщающем об опознании останков Шулера, датой его сбития указано 15 октября. Другой летчик, сбитый на том же самом задании, что и Шулер, капитан Томас Сима, в интервью для книги об американских военнопленных "We Came Home" (1977) сказал, что его сбили 15 октября ("I was on my third two-month rotation when I was shot down and captured Oct. 15, 1965"). Статья о Симе в газете "Филадельфия Инкуайрер" (22 января 1991) датой сбития указывает 15 октября.
   Какова официальная причина потери "Тандерчифа" Шулера - не совсем ясно. Четыре самолета должны были отбомбиться по казармам и складам восточнее Ханоя. Сначала сбили Симу. Два других F-105 ушли на дозаправку, а Шулер остался для участия в поисково-спасательной операции. Когда пара вернулась, его самолета нигде не было видно. Что с ним могло произойти? Да что угодно. Сбит зенитным огнем. Сбит зенитной ракетой. Сбит МиГом. Столкнулся с землей из-за концентрации внимания летчика на цели. Столкнулся с птицей. Отказ двигателя (уровень аварийности F-105 в мирное время был удручающим). Вообще таких неопределенных потерь во Вьетнаме было довольно много. Тем не менее, версия о сбитии МиГом представляется маловероятной. Во-первых, со стороны самих вьетнамцев на этот счет нет ничего - ни заявки на победу, ни информации о перехвате вражеских самолетов. Во-вторых, с американской стороны самолет Шулера в целом не принято записывать на счет МиГов, что бы ни говорил Топерцер, и проект "Красный барон" никаких боев 14 или 15 октября не отмечает. В-третьих, версия ACIG/Купера об участии иностранного пилота (появившаяся опять-таки из-за отсутствия вьетнамских заявок) сомнительна - северокорейские летчики стали выполнять боевые вылеты только с 1966 года, а участие советских пилотов в воздушных боях до сих пор следует считать скорее "городской легендой", чем подтвержденным фактом.
   Вывод: убедительных свидетельств в пользу сбития F-105 в воздушном бою нет.
  
  
   6 ноября 1965
   Заявка: один сбитый вертолет
   Автор: ВВС ДРВ
   Описание: четверка МиГ-17 (Чан Хань, Нго Доан Хунг, Фам Нгок Лан, Чан Ван Фуонг) над провинцией Хоабинь перехватила и сбила вертолет CH-3 (по другим данным, CH-47).
   Данные с другой стороны: вертолет CH-3C "Си Кинг" (серийный номер 63-9685), участвовавший в операции по поиску пилота F-105, был поражен зенитным огнем, начался пожар одного из двигателей. Экипаж выпрыгнул с парашютами. Вертолет со включенным автопилотом еще некоторое время продолжал полет.
   Комментарий: И. Топерцер в книге о применении МиГ-17 пишет, что вьетнамцы сбили CH-3, однако он мог прийти к такому выводу уже после сравнения вьетнамской заявки с американскими данными о потерях. В более ранней книге "Air War Over North Viet Nam" он не уточнял тип сбитого вертолета. Согласно книге "Lich su dan duong Khong quan (1959-2004)", был сбит CH-47, что невозможно, так как "Чинуки" никогда не применялись над Северным Вьетнамом, а район сбития находится на таком удалении от Южного Вьетнама, которое исключает вероятность случайного пролета. Возможно, северовьетнамские пилоты недостаточно хорошо разбирались в типах вертолетов противника. Американские источники при описании потери CH-3 не упоминают даже присутствие МиГов в районе сбития. Появление МиГов было отмечено только на следующий день, когда еще один "Си Кинг" стал жертвой зенитного огня, но 7 ноября вьетнамцы не заявляли о каких-либо победах.
   Экипаж CH-3 мог не заметить истребителей, или же МиГи отстрелялись по уже подбитому вертолету без экипажа.
   Вывод: оверклейм или возможное участие МиГ-17 в уничтожении CH-3.
  
  
  
   ИТОГИ
  
   США заявили о 5 подтвержденных и 3 вероятных воздушных победах. Подтверждаются 4 победы, 1 победа под вопросом, 1 вероятная победа под вопросом, 2 вероятные победы - оверклейм.
   Авиация США достоверно потеряла 4 самолета (по 2 в боях с северовьетнамскими и китайскими истребителями); также возможна потеря 1 самолета и 1 вертолета.
   - 4 апреля два F-105D сбиты северовьетнамскими МиГ-17;
   - 9 апреля один F-4B потерян по неизвестной причине (возможно, "дружественный огонь") в стычке с китайскими J-5;
   - 20 сентября один F-104C сбит китайским J-6;
   - 20 сентября один A-4E мог быть сбит при участии северовьетнамских МиГ-17;
   - 6 ноября один вертолет CH-3C мог быть сбит при участии северовьетнамских МиГ-17.
  
   Северный Вьетнам заявил о 15 воздушных победах (вьетнамцы не делали различий между самолетами, вертолетами и БПЛА), из них собрана информация о 12. Подтверждаются 2 победы, еще 2 под вопросом, 8 побед - оверклейм.
   ВВС ДРВ потеряли в боевых вылетах не менее 9 самолетов, из них 4 достоверно сбиты американцами, остальные - при неизвестных или сомнительных обстоятельствах.
   - 4 апреля три МиГ-17 потеряны по неизвестным причинам, в том числе один мог быть сбит американским F-100;
   - 17 июня два МиГ-17 сбиты американскими F-4 и еще один потеря по неясной причине (возможно, в результате боевых повреждений);
   - 20 июня один МиГ-17 сбит американскими A-1;
   - 10 июля один МиГ-17 сбит американским F-4 и еще один потерян по неясной причине (возможно, в результате боевых повреждений).
  
   Китай заявил о 2 воздушных победах, из них подтверждается одна (F-104C), вторая - оверклейм. Кроме того, один американский самолет (F-4B) потерян в бою с китайскими, но не сбит ими. Потерь китайская авиация не имела.
  
  
  
   Источники и литература
  
   Aces and Aerial Victories: The United States Air Force in Southeast Asia 1965-1973. - Office of Air Force History, Headquaters USAF, 1976.
   ACIG Team. Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1. http://www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=243&Itemid=47
   Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume I. Account of F-4 and F-8 Events Prior to 1 March 1967. - Defense Technical Information Center, 1967.
   Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume II. F-105 Events Prior to 1 March 1967. - Defense Technical Information Center, 1968.
   Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume III. Events from 1 March 1967 to 1 August 1967 and Miscellaneous Events. - Defense Technical Information Center, 1969.
   Richard Burgess, Rosario Rausa. US Navy A-1 Skyraider Units of the Vietnam War. - Osprey Publishing, 2009.
   Peter Davies, David Menard. F-100 Super Sabre Units of the Vietnam War. - Osprey Publishing, 2011.
   Peter Davies. USAF F-4 Phantom II MiG Killers 1965-68. - Osprey Publishing, 2004.
   Brad Elward, Peter Davies. US Navy F-4 Phantom II MiG Killers 1965-70. - Osprey Publishing, 2001.
   Chris Hobson. Vietnam Air Losses. - Midland Publishing, 2001.
   Peter Mersky. F-8 Crusader Units of the Vietnam War. - Osprey Publishing, 1998.
   Jacob van Staaveren. Gradual Failure: The Air War Over North Vietnam 1965-1966. - Air Force Museums and History Program, Washington, D.C., 2002.
   Istvan Toperczer. Air War Over North Vietnam: The Vietnamese People's Air Force: 1949-1977. - Squadron/Signal Publications, 1998.
   Istvan Toperczer. MiG-17 and MiG-19 Units of the Vietnam War. - Osprey Publishing, 2001.
   Xiaoming Zhang. The Vietnam War, 1964-1969: A Chinese Perspective. // The Journal of Military History, Vol. 60, No. 4, October 1996.
   Диего Зампини. Воздушные "змеи". http://artofwar.ru/z/zampini_d_f/text_0510.shtml
   Владимир Ильин. "Фантом" F-4. - М.: Астрель, АСТ, 2001.
   Потери ВВС ДРВ. http://www.skywar.ru/nvafloss.html
   Lich su dan duong Khong quan (1959-2004).
  
  

Оценка: 8.78*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023