В статье сделана попытка обобщить информацию о потерях пилотируемой авиации военно-воздушных сил Южно-Африканской Республики в ходе Пограничной войны 1966-1989 годов с точки зрения разных сторон конфликта.
Хотя тема и носит полемический характер, как почти любые вопросы военных потерь, но освещена довольно слабо. Официальная статистика ЮАР в открытом доступе отсутствует. Лучшее, что об этом написано - работы Дика Лорда, могущие считаться наиболее близкими к официальной южноафриканской точке зрения. Однако Лорд перечислял только боевые потери (вернее, считающиеся таковыми), поэтому его список однозначно неполон. Другим интересным, пусть и не всегда точным источником является неофициальный веб-сайт Дина Вингрина, содержащий информацию о летных происшествиях со всеми типами южноафриканских самолетов и вертолетов. Наконец, пламенная статья Тома Купера "Ангола: Заявки и реальность о потерях ВВС ЮАР" посвящена разоблачению антиюаровских измышлений в кубинских, российских и украинских источниках. С кубинской стороны известны работы Рубена Уррибарреса. С российской стороны данная тема затрагивается в различных публикациях очень поверхностно и обычно все ограничивается ремарками про то, как наши МиГи несколько раз встречались с южноафриканскими "Миражами" и разбили их сердца.
Статья состоит из трех разделов. В первом перечислены подтвержденные потери в ходе боевых действий, во втором - потери, произошедшие в зоне конфликта, но из-за недостатка информации не могущие быть однозначно отнесенными к военным потерям (вертолет разбился на севере Намибии - участвовал он в боевой операции или же совершал тренировочный вылет?), в третьем - заявки на уничтоженную авиатехнику ЮАР со стороны Анголы, Кубы и советских/российских авторов.
Динамика потерь может показаться странной и требует некоторого понимания специфики Пограничной войны. Как известно, это был конфликт между силами безопасности ЮАР (сначала полицией, затем армией) и организацией СВАПО за контроль над обширной территорией под названием Юго-Западная Африка или Намибия. По мере своего развития он оказался тесно переплетен с гражданской войной в соседней Анголе: пришедшая там к власти марксистская организация МПЛА предоставила территорию страны для размещения тренировочных лагерей СВАПО, откуда партизаны проникали в саму Намибию. Южноафриканцы воевали с ними по принципу "на вражьей земле, малой кровью, могучим ударом" - Reindeer, Sceptic, Protea, Daisy, Super, Askari и так далее (отсюда периодические столкновения с ангольской армией ФАПЛА и кубинскими подразделениями), а также поддерживали ангольскую оппозиционную группировку УНИТА. На юге Анголы средства ПВО были по африканским меркам достаточно современными и уж куда более многочисленными, чем у партизан на севере Намибии. Как следствие - практически все известные боевые потери авиации ЮАР понесены в Анголе, а не в Намибии. Хотя война формально началась в 1966-м, долгое время она носила крайне ограниченный масштаб и велась без участия армии - отсюда и отсутствие потерь до 1975 года. Далее идет первая "тайная" интервенция южноафриканцев в Анголу (Savannah), первые бои с кубинцами и первые потери. С 1978 года ЮАР переходит к активным действиям в пограничных ангольских районах, военно-воздушные силы бросаются в бой впервые за четверть века (со времен Кореи) и получают "черную полосу" 1979-1980 годов - целая череда потерянных самолетов из-за отсутствия боевого опыта и неудачной тактики. Со временем выявленные недостатки устраняются, а в 1984-м после подписания Лусакского перемирия боевые действия на ангольской территории идут на спад, так что потери снижаются практически до нуля. И финал войны - битва при Квито-Кванавале 1987-1988 годов как кульминация конфликта, уже по сути не связанная с Намибией, и снова сбитые самолеты. Параллельно со всеми этими событиями ЮАР помогала братской Родезии в борьбе с местными инсургентами и проводила разные операции в "прифронтовых государствах"; поскольку эти операции не являлись частью Пограничной войны, несколько потерянных в их ходе вертолетов не включены в данный список.
Из-за недостатка информации определить точное число сбитых, разбившихся и списанных в войне южноафриканских самолетов и вертолетов в настоящее время невозможно. Ангольско-кубинская сторона и ряд российских источников претендуют на весьма большое количество уничтоженной вражеской авиатехники, и прямо или косвенно обвиняют ЮАР в сокрытии потерь. В некоторой мере этому способствовали сами южноафриканцы, устраивавшие в приграничных ангольских районах ложные места падения: вертолет с дымовыми шашками на фюзеляже резко снижался и уходил домой на бреющем полете, а на земле разжигали костер и готовили теплый прием партизанам СВАПО, радостно сбегавшимся поглазеть на обломки винтокрылой машины расистов. Идеальным способом разрешения проблемы стало бы составление реестра всех летательных аппаратов, состоявших на вооружении и применявшихся в войне. Сейчас это невыполнимо, и можно привести лишь один отдельный небольшой пример, из-за случайности которого трудно судить, насколько он характеризует общую ситуацию. Он касается бомбардировщиков "Канберра", служивших на протяжении всей войны. В 1979 году министерство обороны Анголы заявило, что за один день 14 марта были сбиты сразу два самолета этого типа, а также один "бомбардировщик", тип которого не уточнялся (на вооружении ВВС ЮАР кроме "Канберр" были также бомбардировщики "Бакенир"). В данном конкретном случае можно с полной уверенностью говорить о завышении вражеских потерь, благо "Канберр" у южноафриканцев имелось всего 9 штук. Они имели серийные номера с 451 по 459. Борт 452 действительно был потерян 14 марта 1979, все остальные машины пережили войну. В 1991 году пять самолетов (451, 453, 454, 455, 456) проданы ВВС Перу. Борт 458 попал в музей на авиабазе Истерплат, но в 1993 году тоже продан перуанцам. Две "Канберры" остались в ЮАР - 457 экспонируется в музее военно-воздушных сил на авиабазе Сварткоп, 459 установлен в качестве памятника на авиабазе Ватерклоф.
РАЗДЕЛ 1. ПОТЕРИ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Здесь перечислены известные потери, непосредственно связанные с Пограничной войной.
Цессна 185 - 1 (сбит)
"Бушбок" - 1 (сбит)
"Мираж" III - 1 (сбит)
"Мираж" F1 - 3 (1 сбит, 1 разбился из-за боевых повреждений, 1 сбит или по небоевой причине)
"Импала" - 8 (5 сбиты, 3 по неопределенной причине); кроме того, 20 июня 1980 года одна "Импала" была сбита, но отремонтирована
Итого - 15 самолетов (11 по боевым причинам, 4 по неопределенным причинам) и 10 вертолетов (7 по боевым причинам, 3 по небоевым причинам)
25 ноября 1975
Цессна 185D "Скайвэгон" (11-я эскадрилья, серийный номер 739)
Операция Savannah. Самолет вылетел с аэродрома Села (Ангола) для проведения разведки. Радиосвязь с базой не поддерживалась. Когда стало ясно, что самолет пропал, был начата двухдневная поисковая операция, не увенчавшаяся успехом. 27 ноября разведка ЮАР перехватила донесение кубинского подразделения о сбитом в районе Эбо самолете и трех погибших летчиках, после чего поиски прекратились. Позднее ангольская сторона продемонстрировала обломки Цессны иностранным журналистам.
Благодаря частной инициативе в 2006 году было найдено место падения самолета и захоронение всех троих военнослужащих, находившихся на его борту (пилоты - 2-й лейтенант Эрик Томпсон, 2-й лейтенант Кит Уильямсон; пассажир - капитан Даниэль Тальярд). В 2012 году их останки были репатриированы.
Согласно кубинским данным (Рубен Уррибаррес), самолет сбит огнем ЗПУ-4.
21/22 декабря 1975
SA330C "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 134)
Операция Savannah. К северо-западу от Селы (Ангола) разведывательная группа южноафриканской армии была окружена кубинским спецназом и запросила подкрепления. В ходе высадки десанта одна "Пума" была подбита пулеметным огнем (предположительно 14,5-мм) и совершила аварийную посадку. Место падения было разведано "Алуэттом", и южноафриканцы сочли, что весь экипаж погиб. На самом деле все три летчика (капитан Джон Миллбэнк, майор Крис Харценберг, флайт-сержант Питер дю Туа О'Нейл) выжили. В дальнейшем они сумели выйти к позициям войск ЮАР; по разным данным, это произошло то ли через 22 часа после сбития, то ли уже 24 декабря. Флайт-сержант О'Нейл был награжден Почетным крестом.
4 января 1976
SA330C "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 122)
Операция Savannah. Бригадир Йохан Потгитер, командующий 2-м военным районом, собирался посетить войска в районе Мусенде (Ангола). Он летел на вертолете, полностью выкрашенном в зеленый цвет, в то время как все южноафриканские вертолеты, участвующие в операции, должны были нести пятнистый камуфляж. Во время посадки "Пума" была ошибочно опознана южноафриканскими зенитчиками как вертолет противника и сбита огнем 20-мм зенитного орудия. В катастрофе погибли Потгитер и 3 члена экипажа (капитаны Фердинанд Иммельман и Констант де Вит, сержант Джордж Келлетт), один пассажир выжил (комендант Верстер).
14 марта 1979
"Канберра" B(I).12 (12-я эскадрилья, серийный номер 452)
Операция Rekstok. Звено бомбардировщиков наносило удар по объекту в районе Эдивы (Ангола). Сброс бомб производился с высоты 150 метров. После него летчики обратили внимание, что самолет N 2 продолжал лететь с открытым бомболюком. Связаться с его экипажем по радио не удалось. "Канберра" не имела никаких заметных внешних повреждений, однако пилот явно был выведен из строя. Неуправляемый самолет набрал высоту 600 метров, потом стал постепенно снижаться, резко увеличил угол атаки, потерял скорость и упал на землю. Оба члена экипажа (лейтенант Девальд Марэ, 2-й лейтенант Оуэн Дойль) были сочтены погибшими. Предполагается, что летчики были поражены зенитным огнем в момент сброса бомб.
По воспоминаниям Тома Хатчесона, служившего в ВВС ЮАР в тот период, ходила легенда о том, как пилот "Канберры" был убит пулей из автомата Калашникова, а штурман безуспешно пытался вытащить труп из кресла, чтобы взять управление на себя.
Согласно российскому военному эксперту Александру Храмчихину, в марте 1979 года зенитно-ракетным комплексом С-125 с кубинским расчетом был сбит бомбардировщик ВВС ЮАР "Канберра". Если подразумевается борт 452, то это маловероятно, поскольку пуск и подрыв зенитной ракеты наверняка были бы замечены другими южноафриканскими экипажами, не говоря уже о явных следах боевых повреждений на подбитом самолете. Если же имеется в виду какая-то другая "Канберра" (ангольская сторона заявляла о сбитии в марте 1979 года по меньшей мере двух самолетов этого типа), то здесь следует напомнить, что борт 452 является единственной потерей за все время эксплуатации "Канберр" в ВВС ЮАР.
6 июля 1979
"Мираж" IIIR2Z (2-я эскадрилья, серийный номер 856)
Самолет должен был выполнить фоторазведку в районе Омапанде, где в последнее время активизировалась ангольская ПВО. Пролетая над городом на высоте 60 метров и на скорости 1100 километров в час, "Мираж" был поражен зенитным огнем, что привело к отказу электросистемы. После набора высоты самолет потерял управление, и капитан Отто Шюр катапультировался. Из-за обесточивания он не мог предупредить базу об аварийной ситуации. К счастью для него, пилот пролетавшей в этом районе "Импалы" заметил вспышку на земле и парашют, о чем доложил после возвращения на аэродром. На поиски отправился другой штурмовик, пилот которого установил связь с Шюром, и сбитый летчик был эвакуирован вертолетом.
18 октября 1979
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1033)
Пара штурмовиков выполняла вооруженную разведку в районе Омапанде, где в июле был сбит "Мираж". Заметив что-то на земле, майор Обри Белл решил повторно пройти над предполагаемой целью, что оказалось ошибкой - его самолет был встречен сильным зенитным огнем и подбит. Белл катапультировался не совсем удачно, повредив шею и сломав ногу. За ним прилетели два вертолета "Пума", один из них высадил десант, вступивший в бой с противником и обеспечивший безопасность пилота. В процессе эвакуации "Пума" получила 22 пулевые пробоины и у нее началась утечка топлива, однако она сумела вернуться на базу. Суммарно за эту операцию было вручено 8 Почетных крестов (экипажу и десантникам подбитого вертолета) - одно из самых массовых награждений за все время войны.
24 января 1980
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1056)
Во время маловысотного вылета на вооруженную разведку в районе Анханки (Ангола) штурмовик был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2". С начисто оторванным килем он долетел до Ондангвы, однако было решено не рисковать, сажая в наступающей темноте плохо управляемый самолет на аэродром, где в это время находилось много другой авиатехники, и капитан Леон Бургер катапультировался.
22/23 марта 1980
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1050)
Штурмовик потерян в районе Ондживы (Ангола). Капитан Чарл "Сарель" Смал катапультировался и был быстро подобран вертолетом "Пума".
По южноафриканским данным, причиной потери стало засорение топливного фильтра песком. Ангольская сторона заявила, что сбила этот самолет, а его пилот капитан Хеннинг погиб. Дик Лорд поясняет, что имя Хеннинга было написано на фюзеляже "Импалы". Известно, что в ВВС ЮАР служил Ян Хеннинг, в 1985 году в звании майора катапультировавшийся из "Миража" во время испытательного полета. Хотя ангольцы опубликовали фотографии своих солдат, позирующих на фоне разбившегося штурмовика, Лорд сообщает, что впоследствии южноафриканцы эвакуировали его обломки на вертолете, чтобы противник не использовал их в пропагандистских целях.
Дата потери остается неясной - 22 или 23 марта.
25 апреля 1980
MB-326 "Импала" Mk II (8-я эскадрилья, серийный номер 1029)
Пара штурмовиков совершала вылет на вооруженную разведку в Анголе. Самолет лейтенанта Питера Холлиса на выходе из атаки наземной цели был поражен зенитным огнем. Пилот погиб при катапультировании.
20 июня 1980
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1037)
Операция Smokeshell / Sceptic. Выполняя вылет на оказание поддержки наземным войскам в Анголе, самолет был подбит огнем 23-мм зенитного орудия в районе Эвале. Возникли проблемы с двигателем. Лейтенант Нейл Томас катапультировался на минимальной высоте и был подобран вертолетом "Алуэтт". Тем временем неуправляемый самолет продолжал лететь с небольшим снижением и вскоре совершил посадку на брюхо, пропахав милю ангольской саванны. Южноафриканцы нашли его, эвакуировали на вертолете "Супер Фрелон" и отремонтировали. Борт 1037 вернулся в строй после сбития и, таким образом, не стал безвозвратной потерей.
23 июня 1980
SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 24)
Операция Smokeshell / Sceptic. Пара "Алуэттов" прикрывала высадку десанта восточнее Шангонго (Ангола). Ведомый вертолет получил прямое попадание в двигатель из гранатомета РПГ-7 и разбился. Оба члена экипажа пережили падание, но бортмеханик сержант Якобус "Коос" Силлиерс был убит огнем противника уже на земле. Пилот капитан Тинус фан Ренсбург сумел оторваться от сил противника. Невзирая на повреждение двух позвонков, он пешком прошел около 40 километров и вышел к позициям войск ЮАР в районе Куамато.
Останки сержанта Силлиерса были репатриированы в 1982 году.
12 сентября 1980
MB-326KC "Импала" Mk II (8-я эскадрилья, серийный номер 1074)
Штурмовик разбился во время атаки наземной цели юго-восточнее Шангонго на территории Анголы. Лейтенант Винсент Лаутенслагер погиб. Остается неизвестным, был ли он сбит или же разбился из-за ошибки пилота; у Лорда этот самолет упоминается как небоевая потеря.
10 октября 1980
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1042)
К юго-западу от Мупы (Ангола) ведущий пары "Импал" при выполнении разворота над лагерем СВАПО превысил стандартную высоту полета 15 метров и был поражен двумя ракетами ПЗРК "Стрела-2". Лейтенант Стивен Волкерс катапультировался и после приземления жестами показал своему ведомому, что не пострадал. На следующий день были получены данные радиоразведки, свидетельствующие о том, что Волкерс был застрелен противником. Впоследствии южноафриканцы обнаружили пропагандистские материалы СВАПО с фотографией трупа пилота.
25 августа 1981
SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 48)
Операция Protea. Вертолет оказывал поддержку наземным войскам ЮАР при взятии населенного пункта Монгуа (Ангола) и был сбит огнем с земли. Экипаж (лейтенант Йоханнес "Бертус" Роос, сержант Клифтон Стэйси) погиб. В источниках существует противоречие относительно того, каким оружием сбит вертолет - называются 14,5-мм пулемет, 23-мм орудие и РПГ.
29 сентября 1981
SA330L "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 174)
Вертолет с ранеными солдатами на борту разбился во время посадки на авиабазе Ошакати (Намибия) ночью в условиях сильной запыленности, зацепив хвостовым винтом забор. Выжил только пилот (майор Фогель), 6 человек погибли.
Погибшие: экипаж - лейтенант Десмонд О'Коннор, сержант Дэниел Лампрехт; пассажиры - рядовой Хендрик Баденхорст, лейтенант Сесил Барти, кандидат в офицеры Джеймс фан Зил, пехотинец Ричард Хербст.
29 декабря 1981
SA316B "Алуэтт" III (серийный номер 30)
Операция Vlinder. Южноафриканское подразделение вступило в бой с крупными силами ФАПЛА в районе Эвале (Ангола). Требовалась санитарная эвакуация сержанта Янса фан Ренбсурга, раненого при минометном обстреле. За ним прилетели два "Алуэтта", один из которых совершил посадку, а другой прикрывал его с воздуха. После погрузки раненого на борт вертолет стал взлетать, и в этот момент попал под интенсивный огонь 14,5-мм пулеметов, получил тяжелые повреждения и разбился. Раненый погиб при падении, но оба члена экипажа (лейтенант Серж Бови, сержант Дольф фан Ренсбург) выжили. Они были подобраны вторым "Алуэттом", пилотируемым капитаном Уокером и сержантом Боутсом, которые за проявленный героизм при спасении летчиков под вражеским обстрелом были награждены Почетными крестами.
5 января 1982
SA330L "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 168)
Вертолет сбит огнем из стрелкового оружия на юге Анголы в 15 км северо-восточнее Намакунде - сообщается о попадании одной-единственной трассирующей пули из АК. Повреждение гидросистемы привело к потере управления. Погибли все 3 члена экипажа: капитан Джон Робинсон, лейтенант Майкл Эрп, флайт-сержант Кеннет Далглейш.
Лейтенант Эрп был сыном генерала Дениса Эрпа, командующего ВВС ЮАР в 1984-1988 годах.
Некоторые источники путают этот случай со сбитием "Пумы" с десантом на борту 9 августа 1982.
8 февраля 1982
SA330L "Пума" (серийный номер 163)
Вертолет потерян в небоевом происшествии в районе Каамы (Ангола). Погибших не было.
1 июня 1982
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1052)
Штурмовик сбит зенитным огнем во время атаки наземной цели в районе Кувелаи (Ангола). Майор Юджин Котце погиб. По данным СВАПО, самолет уничтожен совместными действиями расчетов ЗГУ-1, ЗПУ-4 и ПЗРК "Стрела".
9 августа 1982
SA330С "Пума" (31-я эскадрилья, серийный номер 132)
Операция Meebos. Группа вертолетов с десантом летела на сверхмалой высоте над пересохшим руслом реки Муи юго-восточнее Кувелаи (Ангола), когда попала под интенсивный обстрел из засады СВАПО. Одна "Пума" была сбита, по разным версиям, огнем 14,5-мм ЗПУ-1, 23-мм орудия или гранатомета РПГ-7. Погибли все 3 члена экипажа и 12 десантников, находившиеся на борту.
Погибшие: экипаж - капитан Джон Тваддл, лейтенант Кристиан Питерсен, флайт-сержант Коэрт Гроблер; пассажиры - капрал Эсуас Ломбаард, лэнс-капрал Стивен Хоар, пехотинцы Расселл Барретт, Андре Вольмаранс, Алан де Клерк, Грант Крулл, Антон Крюгер, Джеймс Маршалл, Крейг Муди, Шэйн Мэллон, Андрис фан Никерк, Мартин ле Ру.
27 декабря 1983
SA330H "Пума" (серийный номер 155)
Операция Askari. Вертолет разбился после взлета в районе Кассинги (Ангола), столкнувшись с деревьями. Погиб один пассажир - пехотинец Тейшейра Манганьес; по некоторым данным, погибших могло быть двое.
3 сентября 1987
AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 934)
Операция Moduler. Самолет выполнял корректировку артиллерийского огня к югу от реки Ломба (Ангола). Был обстрелян ЗРК "Оса" 21-я бригады ФАПЛА, выпустившей несколько ракет, которые пилот принял за гранаты РПГ-7, о чем передал по радио; по некоторым данным, самолет поразила четвертая ракета. Лейтенант Ричард Глинн и комендант Йоханн дю Рандт погибли.
Считается, что комендант (подполковник) дю Рандт был самым высокопоставленным офицером ЮАР, погибшим в битве при Квито-Кванавале.
27 сентября 1987
"Мираж" F1CZ (3-я эскадрилья, серийный номер 206)
Операция Moduler. Три пары "Миражей" подняты на перехват двух ангольских МиГ-23 с кубинскими пилотами, прикрывавших боевые вертолеты у реки Ломба. Непосредственно в бою участвовали два "Миража". Противники атаковали друг друга на встречных курсах, кубинцы выпустили три ракеты, две из которых прошли мимо целей, а одна взорвалась у хвостовой части самолета капитана Артура Пирси. После этого южноафриканцы вышли из боя. "Мираж" Пирси получил ряд повреждений - в частности, он потерял самопроизвольно выпустившийся тормозной парашют, отказала одна из двух гидросистем и началась утечка топлива. Тем не менее, пилот принял решение сажать самолет в Рунду. На пробеге он обнаружил, что тормозная система шасси не работает, так что у него не оставалось возможности погасить скорость. Самолет выкатился за пределы ВПП, стойки шасси подломились, от резкого удара самопроизвольно сработало катапультное кресло. Парашют не успел раскрыться, и Пирси получил тяжелые травмы, сделавшие его инвалидом.
Борт 206 был списан. Его хвостовую часть использовали для ремонта "Миража" N 205, сильно поврежденного в результате пожара двигателя в 1985 году, и отремонтированный самолет получил неофициальное прозвище "205 с половиной". Носовая часть была сохранена и переделана частными предпринимателями в летный тренажер.
14 ноября 1987
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1024)
Операция Moduler. Выполняя ночной вылет в районе Кувелаи (Ангола), штурмовик не вышел из пикирования при заходе на цель. Капитан Андре Стапа погиб. Предполагается, что самолет мог быть сбит зенитным огнем, и один источник сообщает, что на обломках имелись следы боевых повреждений, однако Лорд указывает этот самолет как небоевую потерю.
20 февраля 1988
"Мираж" F1AZ (1-я эскадрилья, серийный номер 245)
Операция Hooper. Звено "Миражей" наносило удар в районе Квито-Кванавале по конвою ФАПЛА, шедшему из Менонге. На выходе из атаки самолет майора Эдварда Эвери был подбит и разбился. Бойцы УНИТА утверждали, что видели катапультирование пилота, однако эта информация не получила подтверждения, и майора Эвери признали погибшим. Предполагается, что причиной потери стала тактическая ошибка - ранее в этом районе уже были нанесены несколько ударов, противник успел изучить шаблон действий авиации и подготовил средства ПВО, чтобы они подловили самолет в момент выхода из атаки. По южноафриканским данным, самолет был сбит ЗРК "Стрела-10", по кубинским (Рубен Уррибаррес) - совместным огнем ЗСУ-23-4 и ПЗРК "Стрела-3".
В некоторых источниках утверждается, что южноафриканская разведгруппа заметила на месте падения "Миража" большое скопление ангольских и кубинских военнослужащих и навела на него удар реактивных систем залпового огня "Валкири", после которого потребовалось два грузовика для вывоза трупов.
19 марта 1988
"Мираж" F1AZ (1-я эскадрилья, серийный номер 223)
Операция Packer. Пара "Миражей" возвращалась на аэродром Рунду после вечернего рейда на батальон ФАПЛА в районе Байшу-Лонга. Самолет майора Яна "Вилли" фан Коппенгагена разбился уже на территории Намибии (Окаванго) по неизвестной причине. Место падения и останки пилота были обнаружены после нескольких дней поисков. Выдвигались разные версии относительно причин потери. Например, срыв пламени двигателя из-за разрушения трубопровода топливной системы при полете на малой высоте стал бы фатальным. Внимание пилота могло быть отвлечено чем-то, и в темноте он не заметил, что самолет снижался под незначительным углом вплоть до столкновения с верхушками деревьев. Также высказано предположение, что он мог быть сбит ракетой ПЗРК.
РАЗДЕЛ 2. ПОТЕРИ В ЗОНЕ ОПЕРАЦИЙ
Здесь перечислены потери, произошедшие в Намибии при неясных обстоятельствах (возможно, в ходе тренировочных и прочих не связанных с войной вылетов).
31 июля 1978
C4M "Куду" (серийный номер 962)
Самолет списан в результате происшествия в аэропорту Эрос (Виндхук, Намибия), обстоятельства неизвестны.
25 марта 1980
C-47B "Дакота" (44-я эскадрилья, серийный номер 6851)
Военно-транспортный самолет разбился на территории Намибии. Погибли оба члена экипажа (лейтенанты Корнелиус Весселс и Йохан Леу) и пассажир - кандидат в офицеры Элна Сварт, дочь бригадира ВВС ЮАР. Тело Сварт было обнаружено на месте катастрофы в кресле пилота.
29 мая 1981
AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 958)
Самолет потерян в небоевом происшествии в районе Энханы (Намибия). Пилот лейтенант Джереми фан дер Ват погиб. Предполагается, что один пассажир умер позднее от ран.
10 июля 1982
AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 950)
Разбился из-за ошибки пилота в районе Ондангвы (Намибия). Погибли лейтенант Отто Янс фан Ренсбург и кандидат в офицеры Антон Ру.
15 января 1985
MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1006)
Штурмовик разбился в районе Окаванго (Намибия). Капитан Бота катапультировался.
12 февраля 1985
MB-326KC "Импала" Mk II (4-я эскадрилья, серийный номер 1096)
Штурмовик разбился ночью в районе Ондангвы (Намибия) после взлета из-за срыва фонаря кабины. Капитан Роберт Родель погиб.
16 июля 1986
SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 43)
Вертолет столкнулся с оттяжкой радиомачты вечером в условиях пониженной видимости на территории Намибии (по разным данным, возле Энханы или Оканколо). Флайт-сержант Эдвард Блоэм погиб, остальные два члена экипажа выжили.
1986 / 1988
Цессна 185D "Скайвэгон" (84-я летная школа легких самолетов, серийный номер 745)
Самолет разбился из-за отказа двигателя на территории Намибии. Лейтенант Рас выжил. Самолет был списан и впоследствии продан на гражданскую службу. В разных источниках датой аварии называется 20 мая 1986 и 19 февраля 1988 года.
РАЗДЕЛ 3. ЗАЯВКИ О ПОТЕРЯХ СО СТОРОНЫ ПРОТИВНИКА
Здесь перечислены известные заявки (очевидно, далеко не все из когда-либо сделанных) о сбитых самолетах и вертолетах ЮАР со стороны ангольцев, кубинцев, советских, российских и прочих авторов. Даже по этим неполным утверждениям нижняя граница потерь ВВС ЮАР превышает 90 летательных аппаратов.
1975-1976
По кубинским данным (Рубен Уррибаррес), за ноябрь-декабрь 1975 года в ходе операции Savannah авиация ЮАР потеряла в Анголе 5 самолетов и 3 вертолета. Приводятся примеры нескольких потерь: 28 октября разбился Бичкрафт "Барон", 22 декабря огнем с земли были сбиты вертолеты "Пума" и "Алуэтт" III. Кроме того, ангольская сторона в свое время сделала заявление о сбитии вертолета, на борту которого погиб генерал ЮАР Потгитер.
С южноафриканской стороны подтверждается потеря при проведении операции одного самолета Цессна 185 и двух вертолетов "Пума", один из которых был сбит кубинцами 22 декабря 1975, а другой с бригадиром Потгитером на борту уничтожен "дружественным огнем" 4 января 1976. На борту разбившегося 29 октября "Барона" находились южноафриканские военнослужащие, но самолет был предоставлен группировкой УНИТА и поэтому не может быть отнесен к потерям ВВС ЮАР.
Май 1978
Согласно информации разведывательного управления Генерального штаба ФАПЛА, в ходе рейдов на лагеря СВАПО в Анголе 4 мая 1978 были потеряны два южноафриканских вертолета (Сергей Коломнин, "Рейд на "Москву"").
С южноафриканской стороны эти потери не подтверждаются. Судя по доступным данным об аварийности ВВС ЮАР, в 1978 году вообще не было безвозвратных потерь вертолетов.
Март 1979
По заявлению министерства обороны Анголы, за два дня марта 1979 года над территорией страны были сбиты 6 южноафриканских боевых самолетов, в том числе:
13 марта - "Мираж" подбит зенитным огнем в районе Ондживы и упал на территории Намибии;
14 марта - "Канберра" разбилась в районе Тешипо, оба члена экипажа погибли; еще одна "Канберра" уничтожена в районе Каамы; три самолета сбиты в районе Калеке, один из них опознан как "Мираж" III, другой упоминается как "бомбардировщик".
С южноафриканской стороны подтверждается потеря только одной "Канберры" (N 452) 14 марта, причем это единственная потеря за все время эксплуатации самолетов данного типа в ВВС ЮАР.
Июнь 1980
По сообщению Радио Луанды, в ходе рейда ВВС ЮАР на лагерь намибийских беженцев на юге Анголы 7 июня 1980 года зенитным огнем были сбиты три истребителя-бомбардировщика "Мираж".
Согласно южноафриканским данным, безвозвратных потерь при нанесении удара по лагерю подготовки партизан СВАПО в районе Лубанго не было. Из-за плохой организации операции два истребителя-бомбардировщика "Мираж" F1AZ получили повреждения от ракет ЗРК С-125. У самолета N 234 началась утечка топлива, и в 50 километрах от аэродрома Ондангва остановился двигатель. Майор Франс Преториус блестяще выполнил посадку без двигателя, за что был награжден медалью "Южный крест". Еще труднее пришлось капитану Исаку дю Плесси - его борт N 237 был подбит двумя ракетами, в результате чего отказали гидросистема, управление створками сопла двигателя и навигационный компьютер. В аварийном режиме Плесси удалось выпустить основные стойки шасси, и он совершил посадку в Руакане без носовой стойки, роль которой выполнил обтекатель фюзеляжа. За спасение самолета летчика наградили Почетным крестом. Оба "Миража" впоследствии были отремонтированы и вернулись в строй.
Январь 1981
Ангольское информационное агентство со ссылкой на заявление министерства обороны сообщило, что в ходе боев на юге страны со вторгшимися южноафриканскими войсками были сбиты 1 истребитель-бомбардировщик и 3 вертолета ЮАР.
С южноафриканской стороны потери не подтверждаются.
Август 1981
Во время операции Protea ангольское информационное агентство АНГОП со ссылкой на министерство обороны страны сообщило о ряде сбитых летательных аппаратов ЮАР. В частности, заявлялось о сбитии в четверг 27 августа одного истребителя-бомбардировщика и одного вертолета; в субботу 29 августа после бомбардировки Шибембы сбиты 2 истребителя, а также (в этот день или ранее) 3 самолета сбиты над Ондживой.
Выдержка из журнала боевых действий аппарата Главного военного советника (СССР) в Анголе (цитируется по статье Сергея Коломнина "Ангольский ад"): "Обстановка на 22.00 (время мск.) 27.08.1981... 11 пбр ведет оборонительные бои в районе Онджива. После бомбо-штурмового удара в 8.30 город был атакован частями армии ЮАР (предположительно батальоном "Буффало") и отрядами УНИТА... По нашим данным в районе Онджива сбито четыре самолета противника".
Представитель вооруженных сил ЮАР назвал ангольские заявления "примером массовой пропаганды". С южноафриканской стороны подтверждается сбитие одного "Алуэтта" (N 48) 25 августа. Кроме того, 27 августа при нанесении удара по позиции зенитной артиллерии возле Ондживы ракетой ПЗРК "Стрела-2" был подбит "Мираж" III (N 811); капитан Ринье Кит успешно посадил самолет на аэродроме Ондангва, и через три дня он вернулся в строй.
Май 1982
Югославское информационное агентство ТАНЮГ сообщило о сбитии партизанами на севере Намибии военно-транспортного самолета, на борту которого находились инструкторы южноафриканской армии. Южноафриканская сторона заявила, что самолет являлся частным и выполнял прогулочный вылет.