ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Потери Ввс Юар в Пограничной войне

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


   В статье сделана попытка обобщить информацию о потерях пилотируемой авиации военно-воздушных сил Южно-Африканской Республики в ходе Пограничной войны 1966-1989 годов с точки зрения разных сторон конфликта.
  
   Хотя тема и носит полемический характер, как почти любые вопросы военных потерь, но освещена довольно слабо. Официальная статистика ЮАР в открытом доступе отсутствует. Лучшее, что об этом написано - работы Дика Лорда, могущие считаться наиболее близкими к официальной южноафриканской точке зрения. Однако Лорд перечислял только боевые потери (вернее, считающиеся таковыми), поэтому его список однозначно неполон. Другим интересным, пусть и не всегда точным источником является неофициальный веб-сайт Дина Вингрина, содержащий информацию о летных происшествиях со всеми типами южноафриканских самолетов и вертолетов. Наконец, пламенная статья Тома Купера "Ангола: Заявки и реальность о потерях ВВС ЮАР" посвящена разоблачению антиюаровских измышлений в кубинских, российских и украинских источниках. С кубинской стороны известны работы Рубена Уррибарреса. С российской стороны данная тема затрагивается в различных публикациях очень поверхностно и обычно все ограничивается ремарками про то, как наши МиГи несколько раз встречались с южноафриканскими "Миражами" и разбили их сердца.
  
   Статья состоит из трех разделов. В первом перечислены подтвержденные потери в ходе боевых действий, во втором - потери, произошедшие в зоне конфликта, но из-за недостатка информации не могущие быть однозначно отнесенными к военным потерям (вертолет разбился на севере Намибии - участвовал он в боевой операции или же совершал тренировочный вылет?), в третьем - заявки на уничтоженную авиатехнику ЮАР со стороны Анголы, Кубы и советских/российских авторов.
  
   Динамика потерь может показаться странной и требует некоторого понимания специфики Пограничной войны. Как известно, это был конфликт между силами безопасности ЮАР (сначала полицией, затем армией) и организацией СВАПО за контроль над обширной территорией под названием Юго-Западная Африка или Намибия. По мере своего развития он оказался тесно переплетен с гражданской войной в соседней Анголе: пришедшая там к власти марксистская организация МПЛА предоставила территорию страны для размещения тренировочных лагерей СВАПО, откуда партизаны проникали в саму Намибию. Южноафриканцы воевали с ними по принципу "на вражьей земле, малой кровью, могучим ударом" - Reindeer, Sceptic, Protea, Daisy, Super, Askari и так далее (отсюда периодические столкновения с ангольской армией ФАПЛА и кубинскими подразделениями), а также поддерживали ангольскую оппозиционную группировку УНИТА. На юге Анголы средства ПВО были по африканским меркам достаточно современными и уж куда более многочисленными, чем у партизан на севере Намибии. Как следствие - практически все известные боевые потери авиации ЮАР понесены в Анголе, а не в Намибии. Хотя война формально началась в 1966-м, долгое время она носила крайне ограниченный масштаб и велась без участия армии - отсюда и отсутствие потерь до 1975 года. Далее идет первая "тайная" интервенция южноафриканцев в Анголу (Savannah), первые бои с кубинцами и первые потери. С 1978 года ЮАР переходит к активным действиям в пограничных ангольских районах, военно-воздушные силы бросаются в бой впервые за четверть века (со времен Кореи) и получают "черную полосу" 1979-1980 годов - целая череда потерянных самолетов из-за отсутствия боевого опыта и неудачной тактики. Со временем выявленные недостатки устраняются, а в 1984-м после подписания Лусакского перемирия боевые действия на ангольской территории идут на спад, так что потери снижаются практически до нуля. И финал войны - битва при Квито-Кванавале 1987-1988 годов как кульминация конфликта, уже по сути не связанная с Намибией, и снова сбитые самолеты. Параллельно со всеми этими событиями ЮАР помогала братской Родезии в борьбе с местными инсургентами и проводила разные операции в "прифронтовых государствах"; поскольку эти операции не являлись частью Пограничной войны, несколько потерянных в их ходе вертолетов не включены в данный список.
  
   Из-за недостатка информации определить точное число сбитых, разбившихся и списанных в войне южноафриканских самолетов и вертолетов в настоящее время невозможно. Ангольско-кубинская сторона и ряд российских источников претендуют на весьма большое количество уничтоженной вражеской авиатехники, и прямо или косвенно обвиняют ЮАР в сокрытии потерь. В некоторой мере этому способствовали сами южноафриканцы, устраивавшие в приграничных ангольских районах ложные места падения: вертолет с дымовыми шашками на фюзеляже резко снижался и уходил домой на бреющем полете, а на земле разжигали костер и готовили теплый прием партизанам СВАПО, радостно сбегавшимся поглазеть на обломки винтокрылой машины расистов. Идеальным способом разрешения проблемы стало бы составление реестра всех летательных аппаратов, состоявших на вооружении и применявшихся в войне. Сейчас это невыполнимо, и можно привести лишь один отдельный небольшой пример, из-за случайности которого трудно судить, насколько он характеризует общую ситуацию. Он касается бомбардировщиков "Канберра", служивших на протяжении всей войны. В 1979 году министерство обороны Анголы заявило, что за один день 14 марта были сбиты сразу два самолета этого типа, а также один "бомбардировщик", тип которого не уточнялся (на вооружении ВВС ЮАР кроме "Канберр" были также бомбардировщики "Бакенир"). В данном конкретном случае можно с полной уверенностью говорить о завышении вражеских потерь, благо "Канберр" у южноафриканцев имелось всего 9 штук. Они имели серийные номера с 451 по 459. Борт 452 действительно был потерян 14 марта 1979, все остальные машины пережили войну. В 1991 году пять самолетов (451, 453, 454, 455, 456) проданы ВВС Перу. Борт 458 попал в музей на авиабазе Истерплат, но в 1993 году тоже продан перуанцам. Две "Канберры" остались в ЮАР - 457 экспонируется в музее военно-воздушных сил на авиабазе Сварткоп, 459 установлен в качестве памятника на авиабазе Ватерклоф.
  
  
  
   РАЗДЕЛ 1. ПОТЕРИ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
  
   Здесь перечислены известные потери, непосредственно связанные с Пограничной войной.
   Цессна 185 - 1 (сбит)
   "Бушбок" - 1 (сбит)
   "Мираж" III - 1 (сбит)
   "Мираж" F1 - 3 (1 сбит, 1 разбился из-за боевых повреждений, 1 сбит или по небоевой причине)
   "Импала" - 8 (5 сбиты, 3 по неопределенной причине); кроме того, 20 июня 1980 года одна "Импала" была сбита, но отремонтирована
   "Канберра" - 1 (сбит)
   "Пума" - 7 (3 сбиты противником, 1 сбит "дружественным огнем", 3 по небоевым причинам)
   "Алуэтт" - 3 (сбиты)
   Итого - 15 самолетов (11 по боевым причинам, 4 по неопределенным причинам) и 10 вертолетов (7 по боевым причинам, 3 по небоевым причинам)
  
  
  
   25 ноября 1975
   Цессна 185D "Скайвэгон" (11-я эскадрилья, серийный номер 739)
   Операция Savannah. Самолет вылетел с аэродрома Села (Ангола) для проведения разведки. Радиосвязь с базой не поддерживалась. Когда стало ясно, что самолет пропал, был начата двухдневная поисковая операция, не увенчавшаяся успехом. 27 ноября разведка ЮАР перехватила донесение кубинского подразделения о сбитом в районе Эбо самолете и трех погибших летчиках, после чего поиски прекратились. Позднее ангольская сторона продемонстрировала обломки Цессны иностранным журналистам.
   Благодаря частной инициативе в 2006 году было найдено место падения самолета и захоронение всех троих военнослужащих, находившихся на его борту (пилоты - 2-й лейтенант Эрик Томпсон, 2-й лейтенант Кит Уильямсон; пассажир - капитан Даниэль Тальярд). В 2012 году их останки были репатриированы.
   Согласно кубинским данным (Рубен Уррибаррес), самолет сбит огнем ЗПУ-4.
  
  
   21/22 декабря 1975
   SA330C "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 134)
   Операция Savannah. К северо-западу от Селы (Ангола) разведывательная группа южноафриканской армии была окружена кубинским спецназом и запросила подкрепления. В ходе высадки десанта одна "Пума" была подбита пулеметным огнем (предположительно 14,5-мм) и совершила аварийную посадку. Место падения было разведано "Алуэттом", и южноафриканцы сочли, что весь экипаж погиб. На самом деле все три летчика (капитан Джон Миллбэнк, майор Крис Харценберг, флайт-сержант Питер дю Туа О'Нейл) выжили. В дальнейшем они сумели выйти к позициям войск ЮАР; по разным данным, это произошло то ли через 22 часа после сбития, то ли уже 24 декабря. Флайт-сержант О'Нейл был награжден Почетным крестом.
  
  
   4 января 1976
   SA330C "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 122)
   Операция Savannah. Бригадир Йохан Потгитер, командующий 2-м военным районом, собирался посетить войска в районе Мусенде (Ангола). Он летел на вертолете, полностью выкрашенном в зеленый цвет, в то время как все южноафриканские вертолеты, участвующие в операции, должны были нести пятнистый камуфляж. Во время посадки "Пума" была ошибочно опознана южноафриканскими зенитчиками как вертолет противника и сбита огнем 20-мм зенитного орудия. В катастрофе погибли Потгитер и 3 члена экипажа (капитаны Фердинанд Иммельман и Констант де Вит, сержант Джордж Келлетт), один пассажир выжил (комендант Верстер).
  
  
   14 марта 1979
   "Канберра" B(I).12 (12-я эскадрилья, серийный номер 452)
   Операция Rekstok. Звено бомбардировщиков наносило удар по объекту в районе Эдивы (Ангола). Сброс бомб производился с высоты 150 метров. После него летчики обратили внимание, что самолет N 2 продолжал лететь с открытым бомболюком. Связаться с его экипажем по радио не удалось. "Канберра" не имела никаких заметных внешних повреждений, однако пилот явно был выведен из строя. Неуправляемый самолет набрал высоту 600 метров, потом стал постепенно снижаться, резко увеличил угол атаки, потерял скорость и упал на землю. Оба члена экипажа (лейтенант Девальд Марэ, 2-й лейтенант Оуэн Дойль) были сочтены погибшими. Предполагается, что летчики были поражены зенитным огнем в момент сброса бомб.
   По воспоминаниям Тома Хатчесона, служившего в ВВС ЮАР в тот период, ходила легенда о том, как пилот "Канберры" был убит пулей из автомата Калашникова, а штурман безуспешно пытался вытащить труп из кресла, чтобы взять управление на себя.
   Согласно российскому военному эксперту Александру Храмчихину, в марте 1979 года зенитно-ракетным комплексом С-125 с кубинским расчетом был сбит бомбардировщик ВВС ЮАР "Канберра". Если подразумевается борт 452, то это маловероятно, поскольку пуск и подрыв зенитной ракеты наверняка были бы замечены другими южноафриканскими экипажами, не говоря уже о явных следах боевых повреждений на подбитом самолете. Если же имеется в виду какая-то другая "Канберра" (ангольская сторона заявляла о сбитии в марте 1979 года по меньшей мере двух самолетов этого типа), то здесь следует напомнить, что борт 452 является единственной потерей за все время эксплуатации "Канберр" в ВВС ЮАР.
  
  
   6 июля 1979
   "Мираж" IIIR2Z (2-я эскадрилья, серийный номер 856)
   Самолет должен был выполнить фоторазведку в районе Омапанде, где в последнее время активизировалась ангольская ПВО. Пролетая над городом на высоте 60 метров и на скорости 1100 километров в час, "Мираж" был поражен зенитным огнем, что привело к отказу электросистемы. После набора высоты самолет потерял управление, и капитан Отто Шюр катапультировался. Из-за обесточивания он не мог предупредить базу об аварийной ситуации. К счастью для него, пилот пролетавшей в этом районе "Импалы" заметил вспышку на земле и парашют, о чем доложил после возвращения на аэродром. На поиски отправился другой штурмовик, пилот которого установил связь с Шюром, и сбитый летчик был эвакуирован вертолетом.
  
  
   18 октября 1979
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1033)
   Пара штурмовиков выполняла вооруженную разведку в районе Омапанде, где в июле был сбит "Мираж". Заметив что-то на земле, майор Обри Белл решил повторно пройти над предполагаемой целью, что оказалось ошибкой - его самолет был встречен сильным зенитным огнем и подбит. Белл катапультировался не совсем удачно, повредив шею и сломав ногу. За ним прилетели два вертолета "Пума", один из них высадил десант, вступивший в бой с противником и обеспечивший безопасность пилота. В процессе эвакуации "Пума" получила 22 пулевые пробоины и у нее началась утечка топлива, однако она сумела вернуться на базу. Суммарно за эту операцию было вручено 8 Почетных крестов (экипажу и десантникам подбитого вертолета) - одно из самых массовых награждений за все время войны.
  
  
   24 января 1980
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1056)
   Во время маловысотного вылета на вооруженную разведку в районе Анханки (Ангола) штурмовик был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2". С начисто оторванным килем он долетел до Ондангвы, однако было решено не рисковать, сажая в наступающей темноте плохо управляемый самолет на аэродром, где в это время находилось много другой авиатехники, и капитан Леон Бургер катапультировался.
  
  
   22/23 марта 1980
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1050)
   Штурмовик потерян в районе Ондживы (Ангола). Капитан Чарл "Сарель" Смал катапультировался и был быстро подобран вертолетом "Пума".
   По южноафриканским данным, причиной потери стало засорение топливного фильтра песком. Ангольская сторона заявила, что сбила этот самолет, а его пилот капитан Хеннинг погиб. Дик Лорд поясняет, что имя Хеннинга было написано на фюзеляже "Импалы". Известно, что в ВВС ЮАР служил Ян Хеннинг, в 1985 году в звании майора катапультировавшийся из "Миража" во время испытательного полета. Хотя ангольцы опубликовали фотографии своих солдат, позирующих на фоне разбившегося штурмовика, Лорд сообщает, что впоследствии южноафриканцы эвакуировали его обломки на вертолете, чтобы противник не использовал их в пропагандистских целях.
   Дата потери остается неясной - 22 или 23 марта.
  
  
   25 апреля 1980
   MB-326 "Импала" Mk II (8-я эскадрилья, серийный номер 1029)
   Пара штурмовиков совершала вылет на вооруженную разведку в Анголе. Самолет лейтенанта Питера Холлиса на выходе из атаки наземной цели был поражен зенитным огнем. Пилот погиб при катапультировании.
  
  
   20 июня 1980
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1037)
   Операция Smokeshell / Sceptic. Выполняя вылет на оказание поддержки наземным войскам в Анголе, самолет был подбит огнем 23-мм зенитного орудия в районе Эвале. Возникли проблемы с двигателем. Лейтенант Нейл Томас катапультировался на минимальной высоте и был подобран вертолетом "Алуэтт". Тем временем неуправляемый самолет продолжал лететь с небольшим снижением и вскоре совершил посадку на брюхо, пропахав милю ангольской саванны. Южноафриканцы нашли его, эвакуировали на вертолете "Супер Фрелон" и отремонтировали. Борт 1037 вернулся в строй после сбития и, таким образом, не стал безвозвратной потерей.
  
  
   23 июня 1980
   SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 24)
   Операция Smokeshell / Sceptic. Пара "Алуэттов" прикрывала высадку десанта восточнее Шангонго (Ангола). Ведомый вертолет получил прямое попадание в двигатель из гранатомета РПГ-7 и разбился. Оба члена экипажа пережили падание, но бортмеханик сержант Якобус "Коос" Силлиерс был убит огнем противника уже на земле. Пилот капитан Тинус фан Ренсбург сумел оторваться от сил противника. Невзирая на повреждение двух позвонков, он пешком прошел около 40 километров и вышел к позициям войск ЮАР в районе Куамато.
   Останки сержанта Силлиерса были репатриированы в 1982 году.
  
  
   12 сентября 1980
   MB-326KC "Импала" Mk II (8-я эскадрилья, серийный номер 1074)
   Штурмовик разбился во время атаки наземной цели юго-восточнее Шангонго на территории Анголы. Лейтенант Винсент Лаутенслагер погиб. Остается неизвестным, был ли он сбит или же разбился из-за ошибки пилота; у Лорда этот самолет упоминается как небоевая потеря.
  
  
   10 октября 1980
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1042)
   К юго-западу от Мупы (Ангола) ведущий пары "Импал" при выполнении разворота над лагерем СВАПО превысил стандартную высоту полета 15 метров и был поражен двумя ракетами ПЗРК "Стрела-2". Лейтенант Стивен Волкерс катапультировался и после приземления жестами показал своему ведомому, что не пострадал. На следующий день были получены данные радиоразведки, свидетельствующие о том, что Волкерс был застрелен противником. Впоследствии южноафриканцы обнаружили пропагандистские материалы СВАПО с фотографией трупа пилота.
  
  
   25 августа 1981
   SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 48)
   Операция Protea. Вертолет оказывал поддержку наземным войскам ЮАР при взятии населенного пункта Монгуа (Ангола) и был сбит огнем с земли. Экипаж (лейтенант Йоханнес "Бертус" Роос, сержант Клифтон Стэйси) погиб. В источниках существует противоречие относительно того, каким оружием сбит вертолет - называются 14,5-мм пулемет, 23-мм орудие и РПГ.
  
  
   29 сентября 1981
   SA330L "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 174)
   Вертолет с ранеными солдатами на борту разбился во время посадки на авиабазе Ошакати (Намибия) ночью в условиях сильной запыленности, зацепив хвостовым винтом забор. Выжил только пилот (майор Фогель), 6 человек погибли.
   Погибшие: экипаж - лейтенант Десмонд О'Коннор, сержант Дэниел Лампрехт; пассажиры - рядовой Хендрик Баденхорст, лейтенант Сесил Барти, кандидат в офицеры Джеймс фан Зил, пехотинец Ричард Хербст.
  
  
   29 декабря 1981
   SA316B "Алуэтт" III (серийный номер 30)
   Операция Vlinder. Южноафриканское подразделение вступило в бой с крупными силами ФАПЛА в районе Эвале (Ангола). Требовалась санитарная эвакуация сержанта Янса фан Ренбсурга, раненого при минометном обстреле. За ним прилетели два "Алуэтта", один из которых совершил посадку, а другой прикрывал его с воздуха. После погрузки раненого на борт вертолет стал взлетать, и в этот момент попал под интенсивный огонь 14,5-мм пулеметов, получил тяжелые повреждения и разбился. Раненый погиб при падении, но оба члена экипажа (лейтенант Серж Бови, сержант Дольф фан Ренсбург) выжили. Они были подобраны вторым "Алуэттом", пилотируемым капитаном Уокером и сержантом Боутсом, которые за проявленный героизм при спасении летчиков под вражеским обстрелом были награждены Почетными крестами.
  
  
   5 января 1982
   SA330L "Пума" (19-я эскадрилья, серийный номер 168)
   Вертолет сбит огнем из стрелкового оружия на юге Анголы в 15 км северо-восточнее Намакунде - сообщается о попадании одной-единственной трассирующей пули из АК. Повреждение гидросистемы привело к потере управления. Погибли все 3 члена экипажа: капитан Джон Робинсон, лейтенант Майкл Эрп, флайт-сержант Кеннет Далглейш.
   Лейтенант Эрп был сыном генерала Дениса Эрпа, командующего ВВС ЮАР в 1984-1988 годах.
   Некоторые источники путают этот случай со сбитием "Пумы" с десантом на борту 9 августа 1982.
  
  
   8 февраля 1982
   SA330L "Пума" (серийный номер 163)
   Вертолет потерян в небоевом происшествии в районе Каамы (Ангола). Погибших не было.
  
  
   1 июня 1982
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1052)
   Штурмовик сбит зенитным огнем во время атаки наземной цели в районе Кувелаи (Ангола). Майор Юджин Котце погиб. По данным СВАПО, самолет уничтожен совместными действиями расчетов ЗГУ-1, ЗПУ-4 и ПЗРК "Стрела".
  
  
   9 августа 1982
   SA330С "Пума" (31-я эскадрилья, серийный номер 132)
   Операция Meebos. Группа вертолетов с десантом летела на сверхмалой высоте над пересохшим руслом реки Муи юго-восточнее Кувелаи (Ангола), когда попала под интенсивный обстрел из засады СВАПО. Одна "Пума" была сбита, по разным версиям, огнем 14,5-мм ЗПУ-1, 23-мм орудия или гранатомета РПГ-7. Погибли все 3 члена экипажа и 12 десантников, находившиеся на борту.
   Погибшие: экипаж - капитан Джон Тваддл, лейтенант Кристиан Питерсен, флайт-сержант Коэрт Гроблер; пассажиры - капрал Эсуас Ломбаард, лэнс-капрал Стивен Хоар, пехотинцы Расселл Барретт, Андре Вольмаранс, Алан де Клерк, Грант Крулл, Антон Крюгер, Джеймс Маршалл, Крейг Муди, Шэйн Мэллон, Андрис фан Никерк, Мартин ле Ру.
  
  
   27 декабря 1983
   SA330H "Пума" (серийный номер 155)
   Операция Askari. Вертолет разбился после взлета в районе Кассинги (Ангола), столкнувшись с деревьями. Погиб один пассажир - пехотинец Тейшейра Манганьес; по некоторым данным, погибших могло быть двое.
  
  
   3 сентября 1987
   AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 934)
   Операция Moduler. Самолет выполнял корректировку артиллерийского огня к югу от реки Ломба (Ангола). Был обстрелян ЗРК "Оса" 21-я бригады ФАПЛА, выпустившей несколько ракет, которые пилот принял за гранаты РПГ-7, о чем передал по радио; по некоторым данным, самолет поразила четвертая ракета. Лейтенант Ричард Глинн и комендант Йоханн дю Рандт погибли.
   Считается, что комендант (подполковник) дю Рандт был самым высокопоставленным офицером ЮАР, погибшим в битве при Квито-Кванавале.
  
  
   27 сентября 1987
   "Мираж" F1CZ (3-я эскадрилья, серийный номер 206)
   Операция Moduler. Три пары "Миражей" подняты на перехват двух ангольских МиГ-23 с кубинскими пилотами, прикрывавших боевые вертолеты у реки Ломба. Непосредственно в бою участвовали два "Миража". Противники атаковали друг друга на встречных курсах, кубинцы выпустили три ракеты, две из которых прошли мимо целей, а одна взорвалась у хвостовой части самолета капитана Артура Пирси. После этого южноафриканцы вышли из боя. "Мираж" Пирси получил ряд повреждений - в частности, он потерял самопроизвольно выпустившийся тормозной парашют, отказала одна из двух гидросистем и началась утечка топлива. Тем не менее, пилот принял решение сажать самолет в Рунду. На пробеге он обнаружил, что тормозная система шасси не работает, так что у него не оставалось возможности погасить скорость. Самолет выкатился за пределы ВПП, стойки шасси подломились, от резкого удара самопроизвольно сработало катапультное кресло. Парашют не успел раскрыться, и Пирси получил тяжелые травмы, сделавшие его инвалидом.
   Борт 206 был списан. Его хвостовую часть использовали для ремонта "Миража" N 205, сильно поврежденного в результате пожара двигателя в 1985 году, и отремонтированный самолет получил неофициальное прозвище "205 с половиной". Носовая часть была сохранена и переделана частными предпринимателями в летный тренажер.
  
  
   14 ноября 1987
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1024)
   Операция Moduler. Выполняя ночной вылет в районе Кувелаи (Ангола), штурмовик не вышел из пикирования при заходе на цель. Капитан Андре Стапа погиб. Предполагается, что самолет мог быть сбит зенитным огнем, и один источник сообщает, что на обломках имелись следы боевых повреждений, однако Лорд указывает этот самолет как небоевую потерю.
  
  
   20 февраля 1988
   "Мираж" F1AZ (1-я эскадрилья, серийный номер 245)
   Операция Hooper. Звено "Миражей" наносило удар в районе Квито-Кванавале по конвою ФАПЛА, шедшему из Менонге. На выходе из атаки самолет майора Эдварда Эвери был подбит и разбился. Бойцы УНИТА утверждали, что видели катапультирование пилота, однако эта информация не получила подтверждения, и майора Эвери признали погибшим. Предполагается, что причиной потери стала тактическая ошибка - ранее в этом районе уже были нанесены несколько ударов, противник успел изучить шаблон действий авиации и подготовил средства ПВО, чтобы они подловили самолет в момент выхода из атаки. По южноафриканским данным, самолет был сбит ЗРК "Стрела-10", по кубинским (Рубен Уррибаррес) - совместным огнем ЗСУ-23-4 и ПЗРК "Стрела-3".
   В некоторых источниках утверждается, что южноафриканская разведгруппа заметила на месте падения "Миража" большое скопление ангольских и кубинских военнослужащих и навела на него удар реактивных систем залпового огня "Валкири", после которого потребовалось два грузовика для вывоза трупов.
  
  
   19 марта 1988
   "Мираж" F1AZ (1-я эскадрилья, серийный номер 223)
   Операция Packer. Пара "Миражей" возвращалась на аэродром Рунду после вечернего рейда на батальон ФАПЛА в районе Байшу-Лонга. Самолет майора Яна "Вилли" фан Коппенгагена разбился уже на территории Намибии (Окаванго) по неизвестной причине. Место падения и останки пилота были обнаружены после нескольких дней поисков. Выдвигались разные версии относительно причин потери. Например, срыв пламени двигателя из-за разрушения трубопровода топливной системы при полете на малой высоте стал бы фатальным. Внимание пилота могло быть отвлечено чем-то, и в темноте он не заметил, что самолет снижался под незначительным углом вплоть до столкновения с верхушками деревьев. Также высказано предположение, что он мог быть сбит ракетой ПЗРК.
  
  
  
   РАЗДЕЛ 2. ПОТЕРИ В ЗОНЕ ОПЕРАЦИЙ
  
   Здесь перечислены потери, произошедшие в Намибии при неясных обстоятельствах (возможно, в ходе тренировочных и прочих не связанных с войной вылетов).
  
  
   31 июля 1978
   C4M "Куду" (серийный номер 962)
   Самолет списан в результате происшествия в аэропорту Эрос (Виндхук, Намибия), обстоятельства неизвестны.
  
  
   25 марта 1980
   C-47B "Дакота" (44-я эскадрилья, серийный номер 6851)
   Военно-транспортный самолет разбился на территории Намибии. Погибли оба члена экипажа (лейтенанты Корнелиус Весселс и Йохан Леу) и пассажир - кандидат в офицеры Элна Сварт, дочь бригадира ВВС ЮАР. Тело Сварт было обнаружено на месте катастрофы в кресле пилота.
  
  
   29 мая 1981
   AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 958)
   Самолет потерян в небоевом происшествии в районе Энханы (Намибия). Пилот лейтенант Джереми фан дер Ват погиб. Предполагается, что один пассажир умер позднее от ран.
  
  
   10 июля 1982
   AM.3C "Бушбок" (42-я эскадрилья, серийный номер 950)
   Разбился из-за ошибки пилота в районе Ондангвы (Намибия). Погибли лейтенант Отто Янс фан Ренсбург и кандидат в офицеры Антон Ру.
  
  
   15 января 1985
   MB-326KC "Импала" Mk II (серийный номер 1006)
   Штурмовик разбился в районе Окаванго (Намибия). Капитан Бота катапультировался.
  
  
   12 февраля 1985
   MB-326KC "Импала" Mk II (4-я эскадрилья, серийный номер 1096)
   Штурмовик разбился ночью в районе Ондангвы (Намибия) после взлета из-за срыва фонаря кабины. Капитан Роберт Родель погиб.
  
  
   16 июля 1986
   SA316B "Алуэтт" III (17-я эскадрилья, серийный номер 43)
   Вертолет столкнулся с оттяжкой радиомачты вечером в условиях пониженной видимости на территории Намибии (по разным данным, возле Энханы или Оканколо). Флайт-сержант Эдвард Блоэм погиб, остальные два члена экипажа выжили.
  
  
   1986 / 1988
   Цессна 185D "Скайвэгон" (84-я летная школа легких самолетов, серийный номер 745)
   Самолет разбился из-за отказа двигателя на территории Намибии. Лейтенант Рас выжил. Самолет был списан и впоследствии продан на гражданскую службу. В разных источниках датой аварии называется 20 мая 1986 и 19 февраля 1988 года.
  
  
  
   РАЗДЕЛ 3. ЗАЯВКИ О ПОТЕРЯХ СО СТОРОНЫ ПРОТИВНИКА
  
   Здесь перечислены известные заявки (очевидно, далеко не все из когда-либо сделанных) о сбитых самолетах и вертолетах ЮАР со стороны ангольцев, кубинцев, советских, российских и прочих авторов. Даже по этим неполным утверждениям нижняя граница потерь ВВС ЮАР превышает 90 летательных аппаратов.
  
  
   1975-1976
   По кубинским данным (Рубен Уррибаррес), за ноябрь-декабрь 1975 года в ходе операции Savannah авиация ЮАР потеряла в Анголе 5 самолетов и 3 вертолета. Приводятся примеры нескольких потерь: 28 октября разбился Бичкрафт "Барон", 22 декабря огнем с земли были сбиты вертолеты "Пума" и "Алуэтт" III. Кроме того, ангольская сторона в свое время сделала заявление о сбитии вертолета, на борту которого погиб генерал ЮАР Потгитер.
   С южноафриканской стороны подтверждается потеря при проведении операции одного самолета Цессна 185 и двух вертолетов "Пума", один из которых был сбит кубинцами 22 декабря 1975, а другой с бригадиром Потгитером на борту уничтожен "дружественным огнем" 4 января 1976. На борту разбившегося 29 октября "Барона" находились южноафриканские военнослужащие, но самолет был предоставлен группировкой УНИТА и поэтому не может быть отнесен к потерям ВВС ЮАР.
  
   Май 1978
   Согласно информации разведывательного управления Генерального штаба ФАПЛА, в ходе рейдов на лагеря СВАПО в Анголе 4 мая 1978 были потеряны два южноафриканских вертолета (Сергей Коломнин, "Рейд на "Москву"").
   С южноафриканской стороны эти потери не подтверждаются. Судя по доступным данным об аварийности ВВС ЮАР, в 1978 году вообще не было безвозвратных потерь вертолетов.
  
   Март 1979
   По заявлению министерства обороны Анголы, за два дня марта 1979 года над территорией страны были сбиты 6 южноафриканских боевых самолетов, в том числе:
   13 марта - "Мираж" подбит зенитным огнем в районе Ондживы и упал на территории Намибии;
   14 марта - "Канберра" разбилась в районе Тешипо, оба члена экипажа погибли; еще одна "Канберра" уничтожена в районе Каамы; три самолета сбиты в районе Калеке, один из них опознан как "Мираж" III, другой упоминается как "бомбардировщик".
   С южноафриканской стороны подтверждается потеря только одной "Канберры" (N 452) 14 марта, причем это единственная потеря за все время эксплуатации самолетов данного типа в ВВС ЮАР.
  
   Июнь 1980
   По сообщению Радио Луанды, в ходе рейда ВВС ЮАР на лагерь намибийских беженцев на юге Анголы 7 июня 1980 года зенитным огнем были сбиты три истребителя-бомбардировщика "Мираж".
   Согласно южноафриканским данным, безвозвратных потерь при нанесении удара по лагерю подготовки партизан СВАПО в районе Лубанго не было. Из-за плохой организации операции два истребителя-бомбардировщика "Мираж" F1AZ получили повреждения от ракет ЗРК С-125. У самолета N 234 началась утечка топлива, и в 50 километрах от аэродрома Ондангва остановился двигатель. Майор Франс Преториус блестяще выполнил посадку без двигателя, за что был награжден медалью "Южный крест". Еще труднее пришлось капитану Исаку дю Плесси - его борт N 237 был подбит двумя ракетами, в результате чего отказали гидросистема, управление створками сопла двигателя и навигационный компьютер. В аварийном режиме Плесси удалось выпустить основные стойки шасси, и он совершил посадку в Руакане без носовой стойки, роль которой выполнил обтекатель фюзеляжа. За спасение самолета летчика наградили Почетным крестом. Оба "Миража" впоследствии были отремонтированы и вернулись в строй.
  
   Январь 1981
   Ангольское информационное агентство со ссылкой на заявление министерства обороны сообщило, что в ходе боев на юге страны со вторгшимися южноафриканскими войсками были сбиты 1 истребитель-бомбардировщик и 3 вертолета ЮАР.
   С южноафриканской стороны потери не подтверждаются.
  
   Август 1981
   Во время операции Protea ангольское информационное агентство АНГОП со ссылкой на министерство обороны страны сообщило о ряде сбитых летательных аппаратов ЮАР. В частности, заявлялось о сбитии в четверг 27 августа одного истребителя-бомбардировщика и одного вертолета; в субботу 29 августа после бомбардировки Шибембы сбиты 2 истребителя, а также (в этот день или ранее) 3 самолета сбиты над Ондживой.
   Выдержка из журнала боевых действий аппарата Главного военного советника (СССР) в Анголе (цитируется по статье Сергея Коломнина "Ангольский ад"): "Обстановка на 22.00 (время мск.) 27.08.1981... 11 пбр ведет оборонительные бои в районе Онджива. После бомбо-штурмового удара в 8.30 город был атакован частями армии ЮАР (предположительно батальоном "Буффало") и отрядами УНИТА... По нашим данным в районе Онджива сбито четыре самолета противника".
   Представитель вооруженных сил ЮАР назвал ангольские заявления "примером массовой пропаганды". С южноафриканской стороны подтверждается сбитие одного "Алуэтта" (N 48) 25 августа. Кроме того, 27 августа при нанесении удара по позиции зенитной артиллерии возле Ондживы ракетой ПЗРК "Стрела-2" был подбит "Мираж" III (N 811); капитан Ринье Кит успешно посадил самолет на аэродроме Ондангва, и через три дня он вернулся в строй.
  
   Май 1982
   Югославское информационное агентство ТАНЮГ сообщило о сбитии партизанами на севере Намибии военно-транспортного самолета, на борту которого находились инструкторы южноафриканской армии. Южноафриканская сторона заявила, что самолет являлся частным и выполнял прогулочный вылет.
  
   Август 1982
   По данным СВАПО, 9 августа 1982 года засада в районе Окалонги нанесла сильный удар южноафриканской авиации - было сбито 6 вертолетов "Алуэтт" и "Пума", а также подбиты как минимум два "Миража". На следующий день отступающий отряд партизан, организовавших засаду, подвергся ответному авиаудару и понес тяжелые потери, однако сбил еще 3 вертолета - два зенитным огнем и один ракетой ПЗРК "Стрела-2М". Итого за два дня было сбито 9 вертолетов противника.
   С южноафриканской стороны подтверждается потеря 9 августа одной "Пумы" (N 132).
  
   Декабрь 1983
   По заявлениям ангольской стороны, при проведении ЮАР операции Askari к концу декабря 1983 года было сбито 4 южноафриканских самолета, бомбивших гражданские объекты.
   Некоторая информация об ангольських заявках этого периода содержится в дневнике Сергея Некрасова (""Спокойная жизнь" в Кааме. 1983-1984 гг."). Запись за 21 декабря: "В 17:50 появилась одна "Импала" и четыре "Миража". Через десять минут после обстрела из наших зенитных орудий - исчезли. Зенитчики уверяли, что один самолет сбит". Запись за 25 декабря: "В 13:55 до 14:35 снова появилась авиация ЮАР. Взрывы далеко. В 17:00 поехали на зенитную батарею 57 мм. Говорят, что сбили 2 самолета". "Тем не менее, по моему мнению, за всё время агрессии [операции Askari] не было сбито ни одного самолёта, хотя и не берусь это утверждать".
   С южноафриканской стороны подтверждается только потеря одного вертолета "Пума" (N 155) по небоевой причине 27 декабря. Кроме того, были повреждены две "Импалы": 23 декабря самолет лейтенанта Нильса Мейнтджеса вернулся в Ондангву после поражения ракетой ПЗРК "Стрела-2", 3 января 1984 года самолет капитана Джо фан ден Берга получил попадание ракеты ЗРК "Стрела-1", оторвавшей правый горизонтальный стабилизатор, и сел на контролируемом южноафриканцами ангольском аэродроме Онджива.
  
   Февраль 1984
   В июне 1984 года СВАПО опубликовала информацию о результатах своих операций в феврале-марте, и среди прочего там фигурировало сбитие южноафриканского военного вертолета в феврале.
   С южноафриканской стороны потеря не подтверждается. Судя по доступным данным об аварийности ВВС ЮАР, между декабрем 1983 и августом 1984 года не было никаких потерь вертолетов.
  
   1984
   Из воспоминаний Альберта Павлова, специалиста по самоходным шасси ЗРК "Оса" (статья "Русские "Осы" в Африке"): "В 1984 году началась нешуточная война. Южноафриканцы перешли границу и старались опрокинуть прикрывавшие ее ангольские дивизии. Позиции дивизиона непрерывно атаковались с воздуха.... Тем не менее дивизион сбил десять самолетов и вертолетов противника. Одну "Пуму" завалили, когда она шла по каньону вне видимости радаров. Ракета пошла в каньон, настигла вертолет и рванула в нескольких метрах от него. Экипаж сгорел вместе с машиной. Но обычно пилотам подбитых машин удавалось дотягивать до границы".
   В тексте не указан точный период, когда произошли заявленные сбития, указан лишь 1984 год. Единственной крупной операцией ЮАР в Анголе в тот год была Askari, закончившаяся в январе. Южноафриканские данные о потерях в ходе нее приведены выше, а вообще за весь 1984 год не отмечено никаких безвозвратных потерь, связанных с Пограничной войной. В Намибии потерпел аварию "Алуэтт" (какое задание он выполнял и какова была его дальнейшая судьба - неизвестно), на территории ЮАР разбился "Мираж" F1, при неизвестных обстоятельствах потеряны "Куду" и "Пума".
  
   Март 1985
   3 марта 1985 года боевой вертолет Ми-35, пилотируемый кубинским экипажем, вступил в воздушный бой с тремя юаровскими XTP-1 ("Пума", производившаяся в ЮАР по лицензии) и сбил четыре (sic!) вертолета. Всего же в Анголе Ми-35 уничтожили свыше 10 вертолетов противника.
   Данный курьез упомянут лишь потому, что он появился в книге достаточно известного автора - Николая Якубовича ("Все боевые вертолеты СССР и России", 2013). Эта "информация", как и ряд других боевых эпизодов, бездумно и топорно передрана из статьи Андрея Шитякова "Воздушные победы Ми-24", и до Якубовича в какие-либо более или менее серьезные источники она не проникала. Шитяков известен как поэт и самиздатовский автор статей на военно-историческую тематику, содержимое которых представляет собой вольные фантазии по мотивам реальной техники и событий. Ни один вменяемый источник - хоть юаровский, хоть кубинский - не описывает никаких воздушных боев между вертолетами в Анголе, а XTP-1 появился в 1986-1987 году и был экспериментальным вертолетом, существовавшим в количестве, по-видимому, всего двух штук. В процессе "переноса" сведений они подверглись своеобразной мутации - в оригинале Шитякова описанный воздушный бой происходил 13 марта, и сбито в нем было два XTP-1. Общая результативность Ми-24 у Шитякова описана следующим образом (авторские орфография и пунктуация сохранены): "Всего в Анголе Ми-24 сбили 4 ХТР-1 с мощным противотанковым и противоавиационным, а так же - подвижным пушечным вооружением, - две победы принадлежат кубинскому экипажу, одна - восточногерманскому; советский вертолётчик в одном бою сбил "Пуму ХТР-1" и ещё две многоцелевых "Пумы", - жертвами 24ок были ещё как минимум 9 вертолётов "Пума", пусть не несущих РВВ и ПТУР, но достаточно хорошо вооружённых - 2 тридцатизарядных блока 68мм НАР, две курсовые 30мм пушки "Дефа" и 2 12,7мм пулемёта, в дверях кабины".
  
   Апрель 1986
   По заявлению министерства обороны Анголы, ночью 3 апреля 1986 года был сбит один и поврежден другой из трех южноафриканских самолетов C-130, сбрасывавших снаряжение боевикам в провинции Бие. В различных источниках нет единодушия относительно того, какой истребитель одержал воздушную победу - МиГ-21 или МиГ-23.
   Представитель армии ЮАР категорически опроверг это заявление: "Мы не знаем, что там они сбили, но нам оно не принадлежало". Есть разные теории, что же именно ангольцы сбили той ночью (например, что это мог быть самолет ЦРУ или гражданский L-100), однако южноафриканские источники показывают, что атакованные самолеты действительно принадлежали ЮАР. Можно сказать, что им крупно повезло - летчики так и не поняли, что их перехватили вражеские истребители. Одним из "Геркулесов" был борт 401, командир экипажа - майор Эдриан Вудли. В темноте пилоты увидели приближающуюся ракету, которая прошла мимо двигателей на левой плоскости крыла, послышался сильный удар и ракета затем исчезла из поля зрения, а через систему кондиционирования в кабину попал запах ее выхлопных газов! По приказу командира самолет резко уменьшил высоту полета. После возвращения на базу его осмотрели и не нашли никаких повреждений - вероятно, его просто задело ударной волной от близкого прохождения неразорвавшейся ракеты. Южноафриканцы решили, что "Геркулес" был обстрелян ЗРК С-75.
   Дик Лорд выдвигает несколько надуманную, но интересную теорию о том, почему ангольцы/кубинцы могли посчитать самолет сбитым. После пролета ракета Вудли передал своему ведущему: "I'm going down", то есть "Я снижаюсь", но при желании эту фразу можно перевести с английского как "Я падаю". Она могла быть перехвачена радиотехнической разведкой и интерпретирована именно во втором значении.
   Еще можно отметить, что согласно имеющейся информации об эксплуатации "Геркулесов" в ВВС ЮАР, с 1963 и до января 2020 года не было потеряно ни одного самолета этого типа по каким-либо причинам.
  
   1986-1987
   В издании "СВАПО. Новости и взгляды" за январь-март 1987 года перечисляются успехи намибийских партизан за последние месяцы. Среди всего прочего там сообщается об уничтожении в 1986 году 4 транспортных самолетов и 3 или 4 (текст противоречит самому себе) вертолетов ЮАР. Некоторые подробности о сбитиях из этого и еще одного дополнительного источника:
   - 23 мая 1986 или несколько ранее на севере Намибии сбит военно-транспортный самолет C-160 "Трансаль", и это уже третий сбитый самолет менее чем за месяц.
   - 3 декабря 1986 ударный вертолет сбит в Огонго.
   - 29 декабря 1986 вертолет "Алуэтт" сбит на взлете с авиабазы Ондангва, все люди на борту погибли.
   - 3 января 1987 сбит вертолет "Алуэтт", 4 человека на его борту погибли.
   - 15 января 1987 сбит вертолет.
   С южноафриканской стороны подтверждается потеря в Намибии по небоевой причине одного "Алуэтта" (N 43) 16 июля 1986, других безвозвратных авиационных потерь в зоне боевых действий за 1986-й и начало 1987-го не отмечено. Одна "Пума" была повреждена в происшествии при рулежке на аэродроме Ошакати и отремонтирована. 1 мая 1986 года транспортный самолет C-47 "Дакота" (серийный номер 6855, командир экипажа - капитан Колин Грин) над севером Намибии был поражен ракетой ПЗРК "Стрела-2", оторвавшей руль направления и серьезно повредившей рули высоты, но успешно сел на аэродром и был отремонтирован. Южноафриканские "Геркулесы" и "Трансали" за весь период своей эксплуатации потерь не имели.
  
   Середина 1987
   На заседании Совета Безопасности ООН 20 ноября 1987 года заместитель министра иностранных дел Анголы сделал заявление о военных действиях ЮАР против его страны в течение года. Цитата из официальной публикации ООН: "Затем он сделал подробное сообщение о военных действиях Южной Африки в июне и июле, имевших место на расстоянии до 350 километров в глубь ангольской территории, и описал военную технику и самолеты, которые она использовала в этих военных операциях. Совсем недавно южноафриканский батальон "Буффало" атаковал ангольскую армию... Кроме того, по его словам, ангольскими вооруженными силами во время разведывательных полетов над их позициями были сбиты шесть самолетов "Импала" и один самолет "Мираж", а также один вертолет в Куито Куанавале и три вертолета в районах Ломба и Куджамба. Он сообщил об "ожесточенных боях" в сентябре и октябре...".
   В источнике нет четкого указания, за какой именно период были сбиты перечисленные 11 южноафриканских летательных аппаратов, но из контекста можно заключить, что подразумеваются, по-видимому, летние месяцы.
   С южноафриканской стороны эти потери не подтверждаются. В позднейших боях до конца года были потеряны три самолета.
  
   1987-1988
   В ходе битвы при Квито-Кванавале ангольская/кубинская сторона сообщала о большом количестве сбитой авиатехники ЮАР. Ниже перечислены известные заявки.
   В ноябре 1987 года в Луанде был выставлен на обозрение киль самолета, сбитого, как утверждалось, 14 августа в провинции Квандо-Кубанго. Представитель вооруженных сил ЮАР заявил, что киль принадлежит "Миражу" III, потерянному в 1979 году у Ондживы (т.е. речь идет о самолете N 856), и с тех пор потерь самолетов этого типа не было.
   В книге Игоря Ждаркина "Такого не было даже в Афгане" приводится следующая запись об уничтоженной авиатехнике из тетради радиограмм, которая велась в 21-й бригаде ФАПЛА подполковником Артеменко:
   1) 3 сентября Оса-АК - 2 вертолета (сбито)
   2) 21 сентября Оса-АК - 1 разведывательный самолет
   3) 26 сентября "Стрела-2" - 1 "Мираж", "ЗУ-23" - 1 "Мираж";
   4) 17 октября "Стрела-2" - 1 "Мираж", "Стрела-10" - 1 "Мираж"
   Всего: 4 самолета, 2 вертолета, 1 разведывательный самолет.
   На 6 декабря 1987 сбито более 40 летательных аппаратов (?).
   С южноафриканской стороны подтверждается потеря 3 сентября от ЗРК "Оса" одного разведывательного самолета (не вертолета) "Бушбок", 21 сентября одного беспилотного летательного аппарата, 26 сентября еще одного БПЛА.
   В середине октября 1987 года в западной прессе появилось сообщение, что Ангола претендует на уничтожение 16 южноафриканских летательных аппаратов за период с середины августа.
   Информация о сбитых самолетах ВВС ЮАР из дневника служившего в 21-й бригаде ФАПЛА Игоря Ждаркина:
   11 октября - сбиты два самолета.
   13 октября - сбит один самолет, второй подбит попаданием ракеты ПЗРК "Стрела-3" в сопло.
   17 октября - налет четырех "Миражей", два из них сбиты (огнем "Стрелы-10" и ЗУ-23-2, что несколько противоречит вышеупомянутой записи Артеменко) и упали недалеко от расположения бригады; ангольцы утверждали, что сбили еще один, упавший на другом берегу реки Кунзумбия. К местам падения самолетов направили разведчиков. Цитата: "Вечером группы вернулись. Как это обычно бывает у ангольцев, доложили, что самолетов, мол, не нашли, где они, не знают и т.д. и т.п. Объяснение, конечно, простое: боялись нарваться на УНИТА".
   23 октября - "С самого утра отправились к командиру бригады уточнить обстановку. Он показал нам обломки самолета, что был сбит раньше над рекой Кунзумбия. По его словам, труп южноафриканского летчика сильно обгорел, и каких-либо документов найти не удалось". Выписка из тетради радиограмм за это же число: "Найдены обломки самолета и обгоревший труп в районе примерно 115о 9 км от точки 877. Обломки обгоревшие, один от радиоаппаратуры, от фюзеляжа и часть прибора - все надписи советские" (Ждаркин не уточняет, почему этот самолет был опознан как южноафриканский).
   Согласно статье, опубликованной в западных СМИ в среду 30 декабря, ангольское информационное агентство АНГОП сообщило о сбитии на прошлой неделе одного и подбитии другого южноафриканскогосамолета. Несколько позднее АНГОП сообщило о том, что 29 декабря в районе Квито-Кванавале были сбиты три "Миража". Представитель южноафриканской армии опроверг это заявление. По данным западной прессы, к этому моменту ангольская сторона заявила о сбитии уже примерно 50 летательных аппаратов с сентября.
   В выступлении по ангольскому телевидению 20 января 1988 года начальник штаба ВВС Анголы полковник Альберто Нето заявил, что под Квито-Кванавале сбиты около 40 летательных аппаратов ВВС ЮАР. За какой период были достигнуты эти результаты, не уточнялось.
   Во второй половине февраля 1988 года (по разным сведениям, 19-го или 20-го числа) президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш выступил с заявлением о присутствии в стране войск ЮАР и перечислил их потери за последние 45 дней, включая 6 сбитых летательных аппаратов.
   По заявлению агентства АНГОП, 20 февраля восточнее Квито-Кванавале были сбиты два "Миража". С южноафриканской стороны подтверждена потеря одного самолета ("Мираж" F1 N 245).
   25 февраля агентство АНГОП сообщило, что в период с 21 по 24 февраля в районе Кувелаи были сбиты 3 "Миража", и обломки самолетов найдены ангольской армией.
   По заявлению СВАПО, за первый квартал 1988 года партизаны сбили 2 южноафриканских военных летательных аппарата.
   Дик Лорд в своей книге "Вламгат: История Мираж F1 в ВВС ЮАР" ссылается на ангольскую публикацию "ФАПЛА: Оплот мира в Анголе" (издана отделом агитации и пропаганды ФАПЛА), откуда приводит следующую цитату: "С октября 1987 по март 1988 года ангольская система ПВО сбила более 40 самолетов и вертолетов военно-воздушных сил ЮАР".
  
   Воздушные победы МиГ-23
   Воздушные победы кубинских летчиков на истребителях МиГ-23 в Анголе наиболее полно (в той мере, в какой о них хоть что-то известно) описаны двумя авторами - кубинским Рубеном Уррибарресом в разных статьях и российским Владимиром Ильиным в монографии "МиГ-23: долгий путь к совершенству". Казалось бы, приоритет должен принадлежать Уррибарресу, потенциально имеющему лучшие возможности по доступу к кубинским источникам. Однако сам Уррибаррес признает общую неопределенность этой темы и в качестве подтверждения своей информации ссылается на того же Ильина как специалиста ЦАГИ, куда-де стекается информация ото всех эксплуатантов МиГов об их применении. Ниже приведены сведения обоих авторов. Данные Уррибарреса следует считать неофициальными (как он отмечает, подбитие "Миража" 27 сентября 1987 года - единственная победа, подробно и открыто описанная с кубинской стороны).
   - В начале 1987 года на севере Намибии сбит "Мираж" F1AZ - об этом пишут оба автора. Уррибаррес добавляет, что южноафриканцы признали эту потерю, но списали ее на ПЗРК. На самом деле никаких потерь в начале 1987 года южноафриканцы не признают, а единственный подтвержденный ими "Мираж" F1AZ, сбитый ракетой с земли, был потерян в начале не 1987-го, а 1988-го года (конкретно - 20 февраля), и сам Уррибаррес в другом месте пишет относительно этого самолета, что он был сбит с земли.
   - 27 сентября 1987 - знаменитый бой, в котором были уничтожены два "Мираж" F1. Один из них взорвался в воздухе, другой разбился из-за повреждений при посадке. Майору Лей Ривасу записано 1,5 победы, лейтенанту Чао Гондину - 0,5. Таковы данные кубинца. У Ильина этот эпизод описан довольно подробно (дату он не указывает, но имена обоих кубинских летчиков приводит, так что речь явно об этом же случае), но почему-то утверждается, что МиГам противостояли "Мираж" III, при этом один самолет ЮАР был поражен ракетой (его дальнейшая судьба не уточняется), а второй ушел. Точка зрения южноафриканцев на этот бой прекрасно известна - самолет Артура Пирси действительно получил повреждения и разбился во время посадки, а вот ракета, шедшая на "Мираж" Карла Гагьяно, оставила след только на кадрах его кинофотопулемета, и Гагьяно сопровождал своего неудачливого ведомого вплоть до аварии.
   Отдельно от этого инцидента Ильин пишет следующее: "Несколько месяцев спустя [после сбития "Миража" F1 в начале 1987] еще один истребитель такого типа в воздушном бою с МиГ-23 получил попадание ракеты Р-60М. Его летчик сумел дотянуть до границы и спастись, однако самолет был потерян". Вне всяких сомнений, здесь подразумевается опять же самолет Пирси, то есть Ильин упоминает один и тот же бой как два разных - с двумя разными подбитыми "Миражами".
   - Тот же самый долгий день 27 сентября 1987 - МиГом сбит южноафриканский вертолет "Пума" (данные Уррибарреса). Никаких подтверждений со стороны ЮАР эта заявка не находит.
   - Неизвестная дата - сбит штурмовик "Импала". Возможно, в данном случае информация Уррибарреса базируется на книге Ильина. Там рассказано про торжественный вечер в МАИ в 1989 году, на котором выступал некий негр, представившийся летчиком ВВС Анголы и заявивший, что сбил на МиГ-23 южноафриканскую "Импала". В принципе, имеются данные о двух "Импалах", потерянных в Намибии при неизвестных обстоятельствах, однако же Намибия - это все-таки не Ангола, а отсутствие подробностей как об этих потерях, так и о заявке анонимного ангольского летчика делает любую попытку сопоставления не более чем спекуляцией.
   - Разобранный выше инцидент с "Геркулесом" 3 апреля 1986 года есть у обоих авторов, причем Ильин выдвигает альтернативную версию, что самолет был арендован УНИТА и сбит пушечным огнем.
  

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023