ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Потери французской авиации в Дьенбьенфу

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Битва при Дьенбьенфу, определившая судьбу Французского Индокитая, традиционно датируется периодом с 13 марта по 7 мая 1954 года - всего 56 дней. Фактическая борьба за контроль над этой заброшенной долиной, не считая предыдущих эпизодов (первый раз французы потеряли Дьенбьенфу в 1952-м), велась с момента высадки там французского парашютного десанта 20 ноября 1953 года. К началу знаменитой осады общие потери экспедиционного корпуса в этом районе уже составляли около тысячи человек.
  
   Разбирать злоключения авиации экспедиционных сил мы, однако, будем в общепринятых хронологических рамках, то есть с 13 марта. Подсчет потерь всегда сложен, и Дьенбьенфу не является исключением. При беглой попытке определить, сколько французских самолетов было уничтожено в этом сражении, быстро всплывет цифра 62. Насколько она точна и правдоподобна? По мнению автора - не слишком.
  
   Статья написана главным образом на основе англоязычных источников с ограниченным использованием франкоязычных. На русском языке эта тема почти не затронута, на вьетнамском - если и существуют некие публикации, то они недоступны. "Три кита", сделавшие данную статью возможной: Мартин Уиндроу (The Last Valley: Dien Bien Phu and the French Defeat in Vietnam), Тед Морган (Valley of Death: The Tragedy at Dien Bien Phu That Led America into the Vietnam War) и Бернард Фолл (Hell In A Very Small Place: The Siege Of Dien Bien Phu). Первое место Уиндроу занимает совершенно заслуженно, поскольку лучше него авиационные потери на английском языке не описал никто. Впрочем, правильнее будет сказать, что ни один другой автор их вообще не изучал.
  
   Ключевые моменты, которые хотелось бы выделить после изучения всей доступной литературы:
   * Миф о 62 сбитых самолетах за 56 дней битвы;
   * Очень слабое освещение в источниках значительных потерь французской военно-транспортной авиации, заставивших ее прекратить снабжение гарнизона посадочным способом (результат - крепость почти полностью отрезана от внешнего мира, одна из важных причин ее падения);
   * Полное отсутствие статистики небоевых потерь, хотя они имели место.
  
   Самыми эффективными средствами ПВО при Дьенбьенфу были советские 37-мм зенитные орудия образца 1939 года 61-К. Считается, что к концу сражения у вьетнамцев насчитывалось порядка 36 этих орудий. Все они были на вооружении 367-го зенитного полка 351-й тяжелой дивизии. На их долю приходится большая часть уничтоженных французских самолетов (по вьетнамским данным, из 62 сбитых самолетов 52 на счету 367-го полка). Есть сведения, что за время сражения 37-мм орудия выпустили около 32 тысяч снарядов. Других зенитных орудий у вьетнамцев не было, так что кроме 61-К они могли полагаться только на 12,7-мм пулеметы ДШК. Вероятно, пехота стреляла по низколетящим самолетам из всего имевшегося оружия. По оценке технического представителя фирмы Фэрчайлд, разработанные ею самолеты C-119 подвергались над Дьенбьенфу более плотному зенитному огню, чем во время войны в Корее. Со стороны французских пилотов звучали сравнения вьетнамской ПВО в Дьенбьенфу с ПВО над Германией во время Второй мировой войны.
  
   Французская авиатехника, упоминаемая в тексте.
   На вооружении ВВС и ВМС Франции в Индокитае состояли исключительно поршневые самолеты, по большей части американского производства.
   Грумман F6F "Хеллкэт" - американский истребитель-бомбардировщик, 1942 год. К моменту сражения применялся только в авиации ВМС, участвовали самолеты эскадрильи 11F палубного базирования.
   Грумман F8F "Биркэт" - американский истребитель-бомбардировщик, развитие "Хеллкэта", 1944 год. Хотя спроектирован как палубный, во Франции применялся только в ВВС; самый массовый французский боевой самолет в Индокитае на 1954 год. Участвовали самолеты истребительных групп I/22 и II/22.
   Кертисс SB2C "Хеллдайвер" - американский пикирующий бомбардировщик, 1940 год. Участвовали самолеты эскадрильи 3F палубного базирования, в ходе сражения потерявшей своего командира.
   Дуглас B-26 "Инвэйдер" - американский легкий бомбардировщик, 1942 год. Участвовали самолеты бомбардировочных групп I/19 и II/25.
   Консолидейтед PB4Y "Приватир" (строго говоря, в 1951 году его обозначение в США было изменено на P4Y) - американский патрульный бомбардировщик, 1943 год. Разработан на базе дальнего бомбардировщика B-24. Участвовали самолеты эскадрильи 28F.
   Дуглас C-47 - американский транспортный самолет, 1941 год. Официально именовался "Скайтрейн", однако более распространенное и принятое в ВВС Франции прозвище - "Дакота". Участвовали самолеты транспортных групп II/62, II/63, I/64, II/64.
   Фэрчайлд C-119 "Флаинг Бокскар" - американский транспортный самолет, 1947 год. Наиболее современный из самолетов, применявшихся в Индокитае. Машины передавались французам прямо из частей ВВС США, пилотировали их в основном гражданские летчики из принадлежавшей ЦРУ авиакомпании CAT. Авиационный отряд, использовавший эти самолеты, французы называли "Packet" (хотя это официальное обозначение C-82, предшественника C-119).
   Моран-Солнье MS.500 "Крике" - французский самолет разведки и связи, 1944 год. Производившийся во Франции знаменитый немецкий Fi 156 "Шторх". Участвовали самолеты 21-й и 23-й авиагрупп артиллерийской корректировки армейской авиации.
   Сикорский S-55 (H-19) - американский транспортный вертолет, 1949 год. Состоял на вооружении соединения армейской авиации GFHAT.
  
   О нумерации подразделений ВВС Франции.
   Весьма запутанная тема. Для примера возьмем подразделение GC II/4 La Fayette, служившее в Индокитае в 1947-1948 годах. Теоретически его наименование расшифровывается как II (римская цифра) истребительная группа 4-й эскадры "Лафайетт", и в ее составе были эскадрильи SPA 167, N 124 и SPA 160. В 1949 году наименование изменено на EC 2/4 (обращаем внимание на арабскую цифру), что должно означать... 2-й истребительный эскадрон 4-й эскадры? В целом похоже, что во времена Индокитайской войны было принято использовать в наименовании авиационных групп именно римские цифры. Множество источников почему-то заменяет все римские цифры на арабские и называет группы эскадрильями. В этой статье все обозначения приведены с римскими цифрами.
  
   Существующие оценки французских потерь.
   Надо сразу оговориться, что англоязычные источники обычно используют слово "aircraft", применимое и к самолетам, и к вертолетам. В Дьенбьенфу было очень мало вертолетов, но они все же имелись и несли потери. Так что если мы где-то читаем, что французы потеряли "48 aircraft", то невозможно с уверенностью сказать, учтены здесь вертолеты или нет.
  
   64 сбитых/уничтоженных - непонятно что, встречающееся в некоторых русскоязычных публикациях (например, статье А. Гребнева "Вьетнамский Сталинград", warspot.ru, 22.11.2015; статье А. Храмчихина "Индокитайская катастрофа", nvo.ng.ru, 24.5.2019; книге С. Иванова "F8F Bearcat", 2005). В западных источниках такая цифра не обнаруживается.
  
   62 сбитых - официальные данные Вьетнамской Народной Армии, то есть тех, кто эти самолеты и сбивал. Встречаются в ряде вьетнамских источников. Из коммюнике командования ВНА от 8 мая 1954 года (цитируется по англоязычной книге Во Нгуена Зиапа "Dien Bien Phu", Ханой, 1964): "Было сбито и уничтожено 57 самолетов на фронте и 5 других на пути к фронту, всего 62, включая тяжелые бомбардировщики B.24, бомбардировщики B.26, транспортные самолеты C.119 и истребители Handiver, все они были поставлены Франции Соединенными Штатами". Под тяжелыми бомбардировщиками явно подразумеваются "Приватиры", ну а Handiver - это исковерканное "Хеллдайвер". На основании формулировки "сбито и уничтожено" можно предположить, что вьетнамцы учли и авиатехнику, уничтоженную на аэродроме, но это требует уточнения.
  
   Кевин Бойлан и Люк Оливье, "Valley of the Shadow: The Siege of Dien Bien Phu": "Вьетнамские авторы утверждают, что в Дьенбьенфу было сбито 62 самолета, что намного больше, чем потери по данным французов. Даже если это число относится ко всему периоду кампании с 20 ноября 1953, а не только к периоду осады, оно все равно завышено".
  
   48 сбитых в воздухе и 14 уничтоженных на земле - оценка, распространенная в западных источниках. В сумме получается 62, то есть ровно столько, сколько заявлено вьетнамцами! Трудно сказать, что это - случайное совпадение, или же вьетнамские данные на самом деле так идеально соответствуют французским. Вот почему в разных публикациях можно встретить упоминание и 48, и 62 потерь.
   Имеется один большой вопрос: за какой период понесены данные потери? Часто это не уточняется. Найдены две публикации американских офицеров в профессиональных журналах, где уверенно говорится, что 48 самолетов - потери за период осады, то есть за март-май 1954. Совершенно о другом заявляет Бернард Фолл. В эпилоге пресловутой "Hell in a Very Small Place" очень однозначно написано, что французская авиация потеряла 48 самолетов сбитыми, 14 уничтоженными на земле и 167 поврежденными ЗА ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ, то есть с момента высадки французов в долине Дьенбьенфу в конце ноября 1953 и до завершения сражения в начале мая 1954. Кому верить? Фолл - не истина в последней инстанции, у него встречаются ошибки. В то же время он самый очевидный кандидат на роль первоисточника для американцев (в 1960-е годы его работы о французской Вьетнамской войне пользовались популярностью в военных кругах США). Либо американские офицеры взяли цифры из других источников, а Фолл ошибся, либо они переписали цифры у Фолла, по небрежности выдав потери с ноября 1953 за потери с марта 1954. Автор склоняется ко второму варианту, и ниже будет показано, что перечислить эти 48 сбитых самолетов за 56 дней сражения ну никак не получается.
  
   39 потерянных самолетов и вертолетов - такова оценка Бойлана и Оливье. Точнее, не совсем их, они только заимствовали таблицу потерь из книги французского автора Филиппа Гра. Согласно этой таблице, в Дьенбьенфу 14 самолетов было сбито, 9 "пропало без вести", 14 самолетов и 2 вертолета уничтожены на земле. Непонятно, какой период охватывает таблица, но в ней явно (и предсказуемо) отсутствуют небоевые потери.
  
   36 сбитых самолетов (и вертолетов?) - данные самого Анри Наварра, командующего французским экспедиционным корпусом во время битвы. Сообщает их американец Чарльз Шредер в книге "A War of Logistics". Оригинал мемуаров Наварра автору недоступен, так что нельзя узнать, приводил ли он какую-то дополнительную информацию об этих потерях.
  
   20 сбитых самолетов - столько насчитал Мартин Уиндроу в книге "The Last Valley", и его данные имеют одну уникальную особенность, которой нет больше нигде: открытость подсчета. Вместо сухих цифр Уиндроу перечислил сбитые самолеты с указанием даты потери и имени пилота для каждого из них, а в тексте его книги можно найти дополнительную информацию о каждом случае. Причем Уиндроу четко говорит, что это потери именно за период 13 марта - 7 мая, и именно те самолеты, которые сбиты в воздухе. А если к 20 сбитым самолетам прибавить примерно полтора десятка (плюс-минус) уничтоженных на земле, то получится нечто очень близкое к данным Наварра и Бойлана/Оливье. Оценка Уиндроу выглядит как будто заниженной; в самом деле, ведь Дьенбьенфу считается адом для французской авиации! Однако - разве сбитие 20 самолетов за два месяца над одной долиной можно считать низкими потерями? Для понимания их масштаба стоит сказать, что за весь 1953 год во всем Индокитае французская авиация потеряла от зенитного огня 10 самолетов (Б. Фолл, Street Without Joy).
  
   Уиндроу: "Разные источники заявляли, что до 50 самолетов было сбито 'в ходе сражения', но не уточняют это в плане времени и места, как и не приводят доказательств; некоторые из них, похоже, являются открытой вьетминьской пропагандой".
  
  
  
   ПЕРЕЧЕНЬ ПОТЕРЬ ФРАНЦУЗСКОЙ АВИАЦИИ В ХОДЕ СРАЖЕНИЯ 13 МАРТА - 7 МАЯ 1954
  
  
   Список составлен на основе данных Уиндроу и дополнен по большому количеству других источников. Указаны (при наличии информации) тип и модификация самолета/вертолета, подразделение, пилот и другие члены экипажа, обстоятельства потери. По сравнению с оригинальным списком Уиндроу добавлены несколько отсутствующих там потерь и удалены две потери, которые есть у него ("Биркэт", наносивший удар по тылам ВНА - сам Уиндроу добавляет его в свои расчеты с оговоркой; "Приватир", сбитый 8 мая - по какой логике учитывается самолет, потерянный на следующий день после окончания сражения?).
  
   Уничтожение авиатехники на земле в первые дни битвы.
   Крепость Дьенбьенфу имела свою собственную авиацию, а зря: в первые два-три дня вся техника, которая не успела улететь, была выведена из строя или уничтожена на земле орудийно-минометным огнем ВНА. Ее количество является очень спорным вопросом.
   F8F "Биркэт". Эти самолеты принадлежали истребительной группе I/22 "Сентонж". После начала сражения французы попытались их эвакуировать, но известна история о том, что большая часть самолетов не смогла подняться в воздух из-за некачественного топлива (есть также версия о саботаже). Некоторые источники сообщают о 6 или 7 уничтоженных "Биркэтах" без подробностей. Подробные версии выглядят следующим образом:
   - Уиндроу: всего было 9 самолетов, из них 5 улетели на второй день сражения (называются имена их пилотов), остальные 4 уничтожены.
   - Бойлан и Оливье: постоянно базировались 8 самолетов, но к началу сражения почему-то присутствовали целых 17. Часть была эвакуирована сразу, 9 по разным причинам остались, из них 5 улетели в первые два дня сражения, а оставшиеся (то есть 4 штуки) были уничтожены.
   - Морган: 5 самолетов улетели, оставшиеся 4 были уничтожены.
   - Фолл: перед началом битвы было 11 самолетов, один из них уничтожен в ночь на 13 марта; два улетели в первый день и три во второй, а оставшиеся 6 уничтожены. Цифры не состыкуются (5 улетело и 6+1 уничтожено - в сумме получается 12, а не 11).
   - Гра: в таблице, приведенной у Бойлана /Оливье, указаны 6 уничтоженных на земле "Биркэтов".
   Итого было уничтожено от 4 до 7 "Биркэтов". Доступные источники не позволяют сделать более точную оценку.
   C-46 "Коммандо". Потерян один самолет. Строго говоря, он принадлежал не французским ВВС, а гражданской авиакомпании Aigle Azur Maroc. C-46E (регистрационный номер F-DAAR, бывший американский 43-47417) находился в Дьенбьенфу с неисправным двигателем. Утром 13-го он готовился к взлету, когда вьетнамская артиллерия начала обстрел. Экипаж покинул самолет, который был приведен близкими разрывами в неполетопригодное состояние, и его остов долгое время лежал на ВПП, превратившись в ориентир для местных подразделений, пока не был окончательно уничтожен в апреле.
   C-47 "Дакота". Потеряно два самолета - считается, что оба из транспортной группы I/64 "Беарн". Уничтожены в первый день при обстрелах после посадки. Командиры самолетов - капитан Аману, лейтенант Синкин. По всей видимости, в обоих случаях жертв не было.
   C-119 "Флаинг Бокскар". На аэродроме Дьенбьенфу в ходе сражения потеряно ноль самолетов. Иногда упоминается одна потеря, но она случилась еще до начала осады, ночью 11-12 марта, когда севший с неисправностью двигателя самолет был уничтожен вьетнамской артиллерией; битва при Дьенбьенфу началась 13 марта.
   MS.500 "Крике". В Дьенбьенфу базировались самолеты из 21-й авиагруппы артиллерийской корректировки. Более-менее уверенно можно сказать только то, что они были уничтожены все до единого - причем последний из них даже успел выполнить разведывательный вылет и был расстрелян на аэродроме 14 или 15 марта. Уиндроу прямо пишет, что ему неизвестно число потерянных самолетов - уже свидетельство того, что дело темное. Бойлан и Оливье называют цифру семь, хотя в приводимой ими сводной таблице Гра числятся уничтоженными на земле только пять, у Р. Футрелла в книге "The United States Air Force in Southeast Asia: The Advisory Years to 1965" сказано про четыре. Дело усугубляется тем, что за день до начала битвы уже были уничтожены один-два "Крике", и остается гадать, кто из авторов учитывает эти машины, а кто не учитывает. Можно констатировать общую неясность ситуации и оставить оценку потерь "Крике" в виде "от 4 до 7".
   S-55 / H-19. Упоминается уничтожение на земле 2 вертолетов (по одному веб-сайту даже 3). Подтверждена одна потеря, H-19B (серийный номер 52-7593). В сводной таблице потерь за все время (Филипп Гра, приведена у Бойлана / Оливье) указаны два потерянных на земле вертолета. Трудно поверить, что Гра мог упустить из виду хорошо известную потерю вертолета Бартье 23 марта, а если он ее учел, тогда на первые дни осады остается лишь одна потерянная машина.
   ИТОГО в первые дни сражения артиллерийскими обстрелами на земле были уничтожены 4-7 "Биркэтов", 1 гражданский "Коммандо", 2 "Дакоты", 4-7 "Крике", 1 вертолет. Суммарно от 12 до 18 летательных аппаратов.
  
   13 марта - F6F-5 "Хеллкэт", американский серийный номер 94027, французский 11F.23, эскадрилья 11F, авианосец "Арроманш"
   Лейтенант де вессо Жан-Мишель Доэ де Мендревиль
   Небовая потеря. Самолет участвовал в бомбардировке позиций ПВО у Дьенбьенфу. Из-за наступления темноты и плохой погоды был отправлен на посадку в Катби (Хайфон); аэродром был перегружен, и в процессе ожидания своей очереди самолет, находясь на малой высоте в условиях плохой видимости, столкнулся со скалой в бухте Халонг. Пилот погиб.
  
   14 марта - B-26C "Инвэйдер", американский серийный номер 44-34487, бомбардировочная группа I/19 "Гасконь"
   Капитан Луи Обель / сержант Жильбер Жено / сержант-шеф Робер Ферисс
   Самолет пропал при возвращении с задания в Дьенбьенфу на аэродром Катби; по одному источнику, это произошло в районе Шонла. Причины потери неизвестны. Весь экипаж считается погибшим.
  
   15 марта - F8F "Биркэт", истребительная группа II/22 "Лангедок"
   Сержант Али Сахрави
   Сбит зенитным огнем; предполагается, что в него одновременно попали сразу несколько зенитных снарядов. Пилот - алжирец или марокканец по разным источникам - выпрыгнул с парашютом и попал в плен, где впоследствии умер (по информации Уиндроу; Фолл пишет, что он сразу погиб).
  
   15 марта - F6F-5 "Хеллкэт", американский серийный номер 93840, французский 11F.8, эскадрилья 11F, авианосец "Арроманш"
   Лейтенант де вессо Эдуар Леспинас
   Сбит зенитным огнем после сброса бомб на артиллерийские позиции севернее взлетно-посадочной полосы. Пилот погиб.
  
   19 марта - MS.500 "Крике", 23-я авиагруппа артиллерийской корректировки
   Лейтенант Асселино / Ле Коз
   Небоевая потеря. При возвращении с задания в Дьенбьенфу на лаосский аэродром Мыонгсай самолет попал в сильную грозу, и пилот совершил аварийную посадку в безлюдной местности. Оба члена экипажа не пострадали и вышли к своим, пройдя пешком 10-15 миль.
  
   19 марта - F6F-5 "Хеллкэт", американский серийный номер 78851, французский 11F.6, эскадрилья 11F, авианосец "Арроманш"
   Лейтенант де вессо Жерар Кастельбажак
   Самолет командира эскадрильи 11F был подбит зенитным огнем, что привело к отказу гидросистемы (по разным данным, при атаке на колонну грузовиков севернее Дьенбьенфу или при подавлении артиллерии). Пилот сумел совершить посадку с убранным шасси в Катби. Самолет сгорел.
  
   23 марта - C-119C "Флаинг Бокскар", американский серийный номер 49-186, отряд "Packet"
   Лейтенант Альбер Клэр
   Небоевая потеря. Французское командование решило привлечь к сбросу бочек с напалмом в Дьенбьенфу транспортные самолеты C-119, и первый такой вылет состоялся 23 марта. При взлете шестерки самолетов с аэродрома Катби второй пилот по ошибке слишком рано убрал шасси, самолет лег на брюхо и проехал на нем до остановки. Пожара не было, но из-за полученных повреждений машину списали.
  
   23 марта - S-55 / H-19
   Адъютант-шеф Анри Бартье / сержант Анри Бернар
   Санитарный вертолет, уничтоженный артиллерийским огнем. Обстоятельства потери настолько противоречивы, что каждый источник описывает их по-своему. Вертолет прилетел в опорный пункт "Изабель" для эвакуации раненых. Пилот имел большой опыт и тысячу вылетов на своем счету, но похоже, что вел себя по принципу "летаю как хочу", не предупредив о своем прибытии управление полетами и игнорируя сигналы с земли. Также утверждается, что после посадки экипаж вел себя неорганизованно и потерял время перед взлетом. В конечном счете вертолет был уничтожен артиллерийским снарядом - то ли еще на земле, то ли успев подняться на небольшую высоту. Оба члена экипажа выжили (Бартье потерял левую ногу), но погиб единственный раненый, которого они взяли на борт. Это был су-лейтенант Ален Гамбье, чей отец, генерал Фернан Гамбье, занимал должность ни много ни мало начальника штаба экспедиционного корпуса.
   Уничтожение санитарного вертолета с красным крестом на борту не делает чести ВНА. Однако французы отчасти тоже виноваты: ранее они использовали эти вертолеты для перевозки живых и здоровых летчиков-истребителей, оставшихся в Дьенбьенфу без самолетов, и считается, что вьетнамцы обратили на это внимание и стали игнорировать красные кресты.
   Фолл в своем описании инцидента упоминает, что одновременно был сбит еще один вертолет, но эта версия не поддерживается другими источниками.
  
   24 марта - C-47 "Дакота", транспортная группа I/64 "Беарн"
   Капитан Жан Кениг / адъютант Гюстав Бовуа / сержант Пьер Ромеа / сержант Роже Струллу ...
   Сбит зенитным огнем во время сброса припасов в 1 км восточнее опорного пункта "Изабель". Весь экипаж погиб - по имеющимся данным, 7 человек, однако удалось установить имена только четырех летчиков группы I/64 (вероятно, остальные погибшие были из других подразделений).
  
   26 марта - C-47 "Дакота", транспортная группа I/64 "Беарн"
   Капитан Беглин ...
   Подбит зенитным огнем западнее опорного пункта "Югетт", совершил вынужденную посадку, уничтожен огнем противника на земле. Экипаж выжил.
  
   27 марта - C-47D "Дакота", американский серийный номер 43-48267, транспортная группа II/63 "Сенегаль"
   Капитан Жан Дартигес / адъютант-шеф Эрне Бутон / су-лейтенант Поль Тома / сержант Жак Уэ ...
   Сбит над опорным пунктом "Элиан 3", выполняя второй за день вылет на эвакуацию раненых. Экипаж погиб; прибывшие на место падения наземные войска обнаружили 7 трупов. Удалось установить имена только четырех летчиков группы II/63 (вероятно, остальные погибшие были из других подразделений).
   После потерь "Дакот" 24-27 марта был введен запрет на сброс грузов с высоты менее чем 2000 метров.
  
   28 марта - C-47 "Дакота", транспортная группа I/64 "Беарн"
   Майор (капитан?) Морис Бланше / адъютант-шеф Жан-Пьер (?) Ларрио / адъютант-шеф Пьер Шовен / сержант (сержант-шеф?) Марсель Куине
   Самолет приземлился в Дьенбьенфу ночью 28 марта для эвакуации раненых. Во время маневрирования на взлетно-посадочной полосе хвостовое колесо застряло в колючей проволоке, и затем пуля пробила маслобак. Пока производился ремонт, самолет поменяли местами с ранее уничтоженной "Дакотой", чтобы сбить с толку противника. Когда ремонт был закончен, механики запустили двигатели для прогрева, что привлекло внимание вьетнамских артиллеристов. Самолет был обстрелян и уничтожен на земле, экипаж не пострадал. Это был последний транспортный самолет, севший в Дьенбьенфу; на его борту находилась прославившаяся впоследствии медсестра Женевьева де Галар.
   После падения Дьенбьенфу экипаж попал в плен, где сержант Куине скончался 2 июля от болезни.
  
   31 марта - C-47B "Дакота", американский серийный номер 43-49878, транспортная группа II/64 "Анжу"
   Адъютант-шеф Марсель Гиро / сержант Франсуа Бура / капрал Жан-Пьер Вижье / сержант Пьер Демар / сержант-шеф Марсель Майо / капрал Жозеф Леон Риттер / капрал Юэ (или Мато?)
   Поражен зенитным огнем при сбросе груза и разбился северо-восточнее Дьенбьенфу. Погибли все 7 человек, находившиеся на борту.
  
   31 марта - SB2C-5 "Хеллдайвер", американский серийный номер 89367, французский 3F.4, эскадрилья 3F, авианосец "Арроманш"
   Лейтенант де вессо Жан-Доминик Андриё
   Самолет командира эскадрильи 3F. Место сбития везде указано по-разному: в 2 км от опорного пункта "Габриэль", после сброса бомб возле опорного пункта "Доминик 2" или возле "Беатрис". Пилот погиб. Согласно двум источникам, вместе с ним погиб и летевший с ним стрелок, но Уиндроу пишет, что в эскадрилье 3F летали на задания без бортовых стрелков; прочие источники (включая газетную статью того времени) не упоминают о гибели вместе с Андриё кого-либо еще.
  
   1 апреля - B-26C "Инвэйдер", американский серийный номер 44-35331, бомбардировочная группа I/25 "Тунис"
   Лейтенант Жан-Мари Белья / сержант-шеф Эме Гоге / сержант Альфонс Кербоа
   Подбит над Дьенбьенфу. Пилот попытался дотянуть до аэродрома в Лаосе. В итоге самолет совершил вынужденное приводнение на Меконг, два члена экипажа были спасены лаосскими рыбаками, третий (сержант Гоге) утонул.
   Встречается англоязычная информация, что эта катастрофа произошла 11 апреля; Уиндроу и AirCrash 1954 называют дату 1 апреля, и это подтверждается базой данных погибших в Индокитае французов.
  
   6 апреля - MS.500 "Крике", серийный номер "422"
   Марешаль де ложи Жан Рибье / лейтенант Бертран де ла Шу де ла Метри
   Самолет наблюдения, совершавший вылет из Лаоса, был подбит зенитным огнем. Пилот сумел совершить посадку на взлетно-посадочную полосу Дьенбьенфу, уже основательно поврежденную артиллерийским огнем. Ему не удалось вытащить своего раненого наблюдателя из кабины. Севший "Крике" был уничтожен попаданием артиллерийского снаряда, и наблюдатель погиб.
   Пилот был из 21-й авиагруппы артиллерийской корректировки, наблюдатель - из 23-й.
   О французских именах: полное имя погибшего - Бертран Мари Морис Габриэль Ален де ла Шу де ла Метри.
  
   9 апреля - SB2C-5 "Хеллдайвер", американский серийный номер 89334, французский 3F.11, эскадрилья 3F, авианосец "Арроманш"
   Энсин де вессо 1-го класса Жан-Мари Ложье
   Сбит после сброса бомб в районе опорного пункта "Элиан 1". Самолет упал возле "Клодин 5". Пилот покинул самолет, но погиб - по разным версиям, парашют не успел раскрыться из-за малой высоты или раскрылся и зацепился за хвостовое оперение. Труп был похоронен наземными войсками. "Он был одним из последних, кого похоронили в гробу" (М. Уиндроу).
  
   10 апреля - B-26C "Инвэйдер", американский серийный номер 44-35357, бомбардировочная группа I/25 "Тунис"
   Небоевая потеря. Возвращаясь из вылета на Дьенбьенфу, самолет попал в летное происшествие при посадке в Катби (выкат за пределы ВПП, подлом носовой стойки шасси, сильные повреждения носовой части фюзеляжа) и был списан. Экипаж выжил; предполагается, что это экипаж лейтенанта Пьера Кобеля, две недели спустя сбитого в Дьенбьенфу.
  
   12 апреля - PB4Y-2 "Приватир", американский серийный номер 59774, французский 28F.4, эскадрилья 28F
   Энсин де вессо Алексис Манфановский / секонд-мэтр Серж Бурсон / секонд-мэтр Гюй Готье / секонд-мэтр Джеки Джулиано / секонд-мэтр Шарль Ильтис / секонд-мэтр Жан Помье / секонд-мэтр Пьер Пюижалине / секонд-мэтр Эрве Рюэлло-Кермелин / секонд-мэтр Марк Шенье
   Во время снижения для сброса бомб на высоте 9 - 10 тысяч футов (2700 - 3000 метров) самолет получил попадание в крыло и вошел в штопор. Пилот вывел его из штопора, тогда самолет начал штопорить в другую сторону. Были замечены три парашюта, однако весь экипаж считается погибшим.
   Пилот самолета Алексис (Алексей) Манфановский был сыном белоэмигранта, офицера Русской эскадры Аркадия Манфановского.
  
   23 апреля - F6F-5 "Хеллкэт", американский серийный номер 79955, французский 11F.2, эскадрилья 11F, авианосец "Арроманш"
   Лейтенант де вессо Бернар Клотс
   Поражен зенитным огнем во время пикирования для атаки захваченного вьетнамцами опорного пункта "Югетт 1". Завершив бомбометание, пилот набрал высоту и покинул самолет с парашютом. Приземлился с вывихнутым плечом на рисовом чеке между французскими и вьетнамскими позициями к югу от "Элиан 2". Спасен солдатами 13-й полубригады Иностранного легиона.
  
   26 апреля - F6F-5 "Хеллкэт", американский серийный номер 79404, французский 11F.20, эскадрилья 11F, авианосец "Арроманш"
   Секонд-мэтр Даниэль Робер
   Первый из трех самолетов, сбитых в этот день над Дьенбьенфу. Поражен зенитным огнем во время маловысотного боевого захода - по разным данным, к западу от опорного пункта "Изабель" или над "Анн-Мари". Пилот выпрыгнул с парашютом и попал в плен (существовала кинохроника, запечатлевшая момент его пленения). Умер в июне от болезни на пути в лагерь военнопленных.
  
   26 апреля - B-26C "Инвэйдер", американский серийный номер 44-35740, бомбардировочная группа I/25 "Тунис"
   Лейтенант Пьер Кобель / лейтенант Поль Божар / сержант Рене Тесье
   Самолет был подбит после сброса бомб на позиции вьетнамской ПВО, поражен правый двигатель. Все три члена экипажа выпрыгнули с парашютами и были взяты в плен.
  
   26 апреля - B-26C "Инвэйдер", американский серийный номер 44-35239, бомбардировочная группа I/25 "Тунис"
   Лейтенант Мишель Итеней / капитан Ригаль / лейтенант Робер Таро
   Поражен зенитным огнем в левый двигатель. Экипаж покинул самолет, трое попали в плен, лейтенант Таро погиб (в одном источнике утверждается, что на борту находилось 4 человека при обычном экипаже "Инвэйдера" 3 человека).
   Оба B-26, сбитых в этот день, были поражены на высоте порядка 3000 метров.
  
   4 мая - B-26B "Инвэйдер", американский серийный номер 44-34496, бомбардировочная группа I/19 "Гасконь"
   Лейтенант Франсуа Лаба / сержант Дени Кутюрье / секонд-мэтр Марсель Денье
   Подбит зенитным огнем над Дьенбьенфу, попытался дотянуть до ханойского аэродрома, но упал по пути. Весь экипаж погиб.
  
   6 мая - C-119C "Флаинг Бокскар", американский серийный номер 49-149, отряд "Packet"
   Джеймс Макговерн-младший / Уоллес Бафорд / лейтенант Жан Арло / капрал-шеф Рене Батай / Жан-Матюрен Рескурио / Муса
   Группа из шести C-119 производила сброс грузов для защитников опорного пункта "Изабель". Экипаж самолета состоял из двух американских гражданских пилотов принадлежащей ЦРУ авиакомпании CAT и четырех французских военнослужащих. При сбросе груза самолет был поражен зенитным огнем в левый двигатель и стабилизатор. Пилот попытался дотянуть до заброшенного французского аэродрома в Лаосе. После 40-минутного полета в полумиле от аэродрома самолет, снизившись, зацепился крылом за дерево и упал. Из шестерых членов экипажа выжили двое (Жан Арло пережил плен, малайзиец Муса умер в плену от полученных травм).
   Гибель в Индокитае двух американцев имела определенный резонанс в США; останки пилота Джеймса Макговерна были обнаружены в 2002 году и опознаны в 2006.
  
  
   Итоговый подсчет перечисленных выше достоверных и возможных потерь: 35-41 самолет и 1-3 вертолета
  
  
    []
  
  
  
   По мнению автора, полнота данных о сбитых самолетах составляет 90-100 процентов. О других категориях потерь трудно сказать что-то определенное. Гипотетически при появлении новых источников этот список может быть расширен за счет:
   - уничтоженных "Дакот" (можно допустить, что из-за скудности информации о потерях транспортной авиации одна-две сбитые "Дакоты" не попали в список);
   - подбитых и впоследствии списанных самолетов (пример - "Хеллкэт" 19 марта);
   - небоевых потерь.
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023