В статье сделана попытка сравнить советские/вьетнамские и американские данные о потерях авиации США от зенитно-ракетных комплексов в 1965 году.
Американская война во Вьетнаме стала первой войной зенитных ракет и крупнейшим их применением в истории. Зенитно-ракетные комплексы вынудили США полностью изменить тактику применения своей авиации в небе Северного Вьетнама, создавать новые виды вооружения, средств защиты и специальные подразделения для борьбы с этой угрозой.
Советская/северовьетнамская и американская статистика относительно применения ЗРК очень расходятся, что типично для военных конфликтов и не вызывает удивления. Чаще всего такие расхождения пытаются объяснить в духе цитаты "Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов", приписываемой Бисмарку (как обычно бывает с цитатами великих, проверка ее подлинности не дает никаких убедительных результатов). Но документально доказать ложь одной из сторон еще никому не удалось.
Почему выбран именно 1965 год? По следующим причинам:
- доступны советские данные о результативности ЗРК в этом году;
- доступны американские данные о боевых потерях беспилотных летательных аппаратов в этом году (при анализе эффективности ЗРК во Вьетнаме потери беспилотников очень часто игнорируются);
- именно в 1965-м результативность ЗРК по советским данным была феноменальной, приближаясь к уровню "одна ракета - один сбитый самолет", в последующие годы этот показатель значительно ухудшился. Насколько известно, такие потрясающие результаты больше нигде и никогда не фиксировались.
Методология
В статье информация обеих сторон принимается за достоверную или близкую к таковой, за исключением двух моментов:
а) признается, что советская информация о потерях США может быть неточной;
б) признается, что американская информация о причинах потери своей авиатехники может быть неточной.
В упрощенном виде главный принцип этой статьи: "о том, КАК сбивали, лучше всех знает тот, кто сбивал; о том, СКОЛЬКО сбито, лучше всех знает тот, кто нес потери".
Недоверие к указанным моментам вызвано тем, что информация такого рода наиболее часто оказывается недостоверной. Следующая абстрактная ситуация для примера: советский источник сообщает, что было выпущено 3 ракеты по группе американских самолетов и сбито 3 цели, американский источник - что по группе самолетов было выпущено 10 ракет, сбивших 1 самолет. Достоверным здесь можно считать, что выпущено 3 ракеты и сбит 1 самолет, потому что лучше всего о расходе ракет знает сторона, их применившая, а потери точнее всего подсчитаны стороной, их понесшей. Предположения о том, что одна из сторон может в рекламных, пропагандистских и прочих целях искажать свою статистику, скрывая истинное число выпущенных ракет или потерянных самолетов, должны подкрепляться серьезной доказательной базой; серьезные утверждения требуют серьезных доказательств.
Почему определенная информация может быть ошибочной:
а) американские летчики не могли выполнить точный подсчет выпущенных по ним ракет. За время войны американцы зафиксировали порядка 9000 пусков зенитных ракет, чего не может быть, потому что Северный Вьетнам получил от СССР всего 7658 ракет.
б) в мемуарах советских ветеранов распространено утверждение, что вьетнамцы записывали на свой счет только те сбитые самолеты, с обломков которых были сняты шильдики (заводские бирки с номерами). Это утверждение можно опровергнуть множеством конкретных примеров, когда вьетнамцы засчитывали себе самолеты, обломками которых в принципе не могли располагать. Так, 7 мая 1968 летчик-истребитель Нгуен Ван Кок (самый результативный ас Северного Вьетнама) в воздушном бою сбил американский палубный F-4, упавший в море в 5 милях от берега. Это событие подтверждается обеими сторонами. Однако вопрос: на основании чего Нгуену Ван Коку была засчитана победа? А точнее: сколько северовьетнамских водолазов потребовалось, чтобы найти обломки на дне в пяти милях от берега ради заветного шильдика?
В статье рассмотрена каждая советская/вьетнамская заявка на сбитые ЗРК самолеты и сопоставлена с доступными американскими данными. Отмечены и прокомментированы все потери самолетов США на театре боевых действий в те дни, когда делались заявки на сбитие. Это сделано с учетом распространенных гипотез о сокрытии потерь по схеме "мы его сбили зенитной ракетой под Ханоем, но американцы записали как потерю от зениток под Хайфоном, потому что-де неудобно признавать потери от ЗРК". Такие конспирологические подходы к теме военных потерь США встречаются и у известных исследователей. В качестве примера - характерный эпизод с другой войны, Корейской. 28 декабря 1950 года советскими летчиками (Орлов-Володкин) на истребителях МиГ-15 заявлено сбитие пары F-80, выходивших из атаки наземных целей в районе Сончхона. По американским источникам, в тот день был потерян только один F-80 N 49-605, разбившийся на взлете с аэродрома Пусан... Небоевая потеря. Но исследователь И. Сейдов записывает на счет советских пилотов и этот разбившийся самолет, и еще один F-80 N 49-823, пропавший на следующий день (!) между Сунчхоном и Пхеньяном - примерно в 30 километрах западнее Сончхона (это данные из его англоязычной книги "Red Devils over the Yalu", в более ранней "Красные дьяволы в небе Кореи" он предполагал, что оба сбитых "Шутинг Стара" записаны американцами как потерянные на следующий день). Сейдов не приводит никакой аргументации, почему два самолета из разных эскадрилий, официально потерянные в разных местах в разные дни и по разным причинам, следует считать сбитыми одновременно в составе пары. Исповедуемый им подход "наши всегда правы, враги всегда врут" трудно (невозможно) назвать историческим, объективным или адекватным.
Конечно, даже рассмотрение каждой потери в определенный день не пресечет "альтернативные трактовки". Например, 26 сентября 1965 года советские ракетчики претендуют на сбитие трех F-105, а американские источники показывают, что за день в Юго-Восточной Азии вообще не было потерь самолетов. Но 28 сентября в Таиланде во время испытательного полета после ремонта разбился "Тандерчиф" N 62-4404, а 29 сентября во Франции потерпел катастрофу N 60-0466. Что мешает объявить эти два самолета "скрытыми потерями", понесенными от зенитных ракет? Отсутствие каких-либо доказательств? Нет, не мешает. Это религиозный вопрос, как вера в Бога. Каждый сам выбирает, во что ему верить.
Дополнительные подробности о потерях (время, высота) указаны только в тех случаях, когда они могут помочь при сопоставлении версий обеих сторон.
Результативность зенитно-ракетных комплексов в 1965 году
По советским данным:
Официальный документ гласит, что израсходовано 118 ракет в 61 удачной и 8 неудачных стрельбах, сбито 94 летательных аппарата противника, в том числе 5 беспилотников (АНАЛИЗ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЗРВ ВЬЕТНАМСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ).
По другой версии, израсходовано 123 ракеты, сбито 93 летательных аппарата, из них 86 пилотируемых самолетов и 7 беспилотников [Мальгин А., Мальгин М.].
Средний расход ракет на один сбитый летательный аппарат - 1,3 единицы.
Также из неофициальных источников известно о сбитии по ошибке 2 самолетов ВВС ДРВ.
В результате ударов авиации США потери личного состава - 2 военнослужащих ранены, один из которых умер.
Потери материальной части [Анализ боевых действий ЗРВ - в источнике нет итоговых цифр, подсчет выполнен по отдельным упомянутым случаям]:
- уничтожены 2 и повреждены 8 пусковых установок
- повреждены 13 ракет
- повреждена 1 станция разведки и целеуказания
- выведены из строя 2 станции наведения ракет
- повреждены несколько кабин
- повреждены 2 транспортно-заряжающие машины
По американским данным:
Зафиксировано 194 пуска ракет (общепринятая оценка во многих источниках). Количество подтвержденных потерь - 11 пилотируемых самолетов (по три F-4 и F-105, два F-8, по одному A-4, A-6, RA-5C) и 7 беспилотников [US AND SOUTH VIETNAMESE AIR LOSSES]. В сумме 18 летательных аппаратов.
Средний расход ракет на один сбитый летательный аппарат - 11 единиц. Практически во всех источниках не учитываются потери БПЛА, поэтому количество пусков соотносится только с потерями пилотируемых самолетов, и получается еще меньшая эффективность ЗРК.
Историк ВВС США Якоб ван Стааверен непосредственно во время войны приводил данные, что за 1965 год наблюдались в полете 125 ракет ("предполагается, что еще многие не наблюдались") [USAF PLANS AND OPERATIONS], что очень близко к советским данным.
По довольно оптимистичной оценке ВВС США, за год уничтожено 5 и повреждено 6 позиций ЗРК (не самих комплексов) [Rolling Thunder July 1965 - December 1966]. ЦРУ приводит менее впечатляющие данные - 1 позиция уничтожена и 11 повреждены.
За период с августа по декабрь американская авиация совершила порядка 16 тысяч одних только ударных вылетов над ДРВ. Если допустить, что верны советские данные о числе пусков ракет (около 120) и американские данные о потерях (18), то средний расход ракет на один сбитый летательный аппарат - 7 единиц. В таком случае американские данные о пусках ракет завышены в 1,6 раза, а советские данные о потерях противника завышены в 5 раз. Не следует забывать, что усилия по уничтожению позиций ЗРК и общее изменение тактики, связанное с применением ЗРК в Северном Вьетнаме, стоили американцам более значительных потерь, чем они понесли собственно от зенитных ракет. К примеру, во время удара ВВС США по ложным позициям ЗРК 27 июля 1965 года от зенитного огня потеряно 6 самолетов, во время первой попытки ВМС США найти позиции ЗРК в "черную пятницу" 13 августа 1965 года потеряно 3 самолета (а если брать два дня, 12 и 13 августа, то потеряно 4 самолета ВМС и один самолет ВВС). Для сравнения: за первые три недели июля, до начала применения зенитно-ракетных комплексов, над Северным Вьетнамом по боевым причинам было потеряно по одному самолету ВВС и ВМС [Hobson].
По официальным северовьетнамским данным, всего за 1965 год всеми средствами противовоздушной обороны над ДРВ было сбито 834 летательных аппарата США (включая вертолеты и беспилотники). Точные американские данные о понесенных потерях по всем причинам неизвестны из-за неполноты сведений о потерях беспилотников; приблизительно речь идет о чуть менее чем 200 летательных аппаратах.
Источники
Главным источником с советской стороны является подготовленный в июле 1966 года отчет под названием "АНАЛИЗ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЗРВ ВЬЕТНАМСКОЙ НАРОДНОЙ АРМИИ". Также использовались воспоминания отдельных советских ветеранов (в частности, книга "Незабываемый Вьетнам").
С американской стороны потери авиации наиболее подробно изложены в книге Криса Хобсона "Vietnam Air Losses". Дополнительно они уточнялись по множеству других источников, в том числе книгам издательства Osprey Publishing. Примечателен документ "US AND SOUTH VIETNAMESE AIR LOSSES IN SOUTHEAST ASIA", подготовленный отделом текущей разведывательной информации ЦРУ в марте 1966 года - там приведены боевые потери БПЛА, хотя потери пилотируемой авиации в этом документе освещены недостаточно. Информация о небоевых потерях БПЛА не найдена нигде.
Все источники имеют свои недостатки. Книга Криса Хобсона не является абсолютно полной (в нее не включены некоторые списанные самолеты), и информация из нее иногда может быть поставлена под сомнение - например, там описана потеря двух "Тандерчифов" якобы 14 октября 1965 года, хотя существуют очень веские свидетельства в пользу того, что эти самолеты потеряны 15 октября. В советском отчете тоже есть проблемные моменты. Так, все обстрелянные "Фантомы" за одним-единственным исключением (22 декабря) указаны как F-4C. Это была модификация для Военно-воздушных сил, в палубной же авиации и в Корпусе морской пехоты использовались F-4B, и по данным самих американцев два самолета этой модификации были сбиты зенитными ракетами (24 августа и 7 декабря). С обозначениями самолетов ВМС США у северовьетнамцев и советских специалистов всегда была беда, они зачастую использовали устаревшие дореформенные (1962 г.) обозначения вроде А4Д "Скайхок".
Мемуары советских специалистов, как и любая мемуарная литература, должны восприниматься с осторожностью. В частности, в воспоминаниях Л.Ф. Водореза описан мифический бой 21 августа 1965 года, в котором зенитными ракетами были сбиты 18 (!) американских самолетов [Незабываемый Вьетнам]. Сведения об этом бое отсутствуют в абсолютно всех прочих источниках - американских, северовьетнамских, советских (включая мемуары других специалистов); если бы он был реален, то являлся бы самым успешным противовоздушным боем в истории Вьетнамской войны.
Обзор боевых действий зенитно-ракетных войск в 1965 году
Авиация США начала регулярные бомбардировки Демократической Республики Вьетнам (Северного Вьетнама) 2 марта 1965 года. С апреля в страну стали прибывать советские военные специалисты, причем решение об их отправке было принято еще до бомбардировок (в частности, см. свидетельство Л.Ф. Кушнаря о подготовке к созданию группировки ПВО во Вьетнаме в январе-феврале 1965 года [Незабываемый Вьетнам]). Они готовили вьетнамский персонал к применению зенитно-ракетных комплексов, а позднее и сами участвовали в боевых действиях.
Американская воздушная разведка обнаружила оборудование вьетнамцами позиций для ЗРК в апреле, однако до июля удары по ним не наносились из политических соображений (этот вопрос рассматривался на высшем уровне вплоть до президента Л. Джонсона). 24 июля 1965 года состоялось первое применение зенитных ракет против авиации США. 12 августа после потери от них второго самолета была начата программа "Железная рука" (IronHand) - это кодовое название относилось ко всем мероприятиям по борьбе с ЗРК. Первоначальные усилия американской авиации в этом отношении были безуспешными, первый результативный удар по позициям ЗРК произошел только 17 октября. Программа по модификации самолетов для борьбы с ЗРК и подготовке экипажей для них называлась "Дикая ласка" (WildWeasel); первый вылет подразделение "диких ласок" на истребителях-бомбардировщиках F-100F совершило 1 декабря, и первый успешный удар по позициям ЗРК нанесло 22 декабря 1965 года.
В 1965 году боевые действия вели два зенитно-ракетных полка. В каждом полку было четыре дивизиона ЗРК СА-75М "Двина", в каждом дивизионе - шесть пусковых установок. В 236-м зенитно-ракетном полку (на боевом дежурстве с 23 июля 1965 года) были 61-й, 62-й, 63-й и 64-й дивизионы, в 238-м зенитно-ракетном полку (на боевом дежурстве с 30 августа 1965 года) - 81-й, 82-й, 83-й и 84-й дивизионы. Формировавшийся 285-й зенитно-ракетный полк не успел приступить к боевым действиям в 1965 году.
Действуя иногда в труднопроходимой местности, такой как горы или джунгли, дивизионы могли иметь "облегченный" состав и включать только 2-3 пусковые установки. Это улучшало мобильность и время развертывания-свертывания, но уменьшало огневую мощь подразделения [Обучая, сражались и побеждали].
24 июля
Советская заявка: две стрельбы с расходом 4 ракет по группе из четырех F-4. Сбито 3 самолета. 63-й и 64-й дивизионы 236-го полка обстреляли цели на высоте соответственно 5000 и 1000 метров.
По данным Л.Ф. Кушнаря со ссылкой на разведчиков, располагавших материалами допросов сбитых летчиков, четвертый самолет упал в Лаосе, его пилот катапультировался [Незабываемый Вьетнам]. Л.Ф. Водорез утверждал о падении четвертого самолета в джунглях, причем он не взорвался, а в кабине майор Н.С. Соломатин видел мертвого пилота с оторванной головой [Незабываемый Вьетнам]. Также, по данным Водореза, были сбиты не три F-4, а два F-105 и один F-4, что противоречит множеству других советских источников.
Существует серьезное расхождение относительно времени боя. Официально пуски ракет произведены в 15.53-54 [Анализ боевых действий ЗРВ]. По свидетельству офицера наведения в 63-м дивизионе В.М. Константинова и техника радиопередатчика команд В.И. Тодорашко, пуски были произведены в 14.25 [Константинов; Незабываемый Вьетнам]. Причины этого противоречия не выяснены.
24 июля во Вьетнаме празднуется День зенитно-ракетных войск, и во многих вьетнамских публикациях говорится о сбитии трех самолетов. В 1978 году в издательстве вооруженных сил Вьетнама вышла книга "Phong khong - Khong quan", в 1992 году переведенная на английский язык для американского отдела по делам пленных и пропавших без вести в Ханое. В книге сказано, что 24 июля был сбит один F-4, один летчик погиб и второй попал в плен [TRANSLATION OF SRV BOOK]. Про один сбитый самолет сказано также в книге "Victory in Vietnam" (английский перевод официальной истории Вьетнамской народной армии, впервые изданной в 1988 году) [Victory in Vietnam].
Американские данные: звено F-4C из 47-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США прикрывало ударные самолеты во время налета на фабрику боеприпасов Лангти, летя на высоте 23 000 футов (7000 метров). Примерно в 15.55 звено подверглось обстрелу зенитными ракетами, летчики заметили две или три ракеты [FOBAIR, ROSCOE HENRY; Shootdown of US Aircraft on 24 July]. Был сбит один самолет N 63-7599, капитан Роско Фобейр погиб, капитан Ричард Кейрн попал в плен. Три других самолета вернулись на базы в Таиланде с повреждениями - как уточняет меморандум ЦРУ, один самолет сел в Удорне и два в Убоне, извлеченные из этих самолетов осколки ракет были отправлены в США на экспертизу [Shootdown of US Aircraft on 24 July].
Также в этот день были потеряны два самолета в Лаосе - A-6 по небоевой причине и участвовавший в поисково-спасательной операции F-105, подбитый зенитным огнем [Hobson].
Вывод: подтверждается сбитие одного F-4. Есть данные, что оба члена экипажа успели катапультироваться [Hobson; Shootdown of US Aircraft on 24 July], но есть свидетельство Кейрна, что вьетнамцы сообщили ему об обнаружении тела Фобейра в самолете; вероятно, труп Фобейра и видел Соломатин.
A-6 и F-105 не могли быть сбиты ракетами из-за несовпадения места потери и типа самолетов.
26 июля
Советская заявка: стрельба с расходом 2 ракет по БПЛА. Цель уничтожена. Затем стрельба с расходом 1 ракеты по паре постановщиков помех RF-101 на высоте 9000 метров. Сбит 1 самолет. Обе цели сбиты 64-м дивизионом, интервал между сбитием составил по разным данным 11-16 минут.
Существует описание сбития БПЛА в этот период от полковника Л.Ф. Водореза; судя по косвенным признакам (высота полета цели, район боя, количество пущенных ракет, описываемый период), он описал именно события 26 июля. Согласно его воспоминаниям, цель сначала опознали как самолет-разведчик U-2, и только на следующий день после сбора обломков обнаружили, что это беспилотник [Незабываемый Вьетнам]. Сбитый самолет вместе с пилотом упал западнее горы Бави (очевидно, имеется в виду горный хребет Бави к западу от Ханоя) [TRANSLATION OF SRV BOOK].
Американские данные: один БПЛА сбит зенитной ракетой к западу от Ханоя [US AND SOUTH VIETNAMESE AIR LOSSES]. Потерь пилотируемых самолетов в Юго-Восточной Азии в этот день не зафиксировано. В июле над ДРВ был потерян один RF-101C, это произошло 29-го числа (через три дня после северовьетнамской заявки) - самолет поражен зенитным огнем при фотографировании позиций ЗРК на высоте 200 футов (60 метров), его пилот капитан Джек Уэзерби погиб [RF-101 Voodoo Units].
Вывод: подтверждается сбитие одного БПЛА, сбитие RF-101 не подтверждается. Самолет Уэзерби потерян три дня спустя на высоте, исключающей поражение зенитной ракетой. Кстати, разведчики RF-101C не использовались как "постановщики помех".
8 августа
Советская заявка: стрельба с расходом 3 ракет по паре F-105. Обе цели уничтожены.
Американские данные: потерь самолетов в Юго-Восточной Азии в этот день не зафиксировано.
Вывод: заявка не подтверждается.
11 августа
Советская заявка: одна стрельба 62-го дивизиона с расходом 3 ракет по группе из четырех А4Д в темное время суток (23.07) на высоте "8000, 1000 м" (?) западнее Фули. Сбиты 3 самолета.
По данным Н. Колесника, стрельба произведена в 23.50 и сбито 4 самолета, шедших в плотном строю на высоте 3000 метров, то есть два самолета были сбиты одной ракетой [Обучая, сражались и побеждали].
Американские данные: в ночное время два A-4E (23-я штурмовая эскадрилья ВМС США, авианосец "Мидуэй") на высоте то ли 9000, то ли 15 000 футов (2700-4600 метров) выполняли поиск целей на дороге в провинции Тханьхоа, когда были обстреляны зенитными ракетами [A-4 Skyhawk vs North Vietnamese AAA; Hobson]. Самолет N 151185 был сбит, пилот младший лейтенант Дональд Браун-младший погиб, второй "Скайхок" получил сильные повреждения. Лейтенант-коммандер Фрэнсис Роберж сбросил загоревшуюся боевую нагрузку и успешно вернулся на авианосец, где в самолете насчитали полсотни крупных осколочных пробоин [A-4 Skyhawk vs North Vietnamese AAA].
Кроме того, 11 августа были потеряны F-105 над ДРВ (сбит зенитным огнем в районе Камнгок) и O-1 в Южном Вьетнаме (небоевая потеря) [Hobson].
В американских газетах 1965 года указано со ссылкой на официального военного представителя, что сбитый "Скайхок" находился в составе звена (а не пары), и три других самолета благополучно вернулись из вылета [U.S. and Viet Troops].
Вывод:подтверждается сбитие одного A-4, который в советских справочниках, видимо, по старой памяти продолжали называть А4Д (A4D - это обозначение "Скайхока" до унификации обозначений в 1962 году). Ситуация вполне ясна, хотя есть расхождения как в советских источниках относительно числа сбитых самолетов, так и в американских относительно числа обстрелянных самолетов. Все современные американские публикации единодушно пишут о паре A-4, хотя в 1965 году было официально заявлено о звене. Есть сомнения относительно того, что ночью на вооруженную разведку летали более чем парами. F-105 и тем более O-1 явно не могли быть сбиты зенитными ракетами - не совпадают типы самолетов и места потери.
24 августа
Советская заявка: три стрельбы 63-го дивизиона с расходом 5 ракет по двум группам F-4 (высота - 3000 метров) и одной паре RF-101 (высота - 10 000 метров). Сбито 4 самолета.
Предположительно об этом бое свидетельствуют его участники В.И. Тодорашко и В.М. Константинов [Константинов; Незабываемый Вьетнам]. В их воспоминаниях не указана дата и говорится лишь о пуске пяти ракет по двум целям/группам целей в провинции Тханьхоа в августе; известно, что единственный эпизод за этот период с расходом сразу пяти ракет был 24 августа [Анализ боевых действий ЗРВ]. По их данным, были сбиты два штурмовика A-6A/А-6Д с авианосца "Мидуэй". Константинов добавляет, что были взяты в плен командир эскадрильи и его заместитель.
Американские данные: во время налета палубной авиации на мост Хамжонг (Тханьхоа) зенитной ракетой сбит F-4B N 152215 (21-я истребительная эскадрилья ВМС США, авианосец "Мидуэй"). Экипаж в составе командира эскадрильи коммандера Фредерика Франке и лейтенант-коммандера Роберта Доремуса катапультировался и попал в плен. Самолет поражен на высоте 11 000 футов (3400 метров), ему оторвало левую плоскость крыла.
Кроме того, в районе Фонгбая к югу от Тханьхоа во время маловысотного удара по мосту по неясным причинам был потерян A-4 (утяжеление управления после сброса бомб, в результате чего самолет зацепился за скалу) [Hobson].
Вывод:подтверждается сбитие одного F-4.Потерянный "Скайхок" не мог быть сбит зенитной ракетой - не совпадают тип самолета и обстоятельства потери (летел на очень малой высоте, где зенитные ракеты не могли представлять угрозу).
Советские военспецы правы относительно пленения командира эскадрильи с авианосца "Мидуэй", однако неправильно указывают тип сбитого самолета как A-6. В указанный период на театре военных действий находилась только одна эскадрилья A-6 (75-я штурмовая эскадрилья), базировавшаяся на авианосце "Индепенденс". В авиакрыле авианосца "Мидуэй" самолетов этого типа не было [A-6 Intruder Units; Hobson].
26 августа
Советская заявка: две стрельбы с расходом 4 ракет по группе из четырех F-105. Все цели уничтожены.
Американские данные: в этот день потерян один A-1, сбитый зенитным огнем ночью к северу от ДМЗ. Других потерь самолетов в Юго-Восточной Азии не было. Не отмечено никаких потерь F-105 в период между 22 и 28 августа [Hobson].
Вывод:заявка не подтверждается. Потерянный "Скайрейдер" ВМС США явно не был жертвой зенитной ракеты - не совпадают тип самолета и место потери, причем на крайнем юге ДРВ в тот период зенитно-ракетных подразделений вообще не было.
5 сентября
Советская заявка:стрельба с расходом 2 ракет по паре А-4Д. Сбит 1 самолет.
Американские данные:в этот день разбился один A-1 в Южном Вьетнаме (в районе Сайгона) по небоевой причине, других потерь самолетов в Юго-Восточной Азии не отмечено.
Вывод:заявка не подтверждается. Потерянный "Скайрейдер" ВВС США никак не мог быть сбит зенитной ракетой над ДРВ - не совпадают тип самолета, причина потери и место потери (даже если бы его подбили над Северным Вьетнамом, ему не было никакого смысла тянуть до самого Сайгона).
14 сентября
Советская заявка:в 12.30 стрельба с расходом 2 ракет по паре самолетов неустановленного типа. Сбит 1 самолет.
Американские данные:в этот день не было потерь самолетов в Северном Вьетнаме. Два палубных самолета (A-1 и A-4) потеряны в Южном Вьетнаме.
Вывод: заявка не подтверждается. Две потери в Южном Вьетнаме не могут быть отнесены на счет ракетчиков, поскольку оба самолета были с авианосца "Бон Омм Ричард", в тот момент находившегося на позиции "Дикси" в Тонкинском заливе, то есть работавшего именно по целям в Южном Вьетнаме (доступен вахтенный журнал авианосца, в котором ясно сказано, что потери понесены в Южном Вьетнаме). Также не совпадает время: советская заявка говорит о 12.30, из вахтенного журнала известно, что A-1 потерян в 9.30, A-4 потерян в 18.26 [Deck Log Book, Bon Homme Richard (CVA-31) - September 1965].
19 сентября
Советская заявка:отсутствует.
Американские данные: один БПЛА сбит зенитной ракетой [US AND SOUTH VIETNAMESE AIR LOSSES].
Вывод:поскольку с советской стороны нет информации о пусках ракет и сбитых летательных аппаратах в этот день, остается заключить, что БПЛА был потерян по какой-то другой причине. Либо же северовьетнамцы записали его на счет других средств ПВО, но в таком случае подтвердить сбитие беспилотника ракетой не представляется возможным.
20 сентября
Советская заявка: стрельба с расходом 4 ракет по двум группам F-105 на высоте 8000 метров. Сбито 3 самолета. Это были первые победы 238-го зенитно-ракетного полка. Пуски произведены в 11.05-11.07.
С вьетнамской стороны приводятся другие данные, причем вьетнамские источники противоречат друг другу. Одна версия: 20 сентября в 10 часов в районе Хыулунга (населенный пункт севернее Кепа) зенитными ракетами были сбиты два F-105 [Xung danh don vi anh hung]. Другая версия: тремя ракетами в районе Хыулунга был сбит один A-4 [Tran danh hiep dong ba binh chung]. Оба источника сообщают, что стрелял 83-й дивизион, это же подтверждает В.Л. Булгаков [Булгаков Владимир Леонидович]. В официальном документе сказано про 82-й дивизион [Анализ боевых действий ЗРВ].
В книге И. Топерцера "Air War Over North Vietnam" сказано, что 83-й дивизион сбил над Хыулунгом самолет AD6, то есть "Скайрейдер" [Air War Over North Vietnam].
Американские данные: день больших потерь в Юго-Восточной Азии. Прежде всего, это потеря трех F-104 (один сбит китайским истребителем J-6 в воздушном пространстве КНР, два других столкнулись над морем при заходе на посадку в Дананге). Зенитным огнем над Северным Вьетнамом сбиты два F-105 и один A-4. Кроме того, один F-100 сбит в Южном Вьетнаме.
"Тандерчифы" были из разных эскадрилий и сбиты в разных районах. F-105D N 62-4238 (67-я тактическая истребительная эскадрилья) потерян при атаке моста у лаосской границы к западу от Ханоя, пилот капитан Эдгар Хокинс погиб. По разным версиям, он был поражен зенитным огнем или зацепился за деревья на выходе из атаки [Hobson]. F-105D N 61-0082 (334-я тактическая истребительная эскадрилья) подбит зенитным огнем при атаке железнодорожного моста в районе Хатиня (к югу от Виня), пилот капитан Уиллис Форби катапультировался через несколько минут и был взят в плен [Hobson].
A-4E N 151115 (72-я штурмовая эскадрилья ВМС США, авианосец "Индепенденс") подбит зенитным огнем на высоте 500 футов (150 метров) при атаке железнодорожного моста Каонунг к северо-востоку от Ханоя (у Хобсона - "Даонунг", это опечатка, в историографии воздушной войны над ДРВ известен мост Каонунг, располагавшийся именно в том районе). Младший лейтенант Джон Харрис катапультировался на большом удалении от цели и был подобран вертолетом [Hobson].
Американцы зафиксировали два массовых пуска зенитных ракет. В одном случае группа A-4 с комплексами постановки помех AN/ALQ-51 предположительно сумела сорвать наведение 6 пущенных ракет. В другом случае по американским самолетам северо-восточнее Ханоя было безуспешно выпущено 10 ракет [Gradual Failure]. Согласно одному источнику, в районе аэродрома Кеп американцы насчитали 13 безрезультатных пусков ракет по самолетам ВМС [Rolling Thunder, July 1965 - December 1966]. Возможно, речь идет об одном и том же случае.
Вывод: прежде всего, невозможно объяснить расхождение между советскими и вьетнамскими источниками. Нужно подчеркнуть, что газета "Quan doi nhan dan", в статье которой сказано о сбитии ракетчиками одного A-4 - это официальная газета Вьетнамской народной армии [Tran danh hiep dong ba binh chung].
Отнести на счет ЗРК оба потерянных F-105 невозможно, поскольку потери произошли в разных районах на большом удалении как друг от друга, так и от населенных пунктов Кеп и Хыулунг. Стрельба была проведена одна-единственная, так что сбить могли максимум один F-105. Советская версия событий не указывает район боя, вьетнамская в газете "Quan doi nhan dan" указывает Кеп и Хыулунг, так что если верить вьетнамцам, то F-105 вообще не могли понести потерь - их просто там не было.
Кроме того, по советским данным бой против двух групп F-105 зафиксирован в 11.05-11.07. Поисково-спасательный самолет SC-54 над Лаосом получил уведомление о сбитии самолета Форби в 14.10 [LaPointe]. Это слишком большой промежуток времени, и можно заключить, что Форби был сбит гораздо позднее 11-ти часов. Самолет Хокинса потерян, по-видимому, на малой высоте ("зацепился за деревья" по данным Агентства по вопросам поиска военнопленных и пропавших без вести, "столкнулся с хребтом" согласно сообщению прессы - газета "Рединг Игл" за 21.09.1965 [HAWKINS, EDGAR LEE; U.S. Helicopter Downed]), что делает маловероятным его поражение зенитной ракетой вообще, тем более, что советским источником заявлена высота полета цели 8 км.
С вьетнамскими заявками в районе Хыулунга может быть связана только потеря "Скайхока" Харриса. Насколько можно судить, мост Каонунг находился примерно в 15 км восточнее Хыулунга, то есть примерно в том районе, где, по одной из вьетнамских версий, и был сбит A-4. Однако малая высота потери самолета Харриса исключает возможность его поражения зенитной ракетой.
Что касается остальных потерь в этот день, то там не совпадают типы потерянных самолетов и обстоятельства. F-104 столкнулись над морем, F-100 сбит у камбоджийской границы в районе "Семи сестер" на юге Южного Вьетнама [Hobson].
Из-за нехватки информации все же невозможно полностью исключить вероятность того, что один из F-105 был сбит зенитной ракетой.
23 сентября
Советская заявка:две стрельбы с расходом 2 ракет по группе из шести F-105. 2 самолета сбиты.
Американские данные: в этот день не было потерь самолетов в Северном Вьетнаме. Во время налета на склад боеприпасов в Тайсуане северо-западнее Ханоя пилоты F-105 заметили две зенитные ракеты, и когда одна из них приблизилась к самолетам, пилот успешно выполнил противоракетный маневр. Предполагается, что это был первый случай успешного применения данного маневра ("SAM break", резкое изменение направления полета, когда ракета приближается к самолету) [F-105 Thunderchief Units; Gradual Failure].
Один F-100D сбит в Южном Вьетнаме [Hobson].
Вывод: заявка не подтверждается, обстрелянные F-105 потерь не понесли. "Супер Сейбр" не мог быть сбит зенитной ракетой над ДРВ - не совпадают тип самолета и место потери (конкретное место потери этого самолета в Южном Вьетнаме неизвестно, но он базировался в Бьенхоа, то есть на большом удалении от ДРВ; кроме того, F-100D вообще очень мало привлекались к воздушным операциям в ДРВ).
26 сентября
Советская заявка: одна стрельба с расходом 2 ракет по группе из шести F-105 в плотном строю. Двумя ракетами сбиты 3 самолета.
Американские данные: потерь самолетов в Юго-Восточной Азии в этот день не зафиксировано.
Вывод: заявка не подтверждается.
30 сентября
Советская заявка:одна стрельба 63-го дивизиона с расходом 2 ракет по паре самолетов неустановленного типа на высоте 4000 метров. Обе цели уничтожены.
Американские данные: в ходе крупного налета ВВС США на железнодорожный мост возле Ниньбиня было потеряно два самолета. Один сбит зенитной ракетой, другой - зенитной артиллерией.
F-105D N 61-0117 (334-я тактическая истребительная эскадрилья) сбит зенитной ракетой на высоте 18 000 футов (5500 метров). Пилот подполковник Мелвин Киллиан, командир 334-й эскадрильи, погиб и был посмертно награжден Крестом ВВС [Hobson].
F-4C N 64-0680 (47-я тактическая истребительная эскадрилья) сбит огнем крупнокалиберной зенитной артиллерии. Экипаж в составе капитана Чемблесса Чеснатта и 1-го лейтенанта Майкла Хвана погиб [Hobson]. В некоторых источниках, включая книгу К. Хобсона, номер этого самолета ошибочно указан как 64-0660; на самом деле самолет с таким номером одержал во Вьетнаме три воздушные победы и в 1980-е годы был поставлен на обозрение в аэропорту Ниагара-Фолс [1964 USAF Serial Numbers; PHOTO ID: 132377].
Вывод: зенитной ракетой достоверно сбит F-105, несмотря на расхождение в советских и американских данных относительно высоты его полета. Также возможно сбитие зенитной ракетой F-4. Хотя официально он считается жертвой зенитной артиллерии, отсутствие подробного описания потери не позволяет исключить версию поражения ракетой.
1 октября
Советская заявка: одна стрельба 64-го дивизиона 236-го зенитно-ракетного полка с расходом 2 ракет по группе из четырех F-105 на высоте 2000 метров. Сбит 1 самолет.
Существуют мемуарные описания предположительно еще одного боя в этот день, который не зафиксирован в официальном отчете. По воспоминаниям В.Л. Булгакова и Л.А. Богоявленского из 238-го зенитно-ракетного полка, в районе Хайфона были выпущены две ракеты по самолетам палубной авиации. Одна ракета упала на деревню, вторая сбила над морем сразу два штурмовика, опознанных как А6Д (A-6 "Интрудер") [Богоявленский Леонид Анатольевич; Булгаков Владимир Леонидович; Незабываемый Вьетнам].
Американские данные:в этот день над Северным Вьетнамом был сбит F-4C N 63-7712 (47-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США, экипаж погиб), пораженный зенитным огнем при пикировании с высоты 2500 футов (750 метров) западнее Ханоя. В Южном Вьетнаме в дельте Меконга потерян один F-100.
Вывод:сбитие "Фантома" зенитной ракетой маловероятно - не совпадают тип самолета, причина потери, высота полета. Из-за отсутствия информации с советской стороны о месте боя все же нельзя полностью исключить возможность потери от зенитной ракеты. Потерянный в Южном Вьетнаме "Супер Сейбр" явно не имел никакого отношения к войне на Севере.
Неясно, почему в докладе комиссии отсутствует информация о бое в районе Хайфона. Имеются свидетельства об этом бое от двух ветеранов, и это явно не тот эпизод, который описан в отчете о результативности ЗРВ (не совпадают номер полка, тип п количество сбитых самолетов). Как бы там ни было, никаких потерь 1 октября возле Хайфона американская авиация не несла [Hobson], и в особенности там не могло быть бомбардировщиков A-6. На тот момент в Юго-Восточной Азии находилась лишь одна эскадрилья этих самолетов (75-я штурмовая эскадрилья ВМС США), базировавшаяся на авианосце "Индепенденс". По состоянию на 1 октября "Индепенденс" стоял в порту Йокосука, Япония, и его авиакрыло не принимало участия в боевых действиях (вахтенный журнал авианосца доступен в Интернете) [Deck Log Book, Independence].
5 октября
Советская заявка: с 10.05 в течение полутора часов три дивизиона 238-го зенитно-ракетного полка произвели 6 стрельб с расходом 9 ракет по различным группам неопознанных самолетов, летевшим на высотах 4000 и 7000 метров. Сбито 8 целей.
Американские данные:за день в операциях над Северным Вьетнамом потеряно пять самолетов. Кроме того, один F-100 сбит зенитным огнем над центральной частью Южного Вьетнама.
По официальным данным, только один самолет был сбит зенитной ракетой. Во время налета палубной авиации на мост в районе Кепа F-8E N 150848 (162-я истребительная эскадрилья ВМС США, авианосец "Орискани") в составе пары выполнял воздушное патрулирование и был поражен над побережьем возле Хайфона одной из двух выпущенных по нему ракет на высоте 30 000 футов (9100 метров). Пилот младший лейтенант Ричард Адамс некоторое время тянул подальше от берега на горящем самолете, в конце концов катапультировался над морем и был спасен вертолетом [Fey; Hobson].
При налете на мост Лангмет в районе Кепа потеряны два F-105D N 62-4295 и 62-4376 (36-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), сбитые зенитной артиллерией. Майор Дин Погреба пропал без вести, капитан Брюс Сибер попал в плен. Также в районе Кепа был сбит F-4C N 63-7563 (43-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США [James Otis Hivner]), участвовавший в налете на склад боеприпасов Лангхет/Лонгхет. По свидетельству пилота, он был поражен дважды - до сброса бомб и после [Ring returned to Vietnam POW]. Капитан Джеймс Хивнер и 1-й лейтенант Томас Барретт катапультировались и попали в плен [Hobson; Ingle].
После налета на мост Лангмет пара разведчиков RF-101C фотографировала результаты налета с высоты 100 футов (30 метров) и была повреждена зенитным огнем. Один из них разбился при посадке в Дананге, Южный Вьетнам [Hobson; RF-101 Voodoo Units].
Относительно майора Погребы были спекуляции, что его самолет якобы летел в сторону Китая, что китайцы будто бы сбили его и даже называли имя Погребы по пекинскому радио. Все это не имеет убедительных подтверждений. Китайцы претендовали в тот день на сбитие их истребителем американского самолета-нарушителя "RA-3" - такого самолета не существует в природе, на самом деле это был RB-66 (внешне очень похожий на A-3, из-за чего китайцы, наверное, и выдумали RA-3 как "разведывательную модификацию A-3"), и он благополучно вернулся на аэродром. За исключением (не)сбития этого самолета, американские и китайские данные об этом инциденте совпадают [Drendel; Gradual Failure]. Другими словами, самолет, о сбитии которого объявили китайцы, не мог быть "Тандерчифом" Погребы.
Вывод:время стрельб ЗРК приблизительно совпадает со временем налета на мост Лангмет (вылет "Тандерчифов" с авиабазы в Таиланде в 9.40 [Drendel]). Несмотря на несовпадение высоты полета в советских и американских источниках, подтвержденной жертвой зенитных ракет можно считать F-8 Адамса. Вероятными жертвами являлись два F-105, особенно это касается самолета Погребы, о потере которого у самих американцев нет четких данных. F-4 вряд ли можно записать ракетчикам, поскольку его ведомый оба раза сообщал пилоту о подбитии и возгорании самолета, и если бы он наблюдал поражение зенитной ракетой, то это было бы зафиксировано в источниках. Кстати, по данным ДРВ этот "Фантом" был сбит ополченцами деревни Тантхань огнем из винтовок Мосина [Gap "xa thu" dung sung]. RF-101 не мог был поражен ЗРК на высоте 30 метров. В случае с F-100 не совпадает место потери, которая явно не связана с операциями над Северным Вьетнамом.
В итоге из 8 заявленных сбитых самолетов один подтверждается и еще две потери вероятны.