ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Один месяц большой вертолетной войны

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Юго-Восточная Азия, сентябрь 1970


   Полет группы "Хьюи" и "Лоучей" над морем в сопровождении оперной музыки - один из популярнейших образов американской войны во Вьетнаме по всему миру. Самая большая вертолетная война в истории установила и удерживает множество рекордов применения винтокрылых машин. Сухие статистические данные с трудом укладываются в сознании, их не с чем сравнивать - так никто никогда больше не воевал, а возможно, уже и не будет.
  
   В статье приведены как раз такие иллюстративные данные за один месяц долгой войны - сентябрь 1970-го. Месяц выбран по разным причинам, в том числе потому, что он был типичным для позднего периода наземной войны США. Тактика применения вертолетов отточена, численность авиапарка почти пиковая, ранние машины (UH-1D, UH-34, CH-37, OH-13, OH-23) заменены на более совершенные. А вместе с тем война для американцев постепенно шла на спад, и без крупных битв работа авиации была более рутинной.
  
   Кроме того, рассмотрена специфика потерь вертолетов и экипажей в более широком контексте всей Вьетнамской войны.
  
  
   Общая характеристика периода
  
   В военном плане сентябрь 1970 года был периодом затишья. Американские газеты уделяли основное внимание ситуации в Камбодже, где шло самое большое наступление правительственной армии с начала войны. Продолжалась "вьетнамизация", увеличивалась роль южновьетнамской армии. США давно отказались от попыток одержать стратегическую победу в Южном Вьетнаме и медленно выводили войска. За сентябрь численность контингента США в стране сократилась с 399 до 390 тысяч военнослужащих, что являлось самым низким уровнем с января 1967 года. Точная численность контингента на 1 октября 1970 года - 390 150 человек, в том числе 294 298 армейцев, 29 554 морских пехотинца, 46 467 военнослужащих ВВС, 19 731 военнослужащий ВМС и 100 военнослужащих Береговой охраны. Кроме того, около 23 тысяч человек личного состава находились на кораблях в Тонкинском заливе и 38 тысяч в Таиланде (в основном персонал ВВС).
  
   Из всей этой огромной группировки привлекаться к наступательным операциям на середину месяца могли только около 50 тысяч человек в маневренных батальонах. В боевом составе сил союзников на конец месяца было 273 маневренных батальона, в том числе 70 американских; по другим данным, американских было 66 - из них 24 пехотных, 19 аэромобильных, 4 воздушно-десантных, 6 механизированных, 2 бронетанковых, 5 кавалерийских и 6 морской пехоты.
  
   Американская разведка насчитывала у противника 289 маневренных батальонов. Силы коммунистов значительно пострадали в тяжелые 1968-1969 годы и не могли сохранять былую активность.
  
   5 сентября в провинции Тхыатхьен 101-я воздушно-десантная дивизия начала операцию Jefferson Glenn, которой было суждено стать последней крупной наземной операцией США во Вьетнаме (продолжалась она больше года). Крупных сражений не происходило. Единственным событием, имевшим стратегическое значение, можно назвать борьбу за базу огневой поддержки O'Reilly к северу от печально известной долины Ашау. С августа северовьетнамцы держали ее в вялотекущей осаде, занимаясь в основном обстрелами и мелкими вылазками. Базу обороняла южновьетнамская армия, и делала это достаточно успешно, но в итоге перед наступлением сезона дождей (уже в октябре) было решено оставить ее из-за трудностей со снабжением.
  
   Морская пехота в очередной раз зачищала долину Куешон (операция Imperial Lake). Самый крупный сентябрьский контакт с противником в Куешоне характеризует масштаб боевых действий на тот момент. Батальону морпехов удалось окружить несколько десятков северовьетнамцев в каком-то овраге с прилегающими к нему пещерами; бои за этот овраг длились около недели. Потеряв трех солдат убитыми, американцы наконец ликвидировали окруженную "группировку" и обнаружили среди трупов командование вражеского батальона (командира и политкомиссара).
  
   Официальная газета 23-й пехотной дивизии в номере от 18 сентября отмечала, что за прошедшую неделю вся дивизия уничтожила 92 солдата противника.
  
   Несмотря на отсутствие значительных столкновений, по данным командования США коммунисты теряли 1200-1500 человек убитыми в неделю. Американские еженедельные боевые потери составляли 50-60 человек убитыми и более 300 ранеными, южновьетнамская армия теряла обычно 200-300 человек убитыми.
  
   День наибольших потерь США - 20 сентября, когда погибло 23 американца, в том числе 9 в сбитом вертолете; дни наименьших потерь - 14-е, 23-е и 30-е числа, по четыре погибших в каждый из этих дней.
  
   Обычный десант подразделения 9-й пехотной дивизии где-то в дельте Меконга, 1970 год. К концу года таких высадок постепенно становилось все меньше, а подразделение на фотографии было выведено из Южного Вьетнама в октябре [Stewart Jackson]
   Обычный десант подразделения 9-й пехотной дивизии где-то в дельте Меконга, 1970 год. К концу года таких высадок постепенно становилось все меньше, а подразделение на фотографии было выведено из Южного Вьетнама в октябре (Stewart Jackson)
  
  
   Численность вертолетной группировки
  
   На начало 1970 года во Вьетнаме была задействована самая крупная вертолетная группировка в истории войн - более 4000 машин. К сентябрю она несколько уменьшилась. По данным Центра военно-морского анализа, на этот месяц в Южном Вьетнаме находились 3431 вертолет Армии и 137 вертолетов морской пехоты. Из дополнительных источников известно, что ВВС имели 39 вертолетов на начало октября, а ВМС - 35 вертолетов на август. Таким образом, суммарно вооруженные силы США имели около 3600 вертолетов, не считая машины на кораблях в Тонкинском заливе и на базах в Таиланде (также следует помнить о "гражданских" вертолетах авиакомпании Air America). Естественно, эти цифры следует воспринимать как примерные, потому что в течение месяца они менялись - происходили потери и их восполнение, отправка серьезно поврежденных бортов на ремонт в США и их возврат во Вьетнам (не всегда, отремонтированные вертолеты могли уже не вернуться в воюющие части).
  
   На вооружении Армии США находились ударные AH-1 "Кобра", многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", разведывательные OH-6 "Кайюс" / "Лоуч" и OH-58 "Кайова", тяжелые транспортные CH-47 "Чинук" и летающие краны CH-54 "Тарх".
  
   На вооружении Корпуса морской пехоты США находились ударные AH-1 "Кобра", транспортные CH-46 "Си Найт", многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", тяжелые транспортные CH-53 "Си Стэллион". Следует отметить, что в морской пехоте знаменитый "Хьюи" никогда не был основным вертолетом.
  
   На вооружении ВВС США находились многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", поисково-спасательные HH-3 "Джолли Грин Джайант", HH-43 "Хаски", HH-53 "Супер Джолли Грин Джайант".
  
   На вооружении ВМС США находились ударные UH-1B "Ирокез" / "Хьюи".
  
   Количество вертолетов на театре военных действий по типам:
   UH-1 - 2079 (Армия - 2005, КМП - 23, ВВС - 16, ВМС - 35)
   AH-1 - 451 (Армия - 426, КМП - 25)
   OH-6 - 449
   CH-47 - 284
   OH-58 - 241
   CH-46 - 60
   CH-53/HH-53 - 28 (КМП - 19, ВВС - 9)
   CH-54 - 25
   HH-43 - 11
   HH-3 - 3
   OH-13 "Сиу" - 1 (фактически OH-13 перестали применяться в 1968 году)
   ПРИМЕЧАНИЕ: сумма вертолетов по видам вооруженных сил на 10 единиц больше, чем сумма по типам. Разница получается за счет КМП и происходит из американского первоисточника, объяснения этому не найдено.
  
   Вертолетная мощь 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной). Знаменитое “поле для гольфа” (Кэмп-Рэдклифф, Анкхе), в середине 1960-х бывшее самым большим вертодромом в мире. На фотографии видно около полусотни OH-13, UH-1 и CH-47 [Life Magazine]
   Вертолетная мощь 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной). Знаменитое "поле для гольфа" (Кэмп-Рэдклифф, Анкхе), в середине 1960-х бывшее самым большим вертодромом в мире. На фотографии видно около полусотни OH-13, UH-1 и CH-47 (Life Magazine)
  
  
  
   Вертолетные подразделения
  
   Во Вьетнаме было развернуто множество вертолетных подразделений, и назвать точное их количество затруднительно. Только в 1-й авиационной бригаде Армии США на 1968 год насчитывалось 14 авиационных батальонов. По штату в пехотных дивизиях было по одному авиационному батальону, в аэромобильных - три. Во Вьетнаме воевали две аэромобильные дивизии: 1-я кавалерийская с самого начала и 101-я воздушно-десантная получила этот статус в 1968 году. Кроме того, 23-й пехотной дивизии в 1969 году была придана авиагруппа из трех вертолетных батальонов (что, однако, не делало ее полноценной аэромобильной дивизией).
  
   По книге Шелби Стэнтона "Vietnam Order of Battle" можно насчитать 22 авиационных батальона и 5 вертолетных кавалерийских эскадронов Армии в Южном Вьетнаме на сентябрь 1970 года. Сюда не входят, например, многочисленные подразделения санитарных вертолетов, в основном подчинявшиеся 44-й медицинской бригаде, как и многие десятки отдельных авиарот.
  
   Для примера вот авиапарк шести вертолетных и штабной рот 10-го батальона боевой авиации осенью 1970 года. По штату в батальоне имелся 171 вертолет - 110 транспортных UH-1H, 40 ганшипов UH-1C, 16 тяжелых транспортных CH-47 и 5 разведывательных OH-58. Фактически на 31 октября имелось 156 машин.
  
   Морская пехота к концу 1970 года сворачивала свою деятельность в Южном Вьетнаме и располагала на тот момент 16-й авиационной группой из 6 вертолетных эскадрилий.
   Военно-воздушные силы имели 37-ю и 38-ю аэрокосмические спасательные эскадрильи, а военно-морские силы - 3-ю эскадрилью легких ударных вертолетов наземного базирования.
  
  
   Вертолеты прочих стран
  
   В статье рассматривается применение только американских вертолетов. Для чуть большей полноты картины следует мимоходом упомянуть службу вертолетов других армий.
  
   В Армии Республики Вьетнам вертолеты находились в подчинении военно-воздушных сил. На конец 1970 года южновьетнамские ВВС имели 10 эскадрилий "Хьюи" и по одной эскадрилье "Чинуков" и старых "Чокто", но только пять из двенадцати эскадрилий были боеготовы. За одну неделю в начале октября 1970 года южновьетнамские вертолеты совершили 3124 вылета, перевезя 6483 пассажира и 62 короткие тонны грузов.
  
   Австралия имела во Вьетнаме одну вертолетную эскадрилью Королевских ВВС (эскадрилья No 9, вертолеты UH-1H) и одно отдельное разведывательное звено сухопутных войск (вертолеты OH-13 и легкие самолеты).
  
   Южнокорейский контингент в основном зависел от американских вертолетов, но использовал и свои собственные в очень небольшом количестве (девять UH-1 в 1970 году). Обе южнокорейские дивизии имели в своем составе авиационную секцию, а в тыловом командовании имелась смешанная авиационная рота.
  
  
   Количество вылетов и налет
  
   По данным Центра военно-морского анализа, за сентябрь 1970 года вертолеты Армии и КМП США совершили 606 000 вылетов (доля армейской авиации - 95 процентов), в том числе 539 000 боевых. Общий налет составил 234 000 часов. Таким образом, каждый день выполнялось в среднем 20 000 вылетов с налетом до 8000 часов, или 14 вылетов каждую минуту. Сведений об активности вертолетов ВВС и ВМС нет.
  
   Имеется некоторое расхождение в источниках относительно разделения вылетов на боевые и небоевые. Центр военно-морского анализа указывает для Армии (то есть в сравнении с вышеуказанными цифрами здесь не учтен КМП) 511 тысяч боевых вылетов при общем количестве 575 тысяч. В отчете об активности Армии США в Юго-Восточной Азии, подготовленном зам. начальника штаба (декабрь 1970), сказано о 448 тысячах боевых при тех же самых 575 тысячах всего. Причина расхождения обнаруживается легко, это одна из категорий вылетов - на выполнение административных и связных задач. Один источник добавляет эти 62 тысячи вылетов к боевым, а другой к небоевым. Статья написана в основном по исследованию Центра военно-морского анализа как более позднего и намного более полного источника, поэтому далее при подсчетах берутся 511 тысяч боевых вылетов.
  
   В среднем один вылет продолжался порядка 23 минут. Исходя из среднего числа имевшихся на театре военных действий вертолетов, на одну машину армейской авиации приходилось около 170 вылетов в месяц (5-6 в день), на одну машину морской пехоты - более 220 (7 вылетов в день). 60 % всех вылетов и часов налета приходится на вертолеты UH-1 "Хьюи".
  
   Далее - количество боевых вылетов Армии и КМП за сентябрь 1970 года по типам вертолетов. В скобках показано среднее количество вылетов в день на одну машину, исходя из числа имевшихся - это дает представление о востребованности каждого типа вертолета.
   UH-1 - 365 254 (6 в день)
   OH-6 - 49 433 (3-4 в день)
   AH-1 - 39 888 (3 в день)
   CH-47 - 36 710 (4 в день)
   OH-58 - 26 971 (3-4 в день)
   CH-46 - 16 064 (9 в день)
   CH-53 - 3953 (7 в день)
   CH-54 - 1055 (1-2 в день)
   Как видно из этих цифр, самыми востребованными вертолетами были морпеховские "Си Найты".
  
   Количество вылетов по задачам (в скобках указан процент от общего числа вылетов):
   На огневое поражение, включая сопровождение - 60 969 (10 %)
   Воздушная разведка - 28 908 (5 %)
   Боевые транспортные - 173 468 (29 %)
   Санитарная эвакуация, включая эвакуацию союзников, южновьетнамских солдат и гражданского населения - 22 122 (4 %)
   Прочие боевые вылеты (в т.ч. тыловая транспортировка, административные, связные) - 253 861
   Небоевые вылеты - 66 771 (11 %)
  
   Налет армейской авиации в составе разных подразделений за сентябрь 1970 года (приведены только подразделения с наибольшим налетом). Сюда входят и вертолеты, и самолеты - доля самолетов составляет 12 процентов всего налета. Источник - "Авиационная брошюра", издание штаба Армии США во Вьетнаме за декабрь 1970 года.
   1-я авиационная бригада - 130 079 часов
   1-я кавалерийская дивизия - 37 886 часов
   101-я воздушно-десантная дивизия - 28 467 часов
   23-я пехотная дивизия - 17 795 часов
   25-я пехотная дивизия - 7275 часов
  
  
   Активность вертолетных подразделений
  
   Для наглядности здесь приведена выборочная статистика за сентябрь 1970 года некоторых эскадрилий, рот и батальонов. Информация взята из официальных рапортов и историй подразделений.
  
   262-я эскадрилья средних вертолетов "Flying Tigers" Корпуса морской пехоты
   Основное место базирования - Фубай, провинция Тхыатхьен. На вооружении транспортные вертолеты CH-46D.
   В течение месяца в среднем полетопригодны 13 вертолетов. Общий налет - 1333 часа. Перевезено пассажиров - 11 077 человек. Перевезено грузов - 268 коротких тонн. Санитарная эвакуация - эвакуировано 520 раненых и больных.
   Потери: 2 вертолета потеряны безвозвратно по небоевым причинам. В 23 зафиксированных случаях обстрела было повреждено 9 вертолетов (все отремонтированы) и ранено 4 члена экипажей.
  
   282-я рота десантных вертолетов "Black Cats" 212-го боевого авиационного батальона Армии
   Основное место базирования - Марбл-Маунтин, провинция Куангнам. На вооружении транспортные вертолеты UH-1H и ударные UH-1C.
   В течение месяца совершено вылетов - 5034. Общий налет - 1362 часа. Перевезено пассажиров - 14 236 человек. Перевезено грузов - 50 коротких тонн. Уничтожено солдат противника - 51 человек.
  
   335-я рота десантных вертолетов "Cowboys" 214-го боевого авиационного батальона Армии
   Место базирования - Донгтам, провинция Диньтыонг (дельта Меконга). На вооружении транспортные вертолеты UH-1H и ударные UH-1B.
   В течение месяца совершено вылетов - 5996. Общий налет - 1805 часов. Перевезено пассажиров - 14 771 человек. Перевезено грузов - 147 коротких тонн. Уничтожено солдат противника - 56 человек. Уничтожено вражеских построек - 86 штук. Потоплено сампанов - 77 штук.
  
   367-я эскадрилья легких вертолетов Корпуса морской пехоты
   Место базирования - Марбл-Маунтин, провинция Куангнам. На вооружении ударные вертолеты AH-1G.
   В течение месяца совершено вылетов - 3694. Общий налет - 1491 час. Уничтожено солдат противника - 16 подтверждено, 13 предположительно. В 25 зафиксированных случаях обстрела легко повреждено 8 вертолетов (суммарно 30 попаданий). Потерь личного состава нет.
  
   10-й боевой авиационный батальон "Vagabonds of Vietnam" Армии
   Основное место базирования - Донгбатхин, провинция Кханьхоа. На вооружении шести вертолетных рот - вертолеты UH-1C, UH-1H, CH-47A, OH-58A.
   В течение месяца совершено вылетов - 27 501. Общий налет - 11 139 часов. Перевезено пассажиров - 44 393 человека. Перевезено грузов - 4299 коротких тонн.
  
   11-й авиационный батальон Армии
   Основные места базирования - Фулой и Лайкхе, провинция Биньзыонг. На вооружении четырех вертолетных рот - вертолеты UH-1, CH-47, OH-58.
   За период с августа по октябрь 1970 года среднемесячные показатели: вылетов - более 20 000, налет - около 6800 часов; перевезено пассажиров - 37 700 человек; перевезено грузов - около 8400 коротких тонн. Среднемесячный расход боеприпасов: патронов 7,62 мм - более 300 000 штук, патронов .50 калибра - 3000 штук, гранат 40 мм - более 1100 штук, неуправляемых ракет 70 мм - около 2500 штук.
   Налет отдельных типов вертолетов за сентябрь 1970 года: UH-1B/C - 939 часов, UH-1D - 592 часа, UH-1H - 3560 часов, UH-1M - 126 часов, CH-47A - 443 часа, CH-47C - 874 часа, OH-58A - 207 часов. Суммарно 6741 час.
   За три месяца (август - октябрь 1970) боевые потери батальона - 1 вертолет уничтожен и 12 повреждено.
  
   159-й вертолетный батальон десантной поддержки Армии
   Основное место базирования - Фубай, провинция Тхыатхьен. На вооружении четырех рот - транспортные вертолеты CH-47 и CH-54.
   В течение месяца совершено вылетов - 4777. Общий налет - 1799 часов. Перевезено пассажиров - 11 889 человек. Перевезено грузов - 8886 коротких тонн. За период с 5 сентября до конца месяца зенитным огнем поврежден 1 вертолет, потерь личного состава не было. В летном происшествии серьезно поврежден 1 вертолет (с/н 67-18532, отремонтирован), один член экипажа ранен.
  
   “Чинук” 205-й авиароты 11-го боевого авиационного батальона взлетает с вертолетной площадки 1-й пехотной дивизии, Лайкхе, 12 сентября 1970 года [U.S. Army Aviation Museum Volunteer Archivists Collection]
   "Чинук" 205-й авиароты 11-го авиационного батальона взлетает с вертолетной площадки штаба 1-й пехотной дивизии, Лайкхе, 12 сентября 1970 года (U.S. Army Aviation Museum Volunteer Archivists Collection)
  
  
   Выживаемость вертолетов
  
   Американцы теряли от зенитного огня меньше вертолетов, чем сбивали силы коммунистов. Это утверждение выглядит абсурдным, но точно отражает реалии войны. "Сбитие" можно определить как боевое поражение летательного аппарата, в результате которого он не может продолжать полет. Во многих случаях "сбитый" вертолет совершал аварийную посадку, его эвакуировали другим вертолетом, ремонтировали и возвращали в строй. Таким образом, сбитие не всегда означало безвозвратную потерю (уничтожение) техники.
  
   25 сентября 1970 года вертолеты 101-й воздушно-десантной дивизии произвели высадку десанта 5-го батальона 2-го полка 1-й дивизии южновьетнамской армии в точке с координатами XD926546 (это провинция Куангчи, примерно в 15 км северо-восточнее Кхесани). В результате огневого воздействия противника боевые повреждения получили 14 бортов, из них 4 совершили аварийную посадку и впоследствии были эвакуированы - два повреждены тяжело и два умеренно. Ранения получили 3 члена экипажей из 158-го авиационного батальона. Здесь мы видим, что в ходе крупной операции были формально "сбиты" четыре вертолета, но все они вывезены из района сбития и, скорее всего, отремонтированы (хотя нельзя исключать списания в некоторых случаях), а потери личного состава - трое раненых летчиков и ни одного погибшего.
  
   Некоторые машины демонстрировали впечатляющую боевую живучесть и долголетие, пережив несколько сбитий. Такой была судьба разведывательного вертолета OH-6A "Кайюс" с серийным номером 68-17252, воевавшего в рассматриваемый период. "Кайюсы" считались очень уязвимыми и вообще чуть ли не смертниками, часто используясь как "приманки" для провоцирования зенитного огня и выявления тем самым вражеских позиций. Борт 68-17252 начал боевую службу в октябре 1969 года в составе 25-й пехотной дивизии. С ним произошли следующие приключения:
   * 5 июня 1970 года в Камбодже на высоте 300 метров поражен огнем 12,7-мм пулемета и совершил вынужденную посадку (сбит), 1 член экипажа ранен. Отремонтирован.
   * 22 октября 1970 года при облете периметра базы Заутьенг потерпел аварию, серьезные повреждения рулевого винта и хвостовой балки. Отремонтирован. После этого вертолет служил в 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной).
   * 17 февраля 1971 года при возвращении из разведывательного вылета произошла потеря тяги двигателя, вертолет сел на авторотации возле Шонгбе, повреждена хвостовая балка. Отремонтирован.
   * 21 марта 1971 года при совершении разведывательного вылета поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 15 метров и совершил вынужденную посадку (сбит). Отремонтирован.
   * 26 марта 1971 года при совершении разведывательного вылета поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 10 метров, но продолжил выполнение задания. Отремонтирован.
   * 5 апреля 1971 года при совершении разведывательного вылета в Камбодже поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 20 метров, получил 30 попаданий и совершил вынужденную посадку (сбит), 1 член экипажа ранен.
   На этом боевая карьера 68-17252 закончилась. Он вернулся на родину, за полтора года в Юго-Восточной Азии налетав около 1340 часов и пережив 3 сбития и 2 аварии. По состоянию на 1988 год вертолет-ветеран продолжал летать в составе Национальной гвардии Нью-Йорка. В 2001 году был передан авиационному музею Марч-Филд, штат Калифорния.
  
   Впечатляет история вертолета UH-1C с/н 66-00564. "Хьюи" модели "Чарли" использовались как вертолеты огневой поддержки (ганшипы) и носили прозвище Hog - "боров". С августа 1966 по сентябрь 1970 года данный борт налетал 2650 часов, служа в трех разных подразделениях (последовательно 114-я, 119-я и 336-я авиароты) и успев побывать на "отдыхе" в США. Вот список дней, когда этот вертолет получал боевые повреждения: 12 ноября 1966, 8 апреля 1967, 11 июня 1967, 31 июля 1967, 3 августа 1967, 19 августа 1967, 27 августа 1967, 30 августа 1967, 8 октября 1967, 8 декабря 1967, 13 декабря 1967 (1 раненый), 16 декабря 1967, 6 января 1968, 9 января 1968, 14 января 1968, 8 февраля 1968 (1 раненый), 12 февраля 1968, 17 февраля 1968 дважды (2 раненых), 2 апреля 1968 дважды (1 раненый), 3 апреля 1968, 25 июля 1968, 22 мая 1969, 9 октября 1969. Итого - 25 инцидентов и 5 раненых. В большинстве случаев это были очень легкие повреждения, по одной пулевой пробоине. Самое серьезное повреждение - восемь пробоин 7,62 мм, полученные 12 февраля 1968. Три раза выносливый "Хьюи" совершал аварийные посадки (3 августа 1967, 16 декабря 1967 и 9 октября 1969), причем всегда находил силы самостоятельно покинуть поле боя, ни разу его не потребовалось вытаскивать другим вертолетом. В последний год службы он не получал боевых повреждений, что не спасло его от судьбы: 6 сентября 1970 года 66-00564 был потерян юго-восточнее города Камау по неизвестной причине - вероятнее всего, сбит.
  
   Одним из претендентов на звание старейшего долгожителя Вьетнама был UH-1B с/н 62-04592, носивший прозвище "Schlitz" во время службы в 335-й роте десантных вертолетов. Он попал на войну еще при живом президенте Кеннеди, и за семь лет (1963-1970) налетал 3781 час. Меньше служил, но интенсивнее применялся UH-1D с/н 66-00987 ("Wild Thing" в 116-й роте), за три с половиной года с марта 1967 по декабрь 1970 налетавший 3799 часов.
  
   Странную судьбу имел "Хьюи" с/н 66-16260: похоже, что этот борт погиб на Вьетнамской войне дважды. Неся службу в 71-й роте десантных вертолетов, 15 ноября 1969 года он был сбит огнем противника возле Тюлай. Весь экипаж пережил падение без явных травм... но затем пуля cмертельно ранила борттехника, а пилот лейтенант Дэвид Ромеро внезапно скончался уже на борту спасательного вертолета. Предполагается, что у него была сломана шея, и в таком состоянии он полчаса руководил обороной экипажа и пассажиров. 66-16260 был формально списан, но каким-то образом его отремонтировали и вернули в 71-ю роту. Он продолжал летать, пока 3 сентября 1970 года не оказался потерян во второй раз при неизвестных обстоятельствах - наверное, уже окончательно, хотя это требует подтверждения.
  
   Известны даже редкие случаи, когда вертолет оказывался более живучим, чем его экипаж. 21 сентября 1970 года AH-1G "Кобра" с/н 68-17091 из 7-го эскадрона 1-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады была поражена огнем с земли. Пули калибра 7,62 мм попали в кабину и удивительным образом прошли через сердца обоих летчиков. Подробности этой истории не известны, но похоже, даже с такими ранениями экипаж сумел совершить посадку. Летчики скончались по пути в госпиталь (чиф уоррент-офицер Роберт Гребби, капитан Уильям Ходжес), а вертолет получил незначительные повреждения и продолжал летать до 1986 года, когда был потерян в летном происшествии.
  
   Такая живучесть обусловлена отчасти тем, что у коммунистических сил на Юге не было по-настоящему эффективных средств ПВО. Вертолет можно сбить из автомата или даже гранатомета (и такие случаи происходили), но это скорее дело везения. У НФОЮВ и северовьетнамской армии в Южном Вьетнаме самым серьезным средством борьбы с вертолетами долгое время оставались 12,7-мм пулеметы ДШК и трофейные M2. В редкие моменты и редких местах (Ашау, Кхесань, Лаос) вертолеты натыкались на пушечный огонь 23 мм и выше. Вьетнамцам приходилось использовать довольно экзотические способы борьбы - например, впервые в истории изобрести противовертолетные мины. Переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-2" стали применяться лишь с весны 1972 года, когда большая часть американских войск уже была выведена, причем потери от ПЗРК не оказались массовыми. С системой ПВО Северного Вьетнама, имевшей зенитно-ракетные комплексы и истребительную авиацию, американские вертолеты соприкасались очень мало; над ДРВ они появлялись практически только во время поисково-спасательных операций, и на сентябрь 70-го это не было актуально, поскольку бомбардировки ДРВ не велись и потери самолетов отсутствовали.
  
   Надо учитывать, что южновьетнамцы и их союзники обычно контролировали территорию только в пределах городов и своих баз, поэтому практически все вертолетные вылеты (даже учебные - на войне тоже бывают учебно-тренировочные вылеты) совершались над условной территорией противника. В сентябре 1970-го коммунистические силы ежедневно уничтожали в среднем один вертолет США. В абсолютных цифрах такая результативность впечатляет и не была повторена больше никем и никогда. Но эти потери не были чувствительными для армады, совершавшей за неделю больше боевых вылетов, чем вся советская авиация в Афганистане за 1980 год - более 100 000 против 72 000 (советские данные взяты у Валерия Аблазова, причем включают и вертолеты, и самолеты).
  
   CH-54 тащит в ремонт “Чинук” со снятыми винтами, Центральное плато, 1970 год [Albert Sena]
   CH-54 тащит в ремонт "Чинук" со снятыми винтами, Центральное плато, 1970 год (Albert Sena)
  
  
   Выживаемость экипажей
  
   Иногда встречается точка зрения, что при уничтожении боевой техники непременно выводится из строя весь ее экипаж. Например, если вьетнамские патриоты сбили четыре вертолета UH-1, то это 16 убитых и раненых членов экипажа, а с учетом десанта получается до полусотни выведенных из строя интервентов. Такой себе "штабной метод подсчета вражеских потерь".
  
   15 сентября 1970 года на крайнем юге Республики Вьетнам в провинции Ансуйен группа американских вертолетов, пытавшаяся эвакуировать раненых южновьетнамцев, попала в специально подготовленную противовертолетную засаду. Командование США объявило средствам массовой информации о сбитии в этом бою 10 вертолетов, было убито и ранено пятеро американцев. Фактически же безвозвратно потеряны два "Хьюи", из экипажей которых погибли два человека. Такое соотношение потерь людей и авиатехники было характерно для всей войны: в среднем на один безвозвратно потерянный вертолет приходился один погибший член экипажа.
  
   За сентябрь 1970 года вертолеты Армии и морской пехоты США совершили 173 тысячи вылетов на транспортировку личного состава и грузов в боевых условиях, при этом не зафиксировано ни одной потери вертолета с десантом, когда бы погибли все находившиеся на борту. Самый близкий к этому эпизод имел место 20 сентября южнее демилитаризованной зоны - при высадке разведотряда погибли девять из десяти членов экипажа и пассажиров.
  
   Среди американских вертолетчиков было немало таких, кто пережил несколько сбитий. До рекорда Ганса-Ульриха Руделя им было далеко, однако и воевали они меньше - обычно по 1-2 года. Вот некоторые примеры:
   * Майк Альберс - за год налетал 1300 часов в боевых условиях на "Хьюи", "Кобрах" и "Кайюсах"; сбит 5 раз, один раз легко ранен;
   * Данне Смит - за 10 месяцев налетал более 2000 часов на "Хьюи", сбит 6 раз (рекорд в его роте), награжден двумя Серебряными звездами;
   * Ларри Эрлз - за два года налетал более 1600 часов на "Кайюсах", сбит 7 раз, ни разу не был ранен;
   * Джеральд Грин - сбит 7 раз (пять на "Кобрах" и два на "Кайюсах" хотя есть мнение его товарища, что эти цифры перепутаны местами; в результате последнего сбития потерял ногу), получил Крест "За выдающиеся заслуги", три Серебряные звезды и четыре Пурпурных сердца за ранения;
   * Клайд Ромеро - налетал 1100 часов на "Хьюи" и "Кайюсах", сбит 9 раз и трижды ранен;
   * Хью Миллс-младший - автор книги "Low Level Hell", за два года налетал более 3300 часов на "Кайюсах" и "Кобрах", был сбит 16 (шестнадцать) раз, из них пятнадцать на OH-6, награжден тремя Серебряными звездами.
   В перечне указаны только наиболее значимые награды. У всех летчиков было множество "побрякушек" вроде Воздушных медалей, которые вручались десятками - например, у Джеральда Грина их было 64.
  
   19-летний пилот Клайд Ромеро из 25-й пехотной дивизии во время операции Lam Son 719. Пережил девять сбитий [Air & Space Magazine]
   19-летний пилот Клайд Ромеро из 25-й пехотной дивизии во время операции Lam Son 719. Пережил девять сбитий (Air & Space Magazine)
  
  
   Относительно часов налета: для летчиков существовало ограничение на ежемесячный налет. Формально не разрешалось превышать планку 140 часов в месяц (встречаются различные цифры, возможно, что со временем "потолок" менялся). В реалиях войны это ограничение часто нарушалось - либо летчики переставали считать свой "избыточный" налет, либо летные хирурги закрывали на это глаза. О темпах боевой работы скажет цитата из армейской брошюры, художественно описывающей летное происшествие с транспортным вертолетом: "Они прибыли в штаб в 8-00, совершили семь вылетов утром и завершали третий в середине дня...". Самый обычный рабочий день американского вертолетчика на войне. Нагрузка на авиатехнику была меньше, чем на летчиков. Вот налет за 1970 год для UH-1H с/н 68-15373 из 129-й роты десантных вертолетов: январь - 70 часов, февраль - 71, март - 79, апрель - 51, май - 85, июнь - 98, июль - 104, август - 80. Этот борт был потерян в аварии 10 сентября. Средний налет за сентябрь 1970 года для одного OH-6 составлял примерно 60-65 часов.
  
  
   Аварийность
  
   Примерно половина вертолетных потерь во Вьетнаме произошла в небоевых происшествиях. Интересно, что до 1968 года небоевых потерь было даже больше, чем боевых, но начиная с этого переломного года статистика изменилась в обратную сторону. Для сентября 1970 года соотношение было 50 на 50. Американское командование то ли не придавало этому аспекту особого внимания, то ли старалось его не афишировать. В ежемесячных пресс-релизах Командования по оказанию военной помощи Вьетнаму (КОВПВ) позднего периода войны аккуратно приводились списки сбитых вертолетов, в то время как аварии и катастрофы полностью игнорировались. Большое количество летных происшествий можно связать как с огромной нагрузкой на пилотов, так и с географическими условиями Юго-Восточной Азии (климат, рельеф).
  
   Мнение по этому поводу Дэна Тайлера из 229-го батальона десантных вертолетов, потерявшего товарищей в катастрофе 26 сентября 1970 года:
   "Потеря двух Хьюи и восьми человек в тот день была безусловным ударом для роты C 229-го. Мы потеряли шестерых в происшествии с одним вертолетом примерно за три месяца до этого. В других случаях теряли по одному-два. Примерно две трети потерь моей роты за время моей службы во Вьетнаме не были напрямую связаны с боевой работой - они были из-за летных происшествий... Мне кажется, мы часто не уделяли должного внимания безопасности полетов, потому что слишком сильно концентрировались на вражеской угрозе. В результате катастрофы убили вдвое больше людей, чем противник".
  
   Воздушное хулиганство и на войне никуда не девается. Следующая история безалаберности произошла не в сентябре, но заслуживает внимания. Экипаж UH-1 закончил свой "рабочий день", когда его попросили перевезти еще нескольких пассажиров, среди которых был один "дембель". Явно пребывая в расслабленном состоянии, летчики решили устроить пассажиру эффектное прощание с Вьетнамом. В этом они преуспели: пролетая на большой скорости и предельно малой высоте над рекой, вертолет совершил резкий маневр, чтобы не столкнуться с рыбацкой вышкой, и ударился хвостовой балкой о дюну. Погибло шесть человек, единственным выжившим оказался тот самый "дембель".
  
   Аварийность вертолетов Армии США в сентябре 1970 года
   Источник - "Авиационная брошюра", издание штаба Армии США во Вьетнаме за декабрь 1970 года.
   AH-1G - налет 27 487 часов, 9 происшествий (3054 часа на одно происшествие)
   OH-6A - налет 29 410 часов, 13 происшествий (2262 часа на одно происшествие)
   OH-58A - налет 14 972 часа, 1 происшествие (14 972 часа на одно происшествие)
   UH-1B/C - налет 10 679 часов, 0 происшествий
   UH-1D/H/M - налет 132 701 час, 29 происшествий (4576 часов на одно происшествие)
   CH-47 - налет 15 162 часа, 3 происшествия (5054 часа на одно происшествие)
   CH-54 - налет 545 часов, 0 происшествий
   ИТОГО налет 230 956 часов, 55 происшествий (4199 часов на одно происшествие)
   Комментарий: замечательная статистика OH-58 вызывает вопросы. По данным Центра военно-морского анализа, за месяц в летных происшествиях было потеряно четыре этих вертолета, и требующие проверки данные о конкретных бортах тоже подтверждают, что могли быть несколько небоевых потерь.
  
   “That’s impossible!” – полковник Кохрэйн, “Голубой гром”. Акт воздушного хулиганства на “Кобре” во время операции Lam Son 719 [Lou Rochat, vhpa.org]
   "That's impossible!" - полковник Кохрэйн, "Голубой гром". Акт воздушного хулиганства на "Кобре" во время операции Lam Son 719 (Lou Rochat, vhpa.org)
  
  
   Потери
  
   Согласно данным Центра военно-морского анализа, в сентябре 1970 года в Юго-Восточной Азии Армия и КМП США потеряли 70 вертолетов, 458 было повреждено по всем причинам. В данную статистику не входят потери на аэродромах в результате обстрелов и нападений противника. В среднем одна потеря вертолета приходилась на 8700 вылетов и 3300 часов налета, одно повреждение на 1300 вылетов и 500 часов налета. Потерян каждый 50-й и поврежден каждый 8-й вертолет из всего парка на театре военных действий (хотя некоторые вертолеты получали повреждения по нескольку раз и из-за этого могут дублироваться в статистике).
  
   Потери вертолетов по видам вооруженных сил в сентябре 1970 года:
   Армия: 30 потеряно и 313 повреждено по боевым причинам, 35 потеряно и 95 повреждено по небоевым причинам, потери личного состава - 42 человека погибло и 66 ранено.
   КМП: 5 потеряно и 32 повреждено по боевым причинам, 18 повреждено по небоевым причинам, потери личного состава - 4 человека погибло.
   ВВС: общие потери неизвестны, но были единичными, учитывая малое количество задействованных вертолетов (достоверно известна одна небоевая).
   ВМС: общие потери неизвестны. Единственная вертолетная эскадрилья ВМС, базировавшаяся в Южном Вьетнаме, потеряла за сентябрь 2 вертолета сбитыми. Теоретически могли быть небоевые потери палубных вертолетов в Тонкинском заливе.
  
   Большие потери авиатехники в Юго-Восточной Азии компенсировались производством. Объем серийного производства вертолетов UH-1 для Армии США за сентябрь 1970 года составлял 67 машин. Подсчет "цены войны" в денежном эквиваленте интересен, хотя довольно условен. На 1971 финансовый год стоимость вертолетов была следующей: AH-1 "Кобра" - 465 тысяч долларов, CH-47 "Чинук" - 1,8 миллиона, OH-6 "Кайюс" и OH-58 "Кайова" - 88 тысяч (трудно сказать, почему цена для обоих одинакова). Можно назвать идеально точную стоимость вертолета UH-1H - это 244 345 долларов, именно такая сумма указывалась в армейских отчетах о летных происшествиях в случае списания машины.
  
   Потери вертолетов Армии и КМП по отдельным типам в сентябре 1970 года:
   UH-1 - 29 потеряно, 225 повреждено (в том числе по боевым причинам 12 и 166). Погибло 32 и ранено 35 членов экипажей.
   OH-6 - 20 потеряно, 88 повреждено (в том числе по боевым причинам 11 и 71). Погибло 3 и ранено 16 членов экипажей.
   AH-1 - 9 потеряно, 66 повреждено (в том числе по боевым причинам 6 и 53). Ранено 8 членов экипажей, погибших нет (замечание: тот случай, когда статистика "правдивая, но не правильная" - трое летчиков из числа раненых скончались).
   OH-58 - 5 потеряно, 10 повреждено (в том числе по боевым причинам 1 и 10). Погибло 2 и ранено 4 члена экипажей.
   CH-46 - 3 потеряно, 42 повреждено (в том числе по боевым причинам 3 и 25, что не состыкуется с данными морской пехоты, подтверждающими одну предположительно боевую и две небоевые потери, см. ниже в списке). Погибло 4 члена экипажей.
   CH-47 - 2 потеряно, 19 повреждено (в том числе по боевым причинам 0 и 17). Погибло 5 и ранено 3 члена экипажей.
   CH-53 - 2 потеряно, 2 повреждено по боевым причинам, потерь членов экипажей нет.
   CH-54 - 1 поврежден по боевой причине.
  
   Потери вертолетов Армии и КМП относительно числа вылетов в сентябре 1970 года (учтены все вылеты, включая небоевые):
   CH-47 - одна потеря на 19 800 вылетов
   UH-1 - одна потеря на 14 100 вылетов
   OH-58 - одна потеря на 6100 вылетов
   CH-46 - одна потеря на 5600 вылетов
   AH-1 - одна потеря на 5300 вылетов
   OH-6 - одна потеря на 2900 вылетов
   CH-53 - одна потеря на 2000 вылетов
   CH-54 - потерь нет
   В этой статистике "Си Стэллион" представляется наименее живучим из всех типов. Причина такого ложного впечатления в том, что CH-53 были использованы нетипичным образом в операции Tailwind (эвакуация личного состава под интенсивным огнем противника) и понесли там нетипично высокие потери - сбито два вертолета за два дня. При малом числе CH-53 в регионе и соответственно малом числе их вылетов это и дало низкий показатель живучести.
  
   Анализ абсолютных цифр потерь личного состава представляется бессмысленным - потери всего за один месяц не отражают общей картины войны. Например, погибло 5 членов экипажей "Чинуков" против 3 на "Кайовах" - при том, что "Кайовы" совершили больше вылетов. Казалось бы, выживаемость вертолетчиков CH-47 оставляет желать лучшего. Однако в следующие три месяца CH-47 не потерпели ни единой катастрофы во Вьетнаме. Вместо этого посмотрим статистику потерь экипажей, собранную на основе поименных списков погибших.
  
   Случаи гибели полного экипажа в сентябре 1970 года (боевые и небоевые потери):
   AH-1 (2 члена экипажа) - 1 экипаж без потери вертолета
   OH-6 (2-3 члена экипажа) - 1 экипаж
   OH-58 (2 члена экипажа) - 1 экипаж
   CH-46 (5 членов экипажа) - 1 экипаж
   CH-47 (5 членов экипажа) - 1 экипаж
   CH-53 - 0
   CH-54 - 0
   UH-1 (4 члена экипажа) - 7 экипажей
   Неожиданное замечание: выживаемость экипажей "смертников" OH-6 за месяц была такой же, как у экипажей UH-1. Погиб всего один экипаж "Лоучей" при совершении примерно 59 000 вылетов (боевых и небоевых), а один экипаж "Хьюи" погибал в среднем на 58 000 вылетов.
  
  
   “Отстойник” с поврежденными вертолетами где-то на Центральном плато, 1970 год. “Лоуч” на переднем плане имеет маркировку 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка [Albert Sena]
   "Отстойник" с поврежденными вертолетами где-то на Центральном плато, 1970 год. "Лоуч" на переднем плане имеет маркировку 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка (Albert Sena)
  
  
   СПИСОК ПОТЕРЯННЫХ ВЕРТОЛЕТОВ
  
   Для примера - подробное описание потерь и повреждений за месяц в одном отдельно взятом подразделении, 7-м эскадроне 17-го кавалерийского полка (взято из неофициальной истории подразделения за авторством Майкла Ло, 2011).
  
   1 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в хвостовую балку, продолжил выполнение задания и отремонтирован.
   1 сентября - OH-6A поврежден, три попадания 7,62 мм в нижнюю часть кабины, продолжил выполнение задания и отремонтирован.
   6 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в остекление кабины, продолжил выполнение задания и отремонтирован.
   7 сентября - OH-6A сбит возле большого комплекса пещер в провинции Биньдинь, получив пять попаданий 7,62 мм. Два члена экипажа получили ранения и были спасены. Вертолет потерян безвозвратно.
   9 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в нижнюю часть кабины, продолжил выполнение задания и отремонтирован.
   9 сентября - UH-1H совершил жесткую посадку из-за технической неисправности во время испытательного полета в районе базы Кэмп-Холлоуэй. Экипаж не пострадал. Вертолет, очевидно, ремонтопригоден.
   10 сентября - OH-6A сбит в провинции Биньдинь, получив два попадания 7,62 мм в хвостовую балку. Два члена экипажа получили легкие травмы и были спасены. Вертолет потерян безвозвратно.
   13 сентября - AH-1G совершил аварийную посадку из-за технической неисправности при выполнении боевого вылета в провинции Биньдинь. Оба члена экипажа спасены (один из них получил травмы). Вертолет был уничтожен при обстреле района посадки американской артиллерией.
   13 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в фюзеляж, вертолет совершил аварийную посадку, но затем продолжил выполнение задания и впоследствии отремонтирован.
   14 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в нижнюю часть фюзеляжа, прекратил выполнение задания, вернулся на базу и отремонтирован.
   15 сентября - OH-6A поврежден, на высоте около 10 метров и скорости 75 км/ч получил три попадания 7,62 мм в нижнюю часть кабины, продолжил выполнение задания и отремонтирован.
   15 сентября - OH-6A сбит в провинции Контум, на высоте около 10 метров и скорости 75 км/ч получил многочисленные попадания 7,62 мм. По разным данным, летчики не пострадали или один был ранен. Вертолет потерян безвозвратно.
   18 сентября - AH-1G потерпел аварию, задев рулевым винтом контейнер при взлете. Экипаж не пострадал. Отремонтирован.
   19 сентября - OH-6A потерпел аварию из-за отказа двигателя на взлете. Оба члена экипажа получили травмы. Вертолет отправлен на ремонт в США и уже не возвращался во Вьетнам, отремонтирован.
   26 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание в фюзеляж 7,62 мм, совершил вынужденную посадку, но потом самостоятельно взлетел и был отремонтирован.
   26 сентября - OH-6A поврежден, одно попадание 7,62 мм в нижнюю часть фюзеляжа, прекратил выполнение задания, вернулся на базу и отремонтирован.
   28 сентября - OH-6A поврежден, два попадания 7,62 мм в нижнюю часть фюзеляжа, прекратил выполнение задания, вернулся на базу и отремонтирован.
   Таким образом, за месяц в эскадроне было повреждено 17 вертолетов (14 "Кайюсов", 2 "Кобры", 1 "Хьюи"), из них 4 потеряны безвозвратно (3 "Кайюса", 1 "Кобра"). Несколько летчиков получили ранения, погибших не было.
  
  
   Ниже перечеслены установленные потери вертолетов за сентябрь 1970 года. О критериях включения в список и о степени его полноты:
   - перечислены только вертолеты, которые могут быть определены как безвозвратные потери (уничтоженные или списанные);
   - предполагается, что перечислены ВСЕ боевые потери вертолетов Армии;
   - перечислены ВСЕ небоевые катастрофы (летные происшествия с людскими жертвами) вертолетов Армии, однако нет полной информации по авариям (летные происшествия без погибших);
   - перечислены ВСЕ потери Корпуса морской пехоты, как боевые, так и небоевые;
   - перечислено несколько случаев потери вертолетов ВВС и ВМС, однако полных данных о потерях этих видов вооруженных сил нет; впрочем, они явно были небольшими, учитывая малую численность вертолетов.
  
   Таким образом, список неполон в основном за счет небоевых потерь вертолетов Армии. Боевая потеря здесь определяется как потеря, произошедшая в результате действий противника. Все прочие потери считаются небоевыми. В списке перечислен 51 потерянный вертолет, что составляет примерно две трети от предполагаемых общих потерь за месяц (70 машин Армии и морской пехоты, не менее 3 машин ВВС и ВМС).
   UH-1 - 22, OH-6 - 13, AH-1 - 8, CH-46 - 3, CH-47 - 2, CH-53 - 2, OH-58 - 1
  
  
  
   1 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Ниньтхуан, 2 раненых.
  
   1 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 68-15654, 1-й эскадрон 9-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии) - небоевая потеря. Вылет в провинции Лонгкхань для восстановления связи с пропавшим разведывательным отрядом. Разбился при выполнении разворота на большой скорости и малой высоте в вечерней темноте. Весь экипаж погиб - 4 человека.
   1-й лейтенант Джозеф Ли Чемберс (Chambers) - командир
   Чиф уоррент-офицер Уильям Расселл Керси-младший (Kersey Jr) - пилот
   Специалист-4 Ларри Шунмейкер (Schoonmaker) - бортмеханик
   Уоррент-офицер Дэвид Роджер Нолл (Noll) - пассажир
  
   4 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 69-15974, 1-й эскадрон 1-го кавалерийского полка 23-й пехотной дивизии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем юго-западнее Дананга, провинция Куангнам, 3 раненых.
  
   6 сентября 1970
   AH-1G (серийный номер 67-15868 "The High and The Mighty", 187-я рота десантных вертолетов 269-го авиационного батальона 12-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Подбит зенитным огнем в провинции Тэйнинь, совершил вынужденную посадку, списан. Экипаж не пострадал.
  
   6 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 69-15975, 1-й эскадрон 1-го кавалерийского полка 23-й пехотной дивизии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем над северовьетнамским укрепрайоном юго-восточнее Тамки в провинции Куангтин. Упал в ручей, где в это время купались северовьетнамские солдаты, убив как минимум одного. Ситуация с экипажем не ясна, летчики то ли не пострадали, то ли двое раненых. Высаженное для их эвакуации подразделение вступило в бой с противником, убив нескольких и взяв одного в плен при потере одного солдата погибшим. Поврежденный вертолет был добит американцами.
  
   6 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Куангнам, 3 раненых.
  
   6 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Ансуйен, 1 раненый. Возможно, это упомянутый выше борт 66-00564 - требует подтверждения.
  
   7 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 67-16008, 7-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Сбит 7,62-мм зенитным огнем при выполнении разведывательного вылета севернее Фуми в провинции Биньдинь, 2 раненых.
  
   7 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тюонгтхьен, экипаж не пострадал.
  
   7 сентября 1970
   CH-46D (серийный номер 154793, 262-я эскадрилья средних вертолетов 16-й авиационной группы 1-го авиационного крыла КМП) - небоевая потеря. При высадке разведгруппы на стыке провинций Куангнам и Куангтин лопасти винта зацепились за что-то, вертолет перевернулся и загорелся. Несколько человек получили легкие травмы.
  
   8 сентября 1970
   AH-1G (361-я рота воздушного оружия 52-го авиационного батальона 17-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - боевая потеря на земле. Уничтожен при обстреле аэродрома Дакто (провинция Контум) 122-мм ракетами.
  
   Горит “Кобра” после обстрела аэродрома “Градами-П”. Дакто, 8 сентября 1970 года, операция Tailwind [Joe Driscoll]
   Горит "Кобра" после обстрела аэродрома "Градами-П". Дакто, 8 сентября 1970 года, операция Tailwind (Joe Driscoll)
  
  
   9 сентября 1970
   UH-1C (серийный номер 66-00561, 176-я рота десантных вертолетов 14-го авиационного батальона 16-й авиационной группы 23-й пехотной дивизии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Куангнгай, весь экипаж из 4 человек погиб.
   Уоррент-офицер Роберт Ральф Сайзмор-младший (Sizemore Jr) - командир
   Уоррент-офицер Эрнест де Форест Петти (Petty) - пилот
   Специалист-5 Джозеф Мартин Лерой Браун (Brown) - бортмеханик
   Специалист-4 Даррел Монро Пиккет (Picket) - бортстрелок
  
   9 сентября 1970
   UH-1C (116-я рота десантных вертолетов 269-го авиационного батальона 12-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Подбит 7,62-мм зенитным огнем в провинции Куангнгай, загорелся, совершил аварийную посадку и взорвался. Пострадавших не было, но по другой версии - 1 раненый. Рота на тот момент была придана 212-му батальону.
  
   9 сентября 1970
   AH-1G (серийный номер 67-15706, неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тхыатхьен, 2 члена экипажа ранены.
  
   10 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 67-16652, 7-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Сбит 7,62-мм зенитным огнем при выполнении разведывательного вылета в провинции Биньдинь, 2 раненых.
  
   10 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 68-15373, 129-я рота десантных вертолетов 223-го авиационного батальона 17-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - небоевая потеря. При заходе на посадку на побережье провинции Биньдинь вертолет ударился рулевым винтом о водную поверхность, что привело к отрыву винта и жесткой посадке вертолета на суше, после чего начался пожар. 3 члена экипажа ранены.
  
   11 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 68-17352, 1-я бригада 4-й пехотной дивизии) - небоевая потеря. Во время вылета для осмотра командиром батальона вражеских укреплений в провинции Биньдинь произошел отказ двигателя. Пилот попытался совершить посадку на авторотации, но вертолет сильно ударился о землю и загорелся. Оба пассажира погибли, пилот выжил.
   Подполковник Барни Кинг Нил-младший (Neal Jr) - пассажир, командир 1-го батальона 22-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии
   2-й лейтенант Джеймс Леонард Ноблз (Knobles) - пассажир
  
   12 сентября 1970
   AH-1G (361-я рота воздушного оружия 52-го авиационного батальона 17-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Операция Tailwind, отвлекающий рейд отряда южновьетнамских монтаньяров и американских "зеленых беретов" на юге Лаоса. Сбит зенитным огнем, прикрывая неудачную попытку эвакуации раненых. Пострадавших нет. Расхождение дат в источниках: в пресс-релизе КОВПВ с описанием событий за месяц указано 11 сентября, в официальной истории 361-й роты за 1970 год указано 12 сентября.
  
   12 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тюонгтхьен, 2 раненых.
  
   12 сентября 1970
   CH-47A (серийный номер 66-19064, 228-й вертолетный батальон десантной поддержки 11-й авиационной группы 1-й кавалерийской дивизии) - небоевая потеря. При транспортировке четырех контейнеров из Шонгбе в Бьенхоа (провинция Лонгкхань) произошел отказ системы автостабилизации на высоте 900 метров и потеря управления. Весь экипаж из 5 человек погиб.
   Уоррент-офицер Леонард Ковальски-младший (Kowalski Jr) - пилот
   Майор Чарльз Вандербильт Лэнг (Lang) - пилот, командир роты B
   Сержант Стивен Чарльз Нэер (Naher) - бортинженер
   Капрал Лютер Аллен Джинс (Genes) - бортстрелок
   Специалист-4 Девон Мардик Энман (Enman) - бортмеханик
  
   13 сентября 1970
   AH-1G (серийный номер 68-15193, 7-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - небоевая потеря. При выполнении боевого вылета в провинции Биньдинь произошел отказ двигателя, пилот произвел аварийную посадку на деревья. 1 член экипажа был ранен. Прибывшее на место посадки подразделение вступило в бой с приближавшимися северовьетнамцами, убив 6 солдат противника. Из-за погодных условий и наступления темноты американцы отступили. В течение ночи район посадки обстреливался артиллерией, на следующий день обнаружилось, что вертолет был уничтожен попаданием артиллерийского снаряда.
  
   13 сентября 1970
   CH-53D (серийный номер 156661, 463-я эскадрилья тяжелых вертолетов 16-й авиационной группы 1-го авиационного крыла КМП) - боевая потеря. Операция Tailwind. Была запрошена эвакуация раненых на юге Лаоса несмотря на то, что отряд находился под сильным огнем противника. Первый заходивший на посадку "Си Стэллион" задел лопастью дерево, после чего был поражен двумя гранатами РПГ. Подбитый вертолет пролетел около 5 миль и совершил вынужденную посадку, весь экипаж был эвакуирован другим вертолетом, а машина потом уничтожена ударом штурмовика A-1.
  
   14 сентября 1970
   CH-53D (серийный номер 156665, 463-я эскадрилья тяжелых вертолетов 16-й авиационной группы 1-го авиационного крыла КМП) - боевая потеря. Операция Tailwind. Несмотря на потерю вертолета накануне, CH-53 опять применены в "горячей" посадочной зоне. Во время эвакуации отряда монтаньяров и "зеленых беретов" на юге Лаоса вертолет был поврежден интенсивным огнем противника. После взлета с 40 пассажирами на борту произошел отказ одного двигателя, затем отказал второй. Пилот совершил посадку на авторотации, вертолет перевернулся. Никто не погиб, весь экипаж и пассажиры были подобраны другим вертолетом.
  
   14 сентября 1970
   UH-1H (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем на юге Лаоса во время эвакуации разведотряда западнее базового района 607, ранено 5 человек. Предполагается, что этот вертолет не имел отношения к операции Tailwind.
  
   Летное происшествие с UH-1H с/н 68-15326 во время учебного полета 14 сентября 1970 года. Кажется, что вертолет обречен на списание, однако фотография 1978 года  говорит о том, что он был отремонтирован и передан в Национальную гвардию Кентукки [SP5 Gary Allison]
   Летное происшествие с UH-1H с/н 68-15326 во время учебного полета 14 сентября 1970 года. Кажется, что вертолет обречен на списание, однако фотография 1978 года говорит о том, что он был отремонтирован и передан в Национальную гвардию Кентукки (SP5 Gary Allison)
  
  
   15 сентября 1970
   OH-58A (серийный номер 68-16912, 3-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Сбит огнем 12,7-мм пулемета на высоте около 15 метров в провинции Куангчи рядом с горой Рокпайл, 2 члена экипажа погибли и 1 ранен (пилот).
   Сержант Дэвид Франклин Фримэн (Freeman) - наблюдатель
   Рядовой 1-го класса Ли Дэвид Мидоус (Meadows) - бортмеханик
  
   15 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 66-17790, 7-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Сбит 7,62-мм зенитным огнем на высоте около 10 метров при выполнении разведывательного вылета в провинции Контум, пострадавших нет (по другим данным, 1 член экипажа ранен).
  
   15 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Шадек, пострадавших нет.
  
   15 сентября 1970
   UH-1B (серийный номер 413903, 3-я эскадрилья легких ударных вертолетов ВМС)
   UH-1B (серийный номер 413956, 3-я эскадрилья легких ударных вертолетов ВМС)
   Боевые потери. Провинция Ансуйен, долгосрочная операция Breezy Cove, "битва у Вьетконговского озера" (VC Lake) юго-западнее Камау.
   Подразделение южновьетнамских Региональных сил столкнулось с большими вражескими силами возле мелкого озера (если не произошло значительных гидрографических изменений, то на современных картах это озеро Тхитыонг, Dam Thi Tuong) и запросило эвакуацию раненых. Прибывшие на место боя вертолеты Армии и ВМС попали в подготовленную противовертолетную засаду; как выяснилось позднее, в этом районе находился штаб северовьетнамского полка.
   Тогдашние газеты опубликовали заявление американского командования, что в ходе боя было сбито 10 вертолетов - один из крупнейших случаев потерь за всю войну. Однако подробное описание ситуации в документах самого командования показывает куда менее катастрофическую картину: 2 вертолета уничтожены, 8 повреждены, погибло 2 и ранено 3 американца. Выяснение обстоятельств боя затрудняется тем, что доступны описания только со стороны ВМС, нет полной картины со стороны армейцев (336-й роты десантных вертолетов). В целом подтверждается сбитие трех вертолетов, два из которых потеряны безвозвратно, а один (AH-1) эвакуирован после аварийной посадки.
   Оба потерянных вертолета были ударными и сбиты при попытке подавления ПВО. Борт 413956 совершил неудачную аварийную посадку на рисовом чеке, при этом 2 члена экипажа погибли. Двое выживших эвакуированы другим вертолетом. С наступлением ночи вьетконговцы подожгли вертолет, а на следующий день его остатки были подорваны южновьетнамцами. Борт 413903 совершил аварийную посадку во "Вьетконговское озеро" на мелководье, весь его экипаж был спасен, вертолет на следующий день уничтожен ударом штурмовика OV-10.
   Младший лейтенант Уильям Александр Педерсен (Pedersen) - пилот
   Петти-офицер 3-го класса Хосе Пабло Рамос (Ramos)
  
   Район “Вьетконговского озера”, сентябрь 1970 года [Jack L. Coan Collection]
   Район "Вьетконговского озера", сентябрь 1970 года (Jack L. Coan Collection)
  
  
   15 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Ансуйен, пострадавших нет. Невозможно сказать, имеет ли эта потеря отношение к бою у "Вьетконговского озера", произошедшему в той же провинции.
  
   16 сентября 1970
   CH-47C (серийный номер 69-17100, 213-я вертолетная рота десантной поддержки 11-го авиационного батальона 12-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - небоевая потеря. После взлета с грузом цемента из Фулой, провинция Тэйнинь, в хвостовой части вертолета произошел взрыв и начался пожар; при выполнении аварийной посадки пилот потерял управление, вертолет после посадки сгорел. Погиб 1 из 5 членов экипажа.
   Специалист-4 Джеймс Роберт Бодиш (Bodish) - бортинженер
  
   17 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Биньтуй, 3 раненых.
  
   17 сентября 1970
   AH-1G (серийный номер 67-15862, 3-й эскадрон 17-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады) - боевая потеря. Оказывая поддержку южновьетнамскому подразделению, подбит огнем 12,7-мм пулемета на выходе из атаки наземных целей севернее Куанлой, провинция Биньлонг, совершил вынужденную посадку. Оба члена экипажа ранены, один из них умер в госпитале 26 сентября.
   Уоррент-офицер Томас Мартин Барнетт (Barnett) - второй пилот
  
   17 сентября 1970
   AH-1G (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тхыатхьен, пострадавших нет.
  
   17 сентября 1970
   CH-46D (серийный номер 154044, 262-я эскадрилья средних вертолетов 16-й авиационной группы 1-го авиационного крыла КМП) - небоевая потеря. Разбился на взлете в Дананге, экипаж и пассажиры получили легкие травмы (по одному источнику - 15 человек).
  
   19 сентября 1970
   UH-1 (предположительно UH-1H с/н 68-16170 из 129-й роты десантных вертолетов) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Биньдинь, 4 раненых.
  
   20 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 67-17597, 158-й батальон десантных вертолетов 101-й авиационной группы 101-й водушно-десантной дивизии) - боевая потеря. При высадке разведгруппы возле демилитаризованной зоны к северу от базы Контхьен, провинция Куангчи, пилот вертолета был поражен пулеметной очередью, что привело к катастрофе и гибели почти всех находившихся на борту - 4 членов экипажа и 5 разведчиков из 75-го пехотного полка (рейнджеров); один рейнджер выжил. Кроме того, пехотное подразделение, прибывшее на место крушения для эвакуации трупов, попало под минометный обстрел и потеряло двух человек убитыми.
   Это официальная версия катастрофы; среди летчиков ходили разговоры о том, что вертолет разбился по какой-то другой причине. В книге Тома Маршалла "Price of Exit: A True Story of Helicopter Pilots in Vietnam" заявлено, что правда осталась неизвестной и не было никаких явных свидетельств вражеского огня (Маршалл служил в 158-м батальоне, когда произошла катастрофа).
   Уоррент-офицер Ларри Гленн Болдуин (Baldwin) - пилот
   1-й лейтенант Альберт Морис Финн (Finn) - пилот
   Сержант Дэн Оуэн Фелтс (Felts) - бортмеханик
   Сержант Уильям Томас Дотсон-третий (Dotson III) - бортстрелок
   Специалист-4 Рэймонд Хью Апеллидо (Apellido)
   Специалист-4 Энтони Джозеф Галлина (Gallina)
   Специалист-4 Дэйл Алан Грэй (Gray)
   Рядовой 1-го класса Гленн Гарланд Ритчи-младший (Ritchie Jr)
   Сержант Гарольд Эрвин Сайдс (Sides)
  
   20 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - предположительно небоевая потеря. Санитарный вертолет был вызван наземным подразделением для эвакуации потерь в провинции Куангтин, в вечерней темноте зацепился за деревья при посадке и разбился. Пострадали 1 член экипажа и 4 пассажира. Вертолет горел и впоследствии взорвался. В пресс-релизе КОВПВ за месяц указан как боевая потеря, но в документах 23-й пехотной дивизии при описании потери подчеркнуто, что вертолет не был сбит.
  
   22 сентября 1970
   AH-1G (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тхыатхьен, пострадавших нет.
  
   22 сентября 1970
   CH-46D (серийный номер 152577, 262-я эскадрилья средних вертолетов 16-й авиационной группы 1-го авиационного крыла КМП) - предположительно боевая потеря. Ночью 21-22 сентября совершал вылет на эвакуацию раненых в провинции Куангнам, на высоте около 750 метров произошел пожар двигателя, что привело к катастрофе и гибели всего экипажа из 5 человек. По-видимому, причина пожара не была точно установлена, предполагались как огонь с земли, так и столкновение с осветительной ракетой. Погибшие официально числятся боевыми потерями, в то время как "Си Найт" отсутствует в списке боевых потерь вертолетов за сентябрь 1970 года от американского командования.
   1-й лейтенант Гарольд Брюс Кимброу (Kimbrough) - командир
   1-й лейтенант Уильям Стэнли Дэвис (Davis) - пилот
   Сержант Лео Альберт Бич-младший (Beach Jr)
   Капрал Джеймс Ричард Теффс (Teffs)
   Лэнс-капрал Фредерик Джозеф Смит (Smith)
  
   25 сентября 1970
   UH-1P (серийный номер 64-15484, 20-я эскадрилья специальных операций ВВС) - небоевая потеря. Два вертолета ВВС США вместе с южновьетнамскими CH-34 выполняли боевое задание в Камбодже. Они летели на малой высоте, и при огибании горного хребта шедший впереди CH-34 совершил неожиданный маневр. При попытке избежать столкновения американский вертолет зацепился лопастями за деревья и разбился. 2 члена экипажа погибли и 2 были спасены.
   Неясно, где именно произошла катастрофа - в Камбодже или в южновьетнамской провинции Куангдык.
   Капитан Джеки Филипп Хейл (Heil) - пилот-инструктор
   Мастер-сержант Джеральд Аллан Купер (Cooper) - бортстрелок
  
   26 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 68-15648 "Cherry Buster", 229-й батальон десантных вертолетов 11-й авиационной группы 1-й кавалерийской дивизии)
   UH-1H (серийный номер 68-16123 "Thumpy 1", 229-й батальон десантных вертолетов 11-й авиационной группы 1-й кавалерийской дивизии)
   Небоевые потери. При групповом полете в военной зоне D (провинция Лонгкхань) два вертолета столкнулись на высоте 1200-1500 метров и упали в лес, оба экипажа погибли - 8 человек.
   Экипаж 68-15648:
   Уоррент-офицер Марк Ричард Холтом (Holtom) - командир
   1-й лейтенант Фрэнсис Джордан Салливэн (Sullivan) - пилот (посмертное повышение до капитана)
   Сержант Дональд Аллен Холл-младший (Hall Jr) - бортмеханик
   Специалист-4 Эрнест Хэммонд Лэйдлер (Laidler) - бортстрелок
   Экипаж 68-16123:
   Уоррент-офицер Роберт Эрнест Бауэр (Bauer) - командир
   1-й лейтенант Уоррен Стивен Лоусон (Lawson) - пилот
   Специалист-5 Дуглас Мид Вудлэнд (Woodland) - бортмеханик
   Специалист-4 Роберт Альберт Пэйнтер-младший (Painter Jr) - бортстрелок
  
   26 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 67-17858, 58-й транспортный батальон 34-й группы общей поддержки Командования Армии США во Вьетнаме) - небоевая потеря. Выполняя перегоночный полет из Куангчи на Красный пляж над морем у побережья военного региона I, вертолет попал в сильный ливень. При попытке совершить разворот столкнулся с водной поверхностью и почти сразу затонул. Погибли 2 из 4 членов экипажа, а также 2 пассажира.
   Капитан Дональд Дуайт Крау-младший (Craw Jr) - командир
   Специалист-4 Томас Саймон Малмэй (Malmay) - бортстрелок
   Капитан Бенджамин Роберт Бостик-четвертый (Bostick IV)
   Доктор Брэдшоу (Bradshow) - гражданское лицо
  
   26 сентября 1970
   UH-1 (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Тхыатхьен юго-западнее Хюэ, 2 раненых.
  
   26 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Ансуйен, пострадавших нет.
  
   27 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 68-15359, 3-я бригада 101-й воздушно-десантной дивизии) - небоевая потеря. Вечером при выполнении тренировочного полета по приборам в провинции Тхыатхьен вертолет попал в сильный дождь (возможно, с грозой), после чего связь с ним прервалась. Место падения было найдено на следующее утро на рисовом чеке к северу от Хюэ. Поскольку расстояние между отдельными обломками достигало одного километра, был сделан вывод, что вертолет развалился в воздухе. Все 4 члена экипажа погибли.
   Капитан Филипп Гарольд Джейкобс (Jacobs) - пилот
   Капитан Уильям Джеймс Лэнгмэн (Langman) - пилот
   Сержант Джон Уильям Парселлс (Parsells) - бортмеханик
   Капрал Стивен Гарольд Крупкин (Krupkin) - бортстрелок
  
   27 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 69-15204, 114-я рота десантных вертолетов 214-го авиационного батальона 164-й авиационной группы 1-й авиационной бригады) - небоевая потеря. При взлете с аэродрома Виньлонг в одноименной провинции задел ограждение и разбился, пострадавших не было.
  
   27 сентября 1970
   UH-1H (серийный номер 69-15021, 237-й медицинский отряд) - небоевая потеря. Поздно вечером в сложных метеорологических условиях участвовал в поисках другого санитарного вертолета, который разбился при эвакуации пострадавшего вьетнамского ребенка (в этой катастрофе погиб 1 член экипажа, статус вертолета неизвестен). Связь с вертолетом была потеряна, место падения обнаружено на следующий день, весь экипаж из 4 человек погиб.
   Чиф уоррент-офицер Роберт Орен Хилл-младший (Hill Jr) - командир
   Уоррент-офицер Майкл Ли Брэдли (Bradley) - пилот
   Специалист-4 Джеффри Мерл Уайт (White) - бортмеханик
   Специалист-5 Кеннет Клиффорд Ноукс (Nokes) - медик
  
   29 сентября 1970
   OH-6A (серийный номер 67-16342, 1-й эскадрон 9-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии) - боевая потеря. При выполнении разведывательного вылета в провинции Биньзыонг поражен зенитным огнем на высоте 25 метров, упал в бомбовую воронку и взорвался, оба члена экипажа погибли.
   Уоррент-офицер Джеймс Милтон Беничек (Benicek) - пилот
   Специалист-4 Роберт Уильям Нельсон (Nelson) - бортмеханик
  
   30 сентября 1970
   OH-6A (неизвестное подразделение Армии) - боевая потеря. Сбит зенитным огнем в провинции Диньтыонг, пострадавших нет.
  
  
  
  
  
  

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023