Полет группы "Хьюи" и "Лоучей" над морем в сопровождении оперной музыки - один из популярнейших образов американской войны во Вьетнаме по всему миру. Самая большая вертолетная война в истории установила и удерживает множество рекордов применения винтокрылых машин. Сухие статистические данные с трудом укладываются в сознании, их не с чем сравнивать - так никто никогда больше не воевал, а возможно, уже и не будет.
В статье приведены как раз такие иллюстративные данные за один месяц долгой войны - сентябрь 1970-го. Месяц выбран по разным причинам, в том числе потому, что он был типичным для позднего периода наземной войны США. Тактика применения вертолетов отточена, численность авиапарка почти пиковая, ранние машины (UH-1D, UH-34, CH-37, OH-13, OH-23) заменены на более совершенные. А вместе с тем война для американцев постепенно шла на спад, и без крупных битв работа авиации была более рутинной.
Кроме того, рассмотрена специфика потерь вертолетов и экипажей в более широком контексте всей Вьетнамской войны.
Общая характеристика периода
В военном плане сентябрь 1970 года был периодом затишья. Американские газеты уделяли основное внимание ситуации в Камбодже, где шло самое большое наступление правительственной армии с начала войны. Продолжалась "вьетнамизация", увеличивалась роль южновьетнамской армии. США давно отказались от попыток одержать стратегическую победу в Южном Вьетнаме и медленно выводили войска. За сентябрь численность контингента США в стране сократилась с 399 до 390 тысяч военнослужащих, что являлось самым низким уровнем с января 1967 года. Точная численность контингента на 1 октября 1970 года - 390 150 человек, в том числе 294 298 армейцев, 29 554 морских пехотинца, 46 467 военнослужащих ВВС, 19 731 военнослужащий ВМС и 100 военнослужащих Береговой охраны. Кроме того, около 23 тысяч человек личного состава находились на кораблях в Тонкинском заливе и 38 тысяч в Таиланде (в основном персонал ВВС).
Из всей этой огромной группировки привлекаться к наступательным операциям на середину месяца могли только около 50 тысяч человек в маневренных батальонах. В боевом составе сил союзников на конец месяца было 273 маневренных батальона, в том числе 70 американских; по другим данным, американских было 66 - из них 24 пехотных, 19 аэромобильных, 4 воздушно-десантных, 6 механизированных, 2 бронетанковых, 5 кавалерийских и 6 морской пехоты.
Американская разведка насчитывала у противника 289 маневренных батальонов. Силы коммунистов значительно пострадали в тяжелые 1968-1969 годы и не могли сохранять былую активность.
5 сентября в провинции Тхыатхьен 101-я воздушно-десантная дивизия начала операцию Jefferson Glenn, которой было суждено стать последней крупной наземной операцией США во Вьетнаме (продолжалась она больше года). Крупных сражений не происходило. Единственным событием, имевшим стратегическое значение, можно назвать борьбу за базу огневой поддержки O'Reilly к северу от печально известной долины Ашау. С августа северовьетнамцы держали ее в вялотекущей осаде, занимаясь в основном обстрелами и мелкими вылазками. Базу обороняла южновьетнамская армия, и делала это достаточно успешно, но в итоге перед наступлением сезона дождей (уже в октябре) было решено оставить ее из-за трудностей со снабжением.
Морская пехота в очередной раз зачищала долину Куешон (операция ImperialLake). Самый крупный сентябрьский контакт с противником в Куешоне характеризует масштаб боевых действий на тот момент. Батальону морпехов удалось окружить несколько десятков северовьетнамцев в каком-то овраге с прилегающими к нему пещерами; бои за этот овраг длились около недели. Потеряв трех солдат убитыми, американцы наконец ликвидировали окруженную "группировку" и обнаружили среди трупов командование вражеского батальона (командира и политкомиссара).
Официальная газета 23-й пехотной дивизии в номере от 18 сентября отмечала, что за прошедшую неделю вся дивизия уничтожила 92 солдата противника.
Несмотря на отсутствие значительных столкновений, по данным командования США коммунисты теряли 1200-1500 человек убитыми в неделю. Американские еженедельные боевые потери составляли 50-60 человек убитыми и более 300 ранеными, южновьетнамская армия теряла обычно 200-300 человек убитыми.
День наибольших потерь США - 20 сентября, когда погибло 23 американца, в том числе 9 в сбитом вертолете; дни наименьших потерь - 14-е, 23-е и 30-е числа, по четыре погибших в каждый из этих дней.
Обычный десант подразделения 9-й пехотной дивизии где-то в дельте Меконга, 1970 год. К концу года таких высадок постепенно становилось все меньше, а подразделение на фотографии было выведено из Южного Вьетнама в октябре (Stewart Jackson)
Численность вертолетной группировки
На начало 1970 года во Вьетнаме была задействована самая крупная вертолетная группировка в истории войн - более 4000 машин. К сентябрю она несколько уменьшилась. По данным Центра военно-морского анализа, на этот месяц в Южном Вьетнаме находились 3431 вертолет Армии и 137 вертолетов морской пехоты. Из дополнительных источников известно, что ВВС имели 39 вертолетов на начало октября, а ВМС - 35 вертолетов на август. Таким образом, суммарно вооруженные силы США имели около 3600 вертолетов, не считая машины на кораблях в Тонкинском заливе и на базах в Таиланде (также следует помнить о "гражданских" вертолетах авиакомпании Air America). Естественно, эти цифры следует воспринимать как примерные, потому что в течение месяца они менялись - происходили потери и их восполнение, отправка серьезно поврежденных бортов на ремонт в США и их возврат во Вьетнам (не всегда, отремонтированные вертолеты могли уже не вернуться в воюющие части).
На вооружении Армии США находились ударные AH-1 "Кобра", многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", разведывательные OH-6 "Кайюс" / "Лоуч" и OH-58 "Кайова", тяжелые транспортные CH-47 "Чинук" и летающие краны CH-54 "Тарх".
На вооружении Корпуса морской пехоты США находились ударные AH-1 "Кобра", транспортные CH-46 "Си Найт", многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", тяжелые транспортные CH-53 "Си Стэллион". Следует отметить, что в морской пехоте знаменитый "Хьюи" никогда не был основным вертолетом.
На вооружении ВВС США находились многоцелевые UH-1 "Ирокез" / "Хьюи", поисково-спасательные HH-3 "Джолли Грин Джайант", HH-43 "Хаски", HH-53 "Супер Джолли Грин Джайант".
На вооружении ВМС США находились ударные UH-1B "Ирокез" / "Хьюи".
Количество вертолетов на театре военных действий по типам:
UH-1 - 2079 (Армия - 2005, КМП - 23, ВВС - 16, ВМС - 35)
AH-1 - 451 (Армия - 426, КМП - 25)
OH-6 - 449
CH-47 - 284
OH-58 - 241
CH-46 - 60
CH-53/HH-53 - 28 (КМП - 19, ВВС - 9)
CH-54 - 25
HH-43 - 11
HH-3 - 3
OH-13 "Сиу" - 1 (фактически OH-13 перестали применяться в 1968 году)
ПРИМЕЧАНИЕ: сумма вертолетов по видам вооруженных сил на 10 единиц больше, чем сумма по типам. Разница получается за счет КМП и происходит из американского первоисточника, объяснения этому не найдено.
Вертолетная мощь 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной). Знаменитое "поле для гольфа" (Кэмп-Рэдклифф, Анкхе), в середине 1960-х бывшее самым большим вертодромом в мире. На фотографии видно около полусотни OH-13, UH-1 и CH-47 (Life Magazine)
Вертолетные подразделения
Во Вьетнаме было развернуто множество вертолетных подразделений, и назвать точное их количество затруднительно. Только в 1-й авиационной бригаде Армии США на 1968 год насчитывалось 14 авиационных батальонов. По штату в пехотных дивизиях было по одному авиационному батальону, в аэромобильных - три. Во Вьетнаме воевали две аэромобильные дивизии: 1-я кавалерийская с самого начала и 101-я воздушно-десантная получила этот статус в 1968 году. Кроме того, 23-й пехотной дивизии в 1969 году была придана авиагруппа из трех вертолетных батальонов (что, однако, не делало ее полноценной аэромобильной дивизией).
По книге Шелби Стэнтона "Vietnam Order of Battle" можно насчитать 22 авиационных батальона и 5 вертолетных кавалерийских эскадронов Армии в Южном Вьетнаме на сентябрь 1970 года. Сюда не входят, например, многочисленные подразделения санитарных вертолетов, в основном подчинявшиеся 44-й медицинской бригаде, как и многие десятки отдельных авиарот.
Для примера вот авиапарк шести вертолетных и штабной рот 10-го батальона боевой авиации осенью 1970 года. По штату в батальоне имелся 171 вертолет - 110 транспортных UH-1H, 40 ганшипов UH-1C, 16 тяжелых транспортных CH-47 и 5 разведывательных OH-58. Фактически на 31 октября имелось 156 машин.
Морская пехота к концу 1970 года сворачивала свою деятельность в Южном Вьетнаме и располагала на тот момент 16-й авиационной группой из 6 вертолетных эскадрилий.
Военно-воздушные силы имели 37-ю и 38-ю аэрокосмические спасательные эскадрильи, а военно-морские силы - 3-ю эскадрилью легких ударных вертолетов наземного базирования.
Вертолеты прочих стран
В статье рассматривается применение только американских вертолетов. Для чуть большей полноты картины следует мимоходом упомянуть службу вертолетов других армий.
В Армии Республики Вьетнам вертолеты находились в подчинении военно-воздушных сил. На конец 1970 года южновьетнамские ВВС имели 10 эскадрилий "Хьюи" и по одной эскадрилье "Чинуков" и старых "Чокто", но только пять из двенадцати эскадрилий были боеготовы. За одну неделю в начале октября 1970 года южновьетнамские вертолеты совершили 3124 вылета, перевезя 6483 пассажира и 62 короткие тонны грузов.
Австралия имела во Вьетнаме одну вертолетную эскадрилью Королевских ВВС (эскадрилья No 9, вертолеты UH-1H) и одно отдельное разведывательное звено сухопутных войск (вертолеты OH-13 и легкие самолеты).
Южнокорейский контингент в основном зависел от американских вертолетов, но использовал и свои собственные в очень небольшом количестве (девять UH-1 в 1970 году). Обе южнокорейские дивизии имели в своем составе авиационную секцию, а в тыловом командовании имелась смешанная авиационная рота.
Количество вылетов и налет
По данным Центра военно-морского анализа, за сентябрь 1970 года вертолеты Армии и КМП США совершили 606 000 вылетов (доля армейской авиации - 95 процентов), в том числе 539 000 боевых. Общий налет составил 234 000 часов. Таким образом, каждый день выполнялось в среднем 20 000 вылетов с налетом до 8000 часов, или 14 вылетов каждую минуту. Сведений об активности вертолетов ВВС и ВМС нет.
Имеется некоторое расхождение в источниках относительно разделения вылетов на боевые и небоевые. Центр военно-морского анализа указывает для Армии (то есть в сравнении с вышеуказанными цифрами здесь не учтен КМП) 511 тысяч боевых вылетов при общем количестве 575 тысяч. В отчете об активности Армии США в Юго-Восточной Азии, подготовленном зам. начальника штаба (декабрь 1970), сказано о 448 тысячах боевых при тех же самых 575 тысячах всего. Причина расхождения обнаруживается легко, это одна из категорий вылетов - на выполнение административных и связных задач. Один источник добавляет эти 62 тысячи вылетов к боевым, а другой к небоевым. Статья написана в основном по исследованию Центра военно-морского анализа как более позднего и намного более полного источника, поэтому далее при подсчетах берутся 511 тысяч боевых вылетов.
В среднем один вылет продолжался порядка 23 минут. Исходя из среднего числа имевшихся на театре военных действий вертолетов, на одну машину армейской авиации приходилось около 170 вылетов в месяц (5-6 в день), на одну машину морской пехоты - более 220 (7 вылетов в день). 60 % всех вылетов и часов налета приходится на вертолеты UH-1 "Хьюи".
Далее - количество боевых вылетов Армии и КМП за сентябрь 1970 года по типам вертолетов. В скобках показано среднее количество вылетов в день на одну машину, исходя из числа имевшихся - это дает представление о востребованности каждого типа вертолета.
UH-1 - 365 254 (6 в день)
OH-6 - 49 433 (3-4 в день)
AH-1 - 39 888 (3 в день)
CH-47 - 36 710 (4 в день)
OH-58 - 26 971 (3-4 в день)
CH-46 - 16 064 (9 в день)
CH-53 - 3953 (7 в день)
CH-54 - 1055 (1-2 в день)
Как видно из этих цифр, самыми востребованными вертолетами были морпеховские "Си Найты".
Количество вылетов по задачам (в скобках указан процент от общего числа вылетов):
На огневое поражение, включая сопровождение - 60 969 (10 %)
Воздушная разведка - 28 908 (5 %)
Боевые транспортные - 173 468 (29 %)
Санитарная эвакуация, включая эвакуацию союзников, южновьетнамских солдат и гражданского населения - 22 122 (4 %)
Прочие боевые вылеты (в т.ч. тыловая транспортировка, административные, связные) - 253 861
Небоевые вылеты - 66 771 (11 %)
Налет армейской авиации в составе разных подразделенийза сентябрь 1970 года (приведены только подразделения с наибольшим налетом). Сюда входят и вертолеты, и самолеты - доля самолетов составляет 12 процентов всего налета. Источник - "Авиационная брошюра", издание штаба Армии США во Вьетнаме за декабрь 1970 года.
1-я авиационная бригада - 130 079 часов
1-я кавалерийская дивизия - 37 886 часов
101-я воздушно-десантная дивизия - 28 467 часов
23-я пехотная дивизия - 17 795 часов
25-я пехотная дивизия - 7275 часов
Активность вертолетных подразделений
Для наглядности здесь приведена выборочная статистика за сентябрь 1970 года некоторых эскадрилий, рот и батальонов. Информация взята из официальных рапортов и историй подразделений.
262-я эскадрилья средних вертолетов "Flying Tigers" Корпуса морской пехоты
Основное место базирования - Фубай, провинция Тхыатхьен. На вооружении транспортные вертолеты CH-46D.
В течение месяца в среднем полетопригодны 13 вертолетов. Общий налет - 1333 часа. Перевезено пассажиров - 11 077 человек. Перевезено грузов - 268 коротких тонн. Санитарная эвакуация - эвакуировано 520 раненых и больных.
Потери: 2 вертолета потеряны безвозвратно по небоевым причинам. В 23 зафиксированных случаях обстрела было повреждено 9 вертолетов (все отремонтированы) и ранено 4 члена экипажей.
282-я рота десантных вертолетов "BlackCats" 212-го боевого авиационного батальонаАрмии
Основное место базирования - Марбл-Маунтин, провинция Куангнам. На вооружении транспортные вертолеты UH-1H и ударные UH-1C.
В течение месяца совершено вылетов - 5034. Общий налет - 1362 часа. Перевезено пассажиров - 14 236 человек. Перевезено грузов - 50 коротких тонн. Уничтожено солдат противника - 51 человек.
335-я рота десантных вертолетов "Cowboys"214-го боевого авиационного батальона Армии
Место базирования - Донгтам, провинция Диньтыонг (дельта Меконга). На вооружении транспортные вертолеты UH-1H и ударные UH-1B.
В течение месяца совершено вылетов - 5996. Общий налет - 1805 часов. Перевезено пассажиров - 14 771 человек. Перевезено грузов - 147 коротких тонн. Уничтожено солдат противника - 56 человек. Уничтожено вражеских построек - 86 штук. Потоплено сампанов - 77 штук.
367-я эскадрилья легких вертолетов Корпуса морской пехоты
Место базирования - Марбл-Маунтин, провинция Куангнам. На вооружении ударные вертолеты AH-1G.
В течение месяца совершено вылетов - 3694. Общий налет - 1491 час. Уничтожено солдат противника - 16 подтверждено, 13 предположительно. В 25 зафиксированных случаях обстрела легко повреждено 8 вертолетов (суммарно 30 попаданий). Потерь личного состава нет.
10-й боевой авиационный батальон"VagabondsofVietnam" Армии
Основное место базирования - Донгбатхин, провинция Кханьхоа. На вооружении шести вертолетных рот - вертолеты UH-1C, UH-1H, CH-47A, OH-58A.
В течение месяца совершено вылетов - 27 501. Общий налет - 11 139 часов. Перевезено пассажиров - 44 393 человека. Перевезено грузов - 4299 коротких тонн.
11-й авиационный батальон Армии
Основные места базирования - Фулой и Лайкхе, провинция Биньзыонг. На вооружении четырех вертолетных рот - вертолеты UH-1, CH-47, OH-58.
За период с августа по октябрь 1970 года среднемесячные показатели: вылетов - более 20 000, налет - около 6800 часов; перевезено пассажиров - 37 700 человек; перевезено грузов - около 8400 коротких тонн. Среднемесячный расход боеприпасов: патронов 7,62 мм - более 300 000 штук, патронов .50 калибра - 3000 штук, гранат 40 мм - более 1100 штук, неуправляемых ракет 70 мм - около 2500 штук.
Налет отдельных типов вертолетов за сентябрь 1970 года: UH-1B/C - 939 часов, UH-1D - 592 часа, UH-1H - 3560 часов, UH-1M - 126 часов, CH-47A - 443 часа, CH-47C - 874 часа, OH-58A - 207 часов. Суммарно 6741 час.
За три месяца (август - октябрь 1970) боевые потери батальона - 1 вертолет уничтожен и 12 повреждено.
159-й вертолетный батальон десантной поддержки Армии
Основное место базирования - Фубай, провинция Тхыатхьен. На вооружении четырех рот - транспортные вертолеты CH-47 и CH-54.
В течение месяца совершено вылетов - 4777. Общий налет - 1799 часов. Перевезено пассажиров - 11 889 человек. Перевезено грузов - 8886 коротких тонн. За период с 5 сентября до конца месяца зенитным огнем поврежден 1 вертолет, потерь личного состава не было. В летном происшествии серьезно поврежден 1 вертолет (с/н 67-18532, отремонтирован), один член экипажа ранен.
"Чинук" 205-й авиароты 11-го авиационного батальона взлетает с вертолетной площадки штаба 1-й пехотной дивизии, Лайкхе, 12 сентября 1970 года (U.S. Army Aviation Museum Volunteer Archivists Collection)
Выживаемость вертолетов
Американцы теряли от зенитного огня меньше вертолетов, чем сбивали силы коммунистов. Это утверждение выглядит абсурдным, но точно отражает реалии войны. "Сбитие" можно определить как боевое поражение летательного аппарата, в результате которого он не может продолжать полет. Во многих случаях "сбитый" вертолет совершал аварийную посадку, его эвакуировали другим вертолетом, ремонтировали и возвращали в строй. Таким образом, сбитие не всегда означало безвозвратную потерю (уничтожение) техники.
25 сентября 1970 года вертолеты 101-й воздушно-десантной дивизии произвели высадку десанта 5-го батальона 2-го полка 1-й дивизии южновьетнамской армии в точке с координатами XD926546 (это провинция Куангчи, примерно в 15 км северо-восточнее Кхесани). В результате огневого воздействия противника боевые повреждения получили 14 бортов, из них 4 совершили аварийную посадку и впоследствии были эвакуированы - два повреждены тяжело и два умеренно. Ранения получили 3 члена экипажей из 158-го авиационного батальона. Здесь мы видим, что в ходе крупной операции были формально "сбиты" четыре вертолета, но все они вывезены из района сбития и, скорее всего, отремонтированы (хотя нельзя исключать списания в некоторых случаях), а потери личного состава - трое раненых летчиков и ни одного погибшего.
Некоторые машины демонстрировали впечатляющую боевую живучесть и долголетие, пережив несколько сбитий. Такой была судьба разведывательного вертолета OH-6A "Кайюс" с серийным номером 68-17252, воевавшего в рассматриваемый период. "Кайюсы" считались очень уязвимыми и вообще чуть ли не смертниками, часто используясь как "приманки" для провоцирования зенитного огня и выявления тем самым вражеских позиций. Борт 68-17252 начал боевую службу в октябре 1969 года в составе 25-й пехотной дивизии. С ним произошли следующие приключения:
* 5 июня 1970 года в Камбодже на высоте 300 метров поражен огнем 12,7-мм пулемета и совершил вынужденную посадку (сбит), 1 член экипажа ранен. Отремонтирован.
* 22 октября 1970 года при облете периметра базы Заутьенг потерпел аварию, серьезные повреждения рулевого винта и хвостовой балки. Отремонтирован. После этого вертолет служил в 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной).
* 17 февраля 1971 года при возвращении из разведывательного вылета произошла потеря тяги двигателя, вертолет сел на авторотации возле Шонгбе, повреждена хвостовая балка. Отремонтирован.
* 21 марта 1971 года при совершении разведывательного вылета поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 15 метров и совершил вынужденную посадку (сбит). Отремонтирован.
* 26 марта 1971 года при совершении разведывательного вылета поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 10 метров, но продолжил выполнение задания. Отремонтирован.
* 5 апреля 1971 года при совершении разведывательного вылета в Камбодже поражен огнем 7,62-мм автоматического оружия на высоте 20 метров, получил 30 попаданий и совершил вынужденную посадку (сбит), 1 член экипажа ранен.
На этом боевая карьера 68-17252 закончилась. Он вернулся на родину, за полтора года в Юго-Восточной Азии налетав около 1340 часов и пережив 3 сбития и 2 аварии. По состоянию на 1988 год вертолет-ветеран продолжал летать в составе Национальной гвардии Нью-Йорка. В 2001 году был передан авиационному музею Марч-Филд, штат Калифорния.
Впечатляет история вертолета UH-1C с/н 66-00564. "Хьюи" модели "Чарли" использовались как вертолеты огневой поддержки (ганшипы) и носили прозвище Hog - "боров". С августа 1966 по сентябрь 1970 года данный борт налетал 2650 часов, служа в трех разных подразделениях (последовательно 114-я, 119-я и 336-я авиароты) и успев побывать на "отдыхе" в США. Вот список дней, когда этот вертолет получал боевые повреждения: 12 ноября 1966, 8 апреля 1967, 11 июня 1967, 31 июля 1967, 3 августа 1967, 19 августа 1967, 27 августа 1967, 30 августа 1967, 8 октября 1967, 8 декабря 1967, 13 декабря 1967 (1 раненый), 16 декабря 1967, 6 января 1968, 9 января 1968, 14 января 1968, 8 февраля 1968 (1 раненый), 12 февраля 1968, 17 февраля 1968 дважды (2 раненых), 2 апреля 1968 дважды (1 раненый), 3 апреля 1968, 25 июля 1968, 22 мая 1969, 9 октября 1969. Итого - 25 инцидентов и 5 раненых. В большинстве случаев это были очень легкие повреждения, по одной пулевой пробоине. Самое серьезное повреждение - восемь пробоин 7,62 мм, полученные 12 февраля 1968. Три раза выносливый "Хьюи" совершал аварийные посадки (3 августа 1967, 16 декабря 1967 и 9 октября 1969), причем всегда находил силы самостоятельно покинуть поле боя, ни разу его не потребовалось вытаскивать другим вертолетом. В последний год службы он не получал боевых повреждений, что не спасло его от судьбы: 6 сентября 1970 года 66-00564 был потерян юго-восточнее города Камау по неизвестной причине - вероятнее всего, сбит.
Одним из претендентов на звание старейшего долгожителя Вьетнама был UH-1B с/н 62-04592, носивший прозвище "Schlitz" во время службы в 335-й роте десантных вертолетов. Он попал на войну еще при живом президенте Кеннеди, и за семь лет (1963-1970) налетал 3781 час. Меньше служил, но интенсивнее применялся UH-1D с/н 66-00987 ("Wild Thing" в 116-й роте), за три с половиной года с марта 1967 по декабрь 1970 налетавший 3799 часов.
Странную судьбу имел "Хьюи" с/н 66-16260: похоже, что этот борт погиб на Вьетнамской войне дважды. Неся службу в 71-й роте десантных вертолетов, 15 ноября 1969 года он был сбит огнем противника возле Тюлай. Весь экипаж пережил падение без явных травм... но затем пуля cмертельно ранила борттехника, а пилот лейтенант Дэвид Ромеро внезапно скончался уже на борту спасательного вертолета. Предполагается, что у него была сломана шея, и в таком состоянии он полчаса руководил обороной экипажа и пассажиров. 66-16260 был формально списан, но каким-то образом его отремонтировали и вернули в 71-ю роту. Он продолжал летать, пока 3 сентября 1970 года не оказался потерян во второй раз при неизвестных обстоятельствах - наверное, уже окончательно, хотя это требует подтверждения.
Известны даже редкие случаи, когда вертолет оказывался более живучим, чем его экипаж. 21 сентября 1970 года AH-1G "Кобра" с/н 68-17091 из 7-го эскадрона 1-го кавалерийского полка 1-й авиационной бригады была поражена огнем с земли. Пули калибра 7,62 мм попали в кабину и удивительным образом прошли через сердца обоих летчиков. Подробности этой истории не известны, но похоже, даже с такими ранениями экипаж сумел совершить посадку. Летчики скончались по пути в госпиталь (чиф уоррент-офицер Роберт Гребби, капитан Уильям Ходжес), а вертолет получил незначительные повреждения и продолжал летать до 1986 года, когда был потерян в летном происшествии.
Такая живучесть обусловлена отчасти тем, что у коммунистических сил на Юге не было по-настоящему эффективных средств ПВО. Вертолет можно сбить из автомата или даже гранатомета (и такие случаи происходили), но это скорее дело везения. У НФОЮВ и северовьетнамской армии в Южном Вьетнаме самым серьезным средством борьбы с вертолетами долгое время оставались 12,7-мм пулеметы ДШК и трофейные M2. В редкие моменты и редких местах (Ашау, Кхесань, Лаос) вертолеты натыкались на пушечный огонь 23 мм и выше. Вьетнамцам приходилось использовать довольно экзотические способы борьбы - например, впервые в истории изобрести противовертолетные мины. Переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-2" стали применяться лишь с весны 1972 года, когда большая часть американских войск уже была выведена, причем потери от ПЗРК не оказались массовыми. С системой ПВО Северного Вьетнама, имевшей зенитно-ракетные комплексы и истребительную авиацию, американские вертолеты соприкасались очень мало; над ДРВ они появлялись практически только во время поисково-спасательных операций, и на сентябрь 70-го это не было актуально, поскольку бомбардировки ДРВ не велись и потери самолетов отсутствовали.
Надо учитывать, что южновьетнамцы и их союзники обычно контролировали территорию только в пределах городов и своих баз, поэтому практически все вертолетные вылеты (даже учебные - на войне тоже бывают учебно-тренировочные вылеты) совершались над условной территорией противника. В сентябре 1970-го коммунистические силы ежедневно уничтожали в среднем один вертолет США. В абсолютных цифрах такая результативность впечатляет и не была повторена больше никем и никогда. Но эти потери не были чувствительными для армады, совершавшей за неделю больше боевых вылетов, чем вся советская авиация в Афганистане за 1980 год - более 100 000 против 72 000 (советские данные взяты у Валерия Аблазова, причем включают и вертолеты, и самолеты).
CH-54 тащит в ремонт "Чинук" со снятыми винтами, Центральное плато, 1970 год (Albert Sena)
Выживаемость экипажей
Иногда встречается точка зрения, что при уничтожении боевой техники непременно выводится из строя весь ее экипаж. Например, если вьетнамские патриоты сбили четыре вертолета UH-1, то это 16 убитых и раненых членов экипажа, а с учетом десанта получается до полусотни выведенных из строя интервентов. Такой себе "штабной метод подсчета вражеских потерь".
15 сентября 1970 года на крайнем юге Республики Вьетнам в провинции Ансуйен группа американских вертолетов, пытавшаяся эвакуировать раненых южновьетнамцев, попала в специально подготовленную противовертолетную засаду. Командование США объявило средствам массовой информации о сбитии в этом бою 10 вертолетов, было убито и ранено пятеро американцев. Фактически же безвозвратно потеряны два "Хьюи", из экипажей которых погибли два человека. Такое соотношение потерь людей и авиатехники было характерно для всей войны: в среднем на один безвозвратно потерянный вертолет приходился один погибший член экипажа.
За сентябрь 1970 года вертолеты Армии и морской пехоты США совершили 173 тысячи вылетов на транспортировку личного состава и грузов в боевых условиях, при этом не зафиксировано ни одной потери вертолета с десантом, когда бы погибли все находившиеся на борту. Самый близкий к этому эпизод имел место 20 сентября южнее демилитаризованной зоны - при высадке разведотряда погибли девять из десяти членов экипажа и пассажиров.
Среди американских вертолетчиков было немало таких, кто пережил несколько сбитий. До рекорда Ганса-Ульриха Руделя им было далеко, однако и воевали они меньше - обычно по 1-2 года. Вот некоторые примеры:
* Майк Альберс - за год налетал 1300 часов в боевых условиях на "Хьюи", "Кобрах" и "Кайюсах"; сбит 5 раз, один раз легко ранен;
* Данне Смит - за 10 месяцев налетал более 2000 часов на "Хьюи", сбит 6 раз (рекорд в его роте), награжден двумя Серебряными звездами;
* Ларри Эрлз - за два года налетал более 1600 часов на "Кайюсах", сбит 7 раз, ни разу не был ранен;
* Джеральд Грин - сбит 7 раз (пять на "Кобрах" и два на "Кайюсах" хотя есть мнение его товарища, что эти цифры перепутаны местами; в результате последнего сбития потерял ногу), получил Крест "За выдающиеся заслуги", три Серебряные звезды и четыре Пурпурных сердца за ранения;
* Клайд Ромеро - налетал 1100 часов на "Хьюи" и "Кайюсах", сбит 9 раз и трижды ранен;
* Хью Миллс-младший - автор книги "Low Level Hell", за два года налетал более 3300 часов на "Кайюсах" и "Кобрах", был сбит 16 (шестнадцать) раз, из них пятнадцать на OH-6, награжден тремя Серебряными звездами.
В перечне указаны только наиболее значимые награды. У всех летчиков было множество "побрякушек" вроде Воздушных медалей, которые вручались десятками - например, у Джеральда Грина их было 64.
19-летний пилот Клайд Ромеро из 25-й пехотной дивизии во время операции Lam Son 719. Пережил девять сбитий (Air & Space Magazine)
Относительно часов налета: для летчиков существовало ограничение на ежемесячный налет. Формально не разрешалось превышать планку 140 часов в месяц (встречаются различные цифры, возможно, что со временем "потолок" менялся). В реалиях войны это ограничение часто нарушалось - либо летчики переставали считать свой "избыточный" налет, либо летные хирурги закрывали на это глаза. О темпах боевой работы скажет цитата из армейской брошюры, художественно описывающей летное происшествие с транспортным вертолетом: "Они прибыли в штаб в 8-00, совершили семь вылетов утром и завершали третий в середине дня...". Самый обычный рабочий день американского вертолетчика на войне. Нагрузка на авиатехнику была меньше, чем на летчиков. Вот налет за 1970 год для UH-1H с/н 68-15373 из 129-й роты десантных вертолетов: январь - 70 часов, февраль - 71, март - 79, апрель - 51, май - 85, июнь - 98, июль - 104, август - 80. Этот борт был потерян в аварии 10 сентября. Средний налет за сентябрь 1970 года для одного OH-6 составлял примерно 60-65 часов.
Аварийность
Примерно половина вертолетных потерь во Вьетнаме произошла в небоевых происшествиях. Интересно, что до 1968 года небоевых потерь было даже больше, чем боевых, но начиная с этого переломного года статистика изменилась в обратную сторону. Для сентября 1970 года соотношение было 50 на 50. Американское командование то ли не придавало этому аспекту особого внимания, то ли старалось его не афишировать. В ежемесячных пресс-релизах Командования по оказанию военной помощи Вьетнаму (КОВПВ) позднего периода войны аккуратно приводились списки сбитых вертолетов, в то время как аварии и катастрофы полностью игнорировались. Большое количество летных происшествий можно связать как с огромной нагрузкой на пилотов, так и с географическими условиями Юго-Восточной Азии (климат, рельеф).
Мнение по этому поводу Дэна Тайлера из 229-го батальона десантных вертолетов, потерявшего товарищей в катастрофе 26 сентября 1970 года:
"Потеря двух Хьюи и восьми человек в тот день была безусловным ударом для роты C 229-го. Мы потеряли шестерых в происшествии с одним вертолетом примерно за три месяца до этого. В других случаях теряли по одному-два. Примерно две трети потерь моей роты за время моей службы во Вьетнаме не были напрямую связаны с боевой работой - они были из-за летных происшествий... Мне кажется, мы часто не уделяли должного внимания безопасности полетов, потому что слишком сильно концентрировались на вражеской угрозе. В результате катастрофы убили вдвое больше людей, чем противник".
Воздушное хулиганство и на войне никуда не девается. Следующая история безалаберности произошла не в сентябре, но заслуживает внимания. Экипаж UH-1 закончил свой "рабочий день", когда его попросили перевезти еще нескольких пассажиров, среди которых был один "дембель". Явно пребывая в расслабленном состоянии, летчики решили устроить пассажиру эффектное прощание с Вьетнамом. В этом они преуспели: пролетая на большой скорости и предельно малой высоте над рекой, вертолет совершил резкий маневр, чтобы не столкнуться с рыбацкой вышкой, и ударился хвостовой балкой о дюну. Погибло шесть человек, единственным выжившим оказался тот самый "дембель".
Аварийность вертолетов Армии США в сентябре 1970 года
Источник - "Авиационная брошюра", издание штаба Армии США во Вьетнаме за декабрь 1970 года.
AH-1G - налет 27 487 часов, 9 происшествий (3054 часа на одно происшествие)
OH-6A - налет 29 410 часов, 13 происшествий (2262 часа на одно происшествие)
OH-58A - налет 14 972 часа, 1 происшествие (14 972 часа на одно происшествие)
UH-1B/C - налет 10 679 часов, 0 происшествий
UH-1D/H/M - налет 132 701 час, 29 происшествий (4576 часов на одно происшествие)
CH-47 - налет 15 162 часа, 3 происшествия (5054 часа на одно происшествие)
CH-54 - налет 545 часов, 0 происшествий
ИТОГО налет 230 956 часов, 55 происшествий (4199 часов на одно происшествие)
Комментарий: замечательная статистика OH-58 вызывает вопросы. По данным Центра военно-морского анализа, за месяц в летных происшествиях было потеряно четыре этих вертолета, и требующие проверки данные о конкретных бортах тоже подтверждают, что могли быть несколько небоевых потерь.
"That's impossible!" - полковник Кохрэйн, "Голубой гром". Акт воздушного хулиганства на "Кобре" во время операции Lam Son 719 (Lou Rochat, vhpa.org)
Потери
Согласно данным Центра военно-морского анализа, в сентябре 1970 года в Юго-Восточной Азии Армия и КМП США потеряли 70 вертолетов, 458 было повреждено по всем причинам. В данную статистику не входят потери на аэродромах в результате обстрелов и нападений противника. В среднем одна потеря вертолета приходилась на 8700 вылетов и 3300 часов налета, одно повреждение на 1300 вылетов и 500 часов налета. Потерян каждый 50-й и поврежден каждый 8-й вертолет из всего парка на театре военных действий (хотя некоторые вертолеты получали повреждения по нескольку раз и из-за этого могут дублироваться в статистике).
Потери вертолетов по видам вооруженных сил в сентябре 1970 года:
Армия: 30 потеряно и 313 повреждено по боевым причинам, 35 потеряно и 95 повреждено по небоевым причинам, потери личного состава - 42 человека погибло и 66 ранено.
КМП: 5 потеряно и 32 повреждено по боевым причинам, 18 повреждено по небоевым причинам, потери личного состава - 4 человека погибло.
ВВС: общие потери неизвестны, но были единичными, учитывая малое количество задействованных вертолетов (достоверно известна одна небоевая).
ВМС: общие потери неизвестны. Единственная вертолетная эскадрилья ВМС, базировавшаяся в Южном Вьетнаме, потеряла за сентябрь 2 вертолета сбитыми. Теоретически могли быть небоевые потери палубных вертолетов в Тонкинском заливе.
Большие потери авиатехники в Юго-Восточной Азии компенсировались производством. Объем серийного производства вертолетов UH-1 для Армии США за сентябрь 1970 года составлял 67 машин. Подсчет "цены войны" в денежном эквиваленте интересен, хотя довольно условен. На 1971 финансовый год стоимость вертолетов была следующей: AH-1 "Кобра" - 465 тысяч долларов, CH-47 "Чинук" - 1,8 миллиона, OH-6 "Кайюс" и OH-58 "Кайова" - 88 тысяч (трудно сказать, почему цена для обоих одинакова). Можно назвать идеально точную стоимость вертолета UH-1H - это 244 345 долларов, именно такая сумма указывалась в армейских отчетах о летных происшествиях в случае списания машины.
Потери вертолетов Армии и КМП по отдельным типам в сентябре 1970 года:
UH-1 - 29 потеряно, 225 повреждено (в том числе по боевым причинам 12 и 166). Погибло 32 и ранено 35 членов экипажей.
OH-6 - 20 потеряно, 88 повреждено (в том числе по боевым причинам 11 и 71). Погибло 3 и ранено 16 членов экипажей.
AH-1 - 9 потеряно, 66 повреждено (в том числе по боевым причинам 6 и 53). Ранено 8 членов экипажей, погибших нет (замечание: тот случай, когда статистика "правдивая, но не правильная" - трое летчиков из числа раненых скончались).