Сколько самолетов НАТО бомбило Югославию в 1999 году?
Их было много. Когда на основной натовской базе Авиано стало заканчиваться свободное место, оттуда пришлось "выселять" ударные A-10 и F-117. Дислоцированное там 31-е экспедиционное крыло ВВС США на пике операции имело в своем составе порядка 175 боевых самолетов, что делало его самым большим экспедиционным авиакрылом в истории американских военно-воздушных сил.
По одному источнику (Джон Тирпак, "Washington Watch: Victory in Kosovo", 01.07.1999), к 3 июня группировка НАТО насчитывала 940 самолетов (включая 550 боевых), из них 615 американских и 325 прочих стран. Однако при внимательном изучении вопроса всплывает множество разночтений. Даже из статьи Тирпака можно при при достаточной небрежности и незнании языка заключить, что участвовало 1045 самолетов - "On June 3, NATO aircraft committed to the air campaign numbered 1,045" - хотя слово "aircraft" означает летательные аппараты, а не самолеты, так что учитывает и вертолеты, которых было 105 штук.
В статье рассматриваются:
* Количество самолетов на начало и конец операции, подразделения, места базирования, особенности применения (без подробного анализа)
* Самолетовылеты по странам-участникам
* Самолетовылеты по отдельным типам самолетов
Затрагиваются только боевые самолеты и фоторазведчики. За рамками статьи остались самолеты обеспечения - радиоэлектронной разведки, ДРЛО, патрульные, транспортники, заправщики. Хотя их роль была огромной (каждый третий из задействованных самолетов ВВС США был заправщиком), они "не бомбили" и в целом не подвергались угрозе со стороны югославской системы ПВО.
Взлет пары американских "Праулеров" и канадский "Хорнет" в Авиано
Сделана попытка рассмотреть максимальное количество источников для перекрестной проверки и уточнения информации. Наиболее подробным из доступных источников является книга Тима Рипли "Conflict in the Balkans 1991-2000" (2001), содержащая весь боевой состав авиации НАТО на конец операции. Такой большой труд не мог обойтись без неточностей. В частности, у Рипли указано 8-е крыло "Старфайтеров" ВВС Италии на авиабазе Червия. Вероятно, в этом случае имеет место опечатка: 8-е крыло было расформировано в 1995 году, а в Червии базировалось 5-е крыло (причем имеющиеся данные говорят, что в операции оно участвовало не оттуда, а из Амендолы). Менее детализированные и менее точные расписания есть в других источниках, например, на сайте GlobalSecurity.org. Неточности могут встречаться где угодно. О применении бомбардировщиков B-52 в Югославии обычно говорится, что они совершили 270 вылетов, и эта цифра приведена, например, в статье известного историка Уолтера Бойна "Fifty Years of the B-52" в журнале Air Force Magazine. При сопоставлении официальных данных об активности стратегической авиации ВВС США можно обнаружить, что на долю B-52 приходится никак не 270, а лишь около 170 вылетов - в готовом виде такое число практически не встречается.
В информационном плане операция "Союзная сила" ("Благородная наковальня" у американцев, "Энгадин" у британцев, "Трезубец" у французов, "Эхо" у канадцев, "Милосердный ангел" у сербов) была полузакрытым конфликтом. Существует очень подробная статистика об использовании авиации НАТО в предыдущей "горячей" операции на Балканах - "Умеренной силе" (бомбардировки боснийских сербов осенью 1995 года). На ее фоне кампания 1999 года удивляет скудностью статистики. Сколько вылетов совершили ВВС Турции, сколько бомб сбросили Королевские ВВС Дании - все это нужно искать в источниках соответствующих стран, а в обобщенном виде Альянс не публиковал ничего подобного. Классический устоявшийся показатель воздушной активности "Союзной силы" - 38 004 всех самолетовылетов, включая 10 484 для нанесения ударов по наземным целям. Но, например, министр обороны США Уильям Коэн, выступая в сенатском комитете через месяц после завершения бомбардировок, назвал общее число вылетов как 37 225.
Почему сложилась такая ситуация? Возможно, причина в неоднозначности кампании. Исход "Союзной силы" на бумаге выглядит прекрасно - действиями одной только авиации за 11 недель коллективный Запад заставил Югославию вывести войска из Косово, потеряв в боевых действиях два самолета и ноль личного состава. Однако операция длилась намного дольше, чем планировалось, велась нерешительно, выявила политические противоречия внутри альянса и опереточность военно-воздушных сил некоторых стран-участников, фактический урон югославским наземным силам в Косово оказался не слишком значительным, а многочисленные инциденты с жертвами мирного населения подмочили репутацию НАТО. Потеря всего лишь двух самолетов - не столько успех в борьбе с югославской ПВО, сколько результат планирования кампании с учетом сугубо политического требования об отсутствии потерь, что сыграло роль в ее затянутости. В конечном счете "Союзная сила" была успешной, но не блестящей, и правильно было бы сказать, что Североатлантический альянс одержал победу не стратегией, а измором.
Изучение состава и активности группировки НАТО позволяет выявить некоторые легенды, связанные с кампанией 1999 года. Непосредственно после ее завершения ходили различные "рыбацкие байки", хотя многие из них достаточно быстро канули в лету. Например, в российских источниках писалось о применении (и даже потерях) немецких "Фантомов" и польских МиГ-29. Байка о польских МиГах зафиксирована в комментариях В. Гончарова к книге "Реактивные самолеты" (М.: АСТ, 2000), цитата: "...причем эти самолеты применялись с обеих сторон - как ВВС Югославии, так и силами НАТО (польские части). По имеющимся данным, было сбито 4 югославских МиГ-29, причем два из них - самолетами этого же типа. При этом в числе потерь НАТО тоже оказались два "двадцать девятых"". Не владея фактической информацией, тогдашние эксперты и специалисты придумывали что попало. В книге П. Лыткина "Справочник по вооруженным силам стран Балканского региона" среди длинного перечня будто бы сбитых самолетов НАТО фигурирует потеря за 24 марта: "Над Косово в 21-30 сбит "Tornado" королевских ВВС Великобритании. Экипаж приземлился в районе, контролируемом боевиками OAK, и эвакуирован в Македонию". В эту красивую историю хочется верить до тех пор, пока не обнаруживается, что британские "Торнадо" начали участвовать в операции только с ночи 5 апреля.
Клише, которое осталась популярным и через десятилетия - "ковровые бомбардировки Югославии". Как известно, для проведения ковровых бомбардировок нужны стратегические бомбардировщики. В разрушительном налете на Токио 9/10 марта 1945 года участвовало 325 "Суперфортрессов". В первой волне "рождественских бомбардировок" Северного Вьетнама 18 декабря 1972 года было 129 "Стратофортрессов". В апреле 1984 года Афганистан вытаскивали из каменного века несколько десятков Ту-16 и Ту-22М (пять эскадрилий). В операции "Союзная сила" против Югославии были задействованы одновременно до 23 стратегических бомбардировщиков, однако если учесть, что B-2 работали только высокоточным оружием, для собственно ковровых бомбардировок "чугуном"/"тупыми бомбами" оставалось до 17 B-1 и B-52. Самый крупный их вылет зафиксирован споттерами 10 мая, когда в небо поднялись сразу 8 самолетов. В налете у горы Паштрик 7 июня, когда было уничтожено якобы несколько сотен сербских солдат, приняли участие два "Стратофортресса" и один-два "Лансера". То, что являлось ежедневной практикой во Вьетнаме, в Югославии стало самым громким "ковром" всей операции.
B-1B и B-52H (N 61-0016) в Фэрфорде
Иногда возникают и новые мифы. На 20-летие операции оказалось, что авиация НАТО не использовала территорию Венгрии для бомбардировок, поскольку венгерское правительство опасалось ответного удара Югославии. "Здесь базировались лишь заправщики и спасательные вертолеты. А также эскадрилья американских истребителей, которую Будапешт затребовал для укрепления своей ПВО. Разумеется, воевать им не пришлось" (А. Храмчихин. Пиррова победа НАТО. - Независимое военное обозрение, 22.03.2019). Между тем, при изучении состава натовской авиационной группировки несложно узнать, что в Венгрии базировались 332-я и 533-я истребительно-бомбардировочные эскадрильи морской пехоты США, совершившие 220 вылетов и израсходовавшие 152 короткие тонны боеприпасов по целям в Югославии.
Даже сами типы задействованных самолетов могут быть показательными. Командующий югославской 3-й армией генерал Н. Павкович заявлял, что его солдаты сбили над Косово 34 натовских самолета, что плохо согласуется с безнаказанными полетами над краем "медленных и уязвимых" самолетов огневой поддержки AC-130.
Страны-участники операции
Страны, чья авиация наносила удары по территории Югославии: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Турция, Франция
Страны, не участвовавшие в нанесении ударов (направили только истребители): Норвегия, Португалия
Страны, с территории которых совершались ударные вылеты: Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, США, Франция
Применявшиеся самолеты
Бельгия
F-16A, F-16AM "Файтинг Фалкон" - 12 самолетов с начала до конца
Авиабаза Амендола (Италия)
23-я эскадрилья "Devils" 10-го тактического крыла
31-я эскадрилья "Tiger" 10-го тактического крыла
349-я эскадрилья "Mace" 10-го тактического крыла
Бельгийские и нидерландские самолеты находились в составе объединенного авиационного отряда (Deployable Air Task Force). Использовались и старые F-16A, и модернизированные F-16AM (349-я эскадрилья получала модернизированные самолеты с 1998 года). Они выполняли воздушное патрулирование и в меньшей степени наносили удары по наземным целям. Для ВВС Бельгии это были первые ударные вылеты со Второй мировой войны.
Великобритания
Британское участие в бомбардировках носило название Engadine. К началу операции Королевские ВВС имели на театре военных действий всего одну боевую эскадрилью, вооруженную "Харриерами". Максимальное одновременное число британских боевых самолетов - 31 (на середину мая). Последние ударные вылеты были совершены 7 июня, за три дня до завершения операции. Основными ударными самолетами были "Харриеры", совершившие намного больше вылетов, чем "Торнадо".
"Канберра" PR.9
Ряд источников содержит неконкретные упоминания о применении британских разведчиков "Канберра". Подтверждений этому не найдено; "Канберры" участвовали в операции "Орлиный глаз" (верификационная миссия НАТО и ОБСЕ в конце 1998 - начале 1999 года) из Джоя-дель-Колле, а также, видимо, летали после войны. В статье Тима Рипли "RAF Canberras receive survivability upgrade", написанной по горячим следам событий в Косово, четко сказано, что Королевские ВВС не использовали "Канберру" во время боевых действий.
"Си Харриер" FA.2 - не присутствовали в начале и конце операции, постоянное число 7 самолетов
Авианосец "Инвинсибл"
800-я эскадрилья морской авиации
Участвовали с 12 апреля по 21 мая, пока авианосец находился на театре военных действий. Применялись только для воздушного патрулирования.
"Торнадо" GR.1 - участвовали с апреля, 12 самолетов на 10 июня
Авиабазы: Брюгген (Германия), Соленцара (Франция)
Эскадрилья IX (B)
Эскадрилья 14
Эскадрилья 31
"Торнадо" базировались в Брюггене и присоединились к операции ночью 4/5 апреля (8 самолетов). Это были первые боевые вылеты с территории Германии после 1945 года. Из-за удаленности от театра военных действий вылеты длились по 8-9 часов. Участвовал личный состав трех эскадрилий, лидирующей была эскадрилья 14. Вылеты из Брюггена закончились 28 мая. Далее "Торнадо" перебрались в Соленцару (12 самолетов), однако в оставшиеся две недели кампании их активность была уже очень низкой. Вклад британских "Торнадо" в операцию был на удивление малым, они совершили меньше вылетов, чем даже британские самолеты ДРЛО. Почти все вылеты были ночными. Вопреки некоторым утверждениям, Королевские ВВС не применяли на Балканах последнюю модификацию "Торнадо" GR.4, все задействованные самолеты были старыми GR.1.
"Харриер" GR.7 - 8 самолетов на 24 марта, 16 самолетов на 10 июня
Авиабаза Джоя-дель-Колле (Италия)
Эскадрилья 1 (F)
Участвовали летчики и обслуживающий персонал из нескольких эскадрилий. Усилия по предотвращению ущерба гражданским объектам привели к тому, что при любых сомнениях летчики не наносили удар, и в 40 % вылетов самолеты возвращались на базу с неизрасходованным боекомплектом.
Увешанный топливными баками британский "Торнадо" GR.1 взлетает на боевое задание
Германия
PA-200 "Торнадо" ECR, IDS - 14 самолетов с начала до конца
В Люфтваффе "Торнадо" традиционно носили малоизвестное обозначение PA-200. Немецкие самолеты базировались в Италии с 1995 года, когда были развернуты там для участия в операции "Умеренная сила" (1-е оперативное крыло). Парадоксальным образом они не летали с территории самой Германии, хотя оттуда летали американские и британские самолеты. "Торнадо" ECR занимались подавлением ПВО при помощи ракет AGM-88 (их роль была значительной, поскольку группировке НАТО не хватало самолетов для борьбы с ПВО), а "Торнадо" IDS совершали только вылеты на разведку. Немецкие самолеты не привлекались к бомбовым ударам.
Дания
F-16A, F-16AM "Файтинг Фалкон" - 6 самолетов на 24 марта, 9 самолетов на 10 июня
Авиабаза Граццанизе (Италия)
730-я истребительная эскадрилья "Birdsong"
Есть неопределенность относительно общего числа самолетов, вызванная тем, что один или два использовались как запасные. Скорее всего, сначала было развернуто 6 самолетов (из них 2 запасных), а в апреле их число увеличено до 9, хотя один источник утверждает, что суммарное количество достигло 12 машин в мае. Пилоты были из разных эскадрилий. Применялись и старые F-16A, и модернизированные F-16AM (с мая). Они занимались в основном воздушным патрулированием, в том числе над Косово, и был зафиксирован один случай обстрела датского самолета зенитно-ракетным комплексом. В конце мая (по разным данным, 26 или 30 мая) Королевские ВВС Дании впервые в своей истории нанесли авиаудар по наземной цели. За последние две недели операции датские F-16 успели сбросить всего 24 неуправляемые бомбы.
Испания
EF-18A "Хорнет" - 4 самолета на 24 марта, 6 самолетов на 10 июня
Авиабаза Авиано (Италия)
12-е крыло
15-е крыло
Испанский авиационный отряд размещался в Авиано со времен Боснийской войны и носил название "Икар". Большую часть операции было задействовано 12-е крыло, в начале июня смененное 15-м крылом; номера эскадрилий требуют уточнения. Сначала в Авиано базировались 4 самолета, в ходе операции дополнительно переброшены еще 2, информация в некоторых источниках об участии 8 машин не подтверждается (это было максимальное количество, утвержденное испанским кабмином еще в 1998 году, но на практике было развернуто только 6). Испанские "Хорнеты" привлекались к воздушному патрулированию и ударам по наземным целям.
Испанский EF-18 в Авиано, 25 марта 1999 года
Италия
Главным вкладом Италии в операцию было предоставление авиабаз - по признанию министерства обороны США, без участия Италии проведение операции "Союзная сила" было бы невозможным. Как показывали социологические опросы, половина итальянцев считала военную интервенцию неоправданной, поэтому прямое участие Италии в боевых действиях началось не сразу. Первый случай, связанный с подавлением ПВО, произошел 27 марта. Регулярные вылеты на бомбардировку начались 13-14 апреля. Удары наносились самолетами AMX, "Торнадо" и "Харриер", перехватчики "Торнадо" F.3 выполняли боевое патрулирование у побережья Италии и над Боснией, устаревшие "Старфайтеры" обеспечивали ПВО итальянских аэродромов и не появлялись непосредственно над Балканами.
Примечание: в итальянских ВВС эскадрильи обозначаются Gruppo и входят в состав авиакрыльев Stormo.
A-200 "Торнадо" - 8 или 10 самолетов с апреля до 10 июня
Авиабазы: Геди, Джоя-дель-Колле (Италия)
102-я эскадрилья 6-го крыла
154-я эскадрилья 6-го крыла
156-я эскадрилья 36-го крыла
EA-200 "Торнадо" - 4 или 6 самолетов с начала до конца
Авиабаза Пьяченца - Сан-Дамьяно (Италия)
155-я эскадрилья 50-го крыла
Есть расхождения относительно численности итальянских "Торнадо". Участвовали самолеты трех модификаций - A-200 (IDS), EA-200 (ECR) и F.3. Это надо учитывать, когда встречаются упоминания 18 или 22 самолетов; сравнение источников показывает, что соотношение A-200 и EA-200 было, по всей видимости, 8-6 или 10-4. EA-200 участвовали в подавлении ПВО с первой ночи операции. A-200 наносили бомбовые удары с 13/14 апреля, базировались сначала в Геди, а в начале мая перелетели в Джоя-дель-Колле.
"Торнадо" F.3 - 8 самолетов, условно с начала до конца (точный период участия назвать затруднительно из-за специфики развертывания и применения)
Авиабаза Джоя-дель-Колле (Италия)
12-я эскадрилья 36-го крыла
21-я эскадрилья 53-го крыла
Перехватчики занимались только воздушным патрулированием и не имели встреч с самолетами противника. Примечательный факт: F.3 на вооружении ВВС Италии были взяты во временное пользование у Великобритании, при этом сами британцы не задействовали в операции свои F.3.
AMX "Гибли" - участвовали с апреля, 10 самолетов на 10 июня
Авиабазы: Истрана, Амендола (Италия)
13-я эскадрилья 32-го крыла
14-я эскадрилья 2-го крыла
103-я эскадрилья 51-го крыла
132-я эскадрилья 3-го крыла
Боевое крещение итало-бразильского штурмовика состоялось 14 апреля. По-видимому, сначала было задействовано 6 самолетов с аэродрома Истрана. В начале мая "Гибли" из четырех эскадрилий перелетели в Амендолу. Там было собрано около 20 самолетов, из которых только 10 одновременно привлекались к боевым вылетам.
AV-8B+ "Харриер" II - не присутствовали в начале и конце операции, от 4 до 8 самолетов
Авианосец "Джузеппе Гарибальди"
"Харриеры" применялись мало, совершив с 13 мая по начало июня всего несколько десятков ударных вылетов.
F-104S ASA-M "Старфайтер" - 12 самолетов, условно с начала до конца (точный период участия назвать затруднительно из-за специфики развертывания и применения)
Авиабазы: Амендола, Джоя-дель-Колле (Италия)
18-я эскадрилья 37-го крыла - 6 самолетов (Джоя-дель-Колле)
9-я эскадрилья 4-го крыла (Амендола)
10-я эскадрилья 9-го крыла (Амендола)
23-я эскадрилья 5-го крыла (Амендола)
Будучи самыми старыми истребителями из числа задействованных в операции, "Старфайтеры" участвовали сугубо формально. Они были "последней линией обороны" итальянских авиабаз, находясь на боевом дежурстве для отражения возможного удара югославских ВВС, а также летали на сопровождение самолетов, возвращавшихся с боевых заданий.
Это не авиамузей, а итальянские "Старфайтеры" в Амендоле в 1999 году (возможно, фото сделано не во время операции "Союзная сила"; associazione4stormo.it)
Канада
CF-18A "Хорнет" - 6 самолетов на 24 марта, 18 самолетов на 10 июня
Авиабаза Авиано (Италия)
425-я тактическая истребительная эскадрилья 3-го крыла
441-я тактическая истребительная эскадрилья 4-го крыла
Присутствие канадского контингента в Италии в 1998-2000 годах называлось операцией Echo. К началу бомбардировок в Авиано находились 6 самолетов 425-й эскадрильи, которую должна была сменить 441-я; в конечном счете обе эскадрильи участвовали в боевых действиях с первого до последнего дня. Они совершали вылеты как на воздушное патрулирование, так и на бомбардировку наземных целей, в том числе ночью (без очков ночного видения, которых не было). Число самолетов было увеличено сначала до 12, а потом до 18 машин, причем последние шесть оказались излишними, им практически не нашлось применения, в том числе из-за дефицита контейнеров ИК-системы переднего обзора.
Случайный факт: при развертывании канадской группировки в Авиано летом 1998 года для перевозки грузов были использованы зафрахтованные российские транспортники Ан-124.
Нидерланды
F-16A, F-16AM, F-16A(R) "Файтинг Фалкон" - 16 самолетов на 24 марта, 20 самолетов на 10 июня
Авиабаза Амендола (Италия)
306-я эскадрилья
315-я эскадрилья
322-я эскадрилья
Нидерландские и бельгийские самолеты находились в составе объединенного авиационного отряда (Deployable Air Task Force). Использовались и F-16A, и модернизированные F-16AM. Нидерланды участвовали в операции наиболее активно среди всех неамериканских эксплуатантов F-16. Самолеты летали на прикрытие ударных групп, нанесение ударов по наземным целям и разведку, в процессе чего сбили югославский истребитель МиГ-29 (единственная неамериканская воздушная победа в ходе "Союзной силы"). 322-я эскадрилья после первой недели операции была заменена 315-й, а позднее прибыли три разведывательных F-16A(R) из 306-й эскадрильи.
Нидерландские F-16AM 322-й эскадрильи на авиабазе Амендола (f-16.net, Ed Groenendijk collection)
Норвегия
F-16A "Файтинг Фалкон" - 6 самолетов с начала до конца
338-я эскадрилья
Авиабаза Граццанизе (Италия)
Первая боевая операция Королевских ВВС Норвегии со Второй мировой войны. Применялись немодернизированные F-16A. Переход на стандарт MLU начался как раз в это время, в 1998-1999 годах, и именно с 338-й эскадрильи, однако в Италию модернизированные самолеты не отправлялись. Занимались только воздушным патрулированием. Официальный сайт вооруженных сил Норвегии подтверждает участие 338-й эскадрильи, однако есть свидетельства, что привлекались пилоты и самолеты из нескольких эскадрилий.
Португалия
F-16A Block 15 "Файтинг Фалкон" - 3 самолета с начала до конца
Авиабаза Авиано (Италия)
201-я эскадрилья "Falcoes"
Самолеты были немодернизированными F-16A. Они занимались только воздушным патрулированием и не участвовали в бомбардировках. У Тима Рипли указаны 7 самолетов - подтверждения этому не найдено.
США
На долю США пришлось 83 процента всех израсходованных боеприпасов (бомб и ракет) в ходе операции "Союзная сила". Официальные данные ВВС США гласят, что в боевых действиях участвовали 214 тактических самолетов, 22 стратегических бомбардировщика, 175 самолетов-заправщиков, 43 военно-транспортных самолета, 25 стратегических разведчиков, включая беспилотники; не уточняется, на какой момент актуальны эти данные, по косвенным признакам - на конец кампании. Участие ВМС и КМП в воздушной войне было более скромным. Военно-морские силы предоставили всего лишь один авианосец (по сравнению с шестью во время "Бури в пустыне"), самолеты радиоэлектронной борьбы наземного базирования и патрульные самолеты, а морская пехота - опять-таки самолеты РЭБ, "Харриеры" на вертолетоносцах и две ударные эскадрильи в Венгрии уже в конце операции.
AC-130U "Спуки" - участвовали с апреля, 4 самолета на 10 июня
4-я эскадрилья специальных операций "Ghostriders" 16-го крыла специальных операций ВВС
Авиабаза Бриндизи (Италия)
Ганшипы применялись в Косово с 14 апреля. Их можно назвать самыми секретными самолетами операции - применение было официально признано только 20 мая. Приводится разное количество задействованных самолетов, по наиболее убедительным и подробным американским источникам их было 4.
AV-8B+ "Харриер" II - не присутствовали в начале и конце операции, постоянное число 6 самолетов
Универсальные десантные корабли "Нассау" (LHA-4) и "Кирсадж" (LHD-3)
231-я штурмовая эскадрилья КМП "Ace of Spades"
542-я штурмовая эскадрилья КМП "Tigers"
В операции участвовали суммарно 12 самолетов, разделенных на два соединения по 6 машин. Первое соединение из 542-й эскадрильи (приписано к 266-й эскадрилье средних вертолетов КМП) летало на боевые задания с 14 апреля в течение двух недель с десантного корабля "Нассау". Второе соединение из 231-й эскадрильи (приписано к 365-й эскадрилье средних вертолетов) летало с 1 мая с десантного корабля "Кирсадж" вплоть до его ухода в порт 29 мая. Таким образом, одновременное число самолетов на театре военных действий составляло 6 штук. Интенсивность применения была низкой, "Харриеры" совершили менее сотни боевых вылетов, однако один самолет утонул по небоевой причине.
A-10A "Тандерболт" II - 15 самолетов на 24 марта, 41 самолет на 10 июня
74-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Flying Tigers" 23-й оперативной группы ВВС - 5 самолетов (Джоя-дель-Колле)
81-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Panthers" 52-го экспедиционного крыла ВВС - сначала 15, потом 18 самолетов (Авиано, Джоя-дель-Колле)
131-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Barnestormers" 23-й оперативной группы ВВС Национальной гвардии Массачусетса - 18 самолетов (Трапани, Тасар)
В начале операции "Тандерболты" 81-й эскадрильи базировались в Авиано и привлекались только к поисково-спасательным операциям, приняв участие в спасении пилота сбитого F-117. С 30 марта они летали в Косово для атаки наземных целей, однако из-за погоды смогли нанести первый удар только через неделю. В апреле самолеты перебазировались из Авиано в Джоя-дель-Колле, где к ним присоединилась 74-я эскадрилья. С 21 мая боевые вылеты из Трапани совершала 131-я эскадрилья (собранная из трех других). Три ее самолета были размещены в Венгрии для поддержки поисково-спасательных операций. A-10 активно использовались в качестве передовых авианаводчиков (формально в таких случаях самолеты обозначались OA-10). С "Уортхогами" связан нашумевший скандал "НАТО сбрасывало на Сербию боеприпасы с обедненным ураном"; очевидно, многие аналитики и эксперты-балканисты не догадывались, что у ВВС США уже двадцать лет имеется такой "радиоактивный" самолет со штатным боекомплектом из снарядов с обедненным ураном. Всего в Косово израсходованы 31 000 снарядов PGU-14 к авиапушке GAU-8/A, что составляет 26 с половиной полных боекомплектов "Тандерболта".
B-1B "Лансер" - участвовали с апреля, 5 самолетов на 10 июня
77-я экспедиционная бомбардировочная эскадрилья 2-й экспедиционной бомбардировочной группы ВВС
Авиабаза Фэрфорд (Великобритания)
Всего приняли участие 9 самолетов (из них два резервных, в основном серии Block D), проходившие ротацию, поэтому одновременно в Фэрфорде находилось не больше 6 самолетов из нескольких эскадрилий - основу составляла 77-я эскадрилья 28-го бомбардировочного крыла (входившая в состав 2-й экспедиционной группы), резервные были из 37-й и якобы 34-й. Первые боевые вылеты совершены ночью 1-2 апреля. Отмечены десятки пусков зенитных ракет по самолетам. Один B-1B был поврежден попаданием молнии. Примечательно, что "Лансеры" применялись как классические "бомбовозы", используя только "тупые" свободнопадающие авиабомбы (в отличие от B-2 и B-52).
B-2A Block 30 "Спирит" - 6 самолетов с 24 марта до мая
Авиабаза Уайтмен (США)
509-е бомбардировочное крыло ВВС
"Спириты" получили боевое крещение 24 марта 1999 года и были первыми самолетами НАТО, сбросившими бомбы в этой операции (после ракетного удара с кораблей и бомбардировщиков B-52). Также они были единственными самолетами, наносившими удары с территории США, каждый вылет продолжался порядка 30 часов. Для участия в операции формально были выделены 8 самолетов плюс 1 резервный, на практике к боевым вылетам были одновременно готовы 6 самолетов. Последний вылет совершен 21 мая. Использовались только управляемые авиабомбы, "Спириты" не привлекались к "ковровым" бомбометаниям. Если судить по официальным отзывам, B-2 оказался самым эффективным ударным самолетом ВВС США.
B-52H "Стратофортресс" - 8 самолетов на 24 марта, 11 самолетов на 10 июня