ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Состав боевой авиации Нато в операции "Союзная сила"

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Са Србима не смиjе е инат да се тера
   Изгубицес jато црних бомбардера
  
   Роки Вулович - Црни бомбардери
  
  
  
  
   Сколько самолетов НАТО бомбило Югославию в 1999 году?
  
   Их было много. Когда на основной натовской базе Авиано стало заканчиваться свободное место, оттуда пришлось "выселять" ударные A-10 и F-117. Дислоцированное там 31-е экспедиционное крыло ВВС США на пике операции имело в своем составе порядка 175 боевых самолетов, что делало его самым большим экспедиционным авиакрылом в истории американских военно-воздушных сил.
  
   По одному источнику (Джон Тирпак, "Washington Watch: Victory in Kosovo", 01.07.1999), к 3 июня группировка НАТО насчитывала 940 самолетов (включая 550 боевых), из них 615 американских и 325 прочих стран. Однако при внимательном изучении вопроса всплывает множество разночтений. Даже из статьи Тирпака можно при при достаточной небрежности и незнании языка заключить, что участвовало 1045 самолетов - "On June 3, NATO aircraft committed to the air campaign numbered 1,045" - хотя слово "aircraft" означает летательные аппараты, а не самолеты, так что учитывает и вертолеты, которых было 105 штук.
  
   В статье рассматриваются:
   * Количество самолетов на начало и конец операции, подразделения, места базирования, особенности применения (без подробного анализа)
   * Самолетовылеты по странам-участникам
   * Самолетовылеты по отдельным типам самолетов
  
   Затрагиваются только боевые самолеты и фоторазведчики. За рамками статьи остались самолеты обеспечения - радиоэлектронной разведки, ДРЛО, патрульные, транспортники, заправщики. Хотя их роль была огромной (каждый третий из задействованных самолетов ВВС США был заправщиком), они "не бомбили" и в целом не подвергались угрозе со стороны югославской системы ПВО.
  
   CF-18 и EA-6B в Авиано []
   Взлет пары американских "Праулеров" и канадский "Хорнет" в Авиано
  
   Сделана попытка рассмотреть максимальное количество источников для перекрестной проверки и уточнения информации. Наиболее подробным из доступных источников является книга Тима Рипли "Conflict in the Balkans 1991-2000" (2001), содержащая весь боевой состав авиации НАТО на конец операции. Такой большой труд не мог обойтись без неточностей. В частности, у Рипли указано 8-е крыло "Старфайтеров" ВВС Италии на авиабазе Червия. Вероятно, в этом случае имеет место опечатка: 8-е крыло было расформировано в 1995 году, а в Червии базировалось 5-е крыло (причем имеющиеся данные говорят, что в операции оно участвовало не оттуда, а из Амендолы). Менее детализированные и менее точные расписания есть в других источниках, например, на сайте GlobalSecurity.org. Неточности могут встречаться где угодно. О применении бомбардировщиков B-52 в Югославии обычно говорится, что они совершили 270 вылетов, и эта цифра приведена, например, в статье известного историка Уолтера Бойна "Fifty Years of the B-52" в журнале Air Force Magazine. При сопоставлении официальных данных об активности стратегической авиации ВВС США можно обнаружить, что на долю B-52 приходится никак не 270, а лишь около 170 вылетов - в готовом виде такое число практически не встречается.
  
   В информационном плане операция "Союзная сила" ("Благородная наковальня" у американцев, "Энгадин" у британцев, "Трезубец" у французов, "Эхо" у канадцев, "Милосердный ангел" у сербов) была полузакрытым конфликтом. Существует очень подробная статистика об использовании авиации НАТО в предыдущей "горячей" операции на Балканах - "Умеренной силе" (бомбардировки боснийских сербов осенью 1995 года). На ее фоне кампания 1999 года удивляет скудностью статистики. Сколько вылетов совершили ВВС Турции, сколько бомб сбросили Королевские ВВС Дании - все это нужно искать в источниках соответствующих стран, а в обобщенном виде Альянс не публиковал ничего подобного. Классический устоявшийся показатель воздушной активности "Союзной силы" - 38 004 всех самолетовылетов, включая 10 484 для нанесения ударов по наземным целям. Но, например, министр обороны США Уильям Коэн, выступая в сенатском комитете через месяц после завершения бомбардировок, назвал общее число вылетов как 37 225.
  
   Почему сложилась такая ситуация? Возможно, причина в неоднозначности кампании. Исход "Союзной силы" на бумаге выглядит прекрасно - действиями одной только авиации за 11 недель коллективный Запад заставил Югославию вывести войска из Косово, потеряв в боевых действиях два самолета и ноль личного состава. Однако операция длилась намного дольше, чем планировалось, велась нерешительно, выявила политические противоречия внутри альянса и опереточность военно-воздушных сил некоторых стран-участников, фактический урон югославским наземным силам в Косово оказался не слишком значительным, а многочисленные инциденты с жертвами мирного населения подмочили репутацию НАТО. Потеря всего лишь двух самолетов - не столько успех в борьбе с югославской ПВО, сколько результат планирования кампании с учетом сугубо политического требования об отсутствии потерь, что сыграло роль в ее затянутости. В конечном счете "Союзная сила" была успешной, но не блестящей, и правильно было бы сказать, что Североатлантический альянс одержал победу не стратегией, а измором.
  
   Изучение состава и активности группировки НАТО позволяет выявить некоторые легенды, связанные с кампанией 1999 года. Непосредственно после ее завершения ходили различные "рыбацкие байки", хотя многие из них достаточно быстро канули в лету. Например, в российских источниках писалось о применении (и даже потерях) немецких "Фантомов" и польских МиГ-29. Байка о польских МиГах зафиксирована в комментариях В. Гончарова к книге "Реактивные самолеты" (М.: АСТ, 2000), цитата: "...причем эти самолеты применялись с обеих сторон - как ВВС Югославии, так и силами НАТО (польские части). По имеющимся данным, было сбито 4 югославских МиГ-29, причем два из них - самолетами этого же типа. При этом в числе потерь НАТО тоже оказались два "двадцать девятых"". Не владея фактической информацией, тогдашние эксперты и специалисты придумывали что попало. В книге П. Лыткина "Справочник по вооруженным силам стран Балканского региона" среди длинного перечня будто бы сбитых самолетов НАТО фигурирует потеря за 24 марта: "Над Косово в 21-30 сбит "Tornado" королевских ВВС Великобритании. Экипаж приземлился в районе, контролируемом боевиками OAK, и эвакуирован в Македонию". В эту красивую историю хочется верить до тех пор, пока не обнаруживается, что британские "Торнадо" начали участвовать в операции только с ночи 5 апреля.
  
   Клише, которое осталась популярным и через десятилетия - "ковровые бомбардировки Югославии". Как известно, для проведения ковровых бомбардировок нужны стратегические бомбардировщики. В разрушительном налете на Токио 9/10 марта 1945 года участвовало 325 "Суперфортрессов". В первой волне "рождественских бомбардировок" Северного Вьетнама 18 декабря 1972 года было 129 "Стратофортрессов". В апреле 1984 года Афганистан вытаскивали из каменного века несколько десятков Ту-16 и Ту-22М (пять эскадрилий). В операции "Союзная сила" против Югославии были задействованы одновременно до 23 стратегических бомбардировщиков, однако если учесть, что B-2 работали только высокоточным оружием, для собственно ковровых бомбардировок "чугуном"/"тупыми бомбами" оставалось до 17 B-1 и B-52. Самый крупный их вылет зафиксирован споттерами 10 мая, когда в небо поднялись сразу 8 самолетов. В налете у горы Паштрик 7 июня, когда было уничтожено якобы несколько сотен сербских солдат, приняли участие два "Стратофортресса" и один-два "Лансера". То, что являлось ежедневной практикой во Вьетнаме, в Югославии стало самым громким "ковром" всей операции.
  
  
   B-1B и B-52H (N 61-0016) в Фэрфорде []
   B-1B и B-52H (N 61-0016) в Фэрфорде
  
   Иногда возникают и новые мифы. На 20-летие операции оказалось, что авиация НАТО не использовала территорию Венгрии для бомбардировок, поскольку венгерское правительство опасалось ответного удара Югославии. "Здесь базировались лишь заправщики и спасательные вертолеты. А также эскадрилья американских истребителей, которую Будапешт затребовал для укрепления своей ПВО. Разумеется, воевать им не пришлось" (А. Храмчихин. Пиррова победа НАТО. - Независимое военное обозрение, 22.03.2019). Между тем, при изучении состава натовской авиационной группировки несложно узнать, что в Венгрии базировались 332-я и 533-я истребительно-бомбардировочные эскадрильи морской пехоты США, совершившие 220 вылетов и израсходовавшие 152 короткие тонны боеприпасов по целям в Югославии.
  
   Даже сами типы задействованных самолетов могут быть показательными. Командующий югославской 3-й армией генерал Н. Павкович заявлял, что его солдаты сбили над Косово 34 натовских самолета, что плохо согласуется с безнаказанными полетами над краем "медленных и уязвимых" самолетов огневой поддержки AC-130.
  
  
  
  

Страны-участники операции

  
  
   Страны, чья авиация наносила удары по территории Югославии: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Турция, Франция
  
   Страны, не участвовавшие в нанесении ударов (направили только истребители): Норвегия, Португалия
  
   Страны, с территории которых совершались ударные вылеты: Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, США, Франция
  
  
  
  

Применявшиеся самолеты

  
  
   Бельгия
  
   F-16A, F-16AM "Файтинг Фалкон" - 12 самолетов с начала до конца
   Авиабаза Амендола (Италия)
   23-я эскадрилья "Devils" 10-го тактического крыла
   31-я эскадрилья "Tiger" 10-го тактического крыла
   349-я эскадрилья "Mace" 10-го тактического крыла
   Бельгийские и нидерландские самолеты находились в составе объединенного авиационного отряда (Deployable Air Task Force). Использовались и старые F-16A, и модернизированные F-16AM (349-я эскадрилья получала модернизированные самолеты с 1998 года). Они выполняли воздушное патрулирование и в меньшей степени наносили удары по наземным целям. Для ВВС Бельгии это были первые ударные вылеты со Второй мировой войны.
  
  
  
   Великобритания
  
   Британское участие в бомбардировках носило название Engadine. К началу операции Королевские ВВС имели на театре военных действий всего одну боевую эскадрилью, вооруженную "Харриерами". Максимальное одновременное число британских боевых самолетов - 31 (на середину мая). Последние ударные вылеты были совершены 7 июня, за три дня до завершения операции. Основными ударными самолетами были "Харриеры", совершившие намного больше вылетов, чем "Торнадо".
  
   "Канберра" PR.9
   Ряд источников содержит неконкретные упоминания о применении британских разведчиков "Канберра". Подтверждений этому не найдено; "Канберры" участвовали в операции "Орлиный глаз" (верификационная миссия НАТО и ОБСЕ в конце 1998 - начале 1999 года) из Джоя-дель-Колле, а также, видимо, летали после войны. В статье Тима Рипли "RAF Canberras receive survivability upgrade", написанной по горячим следам событий в Косово, четко сказано, что Королевские ВВС не использовали "Канберру" во время боевых действий.
  
   "Си Харриер" FA.2 - не присутствовали в начале и конце операции, постоянное число 7 самолетов
   Авианосец "Инвинсибл"
   800-я эскадрилья морской авиации
   Участвовали с 12 апреля по 21 мая, пока авианосец находился на театре военных действий. Применялись только для воздушного патрулирования.
  
   "Торнадо" GR.1 - участвовали с апреля, 12 самолетов на 10 июня
   Авиабазы: Брюгген (Германия), Соленцара (Франция)
   Эскадрилья IX (B)
   Эскадрилья 14
   Эскадрилья 31
   "Торнадо" базировались в Брюггене и присоединились к операции ночью 4/5 апреля (8 самолетов). Это были первые боевые вылеты с территории Германии после 1945 года. Из-за удаленности от театра военных действий вылеты длились по 8-9 часов. Участвовал личный состав трех эскадрилий, лидирующей была эскадрилья 14. Вылеты из Брюггена закончились 28 мая. Далее "Торнадо" перебрались в Соленцару (12 самолетов), однако в оставшиеся две недели кампании их активность была уже очень низкой. Вклад британских "Торнадо" в операцию был на удивление малым, они совершили меньше вылетов, чем даже британские самолеты ДРЛО. Почти все вылеты были ночными. Вопреки некоторым утверждениям, Королевские ВВС не применяли на Балканах последнюю модификацию "Торнадо" GR.4, все задействованные самолеты были старыми GR.1.
  
   "Харриер" GR.7 - 8 самолетов на 24 марта, 16 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Джоя-дель-Колле (Италия)
   Эскадрилья 1 (F)
   Участвовали летчики и обслуживающий персонал из нескольких эскадрилий. Усилия по предотвращению ущерба гражданским объектам привели к тому, что при любых сомнениях летчики не наносили удар, и в 40 % вылетов самолеты возвращались на базу с неизрасходованным боекомплектом.
  
   Британский Торнадо []
   Увешанный топливными баками британский "Торнадо" GR.1 взлетает на боевое задание
  
  
  
   Германия
  
   PA-200 "Торнадо" ECR, IDS - 14 самолетов с начала до конца
   Авиабаза Пьяченца - Сан-Дамьяно (Италия)
   32-е истребительно-бомбардировочное крыло - 8 самолетов ("Торнадо" ECR)
   51-е разведывательное крыло "Иммельман" - 6 самолетов ("Торнадо" IDS)
   В Люфтваффе "Торнадо" традиционно носили малоизвестное обозначение PA-200. Немецкие самолеты базировались в Италии с 1995 года, когда были развернуты там для участия в операции "Умеренная сила" (1-е оперативное крыло). Парадоксальным образом они не летали с территории самой Германии, хотя оттуда летали американские и британские самолеты. "Торнадо" ECR занимались подавлением ПВО при помощи ракет AGM-88 (их роль была значительной, поскольку группировке НАТО не хватало самолетов для борьбы с ПВО), а "Торнадо" IDS совершали только вылеты на разведку. Немецкие самолеты не привлекались к бомбовым ударам.
  
  
  
   Дания
  
   F-16A, F-16AM "Файтинг Фалкон" - 6 самолетов на 24 марта, 9 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Граццанизе (Италия)
   730-я истребительная эскадрилья "Birdsong"
   Есть неопределенность относительно общего числа самолетов, вызванная тем, что один или два использовались как запасные. Скорее всего, сначала было развернуто 6 самолетов (из них 2 запасных), а в апреле их число увеличено до 9, хотя один источник утверждает, что суммарное количество достигло 12 машин в мае. Пилоты были из разных эскадрилий. Применялись и старые F-16A, и модернизированные F-16AM (с мая). Они занимались в основном воздушным патрулированием, в том числе над Косово, и был зафиксирован один случай обстрела датского самолета зенитно-ракетным комплексом. В конце мая (по разным данным, 26 или 30 мая) Королевские ВВС Дании впервые в своей истории нанесли авиаудар по наземной цели. За последние две недели операции датские F-16 успели сбросить всего 24 неуправляемые бомбы.
  
  
  
   Испания
  
   EF-18A "Хорнет" - 4 самолета на 24 марта, 6 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Авиано (Италия)
   12-е крыло
   15-е крыло
   Испанский авиационный отряд размещался в Авиано со времен Боснийской войны и носил название "Икар". Большую часть операции было задействовано 12-е крыло, в начале июня смененное 15-м крылом; номера эскадрилий требуют уточнения. Сначала в Авиано базировались 4 самолета, в ходе операции дополнительно переброшены еще 2, информация в некоторых источниках об участии 8 машин не подтверждается (это было максимальное количество, утвержденное испанским кабмином еще в 1998 году, но на практике было развернуто только 6). Испанские "Хорнеты" привлекались к воздушному патрулированию и ударам по наземным целям.
  
   Испанский EF-18 []
   Испанский EF-18 в Авиано, 25 марта 1999 года
  
  
  
   Италия
  
   Главным вкладом Италии в операцию было предоставление авиабаз - по признанию министерства обороны США, без участия Италии проведение операции "Союзная сила" было бы невозможным. Как показывали социологические опросы, половина итальянцев считала военную интервенцию неоправданной, поэтому прямое участие Италии в боевых действиях началось не сразу. Первый случай, связанный с подавлением ПВО, произошел 27 марта. Регулярные вылеты на бомбардировку начались 13-14 апреля. Удары наносились самолетами AMX, "Торнадо" и "Харриер", перехватчики "Торнадо" F.3 выполняли боевое патрулирование у побережья Италии и над Боснией, устаревшие "Старфайтеры" обеспечивали ПВО итальянских аэродромов и не появлялись непосредственно над Балканами.
   Примечание: в итальянских ВВС эскадрильи обозначаются Gruppo и входят в состав авиакрыльев Stormo.
  
   A-200 "Торнадо" - 8 или 10 самолетов с апреля до 10 июня
   Авиабазы: Геди, Джоя-дель-Колле (Италия)
   102-я эскадрилья 6-го крыла
   154-я эскадрилья 6-го крыла
   156-я эскадрилья 36-го крыла
   EA-200 "Торнадо" - 4 или 6 самолетов с начала до конца
   Авиабаза Пьяченца - Сан-Дамьяно (Италия)
   155-я эскадрилья 50-го крыла
   Есть расхождения относительно численности итальянских "Торнадо". Участвовали самолеты трех модификаций - A-200 (IDS), EA-200 (ECR) и F.3. Это надо учитывать, когда встречаются упоминания 18 или 22 самолетов; сравнение источников показывает, что соотношение A-200 и EA-200 было, по всей видимости, 8-6 или 10-4. EA-200 участвовали в подавлении ПВО с первой ночи операции. A-200 наносили бомбовые удары с 13/14 апреля, базировались сначала в Геди, а в начале мая перелетели в Джоя-дель-Колле.
  
   "Торнадо" F.3 - 8 самолетов, условно с начала до конца (точный период участия назвать затруднительно из-за специфики развертывания и применения)
   Авиабаза Джоя-дель-Колле (Италия)
   12-я эскадрилья 36-го крыла
   21-я эскадрилья 53-го крыла
   Перехватчики занимались только воздушным патрулированием и не имели встреч с самолетами противника. Примечательный факт: F.3 на вооружении ВВС Италии были взяты во временное пользование у Великобритании, при этом сами британцы не задействовали в операции свои F.3.
  
   AMX "Гибли" - участвовали с апреля, 10 самолетов на 10 июня
   Авиабазы: Истрана, Амендола (Италия)
   13-я эскадрилья 32-го крыла
   14-я эскадрилья 2-го крыла
   103-я эскадрилья 51-го крыла
   132-я эскадрилья 3-го крыла
   Боевое крещение итало-бразильского штурмовика состоялось 14 апреля. По-видимому, сначала было задействовано 6 самолетов с аэродрома Истрана. В начале мая "Гибли" из четырех эскадрилий перелетели в Амендолу. Там было собрано около 20 самолетов, из которых только 10 одновременно привлекались к боевым вылетам.
  
   AV-8B+ "Харриер" II - не присутствовали в начале и конце операции, от 4 до 8 самолетов
   Авианосец "Джузеппе Гарибальди"
   "Харриеры" применялись мало, совершив с 13 мая по начало июня всего несколько десятков ударных вылетов.
  
   F-104S ASA-M "Старфайтер" - 12 самолетов, условно с начала до конца (точный период участия назвать затруднительно из-за специфики развертывания и применения)
   Авиабазы: Амендола, Джоя-дель-Колле (Италия)
   18-я эскадрилья 37-го крыла - 6 самолетов (Джоя-дель-Колле)
   9-я эскадрилья 4-го крыла (Амендола)
   10-я эскадрилья 9-го крыла (Амендола)
   23-я эскадрилья 5-го крыла (Амендола)
   Будучи самыми старыми истребителями из числа задействованных в операции, "Старфайтеры" участвовали сугубо формально. Они были "последней линией обороны" итальянских авиабаз, находясь на боевом дежурстве для отражения возможного удара югославских ВВС, а также летали на сопровождение самолетов, возвращавшихся с боевых заданий.
  
   Итальянские F-104 []
   Это не авиамузей, а итальянские "Старфайтеры" в Амендоле в 1999 году (возможно, фото сделано не во время операции "Союзная сила"; associazione4stormo.it)
  
  
  
   Канада
  
   CF-18A "Хорнет" - 6 самолетов на 24 марта, 18 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Авиано (Италия)
   425-я тактическая истребительная эскадрилья 3-го крыла
   441-я тактическая истребительная эскадрилья 4-го крыла
   Присутствие канадского контингента в Италии в 1998-2000 годах называлось операцией Echo. К началу бомбардировок в Авиано находились 6 самолетов 425-й эскадрильи, которую должна была сменить 441-я; в конечном счете обе эскадрильи участвовали в боевых действиях с первого до последнего дня. Они совершали вылеты как на воздушное патрулирование, так и на бомбардировку наземных целей, в том числе ночью (без очков ночного видения, которых не было). Число самолетов было увеличено сначала до 12, а потом до 18 машин, причем последние шесть оказались излишними, им практически не нашлось применения, в том числе из-за дефицита контейнеров ИК-системы переднего обзора.
   Случайный факт: при развертывании канадской группировки в Авиано летом 1998 года для перевозки грузов были использованы зафрахтованные российские транспортники Ан-124.
  
  
  
   Нидерланды
  
   F-16A, F-16AM, F-16A(R) "Файтинг Фалкон" - 16 самолетов на 24 марта, 20 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Амендола (Италия)
   306-я эскадрилья
   315-я эскадрилья
   322-я эскадрилья
   Нидерландские и бельгийские самолеты находились в составе объединенного авиационного отряда (Deployable Air Task Force). Использовались и F-16A, и модернизированные F-16AM. Нидерланды участвовали в операции наиболее активно среди всех неамериканских эксплуатантов F-16. Самолеты летали на прикрытие ударных групп, нанесение ударов по наземным целям и разведку, в процессе чего сбили югославский истребитель МиГ-29 (единственная неамериканская воздушная победа в ходе "Союзной силы"). 322-я эскадрилья после первой недели операции была заменена 315-й, а позднее прибыли три разведывательных F-16A(R) из 306-й эскадрильи.
  
   Нидерландские F-16 []
   Нидерландские F-16AM 322-й эскадрильи на авиабазе Амендола (f-16.net, Ed Groenendijk collection)
  
  
  
   Норвегия
  
   F-16A "Файтинг Фалкон" - 6 самолетов с начала до конца
   338-я эскадрилья
   Авиабаза Граццанизе (Италия)
   Первая боевая операция Королевских ВВС Норвегии со Второй мировой войны. Применялись немодернизированные F-16A. Переход на стандарт MLU начался как раз в это время, в 1998-1999 годах, и именно с 338-й эскадрильи, однако в Италию модернизированные самолеты не отправлялись. Занимались только воздушным патрулированием. Официальный сайт вооруженных сил Норвегии подтверждает участие 338-й эскадрильи, однако есть свидетельства, что привлекались пилоты и самолеты из нескольких эскадрилий.
  
  
  
   Португалия
  
   F-16A Block 15 "Файтинг Фалкон" - 3 самолета с начала до конца
   Авиабаза Авиано (Италия)
   201-я эскадрилья "Falcoes"
   Самолеты были немодернизированными F-16A. Они занимались только воздушным патрулированием и не участвовали в бомбардировках. У Тима Рипли указаны 7 самолетов - подтверждения этому не найдено.
  
  
  
   США
  
   На долю США пришлось 83 процента всех израсходованных боеприпасов (бомб и ракет) в ходе операции "Союзная сила". Официальные данные ВВС США гласят, что в боевых действиях участвовали 214 тактических самолетов, 22 стратегических бомбардировщика, 175 самолетов-заправщиков, 43 военно-транспортных самолета, 25 стратегических разведчиков, включая беспилотники; не уточняется, на какой момент актуальны эти данные, по косвенным признакам - на конец кампании. Участие ВМС и КМП в воздушной войне было более скромным. Военно-морские силы предоставили всего лишь один авианосец (по сравнению с шестью во время "Бури в пустыне"), самолеты радиоэлектронной борьбы наземного базирования и патрульные самолеты, а морская пехота - опять-таки самолеты РЭБ, "Харриеры" на вертолетоносцах и две ударные эскадрильи в Венгрии уже в конце операции.
  
   AC-130U "Спуки" - участвовали с апреля, 4 самолета на 10 июня
   4-я эскадрилья специальных операций "Ghostriders" 16-го крыла специальных операций ВВС
   Авиабаза Бриндизи (Италия)
   Ганшипы применялись в Косово с 14 апреля. Их можно назвать самыми секретными самолетами операции - применение было официально признано только 20 мая. Приводится разное количество задействованных самолетов, по наиболее убедительным и подробным американским источникам их было 4.
  
   AV-8B+ "Харриер" II - не присутствовали в начале и конце операции, постоянное число 6 самолетов
   Универсальные десантные корабли "Нассау" (LHA-4) и "Кирсадж" (LHD-3)
   231-я штурмовая эскадрилья КМП "Ace of Spades"
   542-я штурмовая эскадрилья КМП "Tigers"
   В операции участвовали суммарно 12 самолетов, разделенных на два соединения по 6 машин. Первое соединение из 542-й эскадрильи (приписано к 266-й эскадрилье средних вертолетов КМП) летало на боевые задания с 14 апреля в течение двух недель с десантного корабля "Нассау". Второе соединение из 231-й эскадрильи (приписано к 365-й эскадрилье средних вертолетов) летало с 1 мая с десантного корабля "Кирсадж" вплоть до его ухода в порт 29 мая. Таким образом, одновременное число самолетов на театре военных действий составляло 6 штук. Интенсивность применения была низкой, "Харриеры" совершили менее сотни боевых вылетов, однако один самолет утонул по небоевой причине.
  
   A-10A "Тандерболт" II - 15 самолетов на 24 марта, 41 самолет на 10 июня
   Авиабазы: Джоя-дель-Колле, Авиано, Трапани (Италия), Тасар (Венгрия)
   74-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Flying Tigers" 23-й оперативной группы ВВС - 5 самолетов (Джоя-дель-Колле)
   81-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Panthers" 52-го экспедиционного крыла ВВС - сначала 15, потом 18 самолетов (Авиано, Джоя-дель-Колле)
   131-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Barnestormers" 23-й оперативной группы ВВС Национальной гвардии Массачусетса - 18 самолетов (Трапани, Тасар)
   В начале операции "Тандерболты" 81-й эскадрильи базировались в Авиано и привлекались только к поисково-спасательным операциям, приняв участие в спасении пилота сбитого F-117. С 30 марта они летали в Косово для атаки наземных целей, однако из-за погоды смогли нанести первый удар только через неделю. В апреле самолеты перебазировались из Авиано в Джоя-дель-Колле, где к ним присоединилась 74-я эскадрилья. С 21 мая боевые вылеты из Трапани совершала 131-я эскадрилья (собранная из трех других). Три ее самолета были размещены в Венгрии для поддержки поисково-спасательных операций. A-10 активно использовались в качестве передовых авианаводчиков (формально в таких случаях самолеты обозначались OA-10). С "Уортхогами" связан нашумевший скандал "НАТО сбрасывало на Сербию боеприпасы с обедненным ураном"; очевидно, многие аналитики и эксперты-балканисты не догадывались, что у ВВС США уже двадцать лет имеется такой "радиоактивный" самолет со штатным боекомплектом из снарядов с обедненным ураном. Всего в Косово израсходованы 31 000 снарядов PGU-14 к авиапушке GAU-8/A, что составляет 26 с половиной полных боекомплектов "Тандерболта".
  
   B-1B "Лансер" - участвовали с апреля, 5 самолетов на 10 июня
   77-я экспедиционная бомбардировочная эскадрилья 2-й экспедиционной бомбардировочной группы ВВС
   Авиабаза Фэрфорд (Великобритания)
   Всего приняли участие 9 самолетов (из них два резервных, в основном серии Block D), проходившие ротацию, поэтому одновременно в Фэрфорде находилось не больше 6 самолетов из нескольких эскадрилий - основу составляла 77-я эскадрилья 28-го бомбардировочного крыла (входившая в состав 2-й экспедиционной группы), резервные были из 37-й и якобы 34-й. Первые боевые вылеты совершены ночью 1-2 апреля. Отмечены десятки пусков зенитных ракет по самолетам. Один B-1B был поврежден попаданием молнии. Примечательно, что "Лансеры" применялись как классические "бомбовозы", используя только "тупые" свободнопадающие авиабомбы (в отличие от B-2 и B-52).
  
   B-2A Block 30 "Спирит" - 6 самолетов с 24 марта до мая
   Авиабаза Уайтмен (США)
   509-е бомбардировочное крыло ВВС
   "Спириты" получили боевое крещение 24 марта 1999 года и были первыми самолетами НАТО, сбросившими бомбы в этой операции (после ракетного удара с кораблей и бомбардировщиков B-52). Также они были единственными самолетами, наносившими удары с территории США, каждый вылет продолжался порядка 30 часов. Для участия в операции формально были выделены 8 самолетов плюс 1 резервный, на практике к боевым вылетам были одновременно готовы 6 самолетов. Последний вылет совершен 21 мая. Использовались только управляемые авиабомбы, "Спириты" не привлекались к "ковровым" бомбометаниям. Если судить по официальным отзывам, B-2 оказался самым эффективным ударным самолетом ВВС США.
  
   B-52H "Стратофортресс" - 8 самолетов на 24 марта, 11 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Фэрфорд (Великобритания)
   20-я экспедиционная бомбардировочная эскадрилья "Buccaneers" 2-й экспедиционной авиагруппы ВВС
   B-52 были первыми самолетами, атаковавшими Югославию 24 марта (пуск крылатых ракет AGM-86 с шести бортов плюс два резервных). За всю операцию вылеты совершали 25 самолетов из нескольких эскадрилий 2-го и 5-го бомбардировочных крыльев, наносившие удары крылатыми ракетами, управляемыми и неуправляемыми бомбами. Происходила постоянная ротация, ни один самолет не находился на дежурстве в Фэрфорде непрерывно с первого до последнего дня операции. Причина заключалась в том, что ракеты AGM-86 невозможно транспортировать каким-либо способом, кроме как на борту B-52, поэтому самолеты возвращались в США для загрузки нового боекомплекта. Физически это были, возможно, самые старые боевые самолеты из числа задействованных (серийное производство B-52H завершилось в 1962 году; для сравнения, французские "Этандар" IV производились с 1961 года, итальянские "Старфайтеры" производились с конца 1960-х; надо отметить, что B-52H не воевали во Вьетнаме).
  
   EA-6B "Праулер" - не менее 5 самолетов на 24 марта, до 27 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Авиано (Италия), авианосец "Теодор Рузвельт"
   1-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Banshees" КМП (Авиано)
   2-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы КМП "Panthers" - 5 самолетов (Авиано)
   4-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Seahawks" КМП (Авиано)
   134-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Garudas" ВМС - 4 самолета (Авиано)
   138-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Yellow Jackets" ВМС (Авиано)
   140-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Patriots" ВМС - 6 самолетов (Авиано)
   141-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Shadowhawks" 8-го авианосного крыла - 4 или 5 самолетов (авианосец "Теодор Рузвельт")
   209-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы "Star Warriors" - 2 (Авиано)
   "Праулеры" были единственными тактическими самолетами радиоэлектронной борьбы в арсенале США (EF-111 были сняты с вооружения годом ранее) и единственными самолетами, участвовавшими в каждом налете на Югославию. По заявлению командующего силами НАТО генерала Уэсли Кларка, без "Праулеров" успешное проведение операции было бы невозможным. Количество доступных в конкретный момент EA-6B влияло на активность всей остальной авиации. Применяли ракеты AGM-88. К началу операции была развернута только 2-я эскадрилья морской пехоты, усиленная 1-й эскадрильей. До конца марта прибыли 4-я эскадрилья КМП и 134-я эскадрилья ВМС, в течение апреля прибыли 138-я, 140-я, 141-я (единственная палубного базирования) и 209-я эскадрильи ВМС, а 1-я эскадрилья КМП прекратила участие. Всего от морской пехоты было задействовано 11 "Праулеров", от военно-морских сил 18, а общее число самолетов этого типа приводится как 26-27 единиц (суммарное число 29 машин не было достигнуто предположительно из-за отбытия 1-й эскадрильи).
  
   F-14A "Томкэт" - участвовали с апреля, 24 или 28 самолетов на 10 июня
   Авианосец "Теодор Рузвельт"
   14-я истребительная эскадрилья "Tophatters" 8-го авианосного авиакрыла ВМС
   41-я истребительная эскадрилья "Black Aces" 8-го авианосного авиакрыла ВМС
   Число самолетов указывается как 28 (в том числе Тимом Рипли, однако есть предположение, что он мог взять штатную численность эскадрилий); доступный список с серийными и бортовыми номерами перечисляет 24 машины. Совершали боевые вылеты с 6 апреля и до конца операции. Выполняли ряд задач, в том числе наносили удары бомбами с лазерным наведением и работали воздушными авианаводчиками. F-14 с контейнерами TARPS были единственными самолетами тактической разведки в составе американской воздушной группировки. Информация о применении модификации F-14D не подтверждается, самолеты этой модификации не состояли на вооружении задействованных эскадрилий.
  
   F-15C "Игл" - 10-18 самолетов на 24 марта, 18 самолетов на 10 июня
   493-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Grim Reapers" 48-го истребительного крыла ВВС
   Авиабаза Червия (Италия)
   Как и в Персидском заливе, F-15 были самыми результативными истребителями завоевания превосходства в воздухе (4 из 6 одержанных авиацией НАТО побед над югославскими МиГ-29). Состав единственной развернутой эскадрильи был доведен до 24 самолетов за счет расформирования другой эскадрильи, однако 6 самолетов из этого числа были отправлены в Лейкенхит (Великобритания) и не участвовали в операции. Примечательно, что истребители F-15C использовались более интенсивно, чем ударные F-15E (совершили такое же количество вылетов при несколько меньшем количестве самолетов).
  
   F-15E "Страйк Игл" - 26-32 самолета на 24 марта, более 32 самолетов на 10 июня
   Авиабазы: Авиано (Италия), Лейкенхит (Великобритания)
   492-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Mad Hatters" 48-го истребительного крыла ВВС
   494-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Panthers" 48-го истребительного крыла ВВС
   Утверждается, что "Страйк Иглы" были единственными по-настоящему всепогодными самолетами НАТО в ходе операции. Они летали и днем, и ночью для нанесения ударов по наземным целям, а благодаря наличию ракет AIM-120 одновременно выполняли воздушное патрулирование. Основной базой была Авиано, откуда действовали 492-я и 494-я эскадрильи. Когда база оказалась переполнена натовскими самолетами, с 3 мая начались вылеты 492-й эскадрильи из британского Лейкенхита, продолжавшиеся по 7,5 часов; таких дальних вылетов было совершено менее сотни. Уникальность ситуации в том, что 492-я эскадрилья одновременно летала с двух аэродромов, расположенных в более чем 1000 км друг от друга. Окончательное число участвовавших самолетов под вопросом, поскольку нет точных данных о летавших из Лейкенхита (согласно Тиму Рипли, их было 18, но его данные не всегда точны и требуют проверки).
  
   F-16C "Файтинг Фалкон" - расчетно 60 самолетов на 24 марта, около 100 самолетов на 10 июня
   Авиабазы: Авиано (Италия), Шпангдалем (Германия)
   22-я истребительная эскадрилья "Stingers" 52-го экспедиционного крыла ВВС (F-16C Block 50, Шпангдалем)
   23-я истребительная эскадрилья "Fighting Hawks" 52-го экспедиционного крыла ВВС (F-16C Block 50, Авиано)
   78-я истребительная эскадрилья "Bushmasters" 20-й группы операций ВВС (F-16C Block 50, Авиано)
   510-я истребительная эскадрилья "Buzzards" 31-й группы операций ВВС (F-16C Block 40, Авиано)
   555-я истребительная эскадрилья "Triple Nickel" 31-й группы операций ВВС (F-16C Block 40, Авиано)
   F-16 был самым массовым боевым самолетом НАТО и США. К первоначальным 23-й, 510-й и 555-й эскадрильям в апреле присоединились 22-я и 78-я. Всего было задействовано около 100 самолетов; один официальный источник ВВС США дает цифру 99, Тим Рипли насчитывает 108, однако он явно исходил из штатной численности эскадрилий, что не всегда соответствует реальности (так, для 22-й эскадрильи он указывает 24 самолета, в то время как командир этой эскадрильи отметил, что у него был 21 борт). Использовались самолеты серий Block 40 и Block 50 (неофициальные обозначения - F-16CG и F-16CJ). Самолеты 50-й серии активно занимались подавлением ПВО. Был сбит командир 555-й эскадрильи, так что потери "Фалконов" составили 1 процент от числа участвовавших, что слишком много, учитывая установку на полное отсутствие потерь. Одержана одна воздушная победа над МиГ-29.
  
   Обломки сбитых самолетов []
   Пример того, как правильно подтверждать заявки на сбитые самолеты. Обломки F-16 и F-117 подполковников Голдфейна и Зелко в белградском Музее воздухоплавания (A1 Aviation, flickr.com)
  
   F/A-18C, F/A-18D "Хорнет" - участвовали с апреля, 48-50 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Тасар (Венгрия), авианосец "Теодор Рузвельт"
   15-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья "Valions" 8-го авианосного авиакрыла ВМС (F/A-18C, авианосец "Теодор Рузвельт")
   87-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья "Golden Warriors" 8-го авианосного авиакрыла ВМС (F/A-18C, авианосец "Теодор Рузвельт")
   332-я всепогодная истребительно-бомбардировочная эскадрилья "Moonlighters" КМП (F/A-18D, Тасар)
   533-я всепогодная истребительно-бомбардировочная эскадрилья "Hawks" КМП (F/A-18D, Тасар)
   Палубные "Хорнеты" участвовали в операции с 6 апреля, морпеховские летали с территории Венгрии с 28 мая. Занимались воздушным патрулированием, ударами по наземным целям и другими задачами. Задействовано 24 (Тим Рипли) или 26 (список серийных/бортовых номеров) палубных машин и 24 морпеховские.
  
   F-117A "Найтхок" - 12 самолетов на 24 марта, 24 самолета на 10 июня
   Авиабазы: Авиано (Италия), Шпангдалем (Германия)
   8-я экспедиционная истребительная эскадрилья "Black Sheep" 49-й группы экспедиционных операций ВВС (Авиано, Шпангдалем)
   9-я экспедиционная истребительная эскадрилья "The Flying Knights" 49-й группы экспедиционных операций ВВС (Шпангдалем)
   К началу операции в Авиано находилась 8-я эскадрилья. После сбития "Веги 31" участие F-117 в операции не прекратилось, а только усилилось: в начале апреля в Шпангдалеме была размещена 9-я эскадрилья. Сообщалось, что самолеты обоих подразделений выполняли челночные вылеты, взлетая на одной базе и садясь на другой. В конце мая 8-я эскадрилья перелетела в Шпангдалем. Суммарно участвовали 25 самолетов - по 12 в каждой эскадрилье плюс один переброшенный для замены сбитого.
  
   P-3C AIP "Орион" - 3 самолета на 24 марта, 5 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Сигонелла (Италия)
   4-я патрульная эскадрилья "Skinny Dragons" ВМС
   10-я патрульная эскадрилья "Red Lancers" ВМС
   Хотя "Орион" является противолодочным самолетом, в операции "Союзная сила" они эпизодически привлекались к пускам крылатых ракет AGM-84E SLAM (всего 14 пусков). Это оружие несли только самолеты, прошедшие модернизацию по программе AIP; изначально в Сигонелле было три таких самолета из 10-й эскадрильи, в апреле переброшены еще два из 4-й эскадрильи (в Сигонелле базировались "Орионы" и других модификаций, которые здесь не рассматриваются, поскольку не привлекались к ударным задачам).
  
   U-2S "Дрэгон Леди" - 5 самолетов с начала до конца
   Авиабаза Сигонелла (Италия)
   99-я экспедиционная разведывательная эскадрилья "Arctic Dragons" 9-й группы операций ВВС
   Стратегические разведчики U-2 входили в 16-е экспедиционное авиакрыло и предоставили до 80 процентов всех материалов видовой разведки в ходе операции. Есть требующая подтверждения информация, что они летали не только из Сигонеллы, а еще из Истра (Франция).
  
   F-15 и F-16 в Авиано []
   Американские F-15E и F-16C Block 40 в Авиано, 3 апреля 1999 года
  
  
  
  
   Турция
  
   F-16C "Файтинг Фалкон" - 11 самолетов с начала до конца
   Авиабаза Геди (Италия)
   182-я эскадрилья "Atmaca"
   191-я эскадрилья "Kobra"
   Турция была единственной страной кроме США, использовавшей в Югославии "Фалконы" модификации F-16C. Они базировались в Геди с 1993 года. В начале операции 182-я эскадрилья занималась только воздушным патрулированием, сменившая ее в апреле 191-я эскадрилья стала выполнять ударные вылеты с середины мая. Применялись 11 самолетов - 5 были до начала, и в первые дни их численность уже достигла 11; кроме того, еще 7 были якобы развернуты на территории самой Турции, но скорее всего, что они никак не участвовали. Встречается некоторая ошибочная информация: что участвовала 181-я эскадрилья (Тим Рипли), что они базировались в Авиано.
  
  
  
   Франция
  
   Французское участие в операции носило наименование Trident. Франция предоставила наибольшее количество боевых самолетов среди всех европейских стран - насколько можно судить, 76 на пике участия (конец мая). Она использовала истребители "Мираж" 2000C, ударные "Мираж" F1CT, "Мираж" 2000D, "Ягуар" и "Супер Этандар", разведчики "Мираж" F1CR, "Мираж" IV и "Этандар" IV. Устаревшие палубные истребители F-8 "Крусейдер" к боевым операциям не привлекались. У самолетов ВВС половина ударных вылетов прошла без сброса бомб по различным причинам, у палубных самолетов показатель был значительно лучше.
   Примечание: французские эскадрильи (escadron) состояли из звеньев, которые по-французски именуются "эскадрильи" (escadrille), что может создавать путаницу - фактически это дань традиции; звенья имеют свои исторические номера, названия и эмблемы. Кроме того, в обозначении эскадрильи указывалось, в какую эскадру она входила (например, EC 2/12 означает 2-ю истребительную эскадрилью 12-й эскадры), однако на 1999 год это тоже являлось данью традиции, поскольку эскадры были расформированы.
  
   "Мираж" F1CR - участвовали не с начала, 8 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Соленцара (Франция)
   Разведывательная эскадрилья 2/33 "Савойя"
   Разведчики участвовали не с первого дня. На 1 апреля было развернуто 3 самолета, в дальнейшем число увеличено до 8.
  
   "Мираж" F1CT - участвовали с мая, 10 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Истрана (Италия)
   Истребительная эскадрилья 2/30 "Нормандия-Неман"
   Самолеты знаменитой "Нормандии-Неман" начали применяться с мая для нанесения ударов в дневное время. Поскольку они не несли контейнеры целеуказания, бомбы с лазерным наведением применялись по наведению с "Ягуаров".
  
   "Мираж" IVP - участвовали не с начала, 3 самолета на 10 июня
   Авиабаза Соленцара (Франция)
   Стратегическая разведывательная эскадрилья 1/91 "Гасконь"
   Разведчики участвовали не с первого дня. На 1 апреля было развернуто 2 самолета, в дальнейшем число увеличено до 3.
  
   "Мираж" 2000C RDI - 8 самолетов с начала до конца
   Авиабазы: Истрана, Гроссето (Италия)
   Истребительная эскадрилья 2/2 "Кот-д'Ор"
   Истребительная эскадрилья 2/12 "Пикардия"
   "Миражи" 2000C выполняли только истребительные функции. Сначала они базировались в Истране, к концу операции переместились в Гроссето - причина не ясна, но можно предположить, что это вызвано прибытием в Истрану "Миражей" F1CT в мае. Имеется значительная неопределенность относительно подразделений: фото- и видеоматериалами подтверждено присутствие эскадрилий 2/2 и 2/12, также есть упоминания об участии 1/5, 2/5 и 1/12 (участие всех пяти перечисленных эскадрилий маловероятно, поскольку самолетов было только 8 и нигде не говорится о какой-либо ротации).
  
   "Мираж" 2000D - 5 самолетов на 24 марта, 15 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Истрана (Италия)
   Истребительная эскадрилья 1/3 "Наварра"
   Истребительная эскадрилья 2/3 "Шампань"
   Истребительная эскадрилья 3/3 "Арденны"
   Наносили удары по наземным целям в основном в ночное время с применением широкого спектра вооружений.
  
   "Супер Этандар Модерниз" (стандарт 3) - не присутствовали в начале и конце операции, максимальное число 16 самолетов
   Авианосец "Фош"
   11-я флотилия
   Палубные штурмовики участвовали в боевых действиях вместе с авианосцем в период с 30 марта по 1 июня (хотя есть информация, что "Супер Этандары" летали с 4 апреля). Изначально было 14 самолетов, под конец боевого похода число доведено до 16.
  
   "Этандар" IVPM - не присутствовали в начале и конце операции, постоянное число 4 самолета
   Авианосец "Фош"
   16-я флотилия
   Палубные разведчики участвовали в боевых действиях вместе с авианосцем в период с 30 марта по 1 июня
  
   "Ягуар" A - 4-6 самолетов на 24 марта, 12 самолетов на 10 июня
   Авиабаза Истрана (Италия)
   Истребительная эскадрилья 1/7 "Прованс"
   Истребительная эскадрилья 2/7 "Аргон"
   Истребительная эскадрилья 3/7 "Лангедок"
   Есть небольшое расхождение о первоначальном числе самолетов. В отчете, предоставленном Национальному собранию Франции, сказано о размещении в январе 1999 года в Истране 4 самолетов; вместе с тем доступно январское видео с этой авиабазы, на котором зафиксированы как минимум 5 самолетов, также есть информация о 6 самолетах к началу операции. Кроме того, есть утверждение, что вылеты начались только 5 апреля. "Ягуары" использовались самостоятельно как ударные самолеты, а также в паре с "Миражами" F1 для подсветки целей лазером.
  
   F-8P "Крусейдер"
   Французские F-8 долетывали свои последние месяцы и не приняли никакого участия в операции (их перебазировали с авианосца "Фош" на время его боевого похода), хотя некоторые источники ошибочно утверждают обратное.
  
   Мираж F1 []
   В небесах мы летали одних... "Мираж" F1CT истребительной эскадрильи 2/30 "Нормандия-Неман" на авиабазе Истрана готов к "ковровым бомбардировкам Белграда". Кроме бомбы с лазерным наведением GBU-12 виден 2200-литровый подвесной топливный бак
  
  
  
  

Количество самолетов на начало и конец операции

  
  
   Все применявшиеся самолеты условно разделены на три типа.
  
   УДАРНЫЕ - непосредственно наносившие ракетные или бомбовые удары по целям на территории Югославии. Многие из них были многоцелевыми и выполняли также другие задачи (например, F-14 были еще и истребителями, и разведчиками, и авианаводчиками), но в рамках данной статьи главный интерес представляет их участие в бомбардировках.
   ИСТРЕБИТЕЛИ - занимавшиеся только воздушным патрулированием и не привлекавшиеся к ударам по наземным целям. Можно сказать, что многие истребители по-настоящему не воевали, поскольку не имели встреч с югославской авиацией.
   РАЗВЕДЧИКИ - самолеты, выполнявшие только фоторазведку и не привлекавшиеся к ударам по наземным целям. Пролетая над территорией Югославии, они подвергались угрозе со стороны ПВО страны, и потому включены в этот список.
  
  
  
   Состав боевой авиации НАТО на начало операции (24 марта 1999)
  
   Истребители
   F-15C - 10-18 (США)
   F-104 - 12 (Италия)
   F-16 - 9 (Норвегия, Португалия)
   "Мираж" 2000C - 8 (Франция)
   "Торнадо" F.3 - 8 (Италия)
  
   ИТОГО истребителей - 47-55
  
  
   Ударные
   F-16 - расчетно 105 (Бельгия, Дания, Нидерланды, США, Турция)
   F-15E - 26-32 (США)
   "Торнадо" - 12-14 (Германия, Италия)
   A-10 - 15 (США)
   F-117 - 12 (США)
   F/A-18 - 10 (Испания, Канада)
   B-52 - 8 (США)
   "Харриер" - 8 (Великобритания)
   B-2 - 6 (США)
   EA-6B - не менее 5 (США)
   "Мираж" 2000D - 5 (Франция)
   "Ягуар" - 4-6 (Франция)
   P-3 - 3 (США)
  
   ИТОГО ударных - 217-227 (расчетно), включая 14 стратегических бомбардировщиков
  
   Разведчики
   "Торнадо" - 6 (Германия)
   U-2 - 5 (США)
  
   ВСЕГО боевых самолетов НАТО на начало операции - 275-293 (расчетно).
  
  
  
   Состав боевой авиации НАТО на конец операции (10 июня 1999)
  
   Истребители
   F-15C - 10-18 (США)
   F-104 - 12 (Италия)
   F-16 - 9 (Норвегия, Португалия)
   "Мираж" 2000C - 8 (Франция)
   "Торнадо" F.3 - 8 (Италия)
  
   ИТОГО истребителей - 47-55
  
  
   Ударные
   F-16 - расчетно около 149 (Бельгия, Дания, Нидерланды, США, Турция)
   F/A-18 - 72-74 (Испания, Канада, США)
   A-10 - 41 (США)
   "Торнадо" - 34 (Великобритания, Германия, Италия)
   F-15E - более 32 (США)
   EA-6B - до 27 (США)
   F-14 - 24-28 (США)
   F-117 - 24 (США)
   "Харриер" - 16 (Великобритания)
   "Мираж" 2000D - 15 (Франция)
   "Ягуар" - 12 (Франция)
   B-52 - 11 (США)
   "Мираж" F1CT - 10 (Франция)
   AMX - 10 (Италия)
   B-1 - 5 (США)
   P-3 - 5 (США)
   AC-130 - 4 (США)
  
   ИТОГО ударных - более 491-497, включая 16 стратегических бомбардировщиков
  
  
   Разведчики
   "Мираж" F1CR - 8 (Франция)
   "Торнадо" - 6 (Германия)
   U-2 - 5 (США)
   F-16A(R) - 3 (Нидерланды)
   "Мираж" IV - 3 (Франция)
   ИТОГО разведчиков - 25
  
   ВСЕГО боевых самолетов НАТО на конец операции - более 560-570.
   КОММЕНТАРИЙ: "более" подразумевает до двух десятков неучтенных ударных F-15E, выполнявших вылеты с территории Великобритании (точное их число под вопросом). С ними суммарное число боевых самолетов могло достигать 580-590.
  
   В статистике не учтен ряд палубных самолетов Великобритании, Италии, США и Франции, которые участвовали в операции не с начала и не до конца ("Харриер", "Си Харриер", "Этандар", "Супер Этандар" - в сумме около 40 самолетов).
  
  
   Некоторые комментарии по составу авиационной группировки НАТО.
   * Основным боевым самолетом НАТО был истребитель-бомбардировщик F-16 "Файтинг Фалкон", составлявший около 40 процентов группировки в начале операции и до 30 процентов в конце.
   * "Торнадо" был самым массовым европейским самолетом - 48 машин к концу операции. Он в полной мере показал свою многофункциональность: самолеты разных модификаций привлекались к воздушному патрулированию, ударам по наземным целям, подавлению ПВО и разведке.
   * Участвовали 6 авианесущих кораблей: американские "Теодор Рузвельт", "Кирсадж", "Нассау", британский "Инвинсибл", итальянский "Джузеппе Гарибальди", французский "Фош". Значимую роль сыграли только "Теодор Рузвельт" и "Фош", с борта которых боевая авиация выполнила порядка 1500 и менее 500 вылетов соответственно. Участие американских, британских и итальянских "Харриеров" и "Си Харриеров" палубного базирования было незначительным.
   * Наиболее активно участвовавшие страны в порядке убывания: США, Франция, Нидерланды, Великобритания. Довольно неожиданным является то, что нидерландские F-16 совершили больше вылетов, чем все британские боевые самолеты. Общее участие Великобритании было довольно скромным (в т.ч. учитывая неприменение истребителей-бомбардировщиков "Ягуар").
   * Основными самолетами для уничтожения югославской ПВО были EA-6B, F-16C Block 50 (F-16CJ) и "Торнадо" ECR. При этом американская группировка испытывала дефицит "Праулеров", а ВВС США задействовали почти весь имевшийся парк F-16CJ.
   * ВВС США впервые использовали в боевых действиях сразу три типа реактивных стратегических бомбардировщиков (B-1, B-2, B-52), что не имело прецедентов в мировой военной истории.
   * Некоторые типы самолетов фактически не приняли участия в боевых действиях; "чистые" истребители совершали патрулирование воздушного пространства, не встречаясь с вражеской авиацией и не подвергаясь воздействию ПВО Югославии. Особенно это касается итальянских "Старфайтеров", но также и "Миражей" 2000C, "Торнадо" F.3 и "Си Харриеров".
  
   A-10 и Харриер []
   "Тандерболт" садится на авиабазе Джоя-дель-Колле. Самолет в поисково-спасательной конфигурации, подвески включают две ракеты AIM-9 для самообороны, две противотанковые AGM-65, две бомбы Mk 82, два блока неуправляемых ракет с белым фосфором для обозначения целей и контейнер РЭБ ALQ-131. На заднем плане виден британский "Харриер" GR.7
  
  
  
  

Самолетовылеты по странам-участникам

  
  
   Все цифры приведены "как есть", с минимальными арифметическими подсчетами, сведены по разрозненным источникам (официальные данные НАТО с такой статистикой или никогда не публиковались, или их невозможно найти). По мнению автора, все эти цифры неточны и требуют дополнительного анализа, который невозможен из-за закрытости данных.
  
   Может возникнуть вопрос: а как же официальная цифра НАТО - 38 004 вылета, если суммарно получается больше? Ответ простой: никак. Закрытость данных не позволяет узнать методики учета, как именно и что именно считалось. Итальянцы приводят активность своей транспортной авиации, испанцы не приводят. Из-за разнобоя в подходах и недостаточной прозрачности натовской статистики ее невозможно сопоставить со статистикой отдельных стран.
  
   США - более 34 000 (в том числе ВВС 29 500, ВМС более 4100, КМП около 760 только боевыми самолетами)
   Франция - около 2400
   Великобритания - 1618
   Италия - около 1400
   Нидерланды - 1194-1350 (только боевые самолеты)
   Канада - 678
   Бельгия - 655
   Дания - около 600
   Германия - около 440-620
   Турция - более 400
   Норвегия - около 350
   Португалия - 270
   Испания - около 200 (только боевые самолеты)
  
  
  
  

Самолетовылеты по типам самолетов

  
   Здесь представлено суммарное число самолетовылетов по отдельным типам самолетов, рассмотренным в статье.
  
   Все цифры следует считать приблизительными, даже когда они "точные". Почти во всех случаях статистика является закрытой, то есть количество вылетов приведено без каких-либо пояснений. Так, итальянские штурмовики AMX совершили по одному источнику 244 боевых вылета, а по другому - 252, и установить причину расхождения невозможно. Еще ярче демонстрируют проблему вылеты ВВС Германии на подавление ПВО. В разных источниках можно найти следующие цифры: 394, 414, 436, 438, 446. А причины таких расхождений могут быть самыми разными. Например, бомбардировки закончились 10 июня, однако сама операция "Союзная сила" формально продолжалась до 20 июня, и небоевые вылеты в этот десятидневный период могли попасть в статистику некоторых типов самолетов. Редкий пример "прозрачной" информации - применение бомбардировщиков B-2. Они выполнили 49 вылетов, из которых 45 достигли целей и 4 были прекращены; вот почему некоторые источники пишут о 45 вылетах.
  
  
   F-16 "Файтинг Фалкон" (Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция) - более 8000*
   F/A-18 "Хорнет" (Испания, Канада, США) - около 2000
   A-10 "Тандерболт" II (США) - более 1600*
   F-15C "Игл" (США) - 1335
   F-15E "Страйк Игл" (США) - 1327
   EA-6B "Праулер" (США) - не менее 1200 (возможно, более 1600)
   "Торнадо" IDS/ECR (Великобритания, Германия, Италия) - около 940-1120*
   "Харриер" (Великобритания) - 850-870
   F-117 "Найтхок" (США) - более 850*
   F-14 "Томкэт" (США) - оценочно около 600-700*
   "Мираж" 2000C (Франция) - 476*
   "Супер Этандар" (Франция) - около 410
   "Мираж" 2000D (Франция) - 385
   "Ягуар" (Франция) - 341
   "Торнадо" F.3 (Италия) - 256
   AMX "Гибли" (Италия) - около 250
   U-2 "Дрэгон Леди" (США) - 189
   B-52 "Стратофортресс" (США) - около 170*
   F-104 "Старфайтер" (Италия) - 158
   AC-130 "Спуки" (США) - 124
   AV-8B "Харриер" II (Италия, США) - около 110-140
   "Си Харриер" (Великобритания) - 102
   B-1 "Лансер" (США) - 100
   "Мираж" F1CR (Франция) - оценочно до 100*
   "Мираж" F1CT (Франция) - 70
   "Этандар" IV (Франция) - 58
   "Мираж" IV (Франция) - оценочно до 50*
   B-2 "Спирит" (США) - 49
   P-3 "Орион" (США) - несколько*
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ:
   * A-10 "Тандерболт" II - вероятно, без учета вылетов 74-й экспедиционной истребительной эскадрильи.
   * B-52 "Стратофортресс" - В ряде источников указывается, что совершено 270 вылетов, однако есть основания полагать, что это ошибка, превратившаяся в заблуждение. Официальная статистика ВВС США говорит о 322 вылетах всех стратегических бомбардировщиков. Поскольку известны данные по "Спиритам" и "Лансерам" (49 и 100 вылетов соответственно), на долю "Стратофортрессов" остается 173 вылета. Кроме того, на одном сайте сообщается, что "более 270" вылетов из Фэрфорда совершили B-1B и B-52, то есть это совместная статистика двух типов; если вычесть 100 вылетов "Лансеров", получатся те же самые 170 с лишним вылетов "Стратофортрессов".
   * F-14 "Томкэт" - число вылетов в Югославии неизвестно. За весь поход "Теодора Рузвельта" F-14 совершили 875 боевых вылетов с учетом патрулирования неполетных зон в Ираке. Известно, что 75 процентов всех вылетов авиагруппы в этом походе пришлись на Югославию. Исходя из этого, F-14 должны были совершить там порядка 600-700 вылетов.
   * F-16 "Файтинг Фалкон" - нет полной статистики по вылетам ВВС США (подсчет сделан по статистике отдельных эскадрилий). Также полностью отсутствует статистика Королевских ВВС Норвегии, так что их активность можно оценить лишь очень приблизительно.
   * F-117 "Найтхок" - число вылетов приводится по неофициальному источнику (f-117a.com), но выглядит правдоподобным. В официальной истории 49-го крыла (сильно отцензурированной) сказано, что за март-июнь развернутые самолеты выполнили 993 вылета с учетом небоевых, так что "более 850" боевых вылетов вполне вероятны.
   * P-3 "Орион" - точное число вылетов на пуск крылатых ракет неизвестно, всего выпущено 14 крылатых ракет.
   * "Мираж" F1CR - число вылетов неизвестно. ВВС Франции совершили за всю операцию 149 разведывательных вылетов, сюда входит активность "Миражей" F1CR и IV. Учитывая соотношение количества самолетов, на долю F1CR может приходиться до сотни вылетов.
   * "Мираж" IV - число вылетов неизвестно. ВВС Франции совершили за всю операцию 149 разведывательных вылетов, сюда входит активность "Миражей" F1CR и IV. Учитывая соотношение количества самолетов, на долю IV может приходиться до полусотни вылетов.
   * "Мираж" 2000C - число вылетов конкретно этого типа неизвестно, однако известно число вылетов ВВС Франции на воздушное патрулирование, а "Мираж" 2000C были единственными французскими истребителями.
   * "Торнадо" IDS/ECR - расхождение в основном за счет самолетов ВВС Германии, по которым есть очень противоречивые данные.
  
   AMX Гибли []
   Итальянские AMX в Амендоле с готовыми к применению свободнопадающими бомбами Mk 82 (Gigi Iacomino)
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023