ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Легенда о Супер Кобре, или Приключения советского спецназа в Камбодже

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 8.88*7  Ваша оценка:


   В некоторых военных культурах взятие трофеев является почти сакральным актом с упором на захват новейших образцов вражеского оружия. Считается, что изучение его учеными позволит немедленно разработать "противоядие", сводящее угрозу от чудо-оружия к нулю, после чего образец должен быть поставлен в музей как своего рода заспиртованная бабочка. Некоторые трофейные сюжеты становятся классическими: охота за "Сейбром", охота за "Стингером", получение "Сайдуиндера" (с последующим копированием), испытания F-5...
  
   В 2000-е годы определенную популярность получила история об угоне советским спецназом новейшего американского вертолета "Супер Кобра" в период Вьетнамской войны. При этом нет следов ни испытаний, ни нахождения этого вертолета в музеях. Что с ним случилось?
  
  

Первоисточник

  
   Откуда есть пошла легенда об угоне "Кобры"?
  
   Из книги Дона Миллера (Анатолия Тараса) "Коммандос: Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений", появившейся в конце 1990-х годов (послесловие в ней датировано 1997 годом, было несколько изданий).
  
   Для своего времени и места (постсоветское пространство раннеинтернетного периода) это была значительная работа, содержавшая не просто абстрактные описания подготовки спецназа разных стран мира, а еще и множество примеров его участия в военных конфликтах. Тарас прямо сказал, что сделал компиляцию большого количества зарубежных источников, и это вполне заметно. В плане вьетнамской тематики он, возможно, впервые на русском языке описал рейд на Шонтэй, охотничьи истории супер-снайпера Чарльза Хэскока, и мимоходом упомянул сражение в долине Ядранг (еще до выхода фильма "Мы были солдатами"). Имеются проблемы с переводом и некоторые неоднозначные утверждения; тем не менее, книга Тараса отнюдь не является набором выдумок.
  
   История про "Кобру" - один из безусловно слабых моментов книги. Как раз в описании деятельности советского спецназа Тарас балансирует на грани правдоподобности. Во время рейда на Шонтэй "установлено, что среди погибших там вьетнамцев были советские инструкторы" - кем установлено? Невозможно сказать, откуда он брал информацию по теме. Скорее всего, из некоего русскоязычного источника, поскольку на английском языке ничего подобного не известно. Или сочинил сам, в конце концов... В любом случае, в его книге приведено самое раннее зафиксированное описание угона.
  
   Вот весь рассказ в оригинальном виде:
   В мае 1968 года советская спецгруппа в количестве 9 человек совершила налет на секретный лагерь американских вертолетов "Флайинг Джо" (Летающий Джо), находившийся на территории Камбоджи, в 30 км от границы с ДРВ. Этот лагерь предназначался для заброски американских разведывательно-диверсионных групп в Северный Вьетнам, а также для полетов туда с целью спасения пилотов сбитых самолетов. На его летном поле под маскировочными сетями постоянно находились 2 легких вертолета связи, 8-10 тяжелых транспортных машин и 4 машины огневой поддержки "Супер Кобра".
   Смысл операции составляли именно эти последние, оснащенные новейшими по тем временам управляемыми реактивными снарядами, а главное - системами их наведения на цель. В результате налета, занявшего не более 25 минут, одна "Супер Кобра" была угнана в ДРВ, все остальные вертолеты либо уничтожены, либо серьезно повреждены. Американцы потеряли убитыми и ранеными не менее 15 человек, собственные потери нападающих составили три человека убитыми.
  
   Описание частично перекликается с художественной повестью Виктора Леденева "Вьетнамский коктейль" 1996 года. Леденев заявил, что "все события, описанные в этой повести основаны на реальных фактах". Повесть написана с максимумом приключенческого боевика и нулем проверяемых фактов. Некоторые фрагменты в творчестве Леденева (например, загадочный вертолет "Хок" - у вооруженных сил США не было вертолета с таким названием, единственными "Хоками" во Вьетнаме были штурмовик "Скайхок", самолет ДРЛО "Хокай" и зенитно-ракетный комплекс MIM-23; анахронистическая ракета "hellfire" из рассказа "Дорога домой") подтверждают, что речь идет о военно-историческом фэнтези.
  
   Сама по себе данная история имеет нулевую правдоподобность. Она эффектна, что подтверждается ее относительной популярностью, однако придумавший ее человек либо не имел никакого представления о применении "Кобр" и вообще вертолетных операциях во Вьетнаме, либо же сознательно пытался создать нечто максимально недостоверное. Во всем этом есть некий дух заключенного пари "кто придумает самый бредовый рассказ".
   Но, как сказал бы доктор Геббельс... а, впрочем, ладно.
  
  

"Кобры", Вьетнам, май 1968-го

  
   Компактная история появления на поле боя первого в мире специализированного ударного вертолета: разрабатывался с марта 1965, совершил первый полет в сентябре 1965, прибыл во Вьетнам в августе 1967, начал совершать боевые вылеты в октябре 1967, первая смерть члена экипажа в январе 1968, первая зафиксированная потеря вертолета в марте 1968.
  
   В мае 1968 года американская армия во Вьетнаме имела около 100 вертолетов AH-1G на вооружении следующих подразделений:
   * 334-я рота вооруженных вертолетов 145-го батальона боевой авиации 12-й авиационной группы 1-й авиационной бригады (аэродром Бьенхоа, тактическая зона III корпуса)
   * 235-я рота вооруженных вертолетов 307-го батальона боевой авиации 164-й авиационной группы 1-й авиационной бригады (аэродром Кантхо, тактическая зона IV корпуса)
   * Рота D 229-го батальона десантных вертолетов 11-й авиационной группы 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной) (база Кэмп-Эванс, тактическая зона I корпуса)
   * 1-й эскадрон 9-го кавалерийского полка 1-й кавалерийской дивизии (аэромобильной) (база Кэмп-Эванс, тактическая зона I корпуса)
  
   Итого три роты и один эскадрон (батальон), хотя это ничего не говорит о реальном положении дел. Так, в 334-й роте "Кобры" на тот момент находились только в одном взводе. В 1-м эскадроне 9-го кавалерийского полка было четыре роты, в каждой из них по одному взводу "Кобр".
  
   За май сотня "Кобр" выполнила около 8500 боевых вылетов. По официальным данным, безвозвратно потеряно четыре вертолета - три в ударных вылетах и один в вылете на разведку.
  
   Известные обстоятельства потерь:
  
   3 мая вертолет из роты A 1-го эскадрона 9-го кавалерийского полка (серийный номер 66-15332) вылетел на прикрытие разведывательной группы к западу от базы Кхесань (провинция Куангчи) и сбит 37-мм зенитным орудием на высоте около 450 метров. Вертолету оторвало хвостовую балку, при падении сдетонировал боекомплект, причем это произошло в районе южновьетнамско-лаосской границы и место падения находилось на территории Лаоса. Экипаж погиб: уоррент-офицер Артур Чейни, чиф уоррент-офицер Бобби Маккейн. Их останки опознаны в 2008 году.
  
   5 мая вертолет из той же самой роты A 1-го эскадрона 9-го кавалерийского полка (серийный номер 67-15500) при выполнении разведывательного вылета сбит зенитным огнем к югу от города Куангчи (район посадочной зоны "Шэрон"). Экипаж погиб: капитан Майкл Момчилович-младший, 1-й лейтенант Уильям Риз.
  
   12 мая вертолет из роты D 229-го батальона десантных вертолетов (серийный номер 66-15334) сбит зенитным огнем на высоте около 90 метров к северу от Донгха (провинция Куангчи), очевидно, во время операции Concordia Square. Экипаж погиб: чиф уоррент-офицер Роберт Готтхардт, 1-й лейтенант Стивен Эбботт.
  
   Обстоятельства потери еще одного вертолета не определены, за исключением того, что она произошла предположительно 16 мая. Это объясняется тем, что инциденты с гибелью летчиков описаны, как правило, достаточно подробно, а вот при отсутствии жертв информации о произошедшем гораздо меньше. В случае с данной потерей ясно, что экипаж выжил.
  
  

Деконструкция

  
   Разберем все многочисленные проблемы с историей об угоне.
  
   В мае 1968 года советская спецгруппа в количестве 9 человек совершила налет на секретный лагерь американских вертолетов "Флайинг Джо" (Летающий Джо)...
   Сначала формальности. В американских источниках невозможно найти упоминание не то что самого нападения, а вообще наличия на территории Камбоджи каких-то вертолетных лагерей. Были тайные бомбардировки этой страны в 1969-1970 годах (рассекречены в 1973-м), было полномасштабное наземное вторжение в 1970 году, а вот постоянных военных баз никогда не было.
  
   Разумеется, есть неотразимый аргумент "американцы врут и скрывают", но формальности соблюдены, отсутствие какого-либо признания хотя бы отдельных фрагментов этой истории со стороны США зафиксировано.
  
   ...находившийся на территории Камбоджи, в 30 км от границы с ДРВ.
   Двойка по географии. Камбоджа не граничила с ДРВ. Расстояние между самой северной точкой Камбоджи и демилитаризованной зоной, разделявшей Северный и Южный Вьетнамы, составляло около 260 километров, в чем нетрудно убедиться хоть по старым картам, хоть по современным, зная местоположение бывшей ДМЗ.
  
   Если попытаться логически объяснить, откуда взялось такое дикое расхождение, то на ум приходит самое простое объяснение. Человек, придумавший историю об угоне "Кобры", просто не знал, что Вьетнам в 1968 году был разделен на две части, и думал, что ДРВ - это вся нынешняя, послевоенная территория страны...
  
  
   Карта ЮВА []
   Карта Юго-Восточной Азии времен Вьетнамской войны. Можно понять, что от Камбоджи до ДРВ (Северного Вьетнама) совсем не 30 километров.
  
  
   ...на территории Камбоджи...
   Необходимо пояснить, почему сама идея размещения секретной базы на территории Камбоджи выглядит безумной авантюрой.
  
   Формально Камбоджа была нейтральной страной. Однако в начале 1960-х годов ее глава Нородом Сианук рассорился с Южным Вьетнамом, а следом за ним и с Соединенными Штатами. На это имелся ряд причин, одна из важнейших - присутствие в "нейтральной" Камбодже тыловых лагерей Вьетконга, южновьетнамских коммунистов. Стали происходить пограничные инциденты, когда южновьетнамцы и американцы более-менее случайно заходили на камбоджийскую территорию (граница между странами была не более чем линией на карте) или бомбили ее. В 1965 году Камбоджа разорвала дипломатические отношения с США. Инциденты не прекращались. 1 апреля 1968 года патрульный самолет американских военно-морских сил P-3 "Орион" был обстрелян над Сиамским заливом с борта, судя по всему, камбоджийского военного корабля, и разбился при попытке вернуться на аэродром с боевыми повреждениями - 12 членов экипажа погибли. В июле того же года американский танкодесантный корабль с грузом авиационного топлива по ошибке заплыл в камбоджийские территориальные воды на Меконге и был задержан; камбоджийцы освободили его вместе с экипажем только через пять месяцев. В ноябрьской телеграмме генсеку ООН Сианук предупредил, что Камбоджа может объявить войну Соединенным Штатам.
  
   Помимо Вьетконга в Камбодже были доморощенные коммунисты, вошедшие в историю под названием "красные кхмеры". В начале того же самого 1968 года они развернули боевые действия против правительственной армии - в стране разгоралась гражданская война.
  
   Насколько реалистичным выглядит размещение секретной базы (которую надо постоянно снабжать) с секретным вооружением в соседней стране, контролируемой тремя враждебными силами?
  
   Американское военное присутствие в Камбодже того периода ограничивалось разведпатрулями, засылавшимися с 1967 года (операция Daniel Boone). Их секретность давно осталась в прошлом, грифы сняты. Известно о том, что в течение 1967 года разведпатрули 71 раз входили на территорию Камбоджи. Известно и то, что 2 мая 1968 года один из них в приграничном камбоджийском районе "Фишхук" / "Рыболовный крючок" был обнаружен и атакован многократно превосходящими силами противника. В бою погибли двое спецназовцев США, сержант 1-го класса Лерой Райт и стафф-сержант Ллойд Муссо, а также трое вертолетчиков из 240-й роты десантных вертолетов 214-го батальона боевой авиации (во время экстренной эвакуации патруля): уоррент-офицер Ларри Маккиббен, специалист-4 Майкл Крейг и специалист-4 Нельсон Фурнье. Официально местом их смерти указан Южный Вьетнам, но современные исследования уверенно говорят, что они погибли в Камбодже. Бой расписан в подробностях, в том числе и потому, что один из выживших участников потом был награжден Медалью Почета. Невзирая на всю тогдашнюю завесу секретности, десятилетия спустя мы знаем факт и обстоятельства данного эпизода. Однако по-прежнему не знаем ни о каких вертолетных базах.
  
   Американцы имели опыт размещения новейших технологий в рискованных районах. Самой показательной является знаменитая история базы "Лима Сайт 85". Она располагалась в Лаосе, где шла точно такая же гражданская война, как в Южном Вьетнаме: правительство при поддержке США против местных коммунистов при поддержке Северного Вьетнама. Основной разницей было то, что роль США в этой войне долгое время скрывалась. База находилась всего в 15 милях (24 км) от границы с Северным Вьетнамом. В 1967 году обнаглевшие янки разместили в "Лима Сайт 85" свой новый радар AN/TPQ-81 для наведения авиации на цели в районе Ханоя; естественно, это было сделано с одобрения премьер-министра Лаоса Суванна Фумы. Охрану базы обеспечивали местные ополченцы-хмонги и подразделение тайской пограничной полиции, два десятка американцев занимались лишь обслуживанием радара. Посольство США в Лаосе милостиво разрешило им использовать винтовки M16 для самозащиты (вся военная активность американцев в Лаосе проходила через посольство). Северовьетнамцы разведали всю ситуацию и в марте 1968 года захватили "Лима Сайт 85" крупными силами. Конечно же, радар им не достался, о чем позаботилась американская ударная авиация. Затея с радаром обошлась американцам в 12 жизней.
  
   "Тайная война в Лаосе" рассекречена, имена всех погибших известны, история взлета и падения "Лима Сайт 85" известна, в отличие от лагеря "Флайинг Джо" в соседней Камбодже. Почему?
  
   Этот лагерь предназначался для заброски американских разведывательно-диверсионных групп в Северный Вьетнам, а также для полетов туда с целью спасения пилотов сбитых самолетов.
   Обе задачи выполнялись без привлечения территории Камбоджи с гораздо более безопасных и удобных аэродромов.
  
   Южновьетнамские разведгруппы забрасывались на Север и снабжались там самолетами C-123 и C-130 ВВС США с аэродрома Нячанг в Южном Вьетнаме под кодовым обозначением "Черные дрозды". Аналогичные задачи выполняли вертолеты CH-3 из Накхонпханома, Таиланд. Происходило это в период 1966-1968 годов. Расстояние от Накхонпханома до Северного Вьетнама немногим более 100 километров, причем эта база находилась на территории союзника Америки и была практически безопасной. Зачем же было создавать еще одну базу для тех же целей, но на враждебной территории в трех сотнях километров от ДРВ?
  
   Поисково-спасательные операции в Северном Вьетнаме проводились вертолетами ВВС и ВМС США. Военно-воздушные летали из Таиланда и частично Лаоса (с полевых аэродромов на территории, контролируемой союзниками), военно-морские - с кораблей в Тонкинском заливе. База в Камбодже опять-таки стала бы самой удаленной и самой опасной площадкой для спасения летчиков в ДРВ. Армейские вертолеты к эвакуации летчиков в Северном Вьетнаме не привлекались, и этот момент важен. Почему? Потому что "Кобры" были только у армейцев и позднее у морской пехоты. Их никогда не было у ВВС. И армейские "Кобры" не взаимодействовали с ВВС в ходе поисково-спасательных операций за пределами Южного Вьетнама. Прикрытие спасательных вертолетов осуществляли поршневые штурмовики A-1E "Скайрейдер", хорошо подходившие для этого благодаря своей тихоходности.
  
   Другими словами, на базе "Флайинг Джо" в принципе не должно было быть никаких "Кобр".
  
  
   Базы поисково-спасательных сил ВВС США []
   Места базирования поисково-спасательных подразделений ВВС США в конце 1960-х годов. Также использовались передовые аэродромы в Лаосе (на карте не отмечены).
  
  
   ...8-10 тяжелых транспортных машин...
   Что за тяжелые транспортные машины?
  
   Речь определенно не про "Хьюи". В Юго-Восточной Азии эксплуатировались всего два типа вертолетов, подпадающих под такое определение. Это Сикорский H-53 разных модификаций и Боинг CH-47 "Чинук".
  
   "Чинук" можно сразу вычеркивать. Он стоял на вооружении только Армии США и никогда не использовался для спасения летчиков в Северном Вьетнаме.
  
   H-53 был много у кого - у ВВС, у ВМС, у морской пехоты. В поисково-спасательных операциях применялись HH-53 "Супер Джолли Грин Джайант" Военно-воздушных сил. Первые вертолеты этого типа прибыли на театр военных действий осенью 1967 года. Технические характеристики, вооружение и броня позволили американским историкам назвать HH-53 лучшим поисково-спасательным вертолетом в мире. Хорошего много не бывает, и когда в марте 1968 года на тайском аэродроме Удорн была сформирована 40-я аэрокосмическая поисково-спасательная эскадрилья, ее парк насчитывал всего лишь шесть новых вертолетов. Дальнейшие поставки были очень медленными; год спустя, в мае 1969 года, HH-53 насчитывалось девять единиц, за этот период был потерян один вертолет (18 января 1969 года в Лаосе).
  
   А вообще на середину 1969 года ВВС США имели в Юго-Восточной Азии 60 поисково-спасательных вертолетов, предназначенных для действий, разумеется, по всему региону, а не только в Северном Вьетнаме. Эти шесть десятков машин были рассредоточены на 18 взлетно-посадочных площадках, то есть в среднем по три вертолета на одном аэродроме.
  
   Итак, что за 8-10 тяжелых транспортных машин стояли на базе "Флайинг Джо" в мае 1968-го? Вопрос остается без ответа.
  
   ...и 4 машины огневой поддержки "Супер Кобра".
   Вертолеты с таким названием не применялись во Вьетнамской войне, поскольку их тогда не существовало в природе. Применялись две модификации "Кобр". Первой серийной была армейская AH-1G "Хью Кобра" или просто "Кобра", воевавшая с октября 1967 года и позднее заимствованная морской пехотой. Вторая модификация, AH-1J "Си Кобра", была разработана специально для морской пехоты и участвовала в боевых действиях в 1971-1972 годах.
  
   Вьетнамская война закончилась в 1975 году. Прошло десятилетие, и в 1986 году на вооружение КМП начали поступать новые AH-1W, представлявшие собой дальнейшее развитие AH-1J. Именно эта модификация получила название "Супер Кобра".
  
   Таким образом, угон вертолета AH-1W "Супер Кобра" из Камбоджи в 1968 году мог произойти лишь в фантастических книгах или фильмах о "попаданцах".
  
   Смысл операции составляли именно эти последние, оснащенные новейшими по тем временам управляемыми реактивными снарядами, а главное - системами их наведения на цель.
   "Кобры" во Вьетнаме не применяли никаких управляемых реактивных снарядов. Управляемые противотанковые ракеты BGM-71 TOW начали производиться в 1969 году (через год после рассматриваемых событий). Долгое время их применение не имело особого смысла, поскольку прямые столкновения американцев с северовьетнамской бронетехникой можно пересчитать по пальцам одной руки - это сражение за лагерь спецназа Лангвей в 1968 и бой у лагеря спецназа Бенхет в 1969. Когда же весной 1972 года между двумя Вьетнамами началась война с широким использованием бронетехники, то два специально оборудованных UH-1 проходили испытания в течение полутора месяцев, совершив 85 боевых пусков TOW. После испытаний ракеты продолжали применяться (162 боевых пуска до января 1973 года). Менее заметным стало применение французских управляемых ракет SS.11 (AGM-22), начавшееся еще в 1966 году тоже с вертолетов UH-1.
  
   Еще раз для большей ясности: TOW, SS.11 или какие-либо другие управляемые ракеты/снаряды никогда не применялись в Юго-Восточной Азии с вертолетов AH-1 "Кобра".
  
  

Развитие сюжета

  
   Рассказ "Дона Миллера" нашел свое место в Рунете и годами кочевал туда-сюда. Как и полагается фольклорному мотиву, со временем он стал обрастать новыми подробностями. В одной интернет-статье 2018 года приведена фотография американского разведотряда "Айдахо" (MACV-SOG), как полагается, вооруженного американским оружием и смешанного состава из "белых людей" и вьетнамцев, с гордой подписью: "Спецназ армии Северного Вьетнама". Знай наших!
  
  
   Разведгруппа
   Так создается новая история. Это спецназ, только не северовьетнамский, а американский.
  
  
   Наиболее масштабная "перепевка Рабиновича по телефону" было опубликовано в интернет-издании Life 16 октября 2021 года. Статья Сергея Андреева под названием "Поймать "Кобру": Как спецназ ГРУ угнал секретный американский вертолёт" приводит более детализированное описание событий, при этом значительная часть фактажа изменена.
  
   Как пишет Андреев, к 1969 году появилась новая версия AH-1 Super Cobra, и 3-5 этих машин были отправлены на испытания во Вьетнам. Точнее, в Камбоджу, потому что вьетнамцы хранить секреты не умели и нужна была удобная логистика (ведь снабжать тайную базу на враждебной территории проще, чем на территории союзника?). Целый год "Супер Кобры" терроризировали северян. Датой последующих событий Андреев указывает май 1970-го, или же "годом ранее" - май 1968 уже не фигурирует. Для проведения операции по угону на место прибыли спецназы сразу двух особых контор, ГРУ и "Холуай" Тихоокеанского флота. Советские воины зорко обнаружили вертолеты империалистов, спрятанные от шедшего перед этим дождя в специальном ангаре (очевидно, хваленая западная техника под напором национально-освободительного камбоджийского дождя начинала таять как сахарная), мужественно атаковали врага и угнали два вертолета, посадив их "недалеко от города Плей-Кан, где их уже ожидали советские военные специалисты".
  
   Справочная информация: город Плейкан (Plei Kan) находился на территории государства Южный Вьетнам, в провинции Контум, в полутора десятках километров от места соединения границ Вьетнама, Лаоса и Камбоджи... и более чем в 250 километрах от демилитаризованной зоны, за которой начинался Северный Вьетнам. Каким образом трофейные вертолеты были доставлены из Плейкана на Север, - на спинах слонов по "тропе Хо Ши Мина" или же своим ходом через воздушное пространство Южного Вьетнама, где господствовала авиация США, - не уточняется. Возможно, автор этой истории опять не задумывался над тем, что Вьетнамом было два и только один из них воевал с Америкой.
  
   Сергей Андреев признает, что "историю с угоном секретных вертолетов критиковали много раз", и многим вообще не верилось, что США перебрасывали "Кобры" (?!). Однако "участие вертолётов "Кобра" в боевых действиях во Вьетнаме американцы рассекретили в начале нулевых" (?!?!), так что одним сомнением меньше.
  
   Андреев не вспоминает первоисточник своего рассказа, то есть Миллера-Тараса, и вообще все указания на то, откуда получена такая эксклюзивная информация, сводятся к формулировкам "по некоторым данным" и "по другим данным".
  
   На этом дело не закончилось. Через три месяца, в январе 2022 года, на федеральном телеканале РЕН ТВ вышла передача "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным, где рассматривалась история угона - первоначальная, а не в версии Сергея Андреева. Приглашенным экспертом выступал целый академик общероссийской организации "Российская академия естественных наук" (клуб не совсем признанных ученых, занимающихся новыми хронологиями и нанотехнологиями), историк спецслужб Юрий Нагерняк. Теория Дона Миллера в передаче была изложена как есть, с одним дополнением - что спецназ якобы бросил три своих трупа на поле боя, но американцы не смогли их опознать.
  
   Передача закончилась на неопределенной ноте. В статье на сайте РЕН ТВ история об угоне названа легендой, и ведущий передачи Олег Шишкин высказал сомнение в ее реальности. Но ее появление в эфире федерального канала засвидетельствовало, что она продолжает жить и будоражить умы.
  
  

Настоящие трофейные "Кобры"

  
   Они были. И эта история практически неизвестна, хотя ее никто специально не скрывал.
  
   В апреле 1972 года во время Пасхального наступления на Центральном нагорье подразделения 141-го пехотного полка Вьетнамской народной армии захватили у населенного пункта Дьенбинь две "Кобры" 7-го эскадрона 17-го кавалерийского полка Армии США, совершившие вынужденную посадку, см. статью Забытые трофеи: "Кобры" у моста Дьенбинь. Весь эпизод крайне слабо освещен с обеих сторон (точнее, почти никак). По крупицам собирается примерная картина произошедшего. Один вертолет совершил посадку из-за технической неисправности, а другой был подбит огнем с земли и сел рядом с ним - может быть, при спасении экипажа? Все летчики выжили. Дальше была попытка эвакуировать брошенные "Кобры", которая не увенчалась успехом и стоила американцам одного UH-1 (экипаж выжил). По неясным причинам вертолеты не были своевременно уничтожены авиацией. Северовьетнамцы заняли Дьенбинь, обнаружили две стоящие на земле внешне невредимые "Кобры" и устроили фотосессию возле них.
  
  
   Северовьетнамский солдат за Коброй, апрель 1972 года []
   Сенсационное фото угона... точнее, постановочное фото северовьетнамского солдата, укрывающегося за трофейной "Коброй" якобы в бою, апрель 1972 года.
  
  
   Вывезти трофейные машины Вьетнамская народная армия не могла. Насколько известно, у нее не было подходящих тягачей, да и путь на север по "тропе Хо Ши Мина" для таких крупногабаритных грузов был бы очень сложным. Чтобы перегнать их куда-то по воздуху, требовалось провести ремонт без запчастей в полевых условиях и доставить с Севера летчиков, которым предстояло "наощупь" освоить незнакомую машину и взлететь на ней при полном господстве вражеской авиации (это не ДРВ, здесь нет МиГ-21 и зенитно-ракетных комплексов с советниками-"льенсо"). По свидетельству южновьетнамца-очевидца, возле вертолетов даже не была выставлена охрана - это подтверждает, что северяне не придавали им никакой ценности.
  
   Что же случилось с двумя трофейными "Кобрами"? А это неизвестно. Американские источники молчат, и с вьетнамской стороны сейчас можно найти лишь несколько фотографий. Неоспоримый факт: во вьетнамских военных музеях стоят трофейные "Хьюи" и "Чинуки", ранее принадлежавшие ВВС Южного Вьетнама. Еще ни одному туристу не удалось сфотографировать там AH-1G. О трофеях, переданных после войны Советскому Союзу, информация так или иначе всплывала; наиболее популярен сюжет об испытаниях в СССР истребителей F-5. И здесь тоже не обнаруживается никаких следов "Кобр". Если северяне действительно ничего не смогли поделать с вертолетами в Дьенбине, остается предположить, что они стояли там, пока не были уничтожены авиацией - не раньше, так позже.
  
   Суммируя все факты о затрофеивании AH-1 на Вьетнамской войне, угон "Супер Кобры" из Камбоджи советским спецназом можно объявить историческим фактом... со следующими поправками: вертолеты были не угнаны, а захвачены, не "Супер Кобры", а "Кобры", не в 1968 году, а в 1972, не в Камбодже, а во Вьетнаме, не советским, а северовьетнамским, не спецназом, а пехотным подразделением, и их дальнейшая судьба неясна. А в остальном старая легенда подтверждается.
  
  
  
  
  

Оценка: 8.88*7  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023