К лету 1967-го число пилотов в двух истребительных полках не достигало штатной численности одного полка.
- И. Топерцер, "MiG Aces of the Vietnam War"
В русскоязычной историографии воздушная война над Демократической Республикой Вьетнам с августа 1964 по январь 1973 года обычно описывается с акцентом на эффективности системы ПВО, воздушных победах и потерях авиатехники. Эта статья рассматривает другой аспект - потери не техники, а людей, потери летчиков-истребителей одной из сторон конфликта. То, о чем десятилетиям не знали за пределами Вьетнама.
Статистика из источников
Наиболее авторитетными могут казаться данные из книги Донг Ши Хынга "Combat in the Sky", поскольку она написана бывшим летчиком-истребителем ВВС Вьетнама при содействии ряда ветеранов войны и с использованием вьетнамских источников. В книге утверждается, что боевые потери в воздушных боях составили 58 пилотов. На разных страницах приведена информация по отдельным годам:
1965 - 8 погибших
1966 - 6 погибших
1967 - 21 погибший
1972 - 23 погибших
Суммарно получается ровно 58 пилотов за всю войну. Легко заметить хронологическую "дыру". Почему нет потерь за 1968 год, когда сам Донг Ши Хынг в своем тексте описал гибель троих - Ха Ван Тюка, Нгуена Фи Хунга и Ле Ши Дьепа, из которых двое погибли в воздушных боях? Различные потери были и в 1969-1971 годах. Другой известный исследователь, Иштван Топерцер, отмечает, что с ноября 1968 по конец 1971 года погибло 4 пилота МиГ-21. То есть период 1968-1971 годов просто не попал в статистику Донг Ши Хынга. Итоговые потери однозначно были больше, чем указанные им 58 человек.
В 2005-2006 годах в журнале "Воздушно-космическая оборона" публиковались статьи полковника А. Мальгина и подполковника М. Мальгина о действиях ВВС ДРВ, основанные предположительно на советских матералах. В статьях приводилась статистика потерь северовьетнамских самолетов и летного состава.
Погибшие летчики-истребители по годам согласно данным Мальгиных:
1965 - 5 пилотов МиГ-17
1966 - 7 пилотов всего (6 пилотов МиГ-17 и 1 пилот МиГ-21)
1967 - 34 пилота всего (29 пилотов МиГ-17 и 5 пилотов МиГ-21)
ИТОГО за войну 66 пилотов (49 пилотов МиГ-17, 1 пилот МиГ-19, 16 пилотов МиГ-21)
К этим цифрам тоже есть вопросы. В частности, как можно было насчитать всего одного погибшего пилота МиГ-19? Разве что с применением каких-то очень избирательных критериев учета. Это же касается потерь в 1965 году. Достоверно известны имена 7 человек, здесь указано 5 потерь. Почему? Гипотетически, исходя из логики - потому что два пилота "столкнулись с горой" во время боя (17 и 20 июня), и поэтому их можно не записывать в боевые потери, то есть жонглирование цифрами.
Доступные вьетнамские поименные списки из книги памяти 2010 года издания показывают следующие потери истребительных авиаполков в 1965-1973 годах (весь летный и технический персонал по всем причинам, включая небоевые, в том числе в тренировочных полетах на территории Китая и СССР, и от ударов американской авиации на земле):
921-й истребительный авиаполк - 61 погибший
923-й истребительный авиаполк - 50 погибших
925-й истребительный авиаполк - 12 погибших
927-й истребительный авиаполк - 11 погибших
Поименный список
В данной статье за основу взят список погибших военнослужащих ВВС и ПВО ДРВ за авторством Роджера Бонифейса (не наилучший источник, но это то, что изначально имелось). Он проверен и уточнен по книгам Иштвана Топерцера, книге Донг Ши Хынга "Combat in the Sky: Airpower and the Defense of North Vietnam, 1965-1973", вьетнамской книге памяти 2010 года издания, ряду других источников. Также все случаи проверены по американским источникам. Основные данные о северокорейских летчиках взяты из работы Джиюль Кима "North Korea in the Vietnam War".
В список включены: пилоты истребительной авиации, погибшие при совершении боевых вылетов по любым причинам (включая летные происшествия), а также погибшие в учебно-тренировочных вылетах от боевого воздействия (противника или своих сил).
В список НЕ включались: пилоты истребительной авиации, погибшие в небоевых происшествиях в ходе учебно-тренировочных вылетов, на земле, летчики бомбардировочной и транспортной авиации.
Нужно заметить, что в принципе не известно ни одного летчика-истребителя, погибшего от ударов авиации США на земле.
Также перечислены потери летчиков ВВС КНДР ("группа Z"), участвовавших в боевых действиях фактически с марта 1967 по февраль 1968 года. На Западе северокорейский эпизод Вьетнамской войны появился в историографическом поле только в начале 2000-х годов, хотя командование США еще в декабре 1966 года заявляло о первом предположительном воздушном бою с северокорейцами и о присутствии в ДРВ 25-50 северокорейских летчиков. Разумеется, вьетнамцы не учитывали их в своей статистике погибших.
Советские летчики в боях не участвовали и боевых потерь не имели. Капитан Юрий Поярков погиб в 1971 году в учебном вылете.
Потери летчиков по годам и типам самолетов согласно поименному списку:
1965 - 7 погибших (все на МиГ-17)
Ле Минь Хюан (4 апреля), Фам Зяй (4 апреля), Чан Нгуен Нам (4 апреля), Ле Чонг Лонг (17 июня), Нгуен Ван Лай (20 июня), Нгуен Кыонг (10 июля), Фан Тхань Ня (10 июля).
1966 - 8 погибших (7 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
МиГ-17: Нгуен Ши Хьенг (24 апреля), Чан Тан Дык (30 апреля), Чан Чьем (13 июля), Фам Тхань Тюнг (18 августа), Нгуен Ким Ту (22 августа), Нгуен Ван Бьен (29 сентября), Лыу Дык Ши (4 декабря).
МиГ-21: Та Ван Тхань (14 июля).
1967 - 31 погибший (26 на МиГ-17, 5 на МиГ-21), включая 8 северокорейцев
МиГ-17: Ким Кван Ук (10 марта), Ву Хюи Лыонг (26 марта), Нгуен Ба Дить (1 мая), Ли Чхан Иль (1 мая), Пак Тон Джун (1 мая), Во Ван Ман (14 мая), Нгуен Тхе Хон (14 мая), Нгуен Ван Фи (19 мая), Фан Тхань Тай (19 мая), Чан Минь Фыонг (19 мая), Нго Дык Май (3 июня), Фан Тан Зуан (3 июня), Хоанг Ван Ки (5 июня), Чан Хюен (5 июня), Чыонг Ван Кунг (5 июня), Ли До Ин (21 июля), Ли Тон Су (21 июля), Чха Сун Хе (21 июля), Ха Бон (20 августа), Ле Ван Фонг (23 августа), Лим Чан Хван (30 сентября), Ким Кён У (18 октября), Чан Шам Ки (30 октября), Нгуен Хыу Тао (6 ноября), Нгуен Динь Фук (14 декабря), Нгуен Хонг Тхай (17 декабря).
МиГ-21: Ха Ван Тюк (19 января), Ким Ки Хван (12 февраля).
1969 - 1 погибший (на МиГ-21)
Чан Ван Хоа (4 февраля).
1970 - 2 погибших (оба на МиГ-21)
Фам Динь Туан (28 января), Фам Тхань Нам (28 марта).
1971 - 2 погибших (1 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
МиГ-17: Лыонг Дык Чыонг (9 марта).
МиГ-21: Нгуен Ван Кхань (18 декабря).
1972 - 27 погибших (7 на МиГ-17, 6 на F-6/МиГ-19, 13 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
МиГ-17: Хоанг Ить (6 марта), Нгуен Ван Бай (6 мая), До Ханг (10 мая), Ча Ван Кьем (10 мая), Нгуен Ван Дьен (23 мая), Ву Ван Данг (23 мая), Хоанг Тхе Тханг (11 июля).
F-6 (МиГ-19): Ле Дык Оань (10 мая), Ле Ван Тыонг (10 мая), Фам Чонг Ван (2 июня), Нгуен Ван Фук (11 июня), Фам Нгок Там (27 июня), Нгуен Хунг Вьет (6 октября).
МиГ-21: Нгуен Ван Нгай (10 мая), Као Шон Кхао (10 мая), Во Ши Зяп (11 мая), Нгуен Ван Лунг (31 мая), Данг Нгок Нгы (8 июля), Ву Ван Хоп (8 июля), Нгуен Нгок Хынг (8 июля), Нгуен Тхе Дык (18 июля), Нгуен Нгок Тхьен (10 августа), Нгуен Тханг Дыок (19 августа), Май Ван Тюэ (13 октября), Хоанг Там Хунг (28 декабря), Ву Суан Тхьеу (28 декабря).
Пассажир на борту Ли-2: Ле Чонг Хюен (3 марта 1972).
1973 - 3 погибших (все на МиГ-17)
Хоанг Конг (8 января), Лыу Ким Нго (12 января), Нгуен Ван Хунг (19 января).
ИТОГО за 1965-1973 годы - 85 погибших:
53 пилота на МиГ-17
6 пилотов на F-6/МиГ-19
25 пилотов на МиГ-21
1 пассажир на борту Ли-2
По национальной принадлежности:
- 76 северовьетнамцев (45 на МиГ-17, 6 на F-6/МиГ-19, 24 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
- 9 северокорейцев (8 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
Для оценки масштаба потерь нужно учесть, что к весне 1967 года ВВС ДРВ имели в своем составе 64 летчика-истребителя.
Предполагается, что в доступных источниках приведены имена практически 100 процентов погибших летчиков ВВС ДРВ. С учетом выбранных критериев данный список должен быть более-менее полным по северовьетнамцам (не выяснен случай с самым первым погибшим пилотом МиГ-21, будто бы сбитым своими в тренировочном вылете). Есть некоторые проблемы с северокорейцами. Всего в ДРВ погибло 14 военнослужащих КНДР, из них 12 определяются как пилоты и 2 как технический состав. В список включены только 9 погибших. Для остальных трех невозможно установить обстоятельства смерти: эти потери произошли в дни, когда США не заявляли никаких сбитых МиГов, и могли быть результатом летных происшествий, "дружественного огня", ударов по аэродромам, или же они могли умереть от ран, полученных в боевых действиях в предыдущие дни.
Собранная статистика хорошо укладывается в общую картину воздушной войны на Северным Вьетнамом.
1965: боевое крещение неопытных северовьетнамских летчиков-истребителей, мало боевых вылетов и относительно много потерь (за весь год был фактически один результативный воздушный бой, - 4 апреля, - да и в нем потеряли больше самолетов и летчиков, чем противник).
1966: рост боевого опыта, увеличение активности и улучшение результатов при сохранении прежнего уровня потерь.
1967: значительная эскалация воздушной войны со стороны США и - впервые - решительная попытка ВВС ДРВ противодействовать этому, что соответствующим образом отразилось на количестве потерь.
1968: снижение активности северовьетнамской авиации из-за нехватки самолетов и пилотов, сокращение (с апреля) и прекращение (с ноября) американских бомбардировок.
1969-1971: пауза, единичные стычки, охота за беспилотными разведчиками. Наименее изученный период.
1972: возобновление бомбардировок ДРВ и кульминация воздушной войны. Один день 10 мая унес почти столько же жизней северовьетнамских летчиков-истребителей, сколько весь 1965 или 1966 год.
1973: конец бомбардировок.
Воздушная война - это не только рыцарские схватки в небесной синеве, это и убийство людей людьми. Одержавших воздушные победы американских летчиков называли "убийцами МиГов". На гибели вражеских летчиков внимание не акцентировалось, и вьетнамские истории о том, что самолеты США будто бы расстреливали в воздухе некоторых катапультировавшихся пилотов, сомнительны (особенно когда расстрел произведен с F-4J, не имеющего встроенной авиапушки и не несшего подвесные пушечные контейнеры). Словами 1-го лейтенанта Карла Рихтера, пилота F-105, сбившего МиГ-17 До Хюи Хоанга 21 сентября 1966 года: "Странно, но в некотором смысле я был рад, что у него раскрылся парашют... Он пилот, как и я, конечно, летающий на стороне врага, но он летает на самолете, выполняя свою работу". Это было сказано в разгар войны, Рихтер погиб в 1967-м. Современный уровень источниковой базы позволяет во многих случаях точно определить имена, кто кого убивал, но это не имеет особого значения. Более интересно и показательно, в боях с какими типами вражеских самолетов погибали пилоты МиГов.
В боях с F-4 "Фантом" II - 42 погибших (21 на МиГ-17, 4 на F-6/МиГ-19, 17 на МиГ-21)
МиГ-17: Ле Чонг Лонг (17 июня 1965), Нгуен Кыонг (10 июля 1965), Фан Тхань Ня (10 июля 1965), Чан Чьем (13 июля 1966), Нгуен Ба Дить (1 мая 1967), Во Ван Ман (14 мая 1967), Нгуен Тхе Хон (14 мая 1967), Хоанг Ван Ки (5 июня 1967), Чан Хюен (5 июня 1967), Чыонг Ван Кунг (5 июня 1967), Чан Шам Ки (30 октября 1967), Нгуен Хыу Тао (6 ноября 1967), Нгуен Хонг Тхай (17 декабря 1967), Хоанг Ить (6 марта 1972), Нгуен Ван Бай (6 мая 1972), До Ханг (10 мая 1972), Ча Ван Кьем (10 мая 1972), Нгуен Ван Дьен (23 мая 1972), Ву Ван Данг (23 мая 1972), Хоанг Тхе Тханг (11 июля 1972), Лыу Ким Нго (12 января 1973).
F-6/МиГ-19: Ле Дык Оань (10 мая 1972), Фам Чонг Ван (2 июня 1972), Нгуен Ван Фук (11 июня 1972), Нгуен Хунг Вьет (6 октября 1972).
МиГ-21: Та Ван Тхань (14 июля 1966), Донг Ван Де (6 января 1967), Нгием Динь Хьеу (20 мая 1967), Ким Ки Хван (12 февраля 1968), Фам Тхань Нам (28 марта 1970), Нгуен Ван Нгай (10 мая 1972), Као Шон Кхао (10 мая 1972), Нгуен Ван Лунг (31 мая 1972), Данг Нгок Нгы (8 июля 1972), Ву Ван Хоп (8 июля 1972), Нгуен Нгок Хынг (8 июля 1972), Нгуен Тхе Дык (18 июля 1972), Нгуен Нгок Тхьен (10 августа 1972), Нгуен Тханг Дыок (19 августа 1972), Май Ван Тюэ (13 октября 1972), Хоанг Там Хунг (28 декабря 1972), Ву Суан Тхьеу (28 декабря 1972).
В боях с F-8 "Крусейдер" - 10 погибших (все на МиГ-17)
МиГ-17: Ли Чхан Иль ИЛИ Пак Тон Джун (1 мая 1967), Нгуен Ван Фи (19 мая 1967), Фан Тхань Тай (19 мая 1967), Чан Минь Фыонг (19 мая 1967), Ли До Ин (21 июля 1967), Ли Тон Су (21 июля 1967), Чха Сун Хе (21 июля 1967), Нгуен Динь Фук (14 декабря 1967), Нгуен Фи Хунг (9 июля 1968), Ле Ши Дьеп (29 июля 1968).
В боях с F-105 "Тандерчиф" - 9 погибших (все на МиГ-17)
МиГ-17: Фам Тхань Тюнг (18 августа 1966), Нгуен Ким Ту (22 августа 1966), Лыу Дык Ши (4 декабря 1966), Ким Кван Ук (10 марта 1967), Ву Хюи Лыонг (26 марта 1967), Нго Дык Май (3 июня 1967), Фан Тан Зуан (3 июня 1967), Ле Ван Фонг (23 августа 1967), Ким Кён У (18 октября 1967).
В бою с A-1 "Скайрейдер" - 1 погибший
МиГ-17: Нгуен Ван Лай (20 июня 1965).
В бою с A-4 "Скайхок" - 1 погибший
МиГ-17: Ли Чхан Иль ИЛИ Пак Тон Джун (1 мая 1967).
От "дружественного огня" ВВС и ПВО ДРВ - 5 погибших (1 на МиГ-17, 3 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
МиГ-17: Ха Бон (20 августа 1967).
МиГ-21: Чан Тхьен Лыонг (26 апреля 1967), Буй Динь Кинь (10 августа 1967), Нгуен Ван Кхань (18 декабря 1971).
Пассажир на борту Ли-2: Ле Чонг Хюен (3 марта 1972).
Неустановленные обстоятельства и небоевые потери - 17 погибших (10 на МиГ-17, 2 на F-6/МиГ-19, 5 на МиГ-21)
МиГ-17: Ле Минь Хюан (4 апреля 1965), Фам Зяй (4 апреля 1965), Чан Нгуен Нам (4 апреля 1965), Нгуен Ши Хьенг (24 апреля 1966), Чан Тан Дык (30 апреля 1966), Нгуен Ван Бьен (29 сентября 1966), Лим Чан Хван (30 сентября 1967), Лыонг Дык Чыонг (9 марта 1971), Хоанг Конг (8 января 1973), Нгуен Ван Хунг (19 января 1973).
F-6/МиГ-19: Ле Ван Тыонг (10 мая 1972), Фам Нгок Там (27 июня 1972).
МиГ-21: Чан Нгок Шиу (30 сентября 1967), Ха Ван Тюк (19 января 1968), Чан Ван Хоа (4 февраля 1969), Фам Динь Туан (28 января 1970), Во Ши Зяп (11 мая 1972).
Отдельно стоит выделить потери летчиков при перехвате беспилотных разведчиков. Из-за небольшого размера и малой скорости полета беспилотники Райан 147 "Файрби" (они же AQM-34 "Лайтнинг Баг") были не самой простой целью для реактивных истребителей, борьба с ними несла свои риски. Согласно Донг Ши Хынгу, в вылетах на перехват БПЛА погибли 5 северовьетнамских пилотов. Установлены следующие жертвы: Нгуен Ван Бьен (29 сентября 1966), Чан Ван Хоа (4 февраля 1969), Лыонг Дык Чыонг (9 марта 1971), Хоанг Конг (8 января 1973), Нгуен Ван Хунг (19 января 1973). Четверо погибли на МиГ-17 и один на МиГ-21. Иштван Топерцер называет еще одного летчика, погибшего в борьбе с беспилотниками в 1974 году - это требует уточнения.
Выживаемость при катапультировании
А. Мальгин и М. Мальгин приводят статистику и потерянных самолетов, и погибших пилотов. Они никак ее не комментируют, а зря. "Прочтение" этой статистики дает довольно неожиданный результат, не зафиксированный и не рассматриваемый практически ни в каких исследованиях воздушной войны во Вьетнаме. Речь идет о выживаемости пилотов. Сухие цифры показывают, что в ВВС ДРВ выжили (успешно катапультировались) три четверти сбитых пилотов МиГ-21 и одна треть сбитых пилотов МиГ-17. К этому следует добавить информацию от Донг Ши Хынга, не столь поражающую, но тоже наводящую на размышления: процент успешных катапультирований. 90 процентов у пилотов МиГ-21 (почти все выживали) и 76 процентов у пилотов МиГ-17 (в процессе катапультирования погибал каждый четвертый).
Установленные жертвы катапультирования - 22 пилота из общего числа 84 погибших на истребителях (26 процентов).
По типам самолетов:
МиГ-17 - 11 жертв катапультирования из 53 погибших (21 процент)
Нгуен Кыонг (10 июля 1965), Нгуен Ким Ту (22 августа 1966), Фан Тхань Тай (19 мая 1967), Чыонг Ван Кунг (5 июня 1967), Ли Тон Су (21 июля 1967), Чан Шам Ки (30 октября 1967), Ле Ши Дьеп (29 июля 1968), До Ханг (10 мая 1972), Ву Ван Данг (23 мая 1972), Хоанг Тхе Тханг (11 июля 1972), Лыу Ким Нго (12 января 1973).
F-6/МиГ-19 - 1 жертва катапультирования из 6 погибших (17 процентов)
Ле Дык Оань (10 мая 1972).
МиГ-21 - 10 жертв катапультирования из 25 погибших (40 процентов)
Та Ван Тхань (14 июля 1966), Донг Ван Де (6 января 1967), Чан Тхьен Лыонг (26 апреля 1967), Нгием Динь Хьеу (20 мая 1967), Буй Динь Кинь (10 августа 1967), Ха Ван Тюк (19 января 1968), Ким Ки Хван (12 февраля 1968), Као Шон Кхао (10 мая 1972), Данг Нгок Нгы (8 июля 1972), Нгуен Тханг Дыок (19 августа 1972), Май Ван Тюэ (13 октября 1972).
Кроме того, неясна ситуация с тремя летчиками:
Фам Нгок Там (27 июня 1972, F-6/МиГ-19), Нгуен Тхе Дык (18 июля 1972, МиГ-21), Хоанг Там Хунг (28 декабря 1972, МиГ-21).
Такой статистики недостаточно для того, чтобы делать какие-то серьезные выводы (необходим список успешно катапультировавшихся пилотов). Но видно, что необычно высокий процент погибших летчиков МиГ-21 приходится на катапультирование. И. Топерцер отмечает их высокую общую выживаемость: в 1966 году шестеро катапультировались успешно и один погиб, в 1968 году было потеряно восемь МиГ-21 и только один пилот. Вместе с тем имеем следующий факт: за первые три года применения МиГ-21 (1966-1968) из зафиксированных восьми погибших летчиков шесть смертей произошли во время катапультирования.
Имена летчиков приведены без диакритических знаков, учитывая технические ограничения artofwar.ru.
Младший лейтенант Чан Нгуен Нам (Tran Nguyen Nam), 921-й истребительный полк, МиГ-17
Перехват большой группы самолетов ВВС США, наносившей удар по мосту Хамжонг возле Тханьхоа. Сбито два F-105D (в том числе один Ле Минь Хюаном), потеряно при невыясненных обстоятельствах три МиГ-17 вместе с пилотами. Американцы претендовали лишь на одну предположительную победу F-100D (416-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Сами северовьетнамцы не сумели установить причины потерь; предполагалось, что два МиГа могли столкнуться в воздухе. Различные исследователи выдвигали логичную, но не имеющую фактического подтверждения гипотезу о возможности сбития МиГов "дружественным огнем".
Ле Минь Хюану в 1995 году посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
17 июня 1965 (1)
Лейтенант Ле Чонг Лонг (Le Trong Long), 921-й истребительный полк, МиГ-17
Вылет на перехват группы ударных самолетов ВМС США, атаковавших мост Хамжонг и казармы в Ниньбинь. Погиб в бою с истребителями прикрытия F-4B (21-я истребительная эскадрилья ВМС США), официальная вьетнамская версия - столкнулся с горой во время маневрирования на малой высоте, американцами заявлено его сбитие. Ему записана одна победа в этом бою, не подтверждаемая американцами.
20 июня 1965 (1)
Младший лейтенант Нгуен Ван Лай (Nguyen Van Lai), 921-й истребительный полк, МиГ-17
Перехват группы поршневых штурмовиков A-1H (25-я штурмовая эскадрилья ВМС США), летевших в район Дьенбьенфу для участия в поисково-спасательной операции. Погиб в бою над провинцией Тханьхоа, сбит огнем штурмовиков, официальная версия - столкнулся с горой во время маневрирования на малой высоте. Ему записана одна победа (или даже две), не подтверждаемая американцами.
10 июля 1965 (2)
Младший лейтенант Нгуен Кыонг (Nguyen Cuong), 921-й истребительный полк, МиГ-17
Два МиГа попали в ловушку, устроенную звеном F-4C (45-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), которое прикрывало ударные самолеты во время налета на склад боеприпасов в Йенбае. "Фантомы" имитировали профиль полета ударных F-105. В бою над провинцией Виньфук погибли оба летчика, в том числе Нгуен Кыонг при неудачном катапультировании. Фану Тхань Ня записана одна победа, не подтверждаемая американцами.
24 апреля 1966 (1)
Младший лейтенант Нгуен Ши Хьенг (Nguyen Si Hieng), 921-й истребительный полк, МиГ-17
По официальным данным, погиб в боевом вылете над провинцией Хоабинь. Обстоятельства смерти неизвестны. Американцы не зафиксировали никаких встреч своих самолетов с МиГами в этот день.
30 апреля 1966 (1)
Лейтенант Чан Тан Дык (Tran Tan Duc), 921-й истребительный полк, МиГ-17
По официальным данным, столкнулся с горой, преследуя на малой высоте F-105 в провинции Нгиало к северо-западу от Ханоя во время боя с группой "Фантомов" и "Тандерчифов".
Американскими данными это совершенно не подтверждается. 30 апреля у F-105 не было встреч с МиГами, у F-4C (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) произошел бой с группой МиГ-17. Версии сторон очень сильно расходятся. Накануне, 29 апреля, американцы заявили о двух сбитых МиГах, в том числе один "сбит маневром" (разбился, уклоняясь от атаки), северовьетнамцы подтвердили только один сбитый самолет; 30 апреля северовьетнамцы подтвердили две потери, включая один разбившийся, американцы заявили только одну победу. Складывается впечатление, что Чан Тан Дык погиб в бою 29 апреля. Объяснения этой ситуации не найдено, причем известны некоторые другие случаи, когда стороны указывают разные даты одной и той же потери.
Перехват группы самолетов ВМС США, наносивших удар по совмещенному мосту Кочай южнее Ханоя. Сбит над провинцией Хынгйен в бою с F-4B (161-я истребительная эскадрилья ВМС США) группы прикрытия. Первый погибший летчик из 923-го истребительного полка, к моменту смерти имел одну воздушную победу. Также есть информация, что он уже был сбит 26 апреля 1966 года, причем предполагается, что огнем северовьетнамской ПВО. Похоже, что его полное имя - Чан Ван Чьем.
14 июля 1966 (1)
Младший лейтенант Та Ван Тхань (Ta Van Thanh), 921-й истребительный полк, МиГ-21
Сразу после взлета с аэродрома Нойбай возле Ханоя пара МиГов вступила в бой с F-105 "Диких ласок" (группа борьбы с ЗРК), а затем с F-4C (480-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) группы прикрытия. Та Ван Тхань был сбит "Фантомом" и катапультировался, но погиб в процессе катапультирования над провинцией Тхайнгуен. Первая подтвержденная боевая потеря пилота МиГ-21.
Вылет на перехват группы самолетов ВВС США, наносивших удар по нефтехранилищу севернее Ханоя. МиГи атаковали группу "Диких ласок", Фам Тхань Тюнг был сбит F-105D (34-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Виньфук. Первый летчик, погибший в бою с "Тандерчифами". Имел на своем счету одну воздушную победу.
22 августа 1966 (1)
Младший лейтенант Нгуен Ким Ту (Nguyen Kim Tu), 923-й истребительный полк, МиГ-17
Перехват группы самолетов ВВС США севернее Ханоя. МиГ был поврежден в бою с F-105D (388-е тактическое истребительное крыло ВВС США), летчик погиб при катапультировании на слишком малой высоте над провинцией Виньфук.
С американской стороны отмечается лишь ведение пушечного огня по МиГам, не зафиксированы ни сбитие, ни даже повреждение МиГа в этом бою.
29 сентября 1966 (1)
Старший лейтенант Нгуен Ван Бьен (Nguyen Van Bien), 923-й истребительный полк, МиГ-17
Погиб в боевом вылете над провинцией Футхо при перехвате разведывательного беспилотника. Сбил беспилотник на слишком близкой дистанции, и его самолет был задет взрывом. К этому времени на его счету уже была одна воздушная победа.
Перехват большой группы самолетов ВВС США, наносивших удар по железнодорожной станции Йенвьен в нескольких километрах севернее Ханоя. Сбит и погиб в бою с F-105D (469-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Бакнинь.
6 января 1967 (1)
Лейтенант Донг Ван Де (Dong Van De), 921-й истребительный полк, МиГ-21
Звено МиГов попало в ловушку, устроенную северо-западнее Ханоя парой F-4C (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), использовавших полетный профиль разведчиков погоды. Сбит и погиб при катапультировании над провинцией Футхо.
10 марта 1967 (1)
Ким Кван Ук, группа Z, МиГ-17
Перехват большой группы самолетов ВВС США во время первого налета на металлургический комбинат Тхайнгуен, один из важнейших промышленных объектов в Северном Вьетнаме. Сбит в бою с F-105D (354-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) из звена подавления ПВО. Это был первый погибший во Вьетнаме северокорейский пилот.
Перехват группы ударных самолетов ВВС США в районе аэродрома Хоалак. В завязавшемся бою Ву Хюи Лыонг одержал одну победу над F-4, затем его самолет был поврежден пушечным огнем с F-105D и разбился (по официальной версии, он выполнил слишком резкий маневр после повреждения и потерял скорость) в провинции Хатэй. Его сбил командир 355-го тактического истребительного крыла ВВС США полковник Роберт Скотт.
Вылет на перехват ударной группы самолетов ВВС США возле Ханоя, в районе Фыкйена. Обстоятельства гибели окутаны туманом. Произошла встреча с "Фантомами" прикрытия, и одному экипажу F-4C (389-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) был засчитан сбитый МиГ-21, хотя никто из американцев не видел попадания ракеты AIM-7 в самолет, но он якобы "не мог увернуться от нее" - очень слабое обоснование заявки. С вьетнамской стороны несколькими источниками сообщается, что он был сбит "дружественным огнем" в провинции Виньфук, причем даже не с земли, а каким-то образом истребителем МиГ-17. Чан Тхьен Лыонг катапультировался на высоте 100 метров, его парашют не успел раскрыться.
1 мая 1967 (3)
Младший лейтенант Нгуен Ба Дить (Nguyen Ba Dich), 923-й истребительный полк, МиГ-17