ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Потери летчиков-истребителей Северного Вьетнама и Северной Кореи во Вьетнамской войне

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   К лету 1967-го число пилотов в двух истребительных полках не достигало штатной численности одного полка.
   - И. Топерцер, "MiG Aces of the Vietnam War"
  
  
  
  
   В русскоязычной историографии воздушная война над Демократической Республикой Вьетнам с августа 1964 по январь 1973 года обычно описывается с акцентом на эффективности системы ПВО, воздушных победах и потерях авиатехники. Эта статья рассматривает другой аспект - потери не техники, а людей, потери летчиков-истребителей одной из сторон конфликта. То, о чем десятилетиям не знали за пределами Вьетнама.
  
  
    []
  
  

Статистика из источников

  
   Наиболее авторитетными могут казаться данные из книги Донг Ши Хынга "Combat in the Sky", поскольку она написана бывшим летчиком-истребителем ВВС Вьетнама при содействии ряда ветеранов войны и с использованием вьетнамских источников. В книге утверждается, что боевые потери в воздушных боях составили 58 пилотов. На разных страницах приведена информация по отдельным годам:
   1965 - 8 погибших
   1966 - 6 погибших
   1967 - 21 погибший
   1972 - 23 погибших
  
   Суммарно получается ровно 58 пилотов за всю войну. Легко заметить хронологическую "дыру". Почему нет потерь за 1968 год, когда сам Донг Ши Хынг в своем тексте описал гибель троих - Ха Ван Тюка, Нгуена Фи Хунга и Ле Ши Дьепа, из которых двое погибли в воздушных боях? Различные потери были и в 1969-1971 годах. Другой известный исследователь, Иштван Топерцер, отмечает, что с ноября 1968 по конец 1971 года погибло 4 пилота МиГ-21. То есть период 1968-1971 годов просто не попал в статистику Донг Ши Хынга. Итоговые потери однозначно были больше, чем указанные им 58 человек.
  
   В 2005-2006 годах в журнале "Воздушно-космическая оборона" публиковались статьи полковника А. Мальгина и подполковника М. Мальгина о действиях ВВС ДРВ, основанные предположительно на советских матералах. В статьях приводилась статистика потерь северовьетнамских самолетов и летного состава.
  
   Погибшие летчики-истребители по годам согласно данным Мальгиных:
   1965 - 5 пилотов МиГ-17
   1966 - 7 пилотов всего (6 пилотов МиГ-17 и 1 пилот МиГ-21)
   1967 - 34 пилота всего (29 пилотов МиГ-17 и 5 пилотов МиГ-21)
   1968 - 2 пилота МиГ-17
   1969-1971 не рассматриваются.
   1972 - 18 пилотов всего (7 пилотов МиГ-17, 1 пилот МиГ-19, 10 пилотов МиГ-21)
   ИТОГО за войну 66 пилотов (49 пилотов МиГ-17, 1 пилот МиГ-19, 16 пилотов МиГ-21)
  
   К этим цифрам тоже есть вопросы. В частности, как можно было насчитать всего одного погибшего пилота МиГ-19? Разве что с применением каких-то очень избирательных критериев учета. Это же касается потерь в 1965 году. Достоверно известны имена 7 человек, здесь указано 5 потерь. Почему? Гипотетически, исходя из логики - потому что два пилота "столкнулись с горой" во время боя (17 и 20 июня), и поэтому их можно не записывать в боевые потери, то есть жонглирование цифрами.
  
   Доступные вьетнамские поименные списки из книги памяти 2010 года издания показывают следующие потери истребительных авиаполков в 1965-1973 годах (весь летный и технический персонал по всем причинам, включая небоевые, в том числе в тренировочных полетах на территории Китая и СССР, и от ударов американской авиации на земле):
   921-й истребительный авиаполк - 61 погибший
   923-й истребительный авиаполк - 50 погибших
   925-й истребительный авиаполк - 12 погибших
   927-й истребительный авиаполк - 11 погибших
  
  
  

Поименный список

  
   В данной статье за основу взят список погибших военнослужащих ВВС и ПВО ДРВ за авторством Роджера Бонифейса (не наилучший источник, но это то, что изначально имелось). Он проверен и уточнен по книгам Иштвана Топерцера, книге Донг Ши Хынга "Combat in the Sky: Airpower and the Defense of North Vietnam, 1965-1973", вьетнамской книге памяти 2010 года издания, ряду других источников. Также все случаи проверены по американским источникам. Основные данные о северокорейских летчиках взяты из работы Джиюль Кима "North Korea in the Vietnam War".
  
   В список включены: пилоты истребительной авиации, погибшие при совершении боевых вылетов по любым причинам (включая летные происшествия), а также погибшие в учебно-тренировочных вылетах от боевого воздействия (противника или своих сил).
   В список НЕ включались: пилоты истребительной авиации, погибшие в небоевых происшествиях в ходе учебно-тренировочных вылетов, на земле, летчики бомбардировочной и транспортной авиации.
  
   Нужно заметить, что в принципе не известно ни одного летчика-истребителя, погибшего от ударов авиации США на земле.
  
   Также перечислены потери летчиков ВВС КНДР ("группа Z"), участвовавших в боевых действиях фактически с марта 1967 по февраль 1968 года. На Западе северокорейский эпизод Вьетнамской войны появился в историографическом поле только в начале 2000-х годов, хотя командование США еще в декабре 1966 года заявляло о первом предположительном воздушном бою с северокорейцами и о присутствии в ДРВ 25-50 северокорейских летчиков. Разумеется, вьетнамцы не учитывали их в своей статистике погибших.
  
   Советские летчики в боях не участвовали и боевых потерь не имели. Капитан Юрий Поярков погиб в 1971 году в учебном вылете.
  
  
   Потери летчиков по годам и типам самолетов согласно поименному списку:
  
   1965 - 7 погибших (все на МиГ-17)
   Ле Минь Хюан (4 апреля), Фам Зяй (4 апреля), Чан Нгуен Нам (4 апреля), Ле Чонг Лонг (17 июня), Нгуен Ван Лай (20 июня), Нгуен Кыонг (10 июля), Фан Тхань Ня (10 июля).
   1966 - 8 погибших (7 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
   МиГ-17: Нгуен Ши Хьенг (24 апреля), Чан Тан Дык (30 апреля), Чан Чьем (13 июля), Фам Тхань Тюнг (18 августа), Нгуен Ким Ту (22 августа), Нгуен Ван Бьен (29 сентября), Лыу Дык Ши (4 декабря).
   МиГ-21: Та Ван Тхань (14 июля).
   1967 - 31 погибший (26 на МиГ-17, 5 на МиГ-21), включая 8 северокорейцев
   МиГ-17: Ким Кван Ук (10 марта), Ву Хюи Лыонг (26 марта), Нгуен Ба Дить (1 мая), Ли Чхан Иль (1 мая), Пак Тон Джун (1 мая), Во Ван Ман (14 мая), Нгуен Тхе Хон (14 мая), Нгуен Ван Фи (19 мая), Фан Тхань Тай (19 мая), Чан Минь Фыонг (19 мая), Нго Дык Май (3 июня), Фан Тан Зуан (3 июня), Хоанг Ван Ки (5 июня), Чан Хюен (5 июня), Чыонг Ван Кунг (5 июня), Ли До Ин (21 июля), Ли Тон Су (21 июля), Чха Сун Хе (21 июля), Ха Бон (20 августа), Ле Ван Фонг (23 августа), Лим Чан Хван (30 сентября), Ким Кён У (18 октября), Чан Шам Ки (30 октября), Нгуен Хыу Тао (6 ноября), Нгуен Динь Фук (14 декабря), Нгуен Хонг Тхай (17 декабря).
   МиГ-21: Донг Ван Де (6 января), Чан Тхьен Лыонг (26 апреля), Нгием Динь Хьеу (20 мая), Буй Динь Кинь (10 августа), Чан Нгок Шиу (30 сентября).
   1968 - 4 погибших (2 на МиГ-17, 2 на МиГ-21), включая 1 северокорейца
   МиГ-17: Нгуен Фи Хунг (9 июля), Ле Ши Дьеп (29 июля).
   МиГ-21: Ха Ван Тюк (19 января), Ким Ки Хван (12 февраля).
   1969 - 1 погибший (на МиГ-21)
   Чан Ван Хоа (4 февраля).
   1970 - 2 погибших (оба на МиГ-21)
   Фам Динь Туан (28 января), Фам Тхань Нам (28 марта).
   1971 - 2 погибших (1 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
   МиГ-17: Лыонг Дык Чыонг (9 марта).
   МиГ-21: Нгуен Ван Кхань (18 декабря).
   1972 - 27 погибших (7 на МиГ-17, 6 на F-6/МиГ-19, 13 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
   МиГ-17: Хоанг Ить (6 марта), Нгуен Ван Бай (6 мая), До Ханг (10 мая), Ча Ван Кьем (10 мая), Нгуен Ван Дьен (23 мая), Ву Ван Данг (23 мая), Хоанг Тхе Тханг (11 июля).
   F-6 (МиГ-19): Ле Дык Оань (10 мая), Ле Ван Тыонг (10 мая), Фам Чонг Ван (2 июня), Нгуен Ван Фук (11 июня), Фам Нгок Там (27 июня), Нгуен Хунг Вьет (6 октября).
   МиГ-21: Нгуен Ван Нгай (10 мая), Као Шон Кхао (10 мая), Во Ши Зяп (11 мая), Нгуен Ван Лунг (31 мая), Данг Нгок Нгы (8 июля), Ву Ван Хоп (8 июля), Нгуен Нгок Хынг (8 июля), Нгуен Тхе Дык (18 июля), Нгуен Нгок Тхьен (10 августа), Нгуен Тханг Дыок (19 августа), Май Ван Тюэ (13 октября), Хоанг Там Хунг (28 декабря), Ву Суан Тхьеу (28 декабря).
   Пассажир на борту Ли-2: Ле Чонг Хюен (3 марта 1972).
   1973 - 3 погибших (все на МиГ-17)
   Хоанг Конг (8 января), Лыу Ким Нго (12 января), Нгуен Ван Хунг (19 января).
  
   ИТОГО за 1965-1973 годы - 85 погибших:
   53 пилота на МиГ-17
   6 пилотов на F-6/МиГ-19
   25 пилотов на МиГ-21
   1 пассажир на борту Ли-2
  
  
   По национальной принадлежности:
   - 76 северовьетнамцев (45 на МиГ-17, 6 на F-6/МиГ-19, 24 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
   - 9 северокорейцев (8 на МиГ-17, 1 на МиГ-21)
  
   Для оценки масштаба потерь нужно учесть, что к весне 1967 года ВВС ДРВ имели в своем составе 64 летчика-истребителя.
  
   Предполагается, что в доступных источниках приведены имена практически 100 процентов погибших летчиков ВВС ДРВ. С учетом выбранных критериев данный список должен быть более-менее полным по северовьетнамцам (не выяснен случай с самым первым погибшим пилотом МиГ-21, будто бы сбитым своими в тренировочном вылете). Есть некоторые проблемы с северокорейцами. Всего в ДРВ погибло 14 военнослужащих КНДР, из них 12 определяются как пилоты и 2 как технический состав. В список включены только 9 погибших. Для остальных трех невозможно установить обстоятельства смерти: эти потери произошли в дни, когда США не заявляли никаких сбитых МиГов, и могли быть результатом летных происшествий, "дружественного огня", ударов по аэродромам, или же они могли умереть от ран, полученных в боевых действиях в предыдущие дни.
  
   Собранная статистика хорошо укладывается в общую картину воздушной войны на Северным Вьетнамом.
   1965: боевое крещение неопытных северовьетнамских летчиков-истребителей, мало боевых вылетов и относительно много потерь (за весь год был фактически один результативный воздушный бой, - 4 апреля, - да и в нем потеряли больше самолетов и летчиков, чем противник).
   1966: рост боевого опыта, увеличение активности и улучшение результатов при сохранении прежнего уровня потерь.
   1967: значительная эскалация воздушной войны со стороны США и - впервые - решительная попытка ВВС ДРВ противодействовать этому, что соответствующим образом отразилось на количестве потерь.
   1968: снижение активности северовьетнамской авиации из-за нехватки самолетов и пилотов, сокращение (с апреля) и прекращение (с ноября) американских бомбардировок.
   1969-1971: пауза, единичные стычки, охота за беспилотными разведчиками. Наименее изученный период.
   1972: возобновление бомбардировок ДРВ и кульминация воздушной войны. Один день 10 мая унес почти столько же жизней северовьетнамских летчиков-истребителей, сколько весь 1965 или 1966 год.
   1973: конец бомбардировок.
  
   Воздушная война - это не только рыцарские схватки в небесной синеве, это и убийство людей людьми. Одержавших воздушные победы американских летчиков называли "убийцами МиГов". На гибели вражеских летчиков внимание не акцентировалось, и вьетнамские истории о том, что самолеты США будто бы расстреливали в воздухе некоторых катапультировавшихся пилотов, сомнительны (особенно когда расстрел произведен с F-4J, не имеющего встроенной авиапушки и не несшего подвесные пушечные контейнеры). Словами 1-го лейтенанта Карла Рихтера, пилота F-105, сбившего МиГ-17 До Хюи Хоанга 21 сентября 1966 года: "Странно, но в некотором смысле я был рад, что у него раскрылся парашют... Он пилот, как и я, конечно, летающий на стороне врага, но он летает на самолете, выполняя свою работу". Это было сказано в разгар войны, Рихтер погиб в 1967-м. Современный уровень источниковой базы позволяет во многих случаях точно определить имена, кто кого убивал, но это не имеет особого значения. Более интересно и показательно, в боях с какими типами вражеских самолетов погибали пилоты МиГов.
  
   В боях с F-4 "Фантом" II - 42 погибших (21 на МиГ-17, 4 на F-6/МиГ-19, 17 на МиГ-21)
   МиГ-17: Ле Чонг Лонг (17 июня 1965), Нгуен Кыонг (10 июля 1965), Фан Тхань Ня (10 июля 1965), Чан Чьем (13 июля 1966), Нгуен Ба Дить (1 мая 1967), Во Ван Ман (14 мая 1967), Нгуен Тхе Хон (14 мая 1967), Хоанг Ван Ки (5 июня 1967), Чан Хюен (5 июня 1967), Чыонг Ван Кунг (5 июня 1967), Чан Шам Ки (30 октября 1967), Нгуен Хыу Тао (6 ноября 1967), Нгуен Хонг Тхай (17 декабря 1967), Хоанг Ить (6 марта 1972), Нгуен Ван Бай (6 мая 1972), До Ханг (10 мая 1972), Ча Ван Кьем (10 мая 1972), Нгуен Ван Дьен (23 мая 1972), Ву Ван Данг (23 мая 1972), Хоанг Тхе Тханг (11 июля 1972), Лыу Ким Нго (12 января 1973).
   F-6/МиГ-19: Ле Дык Оань (10 мая 1972), Фам Чонг Ван (2 июня 1972), Нгуен Ван Фук (11 июня 1972), Нгуен Хунг Вьет (6 октября 1972).
   МиГ-21: Та Ван Тхань (14 июля 1966), Донг Ван Де (6 января 1967), Нгием Динь Хьеу (20 мая 1967), Ким Ки Хван (12 февраля 1968), Фам Тхань Нам (28 марта 1970), Нгуен Ван Нгай (10 мая 1972), Као Шон Кхао (10 мая 1972), Нгуен Ван Лунг (31 мая 1972), Данг Нгок Нгы (8 июля 1972), Ву Ван Хоп (8 июля 1972), Нгуен Нгок Хынг (8 июля 1972), Нгуен Тхе Дык (18 июля 1972), Нгуен Нгок Тхьен (10 августа 1972), Нгуен Тханг Дыок (19 августа 1972), Май Ван Тюэ (13 октября 1972), Хоанг Там Хунг (28 декабря 1972), Ву Суан Тхьеу (28 декабря 1972).
  
   В боях с F-8 "Крусейдер" - 10 погибших (все на МиГ-17)
   МиГ-17: Ли Чхан Иль ИЛИ Пак Тон Джун (1 мая 1967), Нгуен Ван Фи (19 мая 1967), Фан Тхань Тай (19 мая 1967), Чан Минь Фыонг (19 мая 1967), Ли До Ин (21 июля 1967), Ли Тон Су (21 июля 1967), Чха Сун Хе (21 июля 1967), Нгуен Динь Фук (14 декабря 1967), Нгуен Фи Хунг (9 июля 1968), Ле Ши Дьеп (29 июля 1968).
  
   В боях с F-105 "Тандерчиф" - 9 погибших (все на МиГ-17)
   МиГ-17: Фам Тхань Тюнг (18 августа 1966), Нгуен Ким Ту (22 августа 1966), Лыу Дык Ши (4 декабря 1966), Ким Кван Ук (10 марта 1967), Ву Хюи Лыонг (26 марта 1967), Нго Дык Май (3 июня 1967), Фан Тан Зуан (3 июня 1967), Ле Ван Фонг (23 августа 1967), Ким Кён У (18 октября 1967).
  
   В бою с A-1 "Скайрейдер" - 1 погибший
   МиГ-17: Нгуен Ван Лай (20 июня 1965).
  
   В бою с A-4 "Скайхок" - 1 погибший
   МиГ-17: Ли Чхан Иль ИЛИ Пак Тон Джун (1 мая 1967).
  
   От "дружественного огня" ВВС и ПВО ДРВ - 5 погибших (1 на МиГ-17, 3 на МиГ-21, 1 пассажир на борту Ли-2)
   МиГ-17: Ха Бон (20 августа 1967).
   МиГ-21: Чан Тхьен Лыонг (26 апреля 1967), Буй Динь Кинь (10 августа 1967), Нгуен Ван Кхань (18 декабря 1971).
   Пассажир на борту Ли-2: Ле Чонг Хюен (3 марта 1972).
  
   Неустановленные обстоятельства и небоевые потери - 17 погибших (10 на МиГ-17, 2 на F-6/МиГ-19, 5 на МиГ-21)
   МиГ-17: Ле Минь Хюан (4 апреля 1965), Фам Зяй (4 апреля 1965), Чан Нгуен Нам (4 апреля 1965), Нгуен Ши Хьенг (24 апреля 1966), Чан Тан Дык (30 апреля 1966), Нгуен Ван Бьен (29 сентября 1966), Лим Чан Хван (30 сентября 1967), Лыонг Дык Чыонг (9 марта 1971), Хоанг Конг (8 января 1973), Нгуен Ван Хунг (19 января 1973).
   F-6/МиГ-19: Ле Ван Тыонг (10 мая 1972), Фам Нгок Там (27 июня 1972).
   МиГ-21: Чан Нгок Шиу (30 сентября 1967), Ха Ван Тюк (19 января 1968), Чан Ван Хоа (4 февраля 1969), Фам Динь Туан (28 января 1970), Во Ши Зяп (11 мая 1972).
  
   Отдельно стоит выделить потери летчиков при перехвате беспилотных разведчиков. Из-за небольшого размера и малой скорости полета беспилотники Райан 147 "Файрби" (они же AQM-34 "Лайтнинг Баг") были не самой простой целью для реактивных истребителей, борьба с ними несла свои риски. Согласно Донг Ши Хынгу, в вылетах на перехват БПЛА погибли 5 северовьетнамских пилотов. Установлены следующие жертвы: Нгуен Ван Бьен (29 сентября 1966), Чан Ван Хоа (4 февраля 1969), Лыонг Дык Чыонг (9 марта 1971), Хоанг Конг (8 января 1973), Нгуен Ван Хунг (19 января 1973). Четверо погибли на МиГ-17 и один на МиГ-21. Иштван Топерцер называет еще одного летчика, погибшего в борьбе с беспилотниками в 1974 году - это требует уточнения.
  
  
  

Выживаемость при катапультировании

  
   А. Мальгин и М. Мальгин приводят статистику и потерянных самолетов, и погибших пилотов. Они никак ее не комментируют, а зря. "Прочтение" этой статистики дает довольно неожиданный результат, не зафиксированный и не рассматриваемый практически ни в каких исследованиях воздушной войны во Вьетнаме. Речь идет о выживаемости пилотов. Сухие цифры показывают, что в ВВС ДРВ выжили (успешно катапультировались) три четверти сбитых пилотов МиГ-21 и одна треть сбитых пилотов МиГ-17. К этому следует добавить информацию от Донг Ши Хынга, не столь поражающую, но тоже наводящую на размышления: процент успешных катапультирований. 90 процентов у пилотов МиГ-21 (почти все выживали) и 76 процентов у пилотов МиГ-17 (в процессе катапультирования погибал каждый четвертый).
  
   Установленные жертвы катапультирования - 22 пилота из общего числа 84 погибших на истребителях (26 процентов).
   По типам самолетов:
   МиГ-17 - 11 жертв катапультирования из 53 погибших (21 процент)
   Нгуен Кыонг (10 июля 1965), Нгуен Ким Ту (22 августа 1966), Фан Тхань Тай (19 мая 1967), Чыонг Ван Кунг (5 июня 1967), Ли Тон Су (21 июля 1967), Чан Шам Ки (30 октября 1967), Ле Ши Дьеп (29 июля 1968), До Ханг (10 мая 1972), Ву Ван Данг (23 мая 1972), Хоанг Тхе Тханг (11 июля 1972), Лыу Ким Нго (12 января 1973).
   F-6/МиГ-19 - 1 жертва катапультирования из 6 погибших (17 процентов)
   Ле Дык Оань (10 мая 1972).
   МиГ-21 - 10 жертв катапультирования из 25 погибших (40 процентов)
   Та Ван Тхань (14 июля 1966), Донг Ван Де (6 января 1967), Чан Тхьен Лыонг (26 апреля 1967), Нгием Динь Хьеу (20 мая 1967), Буй Динь Кинь (10 августа 1967), Ха Ван Тюк (19 января 1968), Ким Ки Хван (12 февраля 1968), Као Шон Кхао (10 мая 1972), Данг Нгок Нгы (8 июля 1972), Нгуен Тханг Дыок (19 августа 1972), Май Ван Тюэ (13 октября 1972).
  
   Кроме того, неясна ситуация с тремя летчиками:
   Фам Нгок Там (27 июня 1972, F-6/МиГ-19), Нгуен Тхе Дык (18 июля 1972, МиГ-21), Хоанг Там Хунг (28 декабря 1972, МиГ-21).
  
   Такой статистики недостаточно для того, чтобы делать какие-то серьезные выводы (необходим список успешно катапультировавшихся пилотов). Но видно, что необычно высокий процент погибших летчиков МиГ-21 приходится на катапультирование. И. Топерцер отмечает их высокую общую выживаемость: в 1966 году шестеро катапультировались успешно и один погиб, в 1968 году было потеряно восемь МиГ-21 и только один пилот. Вместе с тем имеем следующий факт: за первые три года применения МиГ-21 (1966-1968) из зафиксированных восьми погибших летчиков шесть смертей произошли во время катапультирования.
  
  
    []
  
  
   Имена летчиков приведены без диакритических знаков, учитывая технические ограничения artofwar.ru.
  
  
   4 апреля 1965 (3)
   Лейтенант Ле Минь Хюан (Le Minh Huan), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Лейтенант Фам Зяй (Pham Giay), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Младший лейтенант Чан Нгуен Нам (Tran Nguyen Nam), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват большой группы самолетов ВВС США, наносившей удар по мосту Хамжонг возле Тханьхоа. Сбито два F-105D (в том числе один Ле Минь Хюаном), потеряно при невыясненных обстоятельствах три МиГ-17 вместе с пилотами. Американцы претендовали лишь на одну предположительную победу F-100D (416-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Сами северовьетнамцы не сумели установить причины потерь; предполагалось, что два МиГа могли столкнуться в воздухе. Различные исследователи выдвигали логичную, но не имеющую фактического подтверждения гипотезу о возможности сбития МиГов "дружественным огнем".
   Ле Минь Хюану в 1995 году посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
  
  
   17 июня 1965 (1)
   Лейтенант Ле Чонг Лонг (Le Trong Long), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы ударных самолетов ВМС США, атаковавших мост Хамжонг и казармы в Ниньбинь. Погиб в бою с истребителями прикрытия F-4B (21-я истребительная эскадрилья ВМС США), официальная вьетнамская версия - столкнулся с горой во время маневрирования на малой высоте, американцами заявлено его сбитие. Ему записана одна победа в этом бою, не подтверждаемая американцами.
  
  
   20 июня 1965 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Ван Лай (Nguyen Van Lai), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы поршневых штурмовиков A-1H (25-я штурмовая эскадрилья ВМС США), летевших в район Дьенбьенфу для участия в поисково-спасательной операции. Погиб в бою над провинцией Тханьхоа, сбит огнем штурмовиков, официальная версия - столкнулся с горой во время маневрирования на малой высоте. Ему записана одна победа (или даже две), не подтверждаемая американцами.
  
  
   10 июля 1965 (2)
   Младший лейтенант Нгуен Кыонг (Nguyen Cuong), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Лейтенант Фан Тхань Ня (Phan Thanh Nha), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   Два МиГа попали в ловушку, устроенную звеном F-4C (45-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), которое прикрывало ударные самолеты во время налета на склад боеприпасов в Йенбае. "Фантомы" имитировали профиль полета ударных F-105. В бою над провинцией Виньфук погибли оба летчика, в том числе Нгуен Кыонг при неудачном катапультировании. Фану Тхань Ня записана одна победа, не подтверждаемая американцами.
  
  
   24 апреля 1966 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Ши Хьенг (Nguyen Si Hieng), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   По официальным данным, погиб в боевом вылете над провинцией Хоабинь. Обстоятельства смерти неизвестны. Американцы не зафиксировали никаких встреч своих самолетов с МиГами в этот день.
  
  
   30 апреля 1966 (1)
   Лейтенант Чан Тан Дык (Tran Tan Duc), 921-й истребительный полк, МиГ-17
   По официальным данным, столкнулся с горой, преследуя на малой высоте F-105 в провинции Нгиало к северо-западу от Ханоя во время боя с группой "Фантомов" и "Тандерчифов".
   Американскими данными это совершенно не подтверждается. 30 апреля у F-105 не было встреч с МиГами, у F-4C (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) произошел бой с группой МиГ-17. Версии сторон очень сильно расходятся. Накануне, 29 апреля, американцы заявили о двух сбитых МиГах, в том числе один "сбит маневром" (разбился, уклоняясь от атаки), северовьетнамцы подтвердили только один сбитый самолет; 30 апреля северовьетнамцы подтвердили две потери, включая один разбившийся, американцы заявили только одну победу. Складывается впечатление, что Чан Тан Дык погиб в бою 29 апреля. Объяснения этой ситуации не найдено, причем известны некоторые другие случаи, когда стороны указывают разные даты одной и той же потери.
  
  
   13 июля 1966 (1)
   Лейтенант Чан Чьем (Tran Triem), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВМС США, наносивших удар по совмещенному мосту Кочай южнее Ханоя. Сбит над провинцией Хынгйен в бою с F-4B (161-я истребительная эскадрилья ВМС США) группы прикрытия. Первый погибший летчик из 923-го истребительного полка, к моменту смерти имел одну воздушную победу. Также есть информация, что он уже был сбит 26 апреля 1966 года, причем предполагается, что огнем северовьетнамской ПВО. Похоже, что его полное имя - Чан Ван Чьем.
  
  
   14 июля 1966 (1)
   Младший лейтенант Та Ван Тхань (Ta Van Thanh), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Сразу после взлета с аэродрома Нойбай возле Ханоя пара МиГов вступила в бой с F-105 "Диких ласок" (группа борьбы с ЗРК), а затем с F-4C (480-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) группы прикрытия. Та Ван Тхань был сбит "Фантомом" и катапультировался, но погиб в процессе катапультирования над провинцией Тхайнгуен. Первая подтвержденная боевая потеря пилота МиГ-21.
  
  
   18 августа 1966 (1)
   Старший лейтенант Фам Тхань Тюнг (Pham Thanh Chung), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВВС США, наносивших удар по нефтехранилищу севернее Ханоя. МиГи атаковали группу "Диких ласок", Фам Тхань Тюнг был сбит F-105D (34-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Виньфук. Первый летчик, погибший в бою с "Тандерчифами". Имел на своем счету одну воздушную победу.
  
  
   22 августа 1966 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Ким Ту (Nguyen Kim Tu), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США севернее Ханоя. МиГ был поврежден в бою с F-105D (388-е тактическое истребительное крыло ВВС США), летчик погиб при катапультировании на слишком малой высоте над провинцией Виньфук.
   С американской стороны отмечается лишь ведение пушечного огня по МиГам, не зафиксированы ни сбитие, ни даже повреждение МиГа в этом бою.
  
  
   29 сентября 1966 (1)
   Старший лейтенант Нгуен Ван Бьен (Nguyen Van Bien), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Погиб в боевом вылете над провинцией Футхо. Его определенно не сбивали американцы, с их стороны не зафиксировано никаких встреч с МиГ-17 в дни 28-30 сентября. Также есть информация из другого источника, что 29 сентября Нгуен Ван Бьен сбил беспилотный разведчик, и в таком случае становится понятно, что он погиб в результате несчастного случая при перехвате или был сбит своей ПВО. К этому времени на его счету уже была одна воздушная победа.
  
  
   4 декабря 1966 (1)
   Младший лейтенант Лыу Дык Ши (Luu Duc Si), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват большой группы самолетов ВВС США, наносивших удар по железнодорожной станции Йенвьен в нескольких километрах севернее Ханоя. Сбит и погиб в бою с F-105D (469-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Бакнинь.
  
  
   6 января 1967 (1)
   Лейтенант Донг Ван Де (Dong Van De), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Звено МиГов попало в ловушку, устроенную северо-западнее Ханоя парой F-4C (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), использовавших полетный профиль разведчиков погоды. Сбит и погиб при катапультировании над провинцией Футхо.
  
  
   10 марта 1967 (1)
   Ким Кван Ук, группа Z, МиГ-17
   Перехват большой группы самолетов ВВС США во время первого налета на металлургический комбинат Тхайнгуен, один из важнейших промышленных объектов в Северном Вьетнаме. Сбит в бою с F-105D (354-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) из звена подавления ПВО. Это был первый погибший во Вьетнаме северокорейский пилот.
  
  
   26 марта 1967 (1)
   Младший лейтенант Ву Хюи Лыонг (Vu Huy Luong), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы ударных самолетов ВВС США в районе аэродрома Хоалак. В завязавшемся бою Ву Хюи Лыонг одержал одну победу над F-4, затем его самолет был поврежден пушечным огнем с F-105D и разбился (по официальной версии, он выполнил слишком резкий маневр после повреждения и потерял скорость) в провинции Хатэй. Его сбил командир 355-го тактического истребительного крыла ВВС США полковник Роберт Скотт.
  
  
   26 апреля 1967 (1)
   Лейтенант Чан Тхьен Лыонг (Tran Thien Luong), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват ударной группы самолетов ВВС США возле Ханоя, в районе Фыкйена. Обстоятельства гибели окутаны туманом. Произошла встреча с "Фантомами" прикрытия, и одному экипажу F-4C (389-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) был засчитан сбитый МиГ-21, хотя никто из американцев не видел попадания ракеты AIM-7 в самолет, но он якобы "не мог увернуться от нее" - очень слабое обоснование заявки. С вьетнамской стороны несколькими источниками сообщается, что он был сбит "дружественным огнем" в провинции Виньфук, причем даже не с земли, а каким-то образом истребителем МиГ-17. Чан Тхьен Лыонг катапультировался на высоте 100 метров, его парашют не успел раскрыться.
  
  
   1 мая 1967 (3)
   Младший лейтенант Нгуен Ба Дить (Nguyen Ba Dich), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Капитан Ли Чхан Иль, группа Z, МиГ-17
   Старший капитан (?) Пак Тон Джун, группа Z, МиГ-17
   В двух воздушных боях 1 мая было потеряно три МиГ-17 вместе с летчиками.
   Первый бой состоялся южнее Хоабиня, где МиГи сражались с F-4C (390-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), прикрывавшими группу F-105. Нгуен Ба Дить одержал одну победу над "Фантомом" (потеря не подтверждается американской стороной), но затем погиб, причем он не был сбит, а разбился, пытаясь уйти от выпущенной по нему ракеты AIM-7. До этого он имел две воздушные победы.
   Второй бой произошел, когда северокорейские летчики взлетели на отражение крупного налета палубной авиации на аэродром Кеп. Здесь два самолета были сбиты F-8E (211-я истребительная эскадрилья ВМС США) и A-4C (76-я штурмовая эскадрилья ВМС США). Победа штурмовика "Скайхок" из звена подавления ПВО является уникальной в истории Вьетнамской войны, МиГ был сбит 127-мм неуправляемыми ракетами "Зуни".
   Донг Ши Хынг указывает звание Пак Тон Джуна как "старший капитан", однако неясно, существовало ли такое звание.
  
  
   14 мая 1967 (2)
   Старший лейтенант Во Ван Ман (Vo Van Man), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Лейтенант Нгуен Тхе Хон (Nguyen The Hon), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы ударных самолетов ВВС США, атаковавших военную базу Хадонг в районе Ханоя. Над провинцией Хоабинь в бою с F-4C (480-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), прикрывавшими ударную группу, погибли два летчика. Оба перед смертью сообщили по радио, что сбили по одному "Фантому" (потери не подтверждаются американской стороной), причем для Во Ван Мана это была пятая победа, так что в момент смерти он уже имел формальный статус аса; в 2000 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил. Нгуен Тхе Хон одержал третью победу.
   В этом бою американцы впервые сбили МиГи с применением пушечного вооружения "Фантомов" - подвесных контейнеров SUU-16.
  
  
   19 мая 1967 (3)
   Младший лейтенант Нгуен Ван Фи (Nguyen Van Phi), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Лейтенант Фан Тхань Тай (Phan Thanh Tai), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Старший лейтенант Чан Минь Фыонг (Tran Minh Phuong), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват большой группы палубных самолетов во время первого налета ВМС США непосредственно на Ханой. В день рождения Хо Ши Мина северовьетнамские ракетчики и летчики сделали все возможное, чтобы отразить удар по нескольким целям в городе и его окрестностях. В боях с F-8C и F-8E (группа подавления ПВО из 24-й истребительной эскадрильи и группа прикрытия из 211-й истребительной эскадрильи ВМС США) над провинцией Хатэй погибли три летчика. В частности, Фан Тхай Таю засчитали сбитый "Фантом", что трудно проверить (было потеряно два F-4, официальная причина потери для обоих - зенитные ракеты), однако он погиб при катапультировании; для него это была вторая победа. Нгуен Ван Фи имел на своем счету одну победу.
  
  
   20 мая 1967 (1)
   Младший лейтенант Нгием Динь Хьеу (Nghiem Dinh Hieu), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват самолетов ВВС США, наносившей удар по авторемонтной мастерской Киньно. МиГи не успели перехватить ударную группу и атаковали над горным хребтом Тамдао севернее Ханоя последние уходящие от цели самолеты из группы борьбы с ЗРК, но были сами атакованы истребителями прикрытия F-4C (389-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Нгием Динь Хьеу был сбит над провинцией Баккан и умер от травм, полученных при катапультировании. По-видимому, ему засчитали один сбитый "Фантом", что не подтверждается американской стороной.
  
  
   3 июня 1967 (2)
   Старший лейтенант Нго Дык Май (Ngo Duc Mai), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Младший лейтенант Фан Тан Зуан (Phan Tan Duan), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США, совершавшей налет на совмещенный мост Бакзянг и расположенное рядом железнодорожное депо. В бою с ударными самолетами F-105D (13-я и 469-я тактические истребительные эскадрильи ВВС США) два летчика были сбиты и погибли. Нго Дык Май имел три воздушные победы, в 1995 году ему посмертно присвоено звание Героя Народных вооруженных сил.
   Есть неясность со званиями погибших. В книгах памяти они указаны как старший лейтенант и младший лейтенант, однако по данным Донг Ши Хынга они были капитаном и старшим лейтенантом соответственно.
  
  
   5 июня 1967 (3)
   Лейтенант Хоанг Ван Ки (Hoang Van Ky), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Капитан Чан Хюен (Tran Huyen), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Младший лейтенант Чыонг Ван Кунг (Truong Van Cung), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США, наносившей удар по сортировочной станции Тхайнгуен. В хаотичном воздушном бою три летчика были сбиты F-4C и F-4D (480-я и 555-я тактические истребительные эскадрильи ВВС США) и погибли, причем Чыонг Ван Кунг погиб при катапультировании. Так была одержана первая воздушная победа новой модификации "Фантома" F-4D. Хоанг Ван Ки был почти асом с 4 победами на счету, в 2000 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил. Чан Хюен имел две воздушные победы.
  
  
   21 июля 1967 (3)
   Майор Ли До Ин, группа Z, МиГ-17
   Майор Ли Тон Су, группа Z, МиГ-17
   Капитан Чха Сун Хе, группа Z, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВМС США, наносивших удар по нефтехранилищу Таса северо-западнее Ханоя. Вступили в бой с истребителями прикрытия F-8C и F-8E (24-я и 211-я истребительные эскадрильи ВМС США), три летчика были сбиты и погибли. В частности, Ли Тон Су погиб при катапультировании. Ему была засчитана победа над F-105, явно в результате неверного опознавания самолетов противника (по американским данным, два "Крусейдера" получили в этом бою повреждения).
   Датой смерти Чха Сун Хе указывается 21 апреля, когда американцы не претендовали ни на какие победы. Вероятно, это ошибка; Донг Ши Хынг пишет о том, что он погиб именно в бою 21 июля.
  
  
   10 августа 1967 (1)
   Капитан Буй Динь Кинь (Bui Dinh Kinh), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват большой группы самолетов ВМС США, наносившей удар по перевалочному пункту Фули. Перехват не состоялся, вместо этого МиГи сами были неожиданно атакованы истребителями прикрытия. Буй Динь Кинь был сбит F-4B (142-я истребительная эскадрилья ВМС США) и "погиб при катапультировании" над провинцией Хоабинь. По данным И. Топерцера, при спуске на парашюте он был расстрелян местным ополчением, принявшим его за американца. Имел на своем счету две воздушные победы.
  
  
   20 августа 1967 (1)
   Лейтенант Ха Бон (Ha Bon), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВВС США, наносившей удар по складу Хазя. Из-за нескоординированных действий истребителей и ракетчиков МиГ был сбит "дружественным огнем" зенитно-ракетного комплекса СА-75М и упал в общине Фулинь севернее Ханоя. Сбитие произошло на глазах командира 8-го тактического истребительного крыла полковника Робина Олдса. Ха Бон имел на своем счету одну воздушную победу. По-видимому, его полное имя - Ха Динь Бон.
  
  
   23 августа 1967 (1)
   Младший лейтенант Ле Ван Фонг (Le Van Phong), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США, бомбивших железнодорожную станцию Йенвьен. Этот бой был удачен для МиГ-21, заставших врасплох "Фантомы" прикрытия, но не для звена МиГ-17. Ле Ван Фонг одержал победу над F-4 (не подтверждается американскими данными), затем он был сбит пушечным огнем F-105D (34-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) и погиб; по вьетнамской версии, его сбили ракетой. Примечательно, что самолет упал в той же самой общине Фулинь, что и МиГ, потерянный 20 августа, и свидетелем этого снова стал Робин Олдс.
  
  
   30 сентября 1967 (2)
   Старший лейтенант (?) Чан Нгок Шиу / Сиу (Tran Ngoc Siu / Xiu), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Лим Чан Хван, группа Z, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США, наносивших удар по аэродрому Кеп и железнодорожному мосту Дапкау, над провинцией Бакзянг совместно с северокорейцами. Чан Нгок Шиу погиб в воздушном бою с F-4 и F-105 (8-е и 355-е тактические истребительные крылья ВВС США) при невыясненных обстоятельствах - ведомый не видел, что произошло, американцы не претендуют на сбитие МиГов в этот день. По данным И. Топерцера, он был сбит "дружественным огнем" зенитно-ракетного комплекса СА-75М. Летчик имел на своем счету две воздушные победы. В целом ситуация с этим летчиком печальна: неизвестна причина его смерти, неизвестно его звание (в разных источниках указывается лейтенант, старший лейтенант и капитан), неизвестно точное написание его имени, но известно, что на его надгробии имя написано неправильно.
   Вероятно, в этом же бою погиб северокореец Лим Чан Хван - обстоятельства его смерти тоже неизвестны. И. Топерцер предполагает, что и он был сбит "дружественным огнем". У него этот летчик фигурирует как "Lim Dang An".
  
  
   18 октября 1967 (1)
   Ким Кён У, группа Z, МиГ-17
   Перехват группы самолетов ВВС США, наносивших удар по железнодорожному мосту Дайлой на реке Кало севернее Ханоя. В ходе боя сбит огнем F-105D (333-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) и погиб.
  
  
   30 октября 1967 (1)
   Младший лейтенант Чан Шам Ки (Tran Sam Ky), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Взлет с аэродрома Кеп для спасения самолетов во время американского налета на аэродром. К северо-западу от Хайфона звено МиГов встретилось с патрулем палубных "Фантомов", Чан Шам Ки был сбит F-4B (142-я истребительная эскадрилья ВМС США) и погиб при катапультировании над провинцией Бакзянг.
  
  
   6 ноября 1967 (1)
   Старший лейтенант (лейтенант?) Нгуен Хыу Тао (Nguyen Huu Tao), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват ударной группы самолетов ВВС США во время налета на аэродром и железнодорожную станцию Кеп. Догоняя отбомбившиеся самолеты, МиГи были атакованы истребителями прикрытия, и Нгуен Хыу Тао погиб от пушечного огня F-4D (435-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Бакзянг. Он имел одну воздушную победу.
  
  
   14 декабря 1967 (1)
   Лейтенант Нгуен Динь Фук (Nguyen Dinh Phuc), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВМС США в районе Хайфона. Сбит истребителем прикрытия F-8E (162-я истребительная эскадрилья ВМС США) над провинцией Хынгйен и упал, по-видимому, в провинции Хайзыонг. Оценка американцев: "Этот пилот МиГа был тигром". Имел как минимум одну воздушную победу.
  
  
   17 декабря 1967 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Хонг Тхай (Nguyen Hong Thai), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВВС США, наносивших удар по аэродрому Фыкйен. МиГи атаковали звено истребителей прикрытия. Сбит и погиб в бою с F-4D (13-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Хатэй, одна из немногих побед при помощи малоэффективной ракеты AIM-4.
  
  
   19 января 1968 (1)
   Старший лейтенант Ха Ван Тюк (Ha Van Chuc), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   По вьетнамским данным, умер в госпитале от травм, полученных 14 января в воздушном бою. Есть утверждение, что он катапультировался, но также возможно, что он вернулся на аэродром на поврежденном самолете. В том бою он сбил один F-105D (потеря подтверждается американцами), это была его вторая победа. В 1995 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил. С американской стороны не известно никаких заявок за 14 января на сбитые или подбитые МиГи. "Тандерчиф" был сбит истребителем МиГ-21 во время налета на аэродром Йенбай, при этом один американский летчик открывал пушечный огонь по противнику, но не видел попаданий.
  
  
   12 февраля 1968 (1)
   Ким Ки Хван, группа Z, МиГ-21
   Вылет на перехват группы самолетов ВВС США, которые уже успели отбомбиться по железнодорожной станции Каонунг. Сбит в бою с F-4D (435-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Перед смертью сообщил о сбитии одного "Фантома" (потеря не подтверждается американцами). Погиб при катапультировании, хотя американские летчики катапультирования не наблюдали. Это последний известный случай участия северокорейцев в воздушных боях.
  
  
   9 июля 1968 (1)
   Лейтенант Нгуен Фи Хунг (Nguyen Phi Hung), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Попытка атаковать из засады разведывательный "Крусейдер" ВМС США в районе Виня. Сбит истребителем прикрытия F-8E (191-я истребительная эскадрилья ВМС США) над провинцией Хатинь. Ему засчитали в этом бою пятую победу, то есть перед смертью он официально стал асом, но американцы не подтверждают никаких потерь. Он был одним из самых опытных летчиков полка. В 1994 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
  
  
   29 июля 1968 (1)
   Младший лейтенант (лейтенант?) Ле Ши Дьеп (Le Si Diep), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват истребительного патруля ВМС США над провинцией Нгеан. Был сбит истребителем F-8E (53-я истребительная эскадрилья ВМС США) и погиб при катапультировании. Имел одну воздушную победу.
  
  
   4 февраля 1969 (1)
   Младший лейтенант Чан Ван Хоа (Tran Van Hoa), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Перехват беспилотного разведчика над провинцией Тхайбинь юго-западнее Хайфона. Летчику засчитана победа над беспилотником AQM-34 (не подтверждается американцами; по их данным, дрон благополучно пережил как минимум три пуска ракет по нему), в ходе этого вылета он погиб при неясных обстоятельствах. Встречается ошибочный вариант имени - Нгуен Ван Хоа.
  
  
   28 января 1970 (1)
   Младший лейтенант Фам Динь Туан (Pham Dinh Tuan), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Перехват авиагруппы ВВС США, проводившей поисково-спасательную операцию в районе перевала Музя на северовьетнамско-лаосской границе, где был сбит самолет F-105G. При неясных обстоятельствах столкнулся с горой, передав последнее сообщение, что "выполняет контратаку". Ему засчитали сбитый F-4 (с американской стороны не найдено упоминаний воздушного боя с МиГом в тот день, и потерь F-4 также не было). Он числился пропавшим без вести, его останки были, как утверждается, найдены в 2007 году при помощи экстрасенса, а другой источник сообщает, что обломки самолета нашли на горе в 2011 году.
  
  
   28 марта 1970 (1)
   Младший лейтенант (лейтенант?) Фам Тхань Нам (Pham Thanh Nam), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Перехват группы истребителей ВМС США. Начав бой в неудачных условиях, был сбит F-4J (142-я истребительная эскадрилья ВМС США) и погиб над провинцией Ниньбинь. Это была первая воздушная победа выпускников школы подготовки летчиков-истребителей "Топ Ган". Имел на своем счету одну победу над беспилотником.
  
  
   9 марта 1971 (1)
   Младший лейтенант Лыонг Дык Чыонг (Luong Duc Truong), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват разведывательного беспилотника. После его сбития потерпел катастрофу по неизвестной причине в провинции Хонггай.
  
  
   18 декабря 1971 (1)
   Лейтенант Нгуен Ван Кхань (Nguyen Van Khanh), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват самолетов ВВС США, уходящих в сторону Лаоса. Сбит "дружественным огнем" зенитно-ракетного комплекса СА-75М и погиб над провинцией Тхайнгуен.
  
  
   3 марта 1972 (1)
   Майор Ле Чонг Хюен (Le Trong Huyen), 921-й истребительный полк
   Погиб в самом тяжелом случае "дружественного огня" в истории ВВС ДРВ. Вместе с группой офицеров и техников 921-го полка находился на борту транспортного самолета Ли-2, по ошибке сбитого зенитно-ракетным комплексом СА-75М при заходе на посадку в Вине. Имел на своем счету 4 воздушные победы, в 2000 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
  
  
   6 марта 1972 (1)
   Лейтенант Хоанг Ить (Hoang Ich), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на поиск самолетов ВМС США. Вступил в бой с патрулем "Фантомов", оторвался от своего ведущего, был сбит F-4B (111-я истребительная эскадрилья ВМС США) и погиб над провинцией Нгеан. Ему засчитали в этом бою одну победу, не подтверждаемую американской стороной.
  
  
   6 мая 1972 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Ван Бай (Nguyen Van Bay), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват группы ударных самолетов ВМС США во время налета на аэродром Байтхыонг. Нгуен Ван Бай зашел в хвост бомбардировщику A-6, и, вероятно, настолько сконцентрировался на его преследовании, что не заметил атакующий F-4B (51-я истребительная эскадрилья ВМС США), сбивший его над провинцией Тханьхоа.
   Пилот был полным тезкой одного из самых известных асов ВВС ДРВ, и вьетнамцы называли его Нгуен Ван Бай (Б). Он прославился участием в налете на американские корабли 19 апреля и стал первым погибшим северовьетнамским летчиком после возобновления бомбардировок Северного Вьетнама. В 1994 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
  
  
   10 мая 1972 (6)
   Младший лейтенант Нгуен Ван Нгай (Nguyen Van Ngai), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Лейтенант (младший лейтенант?) Као Шон Кхао (Cao Son Khao), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Младший лейтенант Ле Дык Оань (Le Duc Oanh), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Младший лейтенант Ле Ван Тыонг (Le Van Tuong), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Младший лейтенант До Ханг (Do Hang), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Младший лейтенант Ча Ван Кьем (Tra Van Kiem), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   "Самый длинный день" воздушных боев над Северным Вьетнамом, рекордный по большинству показателей. Погибли 6 пилотов (для сравнения, потери летного состава США в этот день составили 3 летчика убитыми и 2 пленными, один из которых скончался).
   Нгуен Ван Нгай был ведомым в паре. Сразу после взлета с аэродрома Кеп МиГи были замечены и атакованы истребителями F-4J (92-я истребительная эскадрилья ВМС США), поразившими его самолет на высоте порядка 150-200 метров, и летчик не успел катапультироваться.
   Као Шон Кхао был ведомым в паре, вылетевшей на перехват приближавшейся к Ханою группы самолетов ВВС США с целью отвлечения их внимания от основной атакующей группы МиГов. Сбит F-4D (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) ракетой на встречных курсах, погиб при катапультировании над провинцией Йенбай. На основании показаний гражданских очевидцев ему был засчитан сбитый F-4, что не подтверждается американской стороной.
   Ле Дык Оань находился в составе группы F-6 (экспортное обозначение китайских J-6, являвшихся копиями советских МиГ-19; СССР не поставлял Северному Вьетнаму МиГ-19), перехватившей шедшие к Ханою самолеты ВВС США. Сбит в бою с F-4D (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), летчик погиб при катапультировании над провинцией Йенбай. Американцы ошибочно опознали сбитый самолет как МиГ-21.
   Ле Ван Тыонг участвовал в бою с F-4E и сбил одного противника, что подтверждается американцами. При заходе на посадку в Йенбае у него закончилось топливо, он все равно попытался сесть, но не справился с управлением из-за слишком высокой посадочной скорости и потерпел катастрофу.
   До Ханг и Ча Ван Кьем в составе звена вылетели на перехват самолетов ВМС США. Для северовьетнамцев этот вылет оказался катастрофическим, из четырех МиГов уцелел один. До Ханг и Ча Ван Кьем были сбиты F-4J (96-я истребительная эскадрилья ВМС США) над провинцией Хайзыонг и погибли. Ситуация с До Хангом неясна: он катапультировался и получил травмы при приземлении, но умер то ли в этот же день, то ли 20 мая. По вьетнамским данным, он был ранен пушечным огнем с американского истребителя (F-4J не имели встроенной авиапушки и не несли подвесные пушечные контейнеры). Для Ча Ван Кьема это был первый боевой вылет. Американцы были впечатлены его агрессивностью и посчитали легендарным "полковником Томбом".
  
  
   11 мая 1972 (1)
   Лейтенант Во Ши Зяп (Vo Sy Giap), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Умер в госпитале от ран, полученных 8 мая. В тот день пара МиГ-21 вылетела для отвлечения внимания американцев от звена F-6, выполнявших основной перехват. В бою с патрулем F-4D (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) самолет Во Ши Зяпа был, по-видимому, поврежден ракетой. При возвращении на аэродром летчик доложил, что у него быстро заканчивается топливо. Он отказался от катапультирования и попытался совершить аварийную посадку на поле в провинции Виньфук, но увидел перед собой школу и разбился, пытаясь отвести самолет от нее.
  
  
   23 мая 1972 (2)
   Лейтенант Ву Ван Данг (Vu Van Dang), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Младший лейтенант Нгуен Ван Дьен (Nguyen Van Dien), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Вылет на перехват группы самолетов ВМС США, направлявшейся для нанесения удара по нефтехранилищу северо-восточнее Хайфона. Четверка МиГов вступила в бой с парой F-4B (161-я истребительная эскадрилья ВМС США), находившихся на патрулировании, и потеряла два самолета с пилотами над провинцией Бакзянг. По американским данным, оба были сбиты, по северовьетнамским - Нгуен Ван Дьен не был сбит, а свалился в штопор, преследуя американца, и разбился. Ву Ван Данг погиб при катапультировании. Заявлено, что оба погибших летчика успели сбить по "Фантому", то есть оба участвовавших в бою F-4 (американская сторона не подтверждает эти потери).
  
  
   31 мая 1972 (1)
   Лейтенант Нгуен Ван Лунг (Nguyen Van Lung), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на поиск американских самолетов, наносивших удар по целям в районе Кепа. Сбит на встречных курсах при сближении с F-4D (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) из группы прикрытия над провинцией Бакзянг. Первый погибший летчик 927-го полка, имел на счету одну победу над беспилотником.
  
  
   2 июня 1972 (1)
   Старший лейтенант Фам Чонг Ван (Pham Trong Van), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Вылет на прикрытие трансформаторной подстанции. Описания боя с обеих сторон сильно расходятся (в частности, вьетнамцы утверждают, что МиГи были внезапно атакованы "Фантомами", в американской версии все наоборот), совпадает лишь результат - один МиГ был сбит F-4E (58-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) возле аэродрома Кеп. Считается, что это первая в истории авиации воздушная победа, одержанная пушечным огнем на сверхзвуковой скорости.
   И. Топерцер утверждает, что самолет был по ошибке сбит дружественной зенитной ракетой. Также во вьетнамских источниках по-разному пишется имя пилота - Фам Чонг Ван и Фан Чонг Ван. Он имел на своем счету одну воздушную победу.
  
  
   11 июня 1972 (1)
   Младший лейтенант (или лейтенант) Нгуен Ван Фук (Nguyen Van Phuc), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Вылет на отражение налета ВМС США на электростанцию и казармы в Намдине. Атакован и сбит истребителями прикрытия F-4B (51-я истребительная эскадрилья ВМС США) к югу от Ханоя над провинцией Хатэй. Американцы ошибочно опознали северовьетнамские самолеты в этом бою как МиГ-17. Погибший летчик имел на счету одну воздушную победу.
  
  
   27 июня 1972 (1)
   Лейтенант Фам Нгок Там (Pham Ngoc Tam), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Ведущий звена, вылетевшего на патрулирование. Погиб при неясных обстоятельствах, возвращаясь на аэродром Зялам. Вьетнамские источники сообщают, что звено обнаружило "Фантомы". Далее версии расходятся. Фам Нгок Там то ли был сбит и не смог катапультироваться (И. Топерцер), то ли потерял скорость из-за неудачного маневра и погиб при катапультировании на слишком малой высоте (два вьетнамских источника). Американским летчикам 27 июня не было засчитано никаких побед. Фам Нгок Там имел на своем счету одну воздушную победу и был один раз сбит 18 мая 1972 года.
   Неопределенный характер этой потери подчеркивается ее неупоминанием в книге Донг Ши Хынга "Combat in the Sky". Автор с гордостью подчеркивает успех ВВС ДРВ в тот день (заявлено 5 сбитых "Фантомов" без каких-либо потерь), а вылет звена Фам Нгок Тама описывает лаконично и создает впечатление у читателя, что оно без проблем вернулось на аэродром... так что смерть одного летчика не омрачила триумф.
  
  
   8 июля 1972 (3)
   Капитан Данг Нгок Нгы (Dang Ngoc Ngu), 921-й истребительный полк, МиГ-21
   Младший лейтенант Ву Ван Хоп (Vu Van Hop), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Лейтенант Нгуен Нгок Хынг (Nguyen Ngoc Hung), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Три летчика погибли в двух разных боях, действуя за пределами зон ПВО.
   Данг Нгок Нгы был одним из самых опытных пилотов ВВС ДРВ с 7 воздушными победами, включая 3 над беспилотниками. Вылетел ведущим пары на перехват американской группы постановки помех, встретил истребители прикрытия над провинцией Хоабинь и был сбит F-4E (4-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Впоследствии высказана версия, что пилот успел катапультироваться, но его парашют не раскрылся. Ранее он уже катапультировался из сбитого самолета 22 мая 1967 года. В 1973 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
   Нгуен Нгок Хынг и Ву Ван Хоп вылетели вдвоем на поиск противника. Из-за проблем с обнаружением американских самолетов радаром вследствие помех их наводили почти вслепую. Они создали угрозу для самолета ДРЛО EC-121 (о чем сами вряд ли догадывались), но были сбиты одним F-4E (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) и погибли над провинцией Хоабинь - экипаж Ритчи/Дебельвью стал на два шага ближе к статусу асов. Оба сбитых летчика имели на своем счету по одной воздушной победе.
  
  
   11 июля 1972 (1)
   Младший лейтенант Хоанг Тхе Тханг (Hoang The Thang), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Тренировочный полет в составе пары возле аэродрома Кеп. Обнаружили вражеские самолеты и атаковали их. Обоим северовьетнамским летчикам было записано по одной победе над "Фантомами" (в реальности они сбили только один F-4J из 103-й истребительной эскадрильи ВМС США, последняя победа МиГ-17 во Вьетнамской войне), и Хоанг Тхе Тханг якобы был сбит "Фантомом", травмирован при катапультировании и скончался. Американцы не заявляли никаких побед в тот день, так что потеря произошла по какой-то другой причине.
   Утверждение о том, что по американским данным этот бой и потеря "Фантома" 103-й эскадрильи произошли 10 июля, является ошибочным. Уточнение по разным источникам (включая газеты того времени и свидетельство сбитого пилота) показывает, что самолет однозначно был потерян 11 июля, и расхождения в датах между американской и вьетнамской версиями нет.
  
  
   18 июля 1972 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Тхе Дык (Nguyen The Duc), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват самолетов ВВС США. Севернее Ханоя возле аэродрома Нойбай/Фыкйен атакован и сбит F-4D (13-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) из группы прикрытия. По разным версиям, летчик или не катапультировался, или катапультировался и погиб, приземлившись на дерево.
  
  
   10 августа 1972 (1)
   Лейтенант Нгуен Нгок Тхьен (Nguyen Ngoc Thien), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Одиночный вылет на перехват бомбардировщиков B-52, причем наносивших удар не в Северном Вьетнаме, а в Куангчи (Южный Вьетнам). По вьетнамской версии, он отогнал бомбардировщики. При возвращении на аэродром в вечерней темноте был перехвачен и сбит одиночным F-4J (103-я истребительная эскадрилья ВМС США) над провинцией Тханьхоа.
  
  
   19 августа 1972 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Тханг Дыок (Nguyen Thang Duoc), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Вылет на перехват самолетов ВВС США. В бою с истребителями прикрытия группы, сбрасывавшей дипольные отражатели, был сбит F-4E (4-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США) над провинцией Бакзянг. Пилот катапультировался, но приземлился на дерево и позднее скончался от полученных травм. Точная дата смерти неясна, разные источники указывают 19, 20 и 21 августа.
  
  
   6 октября 1972 (1)
   Младший лейтенант Нгуен Хунг Вьет (Nguyen Hung Viet), 925-й истребительный полк, F-6 (МиГ-19)
   Перехват группы "Диких ласок" ВВС США. В бою на малой высоте, преследуя "Фантом", пилот потерял бдительность и самолет столкнулся с горой в провинции Тхайнгуен. Победа маневром была разделена двумя экипажами F-4E (34-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США).
   Это был последний воздушный бой с участием МиГ-19 во Вьетнамской войне.
  
  
   13 октября 1972 (1)
   Младший лейтенант Май Ван Тюэ (Mai Van Tue), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Пятница, 13-е. Вылет на перехват самолетов ВВС США. Встреча с группой прикрытия в районе аэродрома Кеп. При сближении с противником был сбит ракетами с F-4D (13-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Американцы наблюдали катапультирование летчика, однако он погиб. Это была пятая победа для оператора вооружения капитана Дж. Фейнштейна, ставшего последним американским асом войны.
  
  
   28 декабря 1972 (2)
   Лейтенант Хоанг Там Хунг (Hoang Tam Hung), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Старший лейтенант Ву Суан Тхьеу (Vu Xuan Thieu), 927-й истребительный полк, МиГ-21
   Во время американских "рождественских бомбардировок" Ханоя и Хайфона (операция Linebacker II) ВВС ДРВ потеряли двух летчиков, обоих в один день.
   Хоанг Там Хунг в составе пары совершил свой первый и последний боевой вылет, перехватив и сбив разведчик RA-5C, производивший аэрофотосъемку перед налетом ВМС США на ретранслятор южнее Ханоя. Также ему был засчитан сбитый "Фантом" (не подтверждается американскими данными). В ходе последующего боя с F-4J (142-я истребительная эскадрилья ВМС США) он попал в сваливание на малой высоте и разбился в городской черте Ханоя - неизвестно, из-за слишком резкого маневра или из-за повреждений от ракеты. По советской версии ("ВЬЕТНАМ. ДЕКАБРЬ 1972 г." под общей редакцией Маршала Советского Союза Батицкого П. Ф. - М., 1976), Хоанг Там Хунг катапультировался и приземлился мертвым. Во вьетнамских источниках информации о катапультировании не обнаружено. В 2013 году ему посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
   Ву Суан Тхьеу вечером совершил одиночный перехват группы шедших из Таиланда стратегических бомбардировщиков B-52. По вьетнамской версии, он произвел ракетный залп по одному самолету, после чего командный пункт потерял связь с ним, и на базу он не вернулся. По советской версии (см. источник выше), последний доклад летчика был о выключении бомбардировщиком навигационных огней, то есть подтверждения пуска ракет не было. В итоге ему засчитали сбитие B-52 над провинцией Шонла и решили, что в темноте он не рассчитал дистанцию и врезался в атакованный им бомбардировщик - и в историю вписали Фам Туана как "единственного пилота, сбившего B-52". По американским данным, в ходе налета вечером-ночью 28/29 декабря не был потерян ни один B-52, а северовьетнамский МиГ был сбит ракетами с двух F-4D (555-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США), хотя победу записали только одному экипажу. В 1994 году Ву Суану Тхьеу посмертно присвоили звание Героя Народных вооруженных сил.
  
  
   8 января 1973 (1)
   Старший лейтенант Хоанг Конг (Hoang Cong), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Перехват беспилотного разведчика над провинцией Тхайнгуен. Беспилотник был сбит, Хоанг Конг погиб в ходе вылета (по одному вьетнамскому источнику, от "дружественного огня").
  
  
   12 января 1973 (1)
   Лейтенант Лыу Ким Нго (Luu Kim Ngo), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Тренировочный вылет над Тонкинским заливом юго-восточнее Хайфона. Перехвачен и сбит F-4B (161-я истребительная эскадрилья ВМС США). Пилот катапультировался, но погиб - по данным американцев, у него не раскрылся парашют.
  
  
   19 января 1973 (1)
   Лейтенант Нгуен Ван Хунг (Nguyen Van Hung), 923-й истребительный полк, МиГ-17
   Американские бомбардировки Северного Вьетнама прекратились 15 января, но война продолжалась, как и полеты разведывательных беспилотников. Нгуен Ван Хунг погиб в боевом вылете над провинцией Бакзянг, по данным И. Топерцера - при перехвате БПЛА.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023