Аннотация: За один день сбиты 1, 2, 3, 6, 10, 12, 13, 25 американских "летающих крепостей"... Кто больше?
11 апреля 1951 года президент США Гарри Трумэн снял с должности командующего войсками ООН в Корее генерала Дугласа Макартура. Пока изумленная Америка переваривала новость об отставке своего национального героя, 12 апреля в небе над Северной Кореей произошло одно из самых известных воздушных сражений войны.
Сейчас трудно сказать, насколько битва над мостом через реку Ялу оказалась тогда в тени новостей из Вашингтона. Эта статья рассматривает другие тени: какими были потери авиации США в тот день, когда советские летчики заявили об уничтожении от 14 до 30 ее самолетов (в основном стратегических бомбардировщиков B-29).
Вступление
В американских источниках бой 12 апреля 1951 года описывается обычно без особых подробностей. Есть ощущение, что авторы не хотят вникать в этот эпизод. Показательный момент: из всех источников, использованных при работе над данной статьей (включая ряд американских монографий о воздушной войне в Корее), наиболее детализированные описания этого боя - на русском языке. Другое субъективное ощущение - какая-то общая небрежность авторов. Все могут ошибаться, errare humanum est, но именно в случае воздушной войны в Корее кажется, что условные лимиты ошибок несколько превышены. Это можно списать на слабую задокументированность многих аспектов, что особенно хорошо чувствуется в сравнении со следующей большой войной, Вьетнамской. Например, Роберт Манн написал серьезную хронологию применения бомбардировщиков B-29 во Второй мировой войне и Корее. По бою 12 апреля 1951 года у него при довольно небольшом объеме материала есть ряд неточностей, в одном случае даже с неправильно указанным годом (это не опечатка, потому что неправильный год фигурирует дважды; речь о самолете 44-62252).
Как это объяснить? Возможно, восприятием войны в Корее американской историографией? Забытая война, "полицейская акция" (формулировка, которая вызывала иронию у ее современников), необъявленная война (в то время, когда это еще не стало стандартом международных отношений), невыигранная война, "не та война, не в том месте, не в то время, не с тем противником". Что там говорить про какие-то B-29, если Пентагон не осилил нормально обнародовать потери в Корее военнослужащих США, и во множестве солидных публикаций десятилетиями фигурировало число 54 тысячи погибших, совершенно абстрактное и лишенное смысла (см. Ошибка писаря, или Как Америка свои потери в Корее завышала).
Так что американские источники о потерях своей авиации в Корее можно назвать неудовлетворительными. Путаницы в них много, что потенциально способствует развитию конспирологических теорий о сокрытии потерь и так далее. Проблема конспирологов в том, что их собственная аргументация обычно хромает.
С противоположной стороны бой изучен основными русскоязычными историками воздушной войны в Корее. Кроме того, на момент создания этой статьи (2024) можно отметить, что начиная примерно с 2019 года в российских интернет-СМИ регулярно появляются публикации о разгроме "Сверхкрепостей", хотя они в основном не сообщают ничего нового и повторяют по кругу одну и ту же версию, различаясь только в количестве американских потерь. Примечательно, что сражение 12 апреля в российской историографии стало более известным, чем последующий "черный вторник", хотя потери ВВС США в октябре были более тяжелыми. А сам "черный вторник" необъяснимым образом мутировал в мифический бой 30 октября 1951 года (день, когда в реальности не было никаких боев МиГов с B-29).
При сопоставлении исторических источников неизбежно выявляются расхождения между ними. Чем больше источников, тем больше расхождений. Далеко не всегда это признаки пропаганды или фальсификаций. Эрл Макгилл, ветеран B-29 в Корее, написал книгу "Black Tuesday Over Namsi" - не про 12 апреля, а про "черный вторник". Он рассказал, как в начале работы над темой оказался завален источниками, противоречившими друг другу и изобиловавшими всем спектром фактических ошибок, вплоть до "авиабазы Кимпхо, Япония" (это аэродром в Южной Корее). Он был доведен до отчаяния и находился на грани прекращения исследования. Ему помог другой ветеран Кореи, Джон Дюкетт, объяснивший, что по его опыту можно запечатлеть только тень правды, поскольку каждый человек видит события со своей колокольни и в конечном счете просто пытается жить своей жизнью, часто не заботясь о сохранении памяти о происходящих вокруг событиях.
Цитата:
Два человека могут наблюдать одно и то же, и видеть разные вещи, возможно, даже противореча друг другу. Может быть, оба правы; может быть, оба ошибаются... Рядовой, следящий за или участвующий в атаке, может думать, что все @#$%; его генерал может думать, что все идет по плану, за исключением замешательства в 1-м взводе роты A.
Кто знает лучше всех, как оно было? Участники, ветераны? Бортстрелок, видевший взрыв сбитого МиГа на земле в бою, в котором ни один МиГ не терялся? Пилоты, сообщающие о сотне парашютов в небе при десяти достоверно покинувших сбитые самолеты летчиках? Не говоря уже о личном факторе историка - того, кто все это собирает и интерпретирует. У него получится не документальный фильм и даже не фотография, а только тень того, что на самом деле произошло и что мы никогда не узнаем в абсолютной полноте.
В сущности, то же самое написали российские исследователи воздушной Корейской войны Леонид Крылов и Юрий Тепсуркаев в начале своей творческой деятельности:
Сравнивая их и наши данные, иногда создается впечатление, что мы и они воевали в двух разных войнах, ведшихся в разных странах, имевших по прихоти судьбы одно название.
Но это не значит, что прошлое непознаваемо. Оно познаваемо до определенного уровня, есть факты, которые можно установить, и заблуждения, которые можно выявить.
Общая информация
Корея. Мосты. В тот раз - не у Токо-Ри, а через Ялуцзян, реку Ялу. Пограничная река между Северной Кореей и Китаем.
Мосты были важны для переброски подкреплений и снабжения с территории Китая почти полумиллионной группировки коммунистических сил, готовившихся в апреле 1951 года к контрнаступлению после недавней потери Сеула. Американская авиация уже наносила по ним удары прошлой осенью. С наступлением зимы мосты утратили актуальность, поскольку река замерзла и можно было переправлять войска и грузы по льду. Когда весной лед стал таять, ВВС США снова нацелились на них.
К ударам были привлечены поршневые стратегические бомбардировщики Боинг B-29 "Суперфортресс", известные прежде всего разрушением Японии в 1944-1945 годах и особенно ядерными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Их часто называют тяжелыми бомбардировщиками, по классификации ВВС США времен Кореи они были средними. К апрелю 1951 года парк B-29 на Дальнем Востоке насчитывал около 100 машин в трех бомбардировочных авиагруппах: 19-й, 98-й, 307-й.
Регулярные налеты на мосты через Ялуцзян возобновились в конце марта. Прикрывали их истребители F-80 "Шутинг Стар", F-84 "Тандерджет" и F-86 "Сейбр", из которых только последние являлись равными соперниками для советских МиГ-15, имея стреловидное крыло против прямого у F-80 и F-84 (оба самолета разработаны в период Второй мировой войны). В ходе налета 7 апреля, прикрывавшегося F-84, один бомбардировщик был сбит МиГом, однако американское командование все еще считало "Тандерджеты" адекватными истребителями сопровождения.
Утром 12 апреля 1951 года для удара по железнодорожному мосту возле Синыйджу вылетели 48 бомбардировщиков B-29 в сопровождении истребителей F-84 и F-86. Несколько бомбардировщиков были вынуждены вернуться на базы, так что в строю осталось около 40 B-29. Самолеты шли тремя группами.
На отражение налета были подняты почти все имевшиеся истребители 176-го и 196-го истребительных авиаполков 324-й истребительной авиадивизии - более 40 МиГов (обе стороны завысили число участвовавших в сражении самолетов противника). Им удалось сорвать удар первых двух групп "Суперфортрессов" из 19-й и 307-й бомбардировочных групп. Истребители сопровождения не сумели защитить ударные самолеты, поскольку F-84 явно уступали МиГам по характеристикам, а часть F-86 не смогла вовремя встретиться с бомбардировщиками.
Атаковав первые две группы, советские полки уже не имели резервов для перехвата третьей. Шедшие последними самолеты 98-й бомбардировочной группы (19 B-29, половина всех долетевших) почти не подвергались атакам истребителей и сумели отбомбиться по мосту без потерь. Несмотря на благоприятные условия, мост не был уничтожен, а только выведен из строя на несколько дней (это отмечается в мемуарах Е. Пепеляева и С. Крамаренко).
На тот момент это было крупнейшее воздушное сражение с начала войны.
Китайцы начали свое первое весеннее контрнаступление 22 апреля 1951 года. Продвинувшись на несколько десятков километров и нанеся потери противнику (в частности, уничтожив один британский батальон), они не добились поставленных задач, как признается в советском исследовании войны под руководством С. Лотоцкого. Третьего взятия Сеула не случилось.
Американские итоги: в прессе и дневниках
Тогдашние сообщения американской прессы показывают, как командование ВВС США дозировало информацию о неудачном налете. Возьмем газету "Рединг Игл" (Рединг, штат Пенсильвания).
"Рединг Игл", 12 апреля 1951
192 самолета сражались в небесах Кореи (192 Planes Clash In Korean Skies)
Токио, 12 апреля (АП). - Американские военные самолеты сбили пять вражеских реактивных самолетов, предположительно уничтожили еще два и повредили 15 в двух бурных воздушных боях над северо-западом Кореи.
Все американские самолеты благополучно вернулись из боев.
[Далее коротко описывается общая ситуация на сухопутном фронте]
<...>
В самом крупном бою реактивных самолетов в истории 80 МиГов вылетели из Красной Маньчжурии против 72 американских реактивных самолетов, прикрывавших от 30 до 40 американских B-29 "Суперфорт" [Примечание переводчика: распространенное сокращение того времени]. B-29 сбросили 300 [коротких] тонн бомб на важный железнодорожный мост через реку Ялу между Аньдуном, Маньчжурия, и Синыйджу, Корея.
Американские реактивные самолеты сбили два МиГа, предположительно уничтожили еще два и повредили 13.
Стрелок B-29 сбил третий самолет красных. B-29 также повредили еще один самолет красных.
Два B-29 были повреждены, но благополучно сели в Корее. Другие вернулись на свои базы в Японии и на Окинаве.
[Далее коротко упоминается о другом бое между F-86 и МиГами, в котором было сбито два МиГа и еще один предположительно]
"Рединг Игл", 13 апреля 1951
Два B-29 сбиты самолетами красных (Two B-29s Shot Down By Red Jets)
Вашингтон, 13 апреля (АП). - Военно-воздушные силы сегодня объявили, что пять американских бомбардировщиков B-29 "Суперфортресс" были сбиты в Корее.
Объявление было сделано после того, как представитель ВВС сообщил о потере двух больших бомбардировщиков в воздушном бою с самолетами красных вчера у реки Ялу.
Было заявлено, что еще три B-29 были потеряны от вражеских действий в предыдущих боях.
Ни одна из трех предыдущих потерь, как сказали в военно-воздушных силах, не была понесена от огня с земли. Даты не были указаны, но предполагается, что потери произошли недавно.
Во вчерашнем воздушном бою еще несколько американских бомбардировщиков были повреждены, но они сумели сесть на союзных базах.
Пресс-секретарь ВВС сказал, что ни один из 100 американских реактивных истребителей, участвовавших в крупнейшем воздушном сражении Корейской войны, не был поврежден или уничтожен.
Он сообщил, что окончательные рапорты о ряде воздушных стычек вчера свидетельствуют, что восемь МиГ-15 красных были точно сбиты, еще семь предположительно уничтожены и 11 повреждены американскими истребителями и бомбардировщиками.
[Далее следует более подробная информация о воздушных победах над МиГами]
<...>
Это были первые B-29, о потере которых в воздушных боях в Корее сообщили военно-воздушные силы.
Ранее в ходе войны один "Суперфортресс" был так тяжело поврежден зенитным огнем коммунистов, что был вынужден сесть на воду возле Кореи.
ВВС сказали, что им нечего сообщить о судьбе экипажей двух бомбардировщиков. Оба B-29, по сообщениям, разбились на корейской стороне пограничной реки Ялу в районе, контролируемом противником.
"Рединг Игл", 14 апреля 1951
Ущерб бомбардировщикам назван "тяжелым" (Bomber Damage Reported "Heavy")
Вашингтон, 14 апреля (ЮП). - Как стало известно сегодня, реактивные самолеты русского производства нанесли больший урон американским бомбардировщикам B-29 в большой битве над северо-западной Кореей в четверг, чем было признано официально.
Высокопоставленный источник сказал Юнайтед Пресс, что урон был "тяжелым". Он сообщил, что B-29 из Бомбардировочного командования Дальневосточных сил "получили взбучку" ["got the devil kicked out of them"] в ходе массированного налета на мост через реку Ялу из Маньчжурии в Синыйджу, Корея.
Одной из причин тяжелого ущерба было, несомненно, ограничение, запрещающее истребителям прикрытия летать вдоль северо-западного берега реки. С той стороны, с которой взлетели красные реактивные самолеты, по мнению источника.
Информация была разглашена на фоне растущих опасений военно-воздушных сил по поводу воздушной активности коммунистов. Один генерал заявил, что красные с каждым днем становятся все более смелыми, и их атаки на B-29 в четверг не были работой "новичков".
Это поднимает вопрос о том, что коммунисты могут привлекать немецких пилотов Второй мировой войны - слух, который пресс-секретарь ВВС назвал актуальным. Источники националистического Китая [Тайваня] заявили, что МиГ-15 советского производства пилотируют русские.
<...>
Военно-воздушные силы официально сообщили, что два из 32 участвовавших B-29 были сбиты и "несколько" получили повреждения. Дополнительная информация предположительно пока не разглашается по соображениям безопасности, но можно полагать, что некое количество членов экипажей в поврежденных самолетах погибло в ходе воздушного боя...
Информационное сопровождение войны того времени не блистало. А чему удивляться: военная цензура в действии, совершенно нет той журналистской вольницы, которая будет через полтора десятилетия во Вьетнаме. День первый: все нормально, два самолета повреждены и благополучно сели. День второй: мы потеряли... два самолета в воздушном бою вчера и еще три с начала войны. День третий: генералы жалуются на связанные руки, а для оправдания потерь сочиняют какую-то чушь про пленных немецких асов (наверное, прикованных к приборным панелям МиГов). Еще и занизили потери, сказав журналистам про два сбитых "Суперфортресса", хотя командование сразу знало о трех, как будет показано далее. В утешение - куча заявок на сбитые МиГи, не подтверждаемых советскими данными; реально 12 апреля не был сбит ни один МиГ-15.
Бросается в глаза и некомпетентность журналистов, со слов которых может показаться, что до апреля 1951 года ВВС США вообще не информировали прессу о потерях B-29 от вражеских истребителей. Что тут можно сказать... Газета "Питтсбург Пресс" (The Pittsburgh Press), 14 июля 1950 года, заметка "Three B-29s Lost, Air Force Says": "Один B-29 был сбит вражескими истребителями над районом Сеула в среду". Официальные потери в воздушных боях к 12 апреля действительно составляли три бомбардировщика: один от северокорейского Як-9 в июле 1950 и два от советских МиГов в ноябре 1950 и 7 апреля 1951 (а кроме того, один разведчик RB-29 был уничтожен МиГом опять-таки в ноябре).
Два мира - две системы. Советская и американская газеты о событиях одного и того же дня 12 апреля 1951 года. Советская пишет об одном сбитом бомбардировщике США. Американская - о двух сбитых. Фактически сбито три. Через десятилетия будут писать о 6, 10, 12, 13, 25 сбитых.
Были еще некоторые перекручивания информации со стороны американской армии. В частности, матери одного из погибших летчиков сказали, что он был убит зенитным снарядом. Сейчас невозможно определить, была ли это случайная ошибка ведомства или намеренное сокрытие правды.
Конечно, военное руководство видело ситуацию более реалистично, что зафиксировано в личном дневнике командующего Дальневосточными ВВС генерал-лейтенанта Джорджа Стрэйтмейера ("The Three Wars of Lt. Gen. George E. Stratemeyer: His Korean War Diary", 1999). Вот записи из него за те дни.
12 апреля 1951
41 B-29 и один B-29 с "Тарзоном" [6-тонная бомба] атаковали корейскую сторону железнодорожного моста Синыйджу-Аньдун. Очевидно, мы не смогли уничтожить мост. Счет: 8 МиГов уничтожены, 7 предположительно уничтожены и 11 повреждены; в общей сумме - 25 МиГов. <...> Наши потери: 3 B-29 потеряны; 3 B-29 получили значительные боевые повреждения, и еще B-29 [число не названо] повреждены от зенитного огня и/или истребителей. Похоже, у нас появился еще один "резиновый" мост, который я собираюсь уничтожить.
Кроме того, похоже, что БомКом-у [Бомбардировочному командованию] нужно немного потренироваться.
13 апреля 1951
Телеграмма Стрэйтмейера начальнику штаба ВВС США Хойту Ванденбергу.
[Примечание: текст приведен в "дешифрованном" виде, в оригинале он содержит ряд сокращений] Далее следуют предварительные отчеты о вылете против железнодорожного моста в Синыйджу 12 апреля: БОМБКОМ нанесло удар 1 самолетом с "Тарзон" и 35 B-29 с 200-фунтовыми свободнопадающими бомбами. Истребительное прикрытие состояло примерно из 34 F-86 и 54 F-84. Один RB-45 провел фотоконтроль в 15.00; дешифровка показывает отсутствие серьезных повреждений на мосту, хотя большинство бомбовых дорожек великолепны. Часть 2. Предварительные доклады показывают, что потеряно 3 B-29 и повреждено 7. О повреждениях союзных истребителей не сообщается. Часть 3. Предварительные доклады показывают вражеские потери следующим образом: B-29 заявили 4 уничтоженных МиГа, 4 предположительно уничтоженных и 4 поврежденных. F-84 заявили 3 предположительных, 3 поврежденных. F-86 заявили 4 уничтоженных, 4 поврежденных. Итого: 8 уничтоженных, 7 вероятных, 11 поврежденных, суммарно: 26.
Здесь сухая констатация неудачи налета, замечание в адрес подготовки экипажей бомбардировщиков и неутешительная для F-84 как истребителей сопровождения статистика воздушных побед. Цифры скачут по мере их уточнения; потом исследователи в основном сойдутся на 39 добравшихся до района цели "Суперфортрессах".
Еще один взгляд "изнутри" - отрывок из ежедневного бюллетеня за авторством ЦРУ (Daily Korean Bulletin за апрель 1951, разрешен к публикации 19 апреля 2000 года). В документе приведены очень краткие сообщения о боевых действиях на суше, море и в воздухе за каждый день. 13 апреля 1951 года о воздушной войне предыдущего дня там сказано (полная цитата):
Прочие [помимо военно-морских] самолеты ООН совершили в сумме 1027 вылетов, из которых 708 были боевыми. В дополнение к 180 вылетам на оказание непосредственной поддержки в зонах всех корпусов 272 самолета вооруженной разведки [вылеты на "свободную охоту"] поразили цели в 11 районах. Легкие бомбардировщики поразили цели в шести северо-западных районах, а 34 вылета ночных бомбардировщиков произошли в 50 районах. Средние бомбардировщики [B-29] выполнили 48 результативных заданий, атаковав тыловые склады и линии коммуникаций, в основном в районе Синыйджу. В воздушных стычках восемь вражеских МиГ-15 были уничтожены и три самолета ООН потеряны.
Напоследок можно привести версию из официальной публикации ВВС США, написанную через полвека после событий ("Steadfast and Courageous: FEAF Bomber Command and the Air War in Korea, 1950-1953", 2000).
Для этого задания двадцать четыре B-29 были подготовлены в Йокоте и двадцать четыре в Кадене. ...все кроме двух поднялись в воздух [вот почему в некоторых источниках указываются 46 самолетов вместо 48]. Один самолет прекратил выполнение задания и два не смогли добраться до точки встречи или нашли другую цель. В итоге тридцать девять B-29 нанесли удар по основной цели [описаны причины неучастия 5 самолетов, где еще 4?]. Более семидесяти МиГов атаковали, и вражеский зенитный огонь был сильным. F-84 не сумели прикрыть чересчур растянутые строи, и даже F-86, прикрывавшие сверху, не смогли вовремя вмешаться. Головной бомбардировщик Dragon Lady получил снаряд от МиГа в кабину, убивший бомбардира и смертельно ранивший командира самолета. В лучших традициях воздушной войны над Германией и Японией второй пилот и оператор РЛС взяли управление на себя, продолжали выполнение задания и нанесли удар по цели. <...> Один поврежденный "Суперфорт" из 307-й бомбардировочной группы попытался добраться до аэродрома Сувон возле Сеула, но разбился, не долетев туда; большинство членов экипажа [на самом деле все] выпрыгнули с парашютами. B-29 из 19-й бомбардировочной группы, наносивший удар по второстепенной цели, сел на воду, получив тяжелые повреждения, и один из бомбивших Синыйджу бомбардировщиков был потерян. Семь бомбардировщиков были повреждены, из них двум пришлось сесть в Корее, не долетев до базы.
Советские и российские итоги
И здесь числа тоже скачут.
Сначала советская пресса. Казалось бы, следует ожидать от нее сообщений про то, как мужественные корейские летчики и их китайские товарищи сбили множество самолетов агрессора, и особенно отличились пилоты Ли Си Цын и Ван Ю Шин. Вместо этого имеем следующее:
"Красное знамя" (Томская область), N 74 (8640), воскресенье, 15 апреля 1951 г. (цена 20 коп.)
События в Корее
СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
ПХЕНЬЯН, 13 апреля. (ТАСС). Главное командование Народной армии Корейской народно-демократической республики сообщило, что [далее идет невнятное описание вражеских наземных потерь за несколько последних дней]...
На западном фронте части Народной армии 12 апреля сбили 4 самолета противника, в том числе один бомбардировщик "B-29".
Новый налет американской авиации на китайскую территорию
ПЕКИН, 13 апреля. (ТАСС). Как сообщает агентство Синьхуа, вчера в 9 час. 15 мин. 31 американский самолет "B-29" в сопровождении более 40 истребителей вторглись в воздушное пространство Китайской народной республики в районе Аньдуна и сбросили на город более 110 бомб. 12 из этих самолетов проникли в Чуляньчжэн (район в окрестностях Аньдуна) и произвели бомбардировку и обстрел.
Наступает понимание: не надо читать советские газеты. Ни до обеда, ни после. Воздушный бой здесь вообще не фигурирует, и практически ни одно из сделанных в этих двух заметках утверждений не совпадает ни с советской, ни с американской, ни с чьей-либо еще версией. Ладно, там действительно были бомбардировщики B-29, это действительно произошло возле Аньдуна и американских истребителей действительно было больше 40 (в пару раз больше). Но это все, что как минимум региональная газета обкома и горкома ВКП(б), а также областного и городского советов депутатов трудящихся имела сообщить об исторической победе советских... в смысле, корейских и китайских летчиков. Ни в предыдущем номере за 14 апреля, ни в следующих об этом сражении ничего больше не сказано.
Забудем конфуз советской региональной журналистики и перейдем к более серьезным источникам.
Официально советским летчикам было засчитано 10 побед над B-29 (летчики Гесь, Кочегаров, Милаушкин, Назаркин, Образцов, Плиткин, Субботин, Сучков, Шебанов, Шеберстов) и 4 победы над истребителями сопровождения (летчики Крамаренко, Лазутин, Субботин, Фукин) - вроде бы F-84, хотя есть нюансы. В книге Л. Крылова и Ю. Тепсуркаева ""Сталинские соколы" против "Летающих крепостей"" в сводной таблице результатов боев с бомбардировщиками указаны три F-80 и один F-84.
Командир 196-го истребительного авиаполка Евгений Пепеляев, в том бою не участвовавший, в мемуарах описал его результаты одним предложением без каких-либо фанфар (""Миги" против "Сейбров"", 2006):
В этом воздушном бою было сбито несколько самолетов Б-29 и истребителей прикрытия, два или три Б-29 сбили летчики 196-го полка.
При этом в формуляре 196-го полка сообщается, что летчики доложили о сбитии 8 B-29 и 4 истребителей. Летчики 176-го полка претендовали на 14 побед. Итого в сумме 26 заявок на сбитые, цифры взяты из книги Н. Бодрихина "Кожедуб" (2010).
Участник боя Борис Абакумов ("Неизвестная война. В небе Северной Кореи", 1997):
Мы сбили 13 "крепостей" и 6 истребителей противника, примерно до десятка Б-29 получили повреждения. По поступившим впоследствии данным, несколько вражеских самолётов разбились при посадке в районе Сеула.
Участник боя Сергей Крамаренко в мемуарах ("Против "мессеров" и "сейбров"", 2007) указал, что было сбито 12 B-29 и 4 F-84, еще несколько бомбардировщиков разбились при посадках на аэродромы и один врезался в стоящие на земле B-29, разбив несколько машин (в других русскоязычных и американских источниках такой случай не встречается). Позднее, в интервью 2019 года, Крамаренко откорректировал свои данные:
За это время наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29А, остальные были подбиты и упали в море.
- Александр Хохлов. "Истребление "летающих крепостей": как советские лётчики устроили "чёрный четверг" для ВВС США". // RT, 10 апреля 2019.
Итак, уже пять или даже шесть истребителей вместо четырех, и 12-13-25 потерянных B-29 вместо 10. Потери выглядят вполне разгромно, но если подумать, то даже они не являются окончательными! Ведь это только упавшие, не долетев до своих баз, а не забудем прибавить к ним множество самолетов, которые вернулись на базы и были списаны из-за повреждений - они еще будут упомянуты далее... В общем, три авиагруппы B-29 - в труху, второй Перл-Харбор.
Тем не менее, официально засчитанные победы составляли все-таки 10 и 4, а не 12/5 или 13/6 - так говорят историки, работавшие с советскими архивами (те же Крылов и Тепсуркаев), и их данные представляются более точными, чем воспоминания ветеранов о событиях более чем полувековой давности. Американцы ничего подобного не признавали, официальное число потерь - 3 сбитых бомбардировщика - с 1950-х так и не менялось. Что касается "почти недельного траура", о котором с удовольствием пишется во многих российских публикациях, то увы, в Соединенных Штатах никакой общенациональный траур не объявлялся, а в вооруженных силах США практики объявления трауров вообще нет, по погибшим военнослужащим проводится единовременная поминальная церемония.
Большую часть российских исследователей все эти неуклюжие антисоветские измышления Пентагона не останавливают. Один из них, В. Иванов, сообщает: "Было уничтожено 20 бомбардировщиков и множество истребителей" (Владимир Иванов. "Корея. Как советские пилоты превратили "летающие крепости" в "летающие сараи"". // История.рф, дата не указана, не позднее 2021 года). В апреле 2021 года статья Николая Протопопова ""Такое не забыть": как советские асы устроили катастрофу в ВВС США" на сайте одного из главных информационных агентств России РИА Новости торжественно кричала: "Десятки сбитых самолетов, сотни пленных пилотов и недельный траур". Можно предположить, что с течением времени потери ВВС США 12 апреля 1951 года в российских исследованиях будут продолжать расти. Прошлое - вещь очень переменчивая и непредсказуемая.
Есть и версия Министерства обороны Российской Федерации, изложенная на сайте его энциклопедии в статье "Советские летчики в небе Кореи" (актуально на 2024 год):
Высокое лётное мастерство советских лётчиков наиболее ярко проявилось 12 апреля 1952 года, когда на перехват 150 американских самолётов вылетело 80 самолётов МиГ-15 во главе с командиром 64-го ИАК генерал-майором авиации Г.А. Лобовым. В этом бою было сбито 11 американских самолётов, и в США 12 апреля окрестили "чёрным вторником". После этого противник в течение трёх месяцев осуществлял полёты только в ночное время.
Один из тех самых случаев небрежности, когда "лимиты превышены". 1952 год, 80 МиГов, 11 сбитых самолетов, "черный вторник"... Справка: 12 апреля 1951 года был четверг, 12 апреля 1952 года была суббота. Г.А. Лобов, кстати, в апреле 1951 года командовал 303-й истребительной авиадивизией, командующим корпусом он стал только в сентябре после И.В. Белова. Что касается трехмесячных полетов противника в ночное время, то автор фундаментального труда по советской авиации в Корее Игорь Сейдов утверждает, что в светлое время суток 16 апреля 1951 года произошли две стычки с F-80 (записан один сбитый), 18 апреля был бой с F-86 (записаны три сбитых), 22 апреля еще бой с F-86 (записаны два сбитых), и так далее - описано множество дневных боев против авиации США в трехмесячный период после 12 апреля. Если она действительно три месяца летала только в ночное время, то десятки побед советских летчиков в этот период следует признать фикцией, так как ночью они перехватов не совершали; насколько известно, самая первая ночная победа ВВС СССР в Корее была одержана капитаном Симко ночью 12/13 октября 1951 года.
Сбитые самолеты
Официальные данные ВВС США о потерях самолетов 12 апреля 1951 года - 3 сбитых и 7 поврежденных B-29 (четверть всех бомбардировщиков, фактически принявших участие в налете). Для всех трех сбитых известны их подразделения, серийные номера, имена и судьба всех членов экипажей.
В статистическом сборнике ВВС США за 1953 финансовый год сообщается, что за весь апрель 1951 года по всем причинам было потеряно 8 бомбардировщиков B-29 (Table 34), в том числе:
* 5 от действий противника (Table 36), в том числе 4 в воздушных боях (Table 37) и 1 от огня с земли (Table 39);
* 3 небоевые потери (Table 40).
Их можно пересчитать по серийным номерам. Вот потери B-29 за апрель 1951 года:
Первый. 6 апреля - N 42-65369 разбился при посадке в Кадене (Япония).
Второй. 6 апреля - N 45-21725 разбился при посадке в Нахе (Япония), хотя есть также утверждение (см. Роберта Манна), что инцидент случился еще 29 марта, а 6 апреля самолет был списан.
Третий. 7 апреля - N 44-86268 сбит МиГами.
Четвертый. 10 апреля - N 44-62108 разбился при посадке в Тэгу (Южная Корея) с повреждениями от зенитного огня.
Пятый, шестой, седьмой. 12 апреля - три самолета (N 44-69682, 44-86370, 44-62252) сбиты МиГами.
Итого 4 потери от МиГов, 1 от зенитного огня, 2 небоевые. Остается еще 1 небоевая, установить которую не удалось, но это может быть N 44-87618 No Sweat, де-факто списанный после повреждения огнем МиГов, а потом еще пострадавший на земле от столкновения с другим самолетом.
Перечисленные далее списки самолетов и членов их экипажей составлены по ряду источников, приведенных в конце статьи.
Замечание о статусе пропавших без вести. При сбитии самолета члены экипажа, которые не были спасены, получали статус пропавших без вести (не было известно, в плену человек или погиб). Все пленные были освобождены в 1953 году. Статус тех, кто из плена не вернулся, изменили с пропавших без вести на погибших, чьи останки не репатриированы. В просторечии этих военнослужащих еще могут называть "пропавшими без вести", но с юридической точки зрения это неправильно, поскольку все они признаны погибшими. Звания по возможности приведены на момент сбития. Обычная процедура в вооруженных силах США - повышать пропавших без вести военнослужащих в звании, из-за чего во многих источниках указаны другие звания. С обязанностями летчиков в составе экипажей довольно много путаницы, приоритетным источником по этому вопросу является сайт Агентства Министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших (DPAA). И по званиям, и по обязанностям могут быть ошибки.
B-29 серийный номер 44-69682, личное имя - Hot Box (также указывается Atomic Tom), 93-я бомбардировочная эскадрилья 19-й бомбардировочной группы. Самолет командира эскадрильи подполковника Хэтфилда; по одному источнику, Хэтфилд должен был возвращаться домой, но решил совершить последний вылет с неопытным экипажем. Отстал от своей группы из-за неисправного двигателя, был сбит, взорвался в воздухе или после падения на гору возле населенного пункта Йомджу южнее Синыйджу. Координаты места падения - 39 градусов 54 минуты северной широты, 124 градуса 33 минуты восточной долготы.
На борту находились 11 человек. Из них погибли 8, выпрыгнули с парашютами и попали в плен 3, из которых один потом умер в плену.
Название самолета представляет собой типичный для этой войны пример беспорядка в американских источниках, который наличествует и у Роберта Манна ("The B-29 Superfortress Chronology, 1934-1960"), и у Роберта Дорра ("B-29 Superfortress Units of the Korean War"). Борт с названием "Atomic Tom" был одним из четырех, совершивших первый вылет B-29 в Корее 28 июня 1950 года. Далее два варианта: либо "Atomic Tom" впоследствии переименовали в "Hot Box", либо "Atomic Tom" - совершенно другой самолет с номером 44-27288, который был поврежден в бою 12 апреля 1951 года и потом отремонтирован, а борту 44-69682 это название приписывают ошибочно (у Манна в одном месте книги приведено одно название, в другом - другое, см. страницы 227-228 и 257, а Дорр приписывает борту "Atomic Tom" оба указанных номера, страницы 11 и 97). Вероятнее всего, это два разных самолета.
Следует заметить, что это единственный сбитый самолет, упавший на территории Северной Кореи, то есть единственный, чье падение на землю могли наблюдать советские летчики и чьи обломки могли быть найдены северокорейцами/китайцами.
* 1-й лейтенант Джордж Аарон (Aaron), второй пилот? Погиб, останки репатриированы в 1993 году, предварительно были опознаны уже в январе 1994, но заявляется, что официальное опознание произошло только в 2012 году. Кстати, очередной бардак в истории "забытой войны": на сайте DPAA на одной странице указаны две даты его опознания, 25 октября 1994 и 8 мая 2012. Понимайте как хотите.
ЭКИПАЖ:
* Сержант Роберт Уоррен Беванс (Bevans), бортстрелок на центральном огневом посту. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Сержант Луис Генри Бергманн (Bergmann), радист или оператор радара. Попал в плен, умер в плену предположительно в конце 1951 года. На 2024 год останки не репатриированы.
* 2-й лейтенант Элмер Трембли Буллок (Bullock), наблюдатель/бомбардир. Погиб, останки репатриированы в 1993 году и опознаны в 1994 году.
* Стафф-сержант Джон Гант (Gant), бортстрелок. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* Мастер-сержант Роберт Уилсон Джонс (Jones), бортинженер. Погиб, останки репатриированы в 1993 году и опознаны, как утверждается, только в 2012 году (с датой опознания та же история, что у Джорджа Аарона).
* Сержант Джордж Элиасон Миллвард (Millward), бортстрелок. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* Капитан Ричард Гарольд Симпсон (Simpson). Погиб, останки обнаружены в 2000 году и опознаны в 2007 году.
* 1-й лейтенант Джеймс Суэйн Уилсон-младший (Wilson Jr.). Погиб, останки репатриированы в 1993 году и опознаны в 2000 году.
* Подполковник Дуглас Хэмптон Хэтфилд (Hatfield), командир самолета и командир 93-й бомбардировочной эскадрильи. Погиб, останки обнаружены в 2000 году и опознаны в 2007 году.
* Стафф-сержант (сержант?) Ральф Элсман-младший (Elsman Jr.), хвостовой стрелок. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
B-29 серийный номер 44-86370, личное имя - Lucky Dog, 93-я бомбардировочная эскадрилья 19-й бомбардировочной группы. Подбит, командир принял решение совершить вынужденное приводнение в Желтом море рядом с союзными кораблями. Долетел до британского крейсера, не опознал его и полетел дальше, больше его никто не видел, хотя есть также версия, что его сопровождал другой B-29. Место падения обнаружили примерно в 10 милях от места нахождения британского крейсера. На борту находилось 12 человек, в ходе поисковой операции был найден труп только одного летчика, вероятно, успевшего выпрыгнуть с парашютом. Приводнение было неудачным или экипаж не сумел покинуть самолет и ушел на дно вместе с ним.
Л. Крылов и Ю. Тепсуркаев сообщают, что начальник полиции города Сончхон доложил об оставлении экипажем над островом Синмидо (примерно 70 км от Синыйджу) бомбардировщика, который затем упал в море. Если экипаж покинул самолет над Северной Кореей, то должен был попасть в плен, других вариантов не было. Но никаких следов пленения экипажа Lucky Dog не обнаруживается, поэтому вероятно, что доклад являлся ошибочным. Впрочем, при большом желании можно соорудить конспирологическую теорию, что экипаж все-таки попал в плен, был отправлен в архипелаг-гулаг и стерт в лагерную пыль лично Сталиным (в 1990-е годы в США были сторонники подобных гипотез, однако Российская Федерация отрицала присутствие американских пленных в советских лагерях, и, судя по всему, раскопки архивов не дали никаких вменяемых доказательств обратного).
Координаты места падения - 38 градусов 45 минут северной широты, 124 градуса 50 (или 32) минут восточной долготы, это 25 или 50 километров от северокорейского берега и 80-90 километров от острова Синмидо. Спасательная служба нашла на месте падения обломки, два больших и один маленький плоты.
Согласно Роберту Манну, это был один из первых четырех B-29, бомбивших Корею.
По поводу хвостового стрелка: непонятно, кто это был - Кирби или Хиггинс. На сайте Агентства Министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших Кирби указан хвостовым стрелком. На сайте Род-Айлендского университета в статье об Анаклете ДеСезаре говорится, что из экипажа нашли только останки хвостового стрелка (без указания имени); точно известно, что Хиггинс был единственным, чьи останки нашли. На сайте koreanwar.org племянник Хиггинса написал в 2000 году со ссылкой на письмо командира подразделения, что Хиггинс был правым бортстрелком.
ЭКИПАЖ:
* Сержант Хью Мэйнард Берч (Burch), бортстрелок. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* 1-й лейтенант Бобби Альфред Гудвин (Goodwin), пилот. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Капитан Раймундо Дельгадо (Delgado), штурман. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Майор Анаклет Патрик ДеСезар (DeCesare), бомбардир. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы. В обсуждении на форуме forums.airforce.ru он указывался как командир самолета, это противоречит данным DPAA.
* Стафф-сержант Аллен Чарльз Дингер (Dinger), бортстрелок на центральном огневом посту. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Мастер-сержант Альберт Берти Карлсон (Carlson), бортинженер. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Стафф-сержант Фред Стивенсон Кирби-младший (Kirby Jr.), хвостовой стрелок? Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* 1-й лейтенант Джеймс Джозеф Коннолли (Connolly), штурман/бомбардир. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Капитан Фред Отто Рудат (Rudat), командир самолета. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Капитан Мелвин Перси Уинтерс (Winters), второй пилот. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Стафф-сержант Шилдс Тэйлор Хенсон (Henson), радист. Погиб, на 2024 год останки не репатриированы.
* Стафф-сержант Джордж Вашингтон Хиггинс (Higgins), хвостовой бортстрелок? Погиб, останки были обнаружены 17 апреля (видимо, он успел выпрыгнуть).
B-29 серийный номер 44-62252, 371-я бомбардировочная эскадрилья 307-й бомбардировочной группы. Безымянный самолет радиоэлектронной борьбы. Из-за неисправности двигателя отстал от своей второй группы и должен был возглавить третью, но в этот момент, находясь в одиночестве, был атакован МиГами, поврежден и загорелся. На борту находилось 13 человек, часть из них не входила в этот экипаж и присутствовала на борту по личным причинам. Из них 7 выпрыгнули с парашютами над Северной Кореей и попали в плен, остальные 6 смогли потушить пожар и дотянули до территории, контролируемой войсками ООН. Возле аэродрома Сувон к югу от Сеула они тоже выпрыгнули с парашютами.
У Роберта Манна в книге "The B-29 Superfortress Chronology, 1934-1960" допущена серьезная ошибка по этому самолету: он числится сбитым 12 апреля 1952 (!) года.
Разумеется, советские летчики не могли видеть падение N 44-62252 на землю, а у северокорейцев и китайцев не было доступа к его обломкам.
ЭКИПАЖ:
* Стафф-сержант Джеймс Адамс (Adams), радист. Спасен.
* 2-й лейтенант Гарольд Армстронг (Armstrong), второй пилот. Спасен.
* 1-й лейтенант Джон Брэнд (Brand), бомбардир. Спасен.
* Рядовой авиации 1-го класса Марвин Кинг (King), правый бортстрелок. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* 2-й лейтенант Джеймс Лоу (Low), штурман. Спасен.
* Стафф-сержант Генри Хавьер Мец (Metz), бортстрелок на центральном огневом посту. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* Сержант или рядовой авиации 1-го класса Леонард Мори-младший (Moree Jr.). Не был членом экипажа. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* 1-й лейтенант Джордж Него (Knego), оператор радара или оператор РЭБ. Не был членом экипажа. Попал в плен, освобожден после перемирия.
* Сержант Дэниел Олдуэйдж (Oldewage), хвостовой стрелок. Попал в плен, освобожден после перемирия.