ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Потери авиации Индии в индо-пакистанской войне 1971 года

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Война 1971 года между Индией и Пакистаном официально шла две недели, с 3 по 17 декабря (для историков, любящих пересматривать датировку войн, здесь непаханое поле). Она была начата Пакистаном, пытавшимся захватить инициативу в условиях, когда Индия месяцами оказывала военную поддержку партизанам в Восточном Пакистане и стянула крупные силы к его границам. В боевых действиях Индия одержала быструю и решительную победу, которая стала одним из главных событий в истории страны в XX веке.
  
   Несмотря на то, что Индия победила и на земле, и в воздухе, она потеряла больше самолетов, чем Пакистан. Разумеется, это утверждение может вызвать вопросы, если смотреть на официальную статистику. Здесь достаточно сказать, что обе стороны сильно завышали потери противника.
  
   При анализе потерь индийской авиации следует учитывать, что у ПВО Пакистана начисто отсутствовали зенитно-ракетные комплексы (хотя в тот период они активно применялись во Вьетнаме и на Ближнем Востоке). Пакистан получил свои первые ЗРК - французские "Кротали" - только в конце 1970-х годов. Соотношение сил в воздухе было однозначно в пользу Индии. Сравнивая современные истребители, Пакистан имел 5 эскадрилий F-6 (китайские МиГ-19), "Миражей" III и F-104 "Старфайтер" против 7 индийских эскадрилий МиГ-21. По устаревшим дозвуковым истребителям соотношение составляло 6 пакистанских эскадрилий F-86 "Сейбр" против 16 индийских эскадрилий "Хантеров", "Нэтов" и "Мистэров". Это не говоря о 7 индийских эскадрильях ударных самолетов Су-7 и HF-24 "Марут", способных вести воздушный бой.
  
  
  
   ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О ПОТЕРЯХ
  
   Сразу после завершения войны Индия сообщила о потере 45 самолетов, что зафиксировано в газетах за 18 декабря 1971 года. Со стороны Пакистана на 9 декабря было заявлено сбитие 102 индийских самолетов, итоговые пакистанские данные за всю войну неизвестны.
  
   Со временем откуда-то появились 54 потерянных самолета, это число встречается в некоторых источниках, и нигде не найдено объяснения, как 45 превратились в 54.
  
   В 1992 году министерство обороны Индии написало официальную историю войны. Она не была издана и десятилетия спустя остается (как утверждается) засекреченной, однако ее без проблем можно найти в Интернете. В перечне потерь военной техники (страницы 688-689) там указано, что ВВС Индии потеряли 71 летательный аппарат, а ВМС - 1. Потери ВВС подробнее рассматриваются в двух отдельных главах, посвященных их действиям на Западном и Восточном фронтах. Отсюда можно узнать, что из 71 летательного аппарата 56 потеряны в результате действий противника и 15 потеряны и повреждены в происшествиях (включены и самолеты, и вертолеты). Сразу возникает вопрос, зачем смешивать разбитые и поврежденные машины, ведь из-за такого подхода становится невозможно определить безвозвратные потери.
  
   Потери ВВС на Западном фронте (согласно официальной истории):
   В воздушных боях ("Air Action in Air") - 16
   От авиации противника на земле ("Air action on ground") - 3
   От зенитного огня - 24
   Уничтожены/повреждены в летных происшествиях - 9
   Итого - 52 летательных аппарата (50 самолетов и 2 вертолета)
  
   Потери ВВС на Восточном фронте (согласно официальной истории):
   Потеряны над вражеской территорией - 11
   Потеряны в воздушных боях над своей территорией ("Lost in Air Combat over own territory") - 0
   Потеряны на земле от авиации противника - 0
   Подбиты над вражеской территорией и упали на своей - 2
   Итого - 13
  
   Бросается в глаза, что потери на двух фронтах разделены на совершенно разные категории, которые невозможно просуммировать. Непонятно, для чего выделена категория потерь в воздушных боях над своей территорией на Востоке, если нет категории потерь в воздушных боях над вражеской - такое ощущение, что составитель намеренно пытался скрыть общее число. Нет и небоевых потерь. Еще одна странность в том, что сложение потерь на Западе и Востоке дает 65 летательных аппаратов (52+13), хотя сама история указывает 71 как окончательное число.
  
   В общем, доступная официальная статистика не выглядит полной и прозрачной.
  
  
  
   ПОТЕРИ СОГЛАСНО РУЧНОМУ ПОДСЧЕТУ ПО СОСТАВЛЕННОМУ СПИСКУ
  
   Список составлен на основе базы данных и других материалов сайта Bharat-Rakshak, неопубликованной официальной индийской истории войны, книг индийских авторов Самира Чопры и Джагана Мохана ("Eagles Over Bangladesh"), Дхирендры Джафы ("Death Wasn't Painful"), пакистанских авторов Кайзера Туфайла ("Against All Odds"), Усмана Шаббира и Явара Мазхара ("Eagles of Destiny, Volume 2"), различных отдельных статей. Предполагается, что полнота списка составляет не менее 90 процентов. Есть несколько случаев, которые не включены в него из-за отсутствия убедительного подтверждения безвозвратной потери летательного аппарата. Например, два "Вампира" были повреждены ударами пакистанской авиации на земле, один вертолет "Четак" потерпел катастрофу в Кашмире при эвакуации раненых.
  
   "Идентификатором" потерянных летательных аппаратов являются имена летчиков, в большинстве случаев они известны. Серийные номера известны не всегда, а те, что есть, в некоторых случаях явно перепутаны. У летательных аппаратов ВВС Индии серийный номер состоит из одной-двух латинских литер и трех-четырех цифр (B-780, IE-1075), дефис может не встречаться, и его использование предположительно не стандартизировано. Использовалась британская система воинских званий. Номера эскадрилий тоже записывались по британской традиции (эскадрилья No. 20) без указания их роли (не было "истребительных" или "бомбардировочных" эскадрилий).
  
   Упоминаемый в тексте список "54 пленных военнослужащих" - это часть национального индийского мифа вокруг войны 1971 года. Он был создан в конце 1970-х годов и включает пропавших без вести военнослужащих, которые теоретически могли выжить и попасть в плен, и не были освобождены Пакистаном в 1972 году. По некоторым из них есть серьезные заявки на то, что эти люди оставались в плену десятилетия спустя, некоторые случаи выглядят очень сомнительно. Поскольку факт их выживания не является убедительно доказанным, в статье все они рассматриваются как погибшие.
  
  
  
  
   ПОТЕРИ ПО ТИПАМ САМОЛЕТОВ И СУДЬБЕ ЭКИПАЖЕЙ
  
   Хокер "Хантер" - потерян 21 самолет. Погибли 10 пилотов, попали в плен 3 пилота, спаслись 8 пилотов.
   Западный фронт: Баджпаи (4 декабря, спасся), Муралидхаран (4 декабря, погиб), Тяги (4 декабря, погиб), Чати (4 декабря, плен), Малкани (5 декабря, погиб), Мистри (5 декабря, погиб), Рай (5 декабря, погиб), Коэльо (8 декабря, плен), Джайн (10 декабря, погиб). ИТОГО - 9 потерь; 6 пилотов погибли, 2 пилота в плену, 1 пилот спасся.
   Восточный фронт: Гупта (4 декабря, спасся), Да Коста (4 декабря, погиб), Кхонде (4 декабря, погиб), Мехра (4 декабря, спасся), Саманта (4 декабря, погиб), Тременхир (4 декабря, плен), Дасгупта (7 декабря, спасся), Диксон (10 декабря, спасся), Лал (10 декабря, спасся), Сачдева (10 декабря, погиб), Арора (12 декабря, спасся), Чопра (14 декабря, спасся). ИТОГО - 12 потерь; 4 пилота погибли, 1 пилот в плену, 7 пилотов спаслись.
  
   Сухой Су-7 (индийцы называли их S-22) - потеряно 19 самолетов. Погибли 10 пилотов, попали в плен 5 пилотов, спаслись 4 пилота.
   Западный фронт: Гревал (4 декабря, плен), Нату (4 декабря, спасся), Риши (4 декабря, погиб), Саксена (4 декабря, спасся), Самра (4 декабря, спасся), Сингх (4 декабря, погиб), Джафа (5 декабря, плен), Тамбай (5 декабря, погиб), Бхаттачарья (6 декабря, спасся), Вахи (6 декабря, погиб), Курувилла (6 декабря, плен), Сингх (7 декабря, погиб), Кадам (8 декабря, погиб), Шанкар (9 декабря, погиб), Парулькар (10 декабря, плен), Чиббер (10 декабря, погиб), Мохан (11 декабря, погиб), Дандасс (16 декабря, погиб). ИТОГО - 18 потерь; 10 пилотов погибли, 4 пилота попали в плен, 4 пилота спаслись.
   Восточный фронт: Бхутани (4 декабря, плен).
  
   Микоян и Гуревич МиГ-21 - потеряно 8 самолетов. Погибли 3 пилота, попали в плен 2 пилота, спаслись 3 пилота.
   Западный фронт: Синхджи (5 декабря, плен), Килор (8 декабря, спасся), Дхавале (11 декабря, погиб), Саху (12 декабря, погиб), Гилл (13 декабря, погиб), Сингх (17 декабря, плен). ИТОГО - 6 потерь; 3 пилота погибли, 2 пилота попали в плен, 1 пилот спасся.
   Восточный фронт: Рао (6 декабря, спасся), Гилл (12 декабря, спасся). ИТОГО - 2 самолета; 2 пилота спаслись.
  
   Инглиш Электрик "Канберра" - потеряно 5 самолетов. Погибли 11 членов экипажей.
   Западный фронт: Сасун/Адвани (4 декабря, погибли), Сандал/Нанда (5 декабря, погибли), Госвами/Махаджан (5 декабря, погибли), Наитхани/Теофилус/Пурохит (10 декабря, погибли). ИТОГО - 4 самолета; 9 пилотов погибли.
   Восточный фронт: Уилсон/Мехта (15 декабря, погибли).
  
   Дассо "Мистэр" IV - потеряно 5 самолетов. Погиб 1 пилот, попал в плен 1 пилот, спаслись 3 пилота.
   Западный фронт: Петхиа (5 декабря, плен), неизвестен (6 декабря, спасся), Анукул (8 декабря, спасся), Кумар (13 декабря, погиб), Дас (17 декабря, спасся).
  
   Хиндустан Аэронотикс HF-24 "Марут" - потеряно 4 самолета. Погиб 1 пилот, попали в плен 2 пилота, спасся 1 пилот.
   Западный фронт: Апте (4 декабря, погиб), Бхаргава (5 декабря, плен), Камат (9 декабря, плен), Джатар (11 декабря, спасся).
  
   Фоллэнд "Нэт" - потеряно 2 самолета. Погибли 2 пилота.
   Западный фронт: Сингх (7 декабря, погиб), Секхон (14 декабря, погиб).
  
   Бреге Br.1050 "Ализе" - потерян 1 самолет. Погибли 3 члена экипажа.
   Аравийское море: Рой/Сирохи/Виджаян (10 декабря, погибли).
  
   Хиндустан Аэронотикс HAOP-27 "Кришак" - потерян 1 самолет. Погиб 1 член экипажа, спасся 1 член экипажа.
   Западный фронт: Гаур/Пуния (14 декабря, погиб/спасся).
  
   Дуглас C-47 "Дакота" - потерян 1 самолет. Погибли 10 человек.
   Восточный фронт: Д'Суза и др. (17 декабря, погибли).
  
   Миль Ми-4 - потеряно 2 вертолета. Все члены экипажей спаслись.
   Восточный фронт: Редди и др. (11 декабря, спаслись), Хундал и др. (15 декабря, спаслись).
  
   Хиндустан Аэронотикс "Четак" ("Алуэтт" III) - потерян 1 вертолет. 2 члена экипажа спаслись (кроме того, 1 член экипажа погиб в происшествии предположительно без потери вертолета).
   Западный фронт: Чандел/Рамарао (5 декабря, выжили).
  
   ИТОГО: подтверждаемые безвозвратные потери индийской военной авиации составляют 67 самолетов и 3 вертолета. Потери экипажей этих летательных аппаратов: погибло 52 человека, попали в плен 13 человек. В числе потерь - командиры двух эскадрилий (No. 7, "Хантеры", взят в плен, No. 47, МиГ-21, погиб).
  
  
  
   ПОТЕРИ ПО ФРОНТАМ
  
   Западный фронт:
   Су-7 - 18
   "Хантер" - 9
   МиГ-21 - 6
   "Мистэр" - 5
   "Канберра" - 4
   HF-24 - 4
   "Нэт" - 2
   "Кришак" - 1
   "Четак" - 1
   ИТОГО - 49 самолетов и 1 вертолет.
  
   Восточный фронт:
   "Хантер" - 12
   МиГ-21 - 2
   Су-7 - 1
   "Канберра" - 1
   C-47 - 1
   Ми-4 - 2
   ИТОГО - 17 самолетов и 2 вертолета.
  
   Аравийское море:
   "Ализе" - 1
   ИТОГО - 1 самолет.
  
  
  
   ПОТЕРИ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
  
   ВВС Индии - 65 самолетов и 3 вертолета
   ВМС Индии - 1 самолет
   Армия Индии - 1 самолет
  
  
  
   ПОТЕРИ ПО ДНЯМ И ПРИЧИНАМ (БОЕВЫЕ/НЕБОЕВЫЕ)
  
   3 декабря - потерь нет.
   4 декабря - 19 самолетов (10 "Хантеров", 7 Су-7, 1 HF-24, 1 "Канберра"), в том числе 18 боевых и 1 небоевая (Су-7 Риши).
   5 декабря - 10 самолетов (3 "Хантера", 2 Су-7, 2 "Канберры", 1 МиГ-21, 1 "Мистэр", 1 HF-24) и 1 вертолет ("Четак"), все по боевым причинам.
   6 декабря - 5 самолетов (3 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), в том числе 4 боевые и 1 небоевая ("Мистэр").
   7 декабря - 3 самолета (1 "Хантер", 1 Су-7, 1 "Нэт"), все по боевым причинам.
   8 декабря - 4 самолета (1 "Хантер", 1 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), все по боевым причинам.
   9 декабря - 2 самолета (1 Су-7, 1 HF-24), все по боевым причинам.
   10 декабря - 8 самолетов (4 "Хантера", 2 Су-7, 1 "Канберра", 1 "Ализе"), в том числе 6 боевых и 2 небоевые ("Хантер" Лал, "Канберра" Наитхани и др.).
   11 декабря - 3 самолета (1 Су-7, 1 МиГ-21, 1 HF-24) и 1 вертолет (Ми-4), все самолеты по боевым причинам, Ми-4 (Редди и др.) по небоевой.
   12 декабря - 3 самолета (2 МиГ-21, 1 "Хантер"), в том числе 1 боевая и 2 небоевые ("Хантер" Арора, МиГ-21 Саху).
   13 декабря - 2 самолета (1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), все по боевым причинам.
   14 декабря - 3 самолета (1 "Хантер", 1 "Нэт", 1 "Кришак"), в том числе 2 боевые и 1 небоевая ("Хантер" Чопра).
   15 декабря - 1 самолет ("Канберра") по боевой причине и 1 вертолет (Ми-4 Хундал и др.) по небоевой.
   16 декабря - 1 самолет (Су-7) по боевой причине.
   17 декабря - 3 самолета (1 МиГ-21, 1 "Мистэр", 1 C-47), в том числе 1 боевая и 2 небоевые ("Мистэр" Дас, C-47 Д'Суза и др.).
  
   ИТОГО: потеряно 67 самолетов и 3 вертолета.
   БОЕВЫЕ ПОТЕРИ: 58 самолетов и 1 вертолет, в том числе 18 "Хантеров", 18 Су-7, 7 МиГ-21, 4 HF-24, 4 "Канберры", 3 "Мистэра", 2 "Нэта", 1 "Ализе", 1 "Кришак", 1 "Четак".
   НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ: 9 самолетов и 2 вертолета, в том числе 3 "Хантера" (Лал, Арора, Чопра), 2 "Мистэра" (неизвестный, Дас), 1 Су-7 (Риши), 1 МиГ-21 (Саху), 1 "Канберра" (Наитхани и др.), 1 C-47 (Д'Суза и др.), 2 Ми-4 (Редди и др., Хундал и др.).
  
   Примечание: боевыми потерями считаются потери, так или иначе вызванные действиями противника, а также в результате "дружественного огня". Небоевыми считаются потери, не связанные с действиями противника.
  
  
  
   ПОТЕРИ В ВОЗДУШНЫХ БОЯХ
  
   Как было показано выше, официальная индийская история войны дает потери в воздушных боях почему-то только для Западного фронта.
  
   Изучение составленного списка позволяет насчитать 18 достоверных потерь в воздушных боях (включая 1 вертолет), 1 разбившийся на посадке самолет с боевыми повреждениями и еще 2 возможные потери. Под "достоверными потерями" имеются в виду не вызывающие сомнений - или они признаны самими индийцами, или соответствующие заявки пакистанцев не отрицаются индийцами и не противоречат известным фактам. Две "возможные потери" - это случаи, когда пакистанцы заявили сбитие в воздушном бою, а индийцы указывают зенитный огонь или нечто другое.
  
   Таким образом, Индия достоверно потеряла в воздушных боях 8 "Хантеров" (плюс 1 разбившийся на посадке с боевыми повреждениями), 4 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Нэт", 1 "Канберру", 1 "Ализе", 1 "Кришак" и 1 вертолет "Четак". Сюда не включены один HF-24, уничтоженный на ВПП, и один МиГ-21, сбитый "дружественным огнем" своего товарища.
  
   Достоверные потери Индии в воздушных боях:
   4 декабря - "Хантер" (Муралидхаран) сбит пулеметным огнем F-86.
   4 декабря - "Хантер" (Баджпаи) поврежден в бою с F-86 и разбился при попытке совершить аварийную посадку на аэродроме.
   4 декабря - "Хантер" (Тяги) сбит пулеметным огнем F-86.
   4 декабря - "Хантер" (Чати) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
   4 декабря - "Хантер" (Тременхир) сбит пулеметным огнем F-86.
   4 декабря - "Хантер" (Мехра) сбит пулеметным огнем F-86.
   4 декабря - Су-7 (Сингх) сбит ракетой AIM-9 с F-6 (МиГ-19). Замечание: один индийский источник указывает причиной потери зенитный огонь, но официальная история войны подтверждает потерю в этот день одного Су-7 от вражеского самолета, и речь наверняка о Сингхе.
   4 декабря - "Канберра" (Сасун/Адвани) сбита ракетой AIM-9 с "Миража".
   5 декабря - "Хантер" (Мистри) сбит пушечным огнем и ракетой AIM-9 с "Миражей".
   5 декабря - "Хантер" (Малкани) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
   5 декабря - "Хантер" (Рай) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
   5 декабря - "Четак" (Чандел/Рамарао) числится сбитым F-86.
   6 декабря - Су-7 (Вахи) сбит ракетой AIM-9 с "Миража".
   7 декабря - Су-7 (Сингх) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
   10 декабря - "Ализе" (Рой и др.) сбит пушечным огнем F-104.
   11 декабря - Су-7 (Мохан) сбит пулеметным огнем F-86.
   14 декабря - "Нэт" (Секхон) сбит пулеметным огнем F-86.
   14 декабря - "Кришак" (Гаур/Пуния) сбит пулеметным огнем F-86.
   17 декабря - МиГ-21 (Сингх) сбит пулеметным огнем F-86.
  
   Возможные потери Индии в воздушных боях:
   4 декабря - Су-7 (Нату) заявлен пакистанцами сбитым ракетой AIM-9 с F-104. По индийским данным, сбит зенитным огнем.
   8 декабря - Су-7 (Кадам) заявлен пакистанцами сбитым ракетой AIM-9 с F-6 (МиГ-19). Индийская версия неясна.
  
  
    []
   Единственная потеря Су-7 на Восточном фронте произошла в полдень 4 декабря над авиабазой ВВС Пакистана Тежгаон возле Дакки. На втором заходе сквадрон-лидер Сатья Ван Бхутани был сбит зенитным огнем, что зафиксировали журналисты, приглашенные для съемки сбитого перед этим "Хантера". Летчик успел катапультироваться и провел две недели в плену.
  
  
   СПИСОК ПОТЕРЬ ИНДИЙСКОЙ АВИАЦИИ
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, сквадрон-лидер Кайлаш Натх Баджпаи (Bajpai)
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-462, эскадрилья No. 20 ВВС Индии, флаинг-офицер Коттейезатх Путхияветтил Муралидхаран (Muralidharan)
   Западный фронт, боевые потери. Пара Баджпаи - Муралидхаран наносила удар по военному аэродрому Пешавар. Выполнив задание, она была перехвачена парой истребителей F-86. Индийцы имели инструкции не вступать в воздушные бои из-за ограничения по топливу, но Муралидхаран оказался втянут в бой, был сбит и погиб. Самолет Баджпаи получил повреждения, летчик считал, что не сможет вернуться в Патханкот, и ему сказали садиться на строящемся аэродроме Джамму в Кашмире. Там взлетно-посадочная полоса оказалась слишком короткой, "Хантер" столкнулся с гражданским грузовиком в конце нее и потом был списан, летчик не пострадал. Муралидхаран включен в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев.
   Замечание: в источниках не поясняется, почему летчики были из разных эскадрилий.
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-490, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флаинг-офицер Судхир Тяги (Tyagi)
   Западный фронт, боевая потеря. Ведомый в составе пары, наносившей удар по военному аэродрому Мурид (Пенджаб). После нанесения удара, по индийской версии, он сбил какой-то пакистанский самолет. На отходе от цели "Хантеры" были перехвачены парой F-86, и в воздушном бою Тяги был сбит и погиб примерно в 44 км восточнее авиабазы Мурид. Утверждение, что его сбил F-6, следует считать ошибкой или опечаткой. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра". Примечательно, что в описании награды не указан тип самолета, якобы сбитого Тяги (пакистанцы не подтверждают такую потерю), но указаны типы самолетов, атаковавших его после этого (якобы два F-86 и один "Мираж" III, в пакистанских источниках нет упоминания "Миража"). Индийцы утверждают, что имя Тяги было озвучено пакистанским радио на следующий день, и поэтому он вошел в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-479, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флаинг-офицер Видьядхар Шанкаррао Чати (Chati)
   Западный фронт, боевая потеря. В составе пары наносил удар по военному аэродрому Мианвали (Пенджаб). В ходе атаки "Хантерам" не удалось уничтожить взлетавший в этот момент одиночный истребитель F-6 (МиГ-19), который после взлета сбил самолет Чати пушечным огнем. Пилот катапультировался, после приземления получил пулевое ранение и был взят в плен. На допросе высказал мнение, что его сбили зенитным огнем, однако источники обеих сторон подтверждают сбитие истребителем. Освобожден в ноябре 1972 года.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-907, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флайт-лейтенант Гурдип Сингх Самра (Samra)
   Западный фронт, боевая потеря. При нанесении удара по наступавшим танкам M4 "Шерман" 26-го кавалерийского полка 23-й пехотной дивизии в районе Чхамба (Кашмир) самолет был подбит огнем зенитных пулеметов на танках (это подтверждается свидетельствами с обеих сторон, и у пакистанских сил в этом районе не было зенитной артиллерии). Пилот пытался дотянуть до своей территории с отказавшим двигателем, катапультировался на очень малой высоте и при почти нулевой скорости, приземлился на ничейной территории, поломав ногу. В тот же день подобран индийским подразделением и позднее отправлен в госпиталь.
   Замечание: в ряде источников имя пилота указано как Гурдип Сингх. Дополнительные данные показывают, что его полное имя - Гурдип Сингх Самра.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 108 ВВС Индии, флайт-лейтенант Дипак Рамачандра Нату (Natu)
   Западный фронт, боевая потеря. Обстоятельства противоречивы. По индийским данным, самолет сбит зенитным огнем и пилот катапультировался. Пакистанская версия гласит, что пара F-104 при попытке нанести удар по индийской РЛС в Амритсаре встретила пару Су-7, и в воздушном бою один индийский самолет был сбит ракетой AIM-9 - заявляется, что это и был Нату.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 32 ВВС Индии, флайт-лейтенант Мелвиндер Сингх Гревал (Grewal)
   Западный фронт, боевая потеря. Утром Гревал участвовал в налете на военный аэродром Рафик (Пенджаб; индийцы называли его прежним названием Шоркот), ему засчитали уничтоженный самолет (по пакистанским данным, был уничтожен один макет и повреждены два самолета). В середине дня в составе четверки снова атаковал этот аэродром и был сбит зенитным огнем, катапультировался, был избит местными жителями и попал в плен. Один из трех участников неудачного "великого побега" из лагеря военнопленных в Равалпинди в августе 1972 года. Освобожден в ноябре 1972 года, награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-849, эскадрилья No. 222 ВВС Индии, флайт-лейтенант Харвиндер Сингх (Singh)
   Западный фронт, боевая потеря. Пара Радже - Сингх наносила удар по военному аэродрому Рисалевала (Пенджаб). Согласно пакистанским данным, был сбит возле базы ракетой AIM-9 с истребителя F-6 (МиГ-19). Некоторые индийские источники подтверждают это, но как минимум один предполагает, что самолет был сбит зенитным огнем. В официальной индийской истории войны признается потеря 4 декабря одного Су-7 в воздушном бою, и наиболее вероятно, что речь идет о самолете Сингха (другим кандидатом является Нату, но относительно него индийские источники более решительно указывают зенитный огонь). Пилот, очевидно, погиб - по одной версии, он был убит толпой в Лайяллпуре (позднее Фейсалабад), но индийская сторона утверждает, что на следующий день пакистанское радио объявило о его пленении, и включила его в список 54 пропавших без вести военнослужащих, которые предположительно остались в пакистанском плену.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 222 ВВС Индии, флайт-лейтенант Прем Натх Саксена (Saxena)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем в районе гидротехнических сооружений Сулейманке на границе. Пилот катапультировался и вернулся к своим.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-899, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флаинг-офицер Джаянт Риши (Rishi)
   Западный фронт, небоевая потеря. На взлете с аэродрома Адампур (Пенджаб) лопнула покрышка на колесе, самолет сошел со взлетно-посадочной полосы и произошла детонация боекомплекта, пилот погиб (для него это был третий боевой вылет в тот день).
   Замечание: есть неопределенность с его званием, флаинг-офицер или флайт-лейтенант.
  
  
   4 декабря 1971
   HF-24 - серийный номер D-1193, эскадрилья No. 220 ВВС Индии, флайт-лейтенант Прадип Винаяк Апте (Apte)
   Западный фронт, боевая потеря. Ведомый в составе пары вылетел на тактическую разведку ("свободную охоту") возле Умеркота (Синд). Атаковал сначала обнаруженный автотранспорт, потом разгружаемый железнодорожный состав на станции Дхоронаро, и во время очередного захода был подбит. Неудачно попытался вернуться на базу, катапультировался и погиб (есть информация, что его расстреляли в воздухе или на земле - пленный флайт-лейтенант Бхаргава слышал об этом от пакистанского офицера). Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   4 декабря 1971
   "Канберра" B(I).58 - серийный номер IF-916, подразделение переучивания на реактивные бомбардировщики ВВС Индии, флайт-лейтенант Ллойд Мозес Сасун (Sasoon), флайт-лейтенант Рам Метхарам Адвани (Advani)
   Западный фронт, боевая потеря. Вечером вылетел для нанесения удара по военному аэродрому Мианвали (Пенджаб). Сбит на пути к цели ракетой AIM-9 с истребителя "Мираж" III. Датой потери также указывается 5 декабря, вероятно, из-за того, она произошла ночью 4-5 декабря (примерное время - около 20 часов 4 декабря). Оба члена экипажа погибли, но внесены в список 54 пропавших без вести индийских военнослужащих, которые могли попасть в плен. Один индийский источник ссылается на неофициальную пакистанскую информацию, что Сасун якобы катапультировался и был убит местными жителями.
   Замечание: есть неопределенность с номером самолета. Встречается упоминание, что это IF-913, а борт IF-916 был потерян на Восточном фронте 15 декабря.
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-287, эскадрилья No. 7 ВВС Индии, сквадрон-лидер Сурендранат Кедарнат Гупта (Gupta)
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-295, эскадрилья No. 7 ВВС Индии, флайт-лейтенант Андре Рудольф Да Коста (Da Costa)
   Восточный фронт, боевые потери. Пара Гупта - Да Коста вылетела для удара по мосту в районе Лалмонирхат. После нанесения удара они атаковали пакистанский железнодорожный состав, в ходе чего оба самолета были повреждены зенитным огнем. По одним данным, оба разбились на территории Индии, при этом Гупта катапультировался возле аэродрома Багдогра, Да Коста погиб и посмертно был награжден медалью "Вир Чакра". Более подробное описание указывает, что Да Коста упал в районе цели (Гупта безуспешно пытался с ним связаться, когда увидел, что тот подбит), а Гупта катапультировался немного позднее, но все еще над территорией Восточного Пакистана, и был подобран вертолетом "Алуэтт" III. На следующий день при участии Гупты место падения самолета Да Косты нашли и эвакуировали останки пилота.
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-266, эскадрилья No. 37 ВВС Индии, флайт-лейтенант Шрикришна Гаджанан Кхонде (Khonde)
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-252, эскадрилья No. 37 ВВС Индии, сквадрон-лидер Амаленду Бхушан Саманта (Samanta)
   Восточный фронт, боевые потери. Два "Хантера" потеряны в двух разных налетах на военный аэродром Тежгаон возле Дакки. Сначала атаковала пара Кхонде - Арора, ведущий был сбит зенитным огнем в первом заходе и погиб (ведомый Арора 12 декабря попал в летное происшествие на взлете). Позднее четверка Босе - Деван - Саманта - Наир при нанесении удара потеряла один самолет от зениток. Подбитый Саманта передал, что попытается долететь до Кумбхиграма, но не смог этого сделать и погиб.
   Пакистанские авторы считают, что один из этих двух самолетов стал жертвой истребителя F-86 - описывается сбитие одного "Хантера" в воздушном бою и падение, причем летчик не катапультировался и это произошло на глазах свидетелей. Пакистанский историк Кайзер Туфайл полагал, что в воздушном бою сбит Саманта, исходя из времени потери и вылета F-86, однако это противоречит имеющейся информации. Флаинг-офицер Шамс уль-Хак, заявивший о победе, вылетел около 9.30, а время потерь "Хантеров" указано в индийских источниках как 10.46 у Кхонде и 12.18 у Саманты (остается вопрос о часовых поясах).
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 14 ВВС Индии, сквадрон-лидер Канвал Дип Мехра (Mehra)
   Восточный фронт, боевая потеря. Пара Мехра - Моне наносила удар по военному аэродрому Тежгаон возле Дакки. Согласно индийским данным, они уничтожили несколько F-86 на земле (не подтверждается пакистанцами; по другому описанию, индийцы вообще не заметили "Сейбры" на аэродроме, потому что они были рассредоточены и закамуфлированы), затем вступили в бой с парой F-86, и Мехра подбил один из них. Далее Мехра был сбит "Сейбром" и катапультировался. При этом он вывихнул плечо, его парашют раскрылся за секунды до приземления. Его нашли партизаны "мукти бахини" и через несколько дней вывели к индийскому подразделению. Два источника дают противоречивую информацию о судьбе его руки: она то ли восстановилась ("Eagles Over Bangladesh"), то ли была ампутирована (статья "1971 War: How Mukti Joddhas Saved An IAF Pilot").
  
  
   4 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 14 ВВС Индии, флайт-лейтенант Кеннет Чарльз Тременхир (Tremenheere)
   Восточный фронт, боевая потеря. Вылет пары Сундаресан - Тременхир для удара по радиолокационной станции на военном аэродроме Тежгаон возле Дакки. Вступили в бой с парой F-86, и обе стороны потеряли по одному самолету. Тременхир катапультировался и после приземления был замечен пропакистански настроенными местными жителями, которые, вероятно, собирались его линчевать, но его подобрал пакистанский вертолет "Алуэтт" III - он попал в плен. Освобожден после завершения боевых действий на Восточном фронте.
  
  
   4 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 221 ВВС Индии, сквадрон-лидер Сатья Ван Бхутани (Bhutani)
   Восточный фронт, боевая потеря. Налет пары Бхутани - Рахман на военный аэродром Тежгаон возле Дакки. Совершая второй заход, ведущий был сбит зенитным огнем на глазах журналистов, которых пакистанцы пригласили для фиксирования сбитого "Хантера" Кхонде. Пилот катапультировался на малой высоте. После приземления он был атакован и избит враждебно настроенной толпой, от которой его с трудом спасла полиция. Взят в плен, освобожден после завершения боевых действий на Восточном фронте.
  
  
   5 декабря 1971
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-1014, эскадрилья No. 20 ВВС Индии, сквадрон-лидер Джал Маникша Мистри (Mistry)
   Западный фронт, боевая потеря. Пара Мистри - Карумбая должна была нанести удар по РЛС на горе Сакесар (Соляной хребет, Пенджаб). Ведомый не взлетел из-за неисправности, но Мистри полетел на задание в одиночку. После выполнения атаки был перехвачен и сбит парой "Миражей" III пушечным огнем и ракетой AIM-9. По разным данным, пилот не катапультировался или катапультировался слишком поздно и погиб. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   5 декабря 1971
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-488, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флаинг-офицер Кишан Лакхимал Малкани (Malkani)
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-482, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флайт-лейтенант Гурдев Сингх Рай (Rai)
   Западный фронт, боевые потери. Пара Рай - Малкани наносила очередной удар по РЛС на горе Сакесар (Соляной хребет, Пенджаб). При отходе от цели перехвачена и сбита парой F-6 (МиГ-19) пушечным огнем, оба пилота погибли. Посмертно награждены медалями "Вир Чакра", их имена включены в список 54 пропавших без вести военнослужащих, которых Индия считает пленными.
  
  
   5 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-891, эскадрилья No. 26 ВВС Индии, сквадрон-лидер Дхирендра Сингх Джафа (Jafa)
   Западный фронт, боевая потеря. В составе четверки наносил удар по позициям артиллерии севернее Лахора. На шестом заходе сбит зенитным огнем. Пилот катапультировался на малой высоте, был избит местным населением и взят в плен. Освобожден в ноябре 1972 года, награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   5 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-839, эскадрилья No. 32 ВВС Индии, флайт-лейтенант Виджай Васант Тамбай (Tambay)
   Западный фронт, боевая потеря. Вылет пары Бхатья - Тамбай для удара по военному аэродрому Рафик (Пенджаб; индийцы называли его прежним названием Шоркот). При выполнении второго захода ведомый сбит зенитным огнем. Ведущий не наблюдал катапультирования, однако индийская сторона включила Тамбая в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену. Утверждалось, что пакистанская газета газета сообщила о его пленении, исковеркав фамилию. Десятилетия спустя его дядя заявил, что в 1989 году мимолетно видел Тамбая в пакистанской тюрьме с разрешения губернатора Пенджаба Тикка Хана.
  
  
   5 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер C-764, эскадрилья No. 29 ВВС Индии, флайт-лейтенант Хариш Синхджи (Sinhji)
   Западный фронт, боевая потеря. Совершая вылет на "свободную охоту", сбит зенитным огнем в районе гидротехнических сооружений Сулейманке на границе. Пилот катапультировался, был избит местными жителями и попал в плен. Один из трех участников неудачного "великого побега" из лагеря военнопленных в Равалпинди в августе 1972 года. Освобожден в ноябре 1972 года.
  
  
   5 декабря 1971
   HF-24 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 220 ВВС Индии, флайт-лейтенант Джавахар Лал Бхаргава (Bhargava)
   Западный фронт, боевая потеря. Вылет пары Бакши - Бхаргава на "свободную охоту" в районе Наячхор (Синд). Бхаргава, для которого это был первый боевой вылет, был сбит зенитным огнем на высоте менее 100 метров, выполняя второй заход на цель. Он катапультировался и попытался выйти к индийским войскам, при встрече с местным населением выдавая себя за сбитого пакистанского летчика, но его разоблачили и взяли в плен. Освобожден в ноябре 1972 года.
  
  
   5 декабря 1971
   "Мистэр" IVA - серийный номер IA-954, эскадрилья No. 31 ВВС Индии, флайт-лейтенант Адитья Викрам Петхиа (Pethia)
   Западный фронт, боевая потеря. Выполнял вылет на "свободную охоту", обнаружил пакистанский железнодорожный состав с танками и атаковал его, поразив, по индийской версии, два танка. На третьем заходе был сбит зенитным огнем возле Чиштиан-Манди (Бахавалнагар, Пенджаб). Пилот катапультировался, был избит и едва не застрелен местными жителями. Попал в плен, освобожден в мае 1972 года во время обмена больными военнопленными.
  
  
   5 декабря 1971
   "Канберра" B(I).58 - серийный номер IF-923, эскадрилья No. 35 ВВС Индии, флайт-лейтенант Суреш Чандра Сандал (Sandal), флайт-лейтенант Кушпал Сингх Нанда (Nanda)
   Западный фронт, боевая потеря. Совершал налет на военный аэродром Масрур возле Карачи. После сброса бомб сбит зенитным огнем, оба члена экипажа погибли, но внесены в список 54 пропавших без вести индийских военнослужащих, которые могли попасть в плен. В пакистанских источниках местом потери указано Аравийское море, из чего можно заключить, что самолет упал в воду.
  
  
   5 декабря 1971
   "Канберра" B(I).58 - серийный номер IF-960, эскадрилья No. 5 ВВС Индии, флайт-лейтенант Судхир Кумар Госвами (Goswami), флайт-лейтенант Шрикант Чандракант Махаджан (Mahajan)
   Западный фронт, боевая потеря. Ночью 4-5 декабря наносил удар по военному аэродрому Мианвали (Пенджаб). Подбит зенитной артиллерией (по версии одного источника, 94-мм орудием QF 3.7), упал в районе населенного пункта Бхалвал или Хушаб. Экипаж считается погибшим, но индийская сторона утверждает, что пакистанское радио сообщало о пленении пилотов, и они включены в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
   Замечание: номером самолета также называется IF-899.
  
  
   5 декабря 1971
   "Четак" (SA.316B "Алуэтт" III) - серийный номер неизвестен, вертолётное подразделение No. 114 ВВС Индии, флайт-лейтенант Бхупиндер Сингх Чандел (Chandel), флаинг-офицер Сатьяволу Шри Рамарао (Ramarao)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит истребителем F-86 во время пакистанского налета на аэродром Сринагар. Оба члена экипажа получили серьезные травмы. Непонятно, что именно произошло: в индийских источниках (включая официальную историю войны) вертолет указан как сбитый пакистанцами, но сами пакистанцы, похоже, не претендовали на его сбитие.
  
  
   6 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-854, эскадрилья No. 222 ВВС Индии, флаинг-офицер Кариядил Чериян Курувилла (Kuruvilla)
   Западный фронт, боевая потеря. Вылет пары Да Коста - Курувилла для уничтожения танков в районе Дера-Баба-Нака (индийский Пенджаб; пакистанские источники указывают местом Джассар на территории Пакистана). На втором заходе ведомый был сбит зенитным огнем. Пилот катапультировался, сломал лодыжку при приземлении и через несколько часов был взят в плен. Освобожден в ноябре 1972 года, награжден медалью "Вир Чакра". Примечательный факт: за время своей службы Курувилла трижды катапультировался из Су-7 (6 декабря 1971, 23 октября 1980, 4 сентября 1981).
  
  
   6 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флайт-лейтенант Джагдиш Бхаттачарья (Bhattacharya)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем при атаке наземных целей в районе Чхамба (Кашмир). Пилот катапультировался, получив травму позвоночника, но сумел избежать пленения и вечером вернулся на базу на армейском джипе.
  
  
   6 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-868, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флайт-лейтенант Виджай Кумар Вахи (Wahi)
   Западный фронт, боевая потеря. Вылет пары Шинде - Вахи для удара по наступающим пакистанским войскам в районе Чхамба (Кашмир). По индийским данным, Вахи подбил два танка. При отходе от цели их догнала пара "Миражей" III (погоня длилась несколько минут), и самолет Вахи был сбит двумя ракетами AIM-9. Пилот неудачно катапультировался и умер от полученных травм. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
   Замечание: в описании награды Вахи не сказано, чем он был сбит, и возможно, что ВВС Индии не признают его потерю в воздушном бою; в то же время с их стороны нет никаких данных, которые ставили бы под сомнение победу "Миража". Официальная история войны лаконично сообщает, что за день в вылетах на поддержку войск потеряно три Су-7, не уточняя причины потерь. На индийском сайте Bharat-Rakshak в одном месте сказано, что он мог быть сбит "Миражом", а в другом - что F-86. На этом же сайте приведено интервью с вице-маршалом авиации Мадхабендрой Банерджи (во время войны служившим в эскадрилье No. 101), где он прямо сказал, что Вахи был сбит "Миражом".
  
  
   6 декабря 1971
   "Мистэр" IVA - серийный номер неизвестен, предположительно эскадрилья No. 31 ВВС Индии, имя пилота неизвестно
   Западный фронт, небоевая потеря. Разбился на территории Индии после остановки двигателя, направляясь в округ Хавели (пакистанская часть Кашмира) на разведку/вооруженную разведку. Пилот успешно катапультировался.
  
  
   6 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 4 ВВС Индии, сквадрон-лидер Дракшарам Пандуранга Рао (Rao)
   Восточный фронт, боевая потеря. Самолет был поврежден огнем с земли при совершении вылета против наземных целей в районе Брахманбарии, попытался вернуться на аэродром базирования Гаухати (Ассам), но разбился из-за выработки топлива, пилот катапультировался и вывихнул лодыжку. Подробности в разных источниках несколько противоречат друг другу. Подбитый самолет шел на базу в одиночестве, была плохая видимость, летчик только что прибыл в Гаухати и не знал местности, база не могла наводить его, так как самолет находился в "мертвой зоне" РЛС. Согласно официальной индийской истории войны, он упал в 16 км от аэродрома.
  
  
   7 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-902, эскадрилья No. 26 ВВС Индии, сквадрон-лидер Джива Сингх (Singh)
   Западный фронт, боевая потеря. Ведущий пары, наносившей удар по войскам противника в районе Чхамба (Кашмир). Атакован истребителем F-6 (МиГ-19) и сбит пушечным огнем, самолет упал в районе Самбы. Побывавшее на месте падения индийское подразделение подтвердило гибель летчика. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра". В описании награды сказано, что он вступил в бой с вражеским F-104, чтобы дать своему ведомому возможность уйти, однако пакистанские данные не подтверждают участие в этом эпизоде F-104.
  
  
   7 декабря 1971
   "Нэт" F.1 - серийный номер IE-1075, эскадрилья No. 9 ВВС Индии, флаинг-офицер Манмохан Сингх (Singh)
   Западный фронт, боевая (?!) потеря. Вероятно, самая странная потеря всей войны. Самолет перегонялся из Хальвары в Амритсар. Согласно официальной индийской истории войны, разбился вблизи аэродрома при выполнении маневра уклонения, когда его предупредили о пакистанских самолетах поблизости, пилот погиб. Пакистанская версия: пакистанский военный диспетчер, зная о том, что индийцы его слышат, отдавал команды вымышленному истребителю, якобы наводя его на обнаруженную радаром цель возле Амритсара. Индийский военный диспетчер был введен этими командами в заблуждение и отдал Сингху приказ совершить резкий маневр для уклонения от предполагаемой атаки, при выполнении которого пилот потерял управление.
  
  
   7 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 14 ВВС Индии, флайт-лейтенант Самарджит Дасгупта (Dasgupta)
   Восточный фронт, боевая потеря. Участвовал в ударе группы из 8 самолетов по военному аэродрому Тежгаон возле Дакки. После сброса бомб самолет стал терять топливо, предположительно из-за повреждения огнем с земли или осколками бомб (официальная версия - подбитие зенитным огнем). При заходе на посадку на аэродром Дум-Дум (район Калькутты) двигатель остановился, выработав все топливо, пилот успешно катапультировался.
  
  
   8 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-329, эскадрилья No. 7 ВВС Индии, уинг-коммандер Бернард Энтони Коэльо (Coelho)
   Западный фронт, боевая потеря. Командир эскадрильи No. 7 сбит зенитным огнем при атаке моста в Сулейманке (также указывается район Хасилпура в пакистанском Пенджабе). Пилот катапультировался и приземлился на ничейной территории. Первыми до него добрались пакистанцы и взяли в плен; его чуть не застрелил пакистанский офицер, потерявший семь солдат в результате его атаки. Освобожден в ноябре 1972 года.
  
  
   8 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-910, Управление разработки тактики и воздушного боя (пилот придан эскадрилье No. 26 ВВС Индии), флайт-лейтенант Рамеш Гулабрао Кадам (Kadam)
   Западный фронт, боевая потеря. Ведомый в составе пары, наносившей удар по военному аэродрому Рисалевала (Пенджаб). При отходе от цели был атакован и сбит истребителем F-6 (МиГ-19) ракетой AIM-9. Причина потери по официальным индийским данным неясна. Как минимум один индийский источник указывает зенитный огонь, другой подтверждает пакистанские данные о сбитии истребителем F-6, третий пишет про истребитель F-86. Пилот считается погибшим, но индийцы включили его в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
  
  
   8 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 45 ВВС Индии, сквадрон-лидер Дензил Джозеф Килор (Keelor)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем в районе Чхамба (Кашмир). Пилот катапультировался, неудачно приземлился на ничейной земле и был парализован. Впоследствии его нашли индийские войска и отправили в госпиталь, со временем он вернулся к летной службе.
  
  
   8 декабря 1971
   "Мистэр" IVA - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 31 ВВС Индии, сквадрон-лидер Анукул (Anukul)
   Западный фронт, боевая потеря. Выполняя вылет предположительно на разведку/вооруженную разведку в районе Хавели (пакистанская часть Кашмира), сбит зенитным огнем. Местом потери также указывается Амрука в индийском округе Фазилка. Пилот успешно катапультировался.
  
  
   9 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-860, эскадрилья No. 32 ВВС Индии, флайт-лейтенант Нагасвами Шанкар (Shankar)
   Западный фронт, боевая потеря. Участвовал в налете на вспомогательный аэродром Чандер (современное название - Чандхар). Сбит зенитным огнем северо-западнее Амритсара. В официальной индийской истории войны указано, что он мог быть сбит ракетой, с пакистанской стороны не обнаружено комментариев на этот счет. Пилот считается погибшим, но включен в индийский список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
  
  
   9 декабря 1971
   HF-24 - серийный номер BD-858, эскадрилья No. 220 ВВС Индии, сквадрон-лидер Арун Витхал Камат (Kamat)
   Западный фронт, боевая потеря. При нанесении удара по аэродрому возле Котри (район Хайдарабада, Синд) сбит зенитным огнем. Пилот катапультировался на малой высоте, в результате чего получил серьезные травмы обеих ног, был взят в плен, освобожден в ноябре 1972 года.
   Замечание: самолет из эскадрильи No. 220, пилот из эскадрильи No. 10.
  
  
   10 декабря 1971
   "Хантер" F.56A - серийный номер A-938, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, сквадрон-лидер Мохиндер Кумар Джайн (Jain)
   Западный фронт, боевая потеря. Ведущий пары, наносившей удар по наземным целям в районе Чхамба (Кашмир). Сбит зенитным огнем. Пилот считается погибшим, но включен в индийский список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   10 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-777, эскадрилья No. 26 ВВС Индии, флайт-лейтенант Дилип Камалакар Парулькар (Parulkar)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем при нанесении удара по радиолокационной станции в районе Зафарвала (Пенджаб) восточнее Лахора. Пилот катапультировался, был избит местным населением и взят в плен. Один из трех участников неудачного "великого побега" из лагеря военнопленных в Равалпинди в августе 1972 года. Освобожден в ноябре 1972 года. Примечательный факт: за время своей службы Парулькар трижды катапультировался из Су-7 (2 мая 1970, 10 декабря 1971, 24 января 1975).
  
  
   10 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-798, эскадрилья No. 108 ВВС Индии, флайт-лейтенант Свадеш (Судеш?) Кумар Чиббер (Chibber)
   Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем при нанесении удара по железнодорожной станции Манди-Садик-Гандж (Пенджаб). Пилот погиб.
  
  
   10 декабря 1971
   "Канберра" B(I).66 - серийный номер F-1024, эскадрилья No. 5 ВВС Индии, флайт-лейтенант Равиндра Дхар Наитхани (Naithani), флайт-лейтенант Джеральд Теофилус (Theophilus), флайт-лейтенант Манохар Пурохит (Purohit)
   Западный фронт, небоевая потеря. Вылет ночью 10-11 декабря на бомбардировку железнодорожной станции Лодхран (Пенджаб). После нанесения удара самолет не вернулся на базу, его обломки найдены на территории Индии в Раджастхане, причина потери не установлена. Пакистанские источники указывают местом потери район Биканера, один источник утверждает, что "мог быть поражен зенитным огнем", не приводя ничего в подтверждение этой версии. На борту находились три члена экипажа (пилот и два штурмана), все считаются погибшими, но Пурохит включен индийцами в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
   Датами потери в разных источниках могут указываться 9 и 11 декабря.
  
  
   10 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-275, эскадрилья No. 14 ВВС Индии, сквадрон-лидер Рамеш Чандер Сачдева (Sachdeva)
   Восточный фронт, боевая потеря. Ведущий звена, атаковавшего неуправляемыми ракетами пакистанские катера возле Нараянганджа. Во время боевого захода произошла остановка двигателя. Пилот погиб в процессе катапультирования, посмертно награжден медалью "Вир Чакра". Падение самолета наблюдали партизаны "мукти бахини", подобравшие тело летчика. Причина потери, скорее всего, не была точно установлена, и ряд индийских источников указывает просто остановку двигателя, однако официальная история войны упоминает самолет как сбитый зенитным огнем.
  
  
   10 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-347, эскадрилья No. 17 ВВС Индии, флаинг-офицер Раджеш Лал (Lal)
   Восточный фронт, небоевая потеря. При возвращении из боевого вылета у самолета начались проблемы с двигателем. Лал попытался совершить посадку на неиспользуемом аэродроме Куч-Бихар (Западная Бенгалия). Самолет разбился, пилот выжил. "Хантер" из эскадрильи No. 17, пилот из эскадрильи No. 37.
  
  
   10 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 17 ВВС Индии, флайт-лейтенант Лоуренс Диксон (Dixon)
   Восточный фронт, боевая потеря. Пара Бансал - Диксон наносила удар неуправляемыми ракетами по пакистанскому штабу в районе Хилли. Во время очередного захода на цель Диксон почувствовал удар, из-за потери управления и пожара на борту он катапультировался. Был спасен индийским подразделением. Также указывается, что он был сбит "в районе Лалмонирхата", и есть версия, что потерян по небоевой причине.
  
  
   10 декабря 1971
   Br.1050 "Ализе" - серийный номер IN-203, авиационная эскадрилья No. 310 ВМС Индии, лейтенант Ашок Рой (Roy), лейтенант Харбир Сингх Сирохи (Sirohi), матрос Виджаян (Vijayan)
   Аравийское море, боевая потеря - единственный потерянный самолет ВМС Индии в войне 1971 года. Участвовал в поиске пакистанской подводной лодки "Хангор", накануне потопившей индийский фрегат "Кукри". Обнаружен парой истребителей F-104, искавших индийские ракетные катера "Оса", и сбит пушечным огнем (непонятно, откуда в некоторых источниках информация о ракете AIM-9, пакистанские авторы однозначно пишут о пушке). Все три члена экипажа погибли, пилот Ашок Рой посмертно награжден медалью "Вир Чакра" и почему-то включен в список 54 военнослужащих, пропавших без вести и предположительно находящихся в пакистанском плену.
  
  
   11 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-780, эскадрилья No. 26 ВВС Индии, флайт-лейтенант Кришна Кумар Мохан (Mohan)
   Западный фронт, боевая потеря. В составе тройки участвовал в вылете против наземных целей в секторе Чхамб (Кашмир). Возле Нуркота атакованы истребителями F-86 (тоже выполнявшими вылет на удар по наземным целям; их было три по пакистанским данным и шесть по индийским), самолет сбит пулеметным огнем и упал возле Шакаргарха, пилот погиб.
  
  
   11 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер C-1107, эскадрилья No. 1 ВВС Индии, флайт-лейтенант Ашок Балвант Дхавале (Dhavale)
   Западный фронт, боевая потеря ("дружественный огонь"). Ведущий пары, вылетевшей с аэродрома Адампур ночью (непонятно, 10-11 или 11-12 декабря) на перехват пакистанского разведчика "Мираж" IIIRP. Случайно сбит ракетой К-13, выпущенной его ведомым. Обломки самолета найдены на территории Индии возле населенного пункта Сарна западнее Патханкота. По одним данным, там были личные вещи пилота, но не было трупа. По другим, труп летчика найден, кремирован и в январе 1972 года останки переданы родственникам. Несмотря на это, Дхавале необъяснимым образом включен в индийский список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев.
  
  
   11 декабря 1971
   HF-24 - серийный номер D-1204, эскадрилья No. 10 ВВС Индии, сквадрон-лидер Мадхукар Шантарам Джатар (Jatar)
   Западный фронт, боевая потеря. Пара Джатар - Сидху готовилась к взлету с аэродрома Уттарлай (Раджастхан), когда появились пакистанские F-104 и атаковали их на взлетно-посадочной полосе пушечным огнем. Самолет Джатара загорелся и был уничтожен, пилот успел покинуть кабину, получив сильные ожоги (в ходе этого налета погиб один военнослужащий из технического персонала). В индийских источниках есть противоречие относительно эскадрильи, которой принадлежал самолет - No. 10 или No. 220.
  
  
   11 декабря 1971
   Ми-4 - серийный номер Z-613, вертолетное подразделение No. 110 ВВС Индии, флаинг-офицер Багия Лакшми Кантх Редди (Reddy), флаинг-офицер Джогиндер Натх Аваль (Awal)
   Восточный фронт, небоевая потеря. Совершил аварийную посадку в районе Телиамуры (Трипура) из-за возгорания на борту, сгорел. Погибших не было.
  
  
   12 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер C-603, эскадрилья No. 47 ВВС Индии, флаинг-офицер Пракаш Кумар Саху (Sahu)
   Западный фронт, небоевая потеря. Разбился при посадке на аэродроме Палам (Дели). Пилот погиб.
  
  
   12 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 37 ВВС Индии, флаинг-офицер Винод Кумар Арора (Arora)
   Восточный фронт, небоевая потеря. Пара Каул - Арора взлетала с аэродрома Хашимара (Западная Бенгалия) для удара по наземным целям. Ведомый с двумя подвесными топливными и двумя напалмовыми баками не набрал достаточно тяги, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и взорвался. Пилот успел покинуть самолет.
  
  
   12 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 28 ВВС Индии, сквадрон-лидер Канвер Джит Сингх Гилл (Gill)
   Восточный фронт, боевая потеря. Ведущий звена в ходе налета на военный аэродром Тежгаон возле Дакки. После сброса бомб поражен зенитным огнем, пытался вернуться на базу, из-за пожара на борту пилот катапультировался южнее Агарталы и был спасен партизанами "мукти бахини".
  
  
   13 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер C-705, эскадрилья No. 47 ВВС Индии, уинг-коммандер Харшаран Сингх Гилл (Gill)
   Западный фронт, боевая потеря. По странному совпадению, это был второй потерянный МиГ-21 за два дня, пилотировавшийся летчиком по фамилии Гилл. Четверка МиГов совершала налет на радиолокационную станцию возле Бадина (Синд). После нанесения удара командир эскадрильи No. 47 по неизвестной причине в одиночку выполнил еще один заход и был сбит зенитным огнем. Согласно индийским данным, пакистанское радио объявило о взятии в плен "летчика-аса" возле Бадина, но достоверных свидетельств его выживания не появилось, и он включен в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
  
  
   13 декабря 1971
   "Мистэр" IVA - серийный номер IA-1331, эскадрилья No. 3 ВВС Индии, сквадрон-лидер Джатиндер Дас Кумар (Kumar)
   Западный фронт, боевая потеря. Пара Кумар - Канг (или Мукерджи) совершала вылет на фоторазведку в районе Хавели (пакистанская часть Кашмира). Самолет был сбит зенитным огнем (в пакистанских источниках местом указано Сулейманке). Пилот катапультировался, о его дальнейшей судьбе ничего не известно; он включен в индийский список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев.
  
  
   14 декабря 1971
   "Нэт" F.1 - серийный номер E-257, эскадрилья No. 18 ВВС Индии, флаинг-офицер Нирмал Джит Сингх Секхон (Sekhon)
   Западный фронт, боевая потеря. Отражая налет шести F-86 на аэродром Сринагар, в воздух поднялась пара Гхумман - Секхон, однако они взлетели и вели бой по отдельности. Согласно официальной версии в индийской истории войны, Секхон сражался в одиночку против шести противников, сбил один и подбил второй "Сейбр" (потери отрицаются пакистанцами), затем сам был подбит и после выхода из боя его самолет разбился, пилот погиб. Посмертно награжден орденом "Парам Вир Чакра", высшей индийской военной наградой - первый и на 2025 год единственный военнослужащий ВВС Индии, получивший ее.
  
  
   14 декабря 1971
   HAOP-27 "Кришак" - серийный номер N-965 или 558, эскадрилья воздушного наблюдения No. 660 Армии Индии, капитан Прадип Кумар Гаур/Гоур (Gaur/Gour), капитан Гурмит Сингх Пуния (Punia)
   Западный фронт, боевая потеря. Самолет выполнял разведку в районе Шакаргарха (Пенджаб), когда был атакован и сбит истребителем F-86. Гаур погиб в воздухе и посмертно награжден медалью "Маха Вир Чакра", Пуния сумел выполнить жесткую посадку на горящем самолете и выжил, несмотря на ожоги, награжден медалью "Вир Чакра".
   Разные индийские источники дают разное написание фамилии погибшего.
  
  
   14 декабря 1971
   "Хантер" F.56 - серийный номер BA-340, эскадрилья No. 14 ВВС Индии, флаинг-офицер Сурендер Кумар Чопра (Chopra)
   Восточный фронт, небоевая потеря. Эскадрилья No. 14 перебазировалась на захваченный индийской армией аэродром Джессур (Восточный Пакистан), самолеты летели с подвешенными неуправляемыми ракетами, чтобы не тратить время на вооружение и сразу вернуться к боевой работе. При совершении посадки одна неуправляемая ракета упала на взлетно-посадочную полосу и взорвалась, повредив самолет, который в результате потерпел аварию. Пилот успел покинуть кабину перед тем, как "Хантер" сгорел.
  
  
   15 декабря 1971
   "Канберра" B(I).58 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 16 ВВС Индии, флайт-лейтенант Брайан Руперт Эрик Уилсон (Wilson), флайт-лейтенант Рохинтон Бурджорджи Мехта (Mehta)
   Восточный фронт, боевая потеря. Вылет тройки "Канберр" для удара по объекту в Курмитоле (район Дакки рядом с аэродромом Тежгаон). Самолет сбит зенитным огнем на малой высоте над Тежгаоном, и сказано, что его обломки дымились в течение трех дней. Оба члена экипажа погибли. Индийскими авторами отмечается бессмысленность данной потери, так как это был последний день войны на Восточном фронте, до прекращения огня оставалось менее часа, о чем было известно.
  
  
   15 декабря 1971
   Ми-4 - серийный номер Z-640, вертолетное подразделение No. 110 ВВС Индии, флайт-лейтенант Сукхбир Сингх Хундал (Hundal), флайт-лейтенант Педжавер Ниранджан Рао (Rao)
   Восточный фронт, небоевая потеря. Совершил вынужденную посадку возле Кумбхиграма (Ассам, Индия) из-за неисправности трансмиссии, загорелся и был уничтожен огнем. По одним данным, пострадало 6 человек, по другому источнику - экипаж не пострадал.
  
  
   16 декабря 1971
   Су-7БМК - серийный номер B-889, эскадрилья No. 26 ВВС Индии, флайт-лейтенант Танмая Сингх Дандасс (Dandass)
   Западный фронт, боевая потеря. Вылет четверки для нанесения удара по железнодорожной станции Наровал (Пенджаб). Дандасс был ведомым командира эскадрильи. Не вышел из захода на цель, сбит зенитным огнем. Катапультирования никто не видел, пилот считается погибшим, однако включен в индийский список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев.
   Встречаются другие варианты написания имени (Танмай, Данадасс).
  
  
   17 декабря 1971
   МиГ-21ФЛ - серийный номер C-716, эскадрилья No. 45 ВВС Индии, флайт-лейтенант Теджвант Сингх (Singh)
   Западный фронт, боевая потеря. Пара Шанкар - Сингх вылетела на перехват двух F-86, совершавших патрулирование в районе Пасрура (Пенджаб). МиГи атаковали противника из задней полусферы, но "Сейбрам" удалось увернуться, и затем один из них сбил МиГ пулеметным огнем. Пилот катапультировался, получив травму позвоночника, был избит местными жителями и взят в плен, освобожден в ноябре 1972 года.
  
  
   17 декабря 1971
   "Мистэр" IVA - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 3 ВВС Индии, флайт-лейтенант Тонкешвар Дас (Das)
   Западный фронт, небоевая потеря. Остановка двигателя в районе Хавели (пакистанская часть Кашмира), пилот успешно катапультировался над индийской территорией.
  
  
   17 декабря 1971
   C-47B - серийный номер BJ-622, эскадрилья No. 43 ВВС Индии, флайт-лейтенант Жуакин Д'Суза (D'Souza), флаинг-офицер Сатьябрата Нанди (Nandi)
   Восточный фронт, небоевая потеря. С 15 декабря на Восточном фронте действовало прекращение огня, однако на Западном фронте боевые действия 17 декабря еще продолжались, поэтому самолет может считаться потерей в ходе войны. Разбился в районе населенного пункта "Мачука" (по-видимому, Аруначал-Прадеш). В катастрофе погибли 5 членов экипажа и 5 военнослужащих, отвечавших за сброс груза.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025