Война 1971 года между Индией и Пакистаном официально шла две недели, с 3 по 17 декабря (для историков, любящих пересматривать датировку войн, здесь непаханое поле). Она была начата Пакистаном, пытавшимся захватить инициативу в условиях, когда Индия месяцами оказывала военную поддержку партизанам в Восточном Пакистане и стянула крупные силы к его границам. В боевых действиях Индия одержала быструю и решительную победу, которая стала одним из главных событий в истории страны в XX веке.
Несмотря на то, что Индия победила и на земле, и в воздухе, она потеряла больше самолетов, чем Пакистан. Разумеется, это утверждение может вызвать вопросы, если смотреть на официальную статистику. Здесь достаточно сказать, что обе стороны сильно завышали потери противника.
При анализе потерь индийской авиации следует учитывать, что у ПВО Пакистана начисто отсутствовали зенитно-ракетные комплексы (хотя в тот период они активно применялись во Вьетнаме и на Ближнем Востоке). Пакистан получил свои первые ЗРК - французские "Кротали" - только в конце 1970-х годов. Соотношение сил в воздухе было однозначно в пользу Индии. Сравнивая современные истребители, Пакистан имел 5 эскадрилий F-6 (китайские МиГ-19), "Миражей" III и F-104 "Старфайтер" против 7 индийских эскадрилий МиГ-21. По устаревшим дозвуковым истребителям соотношение составляло 6 пакистанских эскадрилий F-86 "Сейбр" против 16 индийских эскадрилий "Хантеров", "Нэтов" и "Мистэров". Это не говоря о 7 индийских эскадрильях ударных самолетов Су-7 и HF-24 "Марут", способных вести воздушный бой.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ О ПОТЕРЯХ
Сразу после завершения войны Индия сообщила о потере 45 самолетов, что зафиксировано в газетах за 18 декабря 1971 года. Со стороны Пакистана на 9 декабря было заявлено сбитие 102 индийских самолетов, итоговые пакистанские данные за всю войну неизвестны.
Со временем откуда-то появились 54 потерянных самолета, это число встречается в некоторых источниках, и нигде не найдено объяснения, как 45 превратились в 54.
В 1992 году министерство обороны Индии написало официальную историю войны. Она не была издана и десятилетия спустя остается (как утверждается) засекреченной, однако ее без проблем можно найти в Интернете. В перечне потерь военной техники (страницы 688-689) там указано, что ВВС Индии потеряли 71 летательный аппарат, а ВМС - 1. Потери ВВС подробнее рассматриваются в двух отдельных главах, посвященных их действиям на Западном и Восточном фронтах. Отсюда можно узнать, что из 71 летательного аппарата 56 потеряны в результате действий противника и 15 потеряны и повреждены в происшествиях (включены и самолеты, и вертолеты). Сразу возникает вопрос, зачем смешивать разбитые и поврежденные машины, ведь из-за такого подхода становится невозможно определить безвозвратные потери.
Потери ВВС на Западном фронте (согласно официальной истории):
В воздушных боях ("Air Action in Air") - 16
От авиации противника на земле ("Air action on ground") - 3
От зенитного огня - 24
Уничтожены/повреждены в летных происшествиях - 9
Итого - 52 летательных аппарата (50 самолетов и 2 вертолета)
Потери ВВС на Восточном фронте (согласно официальной истории):
Потеряны над вражеской территорией - 11
Потеряны в воздушных боях над своей территорией ("Lost in Air Combat over own territory") - 0
Потеряны на земле от авиации противника - 0
Подбиты над вражеской территорией и упали на своей - 2
Итого - 13
Бросается в глаза, что потери на двух фронтах разделены на совершенно разные категории, которые невозможно просуммировать. Непонятно, для чего выделена категория потерь в воздушных боях над своей территорией на Востоке, если нет категории потерь в воздушных боях над вражеской - такое ощущение, что составитель намеренно пытался скрыть общее число. Нет и небоевых потерь. Еще одна странность в том, что сложение потерь на Западе и Востоке дает 65 летательных аппаратов (52+13), хотя сама история указывает 71 как окончательное число.
В общем, доступная официальная статистика не выглядит полной и прозрачной.
ПОТЕРИ СОГЛАСНО РУЧНОМУ ПОДСЧЕТУ ПО СОСТАВЛЕННОМУ СПИСКУ
Список составлен на основе базы данных и других материалов сайта Bharat-Rakshak, неопубликованной официальной индийской истории войны, книг индийских авторов Самира Чопры и Джагана Мохана ("Eagles Over Bangladesh"), Дхирендры Джафы ("Death Wasn't Painful"), пакистанских авторов Кайзера Туфайла ("Against All Odds"), Усмана Шаббира и Явара Мазхара ("Eagles of Destiny, Volume 2"), различных отдельных статей. Предполагается, что полнота списка составляет не менее 90 процентов. Есть несколько случаев, которые не включены в него из-за отсутствия убедительного подтверждения безвозвратной потери летательного аппарата. Например, два "Вампира" были повреждены ударами пакистанской авиации на земле, один вертолет "Четак" потерпел катастрофу в Кашмире при эвакуации раненых.
"Идентификатором" потерянных летательных аппаратов являются имена летчиков, в большинстве случаев они известны. Серийные номера известны не всегда, а те, что есть, в некоторых случаях явно перепутаны. У летательных аппаратов ВВС Индии серийный номер состоит из одной-двух латинских литер и трех-четырех цифр (B-780, IE-1075), дефис может не встречаться, и его использование предположительно не стандартизировано. Использовалась британская система воинских званий. Номера эскадрилий тоже записывались по британской традиции (эскадрилья No. 20) без указания их роли (не было "истребительных" или "бомбардировочных" эскадрилий).
Упоминаемый в тексте список "54 пленных военнослужащих" - это часть национального индийского мифа вокруг войны 1971 года. Он был создан в конце 1970-х годов и включает пропавших без вести военнослужащих, которые теоретически могли выжить и попасть в плен, и не были освобождены Пакистаном в 1972 году. По некоторым из них есть серьезные заявки на то, что эти люди оставались в плену десятилетия спустя, некоторые случаи выглядят очень сомнительно. Поскольку факт их выживания не является убедительно доказанным, в статье все они рассматриваются как погибшие.
ПОТЕРИ ПО ТИПАМ САМОЛЕТОВ И СУДЬБЕ ЭКИПАЖЕЙ
Хокер "Хантер" - потерян 21 самолет. Погибли 10 пилотов, попали в плен 3 пилота, спаслись 8 пилотов.
Дуглас C-47 "Дакота" - потерян 1 самолет. Погибли 10 человек.
Восточный фронт: Д'Суза и др. (17 декабря, погибли).
Миль Ми-4 - потеряно 2 вертолета. Все члены экипажей спаслись.
Восточный фронт: Редди и др. (11 декабря, спаслись), Хундал и др. (15 декабря, спаслись).
Хиндустан Аэронотикс "Четак" ("Алуэтт" III) - потерян 1 вертолет. 2 члена экипажа спаслись (кроме того, 1 член экипажа погиб в происшествии предположительно без потери вертолета).
ИТОГО: подтверждаемые безвозвратные потери индийской военной авиации составляют 67 самолетов и 3 вертолета. Потери экипажей этих летательных аппаратов: погибло 52 человека, попали в плен 13 человек. В числе потерь - командиры двух эскадрилий (No. 7, "Хантеры", взят в плен, No. 47, МиГ-21, погиб).
ПОТЕРИ ПО ФРОНТАМ
Западный фронт:
Су-7 - 18
"Хантер" - 9
МиГ-21 - 6
"Мистэр" - 5
"Канберра" - 4
HF-24 - 4
"Нэт" - 2
"Кришак" - 1
"Четак" - 1
ИТОГО - 49 самолетов и 1 вертолет.
Восточный фронт:
"Хантер" - 12
МиГ-21 - 2
Су-7 - 1
"Канберра" - 1
C-47 - 1
Ми-4 - 2
ИТОГО - 17 самолетов и 2 вертолета.
Аравийское море:
"Ализе" - 1
ИТОГО - 1 самолет.
ПОТЕРИ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
ВВС Индии - 65 самолетов и 3 вертолета
ВМС Индии - 1 самолет
Армия Индии - 1 самолет
ПОТЕРИ ПО ДНЯМ И ПРИЧИНАМ (БОЕВЫЕ/НЕБОЕВЫЕ)
3 декабря - потерь нет.
4 декабря - 19 самолетов (10 "Хантеров", 7 Су-7, 1 HF-24, 1 "Канберра"), в том числе 18 боевых и 1 небоевая (Су-7 Риши).
5 декабря - 10 самолетов (3 "Хантера", 2 Су-7, 2 "Канберры", 1 МиГ-21, 1 "Мистэр", 1 HF-24) и 1 вертолет ("Четак"), все по боевым причинам.
6 декабря - 5 самолетов (3 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), в том числе 4 боевые и 1 небоевая ("Мистэр").
7 декабря - 3 самолета (1 "Хантер", 1 Су-7, 1 "Нэт"), все по боевым причинам.
8 декабря - 4 самолета (1 "Хантер", 1 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), все по боевым причинам.
9 декабря - 2 самолета (1 Су-7, 1 HF-24), все по боевым причинам.
10 декабря - 8 самолетов (4 "Хантера", 2 Су-7, 1 "Канберра", 1 "Ализе"), в том числе 6 боевых и 2 небоевые ("Хантер" Лал, "Канберра" Наитхани и др.).
11 декабря - 3 самолета (1 Су-7, 1 МиГ-21, 1 HF-24) и 1 вертолет (Ми-4), все самолеты по боевым причинам, Ми-4 (Редди и др.) по небоевой.
12 декабря - 3 самолета (2 МиГ-21, 1 "Хантер"), в том числе 1 боевая и 2 небоевые ("Хантер" Арора, МиГ-21 Саху).
13 декабря - 2 самолета (1 МиГ-21, 1 "Мистэр"), все по боевым причинам.
14 декабря - 3 самолета (1 "Хантер", 1 "Нэт", 1 "Кришак"), в том числе 2 боевые и 1 небоевая ("Хантер" Чопра).
15 декабря - 1 самолет ("Канберра") по боевой причине и 1 вертолет (Ми-4 Хундал и др.) по небоевой.
16 декабря - 1 самолет (Су-7) по боевой причине.
17 декабря - 3 самолета (1 МиГ-21, 1 "Мистэр", 1 C-47), в том числе 1 боевая и 2 небоевые ("Мистэр" Дас, C-47 Д'Суза и др.).
ИТОГО: потеряно 67 самолетов и 3 вертолета.
БОЕВЫЕ ПОТЕРИ: 58 самолетов и 1 вертолет, в том числе 18 "Хантеров", 18 Су-7, 7 МиГ-21, 4 HF-24, 4 "Канберры", 3 "Мистэра", 2 "Нэта", 1 "Ализе", 1 "Кришак", 1 "Четак".
НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ: 9 самолетов и 2 вертолета, в том числе 3 "Хантера" (Лал, Арора, Чопра), 2 "Мистэра" (неизвестный, Дас), 1 Су-7 (Риши), 1 МиГ-21 (Саху), 1 "Канберра" (Наитхани и др.), 1 C-47 (Д'Суза и др.), 2 Ми-4 (Редди и др., Хундал и др.).
Примечание: боевыми потерями считаются потери, так или иначе вызванные действиями противника, а также в результате "дружественного огня". Небоевыми считаются потери, не связанные с действиями противника.
ПОТЕРИ В ВОЗДУШНЫХ БОЯХ
Как было показано выше, официальная индийская история войны дает потери в воздушных боях почему-то только для Западного фронта.
Изучение составленного списка позволяет насчитать 18 достоверных потерь в воздушных боях (включая 1 вертолет), 1 разбившийся на посадке самолет с боевыми повреждениями и еще 2 возможные потери. Под "достоверными потерями" имеются в виду не вызывающие сомнений - или они признаны самими индийцами, или соответствующие заявки пакистанцев не отрицаются индийцами и не противоречат известным фактам. Две "возможные потери" - это случаи, когда пакистанцы заявили сбитие в воздушном бою, а индийцы указывают зенитный огонь или нечто другое.
Таким образом, Индия достоверно потеряла в воздушных боях 8 "Хантеров" (плюс 1 разбившийся на посадке с боевыми повреждениями), 4 Су-7, 1 МиГ-21, 1 "Нэт", 1 "Канберру", 1 "Ализе", 1 "Кришак" и 1 вертолет "Четак". Сюда не включены один HF-24, уничтоженный на ВПП, и один МиГ-21, сбитый "дружественным огнем" своего товарища.
Достоверные потери Индии в воздушных боях:
4 декабря - "Хантер" (Муралидхаран) сбит пулеметным огнем F-86.
4 декабря - "Хантер" (Баджпаи) поврежден в бою с F-86 и разбился при попытке совершить аварийную посадку на аэродроме.
4 декабря - "Хантер" (Тяги) сбит пулеметным огнем F-86.
4 декабря - "Хантер" (Чати) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
4 декабря - "Хантер" (Тременхир) сбит пулеметным огнем F-86.
4 декабря - "Хантер" (Мехра) сбит пулеметным огнем F-86.
4 декабря - Су-7 (Сингх) сбит ракетой AIM-9 с F-6 (МиГ-19). Замечание: один индийский источник указывает причиной потери зенитный огонь, но официальная история войны подтверждает потерю в этот день одного Су-7 от вражеского самолета, и речь наверняка о Сингхе.
4 декабря - "Канберра" (Сасун/Адвани) сбита ракетой AIM-9 с "Миража".
5 декабря - "Хантер" (Мистри) сбит пушечным огнем и ракетой AIM-9 с "Миражей".
5 декабря - "Хантер" (Малкани) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
5 декабря - "Хантер" (Рай) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
5 декабря - "Четак" (Чандел/Рамарао) числится сбитым F-86.
6 декабря - Су-7 (Вахи) сбит ракетой AIM-9 с "Миража".
7 декабря - Су-7 (Сингх) сбит пушечным огнем F-6 (МиГ-19).
10 декабря - "Ализе" (Рой и др.) сбит пушечным огнем F-104.
11 декабря - Су-7 (Мохан) сбит пулеметным огнем F-86.
14 декабря - "Нэт" (Секхон) сбит пулеметным огнем F-86.
14 декабря - "Кришак" (Гаур/Пуния) сбит пулеметным огнем F-86.
17 декабря - МиГ-21 (Сингх) сбит пулеметным огнем F-86.
Возможные потери Индии в воздушных боях:
4 декабря - Су-7 (Нату) заявлен пакистанцами сбитым ракетой AIM-9 с F-104. По индийским данным, сбит зенитным огнем.
8 декабря - Су-7 (Кадам) заявлен пакистанцами сбитым ракетой AIM-9 с F-6 (МиГ-19). Индийская версия неясна.
Единственная потеря Су-7 на Восточном фронте произошла в полдень 4 декабря над авиабазой ВВС Пакистана Тежгаон возле Дакки. На втором заходе сквадрон-лидер Сатья Ван Бхутани был сбит зенитным огнем, что зафиксировали журналисты, приглашенные для съемки сбитого перед этим "Хантера". Летчик успел катапультироваться и провел две недели в плену.
СПИСОК ПОТЕРЬ ИНДИЙСКОЙ АВИАЦИИ
4 декабря 1971
"Хантер" F.56 - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, сквадрон-лидер Кайлаш Натх Баджпаи (Bajpai)
"Хантер" F.56A - серийный номер A-462, эскадрилья No. 20 ВВС Индии, флаинг-офицер Коттейезатх Путхияветтил Муралидхаран (Muralidharan)
Западный фронт, боевые потери. Пара Баджпаи - Муралидхаран наносила удар по военному аэродрому Пешавар. Выполнив задание, она была перехвачена парой истребителей F-86. Индийцы имели инструкции не вступать в воздушные бои из-за ограничения по топливу, но Муралидхаран оказался втянут в бой, был сбит и погиб. Самолет Баджпаи получил повреждения, летчик считал, что не сможет вернуться в Патханкот, и ему сказали садиться на строящемся аэродроме Джамму в Кашмире. Там взлетно-посадочная полоса оказалась слишком короткой, "Хантер" столкнулся с гражданским грузовиком в конце нее и потом был списан, летчик не пострадал. Муралидхаран включен в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену у пакистанцев.
Замечание: в источниках не поясняется, почему летчики были из разных эскадрилий.
4 декабря 1971
"Хантер" F.56A - серийный номер A-490, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флаинг-офицер Судхир Тяги (Tyagi)
Западный фронт, боевая потеря. Ведомый в составе пары, наносившей удар по военному аэродрому Мурид (Пенджаб). После нанесения удара, по индийской версии, он сбил какой-то пакистанский самолет. На отходе от цели "Хантеры" были перехвачены парой F-86, и в воздушном бою Тяги был сбит и погиб примерно в 44 км восточнее авиабазы Мурид. Утверждение, что его сбил F-6, следует считать ошибкой или опечаткой. Посмертно награжден медалью "Вир Чакра". Примечательно, что в описании награды не указан тип самолета, якобы сбитого Тяги (пакистанцы не подтверждают такую потерю), но указаны типы самолетов, атаковавших его после этого (якобы два F-86 и один "Мираж" III, в пакистанских источниках нет упоминания "Миража"). Индийцы утверждают, что имя Тяги было озвучено пакистанским радио на следующий день, и поэтому он вошел в список 54 пропавших без вести военнослужащих, предположительно находящихся в плену.
4 декабря 1971
"Хантер" F.56A - серийный номер A-479, эскадрилья No. 27 ВВС Индии, флаинг-офицер Видьядхар Шанкаррао Чати (Chati)
Западный фронт, боевая потеря. В составе пары наносил удар по военному аэродрому Мианвали (Пенджаб). В ходе атаки "Хантерам" не удалось уничтожить взлетавший в этот момент одиночный истребитель F-6 (МиГ-19), который после взлета сбил самолет Чати пушечным огнем. Пилот катапультировался, после приземления получил пулевое ранение и был взят в плен. На допросе высказал мнение, что его сбили зенитным огнем, однако источники обеих сторон подтверждают сбитие истребителем. Освобожден в ноябре 1972 года.
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер B-907, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флайт-лейтенант Гурдип Сингх Самра (Samra)
Западный фронт, боевая потеря. При нанесении удара по наступавшим танкам M4 "Шерман" 26-го кавалерийского полка 23-й пехотной дивизии в районе Чхамба (Кашмир) самолет был подбит огнем зенитных пулеметов на танках (это подтверждается свидетельствами с обеих сторон, и у пакистанских сил в этом районе не было зенитной артиллерии). Пилот пытался дотянуть до своей территории с отказавшим двигателем, катапультировался на очень малой высоте и при почти нулевой скорости, приземлился на ничейной территории, поломав ногу. В тот же день подобран индийским подразделением и позднее отправлен в госпиталь.
Замечание: в ряде источников имя пилота указано как Гурдип Сингх. Дополнительные данные показывают, что его полное имя - Гурдип Сингх Самра.
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 108 ВВС Индии, флайт-лейтенант Дипак Рамачандра Нату (Natu)
Западный фронт, боевая потеря. Обстоятельства противоречивы. По индийским данным, самолет сбит зенитным огнем и пилот катапультировался. Пакистанская версия гласит, что пара F-104 при попытке нанести удар по индийской РЛС в Амритсаре встретила пару Су-7, и в воздушном бою один индийский самолет был сбит ракетой AIM-9 - заявляется, что это и был Нату.
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 32 ВВС Индии, флайт-лейтенант Мелвиндер Сингх Гревал (Grewal)
Западный фронт, боевая потеря. Утром Гревал участвовал в налете на военный аэродром Рафик (Пенджаб; индийцы называли его прежним названием Шоркот), ему засчитали уничтоженный самолет (по пакистанским данным, был уничтожен один макет и повреждены два самолета). В середине дня в составе четверки снова атаковал этот аэродром и был сбит зенитным огнем, катапультировался, был избит местными жителями и попал в плен. Один из трех участников неудачного "великого побега" из лагеря военнопленных в Равалпинди в августе 1972 года. Освобожден в ноябре 1972 года, награжден медалью "Вир Чакра".
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер B-849, эскадрилья No. 222 ВВС Индии, флайт-лейтенант Харвиндер Сингх (Singh)
Западный фронт, боевая потеря. Пара Радже - Сингх наносила удар по военному аэродрому Рисалевала (Пенджаб). Согласно пакистанским данным, был сбит возле базы ракетой AIM-9 с истребителя F-6 (МиГ-19). Некоторые индийские источники подтверждают это, но как минимум один предполагает, что самолет был сбит зенитным огнем. В официальной индийской истории войны признается потеря 4 декабря одного Су-7 в воздушном бою, и наиболее вероятно, что речь идет о самолете Сингха (другим кандидатом является Нату, но относительно него индийские источники более решительно указывают зенитный огонь). Пилот, очевидно, погиб - по одной версии, он был убит толпой в Лайяллпуре (позднее Фейсалабад), но индийская сторона утверждает, что на следующий день пакистанское радио объявило о его пленении, и включила его в список 54 пропавших без вести военнослужащих, которые предположительно остались в пакистанском плену.
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер неизвестен, эскадрилья No. 222 ВВС Индии, флайт-лейтенант Прем Натх Саксена (Saxena)
Западный фронт, боевая потеря. Сбит зенитным огнем в районе гидротехнических сооружений Сулейманке на границе. Пилот катапультировался и вернулся к своим.
4 декабря 1971
Су-7БМК - серийный номер B-899, эскадрилья No. 101 ВВС Индии, флаинг-офицер Джаянт Риши (Rishi)
Западный фронт, небоевая потеря. На взлете с аэродрома Адампур (Пенджаб) лопнула покрышка на колесе, самолет сошел со взлетно-посадочной полосы и произошла детонация боекомплекта, пилот погиб (для него это был третий боевой вылет в тот день).
Замечание: есть неопределенность с его званием, флаинг-офицер или флайт-лейтенант.
4 декабря 1971
HF-24 - серийный номер D-1193, эскадрилья No. 220 ВВС Индии, флайт-лейтенант Прадип Винаяк Апте (Apte)
Западный фронт, боевая потеря. Ведомый в составе пары вылетел на тактическую разведку ("свободную охоту") возле Умеркота (Синд). Атаковал сначала обнаруженный автотранспорт, потом разгружаемый железнодорожный состав на станции Дхоронаро, и во время очередного захода был подбит. Неудачно попытался вернуться на базу, катапультировался и погиб (есть информация, что его расстреляли в воздухе или на земле - пленный флайт-лейтенант Бхаргава слышал об этом от пакистанского офицера). Посмертно награжден медалью "Вир Чакра".
4 декабря 1971
"Канберра" B(I).58 - серийный номер IF-916, подразделение переучивания на реактивные бомбардировщики ВВС Индии, флайт-лейтенант Ллойд Мозес Сасун (Sasoon), флайт-лейтенант Рам Метхарам Адвани (Advani)