ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Понамарчук Евгений
Потери американских вертолетов в Северном Вьетнаме

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:


   Масштаб применения вертолетов в американской воздушной войне против Северного Вьетнама в 1965-1973 годах был относительно небольшим. Они использовались главным образом для поиска и спасения сбитых летчиков. Эти операции были сопряжены с большим риском - они велись во враждебной стране, где крестьяне работали на полях с винтовками за спиной. Иногда риск окупался, вертолеты вытаскивали пилотов из гавани порта Хайфон. В некоторых районах поисково-спасательные операции вообще не проводились как обреченные на провал. За время войны с территории Северного Вьетнама удалось спасти порядка 130 сбитых летчиков (не учитывая тех, кто катапультировался над морем или в Лаосе после подбития над ДРВ). Другой задачей вертолетов была заброска и эвакуация разведывательных групп (STRATA) в южной части страны в 1967-1968 годах.
  
   По официальным американским данным, боевые потери вертолетов над Северным Вьетнамом за весь период - 12 единиц. Информации о небоевых потерях нет.
  
   Северовьетнамская статистика сбитых вертолетов недоступна. Известно только общее число сбитых над ДРВ летательных аппаратов - 4181, разбивка его на самолеты, вертолеты и беспилотники нигде не обнаруживается.
  
   По американским источникам можно насчитать 15 потерянных вертолетов за период боевых действий и еще 2 после прекращения огня:
   * 9 вертолетов ВВС, 6 вертолетов ВМС, 2 вертолета морской пехоты;
   * UH-2 - 1, H-3 (все семейство Сикорский S-61) - 10, UH-34 - 1, HH-43 - 1, H-53 - 4.
   * 13 потерь боевые или считаются таковыми, 4 потери небоевые или считаются таковыми.
   * Один вертолет сбит истребителем МиГ-21, все остальные - огнем зенитной артиллерии и стрелкового оружия, потерь от зенитно-ракетных комплексов (ЗРК или ПЗРК) не было.
  
   Учтены все известные потери за время операций в воздушном пространстве Северного Вьетнама независимо от места крушения вертолета (даже если оно произошло в Лаосе или в Тонкинском заливе).
  
   Потери по выполнявшимся задачам:
  
   Поисково-спасательные - 14
   1) 20 сентября 1965, HH-43 (ВВС), боевая
   2) 6 ноября 1965, H-3 (ВВС), боевая
   3) 7 ноября 1965, H-3 (ВМС), боевая
   4) 13 ноября 1965, UH-34 (КМП), боевая
   5) 16 октября 1966, H-3 (ВМС), боевая
   6) 6 февраля 1967, H-3 (ВВС), боевая
   7) 21 мая 1967, H-3 (ВМС), боевая
   8) 19 июля 1967, H-3 (ВМС), боевая
   9) 4 октября 1967, UH-2 (ВМС), боевая
   10) 15 января 1968, H-3 (ВВС), считается боевой
   11) 16 октября 1968, H-3 (ВВС), считается небоевой
   12) 20 октября 1968, H-3 (ВВС), боевая
   13) 28 января 1970, H-53 (ВВС), боевая
   14) 27 декабря 1972, H-53 (ВВС), боевая
  
   Спасение пленных - 1
   1) 21 ноября 1970, H-3 (ВВС), небоевая
  
   Траление - 2
   1) 18 марта 1973, H-53 (КМП), небоевая
   2) 2 апреля 1973, H-53 (ВМС), небоевая
  
  
   Почему не сходятся официальное число боевых потерь (12) и число, полученное путем составления списка (13)?
  
   По тем данным, которые сообщались прессе, боевые потери вертолетов в Северном Вьетнаме составляли 10 штук за период операции Rolling Thunder (1965-1968), и еще 1 в декабре 1972 - итого 11 за всю войну, то есть не хватает даже двух машин по сравнению со списком. По каким-то причинам американское командование не учло потерю морпеховского вертолета 13 ноября 1965 года. Этот случай малоизвестен, как и вообще участие вертолетов морской пехоты в поисково-спасательных операциях в Северном Вьетнаме (в командной хронологии 16-й авиагруппы КМП потеря упоминается без уточнения, где она произошла). В 1965 году произошли три "заметные" потери вертолетов ВВС и ВМС, и на середину 1966 года официальное число боевых потерь было именно 3. Кроме того, в статистику не попала потеря 28 января 1970 года - возможно, ее засчитали как произошедшую в Лаосе, хотя официальные координаты для пропавших без вести летчиков в этом случае указывают место на территории Северного Вьетнама.
  
   Окончательные 12 потерь с разбивкой по годам и типам приводятся в послевоенном документе. По нему видно, что морпеховский вертолет в 1965 году учтен, но опять не учтена потеря 28 января 1970.
  
   В книге И. Доценко "Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века" сказано, что за время траления американцы потеряли три вертолета. Две потери установлены, третья не подтверждается доступными источниками.
  
  
  
   ПОТЕРИ АМЕРИКАНСКИХ ВЕРТОЛЕТОВ НАД СЕВЕРНЫМ ВЬЕТНАМОМ
  
  
  
   20 сентября 1965
   HH-43B "Хаски" - серийный номер 62-4510, позывной Duchy 41, 1-й отряд 38-й поисково-спасательной эскадрильи ВВС.
   Экипаж: капитан Томас Кертис, 1-й лейтенант Дуэйн Мартин, рядовой авиации 1-го класса Уильям Робинсон, рядовой авиации 3-го класса Артур Блэк.
   Задача - спасение капитана Уиллиса Форби, катапультировавшегося из сбитого зенитным огнем F-105D в районе Хатиня. Летчик был найден и обозначил себя дымовой гранатой. Снижавшийся вертолет был неожиданно обстрелян со всех сторон вьетнамцами, устроившими засаду вокруг летчика, и сбит. Все члены экипажа выжили. Трое (Кертис, Робинсон, Блэк) вместе с Форби были взяты в плен северовьетнамцами, и с этим связана знаменитая постановочная фотография, на которой Робинсона конвоирует вьетнамка в полтора раза ниже него. Их освободили после заключения Парижского соглашения в 1973 году. Мартину удалось уйти в соседний Лаос, где его схватили солдаты Патет Лао. В июне 1966 года он совершил побег вместе с несколькими другими пленными, и в ходе скитаний по джунглям был убит лаосским крестьянином.
   Замечание: почти во всех источниках позывной вертолета указан как "Dutchy 41". Однако на веб-сайте Йохана Рагая, чрезвычайно подробно описывающем применение HH-43 во Вьетнаме с использованием множества первичных источников, указывается, что на авиабазе Накхонпханом среди позывных HH-43 был именно "Duchy".
  
  
   6 ноября 1965
   CH-3C - серийный номер 63-9685, позывной Jolly Green 85, 5-й отряд 38-й поисково-спасательной эскадрильи ВВС.
   Экипаж: капитан Уоррен Лилли, 1-й лейтенант Джерри Синглтон, стафф-сержант Беркли Ногл, стафф-сержант Артур Кормьер.
   7 ноября 1965
   SH-3A "Си Кинг" - серийный номер 148993, позывной Nimble 62, 2-я противолодочная вертолетная эскадрилья ВМС.
   Экипаж: младший лейтенант Терри Кэмпбелл, младший лейтенант Мелвин Хоуэлл, Дж. Уирт, "Хьюи" Хьюсет.
   После сбития зенитной ракетой F-105D юго-западнее Намдиня была организована крупная поисково-спасательная операция, так как предполагалось, что пилот мог катапультироваться (на самом деле он погиб). Американская авиация столкнулась с сильным противодействием ПВО Северного Вьетнама, так что пришлось переключаться с поиска пилота F-105 на спасение пилотов сбитых штурмовиков A-1. При этом 6 ноября экипаж подбитого CH-3C покинул машину с парашютами. Один летчик (Ногл) был спасен "Си Кингом", остальные трое попали в плен. 7 ноября тот же самый "Си Кинг" был поврежден зенитным огнем и совершил вынужденную посадку на горной вершине, весь экипаж подобрали UH-2 и CH-3, аварийный борт был уничтожен авиацией.
   Интересным моментом этой истории является заявка северовьетнамцев на сбитие 6 ноября одного вертолета истребителями МиГ-17. Причем тип сбитого вертолета они не могут определить, называя и CH-53 (которых тогда не было на театре военных действий), и CH-47 (которые никогда не применялись в поисково-спасательных операциях в ДРВ). Американские описания этого случая не позволяют подтвердить такую победу. Единственным вариантом представляется, что МиГи расстреляли летевший на автопилоте CH-3C после того, как его покинул экипаж.
  
  
   13 ноября 1965
   UH-34D "Сихорс" - серийный номер 150575, 263-я эскадрилья средних вертолетов морской пехоты.
   Задача - спасение коммандера Гарри Дженкинса, катапультировавшегося из сбитого зенитным огнем A-4E в районе Донгхоя. Вертолет, базировавшийся в Южном Вьетнаме, тоже был сбит зенитным огнем и потом уничтожен на земле самолетами. Все четыре члена экипажа выжили (сообщается о ранении одного) и подобраны другим вертолетом. Дженкинс попал в плен. Можно сказать, что это наименее известная потеря поисково-спасательного вертолета над ДРВ.
  
  
   16 октября 1966
   SH-3A "Си Кинг" - серийный номер 150618, 6-я противолодочная вертолетная эскадрилья ВМС.
   Экипаж: лейтенант-коммандер Дэвид Мэрфи, энсин Марсила, петти-офицер 1-го класса Викари, петти-офицер 2-го класса Кейпл.
   Задача - спасение лейтенанта Роберта Вудса, катапультировавшегося из сбитого зенитным огнем A-1H между Винем и Тханьхоа 12 октября. Операция была крайне нестандартной, потому что к ней привлекли отряд спецназа из американцев и нунгов (на территории ДРВ такого практически никогда не делалось). Хотя летчика уже взяли в плен, отряд все равно был высажен в надежде перехватить его. Он уничтожил северовьетнамский патруль и запросил эвакуацию, в процессе которой один из вертолетов был поврежден огнем противника, совершил аварийное приводнение в Тонкинском заливе и затонул. Погибших не было, часть спецназовцев (и, возможно, членов экипажа) получила ранения. Командир вертолета Дэвид Мэрфи был награжден Крестом ВМС за эту операцию, остальные члены экипажа получили медали "Серебряная звезда".
  
  
   6 февраля 1967
   HH-3E "Джолли Грин Джайант" - серийный номер 65-12779, позывной Jolly Green 05, 37-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: майор Патрик Вуд, капитан Ричард Кибби, стафф-сержант Дональд Холл, рядовой авиации 2-го класса Дуэйн Хакни.
   Задача - спасение капитана Люсиуса Хейскелла, выпрыгнувшего с парашютом из сбитого зенитным огнем O-1F севернее перевала Музя на лаосско-северовьетнамской границе. Летчика нашли и подняли на борт, однако сразу после этого вертолет был сбит огнем 37-мм зенитного орудия. Погибли три члена экипажа и Хейскелл, чудом спасся Хакни, которого выбросило из кабины, и он пережил падение со 100-метровой высоты с полураскрывшимся парашютом - его подобрал другой вертолет. Он, а также погибший командир вертолета были награждены Крестами ВВС.
  
  
   21 мая 1967
   SH-3A "Си Кинг" - серийный номер 151530, 2-я противолодочная вертолетная эскадрилья ВМС.
   Экипаж: лейтенант Дэвид Георгиус, младший лейтенант Сэмюэль Пэйн-младший, петти-офицер 2-го класса Дэйл Ком, петти-офицер 3-го класса Т. Рэй.
   Задача - спасение экипажа F-4B ВМС. Самолет выполнял воздушное прикрытие налета в районе Ханоя и был поврежден огнем с земли на малой высоте. Экипаж решил, что у него больше шансов дотянуть до Таиланда, чем до моря, но был вынужден покинуть самолет над Лаосом. Вертолет пролетел не менее сотни километров над Северным Вьетнамом и получил несколько попаданий зенитных снарядов, пробивших топливный бак. В Лаосе экипаж оставил его. Все летчики и "Фантома", и "Си Кинга" были подобраны вертолетами HH-3E ВВС.
  
  
   19 июля 1967
   SH-3A "Си Кинг" - серийный номер 151538, 2-я противолодочная вертолетная эскадрилья ВМС.
   Экипаж: лейтенант Деннис Питерсон, энсин Дональд Фрай, петти-офицер 2-го класса Уильям Джексон, петти-офицер 2-го класса Дональд Макгрэйн.
   Задача - спасение лейтенант-коммандера Ричарда Хартмана, накануне катапультировавшегося из сбитого зенитным огнем A-4E в районе Фули. Операция по его спасению шла второй день. Вертолет пролетел над летчиком, пытавшимся обозначить свое местоположение дымовой гранатой, и затем был сбит огнем 37-мм орудий, оказавшись прямо над их позицией. Все четыре члена экипажа погибли. После этой потери (а также потери одного участвовавшего самолета и гибели одного члена экипажа вертолета днем ранее) спасательная операция прекратилась. Хартман был взят в плен и сразу после этого умер - по северовьетнамской версии, от острого воспаления легких.
  
  
   4 октября 1967
   UH-2B "Сиспрайт" - серийный номер 150153, позывной Clementine 1, 7-я вертолетная эскадрилья боевой поддержки ВМС.
   Экипаж: младший лейтенант Тимоти Мелекоски, младший лейтенант Джеймс Бреннан, петти-офицер 2-го класса Гэри Флек, петти-офицер 3-го класса Гэри Швэйк.
   Задача - спасение майора Роберта Барнетта, накануне катапультировавшегося из сбитого зенитной ракетой F-105D в районе Хайфона. На второй день спасательной операции вертолет приближался к сбитому летчику, когда был поражен огнем с земли. Из-за пробития топливного бака он не мог вернуться на свой фрегат и совершил вынужденное приводнение в Тонкинском заливе, весь экипаж подобран вертолетом SH-3A. Сбитого летчика так и не удалось спасти, он был захвачен в плен.
  
  
   15 января 1968
   HH-3E "Джолли Грин Джайант" - серийный номер 64-14233, позывной Jolly Green 20, 37-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: капитан Грегори Эцель, капитан Дэвид Холт, сержант Элвуд Бим, сержант Ангус Соуэлл, стафф-сержант Джеймс Хеддерли.
   Задача - спасение экипажа самолета радиоэлектронной борьбы EB-66C, сбитого северовьетнамским истребителем МиГ-21 западнее Тханьхоа. Вертолет разбился в районе северовьетнамско-лаосской границы, неясно, на чьей стороне и по какой причине (в исследовании проекта CHECO указывается поражение зенитным огнем, авиационный историк Питер Дэвис в книге о применении EB-66 написал, что он зацепился лопастями за скалу в гористой местности). Все пять человек на борту пережили падение и были подобраны вертолетом HH-53 через два дня, 17 января. Вероятно, они упали в безлюдной и труднодоступной местности, благодаря чему избежали плена.
  
  
   16 октября 1968
   CH-3E - серийный номер 65-12786, позывной Jolly Green 24, 37-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: капитан Ричард Гриффитс, капитан Гарри Хаген-младший, сержант Микки Берри, рядовой авиации 1-го класса Роберт Кэссиди.
   Вертолет потерян возле острова Конко (Тигриный остров). Обстоятельства потери не совсем ясны, включая задание экипажа, дату (15 или 16 октября), модификацию (CH-3E или HH-3E) и причину (подбит зенитным огнем или небоевая потеря). Совершил вынужденное приводнение, экипаж был эвакуирован HH-3E, а он затонул. Как можно судить по официальной статистике американского командования, этот вертолет не считался боевой потерей.
  
  
   20 октября 1968
   HH-3E "Джолли Грин Джайант" - серийный номер 66-13282, позывной Jolly Green 29, 37-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: капитан Джеральд Мур, капитан Лоуренс Дэвис, стафф-сержант Роберт Андерсон, сержант Стивен Уайт.
   Задача - спасение экипажа F-4D ВВС, подбитого зенитным огнем в районе Донгхоя, экипаж катапультировался над морем у острова Конко (Тигриный остров). Вертолет совершил приводнение и был поражен огнем с острова, у него оторвало лопасть и он загорелся. Экипаж покинул машину. Все летчики с вертолета и "Фантома" были подобраны двумя другими HH-3E. Поврежденный вертолет затонул через несколько часов.
   Датой потери иногда указывается 19 октября, что менее убедительно, чем 20 октября (в частности, есть данные с указанием точного времени событий утром 20-го). Странным образом детали этого случая перекликаются с потерей, произошедшей в этом же месте всего несколькими днями ранее, однако это безусловно два разных происшествия.
  
  
   28 января 1970
   HH-53B "Супер Джолли Грин Джайант" - серийный номер 66-14434, позывной Jolly Green 71, 40-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: майор Холли Белл, капитан Леонард Лисер, стафф-сержант Уильям Шинн, старший мастер-сержант Уильям Прюэтт, мастер-сержант Уильям Саттон, стафф-сержант Грегори Андерсон.
   Задача - спасение экипажа F-105G, сбитого зенитным огнем в районе лаосско-северовьетнамской границы возле перевала Музя. Задание выполнялось без истребительного прикрытия. Севернее перевала спасательные вертолеты были атакованы северовьетнамскими истребителями МиГ-21, и один сбит ракетой, выпущенной Ву Нгок Динем. Все шесть членов экипажа погибли. Есть версия, что МиГи атаковали самолет-заправщик HC-130, находившийся здесь же, и вертолет был поражен случайно. Ведомый МиГ затем столкнулся с горой. Экипаж F-105G не удалось спасти, и предполагается, что оба летчика были убиты при пленении.
  
  
   21 ноября 1970
   HH-3E "Джолли Грин Джайант" - серийный номер 65-12785, позывной Banana 01, 40-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: майор Герберт Кален, подполковник Герберт Зендер, техник-сержант Лерой Райт.
   Задача - спасение американских военнопленных в лагере Шонтэй (операция Ivory Coast). Вертолет с десантом на борту был потерян в результате запланированной жесткой посадки на территории лагеря - выполнять обычную посадку с зависанием сочли слишком рискованным, и ожидались проблемы при взлете.
  
  
   27 декабря 1972
   HH-53C "Супер Джолли Грин Джайант" - серийный номер 69-5788, позывной Jolly Green 73, 40-я аэрокосмическая спасательная эскадрилья ВВС.
   Экипаж: капитан Ричард Шапиро, капитан Мигель Перейра, сержант Чарльз Роухьер, рядовой авиации 1-го класса Роберт Джонс, техник-сержант Джон Карлсон, сержант Джеймс Кокерилл.
   Операция Linebacker II. Задача - спасение экипажа F-111A, сбитого огнем с земли к западу от Ханоя 22 декабря. Один летчик был взят в плен. Вертолету почти удалось подобрать другого, однако тот не успел добежать до подъемного троса. Огнем с земли был ранен второй пилот, и командир экипажа решил возвращаться на базу. Вертолет не смог дозаправиться в воздухе над Лаосом, так как заправочная штанга оказалась повреждена зенитным огнем, поэтому совершил вынужденную посадку в Лаосе и уничтожен авиаударом, весь экипаж подобран другим HH-53. Второй летчик F-111 тоже попал в плен.
  
  
   18 марта 1973
   CH-53D "Си Стэллион" - серийный номер 157160, позывной Pineapple 11, 463-я эскадрилья тяжелых вертолетов морской пехоты.
   Экипаж: майор Уильям Смит, капитан Джим Гуллифорд...
   Задача - траление американских морских мин в гавани Хайфона в соответствии с Парижским мирным соглашением (операция End Sweep). Вертолет упал в воду при выполнении траления из-за неисправности механизма изменения шага рулевого винта. Все шесть членов экипажа выжили и были подобраны спасательными шлюпками с десантного транспорта-дока "Кливленд" (LPD-7) и десантного вертолетоносца "Новый Орлеан" (LPH-11).
  
  
   2 апреля 1973
   CH-53A "Си Стэллион" - серийный номер 154873, 12-я вертолетная противоминная эскадрилья ВМС.
   Задача - траление американских морских мин в гавани Хайфона в соответствии с Парижским мирным соглашением (операция End Sweep). Вертолет потерян при тех же обстоятельствах, что и предыдущий 18 марта - падение в воду из-за неисправности механизма изменения шага рулевого винта. Все члены экипажа выжили.
  
  
  

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025