Аннотация: История одной ракетной дуэли возле 17-й параллели.
Вечер четверга 6 июля 1967 года. Особый район Виньлинь, Демократическая Республика Вьетнам.
Это был поединок двух охотников: зенитно-ракетного дивизиона и самолета, имевшего задачей подавление ПВО. Ле Хонг Тхинь против Ральфа Брубейкера. Оба победили; один стал героем, другой остался живым.
238-й зенитный ракетный полк, вооруженный комплексами СА-75М "Двина", был отправлен в Виньлинь в середине 1966 года. Цель одна - сбить Боинг B-52 "Стратофортресс". На том этапе войны ВВС США очень боялись потерять стратегический бомбардировщик от огня коммунистов, и в Северном Вьетнаме "Стратофортрессы" применялись только на крайнем юге, где не было серьезной ПВО. Президент Хо Ши Мин считал, что в будущем стране придется сразиться с этими самолетами, символами американской военной мощи, и опыт борьбы нужно получить уже сейчас.
4-я военная зона сама по себе опасное место, а особый район Виньлинь - худшее, что в ней было. Небольшой клочок земли, прилегающий к демилитаризованной зоне между Северным и Южным Вьетнамами. Смерть отовсюду: или бомба с самолета, или снаряд с кораблей 7-го флота, или снаряд крупнокалиберной артиллерии с баз морской пехоты южнее ДМЗ. 238-й полк очень быстро почувствовал все это на себе. Начав охоту весной 1967 года, в первые месяцы он даже ни разу не смог отстреляться по B-52, но периодически нес потери. Командование выдвинуло вперед 81-й и 83-й дивизионы, оставив два других в резерве. Американцы быстро разгромили 83-й, так что на линии огня стоял только 81-й, и он все еще не мог подловить "Стратофортресс". Получив разрешение стрелять по другим типам самолетов врага, 10 мая ракетчики сбили штурмовик A-4 "Скайхок" морской пехоты. Пилотировавший его майор Роберт Снайдер погиб. Американские летчики привыкли, что возле демилитаризованной зоны нет зенитно-ракетных комплексов. 22 мая следующей жертвой ракет стал самолет-наводчик O-1 "Берд Дог" ВВС США (северовьетнамцы называли его по старинке L-19) - подполковник Лестер Холмс погиб.
Вечером 6 июля 81-й дивизион активно атаковал противника, для него это был четвертый бой в Виньлине. Американцы зафиксировали 8 или даже 11 пусков зенитных ракет, хотя статистика пусков часто была преувеличенной. Под обстрел попали самолет-осветитель KC-130 "Геркулес", постановщик помех EF-10 "Скайнайт", пара штурмовиков A-4, пара истребителей-бомбардировщиков F-4 "Фантом" II. Как можно понять, северяне заявили о сбитии трех самолетов - двух F-105 и одного F-4 (предполагается, что это самые полные их данные; в некоторых публикациях сказано только про два F-105 или только про один F-4). Реально был уничтожен Дуглас A-4E "Скайхок" с серийным номером 151032, принадлежавший 311-й штурмовой эскадрилье "Томкэтс" ("Коты") 12-й авиационной группы 1-го авиационного крыла Корпуса морской пехоты США, аэродром базирования Тюлай, Южный Вьетнам. Позывной у него был, видимо, "Chain 1" ("Chain 55" по версии исследователя Криса Хобсона). Пилотировал самолет офицер по оперативным вопросам эскадрильи, 33-хлетний майор Ральф Брубейкер.
A-4E "Скайхок" из 311-й штурмовой эскадрильи морской пехоты на аэродроме Тюлай, дата неизвестна. Этот борт (серийный номер 151046) пережил войну.
Сравнивать описания одного боя с двух сторон часто бывает тяжело: мало что сходится, все по-разному... Но здесь американский и вьетнамский источники (хронология командования 1-го авиакрыла КМП за июль 1967 и статья "Два сигнала, один выбор" из газеты Вьетнамской народной армии) неожиданно пересекаются в ключевом моменте, создавая цельную историю. Примерно в 22 часа 30 минут самолет и дивизион почти одновременно совершили пуски друг по другу. Брубейкер выпустил противорадиолокационную ракету AGM-45 "Шрайк". На него и ведомого летели, по их свидетельствам, две зенитные ракеты В-750, за свой вид имевшие среди летчиков прозвище "летающие телеграфные столбы". У северовьетнамцев по опыту советских специалистов при обнаружении "Шрайка" обычной практикой было отворачивать антенну станции наведения и отключать ее, тогда ракета "слепла" и взрывалась где-то в стороне. Однако это ослепляло и свои зенитные ракеты, которые становились буквально летающими телеграфными столбами и уходили на самоликвидацию либо падали на землю (в наихудших случаях - на какую-нибудь деревню).
Краткое описание событий в хронологии командования 1-го авиакрыла морской пехоты за июль 1967 года. A-4 произвел пуск "Шрайка" и затем был поражен зенитной ракетой. Время 22:30 является, очевидно, южновьетнамским, в северовьетнамских источниках теоретически должно быть записано 21:30.
Офицером управления в дивизионе был младший лейтенант Ле Хонг Тхинь. Родился в 1937 году в провинции Тханьхоа. На военной службе с 1954 года. По вьетнамским данным, провел 23 боя с вражеской авиацией, сбив 17 самолетов.
В издаваемых министерствами обороны газетах обычно пишут: "Не колеблясь, он за доли секунды принял решение...". Никто не знает, о чем думал в те секунды Тхинь. Может быть, он делал все осознанно. Или забыл про опасность в азарте боя, надеясь на удачу. Или просто выполнял приказ сидевшего рядом командира дивизиона Фам Шона. Известно лишь то, что станция наведения продолжала работать вплоть до поражения цели. Оба A-4 пытались уйти переворотом с большой перегрузкой. Ракета взорвалась позади и ниже ведущего, когда он был на высоте 12 000 футов (3700 метров по данным Криса Хобсона, в хронологии 1-го авиакрыла сказано, что "на 25 тысячах", то есть вдвое выше).
Отключение антенны было произведено слишком поздно. "Шрайк" уже приближался, и влетел прямо в кабину управления.
Американская пресса назвала сбитый "Скайхок" 600-м самолетом, потерянным над Северным Вьетнамом с начала бомбардировок. Брубейкер катапультировался в точке с координатами 16 градусов 59 минут северной широты, 106 градусов 59 минут восточной долготы; это северовьетнамский берег реки Бенхай в целом к северу от базы морской пехоты США Контхьен. Приземляясь, майор вывихнул бедро. Ночь он провел в воронке от авиабомбы. Ему удалось связаться по аварийному радио с пролетавшим бомбардировщиком A-6 "Интрудер", и наутро 7 июля развернулась спасательная операция при участии объединенной авиационной группировки:
- от Корпуса морской пехоты - ударные самолеты A-4 и A-6, танкер KC-130F "Геркулес";
- от ВМС - самолет радиоэлектронной борьбы EA-3B "Скайуорриор";
- от ВВС - поисково-спасательный самолет HC-130 и собственно спасательные вертолеты HH-3E "Джолли Грин Джайант".
В 8 часов 20 минут Брубейкер поднялся на борт HH-3E из 37-й аэрокосмической спасательной эскадрильи ВВС США, пилотируемого майором Джеймсом Хиксом. Вертолет получил четыре пулевые пробоины от огня с земли, что не помешало ему благополучно вернуться в Дананг.
О дальнейшей судьбе Брубейкера известно, что он пересел на бомбардировщики "Интрудер" и в 1971-1972 годах снова летал во вьетнамском небе с борта авианосца "Корал Си", будучи сначала заместителем командира, а потом и командиром 224-й всепогодной штурмовой эскадрильи КМП.
В мартирологе ПВО и ВВС ДРВ можно насчитать семерых военнослужащих 238-го зенитного ракетного полка с датой смерти 6 июля 1967 года, и еще одного с датой 7 июля (возможно, умер от ран). Почти все - из 81-го дивизиона.
* Лейтенант Ле Суан Бинь
* Лейтенант Нгуен Минь Дык
* Лейтенант Чыонг Конг Лап - датой смерти указано 7 июля, из 81-го дивизиона.
* Младший лейтенант Ву Чунг Зыонг
* Младший лейтенант Ле Куок Лыонг - инженер из штаба полка.
* Младший лейтенант Ле Хонг Тхинь - в других источниках указывается звание лейтенант; посмертное повышение?
* Старший сержант Нгуен Конг Чыонг
* Сержант Ле Куанг Тхьеу
Выборка погибших военнослужащих 238-го зенитно-ракетного полка за 6-7 июля 1967 года из книги "Huyen thoai Ha Noi - Dien Bien Phu" ("Легенда Ханоя - воздушное Дьенбьенфу"). Почти все из 81-го дивизиона, для некоторых уточняется номер батареи - 11-я. Обозначения "D1" и "C1", вероятно, являются ошибками/опечатками, и вместо них должно быть D81 и C11. Обозначение "E Bo" - это штаб полка.
Неизвестное число военнослужащих получили ранения, среди них были командир и политкомиссар дивизиона. 81-й дивизион утратил боеспособность.
Ле Хонг Тхиню 20 декабря 1994 года было посмертно присвоено звание Героя Народных вооруженных сил.
Результатом боя 6 июля обе стороны с чистой совестью могли называть свою победу, хотя американцы не имели прямых данных о последствиях пуска "Шрайка" Брубейкером. Северовьетнамцы уничтожили вражеский штурмовик стоимостью примерно 1 миллион долларов в тогдашних ценах (что-то ближе к 10 миллионам в ценах 2025 года; один "Скайхок" варианта A-4E стоил половину цены "Фантома"). При этом они потеряли не меньше десятка военнослужащих убитыми и ранеными, а также один огневой дивизион, который долгое время оставался небоеспособным. С 6 июля по 17 сентября американцы не зафиксировали в районе демилитаризованной зоны ни одного пуска ракет. Заместитель командующего зенитно-ракетными войсками ПВО ДРВ Хоанг Ван Кхань в мемуарах описал встречу с Фам Шоном в августе, и на тот момент 81-й дивизион по-прежнему был вне игры. На сентябрь 1967 года в 238-м полку из четырех огневых дивизионов в строю оставался только сводный 84-й. Охота за стратегическими бомбардировщиками продолжалась, и за осень-зиму северовьетнамцы записали себе шесть сбитых, ни один из которых не подтверждался американцами... и волки сыты, и овцы целы.
Ле Хонг Тхинь, Герой Народных вооруженных сил Социалистической Республики Вьетнам.
Подполковник Ральф Брубейкер, фото 1972 года из походного альбома авианосца "Корал Си" - видимо, когда он уже был командиром 224-й эскадрильи.
Примеры освещения боя 6 июля 1967 года в источниках:
Два сигнала, один выбор - статья в газете Вьетнамской народной армии (24 июля 2025) в грубоватом переводе на русский язык сайтом Vietnam.vn. Официальная версия гибели Ле Хонг Тхиня с описанием дуэльной ситуации, но ошибочно указывает датой событий 11 июля.
150 of Enemy Die In Vietnam Battle - статья Тома Бакли в газете "Нью-Йорк Таймс" (8 июля 1967). Половину статьи занимает история Брубейкера. Непонятно, почему он заявил журналистам, что не знает, чем его сбили. Ошибочно указано, что его спас вертолет ВМС.
Подробное описание потери самолета Брубейкера из хронологии командования 1-го авиакрыла морской пехоты за июль 1967 года.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2025