Карен Карлайл вспоминала, как смотрела новости об американских военнопленных, выходивших из самолетов после освобождения из лагерей в Северном Вьетнаме.
"Я всматривалась в каждое лицо, гадая, может ли среди них быть мой папа", - говорит она. - "Иррационально, я знаю. Не та война. Не то возвращение домой".
- дочь Осборна Карлайла, командира B-29 N 44-69803, пропавшего без вести в Корее 28 февраля 1952 года (Carol Morello. Laying the Missing to Rest. // The Washington Post. - May 1, 2004)
Целью статьи является установление количества погибших в Корейской войне членов экипажей бомбардировщиков Боинг B-29 "Суперфортресс" ВВС США.
Это альтернативный способ прояснения картины потерь бомбардировщиков с оглядкой на спор о том, сколько B-29 было сбито советскими летчиками - 16 или 69 (в зависимости от того, чьи данные брать). Составление полного и точного списка безвозвратно потерянных "Суперфортрессов" выглядит невозможным из-за того, что доступная источниковая база не дает достаточно информации по списанным самолетам. Остается считать то, что считабельно... погибших членов экипажей. Человек - это не железяка, его смерть фиксируется источниками, не имеющими отношения к ВВС и вообще вооруженным силам, а память о погибших на войне обычно стараются увековечить (как и насколько успешно - другой вопрос). Можно скрыть списание поврежденного самолета, сокрытие же смерти летчика находится на совершенно другом уровне, поскольку у него есть родственники, товарищи, есть газетные некрологи и надгробия.
Разумеется, такой метод затрагивает только часть потерь B-29. Были случаи, когда все члены экипажа выживали, были те же "малозаметные" списания поврежденных машин, вернувшихся на базу. Но инциденты со смертями составляют значительную часть потерь и дают определенное представление про общую картину.
Поскольку статья концентрируется на потерях летчиков, подробно описывать потери самолетов не было целью, и приведены только детали, сочтенные необходимыми.
Использованные источники
Список представляет собой фактически выборку из полной базы данных о погибших в Корее американцах. В основу положены материалы сайтов Korean War Project (koreanwar.org) и The Korean War Educator (thekwe.org). Предполагается, что их достаточно для создания списка, который можно считать условно полным. С абсолютной полнотой больших списков всегда проблемы, могут найтись один-два-три человека, которые кем-то как-то упущены, или наоборот - включены "лишние" потери. Пример ошибочного включения, которое удалось выявить и отсеять: Роберт О'Дэниел, указываемый базой KORWALD как погибший в Корее 13 июля 1950 года. Выясняется, что он погиб в катастрофе бомбардировщика B-50 на территории США.
Что касается KORWALD (Korean War Air Loss Database), эта база данных была составлена в 1990-х годах Роном Мэйнардом в рамках усилий по поиску пропавших без вести военнослужащих, и использовалась многими исследователями как основной источник о потерях авиации США в Корейской войне. Данный список сверялся с ней, но составлен без ее привлечения, поскольку KORWALD является неполной и временами неточной, что и отмечено здесь в некоторых случаях.
Книга Роберта Манна "The B-29 Superfortress Chronology, 1934-1960" использовалась, но она требует осторожного подхода. Кажется, Манн не особо углублялся в обстоятельства потерь, и у него встречаются заметные неточности (например, борт N 44-27326, разбившийся 13 сентября 1951 года, у него записан на 25 октября 1951; борт 44-62166, разбившийся 22 июля 1952 года, записан на 22 июля 1951 года).
Советские данные о боях МиГов против B-29 приведены Л. Крыловым и Ю. Тепсуркаевым в исследовании "Последняя война "Сверхкрепостей"" (книга ""Сталинские соколы" против "Летающих крепостей""), включающем полный список побед советских летчиков над "Суперфортрессами".
Официальные данные о потерях экипажей
На 2025 год в открытых источниках нет информации о потерях летного состава ВВС США с разделением по типам самолетов. В статистическом сборнике ВВС США за 1953 финансовый год (United States Air Force Statistical Digest, Fiscal Year 1953) в таблице 10 есть предварительные данные:
B-29 - 280 погибших, 343 пропавших без вести;
RB/WB-29 - 5 погибших;
SA-16/SB/TB-29 - 3 погибших (как можно понять, это число относится только к специализированным модификациям B-29, в экипажах летающих лодок SA-16 погибших не было).
Суммарно 288 погибших и 343 пропавших без вести, или 631 безвозвратная потеря для экипажей всех модификаций B-29. Книга "Steadfast and Courageous: FEAF Bomber Command and the Air War in Korea, 1950-1953", изданная в 2000 году, заявляет почти такое же число - 635 погибших и пропавших без вести (11 процентов всех летавших на боевые задания членов экипажей). Это мало что дает. Категория пропавших без вести была временной: после войны, когда были освобождены пленные летчики, всех остающихся "пропавшими без вести" в течение 1953-1954 годов признали "погибшими, чьи останки не репатриированы" (в этой статье используется именно такой подход: никаких пропавших без вести, все члены экипажей сбитых и разбившихся самолетов либо погибли, либо взяты в плен, либо спаслись). Окончательные данные нигде в доступных источниках не опубликованы и остаются неизвестными для исследователей.
Потери в контексте ограниченной войны ("полицейской акции") в Корее были довольно большими, но не шли ни в какое сравнение с потерями в предыдущей войне. Так, налет на Швайнфурт и Регенсбург 17 августа 1943 года - 559 убитых и пропавших без вести членов экипажей бомбардировщиков; налет на Швайнфурт 14 октября 1943 года - 599 убитых и пропавших без вести членов экипажей бомбардировщиков.
Потери B-29 в Корейской войне
В войне участвовали пять бомбардировочных групп B-29 - 19-я, 98-я, 307-я с начала до конца, 22-я и 92-я временно в 1950 году. Бомбардировочные группы являлись авиационным компонентом бомбардировочных крыльев, которые сравнимы с авиаполками по советской номенклатуре. Кроме того, участвовали 91-я стратегическая разведывательная эскадрилья (фоторазведки, в нее вошла 31-я эскадрилья, действовавшая в первые месяцы) и ряд вспомогательных подразделений - спасательные, разведки погоды, калибровки РЛС. Максимальная численность самолетов бомбардировочных вариантов на театре военных действий составляла около 150 в начале войны, потом число уменьшилось и постоянно колебалось в районе 100 машин. Также было несколько десятков самолетов разведывательных и вспомогательных вариантов.
Безвозвратные потери B-29 по всем причинам за три года вряд ли превысили 100 единиц. Для сравнения, во Второй мировой войне за год с небольшим в боевых действиях против Японии (в Европе B-29 не применялись) потеряно около 400 самолетов.
34 потери в боевых действиях, включая 16 от истребителей, 4 от зениток и 14 по другим причинам - это статистика, которая тиражируется в начале XXI века. Она приведена, например, Робертом Дорром в книге "B-29 Superfortress Units of the Korean War" (2003). Определить первоисточник этих данных не удалось, и они не совпадают с тем, что сказано в статистическом сборнике ВВС (о нем чуть ниже).
Исследователь Стивен Сьюэлл на сайте korean-war.com неизвестным способом насчитал 107 потерянных в Корее B-29 всех модификаций. Интересно заметить, что это почти совпадает с количеством самолетов (110) в базе данных KORWALD, но в ней перечислены не только безвозвратные потери, а и случаи повреждений, после которых самолет ремонтировался. Данные Сьюэлла остаются неясными и сомнительными.
Исследователей больше всего интересуют потери бомбардировщиков от советских истребителей МиГ-15. Официально ВВС США насчитали 17 "Суперфортрессов", сбитых вражескими самолетами, в том числе один Яком, пятнадцать МиГами и один самолетом неопределенного типа (United States Air Force Statistical Digest, Fiscal Year 1953, таблица 38). Зенитным огнем сбиты 5 самолетов (таблица 39). Еще два сбиты непонятно чем (таблица 10), и в сумме выходит 24 боевые потери.
Таблица 10 представляет потери в максимально изощренной форме по принципу "черт ногу сломит". Если не ломать ноги, то для самолетов бомбардировочных вариантов получается следующее:
* Потеряны от действий противника (боевые потери) - 24
* Небоевые потери в боевых вылетах - 27
* Потери в боевых вылетах по неустановленной причине/пропавшие - 6 (комментарий: это случаи, когда невозможно определить, сбит самолет или разбился сам)
* ИТОГО потерь в боевых вылетах - 57 (24 плюс 27 плюс 6)
* Потери в происшествиях, не связанных с боевой работой ("Non-Operational") - 12
* ИТОГО потери в подразделениях, привлеченных к боевым действиям - 69 (57 в боевых вылетах плюс 12 не в боевых вылетах)
* А также 3 потери, произошедшие в подразделениях, вообще не привлекавшихся к боевым действиям ("Non-Commited Units")
* ИТОГО потери бомбардировщиков B-29 на театре военных действий по всем причинам - 72 самолета (69 из привлеченных подразделений плюс 3 из непривлеченных)
Далее, фоторазведчиков RB-29 и разведчиков погоды WB-29 потеряно в боевых вылетах 3 штуки; еще 3 потери не связаны с боевыми вылетами и 4 в незадействованных подразделениях.
И спасательные самолеты, включая летающие лодки SA-16 - потеряно по всем причинам из задействованных подразделений 2 штуки в боевых вылетах и 1 в небоевом, а также 4 в незадействованных подразделениях. Насчет SA-16 ситуация такая: хотя в сборнике они смешаны со спасательными B-29, поверхностный взгляд обнаруживает потерю в Корее одного "Альбатроса" и одного SB-29, то есть как раз две потери в боевых вылетах.
Итак, официально "Суперфортрессов" всех модификаций потеряно по всем причинам:
* в боевых вылетах - 61 (57 бомбардировщиков плюс 3 разведчика плюс 1 спасательный),
* вообще на театре военных действий в привлекавшихся подразделениях с учетом тренировочных вылетов - 76-77 (69 бомбардировщиков плюс 6 разведчиков плюс 1 либо 2 спасательных, потому что неизвестен тип потери спасателей в небоевом вылете, SB-16 или SB-29).
Вопрос: а сюда включены самолеты, списанные от повреждений? Ответ: гадайте сами.
Во всей этой статистике сразу можно заметить слабое место: ни один разведчик RB-29 не числится сбитым МиГами, что неправда.
С советской/северокорейской/китайской стороны заявлено о гораздо больших потерях B-29, хотя окончательных данных нет. Советским летчикам засчитано 69 побед (полный их список приведен у Л. Крылова и Ю. Тепсуркаева), а советской зенитной артиллерии еще 7 сбитых. Китайские и северокорейские летчики в составе Объединенной воздушной армии в 1951-1953 годах, похоже, не имели официальных побед над B-29. Северокорейцы в 1950 году сумели сбить один B-29 в воздушном бою на Як-9. Заявок с их стороны гораздо больше, кое-что приводят Л. Крылов и Ю. Тепсуркаев: в июне-июле 1950 года северокорейское информационное агентство ЦТАК регулярно сообщало об уничтожении американских бомбардировщиков B-29, B-17 и "B-38" (что это?!). Американские газеты в январе 1951 года передали сообщение Корейской народной армии о том, что за первые полгода войны, до 31 декабря 1950 года, уничтожено 507 американских самолетов, включая 53 B-29 (Deny Red Claims On Plane Losses. // Ellensburg Daily Record. - January 4, 1951). В дальнейшем такое продолжалось. Например, пхеньянское радио сообщило, что ночью пятницы 16 января 1953 года сбиты четыре B-29 над "Йонгхынгом"/Yonghung (Reds Bag Three B-29s By Using Rockets. // The Pittsburgh Press. - January 18, 1953). С американской стороны никаких потерь бомбардировщиков 15-16-17 января не зафиксировано. Страшно представить, сколько северокорейцы насчитали сбитых "Суперфортрессов" за всю войну.
Финальное замечание - о модификациях. В Корее применялись два бомбардировочных варианта, "безбуквенный" B-29 (первый серийный) и B-29A. Перечисленные в статье потери сверялись со списком серийных номеров Джо Баугера, взятом как наиболее солидный источник - это был сайт www.joebaugher.com, после смерти Баугера www.crouze.com/baugher. При изучении материалов KORWALD и Агентства министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших (DPAA) складывается впечатление, что в этих источниках букву A добавляли к обозначению самолета случайным образом или по настроению, потому что обычно она не совпадает с данными Баугера.
Критерии включения в список
Задачей было составить список членов экипажей B-29, погибших по любым причинам в связи с боевыми действиями в Корее с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года. Бомбардировщики B-50, дальнейшее развитие "Суперфортресса", в войне не участвовали, разведчики RB-50 участвовали без потерь.
Некоторые "пограничные" случаи не учитывались, в частности:
* потери в разведывательных вылетах у советских границ (13 июня 1952, 7 октября 1952, RB-50 29 июля 1953 уже после завершения войны);
* самолет N 44-61908, потерянный в результате столкновения с другим самолетом во время тренировочного полета у берегов Японии 1 февраля 1952 года.
Сайт The Korean War Educator использовал странный подход: он перечисляет экипажи и самолеты, потерянные в ходе Корейской войны по всему миру. Например, самолет N 44-27261 разбился на авиабазе Уилус (Ливия) 2 февраля 1953 года. Для чего упоминать его на сайте, посвященном Корейской войне?
Общее количество погибших
Установлены имена 416 членов экипажей B-29, погибших в Корейской войне. В том числе:
* Определены как боевые потери - 186
* Определены как небоевые потери - 200
* Причина не определена - 16
* Умерли в плену - 14
Далее эти категории потерь расписаны подробно.
Боевые потери
Под боевыми потерями подразумеваются те, кто погиб в результате действий противника (и союзников, если угодно, но с экипажами B-29 такого не происходило).
В сумме боевые потери членов экипажей B-29 - 186 погибших с 28 самолетов.
Потери от истребителей МиГ-15: 140 погибших с 20 самолетов.
* 9 ноября 1950 - 5 погибших (самолет N 44-61813)
* 10 ноября 1950 - 3 погибших (самолет N 45-21814)
* 7 апреля 1951 - 10 погибших (самолет N 44-86268)
* 12 апреля 1951 - 22 погибших (самолеты N 44-61835, 44-69682, 44-86370), включая 2 погибших на борту вернувшегося самолета.
* 1 июня 1951 - 10 погибших (самолет N 44-86327)
* 23 октября 1951 - 30 погибших (самолеты N 42-94045, 44-61940, 44-70151, 44-86295), включая 1 умершего от ран, полученных на борту вернувшегося самолета.
* 24 октября 1951 - 4 погибших (самолет N 44-61932)
* 10 июня 1952 - 26 погибших (самолеты N 44-61967, 44-62183)
* 3 июля 1952 - 2 погибших (самолет N 44-61727)
* 19 ноября 1952 - 12 погибших (самолет N 44-86392)
* 30 декабря 1952 - 7 погибших (самолет N 44-62011)
* 10 января 1953 - 1 погибший (самолет N 44-61802)
* 12 января 1953 - 3 погибших (самолет N 44-62217)
* 29 января 1953 - 5 погибших (самолет N 42-65357)
Потери от зенитного огня: 34 погибших с 6 самолетов.
* 9 сентября 1950 - 10 погибших (самолет N 44-62084)
* 10 апреля 1951 - 4 погибших (самолет N 44-62108)
* 7 мая 1951 - 9 погибших (самолет N 44-86371)
* 24 августа 1951 - 1 погибший (самолет N 44-86357)
* 9 ноября 1951 - 1 погибший (самолет N 42-93974)
* 8 ноября 1952 - 9 погибших (самолет N 44-62073)
Другие случаи боевых потерь: 12 погибших с 2 самолетов.
* 28 февраля 1952 - 1 погибший (самолет N 44-69803); самолет потерян по небоевой причине, летчик убит противником на земле.
* 13 сентября 1952 - 11 погибших (самолет N 44-86343); официально числится сбитым зенитной артиллерией, также есть советская заявка на сбитие МиГом. Исследователями выдвинута версия о совместном сбитии МиГом и зенитной артиллерией. Установить причину потери с абсолютной уверенностью невозможно, поэтому она указывается отдельно от сбитых МиГами и сбитых зенитками.
Небоевые потери
Необходимо дать пояснение о разделении потерь на боевые/небоевые. По умолчанию берется американская официальная версия, если ее можно определить. Она сравнивается с имеющимися альтернативными данными. Если появляются основания усомниться в небоевом характере потери, то она отделяется от небоевых (в частности, такая ситуация с самолетом N 45-21749 29 марта 1951). Если оснований нет, то нет и гаданий на кофейной гуще. Например, самолет N 44-69803 числится потерянным в результате пожара двигателя над Северной Кореей 28 февраля 1952. Можно заподозрить, что это попытка скрыть боевую потерю и что его сбили МиГи или зенитки. Но все подозрения по МиГам сразу отбрасываются, поскольку благодаря исследованию Л. Крылова и Ю. Тепсуркаева известно, что между октябрем 1951 и июнем 1952 года у советских летчиков не было побед над B-29. Китайские и северокорейские истребители, судя по всему, вообще не имели побед над B-29 (за единственным исключением 12 июля 1950). По зениткам ничего сказать нельзя. Так что сомнения сомнениями, а остается принять американскую версию до тех пор, пока не появится информация о заявках на сбитые самолеты со стороны китайских, северокорейских и советских средств ПВО.
В происшествиях, определенных как небоевые, погибли 200 человек с 27 самолетов.
* 6 июля 1950 - 1 погибший вне самолета
* 13 июля 1950 - 6 погибших (самолет N 44-61923)
* 28 июля 1950 - 1 погибший (самолет N 44-62082)
* 8 сентября 1950 - 9 погибших (самолет N 42-94072)
* 15 сентября 1950 - 1 погибший (самолет N 44-86328)
* 19 октября 1950 - 9 погибших (самолет N 44-62279)
* 31 января 1951 - 3 погибших (самолет N 44-84124)
* 19 марта 1951 - 1 погибший (самолет N 44-69656)
* 13 сентября 1951 - 14 погибших (самолет N 44-27326)
* 19 сентября 1951 - 14 погибших (самолет N 44-86415)
* 14 октября 1951 - 9 погибших (самолет N 44-86273)
* 31 октября 1951 - 10 погибших (самолет N 44-61835)
* 4 декабря 1951 - 9 погибших (самолет N 44-27314)
* 23 января 1952 - 6 погибших (самолет N 44-87734)
* 30 января 1952 - 14 погибших (самолеты N 44-61925, 44-62083)
* 7 февраля 1952 - 13 погибших (самолет N 45-21721)
* 28 февраля 1952 - 4 погибших (самолет N 44-69803)
* 28 марта 1952 - 4 погибших (самолет N 44-62042)
* 31 марта 1952 - 9 погибших (самолет N 44-86400)
* 22 июля 1952 - 13 погибших (самолет N 44-62166)
* 6 августа 1952 - 3 погибших (самолет N 44-62237)
* 30 августа 1952 - 12 погибших (самолет N 44-62167)
* 13 сентября 1952 - 11 погибших (самолет N 44-69802)
* 31 октября 1952 - 11 погибших (самолет N 44-61751)
* 7 июля 1953 - 13 погибших (самолет N 44-69818)
Причина (боевая/небоевая) не определена
Не установлена причина гибели для 16 человек с 3 самолетов.
* 14 октября 1950 - 1 погибший (самолет N 44-69805). По разным данным, то ли пожар в полете, то ли поражение зенитным огнем.
* 29 марта 1951 - 12 погибших (самолет N 45-21749). Официально потерян по небоевой причине, с советской стороны есть заявка на подбитие самолета, из-за отсутствия подробных описаний установить истину невозможно.
* 27 января 1953 - 3 погибших (самолет N 44-27262). Он не был сбит МиГом, как иногда утверждается, но это все, что можно сказать о причинах потери.
Умершие в плену
Тема неосвобождения пленных американцев после заключения перемирия в 1953 году является довольно спекулятивной. С другой стороны, есть достоверный пример членов экипажа самолета N 42-65357 (29 января 1953), которые были живы в плену на момент перемирия, и никто за пределами КНДР (и, возможно, бывшего СССР) не знает, какова их дальнейшая судьба.
Учтенные здесь случаи надо считать минимальной оценкой. Американская сторона предполагала пленение ряда пропавших без вести летчиков, но убедительных доказательств этому нет. Опять-таки, для членов экипажа самолета N 44-62084 (9 сентября 1950) можно называть спекуляциями отрывочные сведения об их пленении, но из архивов всплыла на свет Божий кинохроника с живым и невредимым Сэмюэлем Логаном, которого не было среди освобожденных в 1953 году. Куда он делся? Ищите в архивах КНДР, если местные великие руководители высочайше разрешат, а пока остается условно записать его в число умерших в плену.
Итого умерло в плену как минимум 14 членов экипажей B-29 с 6 самолетов.
12 июля 1950 - 2 умерших (самолет N 44-69866): Лэйтон, Миллер
9 сентября 1950 - 1 умерший (самолет N 44-62084): Логан
10 ноября 1950 - 3 умерших (самолет N 45-21814): Джонстон, Сандерс, Фут
12 апреля 1951 - 1 умерший (самолет N 44-69682): Бергманн
7 мая 1951 - 1 умерший (самолет N 44-86371): Блэк
29 января 1953 - 6 умерших (самолет N 42-65357): Исида, Ольсен, Стопа, Тёрнер, Шэддик, Эшли
"Черные дни" и потери по годам
Дни с самыми большими потерями личного состава.
* "Черный четверг" 12 апреля 1951 - 22 погибших (на 3 самолетах) плюс 1 умерший в плену.
* "Черный вторник" 23 октября 1951 - 30 погибших (на 4 самолетах).
* Мосты Кваксан 10 июня 1952 - 26 погибших (на 2 самолетах)
* ГЭС Супхун ночью 12/13 сентября 1952 - 22 погибших (на 2 самолетах).
Налет на мосты Кваксан известен только историкам, но интересно заметить, что тогда погибло больше летчиков, чем в знаменитый "черный четверг".
В русскоязычных публикациях XXI века муссируется история про мифический бой 30 октября 1951 года, в котором B-29 якобы понесли тяжелые потери. 30 октября никаких воздушных боев с участием B-29 не было, это "событие" появилось из-за искажения даты "черного вторника" 23 октября. Непонятно, каким образом возникла такая путаница. Первоисточником даты 30 октября могут быть мемуары генерала Георгия Лобова "В небе Северной Кореи".
Октябрь 1951 года стал месяцем самых тяжелых потерь. От действий МиГов и в результате двух катастроф за месяц погибло 53 летчика.
Погибшие по годам:
1950 - 52
1951 - 165
1952 - 168
1953 - 31
ИТОГО 416
Смерти при аварийном покидании
Были случаи, когда члены экипажа погибали, выпрыгнув с парашютом из аварийного самолета, который затем возвращался на базу (то есть самолет не потерян, а летчик погиб).
* 28 июля 1950 - 1 погибший
* 14 октября 1950 - 1 погибший
* 19 марта 1951 - 1 погибший
* 28 марта 1952 - 4 погибших
Смерти на борту
За всю войну отмечен только один случай, когда B-29 вернулся на базу с убитыми членами экипажа - N 44-61835 (12 апреля 1951, двое убитых). Кроме того, был один случай, когда член экипажа скончался после возвращения на базу от ранений, полученных в боевом вылете - N 44-86295 (23 октября 1951, один умерший).
Погибшие командиры
В списке погибших есть предположительно два командира эскадрилий и один командир бомбардировочной группы.
* Полковник Пэйн Дженнингс-младший, командир 19-й бомбардировочной группы, погиб 29 марта 1951 года.
* Подполковник Дуглас Хэтфилд, командир 93-й бомбардировочной эскадрильи, погиб 12 апреля 1951 года.
* Подполковник Джулиус О'Нил, командир 371-й бомбардировочной эскадрильи (однако его должность требует проверки), погиб 23 октября 1951 года.
Воинские звания и должности
Запутанная ситуация с воинскими званиями требует особого пояснения.
Во-первых, пропавшие без вести члены экипажей часто (но не всегда) повышались в звании на одну ступеньку. Причем в доступных источниках повышение почти никогда не упоминается, фактически о нем остается только догадываться.
Во-вторых, прямо в разгар войны ВВС США изменили свою систему воинских званий, чтобы отделаться от наследия Армии (сухопутных войск), в состав которой входили до 1947 года. Изменения были сделаны следующие (звание до апреля 1952 / звание после апреля 1952):
* Рядовой 1-го класса / рядовой авиации 3-го класса (A3C)
* Капрал / рядовой авиации 2-го класса (A2C)
* Сержант / рядовой авиации 1-го класса (A1C)
Начиная со стафф-сержанта и далее звания не менялись.
Дело несколько облегчается тем, что в базе данных KORWALD обычно указаны звания летчиков на момент смерти (но иногда по новой системе: например, для бортстрелков N 42-94045 23 октября 1951), а на различных мемориальных сайтах - звания с учетом повышения.
Один пример того, к каким трудностям эти факторы могут привести. Эдвард Уэбб, погибший 23 октября 1951 года и числившийся пропавшим без вести до 31 декабря 1953 года. KORWALD указывает звание капрала, а на сайте Агентства министерства обороны США по учету военнопленных и без вести пропавших он указан и как капрал, и как рядовой авиации 1-го класса, что сразу собъет с толку несведущего человека. Здесь все просто: до изменения системы званий в 1952 году Уэбб был капралом, далее это звание заменили на рядового авиации 2-го класса, но поскольку в современных источниках он рядовой авиации 1-го класса, это означает, что его посмертно повысили на одну ступеньку (в старой системе капрала повысили бы до сержанта).
В списке звания приведены на момент смерти с учетом всего вышесказанного.
Должности летчиков в экипаже указаны "как есть" по сайту DPAA (для тех, кого зачисляли в пропавшие без вести) и некоторым другим источникам. Потенциально это наименее надежная информация в статье, наряду с информацией о названиях самолетов, которые периодически менялись.
Их истории
Мелкие детали, личные трагедии, не укладывающиеся в формат статистических сборников, странные и удивительные совпадения. Обрывки информации, иногда попадающие в книги, а чаще остающиеся в забвении. Но это тоже история войны.
Пилот, за что-то награжденный советским орденом Красной Звезды и пять лет спустя убитый советским истребителем (Кассель Кин 19.11.1952).