ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Притула Виктор
Про войну и не только

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор мемуарной литературы

  Про войну и не только
  
  В мемуарной серии "Наш ХХ век", которую выпускает московское издательство "Центрполиграф" вышли две книги известных советских военачальников.
  У книги Александра Евгеньевича Голованова "Дальняя бомбардировочная... Воспоминания Главного маршала авиации. 1941 - 1945" - трудная судьба. Как и у ее автора.
  Необычайно яркий взлет в 1941-1945 годах и необычайно долгое и глухое замалчивание после войны - такова линия жизни автора мемуаров "Дальняя бомбардировочная..." Главного маршала авиации А.Е. Голованова.
  К маю 45-года лишь три военачальника имели звание Главных маршалов родов войск - Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, а также Главные маршалы авиации А.А. Новиков и А.Е. Голованов. Однако в послевоенные годы все они были сняты с занимаемых постов. Судьбы каждого из них сложились по разному, но была одна общая причина для опалы. Когда необходимо выстоять в испытаниях, власти требуется твердый и независимый руководитель, способный иметь собственное мнение и отстаивать его. Когда же испытания позади, такие люди становятся ненужными, поскольку не способны приспосабливаться и угождать власть предержащим.
  Деятельность Голованова в годы войны была подчинена И.В. Сталину, о котором мемуарист много пишет в своей книге.
  А потом последовала опала, в 1948 году Голованов был снят с должности командующего Дальней авиацией и соответствующих его званию постов больше не получал. В августе 1953 года был уволен в запас. Последние годы жизни отдавал работе над мемуарами, пропадая в Подольске, где буквально перелопатил горы документов Центрального архива Министерства обороны.
  Увлекательно и живо рассказывает Голованов о самоотверженных полетах экипажей бомбардировщиков, о многих драматических эпизодах на фронтах и в Ставке, участником и свидетелем которых был. Книга Голованова "Дальняя бомбардировочная", несомненно, входит в золотой фонд российской военной мемуаристики. В этой же серии изданы мемуары маршала Баграмяна "Мои воспоминания".
  Иван Христофорович Баграмян - выходец из армянской рабочей семьи в октябре 1915 года вступил добровольцем в русскую армию. В составе Экспедиционного корпуса русских войск участвовал в походе в Персию и в Хамаданской операции на Кавказском фронте Первой мировой войны.
  В декабре 1920 года добровольно вступил в Армянскую Красную армию. Баграмян в книге воспоминаний рассказывает о событиях, связанных с победой Октябрьской революции, установлением советской власти в Армении
  Осенью 1924 года он был направлен в Ленинград на учёбу в Высшую кавалерийскую школу. Вместе с ним её слушателями стали такие известные в последующем военачальники, как Г. К. Жуков, А. И. Еременко, В. И. Чистяков, П. Л. Романенко, К. К. Рокоссовский.
  Во время массовых чисток РККА на Баграмяна, когда-то служившего в "буржуазной армянской армии", был собран компрометирующий материал, но будущий полководец был спасён благодаря заступничеству А. И. Микояна.
  В основу воспоминаний Маршала Советского Союза Баграмяна легли две ранее изданные его книги "Так начиналась война" и "Так шли мы к победе". Автор знакомит читателя с важнейшими событиями Великой Отечественной войны, анализирует ход военных действий на различных участках, где ему довелось принимать участие в руководстве войсками, возглавлять крупные штабы, командовать армией, а затем фронтом.
  Наряду с мемуарами известных людей и научно-исторической литературой в редакционном портфеле издательства "Центрполиграф" достойную нишу занимают авторы детективного жанра, с творчеством которых мы знакомимся впервые. В своих обзорах я представлял книги Лизы Марклунд, Мэри Кубики, Николя Бегле и других европейских авторов.
  Сейчас хочу сказать несколько слов об австрийском писателе Андреасе Грубере. Этот "многостаночник" работает в самых различных жанрах от детектива и триллера, до научной фантастики, мистики и "ужасов".
  Однако наибольшую известность ему принесли книги в жанре психологического триллера.
  Как и другие мастера зарубежного, а сейчас и отечественного детектива, Грубер пишет криминальные серии со сквозными героями.
  Особенно популярна серия о расследованиях психолога криминальной полиции Мартена Снейдера и его напарницы Сабины Немез. Обращает внимание присутствие слов - "смерть и смертельный" в этой страшноватой серии. Посудите сами: "Смерть с уведомлением", " Смертный приговор" "Смертельный хоровод", "Сказка о смерти" и наконец последняя из этой серии - книга "Метка смерти".
  Вот в нескольких словах сюжет этого конспирологического триллера: комиссар уголовной полиции Сабина Немез крайне удивлена, встретив в главном здании криминальной полиции в Висбадене женщину в монашеской одежде, которая заявляет о желании признаться в преступлении. И не кому-либо, а исключительно коллеге Сабины Мартену С. Снейдеру. Безобидная на первый взгляд женщина заявляет, что в следующие семь дней совершит семь убийств - о мотиве и способе она хранит молчание. Пожилую монахиню задерживают, а в криминальной полиции начинается суматоха - особенно после того, как Сабине, несмотря на все усилия, не удается предотвратить первое убийство. Очень скоро становится ясно, что за всем этим скрывается исключительно изощренный план, который заинтриговывает и Снейдера.
  Детектив и его друг (напарник, помощник, коллега) - приём в детективной литературе не новый. Его истоки прежде всего мы встречаем у сэра Артура Конан Дойла с бессмертными Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Линейку продолжил американец Рекс Стаут с тучным Ниро Вульфом и Арчи Гудвином. Этот персонаж - правая рука, глаза и уши частного детектива Ниро Вульфа, а также его водитель, телохранитель и секретарь. Все произведения о Ниро Вульфе изложены от его имени. Одним словом - реинкарнация доктора Ватсона.
  Другой американец Эрл Стенли Гарднер внёс в этот детективный дуэт гендерное равновесие, приставив к адвокату с детективными наклонностями Перри Мейсону секретаршу Деллу Стрит, иными словами, одев Ватсона в юбку. Примеры можно длить, но европейцы не были бы сами собой, не добавив своему "детективному дуэту" новых красок сексуальной толерантности, а именно сделав одного из героев, в случае Грубера это Мартен Снейдер, сыщиком с нетрадиционной ориентацией. Как говорится, приехали!
  Чему удивляться? Элементарно, Ватсон!
  Но мы из нетрадиционной Европы обратимся к отечественным традиционным ценностям - одной из которых является любовь. Не так давно я представил нашим читателям
  книгу Елены Первушиной "Любовь в Серебряном веке". Теперь автор посягнула на чувства поэтов Золотого века, где как известно блистало "наше всё". Александр Сергеевич Пушкин был чрезвычайно любвеобилен. Но и другие поэты, которых часто затмевало "солнце русской поэзии", своих чувств к прекрасному полу не скрывали. Современники Пушкина - Державин, Крылов, Жуковский. А ещё Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет . Удивительные истории их любви стали сюжетами новой книги Елены Первушиной "Любовь в Золотом веке".
  Золотой век русской литературы не имеет четких временных границ. Он "растянулся" на весь XIX век, от первых произведений сентиментализма и романтизма до триумфа реализма. В этот период были написаны гениальные стихи и поэмы, великие романы и повести. Это и "Бедная Лиза", и "Евгений Онегин", и "Анна Каренина"... Герои их по-разному проходят испытание любовью, но каждый раз результаты этого испытания становятся приговором целому поколению. А в то время, когда писались эти произведения, те же испытания проходили и живые люди. Возможно, познакомившись с историями любви поэтов Золотого века, кто-то решит, что не все из них заслуживают имени настоящих героев своего времени. Но литература, а особенно поэзия, очень редко создается ради "положительного примера". Ее задача совсем иная - давать утешение тем, кто страдает, напоминать нам всем, что мы - люди, и поэтому мы можем быть добрее друг к другу и становиться лучше.
  В заключение этого обзора новинок московского издательства "Центрполиграф" хочу остановиться на двух книгах, которые в наше тревожное время спецоперации на Украине, когда разного рода конспирологические теории просто зашкаливают, а разного рода фейкам нет конца, получили актуальное звучание.
  Книга Чарльза Уильяма Гекертона "Тайные общества всех веков и народов" была впервые издана 150 лет назад. Автор считал свою книгу "самым ясным отчетом о тайных обществах". Книга фактически является путеводителем по истории образования, развития и деятельности тайных обществ. Гекертон приводит их подробную классификацию, описывая религиозные, военные, судебные, ученые и политические тайные обществ. Многие тайные общества, о которых в ней написано, давно канули в Лету, но интересны как исторический факт. О тамплиерах, розенкрейцерах, алхимиках и Рыцарях Храма написано много романов и снято немало кинокартин, и успех им обеспечен на годы вперед. Людям свойственно верить в разного рода заговоры, даже там, где их нет. Хотя истоки современного политического терроризма следует искать именно в этих обществах и сектах.
  Специалист по истории ислама, Ближнего Востока и взаимоотношений между исламом и Западом, профессор Принстонского университета Бернард Льюис в книге "Ассасины" прослеживает историю радикальной исламской секты, явившейся первой группировкой людей, которые начали использовать убийство в качестве политического оружия. Собственно и сейчас термин "ассасины" применим в разного рода радикальным исламским сектам, практикующим терроризм по всему миру. Но что интересно, европейцы, начиная с крестоносцев вплоть до современных спецслужб, активно использовали этих террористов в своих целях. Поэтому не стоит удивляться тому, что среди националистического сброда на территории Украины, в нацбатах, наверняка, можно встретить ассасинов сегодняшнего дня.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023