Этот обзор книжных новинок исторического издательства "Вече" начну с издательского проекта "Библиотека Донбасса". Серия книг этого проекта постоянно растет и включает самые разные жанры - от исторических монографий и политологических исследований до сборников рассказов, очерков, воспоминаний и свидетельств очевидцев творящейся на многострадальной земле Донбасса трагедии.
Уже не должно быть сомнений в том, что киевский режим с молчаливого одобрения, а потом и неприкрытого участия Запада развязал на Донбассе самый мрачный геноцид а центре Европы.
Уже не должно быть сомнений в том, что этот марионеточный режим с самого начала майдана и сожжения заживо людей в Одессе, в центр своей нацистской практики поставил террор.
Сборник публицистики "Герои Донбасса и СВО" открывают несколько биографических очерков о героях подло убитых киевскими отморозками, сменившими "кинжал в спину" пластитом. Не хочу сказать что у нас короткая память, но гибель Дарьи Дугиной и Владлена Татарского, подрыв машины Захара Прилепина, - ничто иное как продолжение цепочки подлых убийств, начиная с первого руководителя ДНР Александра Захарченко. Потом также подло были взорваны легендарные ополченцы Арсен Павлов ("Моторола") и Михаил Толстых("Гиви"). Каждый из них должен стать героем повести или романа новой "военкоровской прозы", которая, уверен, подхватит славные литературные традиции "лейтенантской прозы", сохранившей священную для нас память о Великой Отечественной войне.
Сборник военной документалистики " На линии фронта" со всей очевидностью показывает, - наши военкоры Семен Пегов, Кристина Мельникова, Дмитрий Стешин, Александр Коц, Дмитрий Павленко и многие другие журналисты и писатели - непременно украсят своей прозой новую русскую литературу. Станут достойными преемниками Александра Бека, Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Бориса Васильева, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина, Владимира Богомолова.
А пока наши военкоры и писатели, составившие авторский коллектив
двух представленных в этом обзоре книг из "Библиотеки Донбасса" делают главную на сегодня работу - нести в народ Фронтовое Слово.
Как справедливо отметил в предисловии к сборнику "На линии фронта" Председатель Союза писателей России Николай Иванов: "Слово не промолчит. Попробуют замолчать его некоторые чиновники, от которых в какой-то степени зависят издание книг на данную тему, их продвижение, встраивание в литературные процессы, в том числе в конкурсы. Только полностью закрыть неприятную для себя литературу они уже не смогут при любом желании".
А потому новой фронтовой прозе - БЫТЬ!
ХХХ
В своих прошлых обзорах книжных новинок "Вече" неоднократно возвращался к событиям Революции и Гражданской войны в России.
Вот и сейчас хочу привлечь внимание наших читателей к трём книгам, очень важным для понимания трагических страниц новейшей русской истории.
Сергей Петрович Мельгунов, известен как автор книг "На путях к дворцовому перевороту"; "Золотой немецкий ключ большевиков";
"Мартовские дни 1917 года"; "Красный террор в России",
"Судьба Императора Николая II после отречения"; "Трагедия адмирала Колчака" и ряда других.
Исследование "Красный террор в России" занимает в научной и политической деятельности Мельгунова особое место. Осенью 1923 года газеты бело-эмиграции сообщили, что историк Мельгунов готовит книгу о развязанном в России большевиками терроре в ответ на "белый террор" буржуазии.
Впервые эта книга была опубликована в Германии в конце 1923 года. Выход книги обошёлся Мельгунову в "шесть недель бессонницы и официальное лишение российского гражданства".
Автор понимал невыполнимость воссоздания всей картины пережитого Россией, точного подсчёта жертв революционного террора в то время, когда писалась книга.
Мельгунов и не ставил перед собой исчерпывающей задачи, поскольку считал достижение этой цели нереальным в принципе. Возможно в этом, прослеживается отличие историка Мельгунова от автора "Архипелага ГУЛАГ", который оценивал свой труд как приговор большевизму, обжалованию не подлежащему.
Судьба автора мемуарной книги "Русская Вандея" Ивана Михайловича Калинина схожа с сотнями судеб русских офицеров, которые пройдя через окопы Великой войны, оказались на полях брани Гражданской, познали горечь изгнания, вернулись к родным нивам и были перемолоты в жерновах 37-го года.
Будучи профессиональным военным юристом, приветствовавшим падение монархии в России в 1917 году, занесенный волею судеб в белый стан, Иван Калинин идеологически так и не примкнул ни к одной из противоборствующих сторон. Что и позволило ему максимально объективно передать всю глубину и остроту одной из самых трагичных русской истории.
"Белая армия , черный барон снова готовят нам царский трон". Этот зачин "Красноармейской песни" сразу же отсылает нас к фигуре Петра Николаевича Врангеля, который получил прозвище "чёрный барон" за свою традиционную повседневную форму одежды - чёрную казачью черкеску с газырями. В истории Гражданской войны в России Петр Врангель стоит вровень с другими "столпами белого дела" Корниловым, Деникиным, Колчаком. Имя Врангеля встречаешь в многочисленных воспоминаниях его современников. Да и сам Врангель оставил мемуарные "Записки". Однако полноценной биографии этого важного персонажа в русской истории до последнего времени не было. Известный историк Борис Соколов блестяще восполнил этот досадный пробел. Его книга "Врангель. Верховный правитель Крыма и глава русской эмиграции" раскрывает страницы жизни этой противоречивой личности во всей полноте. Его путь русского офицера как бы повторяет военную стезю Антона Ивановича Деникина, которого Петр Врангель сменил на посту Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России.
Участник Русско-японской и Великой войны, Врангель в начале Гражданской войны пытался сотрудничать с гетманом Скоропадским, который ранее был его сослуживцем. Однако разочаровавшись украинскими националистами, окружавшими Скоропадского, а также его зависимостью от немцев, Врангель отправляется на Кубань, присоединяется к генералу Деникину и становится одним из самых заметных военачальников ВСЮР.
Весной 1920-го Белая армия продолжала нести колоссальные потери, при этом вся вина за неудачи возлагалась на Деникина. В апреле Антона Ивановича все-таки отправили в отставку, а новым главнокомандующим вместо него стал Петр Врангель. Силы белогвардейцев продолжили борьбу с большевиками, теперь уже под названием "Русская армия".
Врангель фактически был последним командиром "Белого дела", хотя вопрос о его монархизме остается спорным, вопреки словам из "Красноармейской песни", где "черный барон" нам готовил царский трон. Обо всем этом рассказывает в своей новой книге Борис Соколов со всей присущей ему дотошностью.
ХХХ
Все, кто читал "Божественную комедию" знают, что у Данте в его блужданиях по кругам ада и далее был проводник - великий античный поэт Вергилий.
Думаю, что современным Вергилием, готовым провести нас по кругам, точнее "коридорам власти" советского партийного ареопага, можно по праву считать Николая Зеньковича - писателя, историка, известного российского публициста, который отразил в своих трудах, а он автор более 30 книг, закулисье высшего партийного руководства КПСС.
Его энциклопедия биографий "Политбюро. Лица и судьбы" о личностях, которые были, по признанию автор, самыми закрытыми фигурами в Советском Союзе. Ни при жизни, ни даже после смерти не было известно об их семьях, увлечениях, человеческих качествах. Тайной было окутано все - и путь наверх, не всегда прямой и честный, и низвержение с Олимпа, как правило, неожиданное, связанное с интригами, подковёрными схватками, а то и с откровенным предательством.
Природа власти, считает Зенькович, везде одинакова - будь то рабовладельческий Древний Рим, феодальная монархия, первое в мире рабоче-крестьянское правительство или современная демократия. Различны лишь формы проникновения во власть и борьбы за ее удержание. И все же феномен советской системы стоит особняком в мировой истории. 229 кремлевских вождей, а именно столько их прошло за 75 лет через Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК правящей партии, впервые предстают в этой книге без ретуши.
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023