ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Притула Виктор
О себе любимых

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор мемуарной литературы

  О себе любимых, или Превратности мемуарного жанра
  
  "Как-то раз за Божий дар получил он гонорар,
  В Лукоморье перегар на гектар,
  Но хватил его удар и чтоб избегнуть Божьих кар
  Кот диктует про татар мемуар"
  
  Владимир Высоцкий
  
  Этот обзор новинок известного исторического и не только издательства "Центрполиграф" решил посвятить книгам мемуарного жанра. При чем авторы представленных мемуаров - личности совершенно неожиданные.
  Но сначала совершим небольшой экскурс по закоулкам мемуарного жанра как одного из коридоров мировой литературы. Свое начало мемуарные сочинения берут от воспоминаний древнегреческого историка Ксенофонта и его записок о военном походе греков. Хотя назвать " Анабасис" Ксенофонта мемуарами было бы не совсем точно, поскольку его стилистика больше тяготеет к историческим хроникам.
  Автор здесь на втором плане, а то и вовсе за кулисами. Античные сочинители за исключением старика Гомера были скромнягами, чего не скажешь о пришедшим им на смену исповедальным христианам, начавшим погружаться в бездны самокопания, дабы извести присущую человеку греховную сущность.
  Зато последовавшие за ними титаны Ренессанса обогатили мемуарный жанр всеми красками своего таланта. Начиная с "Жизни Бенвенуто Челлини" мемуары стали неотъемлемой частью мировой литературы.
  И остаются в ней по сей день.
  Возможно мемуарам не хватает некой художественности беллетристики, но их несомненное достоинство в фотографической достоверности той эпохи, в которую они создавались.
  Уже в 19-20-ом веках начинаются развилки этого жанра. Так помимо литературных мемуаров появляются военные мемуары, воспоминания политиков, дипломатов, артистов.
  И здесь следует подчеркнуть огромную политическую роль мемуарной литературы. Нередко под маской объективной "летописи событий" мемуаристы пропагандируют субъективный взгляд на историю, выступая орудием классовой борьбы.
  К такого рода мемуарам можно отнести книгу Владислава Сикорского "Война Польши против Советской России. Воспоминания главнокомандующего польской армией. 1919-1921".
  Автор этих мемуаров - ярый националист, грезящий о великой Польше. Но в отличие от Юзефа Пилсудского, Сикорский выступал за воссоздание польского государства под эгидой Австро-Венгрии, Пилсудский же предполагал более сложную геополитическую комбинацию.
  Польско-советская война разразилась в 1919 году после Первой мировой войны. Владислав Сикорский будучи одним из активных ее участников претендовал на свое авторство "чуда на Висле", когда Красная армия в своем победоносном марше неожиданно потерпела болезненное поражение. Однако, не будь в то время разгула националистических банд на Украине, перерезавших коммуникации войск Тухачевского, вряд ли Сикорский обставил свои мемуары такими победными реляциями.
  Еще одни мемуары с высокопарным названием "Жизнь для Венгрии. Адмирал Миклош Хорти. Мемуары. 1920-1944" - это воспоминания политика, занимавшего пост регента Королевства Венгрия с 1 марта 1920 года по 15 октября 1944 года.
  Его называли адмиралом без флота и регентом в королевстве без короля; официально он титуловался "его светлость регент Венгерского королевства".
  Мемуары Хорти - это откровенная попытка автора показать себя патриотом Венгрии, готовым ради сохранения исторической родины, пойти сделку с дьяволом.
  Стремление восстановить Венгрию в ее прежних, до крушения Австро-Венгерской империи границах привела Хорти к союзу с Гитлером. В результате Венгрия вернула себе часть имперских земель в Сербии, Хорватии, Словакии и Румынии. Но за это пришлось платить, и венгерские соединения отправились на Восточный фронт, где понесли значительные потери. Когда Хорти понял неотвратимость поражения войск стран "оси" он начал тайные переговоры с союзниками. Однако вывести страну из войны ему не удалось. Только с приходом советских войск, которые Хорти считал врагами и оккупантами Венгрия была очищена от фашизма. В новой Венгрии места для Хорти разумеется не нашлось.
  После окончания войны 77-летний диктатор избежал суда как военный преступник, хотя на этом настаивало правительство Югославии (по обвинению в массовых убийствах, организованных венгерскими военными в Воеводине в 1942 году) и переехал с семьёй в Португалию, в Эшторил, где прожил ещё около 13 лет. Там же им были написаны эти мемуары, которые, не смотря на всю предвзятость их автора, дают довольно подробную противоречивую картину политических катаклизмов в центральной Европе и на Балканах.
  Автор книги "Крушение великой империи. Дочь посла Великобритании о революционной России" Мириэл Бьюкенен опубликовала ряд статей и книг о царской семье и России. Ее отец Джордж Бьюкенен будучи послом Великобритании в России с 1910 по 1918 год поддерживал тесные связи с представителями высшей российской аристократии и членами Государственной думы, разделявшими его убеждения, что впоследствии дало повод многим историкам обвинить его во вмешательстве во внутренние дела Российской империи и прямом потворстве Февральской революции. Покинув революционную страну он стал одним из активных сторонников военной интервенции в Советскую Россию и поддержки Белого движения
  Воспоминания Мириэл Бьюкенен посвящены событиям восьми лет, предшествовавшим революции. В первой части книги автор описывает прибытие в Петербург осенью 1910 года, знакомство с императорской семьей, представителями высшего света и членами дипломатического корпуса. Мириэл, выполнявшая по поручению отца "светские обязанности" дипломатической службы, рассказывает не только о жизни при дворе, балах и приемах, но и об особенностях "русской жизни": праздниках, традициях, быте простого народа, положении женщин, а также о политической ситуации в стране накануне Первой мировой войны. Во второй части книги говорится о драматических событиях, ускоривших падение великой державы: убийстве Распутина, череде восстаний и переворотов, расстреле царской семьи, после которых Бьюкенен и его домочадцы вернулись в туманный Альбион.
  Трагическим событиям этого времени посвящены ещё одни мемуары представительницы императорского дома Романовых княгини Ольги Палей " Воспоминания о России. Страницы жизни морганатической супруги Павла Александровича. 1916-1919".
  Из всех сыновей Александра II во время революции в живых остался только младший, Павел. Стройный, рослый, широкоплечий, он никогда не стремился занять высокие посты и довольствовался скромной офицерской должностью, был отличным танцором и дамским угодником. Великий князь Павел женился на дочери греческого короля, которая родила ему двоих детей: Марию в 1890 году и будущего убийцу Распутина Дмитрия в 1891-м; она умерла при родах сына. Впоследствии Павел повстречал разведенную полковницу Ольгу фон Пистолькорс, урожденную Карпович; сначала она стала его любовницей, а затем женой, получив титул княгини Палей. У них было трое детей: Владимир (он родился в 1897 году, а родители поженились в 1902-м), Ирина, родившаяся в 1903 году, и Наталия - в 1905-м. Во время войны Павел недолго командовал гвардией, но слабое здоровье вынудило его покинуть армию. Во время Февральской революции он советовался со специалистами в области права и разрабатывал проект конституции. Это не спасло его от революционных пуль.
  Красивейшая женщина своего времени княгиня Палей,
  пережив арест и казнь мужа и сына (Павел Александрович был расстрелян в январе 1919 года в Петропавловской крепости, а Владимир Палей за полгода до этого убит в Алапаевске - сброшен в шахту), она, как и две её дочери, бежала в Финляндию и в дальнейшем обосновалась в Париже. Здесь она опубликовала книгу воспоминаний о жизни в России в 1916-1919 годах. Довольно трагические мемуары.
  И в заключение представлю мемуары вкупе с совершенно секретными донесениями Белому дому посла США в СССР в 1936-1938 г.г. Джозефа Дэвиса.
  Из "Википедии" узнаем: Джозеф Эдвард Дэвис - американский дипломат, юрист, меценат. Посол США в СССР. Супруг Марджори Мерривезер Пост, основательницы музея русского искусства Хиллвуд в Вашингтоне, округ Колумбия.
  Несколько странная характеристика. Так кто такой Дэвис? Дипломат, политик или же муж основательницы музея русского искусства?
  После отставки посла США в Москве Уильяма Буллита в 1936 году президент США Франклин Делано Рузвельт решил предложить пост посла в Москве Джозефу Дэвису. Назначение непрофессионала на пост посла в Москве было расценено в вашингтонских кругах как намерение Рузвельта проводить собственный курс в отношении СССР, отличный от прежнего.
  Книга Джозефа Дэвиса называется "Миссия в Москву". Её автор занял "Спасо-Хауз" в самое трудное для нашей страны время. Эти годы политических процессов называют "чисткой", "большим террором", "культом личности" и т.д. История всё стерпит. Мемуары Дэвиса - это взгляд американца, который не был русофобом, в отличие от подавляющего большинства современных ему политиков.
  Будучи послом США в годы Московских политических процессов против "врагов народа", с пониманием относился, (хотя и не всегда разделял), к обвинениям в их адрес и к необходимости борьбы против русской "пятой колонны".
  "Совершенно ясно, - заявлял Дэвис, - что все эти процессы, чистки и ликвидации, которые в своё время казались такими суровыми и так шокировали весь мир, были лишь частью решительного и энергичного стремления сталинского правительства предохранить себя не только от переворота изнутри, но и от нападения извне".
  А теперь немного о жене посла Марджори Мерривезер Пост. Та же "Википедия" даёт извращенную трактовку собирательства супружеской парой коллекции картин и других произведений русского и советского искусства для передачи её в один из американских университетов. Так "Википедия" пишет:
  "В период пребывания в Москве, Дэвис, совместно с женой и на её деньги, в значительных масштабах и за бесценок скупал у советского правительства экспроприированные произведения искусства, включая картины Левицкого и Брюллова, яйца Фаберже и многое другое. Советское правительство разрешило ему вывезти все предметы искусства из страны без уплаты таможенных сборов. В настоящее время коллекция Пост и Дэвиса экспонируется в США в общедоступном частном музее Хиллвуд, расположенном в здании поместья, ранее принадлежавшего Марджори Пост".
  Начнем с того, что Дэвисы покупали картины и другие предметы антиквариата в комиссионных магазинах, которые пришли на смену "Торгсину", столь красочно описанному Михаилом Булгаковым в "Мастере и Маргарите". И не за бесценок, и не у советского правительства. Этим занимался Арманд Хаммер, который успешно "развёл" Владимира Ильича на часть сокровищ Кремля. Так что вешать всех собак на Джозефа Дэвиса не стоит.
  Если же судить по его секретным тогда донесениям в Госдеп и непосредственно в Белый дом, то они достаточно объективны. Дэвис понимал всю опасность гитлеровского режима для Европы и мира, ровно как и понимал что без СССР этот режим не одолеть.
  
  .

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023