В конце 50-х ќ-начале 60-х годов прошлого столетия в советской литературе появился новый жанр, получивший термин "лейтенантская проза". Первой ласточкой в этом жанре стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстали военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повествование велось от первого лица, это своего рода дневник участника войны.
Из-за предельной достоверности произведения писателей-фронтовиков часто зачисляли в разряд мемуарной литературы, называли "собственными фронтовыми биографиями авторов", утверждали, что кругозор авторов ограничен всего только "полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнём вражеского пулемёта или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища".
С тех пор много воды утекло и блестящая плеяда писателей-фронтовиков пополнила стаю "белых журавлей". Но нам остались их рассказы, повести и романы.
Что же касается мемуарной литературы, то здесь "лейтенантским мемуарам" довольно долго не везло. 60-е -80-е годы ушедшего века были временами многочисленных "генеральских мемуаров", в которых
воспоминания, в которых они старались подчеркнуть свое участие на самых критически важных театрах военных действий.
Нисколько не умаляя заслуг наших выдающихся полководцев, которые приближали победу, хотелось бы коснуться темы "лейтенантских мемуаров". Наши книгоиздатели не то, чтобы проглядели этот пласт мемуарной литературы, но пресловутая табель о рангах как в писательской, так и военной среде делала почти невозможными публикации ветеранов, которые прошли всю войну бок о обок с солдатами, командуя взводами, ротами, батальонами. Иногда даже штрафбатами, вокруг которых в "рычащие девяностые" дельцы от литературы и кино нагромоздили монбланы откровенной небывальщины.
И вот, кажется сегодня, когда Россия снова вступила в противоборство с "коричневой чумой", пришло время той жгучей "лейтенантской мемуаристики", которая не исчезла безвозвратно как легендарная Атлантида и наконец обрела своего читателя.
Воспоминания Михаила Ивановича Сукнева, едва ли не единственные в "лейтенантской мемуаристике", написанные ветераном на закате дней. Автор назвал их "Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941-1945". Звучит буднично и не пафосно, однако за сухими строками - обжигающая правда войны без какой-либо романтизации штрафных батальнов, присущей, как отмечал, дельцам от исторической беллетристики.
Сукнев более трех лет воевал на передовой, несколько раз был ранен. Среди немногих ветеранов был дважды награжден орденом Александра Невского, а также рядом других боевых орденов и медалей. Автор писал Свою книгу Сукнев писал в 2000 году, уже на закате жизни, предельно откровенно. Михаил Иванович ушел от нас в январе 2004 года, так и увидев своей книги. Сегодня её представляет читателям издательство "Центрполиграф", одним из успешных направлений деятельности которого является выпуск военно-исторической литературы.
Андрей Владимирович Николаев известен ценителям книжной иллюстрации как один из выдающихся советских и российских художников-иллюстраторов. За долгую творческую жизнь создал серии иллюстраций примерно к двумстам книгам из отечественной и зарубежной классики, современным авторам. Широкому кругу читателей Николаев известен как автор иллюстраций к "Войне и миру" Толстого, "Пиковой даме" Пушкина, "Белой гвардии" и "Мастеру и Маргарите" Булгакова. Но мало кто знает, свой жизненный путь Андрей Николаев начинал, как многие парни его поколения: выпускной бал по окончании десятилетки, а утром 22 июня 1941 г. - объявление о начале войны. Минометное отделение Великоустюгского пехотного училища, служба в минометном полку на Волховском и Карельском фронтах, в конце войны - освобождение Венгрии и Австрии.
В основу книги "На Волховском и Карельском фронтах. Дневники лейтенанта. 1941-1944 гг", которая стала ещё одной издательской находкой "Центрполиграфа", положены краткие дневниковые записи Николаева и письма к матери с фронта.
Биография генерал-майора Николая Андреевича Колосова (1909-1993) тесно связана с вооруженными силами нашей страны. В 1930-х годах он стоял у истоков формирования танковых войск РККА, а с началом Великой Отечественной войны на самом высоком уровне решал вопросы их реформирования и боевой подготовки в связи с новыми задачами. В составе действующей армии участвовал в боях за освобождение Польши и Восточной Пруссии. После войны Колосов был занят на политической работе в Советской армии, а позднее стал первым директором музея-панорамы "Бородинская битва". Полный ярких событий и интересных встреч жизненный путь автора лёг в основу книги "Воспоминания комиссара-танкиста".
И в заключение этого обзора этого обзора хочу представить два исторических исследования, посвященных началу и концу Второй Мировой войны, которые сегодня звучат как тревожное предупреждение западным политикам, играющим со спичками в пороховом погребе.
В своем исследовании "Странная война 1939 года. Как западные союзники предали Польшу" английский историк-публицист Джон Кимхи разоблачает общепринятый тезис о том, что осенью 1939 года Британия и Франция не были в состоянии дать вооруженный отпор фашистской агрессии. Историк подчеркивает, что именно двурушничество Запада по отношению к Польше позволило Гитлеру извлечь максимальную выгоду из проводимой союзниками "политики умиротворения".
Изучив соответствующие документы об англо-французских "гарантиях" Польше, автор наглядно продемонстрировал, как повели себя правительства этих стран, когда дело дошло до выполнения данных ими обещаний. Они просто-напросто " кинули" Польшу, надеясь что Гитлер последует дальше на Восток. Он и пошёл в 1941-м навстречу своей гибели, поработив сначала вслед за Польшей западную Европу. Но удивительное дело - сегодняшние политики очевидно страдают полной потерей памяти. А забывать уроки истории не гоже.
Если Вторая мировая началась с нападения Германии на Польшу, то закончилась она капитуляцией Японии после ядерной бомбардировки
Хиросимы и Нагасаки.
Книга историка и дипломата Лестера Брукса "Капитуляция Японии во Второй мировой войне. За кулисами тайного заговора" посвящена драматическим событиям августа 1945 года, предшествовавшим капитуляции Японии. В своем исследовании историк, опираясь на перехваченные донесения разведки, протоколы допросов военных преступников, материалы Токийского процесса и воспоминания участников событий, всесторонне анализирует и документирует внутриполитический конфликт, обострившийся после уничтожения Хиросимы. Более чем красноречиво автор показывает, что самурайский менталитет военных элит, нежелание отступать и стремление сражаться до последнего солдата привели к сокрушительному поражению Японии во Второй мировой войне и краху империи.
Сегодня кое кто тоже обуян стремлением "сражаться до последнего солдата". Как видно, - история мало чему учит!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023