Об Александре Невском написано немало книг. Тем не менее, новая работа немецкого исследователя Фритьофа Беньямина Шенка "Александр Невский в русской культурной традиции" заслуживает особого внимания. Это историческое исследование вышло в серии "Historia Rossica", которую выпускает издательство "Новое литературное обозрение". Александр Невский - одна из крупнейших величин в русской истории, предмет исследовательских дискуссий, сюжет непрекращающегося мифотворчества... О нем сложено немало легенд, сняты шедевры кино. Приписанный ему в знаменитом фильме Эйзенштейна афоризм "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет" и сегодня воспринимается многими как подлинный завет национального героя. В уникальной по охвату источников книге автор исследует семивековую толщу памяти об одной из самых легендарных фигур русской истории. Перед читателем разворачивается панорама образов Александра Невского, запечатленных в летописях, агиографии и иконах, идеологии и официальной пропаганде, исторических трудах и политической публицистике, живописи, скульптуре, кинематографе и даже коммерческой рекламе. Особо хотел бы остановиться на двух книгах подраздела этой серии "Окраины Российской империи". В сборнике статей "Сибирь в составе Российской империи" авторы стремились не только обобщить уже имеющиеся результаты изучения сибирской истории имперского периода, но и представить новые подходы к ее интерпретации. Сфокусировав свое внимание на проблемах взаимоотношения центра и Сибири, специфике ее хозяйственного и социокультурного освоения, феномене сибирской ссылки, адаптации русских переселенцев к новым условиям и взаимодействии их с коренными народами, они проследили историю формирования особой русско-сибирской территориальной идентичности. Другой сборник статей "Северный Кавказ в составе Российской империи" подготовлен группой историков и этнологов из академических центров и университетов Махачкалы, Нальчика, Грозного и Москвы. Северному Кавказу принадлежит особое место в русской истории и культуре XVIII - начала XX века. Завоеванный русскими в ходе кровопролитных войн XIX столетия, он был постепенно "усмирен", обратившись в слаборазвитую экзотическую "восточную окраину" страны, но и сам покорил своих победителей, воплощая в себе Россию как великую империю. Назрело время заново внимательно прочесть историю Северного Кавказа в составе России, освободив ее от старых колониальных стереотипов и новой лжи. Эта книга, приглашает читателя к такому прочтению, дополняя привычные темы - Кавказской войны, исхода горцев с русского Кавказа в османскую Турцию, русской колонизации, реформ и революции на Кавказе - новыми, еще слабо изученными в отечественной кавказоведческой традиции сюжетами кавказского пограничья (фронтира), исламского дискурса, ориентализма и другими темами. Прекрасным иллюстративным и фактографическим дополнением к развитию кавказской темы может служить изданный "Европой" уникальный "Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004)". На примере 50 карт автор этого научно исторического издания Артур Цуциев предлагает рассмотреть, как формировались территориальные и статусные параметры этнополитических противоречий в регионе, а также определить содержание современных рисков, связанных с подобными конфликтами. Каждая из карт отражает определенный этап в развитии региона и сопровождается комментариями событий, происходивших в тот или иной период. Кроме собственно географических карт и схем с указанием административно-территориального деления, в "Атлас" вошли и этнолингвистические и конфессиональные карты. "Исторический Кавказ" определяется автором "сначала в качестве (меж-) имперского буферного пространства, а с начала ХIХ века - как особый регион России". Располагая карты в хронологическом порядке, автор стремится показать историческую подвижность этнических границ и относительность "исконных" территорий. Внимание уделяется внимание такому вопросу, как противоречивая связь административно-политических границ с границами этнических ареалов, так как административно-территориальная сетка региона, по словам Артура Цуциева, "никогда не совпадала и не могла совпадать со структурой этнического расселения". Например, Кизляр начинался во многом как армяно-грузинская колония, а Моздок - как центр крещеных кабардинцев и осетин. Русскую "этническую доминанту" колонизации Кавказа изначально дополняли армянские, греческие, молдаванские, болгарские, немецкие, эстонские, латышские, польские, еврейские и прочие переселенцы. По мнению автора, определение внутрикавказских границ "не представляет собой произвольного никак не обоснованного административно-управленческого подхода, а напротив - опирается на определенную логику упорядочения и классификации этнических категорий". Исходя из этого, "историческая справедливость и устраивающие всех линии границ не могут рождаться из прошлого, из апелляций к нему как некоему резервуару, скрывающему былое национальное величие.
Книга Юрия Рубцова "Штрафники Великой Отечественной. В Жизни и на экране" ("Вече" . 2007 год) ставит своей задачей показ исторической и жизненной правды о штрафниках Великой Отечественной и аргументированный отпор "новопрочтенцам" в лице создателей телесериала "Штрафбат". Обстановка вокруг празднования 60-летнего юбилея Победы показала, что сражение за историческое здравомыслие граждан России развернулось уже на последнем рубеже. Сегодня нам внушают, что все в нашей истории было либо "неправильным", либо вовсе "преступным", пытаясь разрушить в сознании россиян последнее, что сохраняет святость, что объединяет всех нас - память о Великой Победе. Мемуары Павла Васильевича Золотова "Записки миномётчика" представляют собой жесткую и правдивую книгу о войне. Здесь нет пропагандистских штампов и шаблонных историй о героизме, перед нами предстает картина реальной войны глазами человека, знающего о ней не понаслышке. Автор прошёл три фронта, сражался с финнами на Карельском перешейке, освобождал Венгрию, Чехословакию, Австрию. Суровая правда войны в мемуарной серии "На линии фронта". В издательстве "Центрполиграф", где вышла эта книга, много внимания уделяют мемуарам, которые помогают нам понять и осознать многие белые пятна отечественной истории. "Моя жизнь - борьба. Мемуары русской социалистки 1897-1938" Анжелики Балабановой, охватывают драматический период в истории Европы конца XIX века и до 30-х годов XX века. Являясь весьма влиятельной фигурой международного рабочего движения, Балабанова была связана со многими известными историческими деятелями, среди которых были Муссолини и Клара Цеткин, Ленин и Роза Люксембург. История в мемуарах Балабановой выглядит несколько другой, чем та, которую нам так долго навязывали. Эта книга вышла в серии "Свидетели эпохи".
"Шестой прокуратор Иудеи" Владимира Паутова - исторический роман-предположение, сюжет которого родился на основе канонических текстов Нового Завета. I век нашей эры. В Сирийскую провинцию Римской империи для управления Иудеей прибывает прокуратор Понтий Пилат и сразу же оказывается в центре заговора иудейских священников, стремящихся любой ценой сместить его с должности. В силу обстоятельств он вынужден принять весьма щекотливое и нелегкое решение, жертвой которого становится один нищий плотник из захолустного городка Назарет, случайно оказавшийся между двумя силами - римским государством и иудейским духовенством. Не столько не каноническое прочтение Нового Завета, сколько попытка продолжить булгаковские размышления о несовместимости власти и истины. Одна из очень удачных находок издательства "Октопус".
"Эпохой викингов" в Скандинавских странах (Швеции, Норвегии, Дании) называют период, охватывающий IX, X и первую половину XI столетия - время воинственных и дерзких дружин отважных морских воинов-викингов, первых скандинавских королей-конунгов, древнейших из дошедших до нас средневековых эпических песен и сказаний. Книга Натальи Будур "Повседневная жизнь викингов. IX-XI века" из "молодогвардейской" серии "Живая история", - попытка приоткрыть дверь в суровый и величественный мир норманнов, представить себе жизнь, которую вели люди на Севере больше десяти веков назад. Особое место в книге занимают сюжеты, связанные с рунической письменностью и рунической магией.
А теперь обратимся к книге, которая соединяет в себе мудрость "Опытов" Монтеня и пикантность историй из "Декамерона". Знаменитая книга Брантома "Галантные дамы" воскрешает эпоху Маргариты Валуа, Марии Медичи, Карла IX и их двора. Исторические персонажи романов Дюма и Мериме предстают здесь во всей прелести своих галантных приключений.
Этот небольшой томик Брантома читатель найдёт в коллекции книг "Азбука-классика". Издательство "РИПОЛ-классик" в сотрудничестве с "Иностранкой" продолжает грандиозный проект "Clio. История в романе".
Читателей успевших проглотить роман "Роза и лилия", являющийся первой частью трилогии Жеральда Мессадье "Жанна де л,Эстуаль", который я уже представлял в одном из своих обозрений, спешу обрадовать сообщением: вышла вторая книга трилогии - "Суд волков". Героиня романа Жанна становится баронессой при дворе КарлаVII. Того самого, который был коронован в Реймсе великой тёзкой нашей героини Жанной д,Арк. Но дальше повествование ведёт нас к началу правления "короля-паука" Людовика XI, здесь он ещё молод и не постиг всех тонкостей политических интриг, мастером которых стал впоследствии. Между тем, Жанну де л,Эстуаль обвиняют в колдовстве, по Франции рыщут голодные волки, в том числе и в человеческом обличье... Будем ждать третью часть этого эпического полотна из французской истории.
Роман "Кью", созданный группой итальянских интеллектуалов, поборников Умберто Эко и идеологических ценностей Евросоюза, и укрывшихся под псевдонимом Лютер Блиссет, посвящён европейским событиям времен Реформации и крестьянских войн. Именно Мартин Лютер открыл тот самый ящик Пандоры, из которого на просторы Европы выплеснулись толпы беженцев, реки крови, ландскнехты с их невероятной жестокостью, алчные церковники, крестьяне, поверившие в Царство Божие на Земле...
В центре многопланового романа с сотнями персонажей - фигура таинственного агента всесильного кардинала Джанпьетро Караффы, таинственного "Q" - идеального шпиона, раскрыть которого не удается никому. Этот исторический бестселлер достоин пера Умберто Эко.
Два великолепных исторических детектива открывают новую серию издательства "Флюид" - "Codex Medievalis". В романе Филиппы Морган "Чосер и чертог славы" автор знаменитых "Кентерберийских рассказов" предстает перед нами в неожиданном амплуа дипломата и политика, вынужденного расследовать запутанное преступление... Роман Пола Доуэрти "Сатана в церкви" воскрешает события времён короля Эдуарда I. Англия. XIII век. Хотя заклятый враг короля Симон де Монфор убит, а его последователи казнены, в Лондоне неспокойно. Ужасное убийство, наводящее на мысль о сатанинских обрядах, заставляет чиновника Королевской канцелярии Хью Коберта вступить на страшный путь, возвращения с которого нет.
Роман турецкого писателя Реха Чамуроглу "Последний янычар" рассказывает об удивительной судьбе славянского паренька Петра, попавшего в плен во время одной из русско-турецких войн времен Екатерины Великой. Приняв ислам, он становится янычаром по имени Рыжий Абдулла. Этот исторический роман рассказывает об истории янычарского корпуса, о его суфийских наставниках. О победах и поражениях. Это взгляд на историю русско-турецких войн с той стороны. Взгляд русских глаз из под янычарской чалмы. Роман "Последний янычар" вышел в "Языковом центре им. Ф.М. Достоевского" в прекрасном переводе Анны Дмитриевой и при активном содействии турецкого издательского центра "ТРОЙ Медиа". Вот уж воистину, если гора не идёт к Магомету... Мы редко издаем турецких писателей, за исключением нобелиата Орхана Памука. Поэтому турки решили пойти навстречу русскому читателю, предложив издать целую серию романов. Так, что "Последний янычар" скорее "первая ласточка".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023