Аннотация: Заметки о книге "Лев Толстой. Свободный человек" в серии ЖЗЛ
Павел Басинский написал очередную книгу о Толстом. Почему очередную?
Толстовская нива для Басинского оказалась необычайно плодотворной. Сначала "Лев Толстой: бегство из рая", потом "Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды", потом "Лев в тени Льва. История любви и ненависти". Ну а дальше...
Новоявленный толстововед Басинский, по его признанию: "решил написать короткое и, насколько это возможно, внятное изложение произведения под названием "Лев Толстой".
Толстой как - "произведение", - подход неожиданный и даже несколько кокетливый. Хотя почему бы нет? Ведь был же Толстой объявлен одним из основоположников марлена "зеркалом русской революции". А еще можно было бы обозначить Толстого как "модель для сборки в игре в классики " (это уже по Кортасару).
Басинский, опять же по его признанию, в результате написания первых трех книг пришел к пониманию того, "что биографию Толстого нельзя писать просто как цепь жизненных событий и анализ художественных произведений, как пишутся обычные писательские биографии".
Тем более что у автора новой биографии Льва Толстого были великие предшественники (Викентий Вересаев - "Живая жизнь", Виктор Шкловский - "Лев Толстой"), а уж мемуаристов, окружавших классика и не счесть.
А потому Басинский превратил "глыбу-человечище" Толстого в "произведение". Тут тебе и доктор Джекил и мистер Хайд. Тут и божественное и дьявольское. Замысел Басинского достоин вершин психоанализа Зигмунда Фрейда.
Всё четко разложено на кушетке психоаналитика. И раннее сиротство, и поиски своей самости, и бретерство (почти по Долохову) и недолгая воинская стезя: карьеры на этом поприще Толстой не сделал, но триумфально вломился в русскую литературу с "Севастопольскими рассказами".
Играл в карты, проигрывался. Как результат - за аванс от издателя Каткова - создал замечательную кавказскую повесть "Казаки".
Но не станем продолжать "цепь жизненных событий и анализ художественных произведений", тем более что Басинский создал совершенно не линейную биографию классика. Большую часть своей книги он посвятил толстовским сомнениям и смятениям. Вторая половина книга едва ли не шекспировская трагедия о короле Лире. Мрачновато как-то и темновато.
Но таков авторский замысел. Кто-то и по сей день восхищается книгой Шкловского, а кто-то аплодирует Басинскому.
Что тут скажешь - жизнеописание великого писателя у Басинского получилось более чем оригинальным. Только если отталкиваться от ленинской дефиниции Толстого как "зеркала", Павел Басинский это самое зеркало разбил и создал из осколков стробоскопический шар. "Жесть", - скажет молодой читатель. А старый - прослезится от обиды за "зеркало".
И последнее. В названии "жэзээловской" книги автор добавил к имени писателя эпитет "свободный человек".
И вот тут можно спорить до хрипоты о "свободе" Толстого. Потому что истинно свободные люди остаются таковыми в любых обстоятельствах, даже в узилище. Они не удирают, в то время как умирающий на железнодорожной станции Астапово старик часто бормотал "Удирать! Удирать!".
"Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег".
Это по Пушкину.
"Свободен! Свободен! Наконец-то свободен!".
Это надпись на могиле Мартина Лютера Кинга.
Могила Льва Толстого в Ясной Поляне свободна от каких-либо эпитафий.
СВОБОДНА!
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023