ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Раченков Евгений Александрович
Зам. По Вооружению м-р Гаран Евгений Михайлович

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ... на дороге до Газни блокпостов не было, а Духи ежедневно эту дорогу минировали ...


   Евгений Михайлович Гаран
   Я давно хотел написать для истории о службе в 1996 ОРТБ (1981-1983гг.).
   Наверное, наступило то время, когда надо написать то, что пока еще помним.
   Прошло тридцать лет, а все равно это, проведенное в Афганистане время, события, друзья, сослуживцы, всплывают в памяти.
   Прибыл я в Кабул на свой день рождения 11 декабря 1981 года, в составе очередной партии сменщиков, которые прибыли в этот день, других офицеров в нашу часть больше не прибыло. На аэродроме меня встретил Зам. По Вооружению м-р Верховцев, так как я являлся его заменщиком.
   С ним прибыли в расположение Батальона.
   Представился командиру м-р Киселеву Анатолию Ивановичу, так же познакомились
   С зам по Тылу к-ном Карповым, Нач. штаба м-р Завитаевым и замполитом к-н Севастьяновым.
   Для приема должности и необходимости принять технику на следующий день вылетили
   вместе с м-р Верховцевым на "вертушках" в роты.
   Начали с Джелалабада. Третья рота располагалась рядом с аэродром. Климат субтропики.
   Когда выходишь из "вертушки", то попадаешь в мокрую "парилку". Через десять-пятнадцать минут вся военная форма мокрая, так, что по возможности на службе в станциях офицеры разрешали работу без нее. Личный состав располагался в землянках.
   На кануне вечером перед нашим приездом духи обстреляли аэродром. Они обычно старались попасть в модули летчиков. Они очень сильно портили им нервы. Досталось и нашей технике. При минометном обстреле. Взрывом мины был выведен из строя ПРВ-16.
   Среди нашего личного состава раненых не было.
   Вообще климат в Джелалабаде имеет и положительные свои свойства. Здесь растет Эвкалипт, мандариновые рощи, Гранат и другие тропические растения. В каналах возле аэродрома водятся громадные толстолобики и другая рыба. Такой климат был только в Третьей роте. Ребята из третьей постоянно в нашу бытность обеспечивали Штаб батальона вениками из эвкалипта для бани.
   Приняв технику Третьей роты мы убыли в Первую роту. В Баграм.
   Первая, как и третья рота располагалась так же на аэродроме. Техника в этой роте под обстрел не попадала, так что работы было меньше.
   Затем был прием техники Второй роты в Кандагаре. Вторая рота располагалась 20 минутах езды от аэродрома Кандагар. В расположении ДШБР. Место весьма жаркое.
   Пустыня Регистан. Край племен ПУШТУ. Теперь это Талибы.
   Следующей ротой для знакомства была Четвертая рота. Газни. Рота располагалась на
   территории Мотострелкового полка. Вся территория полка была прикрыта минными
   полями. Вертолетная площадка для связи с полком находилась в 2 километрах от этой
   части. После прилета "вертушек" из части к ним отправлялись БТРы, так как, эти два километра каждый день Духи минировали.
   Последней ротой, для ознакомления и приема техники была Пятая рота - Шиндант.
   Рота располагалась на аэродроме. В отличии от остальных рот была предписана к нашей
   части. Эта рота была самостоятельной частью и нам была подчинена оперативно.
   Техника в этой роте была стационарной. Станции П-37, ПРВ -13, П-12, ПРВ-16 и др.
   После ознакомления с техникой вернулись в Кабул.
   Произошел несчастный случай, жаль ребят. На перевале Сланг задохнулись половина личного состава зенитно-ракетной бригады комплекса "КРУГ". Бригада шла к месту дислокации в Кабул. Когда техника бригады зашла в Саланг, то пройдя половину туннеля одна из машин заглохла. Остальная техника остановилась, но двигатели продолжали работать. Выхлопным газам деваться было некуда. Вентиляция не работала, а в противогазы личного состава небыли укомплектованы гопкалитовыми патронами для задержания СО2. В итоге бежать полтора километра к выходу не все смогли. Получилось скопление выхлопных газов, не учли загазованность в туннели. После этих событий эту бригаду вывели в Союз.
   На совещании у командира были определены основные задачи и направления нашей
   жизни и службы на период пребывания в Афгане.
   Основной задачей являлось боевое дежурство. Ведение разведки в полосе всего Афганистана.
   Второй, не менее важной задачей было обустройство жизни и быта личного состава.
   Третьей задачей была задача энергетического обеспечения.
   За период нашего пребывания мы постарались сделать, что смогли для части.
   Боевое дежурство несли все роты круглосуточно по графику. Информацию о воздушной обстановке отображалась на РИЦ КП ПВО 40 армии, который был совмещен с КП ПВО Афганистана. Так же эта информация передавалась по радиосвязи, которую обеспечивала Радиорота по Радиостанциям - Р-140. В Ташкент на КП ПВО ТуркВО. В 1983 году нам пришлось принять на вооружение ряд внештатной техники.
   Руководством ТуркВо было принято решение усилить технические возможности нашей
   Части за счет развертывания во Второй и Четвертой ротах РЛС П-14 "ОБОРОНА".
   Такими станциями обычно обеспечивались подразделения РТВ ПВО Страны. В сухопутных Войсках их небыло. Для их транспортировки были созданы две группы.
   Первую группу возглавлял я. В батальоне по штату не было седельных тягачей для транспортировки такой станции.
   Эти тягачи мы получили в Ташкенте с хранения. Совершили марш по маршруту Ташкент-Термез, и в Термезе получил новенькую станцию. Прямо с завода. В состав одной станции
   входили шесть прицепов. Один прицеп -передатчик, второй прицеп -приемник,
   третий -система СДЦ , Четвертый-прицеп- два дизеля по 100квт
   каждый и пятый прицеп - антенно-фидерная система. Этот пятый прицеп имел 20 тонн вес и длинна 22 метра. Внушительная станция.
   Дальнейший марш от Термеза до Газни был с небольшими приключениями. По прибытию на переправу Начальник этой переправы на отрез отказался пропускать нашу станцию через нее. Он сообщил, что мы ему утопим его пантоны. Пришлось потратить почти пять часов для получения разрешения из Штаба ТуркВо, чтобы переправится по мосту. Мост через Амударью был закрыт пограничниками, так как, он не был полностью готов. Не была установлена электронная сигнализация.
   Его открыли Брежнев Л.И. и Бабрак Кармаль и тут же закрыли на дооборудование.
   Пограничники получили приказ о пропуске нашей колонны во второй половине дня. Начальник заставы сообщил мне, что мы входим в историю как первое подразделение
   40 Армии, которое пересекло границу СССР по этому мосту.
   Дальше марш проходил спокойно. Нас сопровождали две "Шилки" и две "вертушки". Так, что Духи не сунулись. До Кабула добрались нормально.
   Вторая часть марша Кабул - Газни была сложнее. Дело в том, что дорога от Термеза до Кабула контролировалась Блокпостами. В случае нападения на колонну с блокпоста прибывали на помощь танки или БМП. А на дороге до Газни блокпостов не было, а Духи ежедневно эту дорогу минировали. Расстояние от Кабула до Газни примерно 120 км. Больше всего при этом марше страдали нервы у ребят-водителей. Когда ведешь машину и каждую минуту ждешь взрыва под колесом, и это ожидание длится не один час, то после окончания марша у некоторых ребят тряслись руки.
   Станцию доставили без приключений. Специалисты с завода-изготовителя, которые должны были прибыть на развертывание этой станции, от этой идеи отказались, доверив
   эту работу выполнить нам самим. Эту работу мы сделали силами Четвертой роты и инженеров Батальона.
   Таким же образом была доставлена вторая станция. Ее доставка была проведена по маршруту Кушка- Кандагар. Развертывание тоже проводили сами.
   После введения этих станций мы смогли вести разведку вплоть до Персидского залива.
   Следующей заштатной техникой была установленная на РИЦ информационная система "Алмаз", которая позволила в цифровом формате передавать информацию ЦКП ПВО в Москву. Это значительно сократило время передачи информации.
   Наши предшественники проделали громадную работу по размещению подразделений,
   организации боевой работы, но у них не хватило времени на организации жизни и быта.
   Из капитальных построек в батальоне нам досталось овощехранилище. Помещение КПП и
   открытый общий туалет. Личный состав жил в палатках отапливались соляровыми печами
   "АПСНЫ" Бакинского производства. Баня для личного состава была в землянке. Эта землянка внутри была обшита рейками из бомботары и дощатыми частями от патронных ящиков. Автопарк вообще не был оборудован.
   Мы, руководство батальона, решили значительно улучшить жизнь личного состава, как в штабе, так и ротах.
   Первая стройка, которую мы начали, была бетонная стена с окнами-бойницами, которая была построена по периметру дислокации батальона. Так же установили столбы освещения. Это позволило караулу видеть подходы к нашей части. Следующей проблемой стал дефицит электроэнергии. Не хватало энергии для освещения и работы радиостанций. Пришлось
   добывать сверх штата мощный дизель на сто киловатт, что позволило полностью решить эту проблему. Следующей стройкой стала баня нашей собственной конструкции. В построенном из пескоблоков помещении был установлен большой чугунный котел, который сверху был выложен гранитными камнями, а внутрь установили горелку, работающую по принципу примуса. На крышу бани поставили бак от КамАЗа на 250 литров солярки. Одного бака хватало для того чтобы могли помыться все бойцы.
   Затем приступили к строительству еще двух объектов. Начальник штаба м-р Завитаев руководил стройкой караульного помещения, а я начал стройку КТП. Нам даже удалось
   При строительстве этих помещений добыть у афганцев мраморную плитку на пол. Полы были из зеленого и коричневого мрамора.
   После этих строек надо было улучшить быт личного состава. Жить в палатках было не безопасно. Если случайный огонь попадал на палатку, она сгорала за 5 минут полностью.
   Такой случай был в Радиорота. Никто не пострадал, но палатки не стало.
   Но специальных строительных подразделений в 40 армии не было. Таких специалистов со строительным уклоном в частях тоже не имелось. Самое главное сборно-щитовые модули и так называемые СРМ помещения для складов , столовых и т.д. , которые в большом количестве поставлялись в Термез для 40 армии не было чем привезти. В штате батальона не было транспортных автомобилей для перевозки таких грузов. Пришлось очень тесно поработать с автослужбой армии (долго поили спиртом) и нам сверх штата дали КАМАЗЫ.
   Мы были очень этому рады. Для личного состава водителей пришлось добыть автоматы АКМ со складными прикладами. На одну из машин установили штатную установку ЗУ-23-2. Это для собственной охраны.
   И с этого времени мы начали возить модули. Первый модуль наша собственная колонна Камазов доставила в часть за пять дней. Эту колону доверили провести мне. Колонну удалось провести без потерь и поломок. Этот модуль строил личный состав Радиороты. Часть модуля использовалась для размещения управления батальона в остальной части личный состав Радиороты. Следующий модуль, который так же был доставлен из Термеза это модуль планшетной роты. Строили быстро. За два или три месяца оба этих модуля были построены, а весь личный состав перебрался из палаток в цивилизованные помещения. В модулях были установлены кондиционеры, что в то время добыть было сложно.
   Затем был привезен модуль столовой и все оборудование для кухни. Когда построили столовую, ее так же использовали как клуб.
   Рядом со столовой замполит к-н Севастьянов посадил деревья, которые попали в виде рассказа журналиста Проханова "Дерево в центре Кабула", который был напечатан в газете "Красная звезда". Это не большой рассказ о нашем батальоне.
   Следующим строительным объектом был модуль СРМ, в котором мы разместили склады
   Службы РАВ и Автослужбы, а так же авторемонтную мастерскую.
   Параллельно со строительством в Кабуле нами был организовано доставку модулей во все
   Роты батальона.
   Все эти стройки позволили значительно улучшить быт и жизнь батальона.

 Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023