На днях посмотрел на ТВ наши кинематографические бестселлеры: особенности национальной охоты и рыбалки. Увидел знакомые винтокрылые машины, пилотируемые гвардейцами - вертолётчиками, ювелирно доставившие генералу Булдакову водку и "Равиоли" и вспомнились встречи с гвардейцами, состоявшиеся совсем при других обстоятельствах.
ПРИБЫЛОВО
Местечко Прибылово Глебычевской волости Выборгского района находится всего в 30 минутах полёта на вертолете от окраин Санкт-Петербурга. Здесь дислоцируется одна из самых прославленных вертолетных частей Российской армии - Н-ский гвардейский вертолетный полк. Прибылово и Глебычево несут в своих названиях фамилии красноармейцев, геройски погибших в Финскую войну. Раньше здесь располагалась авиадивизия: ее штаб и два полка, один из которых - 158-й авиационный - стал прародителем героя нашего повествования. В том, еще истребительно-авиационном полку, на вооружении стояли считающиеся сегодня реликтами самолеты И-16, ЯК-1, Миг-3 и "Спитфайр". Им на смену пришли реактивные МИГ-15 и МИГ-17, ЯК-17. С 1961 года полк по команде пересел на вертолеты. Многие летчики-истребители успешно осваивали и по достоинству оценили новую винтокрылую технику, отлично зарекомендовавшую себя в локальных войнах того времени. Тогда они ещё даже не предполагали, что им предстоит в будущем.
Всегда знаменит был полк и людьми. В годы Великой Отечественной войны 12 его
летчиков были удостоены звания Герой Советского Союза, один из них - младший
лейтенант Степан Иванович Здоровцев - навечно зачислен в списки части.
Немало подвигов вертолетчики совершили и в послевоенное время. Более 600
служащих полка в составе 90 экипажей прошли Афганистан, где в общей сложности совершили 33.200 боевых вылетов. 394 из них были награждены орденами и медалями, а гвардии капитан Владимир Кучеренко был удостоен звания Героя Советского Союза.
Не обошлись без гвардейцев и при ликвидации чернобыльской катастрофы. Из 104 ликвидаторов 46 удостоились государственных наград. Летчики выполнили все поставленные задачи, налетав в смертельно опасной зоне более 500 часов.
На Северном Кавказе более половины личного состава полка приняли участие в проведении антитеррористической операции, за что более ста человек награждены государственными наградами. Есть и свои живые легенды. Чего стоит один только подполковник Владимир Бабушкин.
Владимир Николаевич - один из лучших пилотов не только в Ленинградском военном округе, но и во всех Вооруженных силах России. Его называют специалистом по полетам в условиях отсутствия всякой видимости (причём без всяких приборов ночного видения) - ночью в тумане... В один из своих многочисленных вылетов, когда никто не мог даже оторваться от земли из-за полного отсутствия видимости, Владимир Николаевич не только взлетел, но и сумел вывезти с передовой 29 тяжелораненых, хотя его машина чисто теоретически могла взять на свой борт только половину из них. А сколько было боевых вылетов под шквальным огнем противника! Сколько уничтожено живой силы и вооружения боевиков. Командующий объединенной группировкой войск в Северо-Кавказском регионе генерал армии Виктор Германович Казанцев по достоинству оценил заслуги летчика, представив его к присвоению звания Героя России, но в высоких штабах решили по иному.
На взлетно-посадочной полосе полным ходом идут занятия. Экипажи вертолетов Ми-24 загружают боекомплекты, проводят техническое обслуживание машин. Рядом тренируются спасатели из поисково-спасательной службы. Вот только занятия чаще идут на земле. Причина проста - не хватает топлива и боеприпасов, лимиты слишком малы. Вспоминают время перед отправкой на войну. Вот когда и летали, стреляли...
Именно там, в Чечне в начале января 2000 года у меня состоялось знакомство с вертолётчиками...
***
ЧЕЧНЯ, станица КАЛИНОВСКАЯ
... Конец декабря - начало января выдались в Чечне нелётно - туманными. Информационный голод вызывал, особенно у телевизионщиков уже настоящий психоз. Редакции давили, что картинок "экшина" нет. Как только туман стал рассеиваться, я, будучи офицером пресс-центра ОГВ(с), с группой тележурналистов российского телевидения вылетел в направлении штаба Западной группировки, располагавшегося тогда в районе населенного пункта Старые Атаги. Планировалось взять интервью у командующего группировкой генерала Владимира Шаманова и посетить боевые порядки 138 -й гвардейской мотострелковой бригады ЛенВО, запирающей вход в Аргунское ущелье в районе Дуба-Юрта.
Однако всё случилось не так, как мы думали. Вертушка, что должна была забрать нас обратным рейсом, доставила в Моздок груз-200. Об этом нельзя вспоминать спокойно даже по прошествии пяти лет. Мы не знали, что находилось в ящиках из-под артиллерийских снарядов и потому нервничали, что разгрузка идёт долго и время вылета откладывается. Я об этом никогда раньше не писал по известным причинам. Ко мне подошёл пилот (ребята были из тверского звена, входящего в эскадрилью ЛенВО). Он сказал, что эти двухсотые - пацаны из 506-го мотострелкового полка ПриВО. Их расчленённые тела духи подбросили к нашим позициям ночью. С ними ещё два сваренных в кипятке танкиста - только медальоны остались. После этих слов нам лететь в этой машине расхотелось окончательно. Честно говоря, пришлось изрядно принять на грудь.
Вылетели с опозданием. Однако на подходе к Терскому хребту командир вертолета получил приказ возвращаться на аэродром в станице Калиновской. Выяснилось, что летящий впереди нас этим же маршрутом транспортный вертолет Ми-26 был обстрелян из засады с окраины уже давно освобожденного села Мескерт-Юрт. Получив большое количество пробоин, он повернул назад, приземлившись на ближайшем аэродроме. Туда вскоре сел и наш "борт". Наш командир экипажа за этот день, прибавивший себе не мало седин, лишь устало пробормотал: "С удачной посадкой вас, смертнички".
- Ну спасибо, утешил - только и смог я ему ответить.
Было уже темно, и нам пришлось воспользоваться гостеприимством летчиков питерской вертолетной эскадрильи. К утру туман запеленал всё. В десяти шагах ничего не видно. Поэтому мы продолжили своё знакомство с вертолётчиками. В Калиновской эскадрилья расположилась на базе полка Армавирского авиационного училища. Раньше здесь летали курсанты на самолетах МиГ-17, один из которых застыл на пьедестале в жилом городке. Городок был хороший, но военное лихолетье его не пощадило. Разрушенные аэродромные постройки, свежие заплаты на взлетно-посадочной полосе, коробки домов офицерского состава, глядевшие пустыми глазницами оконных проемов, рамы из которых, как и все деревянное, были растащены еще в первую войну. Но ребята вышли из положения - окна забили досками от ящиков, на бетонные полы настелили щиты, поставили печки-буржуйки, смастерили двери - словом, создали себе уют. Главное, что есть электричество, и не беда, что все удобства на улице. За бетонными стенами все-таки надежней и спокойней.
Офицеры рассказывали, что недавно здесь побывали министр обороны и начальник Генерального штаба. Они поставили задачу восстановить городок, и в Калиновской уже работают более 600 строителей. Дали электроэнергию, отстроили школу. Дети учатся с 30 декабря (1999 г.). На работу принимают местных учителей.
На первый взгляд, здесь все благополучно, все спокойно. Однако боевое охранение летного городка организовано на высоком уровне. Я оценил подготовленные позиции танкистов и мотострелков, прикрывающих аэродром с разных сторон.
Пользуясь случаем, задал интересующие вопросы заместителю начальника отдела авиации ЛенВО полковнику Михаилу Бакиных, который уже длительное время находился в Чечне вместе с эскадрильей в качестве представителя штаба округа.
- Питерские вертолетчики работают здесь очень профессионально, - с гордостью сообщил Михаил Андреевич, - люди подготовлены очень хорошо командование Северной группировкой нашей работой довольно. Приятно и то, что, когда наши машины поднимаются в воздух, у "духов" резко портится настроение. Это нам известно точно, из радиоперехватов.
И действительно, все задачи эскадрилья решала с высоким качеством. Командиры вертолетов - летчики 1-го и 2-го класса. Все, чему учились раньше, пришлось быстро вспомнить уже в ходе ведения боевых действий. Этого требовала сама обстановка. Были найдены новые способы борьбы, непрописанные в учебниках. Отработаны новые тактические приемы преодоления массированного огня противника из стрелкового оружия. Особое внимание уделяли созданию поисково-спасательного обеспечения.
- Около 30 процентов вылетов приходится на воздушную разведку, - продолжал полковник Бакиных, - кроме того, осуществляются транспортные перевозки
и, конечно, санитарные рейсы. Зачастую от работы наших летчиков зависят жизни многих раненых солдат и офицеров.
Рядом корреспонденты РТР увлеченно слушали рассказ одного из летчиков, который невольно напомнил мне эпизод из старого, всеми любимого фильма "Небесный тихоход". Помните старшего лейтенанта Тучу, который рассказывал корреспонденту: "Лечу туда - стоит пушечка, лечу обратно - нет пушечки..."?
Рассказчик аж зажмурился от приятного воспоминания, доставлявшего ему самому видимое удовольствие.
- В самый канун Нового года в районе Автуры залегла наступавшая мотострелковая рота, прижатая к земле кинжальным пулеметным огнем. Перекресток, как и весь кусок дороги, хорошо простреливался бандитами. В воздух была поднята пара "Крокодилов" (Ми-24). Цель засекли быстро. Боевики засели в двух добротных частных трехэтажных особняках, стоящих на краю села, построенных, видать, недавно и не без привлечения рабского труда. Летчики быстро сориентировались, оценили обстановку и применили управляемые ракеты. Пехота продолжила наступление...
Офицер-вертолетчик Сергей улыбнулся, как будто вспомнил что-то очень хорошее:
- Вообще-то есть у нас отличное оружие - ракеты. Идут по лучу точно в цель. Куда марку перекрестия наложил - туда и попал. В форточку попасть - не проблема. Жаль только, что маловато у нас пока такого оружия. Приходится экономить каждую ракету.
В боях за Грозный наши летчики поднимались в воздух и совершали до семи боевых вылетов в день, обеспечивая взятие господствующих высот. В районе Ташкала-Нефть уничтожили несколько опорных пунктов боевиков. Как уже позже мне стало известно, личным составом эскадрильи в боях 1999-2000 гг. были уничтожены 22 опорных пункта, 6 машин и БТР, 5 артиллерийских установок и более 350 боевиков. Было перевезено 11242 человек, 158 тонн грузов, а так же вывезено из мест боёв более 550 раненых. Но и ребятам пришлось немало дырок в машинах залатать.
Здесь, на войне, свою квалификацию летчики повышают быстро. В самый накал боев, бывало, когда погода портится, а портится она не редко особенно в зимний период - видимость 300, облачность 30 метров, как говорится, хозяин собаку на улицу не выгонит. Полеты осуществляются практически вслепую. Когда машины заходят на посадку, руководитель полетов очень переживает за летчиков, нервничает. Но даже летчики 3-го класса садятся с таким, как они сами говорят, жестким минимумом. Многие из них по праву достойны звания "летчик-снайпер".
Возле одного из Ми-24 собралась группа летчиков. Ребята показывают на дыру в бронированном стекле кабины пилота. Это пробоина от пули, выпущенной бандитами из ДШК во время боя над Грозным. Пилот уцелел чудом, благодаря прочности стекла. Повезло.
Духи ожесточенно огрызаются огнем всех своих средств ПВО, лишь стоит над городом появиться нашим "вертушкам". Остервенело начинают лаять "зэушки" и ДШК. Чтобы, не обращая на них внимания выполнять поставленные задачи, притом не абы как, а как положено, нужно мужество. И это не просто слова. Штурман одной из "двадцатьчетверок" рассказывал, что неделю назад, когда их пара заходила на город, по ведомому вертолету боевики пустили ПТУР. Он лично видел, как ракета прошла рядом с машиной. "В нас попадали из ДШК - рассказывал он - будто кувалдой изо всех сил по корпусу ударяли...".
А вообще из чего только бандиты не стреляли. Использовали самодельные гранатометы. Один такой стал трофеем вертолетчиков. Я его видел сам. К трубе привязаны ручки, провода, батарейка "Крона" замыкает цепь,- неуправляемый снаряд полетел. Особой точности у этакой самопальной "базуки" нет, но все равно определённая вероятность попадания имеется. Приходилось летать над самой землей в пяти - десяти метрах, постоянно маневрировать, чтобы не зацепиться за что нибудь.
Разговор опять возвращается к инциденту с Ми-26. Вертолет был обстрелян и получил 46 пробоин с окраины, как я уже упоминал ранее "освобожденного" и не раз "зачищенного" села. Стреляли одновременно из нескольких видов стрелкового оружия - АКМ, РПК. Но без жертв обошлось по счастливой случайности - все пули попали в десантный отсек, где находились не люди, а продовольствие. Видимо духи думали, что вертушка перевозит десантников. Было даже как-то странно, что били по десанту, а не по кабине.
Мы с тележурналистом Вадимом Фефиловым (теперь он на НТВ ведёт репортажи с Кавказа) обсудили, что "на их месте должны были быть мы". Помянули погибших ребят, из-за которых наш вылет был задержан.
На вопрос об особо отличившихся летчиках полковник Михаил Бакиных дипломатично отвечал:
- Практически каждый человек в эскадрилье заслуживает награды.
Достойны все, а вот что касается конкретных примеров...
В кунге штабной машины - внушительных размеров стопки готовых к отправке наградных представлений. Михаил Андреевич берет первое попавшееся под руку:
- Вот, пожалуйста. Это у нас из самых крайних (на войне не принято говорить "последних" - Авт.) представлений.
..."При выполнении боевой задачи звено вертолетов Ми-24, в котором штурманом ведущего вертолета майор Н., уничтожило дзот и минометный расчет противника. Попав в зону обстрела из стрелкового оружия, вертолет получил повреждения, но выполнил задачу...
...При выполнении боевого вылета в н.п. Аргун огнем из пулемета майор Н. лично уничтожил расчет миномета, две огневые точки и группу из семи боевиков...
...В районе г. Грозного огнем из пулемета майор Н. лично уничтожил две огневые точки противника, что позволило нашей пехоте наступать без потерь", - сухо констатировали строчки документа, предлагавшего наградить героя-вертолетчика орденом Мужества.
Погода наконец-то немного улучшилась, и мы, поблагодарив хозяев за теплый прием, вылетели в сторону Аргунского ущелья - основной цели нашей поездки. Нашу восьмёрку взялся пилотировать лично исполняющий обязанности комэска Владимир Бабушкин - главный специалист по взлётам-посадкам в тумане и ночью.
Опять летим над Тереком. Внизу показались три всадника, скачущих в том же направлении вдоль русла реки. Нас не боятся. Оружия у них не видно. Вероятно, пастухи. Хотя кто их знает...
С лева по борту чеченское село. Видно, что взято оно было без боя. Село зажиточное. Дома богатые, в 2 - 3 этажа. Война обошла его стороной, зато вокруг все поля изрыты окопами и воронками.
Все чаще появляется наша бронетехника. Орудия танков и БМП развернуты в сторону противника. Солдаты-мотострелки машут нам руками. Скоро передовая...
Внезапно вертолет резко пошел на снижение. Сели, не выключая двигателя. Хорошо видно, как за бээмпэшками укрываются омоновцы, примерно по взводу за каждой машиной. Зрелище необычно-специфическое, любопытное. У нас в пехоте так не принято. Чувствуется предбоевое напряжение. Нас просят не выходить: работают чеченские снайперы. Съемку ведём из открытых иллюминаторов.
Подбежавший к вертолету старший офицер МВД очень эмоционален. Из его слов можно было понять, что на этом участке ожидается прорыв отряда боевиков численностью не то в 300, не то в 30 человек. Данные очень разнятся и это вносит дополнительную нервозность. По сведениям, прорываются те, кому удалось вырваться из Аргунна, просочившись через наши боевые порядки.
Подполковник Бабушкин связывается с руководством, согласовывает действия, после чего наша "восьмерка" взлетает, делает разворот, совершает виражи и наносит удары неуправляемыми ракетами, ведя при этом огонь из пулемета вдоль по руслу Аргуна, где засели боевики.
Нежданно-негаданно оказавшиеся в эпицентре боевых действий журналисты РТР Вадим Фефилов, Виктор Мамаев и Дмитрий Дроздов оживленно обсуждали, какое место займет снятый боевой эпизод в телерепортаже. Тем более, что съемка велась из кабины вертолёта. Настроение у ребят приподнялось. Уже был отснят сюжет об эскадрильи и этот эпизод должен был стать как по заказу венцом всего сюжета. Я видел этот сюжет, потом в Новостях и он мне понравился.
***
ПРИБЫЛОВО
...Во время короткого перерыва между занятиями по боевой подготовке я побеседовал с группой молодых офицеров. Они только что подвезли к вертолету из укрытия на тележке ящик с ракетами. Спросил, кто они по воинским специальностям. Один из офицеров представляется летчиком-штурманом, а его товарищ смеется: "Это он только здесь летчик, а так по расчету запасной кочегар". Заместитель командира полка подполковник Борис Шагиев, знакомый мне по Чечне и заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Игорь Орлов поясняли: "По штату у нас 51 кочегар, а в наличии только один. Недалеко от нас, в Приморске, строится терминал, так там рабочие получают в месяц в несколько раз больше чем наши офицеры. Вот все и ушли туда, где платят деньги. Некоторые работают теперь на Советском ЦБК. Поэтому наши офицеры и прапорщики объединились в бригады и топят сами. Днем боевая подготовка - вечером работа в котельных, чтобы жены и дети не замерзли. А ведь они получают тоже мизер. А нагрузка? Опять всё как на войне. Борьба за выживание.
Мы пытаемся их как-то поддержать. Но что мы особенно можем? Дополнительные дни к отпуску, да хоть какой-то доппаек. Честно говоря, от такой жизни давно бы все разбежались, как это происходит в некоторых других гарнизонах. А у нас нет.
Все, кто хотел уйти, ушли. Сейчас офицеры и прапорщики увольняются по возрасту и выслуге лет. Молодежь не бежит. Наоборот. Недавно два офицера поступили в академию. А знаете почему? Все благодаря нашему командиру полка полковнику Владимиру Алексеевичу Господу. Командир просто золотой человек, умница. Он в свое время окончил с золотыми медалями школу и военное училище, а потом академию с красным дипломом. Относится к подчиненным по-человечески, искренне заботится о них.
Для офицеров Господ - командир, умело сочетающий требовательность и заботу.
На службе - без послаблений. Но забота проявляется о каждом. Все желающие получили огороды, могут заготовить грибы и ягоды. Охота и рыбалка тоже помогают вы живать. Благо и рыба еще есть, водятся утки и ондатры. Были лоси, да подальше ушли от дачного строительства.
Офицеры вспоминают с улыбками как снимались в кино. Но и в жизни летчикам нередко приходится спасать незадачливых рыбаков, серфингистов и грибников. Тяжело больных в Выборг санрейсами тоже доставляют. Гвардейцы чем могут, помогают старикам. По крайней мере, два раза в год - на 9 мая и 1 октября, в День Победы и День пожилых людей - приглашают ветеранов в свою столовую, помогают углем... Полк шефствует над 27 семьями погибших.
Что касается проблем, то они общие для всех гарнизонов - нехватка жилья, отсутствие работы для жен и многое другое. Но летчики не жалуются на судьбу, а стараются проблемы решать.
Что удерживает всех этих ребят сегодня в армии? Что заставляет их подниматься в воздух, невзирая на трудности? Ведь такие парни не пропадут и на гражданке...
На эти вопросы один молодой летчик просто и бесхитростно, но точно ответил: "Просто мы знаем, что нужны Родине".
По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023