ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Рубан Николай Юрьевич
Открытия археолога Волобуева

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 4.50*18  Ваша оценка:


Открытия Модеста Волобуева

Предисловие

  
   Записки эти были переданы мне моим товарищем, археологом, главным хранителем археологического музея, неоднократно исполнявшим обязанности начальника археологических экспедиций. Как известно, сотрудники в такие экспедиции зачастую набираются "с бору по сосенке" - ввиду весьма скромной оплаты сего весьма утомительного труда. Зачастую стихийные археологи эти - люди, имеющие в мирской жизни совсем другую профессию - от бомжей до банкиров, едут они в археологические экспедиции кто за сезонным заработком и гарантированной трехразовой кормежкой, кто за вдохновением, кто за ощущениями, которых нельзя найти на осточертевших Канарах и Ибицах.
   Одним из таких вечных странников и был Модест Аристархович Волобуев, автор предлагаемых читателю научных исследований. Сведения о его личности весьма скудны и отрывочны: известно лишь, что он был отчислен в свое время с исторического факультета университета то ли за организацию нелегальной партии "Юный Кропоткинец", то ли за банальные "хвосты". Тем не менее, личностью он был незаурядной - отслужил в армии (к слову - в единственном кавалерийском полку Министерства обороны!), работал перегонщиком скота на Алтае, собирал хлопок в Узбекистане, рыбачил на Каспии, охотился в Сибири. Словом, прошел обычный тернистый путь российского интеллигента. Следы его теряются в песках Кара-Кумов, куда он отправился вместе с партией змееловов после того, как начальник археологической экспедиции, скрепя сердце, был вынужден уволить Модеста Аристарховича за несанкционированное уничтожение экспедиционных резервов спирта этилового.
   После отбытия Модеста Аристарховича в его палатке была обнаружена сумка с записями, которые, судя по всему, он вел в течение многих лет. Исследования эти показались мне весьма любопытными и рискнул предложить их вниманию читателей. Не теряю надежды, что когда-нибудь отыщется и сам автор этих статей, Модест Аристархович Волобуев - человек ищущий, незаурядный, какими всегда славилась наша Россия.
  

М. Волобуев

Боги, Соломон и рыбка

   Всем нам известен обычай печь на Пасху куличи и красить яйца - обычай, который не смогли предать забвению даже все усилия Советского агитпропа. Откуда же пошел этот обычай? Какое отношение имеет он к воскрешению Христа, казненного оккупационными войсками Рима по наущению коллаборационистского правительства и духовенства древней Иудеи?
   Согласно версии, принятой христианской церковью в качестве официальной, обычай этот восходит к событию, произошедшему в Риме в день воскресения казненного Христа. Мария Магдалина, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!". Император усомнился в этом: "В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!" И в тот же момент белое яйцо стало алым.
  
   Помимо резонного вопроса, каким это образом бедная еврейка попала на прием к императору, который, кстати, находился в то время в Риме (а не в Иерусалиме), невольно возникают еще два простых вопроса:
  
      -- А при чем тут куличи?
      -- А при чем тут, собственно, яйца? Неужели нельзя было избрать более наглядный способ демонстрации воскресения Спасителя, нежели покрасневшее яйцо?
  
   Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, во-первых, историю возникновения религий, а во-вторых, историю народов-создателей этих религий.
   Общеизвестно, что многие религиозные писания формируются на основе древних мифов, преданий и легенд. Легенды эти бывают как своими, так и заимствованными у других народов. К примеру, многие события Ветхого и Нового Заветов изложены в Коране (разумеется, в интерпретированном виде, адаптированном для соответствующей паствы). Многие библейские персонажи почитаются мусульманами, как великие пророки и святые. Так, Иисус фигурирует в Коране под именем Иса, его мать Мария известна как Мариам, пророк Моисей носит в исламе имя Муса и т.д.
   В этом нет ничего удивительного, так как создатель Корана, пророк Мохаммед в молодости был преуспевающим торговцем, странствовавшим со своими караванами по всем странам Ближнего Востока. Обладая живым и пытливым умом и выдающейся памятью, он запоминал множество мифов и легенд народов, населявших эти страны.
   Нельзя не оценить прозорливость и практичность Мохаммеда, как прирожденного государственного деятеля: в основу создаваемой им новой религии, призванной объединить разрозненные арабские племена, он положил религиозные писания, прошедшие проверку временем и не преданные забвению, несмотря на многочисленные гонения на исповедавших их народы. Так заботливый селекционер, взяв саженец выносливой, устойчивой к засухам и морозам дикой яблони, ведет кропотливую работу, прививая ему все необходимые свойства для получения сочных и сладких плодов, избавляясь от кислоты и горечи, неугодной потребителю. Собственно говоря, что такого хорошего в раю, предлагаемом иудеям и христианам? Сидеть у престола Господня и слушать пение ангелов? Ну - день, ну - два... Но - вечность?...
   Куда как привлекательнее выглядят в глазах простого бедуина шелковый шатер в цветущем саду, не иссякающий источник вина и нектара, всегда готовые оказать любую услугу сексапильные гурии, а также кальян, всегда заряженный лучшей бадахшанской анашой!
   Однако мы отвлеклись. Итак, с историей возникновения канонических писаний мы разобрались. Анализируя историю написания Библии, мы с уверенностью можем предположить, что ее древнееврейские авторы руководствовались теми же принципами. Где же могли древние евреи черпать сюжеты для создания собственной религии? Там же, где и все - у окружавших народов. И здесь в первую очередь приходит на память древний Египет, одним из народов, населявших который, и были евреи до своего знаменитого Исхода.
   К слову сказать, в отличие от других народов, возжелавших обрести независимость, евреи, пожалуй, единственные, кому нельзя предъявить обвинение в сепаратизме - они не претендовали на населяемые ими территории Египта, а просто ушли, унося с собой лишь самое необходимое имущество. А еще - мифы и легенды древнего Египта.
   Одной из таких легенд была общеизвестная история о смерти и воскрешении Озириса. У верховного божества Египта, блистательного Озириса, была прекрасная супруга Изида и злобный брат Сет. Как водилось в те времена, Сет убил брата Озириса, будто им двоим на всей Земле тесно было. Кстати, впоследствии это родственное убийство нашло свое отражение в известной библейской истории о Каине и Авеле. Итак, Сет убил Озириса. Мало того, он еще и разрубил тело брата на сорок частей и разбросал их по всему свету (не у него ли учились нынешние фигуранты пьяных "бытовух", имеющие обыкновение разбрасывать "расчлененку" по всем мусорным бакам своего района?).
   Верная Изида, обойдя весь свет, собрала все разбросанные части тела любимого супруга, для того, чтобы достойно предать его земле. Не смогла она найти лишь одной, но весьма существенной части, без которой муж как бы и не мог в полном смысле считаться мужем. Оплакивая усопшего супруга и свою горькую долю, Изида сидела на берегу моря, не решаясь похоронить Озириса в таком вот, недоукомплектованном виде. В эту минуту к ней подплыла рыбка, известная нынешним ихтиологам под названием хромис, или булти (Chromis multicolor) и сообщила безутешной богине, что знает, где находится недостающая часть ее супруга. Проблема была лишь в том, что часть эта покоилась глубоко на дне моря, а принести ее Изиде рыбка не могла, так как рот ее был слишком мал.
   Тогда Изида сделала так, чтобы рот у рыбки мог увеличиваться до любых размеров. Рыбка нырнула на дно моря и принесла Изиде последнюю, недостающую часть тела Озириса. После того, как Изида соединила эту часть со всем телом Озириса, он (Озирис, естественно) ожил, после чего убил злобного брата и стал править миром на радость добрым поселянам.
   С этим мифом египтяне связывали смену времен года и трактовали приход весны как воскресение Озириса после смерти. В честь этого события древние египтяне устраивали ежегодные праздники. Поздравляя друг друга с праздником, они провозглашали: "Озирис воскрес!".
   На этом же мифе базировался и широко распространенный в древности (в том числе и в древней Иудее) культ богини Изиды - его проявления красочно описаны Куприным в повести "Суламифь". Помните? Храмы Изиды, сообщество фанатично поклонявшихся ей жрецов, ежегодные праздники, представляющие собой пышные зрелищные мистерии, апофеозом которых было публичное самооскопление одного из жрецов с бросанием отсеченного фаллоса к подножию статуи богини, после чего оскопленный жрец приобщался к сонму избранных, входил в клерикальную элиту.
   Мудрый государственный деятель, царь древней Иудеи Соломон отчетливо понимал пагубность политеизма для единства государства и всячески препятствовал развитию религий, отличных от исповедуемой им самим и приобретаемой в связи с этим статус государственной. А потому, мотивируя свои действия гуманизмом и стремлением к общечеловеческим ценностям, он запретил человеческие жертвоприношения при осуществлении религиозных обрядов, а также самооскопления жрецов-волонтеров как обычаи дикие, варварские и неприемлемые среди цивилизованных народов.
   Народ всегда был жаден до зрелищ. А так как после этих запретов данные религии потеряли былую зрелищность, интерес к ним у народа довольно быстро пропал, и религии сии пришли в упадок. Желая поддерживать угасающий интерес паствы, жрецы культа Изиды пытались еще какое-то время проводить торжественные мистерии, посвященные воскресению Озириса. Но, поскольку самооскопления были строго запрещены, жрецы нашли выход, используя вместо "живых" фаллосов их макеты, выпекаемые из теста. Такие фаллические символы в комплекте с вареными яйцами, раскрашенными для привлекательности во все цвета радуги, щедро раздавались пастве в качестве праздничного угощения. Вкусив "тела Господня", паства как бы приобщалась к божеству.
   Увы, никакие уловки не помогут, если за дело берется крепкий государственник, твердо решивший добиться своего в деле укрепления державы. Не мытьем, так катаньем, но все мало-мальски значимые посторонние религии в Иудее были успешно изведены под корень.
   А вот с народными традициями дело оказалось сложнее. Какие религиозные (да и любые другие) реформы ни проводи, народ всегда найдет способ сохранить то, что ему по вкусу. В качестве примера можно привести языческую Масленицу, которую православная церковь сочла за лучшее уютно пристроить в свое лоно, нежели ломать копья в борьбе с ней и терять авторитет у паствы. Думается, не за горами "легализация" церковью таких праздников, как День Ивана Купала и Хэллоуин. Примером же того, к чему могут привести реформы, не учитывающие народные пристрастия, может наглядно послужить печально известная Горбачевская антиалкогольная реформа, переломившая хребет социалистической экономики.
   Так и с праздничными фаллическими символами - народ всегда найдет способ сохранить то, что ему пришлось по вкусу, уж будьте уверены. Надо полагать, создатели православия были неглупыми людьми, учитывавшими особенности менталитета своего народа и перенявшими те обряды, которые наверняка придутся по вкусу прихожанам. Творцы религий всегда создавали богов по своему образу и подобию. Поэтому не стоит возмущаться при виде протестантских пасторов, читающих проповеди в стиле рэп - народ создал своего бога по своему образу и подобию; не они первые, не они последние.
   Так вот и возник в православии обычай выпекать на Пасху куличи. Если кого-то этот факт огорчит, можно посоветовать им относиться к этому философски, рассматривая данный символ как гарантированный минимум, на получение какового от бога всегда может рассчитывать любой человек.
   Что же касается упомянутой выше рыбки, то она и поныне обитает в реках и озерах северо-восточных стран Африки и хорошо известна ихтиологам и аквариумистам своим удивительно заботливым отношением к своему потомству. Эта рыбка не только вынашивает оплодотворенные икринки во рту до появления мальков, но и "пасет" их еще долгое время, пока мальки не подрастут и окрепнут. В случае малейшей опасности рыбка раскрывает свой рот, (который благодаря богине Изиде способен увеличиваться до любых размеров) и мальки в один миг прячутся в надежном убежище.
   Вот так и получилось, что для создания пасхального кулича, помимо муки, масла и яиц понадобились древнеегипетские боги, царь Соломон и маленькая рыбка Хромис.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 4.50*18  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023