ArtOfWar. Творчество ветеранов последних войн. Сайт имени Владимира Григорьева
Рубан Николай Юрьевич
Сапоги - 4

[Регистрация] [Найти] [Обсуждения] [Новинки] [English] [Помощь] [Построения] [Окопка.ru]
Оценка: 9.10*13  Ваша оценка:


Сапоги - 4

или Индийские ПДД (Понятия Дорожного Движения)

  
   Описать дорожное движение в Индии - задача не из легких. Туристические агентства, давая информацию об аренде автомобилей, как правило, в этом вопросе предельно лаконичны: "Для этого необходимы международные водительские права и страховка. Возможен наличный расчет. Но езда на машине в Индии - занятие не для слабонервных: левостороннее движение, узкие дороги и своеобразный стиль вождения местных жителей требуют привычки, поэтому мы рекомендуем Вам брать такси с водителем (это дешевле и безопаснее)". И их можно понять - лучше предостеречь туриста от неприятностей, чем потом возиться со страховкой и терять драгоценное время туристического сезона.
   Для того, чтобы управлять автомобилем в Индии, мало быть подготовленным водителем. Надо пожить в этой стране, постараться проникнуться ее духом, и, если не понять ее (а в полной мере это невозможно, как ни старайся), то хотя бы просто принять ее такой, какой есть - спокойно и без возмущения за непохожесть на наш мир. Здесь все иное, в том числе и дорожное движение. Не лучше и не хуже, чем в других странах, просто - другое.
   Правила дорожного движения номинально существуют, но водители предпочитают пользоваться не правилами, а понятиями (и в этом мы с ними очень похожи). Об этих Понятиях Дорожного Движения и попытаюсь я рассказать.
   Начнем с дорог. Местное население традиционно рассматривает дороги как часть интерьера своего жилища и использует их для своих нужд. На дорогах расстилается для просушки выстиранное белье, раскладывается сжатый рис и кокосовая скорлупа. Проезжающий транспорт обмолачивает рис и давит скорлупу - дешево и сердито. Кстати, скорлупа - самая ценная часть кокоса, она идет на набивку самых дорогих автомобильных сидений.
   А еще дороги используются населением в качестве туалетов - вне городов, во всяком случае. Ребятишки сидят по обочинам днем, взрослые - с наступлением темноты. А что делать? Лезть в кусты, чтоб кобра за попу укусила? Нема дурных. А устраивать сортиры в сельской местности - глупо: во-первых, драгоценен каждый клочок земли, а во-вторых, в жарком влажном климате это будет рассадник инфекций.
   По дорогам гоняют скот - и совершенно без разницы, проселок ли это или скоростной хайвей. На хайвеях через каждые 50-70 километров посты дорожной службы, взимающие мзду за проезд (в среднем около доллара с легковушки).
   Поэтому нашему человеку езда по таким дорогам будет напоминать езду по большой квартире.
   Дорожные знаки. Здесь индийцы предельно демократичны и либеральны - каждое управление дорожной полиции вольно оформлять знаки так, как ему кажется целесообразным, лишь бы было на что-то похоже. Например, только в одном нашем округе Кришна, штат Андхра-Прадеш, я насчитал 12 (!) вариантов знака "извилистая дорога". В Дели встречаются знаки с перечеркнутым слоном, они размещаются на неосвещенных улицах. Слон серый, ходит без габаритов, в темноте в него легко въехать - вот и предупреждают.
   Движение левостороннее. Но имеет очень мало общего с левосторонним движением Австралии или Великобритании. Сплошь и рядом едут в противоположном направлении, и никто не возмущается - ну, а может, ему так надо, что теперь делать? Подача звуковых сигналов не запрещается, а напротив - всячески приветствуется (на большинстве грузовиков надписи на задних бортах: "Please, sound horn". При обгоне - сигналь. Поэтому сигналят все и всегда, предупреждая всех о своем приближении.
   Самый распространенный транспорт - ярко-желтые мотороллеры, имеющие обиходное название "туктук". Наверное, когда-нибудь в Индии этому туктуку поставят памятник, это было бы вполне справедливо. Недорогой, выносливый, юркий проныра, он перевозит все - от пассажиров (норма загрузки - сколько влезет, в среднем - полтора десятка) до коров. Очень экономичный (кстати, дизельный, как и почти весь транспорт в Индии, найти тут 92 бензин - проблема).
   Также не поддается никакому исчислению двухколесный транспорт - велики, мотики, мокики... Это - отдельная песня, поэма, сага - как хотите. При виде индийских студенток на скутерах у наших парней как по команде, сворачиваются шеи. И вот что я ещё думаю: а может быть, потому в Индии так редки разводы и дети так любят своих отцов, что они все вместе на мотоциклах (мотороллерах, великах) ездят? Согласитесь, когда супруга сидит сзади и обнимает мужа (и вдыхает его запах, а он ее заслоняет от ветра и чувствует спиной прикосновение ее груди) - это совсем не то, когда она сидит рядом и подкрашивает губы, нет? И если ребенок привык с младенчества в папину спину носом утыкаться и цепляться за него, как обезьянка - хочешь-не хочешь, а это в подсознании откладывается на всю жизнь.
   Грузовой транспорт загружается безо всяких норм - лишь бы рессоры в обратную сторону не выгнулись. Из-за этого нередки случаи опрокидывания грузовиков - вильнул чуть резче и готово: центр тяжести ушел, и ты в кювете.
   Водительские права здесь имеют далеко не все. Нередко эти права передаются по наследству от отца к сыну или одалживаются у родственников. Да не особенно-то они и нужны: за пол-года я ни разу не видел, чтобы дорожная полиция у кого-то их проверила. Несмотря на это, любое транспортное средство, имеющее более одной передачи, должно быть зарегистрировано и иметь номер.
   Автосервис - скажем коротко: no problem. Это вам ответят в любой автомастерской, которых тут предостаточно - хоть в крупном городе, хоть в провинции. Починить можно абсолютно все и везде, с хорошим качеством работы. Цены - как договоришься. К примеру, хороший сервис двигателя с заменой масла, фильтров и т.п. будет стоить менее 100 долл. И все это может делаться буквально "на коленке", размеры мастерской могут не превышать размера европейского сортира. А пальцы у индийских автомехаников такие, что они могут работать без инструментов. Благодаря таким мастерам техника в Индии работает до полного износа, до момента рассыпания на молекулы.
   Сигналы светофоров. Им следуют, но до определенного предела. Если красный долго не переключается на зеленый - начинают движение: разом, аккуратно и организованно - хватит дурью маяться, нам ехать надо.
   И вот при всем при этом индийцы как-то умудряются ездить, причем очень даже неплохо. Аварий на дорогах хватает, но дорожная полиция работает оперативно. Несмотря на обилие транспорта, в пробку я попадал всего дважды за пол-года: первый раз в город приезжал знаменитый киноактер Чиранджеви, чем вызвал небывалый ажиотаж среди населения, а второй раз был вызван банальным ремонтом дороги, совпавшим по времени с сезоном уборки сахарного тростника. Этот тростник перевозится всеми видами транспорта и занимает много места на дороге. Еще труднее объезжать рисовозы - грузовики со свисающими по бокам огромными мешками - эдакие гигантские хомяки на колесах.
   С индийцами, как ни странно, у нас очень много общего. В частности, у них такое же, как и у нас, скептическое отношение к средствам безопасности - пристегиваться ремнями будут, только если есть опасность попасться на глаза местному ГАИшнику. Вместо подушек безопасности, они, как и мы, предпочитают оснащать машины изображениями святых - только у нас это маленькие иконки в салоне, а они рисуют святых на бортах грузовиков - в натуральную величину, так сказать. Слон Ганеша, обезьяний царь Хануман, синекожий Кришна...
   А вот московского дорожного хамства здесь нет. Вот нет - и все. Вроде и лезут все кому куда надо, а хамства - нет. Напротив, развито взаимоуважение и забота: например, идешь на обгон грузовика. А его водитель дает тебе знак: подожди, не лезь. И точно - через пару секунд навстречу вылетает мотоциклист, которого ты не видел из-за грузовика. Как только дорога освободилась, драйвер даст тебе отмашку: давай, ехай. Можете представить такое у нас? А здесь это - норма.
   И, честно говоря, я не знаю, чему было бы труднее научиться нашему водителю - западному ли порядку и дисциплине, или же индийскому взаимоуважению.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Оценка: 9.10*13  Ваша оценка:

По всем вопросам, связанным с использованием представленных на ArtOfWar материалов, обращайтесь напрямую к авторам произведений или к редактору сайта по email artofwar.ru@mail.ru
(с) ArtOfWar, 1998-2023